Русский язык. Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Урок-практикум
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Повторительно-обобщающий урок. Урок-практикум. Урок расчитан на активно работающий класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРЕ- и ПРИ-. Конспект урока | 28.84 КБ |
ПРЕ- и ПРИ-. Презентация к уроку | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе
Тема:
«Правописание гласных в
приставках ПРЕ- и ПРИ-»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний,
умений, навыков.
Форма урока: урок- практикум.
Автор разработки:
Абрамова Ирина Петровна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Воеводское - 2013
Цели:
- обобщить и систематизировать знания о правописании приставок пре- и при-; углубить понимание условий правильного выбора букв е , и в приставках пре-, при-;
- развивать умения делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать положительное отношение к знаниям.
Оборудование: видеопроектор, экран, компьютер, информационные карточки «Созвучные слова», карточки со значением приставок пре- и при-, учебник русского языка для 6 класса.
Вид урока: комбинированный
Ход урока:
I.Организационный момент. Слово учителя.
Ребята, здравствуйте. Присаживайтесь. Послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю, и ответьте на вопросы.
Не привыкайте к чудесам, –
Дивитесь им, дивитесь.
Не привыкайте к небесам
Глазами к ним тянитесь,
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам, –
Ничто не повторится!
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так – и все не так
через одно мгновенье!
(Слова с ПРИ: привыкайте, приглядывайтесь, прислушивайтесь, прикладывайтесь)
II. Определение задач урока совместно с учащимися.
- Ребята, сегодня у нас урок повторения и обобщения знаний по теме «Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-». Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока.
- Как вы думаете, что мы должны сделать сегодня на уроке, чтобы в дальнейшем не ошибиться в правописании гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- ?
(Повторить и закрепить знания о правописании приставок пре- и при- )
- Проверка домашнего задания.
- Проверим, насколько каждый из вас научился правописанию гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Проверим домашнее задание (упр. 161).
Приглядеться, приспособить, присутствовать, пререкаться, признать, приучиться, пренебрегать, припомнить, примерять, прицепиться, примирять.
- Повторение изученного материала.
1. Обратите внимание на экран: перед вами слова с пропущенной буквой: сдавать, расчистить, безвкусный, надписать, отдавать, разрастается, прибежать, преогромный, присесть, бессильный, преломить.
Что такое приставка? Какие группы приставок нам с вами известны? Спишите слова, вставляя буквы и распределяя их на три группы в зависимости от правописания. Объясните графически выбор приставки.
Проверим работу.
Назовите слова первой группы и их приставки (Сбежать, надписать, отдавать).
-Почему эти приставки неизменяемые?
- Назовите слова второй группы. Объясните выбор З-С в приставках. Сделайте вывод о правописании приставок на –З, -С.
И к третьей группе относятся слова со смысловыми приставками ПРИ и ПРЕ. Почему эти приставки можно так назвать?
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о правописании приставок ПРЕ и ПРИ.
Давайте вспомним, когда мы пишем приставку ПРЕ, а когда – ПРИ? (учащиеся рассказывают правило).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Физкультминутка «Приставочки».
(Учитель называет слова с приставками пре- или при-, учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова)
А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться, руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так стоять.
А теперь присесть, привстать, принагнуться, снова приосаниться да призадуматься: «А ведь преинтересный урок у нас получился!»
И снова присесть на стул и прислушаться к новому заданию.
2.Сейчас мы поиграем в игру «Кармашки» (доска разделена учителем на несколько столбиков – «карманчиков»): я буду диктовать слова, а вы должны определить, в какой столбик писать слово, и записать его (дети по очереди подходят к доске и записывают слово в тот или иной столбик): преинтересный, приостановить, придорожный, преломление, пришкольный, приподнять, прескучный, прибыть, привязать, приспособить, преграда, прискакать, прибить, преодолеть.
Мы распределили слова по разным столбикам-кармашкам. Один из карманчиков не назван. Как мы можем его назвать (слова с неясным значением или словарные слова). Почему?
3.Объяснительный диктант. На экране даны слова с неясным значением (слова (из рамочек в учебнике), при написании которых учащиеся испытывают трудности.) В словах пропущены буквы И и Е. Учащиеся списывают слова самостоятельно, затем, обменявшись тетрадью с соседом по парте, проверяют правильность написания слов по учебнику.
4. Слова где при – часть слова. Но помимо слов с ясным значением и неясным значением есть ещё слова… какие? (где приставка слилась с корнем) Написание таких слов также нужно запомнить. Выйти к доске и написать их по памяти. (привет, пример, природа, причина, приключение, прилежный, приятный).
V. Работа с учебником. Наблюдение.
На этом сюрпризы в написании слов с ПРЕ и ПРИ не закончились. Откройте учебник на странице 72, посмотрите на слова в рамочке (притворить - претворить).
- Прочитаем вслух эти слова. Пронаблюдаем, что необычного в данных парах слов?
(В данных словах (созвучных) употребляются сочетания ПРИ- и ПРЕ- (либо приставка, либо часть корня), эти слова отличаются написанием только одной буквы И или Е и значениями).
Задание:
- С помощью информационных карточек составьте с данными парами слов предложения, не забудьте учитывать значение самого слова.
(Задание выполняется по рядам, у каждого на парте информационная карточка)
Придать – усилить, прибавить.
| Предать – отдать, изменить, выдать.
|
Прибывать – 1) прийти, приехать. 2) увеличиться. | Пребывать – находиться где-нибудь или в каком-нибудь состоянии.
|
Приступить – подступить или начать.
| Преступить – самовольно нарушить, отступить. |
Приклоняться – наклоняться, пригибаться.
| Преклоняться – чувствовать глубокое уважение, восхищение. |
Призреть - позаботиться о ком-нибудь. | Презреть - выразить презрение. |
VI. Итоги урока
- Наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итоги. Что нам удалось сегодня сделать? (Повторили правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-, закрепили наши знания, выполняя различные виды работ). Выполнили ли мы то, что намечали? Поделитесь своими впечатлениями.
Продолжите фразу: «сегодня на уроке…»
- Ребята, я тоже хочу поделиться своими впечатлениями и закончить эту фразу. Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).
Домашнее задание: упражнение 162.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пр и глядеться, пр и способить, пр и сутствовать, пр е рекаться, пр и знать, пр и учиться, пр е небрегать, пр и помнить, пр и мерять, пр и цепиться, пр и мирять.
(З,С) давать, (раз, рас) чистить, (без, бес) вкусный, (над, нат) писать, (от , ад) давать, (раз, рас) растается, (при, пре) бежать, (при, пре) огромный, (при, пре) сесть, (без, бес) сильный, (при, пре) ломить.
Приставки на -з,-с Неизменяемые приставки без – (бес–) воз – (вос–) вз – (вс–) из – (ис–) низ – (нис–) раз – (рас–) через – (черес–) пре – при – в– (во–), вы–, вне–, до–, за–, меж–, на–, над–(надо–), о–, об–(обо–), от–(ото–), по–,под–(подо–), пере–, пра–, пред–(предо–), с–(со–),сверх–, у– и др. ,, Смысловые ” приставки
Неизменяемые приставки с давать над писать от давать Приставки на – з,– с рас чистить без вкусный раз растается бес сильный – з перед звонким – с перед глухим ? ,,Смысловые ” приставки пр…бежать пр…огромный пр…сесть пр…ломить Пишутся Всегда одинаково, независимо от произношения
Пр..казать, пр..готовить, пр..кратить, пр..образовать, пр..гласить, пр..сутствовать, пр..обрести, пр..годиться, пр..мирять, пр..смотреться, пр..одолеть.
Придать – усилить, прибавить. Прибывать – 1) прийти, приехать. 2) увеличиться. Приступить – подступить или начать. Приклоняться – наклоняться, пригибаться. Призреть - позаботиться о ком-нибудь. Предать – отдать, изменить, выдать. Пребывать – находиться где-нибудь или в каком-нибудь состоянии. Преступить – самовольно нарушить, отступить. Преклоняться – чувствовать глубокое уважение, восхищение. Презреть - выразить презрение.
Сегодня на уроке Я понял, что … Было трудно … Было интересно …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Правописание гласных и согласных в корне слова"
Урок русского Обобщение знаний...
Конспект урока русского языка "Правописание гласных в приставках при- и пре-".
Урок закрепления правописания гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-. (С применениме современных обучающих структур)...
конспект урока по русскому языку "Правописание слов с приставками" 2 класс
Формировать у обучающихся умение писать приставки с буквой а....
Урок русского языка "Правописание гласных и согласных в приставках" (5 класс)
Цель урока:Образовательная: дать понятие об изменяемых и неизменяемых приставках; развивать умения различать близкие по звучанию, но разные по значению и написанию слова; обогащать словарный запас уча...
Разработка урока по русскому языку "Правописание гласных и согласных в приставках" 5 класс
Разработка урока по русскому языку "Правописание гласных и согласных в приставках" 5 класс...
Урок русского языка. Тема: "Гласные в приставках пре- и при-". 6 класс
Урок изучения нового материалаТехнологии: здоровьесбережения, педагогика сотрудничества, критического мышления, коллективная деятельность. Методы и формы работы: частично-поисковый, парная, беседа, ра...
04.05.2020 МЖКХ1 русский язык правописание гласных и согласных в приставках
изучить материал, выполнить задание...