Урок русского языка "Правописание гласных и согласных в приставках" (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Аверина Надежда Петровна

Цель урока:

Образовательная: дать понятие об изменяемых и неизменяемых приставках; развивать умения различать близкие по звучанию, но разные по значению и написанию слова; обогащать словарный запас учащихся;

закрепить навык осознанного письма; научить применять данное правило в устной и письменной речи.

Развивающая: развивать мыслительные процессы для нахождения правильного решения и связную монологическую речи; развивать орфографическую зоркость;

Воспитательная: способствовать формированию ответственного отношения к учебному труду, успешно преодолевать трудности, настраиваться на успех в любом деле, навыков сотрудничества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pravopisanie_glasnyh_i_soglasnyh_v_pristavkah.zip2.58 МБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: Русский язык

Класс:  

Тема урока:     Правописание гласных и согласных в приставках.

Тип урока:  Урок усвоения новых знаний.

Цель урока:

Образовательная: дать понятие об изменяемых и неизменяемых приставках; развивать умения различать близкие по звучанию, но разные по значению и написанию слова; обогащать словарный запас учащихся;

закрепить навык осознанного письма; научить применять данное правило в устной и письменной речи.

Развивающая: развивать мыслительные процессы для нахождения правильного решения и связную монологическую речи; развивать орфографическую зоркость;

Воспитательная: способствовать формированию ответственного отношения к учебному труду, успешно преодолевать трудности, настраиваться на успех в любом деле, навыков сотрудничества.

Основные термины и понятия: Орфограмма-буква, приставка

Образовательные ресурсы: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку; учебник «Русский язык» для 5 класса авт. кол-ва Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. (М: Просвещение, 2015)

Планируемые результаты:

Личностные:

  • понимание необходимости изучения темы,её применения в жизни.
  • стремление к речевому совершенствованию
  • пополнение словарного запаса

способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и достигнуть её; самоанализ, рефлексивное мышление, самооценка; продуктивное взаимодействие (пары, группы учеников).

  • познавательные: анализ и извлечение необходимой информации выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений,попытка грамотного изложения своих мыслей;
  • регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу,осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;
  • коммуникативные: умение аргументировать своё мнение , приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные: усвоение учащимися правописания гласных и согласных в приставках

Ход урока:

1 слайд

  1. Мотивация.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Настроение хорошее? Улыбнись всем. А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу. Начинаем урок!

2 слайд

  1. Минутка-настроение.

Сегодняшнее настроение нам создадут строки удивительного русского поэта С.Есенина, которое, я думаю, вам также понравится, как и мне.

Колокол дремавший

Ра…будил поля

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

П...неслись удары

К синим небесам

Звонко ра…дается

 Голос по лесам.

 Тихая долина ..гоняет        сон Где-то за дорогой

 З...мирает звон.

- Понравилось вам это стихотворение?

    1.Прочитайте выразительно.

    2. Назовите грамматические основы.

    3.Вставьте пропущенные буквы.

    4. В каких частях слова (морфемах) пропущены буквы?

    5. Как выдумаете, почему?

    6. О чём мы будем говорить на уроке?

    7. Запишите число и тему урока.

III. Актуализация знаний.

Беседа о приставках.

3 слайд

IV. «Мозговой штурм».

Игра «Змейка»

(Играют три команды по рядам: 1- приставка, 2 – корень, 3 суффикс)

  1. Запишите любое слово, обозначив ту часть слова, с которой работает команда.

Образец.

  1. Сбежать
  2. Сосновый
  3. Лучок.

V. Работа по теме урока.

       1. Обратимся к учебнику.

  2. Беседа. 

Можно ли проверить правописание приставок? Все зависит от того, изменяемые приставки или неизменяемые. Большинство приставок, кроме приставок на –з, -с и приставок пре-, при-, пишутся одинаково независимо от их произношения, и их правописание можно проверить

4 слайд

Гла́сные и согла́сные в приста́вках (В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и другие) пи́шутся одина́ково незави́симо от произноше́ния.

5 слайд

VI. Первичное закрепление.

Надколоть – надорвать, надрубить;

Подпилить – подождать, поднимать; п`одпол;

Промахнуться пр`омах и т.д.

6 слайд

VII.  Самостоятельная работа.

Зада́ние: вы́пиши в тетра́дь слова́, кото́рые соотве́тсвуют схе́ме приста́вка+ко́рень+су́ффикс+оконча́ние

Приго́рок, доро́жка, безо́блачный (день), прибежа́ла,  расска́з, ска́зка, при́сказка, перево́зчик.

7-8 слайд

VIII. Включение нового.

1. Выполнение упр.433.

9 слайд

               Физкультминутка.

Вы, наверное, устали. Проведем зарядку.

  • Встали. Расправили плечи, выпрямили спину. Повернули голову вправо, потом влево. Опустили голову вниз, потом откинули назад. Вытянули руки вперед, подняли вверх, опустили. Повернулись друг к другу и улыбнулись.

10 слайд

2. Творческая работа «Как работает приставка»

Напиши все приставки, с помощью которых можно образовать слова от глагола ДУМАТЬ.

11 слайд

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставок

Образуются слова.

12 слайд

3. Проверочная работа «Определи, где приставка, а где предлог»

13 слайд

IX. Закрепление изученного материала.

1. Объяснительный диктант.

                                                14 слайд

Вста́вь пропу́щенные бу́квы. Упр.436.

Уваже́ние тру́дно з..рабо́тать, но легко́ п..теря́ть.

Хоть в пень колотить, лишь бы день пр..води́ть. Ему дай яичко, да ещё и ..блу́пленное. За пирого́м и ча́ем и мы не по..кача́ем. Уме́й взять, уме́й и о..да́ть. С ло́дырем п..ведёшься – го́ря н..берёшься. На́скоро де́лать – п..реде́лывать.

2. Творческая работа.

15 слайд

Исправь́ оши́бки.

Ма́льчик дашёл до шко́лы.  Па́па Ка́рло абтеса́л поле́но.

Учи́тельница вашла́ в класс. Де́душка натпили́л бревно́.

Ма́ма потши́ла пла́тье. Ба́бушка зовари́ла чай.

X. Рефлексия

16 слайд

17 слайд

XI. Домашнее задание.

18 слайд

Упр. 434, 435

19 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд "Пробелы в тексте" к уроку русского языка в 5 классе "Правописание гласных и согласных в приставках" (HotPotatoes 6)

Кроссворд "Пробелы" составлен по тексту М. М. Пришвина "Дятел" с использованием программы HotPotatoes 6....

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание гласных и согласных в приставках».

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Правописание гласных и согласных в приставках"...

Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание гласных и согласных в приставках"

конспект урока по ФГОС, с УУД, учебник 4 кл. по системе Л.В. Занкова...

Конспект урока русского языка "Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок", 10 класс

Конспект урока русского языка "Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок", 10 класс...

План - конспект урока: Тема: "Правописание гласных и согласных в приставках»

Цели урока:  Образовательные:  Обучение правильному написанию безударных гласных в приставках;    Повышение уровня общей образованности учащихся;    ...

Презентация к уроку русского языка "Позиционные чередования согласных звуков" (5 класс)

Презентация к уроку русского языка "Позиционные чередования согласных звуков" (5 класс)...