Урок русского языка в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке»
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Игнатьева Татьяна Викторовна

Презентация с синтаксической пятиминуткой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_sposoby_obrazovaniya_slov_.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синтаксическая минутка А) Пора уносить ноги! закричал друзьям стоявший на страже мальчик. 1.Списать, расставляя знаки препинания. 2. Составить схему предложения. «П!» – а. 3. Есть ли в предложении фразеологизм? уносить ноги Б) Мой друг был солистом в хоре и занимался альпинизмом. 1. Списать, выполнить синтаксический разбор предложения, составить схему.

Слайд 2

Повторение Что такое словообразование? ( Словообразова́ние — образование новых слов от однокоренных слов ) Что такое морфема? (Значимая часть слова.) Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание.)

Слайд 3

Повторение Что такое приставка? Для чего она нужна? (Приставка- это значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.) Что такое суффикс? Для чего он служит? (Суффикс- это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.) Что такое корень? Для чего он служит? (Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.) Что такое окончание? Для чего оно служит? (Окончание-это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении)

Слайд 4

«Основные способы образования слов в русском языке »

Слайд 5

Исследовательская работа + (Суффиксальный способ словообразования) + (Приставочный способ словообразования) + + (Приставочно-суффиксальный способ словообразования) Лес ок Пере лесок Снег Под снеж ник

Слайд 6

ИК СТОЛ СТОЛ Суффиксальный способ Словообразовательная модель: стол ик стол Словообразовательный разбор: ик + стол

Слайд 7

смелый Приставочный способ Словообразовательная модель: Словообразовательный разбор: ЫЙ смел ЫЙ смел не несмелый не + смелый

Слайд 8

и закон ть у Приставочно-суффиксальный способ Словообразовательная модель: у + закон и ть закон Словообразовательный разбор у закон и ть

Слайд 9

Бессуффиксный способ Словообразовательная модель : поднос и поднос Словообразовательный разбор : и - поднос ТЬ подносить поднос

Слайд 10

Схематический диктант Задание: не записывая слов, составьте их схемы. Например: зорька Грибника Ручной Комариный Берёзовый Подорожник

Слайд 12

Работа с учебником

Слайд 13

Сложение слов и сложение основ – образование слов, имеющих несколько корней 1. Сложение основ : лес + степь = лес о степь снег + падать = снег о пад 2. Сложение части основы с целым словом: Физическая культура – физкультура Педагогический совет – педсовет 3. Сложение слов: Плащ-палатка Генерал-майор

Слайд 14

Сложение слов и сложение основ – образование слов, имеющих несколько корней Образование сложносокращенных слов и аббревиатур: МГУ Универсам МОУ СМИ

Слайд 15

Переход одной части речи в другую Заводская столовая (сущ.) – столовая (прил.) комната. Гостиная(сущ.) – гостиная (прил.) комната.

Слайд 16

Цифровой диктант Определите способ образования слов, записывая цифры: 1 – приставочный способ, 2 – суффиксальный, 3 – приставочно-суффиксальный, 4 – бессуффиксный .

Слайд 17

Ключ 1, 3, 3, 1, 4, 4, 1, 2, 2, 4. Развесёлый (прист.), бездонный (прист.-суффикс.), безбилетник (приставочно-суффикс.), предгрозовой ( приставоч .), удар ( бессуффиксн ), переход( бессуфс .), подводный (пристав.), водный (суффикс.), домик (суффикс.), насыпь ( бессуф .)

Слайд 18

Объяснительный диктант 1.Интересная про(ф, фф )е(с, сс ) ия – лес…вод. 2.П…р…ход благополучно миновал мель. 3. Хор…воды звёзд спл … тались на д… лёком неб…склоне

Слайд 19

Домашнее задание Выучить способы образования слов (используя правило в учебнике и записи в тетради для правил). Подготовить карточку, включив в неё 10 слов, образованных разными способами.

Слайд 20

Дополнительные упражнения Страница 97, упражнение 171 , Страница 97, упражнение 172 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета  «Русский язык» 5 класс основного общего образования       на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с Ф...

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке» ( В соответствии с требованиями ФГОС).

Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная  :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 9 класс основное общее образование

Рабочая учебная  программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего образования Министерства образования Российской Федерации...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 8 класс основное общее образование

Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего образования Министерства образования Российской Федерации....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «ПОДГОТОВКА К УСТНОЙ ЧАСТИ ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» 9 КЛАСС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рабочая программа по электиному курсу "Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 9в класс (основное общее образование) Количество часов:105

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо русскому языку9в класс(основное общее образование)Количество часов:105...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА для 6 класса по русскому языку по теме «Основные способы словообразования в русском языке. Виды морфем.»

Тема : Основные способы словообразования в русском языке. Виды морфем.Цель: повторение и обобщение  знаний о морфемах, роли морфем в словообразовании.Цель учащихся: умение  находить морфемы ...