Рабочая учебная программа курса «Русский язык» для 7 класса
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) по теме
рабочая учебная программа по русскому языку 7 класс к учебнику Ладыженской и календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа и ктп 7 класс русский язык | 82.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа
курса «Русский язык»
для 7 класса
Пояснительная записка.
Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.
Программа предусматривает решение следующих задач учебной деятельности:
1.Формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:
1.1 Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
1.2 Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными задачами работы по русскому языку являются развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии,, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
- сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил;
- перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
В 7 классе предметом изучения являются морфология, орфография, культура речи.
Предусмотрены вводный урок о языке, уроки для повторения в начале, конце года. Специально выделены часы на развитие связной речи, рассредоточенные в течение всего года.
Основными направлениями работы являются:
- изучение теории в практической деятельности;
- формирование навыков грамотного письма;
- совершенствование умений и навыков, приобретённых ранее, - тщательный анализ ошибок учащихся, - развитие речи учащихся по овладению нормами русского литературного языка, обогащению словарного запаса, грамматического строя речи, формированию умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы, поэтому на уроках реализуются межпредметные связи с литературой, иностранными языками, историей, географией, биологией, музыкой, изобразительным искусством.
В целях реализации рабочей программы необходимо применять в обучении следующие методики и технологии:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- система инновационной оценки «портфолио»;
- технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).
Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2009-2010 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 379 от 09.12.2008 г.
Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений под редакцией Н.М. Шанского,соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Научный редактор – акад. РАО Н.М.Шанский - М.,2008.) и рассчитана на 170 часов.
В рабочей программе предусмотрены контрольные тесты и уроки по обучению лингвистическому сочинению в целях подготовки к ГИА-9.
Содержание программы
VII КЛАСС (170ч)
Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ
(12 ч + 2 ч)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Причастие
(25 ч + 6 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причас тия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в па дежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах дей ствительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда-
тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при-
несены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовы-
вать причастия с определяемыми существительными, строить предложе-
ния с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языко-
вые особенности (в том числе специальные «портретные» слова).
Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Вы-
борочное изложение текста с описанием внешности. Описание
внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие
(10 ч + 2 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричас тия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Тексто образующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совер шенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным обо-
ротом.
III. Рассказ по картине.
Наречие
(28 ч + 6 ч)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях
на -о и -е.
Буквы о и в после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипя щих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его
языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием
действий.
Категория состояния
(4 ч + 2 ч)
I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
П. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)
Предлог
(11 ч + 2 ч)
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль
предлогов в предложении. Непроизводные и производные предло-
ги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение
правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря,
согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рас-
сказ на основе увиденного на картине.
Союз
(16 ч + 2 ч)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль
союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы
сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соеди-
нительные, разделительные и противительные. Употребление
сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; упо-
требление подчинительных союзов в сложном предложении. Тек-
стообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица ми и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языко-
вые особенности.
Частица
(18 ч + 4 ч)
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль
частиц в предложении. Формообразующие и смысловые части-
цы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова
(4 ч)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях.
Интонационное выделение междоме тий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ
(12 ч + 2 ч)
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
I. Учащиеся должны знать определения основных изучен
ных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, (
орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои
ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VII класса учащиеся должны овладеть сле
дующими умениями и навыками:
- производить морфологический разбор частей речи, изучученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с при частным и деепричастным оборотами (в простейших случаях, а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах и ченного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с и изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Перечень рекомендуемой литературы.
УМК
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс/Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский - М. Просвещение, 2012.
Для учителя
Обязательная
- Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку;
- Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения;
- Концепция модернизации Российского образования;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Русский язык.
- Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Учебное издание. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.;
- Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 7 классе: 4-е изд.-М.:Просвещение, 2007.
Дополнительная
- Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.;
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов.- 4-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз.,1985.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
Для учащихся
Дополнительная
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
- Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985
- Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь.
- Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка».
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета».
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий.
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ.
Авторы программы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.
ВСЕГО: 170 ЧАСОВ (из расчета 5 часов в неделю)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Учебный материал | Дата проведения | Примечания |
ВВЕДЕНИЕ (1ч.)
| |||||
1. | Русский язык как развивающееся явление | Содержание УМК. Русский язык – один из славянских языков. Развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа. Учебное исследование. |
| ||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ (12+2)
| |||||
2. | Синтаксис и пунктуация | Синтаксис и пунктуация. Словосочетания и их состав. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Состав предложения. Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения. | |||
3. | Синтаксис и пунктуация
| Синтаксис и пунктуация. Словосочетания и их состав. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Состав предложения. Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения. Знаки препинания в простых и сложных предложениях. Синтаксический разбор предложений и словосочетаний. Составление предложений по схемам. | |||
4 | Лексика и фразеология. | Лексика и фразеология. Лексическое значение слов. Синонимы. Омонимы. Антонимы. Фразеологизмы. Толковые словари. Учебное исследование. | |||
5. | Фонетика и орфография
| Фонетика и орфография. Фонетический состав слов. Орфограмма-буква. Звуковое значение букв. Работа с таблицами «Безударная гласная в корне слова», «Гласная после шипящих в разных частях слова». Учебное исследование. | |||
6. | Фонетика и орфография | ||||
7. | Словообразование и орфография
| Словообразование и орфография. Состав слова. Морфемный и словообразовательный разбор. Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Орфограммы в разных частях слов. | |||
8. | Словообразование и орфография | ||||
9. | Морфология и орфография | Морфология и орфография. Морфологические признаки частей речи. Морфологический разбор слов. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Местоимение. Учебное исследование. | |||
10. | Морфология и орфография
| Морфология и орфография. Морфологические признаки частей речи. Морфологический разбор слов. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Местоимение. Учебное исследование | |||
11. | Морфология и орфография | ||||
12. | К.Р. № 1. Контрольный диктант (45 мин.) (стартовый) | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | |||
13 | Анализ контрольного диктанта | Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы. | |||
14. | Р. Р. Текст | Текст. Абзац. Средства связи предложений в тексте. Типы речи и их признаки. | |||
15. | Р. Р. Стили литературного языка. | Стиль речи ( художественный, разговорный, научный, деловой). | |||
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПРИЧАСТИЕ. (25+6) | |||||
16. | Причастие как часть речи | Морфология. Причастие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастия. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Морфологический разбор глагола и прилагательного. | |||
18. | Р.р. Публицистический стиль | Публицистика. Публицистический стиль речи. Воздействие на публику – основная задача публицистического стиля. | |||
19. | Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий | Склонение причастий. Условия выбора гласных в безударных падежных окончаниях причастий. Употребление причастий в речи. Грамматические разборы. | |||
20. | Причастный оборот | Причастный оборот. Место причастного оборота по отношению к определяемому слову. | |||
21. | Выделение причастного оборота запятыми. | Причастный оборот. Место причастного оборота по отношению к определяемому слову. Пунктуация в предложениях с причастным оборотом. Орфоэпические нормы. Синтаксический разбор предл-ий. Конструирование предложений с причастными оборотами. | |||
22. | Р.р. Описание внешности человека | Описание как тип речи. Описание внешности человека. Словесный портрет. Элементы внешней характеристики человека. | |||
23. | Действительные и страдательные причастия | Действительные и страдательные причастия. Значение и употребление действительных и страдательных причастий | |||
24. | Краткие и полные страдательные причастия | Страдательные причастия. Полная и краткая форма страдательных причастий. Изменение и синтаксическая роль кратких страдательных причастий. Орфоэпические нормы. | |||
25. | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | Действительные причастия настоящего времени. Образование действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени | |||
26. | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | Действительные причастия настоящего времени. Образование действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени | |||
27. | Действительные причастия прошедшего времени | Действительные причастия прошедшего времени. Образование действительных причастий прошедшего времени. Правописание гласных перед суффиксами действительных причастий прошед. времени | |||
28. | Р.р. Обучающее изложение | Тема, основная мысль и план текста. Ключевые слова (причастия), передающие основную мысль текста. Изложение с изменением лица рассказчика. | |||
29 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | Страдательные причастия настоящего времени. Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | |||
30. | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | Страдательные причастия настоящего времени. Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | |||
31. | Страдательные причастия прошедшего времени. | Страдательные причастия прошедшего времени. Образование страдательных причастий прошедшего времени. Употребление причастий в речи. Закрепление правила правописания Н-НН в прил-х | |||
32. | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях | Правописание гласных перед Н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени | |||
33. | Одна и две буквы нв суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных | Способы различения страдательных причастий прошед. времени и прил-х, образованных от глаголов. Правописание Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прил-ных. Устный рассказ на лингвистическую тему. | |||
34. | Одна и две буквы нв суффиксах страдательных причастий прош. времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных | Способы различения страдательных причастий прошед. времени и прил-х, образованных от глаголов. Правописание Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прил-ных. | |||
35. | Одна и две буквы нв суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных. | Краткие прилагательные, образованные путем перехода причастий в прилагательные. Правописание Н-НН в суффиксах страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | |||
36. | Одна и две буквы нв суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных. | Краткие прилагательные, образованные путем перехода причастий в прилагательные. Правописание Н-НН в суффиксах страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | |||
37. | Р.р. Выборочное изложение (художественное описание портрета литературного героя) | Текст. Стиль и тип речи. Авторская лексика. Портрет литературного героя. План и заголовок к тексту. | |||
38. | Морфологический разбор причастий | Морфологические и синтаксические признаки причастия. Порядок морфологического разбора причастия. | |||
39. | Слитное и раздельное написание не с причастиями | Виды орфограмм, связанных со слитным и раздельным написанием НЕ. Условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Причастный оборот. | |||
40. | Слитное и раздельное написание не с причастиями | ||||
41 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Правило правописания гласных Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
| |||
42. | Повторение изученного о причастии. | Причастие. Морфологические и синтаксические признаки причастий. Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот. Пунктуация в предложениях с причастным оборотом. Правописание причастий. Морфологический разбор причастий. | |||
43. | К. Р. № 2. Контрольный диктант (45 мин.) по теме «Причастие» (за 1 четверть) | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | |||
44 | Анализ контрольного диктанта | Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы. | |||
45-46,. | Р.р. Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы» | Описание внешности человека. Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению. | |||
47 Обобщение «Причастие» ДЕЕПРИЧАСТИЕ (10+2)
| |||||
48 | Деепричастие как часть речи | Деепричастие. Основное и добавочное действие. Общее грамматическое значение морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Употребление деепричастий. | |||
49. | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. |
Деепричастный оборот. Выделение деепричастных оборотов и одиночных деепричастий на письме запятыми. Деепричастный оборот как член предложения. Конструирование предложений с деепричастными оборотами. | |||
50 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | ||||
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | |||||
51. | Раздельное написание НЕ с деепричастиями | Правило правописания НЕ с деепричастиями. НЕ с разными частями речи. | |||
52 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида | Способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида. Гласные перед суффиксами -В и 0ВШ деепричастий совершенного вида. | |||
53 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида | Способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида. Гласные перед суффиксами -В и -ВШ деепричастий совершенного вида. | |||
54. | Морфологический разбор деепричастий | Морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Порядок морфологического разбора деепричастия. | |||
55, 56. | Р. Р. Сочинение на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины
| Рассказ. Композиция рассказа. Творческая история картины «Вратарь». Репродукция картины. Стиль и тип речи. Языковой материал для сочинения. |
| ||
57. | Обобщение и систематизация сведений о деепричастии | Деепричастия. Морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастии и деепричастном обороте. Правописание деепричастий. Морфологический разбор деепричастий |
| ||
58. | К. Р. № 3. Контрольный диктант по теме «Деепричастие (45 мин.) | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы |
| ||
59. | Анализ контрольного диктанта | Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы. |
| ||
НАРЕЧИЕ (28+6)
| |||||
60-61. | Наречие как часть речи | Наречие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий. | |||
62-63 | Смысловые группы наречий | Обстоятельственные и определительные наречия, их значения. Конструирование предложений с наречиями. | |||
. | |||||
64 | Р.р. Сочинение | Творческая история картины И. Попова «Первый снег». Репродукция картины. Сочинение в форме дневниковых записей. Стиль и тип речи. Языковой материал. |
| ||
65 | Степени сравнения наречий | Сравнительная и превосходная степени сравнения наречий. Способы их образования. Простая и составная формы сравнительной степени сравнения наречий. Синтаксическая роль наречий в сравнительной степени | |||
66 | Морфологический разбор наречий | Морфологические и синтаксические признаки наречий. Порядок морфологического разбора наречий. | |||
67 | Р.р. Сочинение-рассуждение | Рассуждение как тип речи. Композиция рассуждения. Доказательства. Языковой материал. | |||
68 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и- е |
Правописание НЕ с разными частями речи. Условия слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на –О и –Е. грамматические разборы. Устное высказывание на лингвистическую тему. | |||
69 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и- е | ||||
70-71 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицат-ных наречий | Отрицательные наречия. Способы образования отрицательных наречий. Правописание гласных Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. | |||
72 | Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е
| Правописание одной и двух букв Н в наречиях на–о и –е. различение наречий, кратких прилагательных и кратких причастий. | |||
73. | Одна и две буквы нв наречиях на –о и -е | ||||
74 | Р. Р. Описание действия | Описание как тип речи. Описание действий, процесса труда. Роль нареч.в описании действий. Ошибки, связанные с неоправданным повторением слов. Материал для устного сочинения-описания. | |||
75. | Буквы о и е после шипящих на конце наречий | Условия выбора гласных о и е после шипящих на конце наречий. Гласные после шипящих в корне, суффиксе, окончании в разных частях речи. | |||
76 | К. Р. № 4. Контрольный диктант (45 мин.) за 2 четверть | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы |
| ||
77 | Анализ контрольного диктанта | Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы. |
| ||
78 | Р. Р. Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям
| Описание действий, процесса труда. Репортаж. Интервью. Стиль и тип речи. Материал для сочинения. |
| ||
79 | Буквы о и а на конце наречий | Образование наречий. Условия выбора гласных о и а на конце наречий. Орфоэпические нормы. | |||
80 | Р.Р. Подробное изложение с элементами сочинения | Тема, основная мысль и план текста. Стиль и тип речи. Языковые особенности текста. Творческое задание к тексту. | |||
81-82 | Дефис между частями слова в наречиях | Способы образования наречий. Условия написания дефиса между частями слова в наречиях. Наречия и омонимичные им прил-ные и местоимения. Орфоэпические нормы. Конструирование предложений с наречиями. | |||
83 | Р.р. Описание внешности и действий человека по картине Е. Н. Широкова «Друзья» | Творческая история картины «Друзья».Репродукция картины. Настроение картины. Описание внешности и действий человека. Языковой материал. | |||
84 | Дефис между частями слова в наречиях
| Способы образования наречий. Условия написания дефиса между частями слова в наречиях. Наречия и омонимичные им прилагательные и местоимения. Орфоэпические нормы. Конструирование предложений с наречиями | |||
85 | Дефис между частями слова в наречиях | ||||
86 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от сущ-ных и количественных числительных | Способы образования наречий. Условия слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Наречия и омонимичные им слова других частей речи. Орфоэпические нормы. | |||
87-88 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от сущ-ных и количественных числительных | ||||
89 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | Орфограммы, связанные с правописанием мягкого знака после шипящих на конце наречий. Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий | |||
90- | Повторение и обобщение изученного о наречии. | Морфологические и синтаксические признаки наречий. Правописание и произношение наречий. Морф-кий разбор наречий. | |||
91 | К. Р. № 5. Контрольный диктант (45 мин.) по теме «Наречие» | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы |
| ||
92 | Анализ контрольного диктанта | Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы. |
| ||
КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ(4+2)
| |||||
93 | Категория состояния как часть речи
| Категория состояния. Общее грамматическое значение, морфологический признак и синтаксическая роль категории состояния. Употребление слов категории состояния в художественных текстах. Сходство и различия наречия и категории состояния. | |||
94 | Категория состояния как часть речи | ||||
95 | Морфологический разбор категории состояния | Морфологический признак и синтаксическая роль категории состояния. Морфологический разбор категории состояния и наречия. Различение слов категории состояния, наречий и кратких прил-ных. Конструирование СП со словами категории сост-ния. | |||
96. | Р.р. Сжатое изложение с описанием состояния природы (К.Паустовский «Обыкновенная земля») | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Языковые особенности текста. Приемы сжатия текста. | |||
97. | Повторение и обобщение изученного о категории состояния. | Категория состояния. Морфологический признак и синтаксическая роль категории состояния. Правописание слов категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния | |||
98 | Р. Р. Сочинение на лингвистическую тему | Категория состояния. Материал к сочинению на лингвистическую тему | |||
99 СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1ч.) ПРЕДЛОГ (11 + 2 ) | |||||
100. | Самостоятельные и служебные части речи | Самостоятельные и служебные части речи. Различия в значениях и употреблении самостоятельных и служебных частей речи. Роль служебных частей речи. | |||
101 | Предлог как часть речи | Служебные части речи. Предлог. Морфологические признаки предлога. Роль предлогов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги и омонимичные приставки. Раздельное написание предлогов со словами. Выражение различных смысловых отношений с помощью предлогов. | |||
102 | Употребление предлогов | Многозначные предлоги. Употребление предлогов в речи. Морфологические и лексические нормы русского языка. Раздельное написание предлогов со словами. Конструирование предложений и словосочетаний. | |||
103 | Непроизводные и производные предлоги
| Непроизводные и производные предлоги. Образование производных предлогов. Употребление производных и непроизводных предлогов. Приемы различения предлогов и омонимичных частей речи. | |||
104 | Непроизводные и производные предлоги | ||||
105
| Простые и составные предлоги. Морф-ский разбор предлога | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога | |||
, 106 | Р.Р. Сочинение-репортаж на основе увиденного на картине (А. В. Сайкина «Детская спортивная школа») по данному началу | Творческая история картины «Детская спортивная школа». Жанровые особенности репортажа. Стиль и тип речи. Языковой материал к сочинению. | |||
107 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | Правила слитного и раздельного написания производных предлогов. Производные предлоги и омонимичные части речи. Речевые и грамматические ошибки в употреблении предлогов. | |||
108 | Слитное и раздельное написание производных предлогов
| Правила слитного и раздельного написания производных предлогов. Производные предлоги и омонимичные части речи. Речевые и грамматические ошибки в употреблении предлогов. | |||
109 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | ||||
110 | Повторение и обобщениеизученного о предлоге. | Предлог. Морфологические признаки предлога. Роль предлогов в словосочетаниях и предложениях. Правописание и употребление предлогов. Морфологический разбор предлога |
| ||
111 | К. Р. № 6.Контрольный диктант (45 мин.) по теме «Предлог» | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы |
| ||
112 | Анализ контрольного диктанта | Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы. |
| ||
СОЮЗ (16+2)
| |||||
113 | Союз как часть речи | Союз. Морфологические признаки союза и функции. Союзы и предлоги. Союзные конструкции в речевой практике. Запятые между частями сложных предл-ний. | |||
115 | Союзы простые и составные | Союзы простые и составные. Запятые между частями сложных предл-ний. | |||
116 | Союзы сочинительные и подчинительные | Союзы сочинительные и подчинительные в синтаксических конструкциях разного вида. Сложное предложение. Запятые перед союзами в сложных предл-ниях | |||
117-118 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | Союзы сочинительные и подчинительные в синтаксических конструкциях разного вида. Сложное предложение. Запятые перед союзами в сложных предл-ниях | |||
119 | Сочинительные союзы | Сочинительные союзы и их функции. Группы сочинительных союзов по значению. Сочинительные союзы, употребленные для связи частей целого текста.
| |||
120 | Роль сочинительного союза И в простом предл-и с однородными членами и в сложном пред-ии | Сочинительный союз И в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. Знаки препинания в них. Синтаксический разбор предложений. Конструирование предложений по схемам.
| |||
121 | Сочинительные союзы | Сочинительные союзы и их роль в предл-ии. Группы сочинительных союзов по значению. Знаки препинания в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении | |||
122-123 | Подчинительные союзы. | Подчинительные союзы и их роль в предл-ии. Группы подчинительных союзов по значению. Знаки препин-я всложноподчиненномпредл-ии. Конструирование сложноподчиненныхпредл-й | |||
124 | Морфологический разбор союзов | Союзы простые и составные. Союзы сочинительные и подчинительные. Морфологический разбор союзов | |||
125 126 | Р.р. Сочинение – рассуждение «Книга – наш друг и советчик» | Рассуждение. Композиция рассуждения. Доказательства в тексте-рассуждении. Языковой материал. |
| ||
127 | Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато | Правописание союзов тоже, также, чтобы, зато. Различение союзов тоже, также, чтобы, зато и омонимичных наречий и местоимений с частицами. | |||
128 | Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато | Правописание союзов тоже, также, чтобы, зато. Различение союзов тоже, также, чтобы, зато и омонимичных наречий и местоимений с частицами | |||
129 | Повторение и обобщение изученного по теме «Союз» | Морфологические признаки союза и функции. Союзы сочинительные и подчинительные. Правописание и употр-ние союзов. Морфологический разбор союзов. Знаки препинания в ПП с однородными членами и в сложном предложении
|
| ||
130 | К.Р. № 7. Контрольный диктант (45 мин.) за 3 четверть | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы |
| ||
131 | Анализ контрольного диктанта | Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы. |
| ||
ЧАСТИЦА (18+2)
| |||||
132 | Частица как часть речи. | Частица. Функции частиц. | |||
133 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | Разряды частиц. Формообразующие частицы, их функции. Различение частиц и омонимичных частей речи. Грамматические разборы. Лингвистические игры. | |||
134 | Смысловые частицы |
Смысловые частицы, их функция. Богатство оттенков значения смысловых частиц. Многообразие способов выражения отношения к действительности с помощью частиц. Употребление смысловых частиц в разных стилях речи. | |||
135 | Смысловые частицы | ||||
Смысловые частицы | |||||
136 | Раздельное и дефисное написание частиц | Правила раздельного и дефисного написания частиц. Состав слова. Различение частиц и омонимичных частей речи. | |||
137 | Раздельное и дефисное написание частиц | ||||
138 | Морфологический разбор частиц | Общее значение и разряды частиц. Морфологический разбор частиц | |||
139 | Отрицательные частицы НЕ и НИ | Отрицательные частицы и их функции. Употребление частиц НЕ и НИ. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. Конструирование предл-ний с отриц-ными частицами. | |||
140 | Отрицательные частицы НЕ и НИ | ||||
141 | Различение не - ни | Отрицательные частицы и их функции. Употребление частиц НЕ и НИ. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. Конструирование предложений с отрицательными частицами. | |||
142 | Различение не - ни | ||||
143 | Различение частицы не- и приставки не | Частица НЕ и приставка НЕ-. Условия слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. | |||
144 | Различение частицы не- и приставки не | Частица НЕ и приставка НЕ-. Условия слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. | |||
145 | Различение частицы не- и приставки не | ||||
146 | Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ. | Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ. Условия слитного и раздельного написания НИ с разными частями речи. Конструирование предложений. | |||
147 | Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ. | ||||
148 | Повторение изученного о частицах.
| Частица. Общее значение и разряды частиц. Стилистические возможности частиц. Правописание частиц. Морфологический разбор частиц |
| ||
149 | К.Р. № 7. Контрольный диктант (45 мин.) за 3 четверть | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы |
| ||
150 | Анализ контрольного диктанта | Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы. |
| ||
151 152 | Р.р. Сочинение- рассказ по данному сюжету | Жанровые особенности рассказа. Стиль и тип речи. Материал для сочинения. |
| ||
МЕЖДОМЕТИЕ (4 ч.)
| |||||
153 | Междометие как часть речи | Междометие. Производные и непроизводные междометия. Употребление междометий в значении других частей речи. Использование междометий в устной речи и в художественных произведениях. | |||
154 | Дефис в междометиях | Дефис в междометиях. Употребление дефиса в разных частях речи. | |||
155-156 | Знаки препинания при междометиях | Знаки препинания при междометиях. Конструирование предложений с междометиями. | |||
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (12+2)
| |||||
157
| Русский язык. Разделы науки о языке. Текст. Стили речи | Русский язык. Разделы науки о языке. | |||
158
| Р.Р.Текст. Стили речи | Текст. Виды текстов. Стили речи | |||
159 | Р.р. Сочинение на предложенную тему. | Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению. | |||
160 | Фонетика. Графика | Фонетика. Графика. Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. | |||
161 | К. Р. № 8. Итоговый контрольный диктант | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы |
| ||
162 | Анализ контрольного диктанта | Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы. |
| ||
163 | Лексика и фразеология | Лексика. Словарное богатство языка. Лексическое значение слов. Группы слов по значению и сфере употребления. Толковые словари. Фразеология. Стили речи. | |||
164 | Морфемика. Словообразование | Морфемика. Словообразование. Части слова. Способы образования слов. Орфограммы в разных частях слов. Морфемный и словообразовательный разбор. | |||
165 | Морфология | Морфология. Часть речи, их морфологические и синтаксические признаки. Орфограммы в разных частях речи. Морфологический разбор слов. Стилистическая принадлежность частей речи. |
166 | Орфография | Орфография. Части слова. Орфограммы в разных частях слов. Орфограммы в разных частях речи. | |||
Орфография. Части слова. Орфограммы в разных частях слов. Орфограммы в разных частях речи. | |||||
167 | Синтаксис | Синтаксис .Словосочетание. Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор предложений | |||
168 | Синтаксис | Синтаксис .Словосочетание. Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор предложений | |||
169 | Пунктуация | Орфография и пунктуация. Части речи. | |||
170 | Пунктуация | Орфография и пунктуация. Части речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по русскому языку 8 класс
Рабочая учебная программа по русскому языку в 8 классе составлена на основе программы общеобразовательных учреждений "Русский язык" 5-9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский (20...
Рабочая учебная программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа для образовательных учреждений с родным ( нерусским) языком обучения....
Рабочая учебная программа по русскому языку 6 класс
Рабочая учебная программа по русскому языку имеет следующие разделы: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, контроль уровня обученности, требования к ЗУН обуча...
Рабочая учебная программа по русскому языку, 6 класс
Рабочая учебная программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе авторской программы по русскому языку 5-9 классы авторов В.В. Бабайцевой, А.Ю. Купаловой, Е.И. Никитина, А.П. Еремеевой, Г...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 9 класс основное общее образование
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего образования Министерства образования Российской Федерации...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 8 класс основное общее образование
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего образования Министерства образования Российской Федерации....
Рабочая учебная программа по русскому языку 9 класс 7 вида
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского н...