Русский язык. Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Урок-практикум
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Абрамова Ирина Петровна

Повторительно-обобщающий урок. Урок-практикум. Урок расчитан на активно работающий класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока  русского языка в 6 классе

Тема:

 «Правописание гласных в  

приставках ПРЕ- и ПРИ-»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний,

умений, навыков.

Форма урока: урок-  практикум.

 

                                                                                Автор разработки:

          Абрамова Ирина Петровна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории  

Воеводское - 2013

 

Цели:

  1. обобщить и систематизировать знания о правописании приставок пре- и при-; углубить понимание условий правильного выбора букв е , и в приставках пре-, при-;
  2. развивать умения делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость;
  3. воспитывать положительное отношение к знаниям.

Оборудование:  видеопроектор, экран, компьютер,  информационные карточки «Созвучные слова», карточки со значением приставок пре- и при-, учебник русского языка для 6 класса. 

Вид урока:  комбинированный

 

Ход урока:

     I.Организационный момент. Слово учителя.

Ребята, здравствуйте. Присаживайтесь. Послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю, и ответьте на вопросы.

Не привыкайте к чудесам, –

Дивитесь им, дивитесь.

Не привыкайте к небесам

Глазами к ним тянитесь,

Приглядывайтесь к облакам,

 Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам, –

Ничто не повторится!

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так – и все не так

через одно мгновенье!

(Слова с ПРИ: привыкайте, приглядывайтесь, прислушивайтесь, прикладывайтесь)

II. Определение задач урока совместно с учащимися.

-  Ребята, сегодня у нас урок повторения и обобщения знаний по теме «Правописание гласных   в приставках ПРЕ- и  ПРИ-». Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока.

-  Как вы думаете, что мы должны сделать сегодня на уроке, чтобы в дальнейшем не ошибиться в правописании гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- ?

(Повторить и закрепить знания о правописании приставок пре- и при- )

  1. Проверка домашнего задания.

 - Проверим, насколько каждый из вас научился правописанию гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Проверим домашнее задание (упр. 161).

Приглядеться, приспособить, присутствовать, пререкаться, признать, приучиться, пренебрегать, припомнить, примерять, прицепиться, примирять.

  1. Повторение изученного материала.

1. Обратите внимание на экран: перед вами слова с пропущенной буквой: сдавать, расчистить, безвкусный, надписать, отдавать, разрастается, прибежать, преогромный, присесть, бессильный, преломить.    

Что такое приставка? Какие группы приставок нам с вами известны? Спишите слова, вставляя буквы и распределяя их на три группы в зависимости от правописания. Объясните графически выбор приставки.

Проверим работу.

Назовите слова первой группы и их приставки (Сбежать, надписать, отдавать).
-Почему эти приставки неизменяемые?
- Назовите слова
второй группы. Объясните выбор З-С в приставках. Сделайте вывод о правописании приставок на –З, -С.

И к третьей группе относятся слова со смысловыми приставками ПРИ и ПРЕ. Почему эти приставки можно так назвать?

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о правописании приставок ПРЕ и ПРИ.

Давайте вспомним, когда мы пишем приставку ПРЕ, а когда – ПРИ? (учащиеся рассказывают правило).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Физкультминутка «Приставочки».
(Учитель называет слова с приставками пре- или при-, учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова)

А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться, руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так стоять.
А теперь присесть, привстать, принагнуться, снова приосаниться да призадуматься: «А ведь преинтересный урок у нас получился!»
 И снова присесть на стул и прислушаться к новому заданию.

2.Сейчас мы поиграем в игру «Кармашки» (доска разделена учителем на несколько столбиков – «карманчиков»): я буду диктовать слова, а вы должны определить, в какой столбик писать слово, и записать его (дети по очереди подходят к доске и записывают слово в тот или иной столбик): преинтересный, приостановить, придорожный, преломление, пришкольный, приподнять, прескучный, прибыть, привязать, приспособить, преграда, прискакать, прибить, преодолеть.

Мы распределили слова по разным столбикам-кармашкам. Один из карманчиков не назван. Как мы можем его назвать (слова с неясным значением или словарные слова). Почему?

3.Объяснительный диктант. На экране даны слова с неясным значением (слова (из рамочек в учебнике), при написании которых  учащиеся испытывают трудности.) В словах пропущены буквы И и Е. Учащиеся списывают слова самостоятельно, затем, обменявшись тетрадью с соседом по парте, проверяют правильность написания слов по учебнику.

4. Слова где при – часть слова. Но помимо слов с ясным значением и неясным значением есть ещё слова… какие? (где приставка слилась с корнем) Написание таких слов также нужно запомнить. Выйти к доске и написать их по памяти. (привет, пример, природа, причина, приключение, прилежный, приятный).

V. Работа с учебником. Наблюдение.

На этом сюрпризы в написании слов с ПРЕ и ПРИ не закончились. Откройте учебник на странице 72, посмотрите на слова в рамочке (притворить - претворить).

- Прочитаем вслух эти слова. Пронаблюдаем, что необычного в данных парах слов?

(В данных словах (созвучных) употребляются  сочетания ПРИ- и ПРЕ- (либо приставка, либо часть корня), эти слова отличаются написанием только одной буквы И или Е и  значениями).

 Задание:

 - С помощью информационных карточек составьте с данными парами слов предложения, не забудьте учитывать значение самого слова.

(Задание выполняется по рядам, у каждого на парте информационная  карточка) 

 Придать – усилить, прибавить.

 

 Предать – отдать, изменить, выдать.

 

 Прибывать –

1) прийти, приехать.

2) увеличиться.  

 Пребывать – находиться где-нибудь

или в каком-нибудь состоянии.

 

 Приступить – подступить или начать.

 

 Преступить – самовольно нарушить,

отступить.  

 Приклоняться – наклоняться, пригибаться.

 

 Преклоняться – чувствовать глубокое

уважение, восхищение. 

Призреть - позаботиться о ком-нибудь.

Презреть - выразить презрение.

VI. Итоги урока

- Наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итоги. Что нам удалось сегодня сделать?   (Повторили правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-, закрепили наши знания, выполняя различные виды работ). Выполнили ли мы то, что намечали? Поделитесь своими впечатлениями.

Продолжите фразу: «сегодня на уроке…»
- Ребята, я тоже хочу поделиться своими впечатлениями и закончить эту фразу. Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).

Домашнее задание: упражнение 162.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тридцатое октября Классная работа Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-.

Слайд 2

Пр и глядеться, пр и способить, пр и сутствовать, пр е рекаться, пр и знать, пр и учиться, пр е небрегать, пр и помнить, пр и мерять, пр и цепиться, пр и мирять.

Слайд 3

(З,С) давать, (раз, рас) чистить, (без, бес) вкусный, (над, нат) писать, (от , ад) давать, (раз, рас) растается, (при, пре) бежать, (при, пре) огромный, (при, пре) сесть, (без, бес) сильный, (при, пре) ломить.

Слайд 4

Приставки на -з,-с Неизменяемые приставки без – (бес–) воз – (вос–) вз – (вс–) из – (ис–) низ – (нис–) раз – (рас–) через – (черес–) пре – при – в– (во–), вы–, вне–, до–, за–, меж–, на–, над–(надо–), о–, об–(обо–), от–(ото–), по–,под–(подо–), пере–, пра–, пред–(предо–), с–(со–),сверх–, у– и др. ,, Смысловые ” приставки

Слайд 5

Неизменяемые приставки с давать над писать от давать Приставки на – з,– с рас чистить без вкусный раз растается бес сильный – з перед звонким – с перед глухим ? ,,Смысловые ” приставки пр…бежать пр…огромный пр…сесть пр…ломить Пишутся Всегда одинаково, независимо от произношения

Слайд 6

Пр..казать, пр..готовить, пр..кратить, пр..образовать, пр..гласить, пр..сутствовать, пр..обрести, пр..годиться, пр..мирять, пр..смотреться, пр..одолеть.

Слайд 7

Придать – усилить, прибавить. Прибывать – 1) прийти, приехать. 2) увеличиться. Приступить – подступить или начать. Приклоняться – наклоняться, пригибаться. Призреть - позаботиться о ком-нибудь. Предать – отдать, изменить, выдать. Пребывать – находиться где-нибудь или в каком-нибудь состоянии. Преступить – самовольно нарушить, отступить. Преклоняться – чувствовать глубокое уважение, восхищение. Презреть - выразить презрение.

Слайд 8

Сегодня на уроке Я понял, что … Было трудно … Было интересно …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Правописание гласных в приставках при- и пре-".

Урок закрепления правописания гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-. (С применениме современных обучающих структур)...

конспект урока по русскому языку "Правописание слов с приставками" 2 класс

Формировать у обучающихся умение писать приставки с буквой а....

Урок русского языка "Правописание гласных и согласных в приставках" (5 класс)

Цель урока:Образовательная: дать понятие об изменяемых и неизменяемых приставках; развивать умения различать близкие по звучанию, но разные по значению и написанию слова; обогащать словарный запас уча...

Разработка урока по русскому языку "Правописание гласных и согласных в приставках" 5 класс

Разработка урока по русскому языку "Правописание гласных и согласных в приставках" 5 класс...

Урок русского языка. Тема: "Гласные в приставках пре- и при-". 6 класс

Урок изучения нового материалаТехнологии: здоровьесбережения, педагогика сотрудничества, критического мышления, коллективная деятельность. Методы и формы работы: частично-поисковый, парная, беседа, ра...