Учебные материалы для формирования у глухих учащихся навыка употребления в речи вопросительных слов
учебно-методический материал по русскому языку по теме
Данный материал представляет собой пособие для работы с глухими учащимися в процессе построения вопросительных предложений. Проблема работы такого рода заключается в том, что глухие учащиеся зачастую не понимают смысл вопроса, не видят вопрос в тексте, не ощущают разницы между повествовательным и вопросительным предложением. Соответственно, ответить на вопрос, не видя вопроса, они затрудняются. Дидактический материал "Вопрос-ответ", разработанный мной, позволяет отчасти решать эту проблему. Во-первых, учащиеся знакомятся с самими вопросительными словами и их формами. Во-вторых, в доступной для глухих форме даются образцы употребления вопросительных слов в речи, указываются способы речевого оформления ответа на вопрос. Как показывает практика, на начальном этапе обучения падежные формы вопросительных слов оказываются непонятными глухим обучающимся, если рядом с вопросительным словом находится предлог. Считаю, что в ходе работы над падежными формами вопросительных слов необходимо разъяснять смысловые отношения, оттенки, которые вносит в словосочетание предлог. Смысловые отношения легко представить с помощью наглядных средств обучения: картинок, фотографий. Таким образом, при работе с падежными формами вопросительных слов рекомендую рассматривать вопросительные слова в совокупности с существительным и предлогом, на что обращается внимание в представленном материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vopros-otvet.doc | 349.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопрос – ответ
Вопросительное слово | Вопрос | Ответ – слово Ответ – название предмета | Ответ – описание (разъяснение из нескольких слов) |
Что? (предмет) | Что лежит в сумке? Что ты рисуешь? Что ты будешь делать вечером? | В сумке лежат тетради, книги. Я рисую город. Вечером я буду смотреть телевизор. | |
Что? (движение) | Что ты сейчас делаешь? | Я вяжу свитер. | |
Что ты делала на болоте? | Я собирала клюкву. | ||
Что? (описание) | Что ты видишь во сне? | Я вижу себя на берегу моря. По морю плывет кораблик. Возле корабля прыгают веселые дельфины. | |
Что случилось в парке? | Из гнезда выпал птенец. Кошка подкралась к птенцу и хотела его съесть. В это время подошла девочка, подняла птицу и посадила ее обратно в гнездо. | ||
На что? | На что упали капли дождя? | Капли дождя упали на землю. | |
Во что? | Во что мы положим овощи? | Давай положим овощи в мой пакет | |
Подо что? | Подо что залез котёнок? | Котёнок залез под коврик. | |
За что? | За что спрятался нарушитель? | Нарушитель спрятался за дерево. | |
За что? (запомнить выражение) | За что наказали ребенка? | Ребенка наказали за плохое поведение. | |
Во что? (запомнить выражение) | Во что ты веришь? | Я верю в счастье. Я верю в справедливость. Я верю в победу. | |
Кто? | Кто у тебя в гостях? | У меня в гостях мой одноклассник Олег. | |
Кого? | Кого ты пригласила на День рождения? Кого ты видишь вдалеке? | На День рождения я пригласила подругу. Я вижу лошадей. | |
С чего? | С чего падают капли? | Капли падают с сосулек. | |
С кого? | С кого сыпется шерсть? | С моего пушистого кота сыпется шерсть. | |
Чего? | Чего не хватает в супе? | В супе не хватает соли. | |
От чего? | От чего оторвали кусок ткани? | Кусок ткани оторвали от простыни. | |
От кого? | От кого убежал Тузик? | Тузик убежал от хозяина. | |
От чего? | От чего отскочил мяч? | Мяч отскочил от стены. | |
До чего? | До чего добежала ящерица? | Ящерица добежала до камня. | |
До кого? | До кого допрыгала зайчиха? | Зайчиха допрыгала до своих маленьких зайчат. | |
От чего? | От чего защищает кожу этот крем? | Этот крем защищает кожу от вредных солнечных лучей. | |
Для кого? | Для кого мама сшила новое платье? | Мама сшила новое платье для своей дочки. | |
Для чего? | Для чего этот альбом? | Этот альбом для рисования. | |
Из чего? | Из чего сделана эта дверь? | Эта дверь сделана из дерева. | |
Из кого? (запомнить выражение) | Из кого вырастет хороший человек? | Из Стаса вырастет хороший человек. | |
Из чего? (откуда?) | Из чего вылилась вода? | Из банки вылилась вода. | |
Ради кого? | Ради кого моя тетя приехала издалека? | Моя тетя приехала издалека ради сестры. | |
Около (возле) кого? | Около (возле) кого свернулся клубком кот? | Кот свернулся клубком около (возле) бабушки. | |
Около (возле, у) чего? | Около (возле, у) чего остановилась Вера? | Вера остановилась около (возле, у) клумбы. | |
Вдоль чего? | Вдоль чего растет крапива? | Крапива растет вдоль забора. | |
Мимо чего? | Мимо чего проехал автобус? | Автобус проехал мимо остановки. | |
Мимо кого? | Мимо кого проехал на велосипеде Влад? | Влад проехал на велосипеде мимо воспитательницы. | |
Из-за кого? | Из-за кого Маша простудилась? | Маша простудилась из-за вредной подруги. | |
Из-за кого? | Из-за кого выглядывал трусливый щенок? | Трусливый щенок выглядывал из-за хозяйки. | |
Из-за чего? | Из-за чего вы не пошли гулять? | Мы не пошли гулять из-за мороза. | |
Из-за чего? | Из-за чего появилось солнце? | Солнце появилось из-за тучи. | |
Из-под кого? | Из-под кого выбежали цыплята? | Цыплята выбежали из-под курицы. | |
Из-под чего? | Из-под чего выползла змея? | Змея выползла из-под крыльца. | |
У кого? | У кого нет коньков? У кого ты была в гостях? | У малышей нет коньков. Я была в гостях у своей одноклассницы. | |
У кого? | У кого ты научилась печь пирожки? | Я научилась печь пирожки у своей тети. | |
У чего? | У чего нет колеса? | У машины нет колеса. | |
После чего? | После чего Игорь помыл руки? | После рисования красками Игорь помыл руки. | |
После кого? | После кого царь Николай управлял страной? | Царь Николай управлял страной после Александра. | |
Чему? | Чему радовался Миша? | Миша радовался весеннему солнышку. | |
К чему? | К чему подошел котенок? | Котенок подошел к миске. | |
Кому? | Кому ты готовишь обед? Кому ты отдала учебник? | Я готовлю обед брату. Я отдала учебник Ольге из 6 класса. | |
К кому? | К кому подошел Дима? | Дима подошел к сестре. | |
По чему? | По чему путешественники перешли на другой берег реки? | Путешественники перешли на другой берег реки по мосту. | |
По кому? | По кому бежит блоха? | Блоха бежит по собаке. | |
По кому? По чему? (Запомнить выражение.) | Ты скучаешь по другу? По чему ты скучаешь? | Да, я скучаю по другу. Я скучаю по школе. | |
За кого? | За кого спрятался маленький Вова? | Вова спрятался за маму. | |
За кого? (запомнить выражение) | За кого Даша выйдет замуж? | Даша выйдет замуж за Диму. | |
В кого? | В кого выстрелил солдат? | Солдат выстрелил во врага. | |
Во что? (куда?) | Во что Лена налила чай? | Лена налила чай в кружку. | |
На кого? | На кого забрался детёныш обезьяны? | Детёныш обезьяны забрался на маму. | |
На что? | На что повесил Ваня брюки? | Ваня повесил брюки на спинку стула. | |
Через кого? | Через кого прыгали львята во время игры? | Во время игры львята прыгали через львицу. | |
Через что? | Через что бросали мяч игроки? | Игроки бросали мяч через сетку. | |
Чем? | Чем ты заклеила окна на зиму? | Я заклеила окна скотчем. | |
Кем? | Кем ты гордишься? | Я горжусь своим братом. | |
За кем? | За кем ты стоишь в очереди? | Я стою в очереди за старушкой. | |
Перед кем? | Перед кем папа поставил тарелку с супом? | Папа поставил тарелку с супом перед своим маленьким сыном. | |
Перед чем? | Перед чем растут белые розы? | Белые розы растут перед бабушкиным домом. | |
Перед чем? | Перед чем нельзя есть конфеты? Перед чем нужно хорошо отдохнуть? | Конфеты нельзя есть перед завтраком. Нужно хорошо отдохнуть перед дальней дорогой. | |
Между кем? | Между кем стоял Боря? | Боря стоял между папой и мамой. | |
Между чем? | Между чем вырос куст сирени? | Куст сирени вырос между стеной дома и скамейкой. | |
Под кем? | Под кем расстелено свежее сено? | Свежее сено расстелено под коровой Звездочкой. | |
Под чем? | Под чем бегают мыши? | Мыши бегают под полом. | |
С кем? | С кем ты пойдешь на дискотеку? | На дискотеку я пойду с подругой Олесей. | |
С чем? | С чем ты ешь макароны? | Я ем макароны с кетчупом. | |
О ком? | О ком ты часто вспоминаешь? | Я часто вспоминаю о знакомом друге. | |
О чем? | О чем ты думаешь? | Я думаю о каникулах. | |
О чем? | О чем ты мечтаешь? | Я мечтаю о подарке. | Я мечтаю о том, как я приеду в гости к бабушке на каникулы. Там меня встретят мои друзья. Мы будем кататься на велосипеде, собирать цветы на лугу, купаться в реке. |
Где? (На чем?) | Где растет земляника? | Земляника растет на светлой полянке в лесу. | |
Где? (На ком?) | На ком сидит попугай? | Попугай сидит на папе. | |
Где? (В ком?) | В ком много злости? | В колдунье много злости. | |
Где? (В чем?) | Где мама хранит крупу? Где ты была так долго? | Мама хранит крупу в пластмассовых банках. Я была в магазине. | |
Куда? (Во что?) | Куда ты ходила вечером? Куда ты повесила платье? | Вечером я ходила в кино. Я повесила платье в шкаф. | |
Куда? (В кого?) | В кого выстрелил охотник? | Охотник выстрелил в кабана. | |
Куда? (Подо что?) | Куда забежал муравей? Куда ты спрятала тетрадь? | Муравей забежал под лист клена. Я спрятала тетрадь под подушку. | |
Откуда? (Из чего?) | Откуда выпрыгнула лягушка? | Лягушка выпрыгнула из грязной лужи. | |
Откуда? (Из кого?) | Из кого рыбаки вытащили большую рыбу? | Рыбаки вытащили из акулы крупную рыбу. | |
Откуда? (Из-под кого?) | Из-под кого упал табурет? | Табурет упал из-под тучного Вити. | |
Откуда? (Из-под чего?) | Из-под чего выросли подснежники? | Подснежники выросли из-под снега. | |
Как? | Как ты себя чувствуешь? Как вы провели зимние каникулы? Как нужно бежать на спортивных соревнованиях? | Я чувствую себя отлично. Мы весело провели зимние каникулы. На спортивных соревнованиях нужно бежать быстро. | |
Как? (описание) | Как ты представляешь свое счастье? | Я сижу вместе с семьей за столом. У нас праздник. На столе стоит торт. Все шутят и смеются. | |
Как Костя провел летние каникулы? | На каникулах Костя много купался в реке, ловил рыбу. В хорошую погоду он ходил в лес за грибами. В плохую погоду Костя смотрел дома кино по телевизору. | ||
Как нужно готовить суп? | Сначала нужно сварить мясо в воде, потом засыпать овощи. В конце варки нужно добавить специи. | ||
Почему? | Лена, почему ты опоздала в школу? | Я поздно проснулась, поэтому опоздала в школу. | |
Зачем? | Оля, зачем ты надела перчатки? | Я надела перчатки, чтобы руки не замёрзли: на улице холодно. | |
Какой? (Признак предмета. Окончание -ый, -ий ) | Какой у тебя портфель, Женя? | У меня красный портфель. | |
Какой? (Название предмета, вещи) | Какой фильм тебе нравится? | Мне нравится фильм «Властелин колец». | |
Какой камень тебе нравится? | Мне нравится бирюза. | ||
Какой? (Описание) | Какой летний вечер ты запомнила лучше всего? | Я запомнила тот вечер, когда началась сильная гроза. Молния освещала небо вокруг и ударяла прямо в землю. Поднялся сильный ветер. | |
У какого? (Признак предмета. Окончание -ого) | У какого растения крупные цветы? | У высокого растения крупные цветы. | |
У какого? (Название предмета, вещи) | У какого растения крупные цветы? | У пиона крупные цветы. | |
Около, возле, у какого? (Признак предмета. Окончание –ого, и -его) | Около какого дерева путники остановились отдохнуть? | Путники остановились отдохнуть около развесистого дерева. | |
Около, возле, у какого? (Название предмета, вещи) | Около какого дерева путники остановились отдохнуть? | Путники остановились отдохнуть около ивы. | |
Около, возле, у какого? (Описание) | Около какого дерева путники остановились отдохнуть? | Путники остановились отдохнуть около дерева, которое стояло на опушки леса. Его ветви свисали до земли. | |
У какого? (Название предмета, вещи) | У какого животного длинная шея? | Длинная шея у жирафа. | |
После какого? (Признак предмета. Окончание –ого, -его) | После какого дождя появились лужи на улице? | После сильного дождя на улице появились лужи. | |
После какого? (Название предмета, вещи) | После какого праздника начинается новый учебный год? | Новый учебный год начинается после праздника День знаний. | |
До какого? (Признак предмета. Окончание –ого, -его) | До какого забора добежал котёнок? | Котёнок добежал до высокого забора. | |
До какого? (Название предмета, вещи) | До какого знака доехала машина? | Машина доехала до знака «Кирпич». | |
От какого? (Признак предмета. Окончание –ого, -его) | От какого поезда отцепили вагон? | От товарного поезда отцепили вагон. | |
Для какого? (Признак предмета. Окончание –ого, -его) | Для какого хомячка Игорь купил просторную клетку? | Игорь купил для рыжего хомячка просторную клетку. | |
Из какого? (Признак предмета. Окончание –ого, -его) | Из какого теста сделан пирог? | Пирог сделан из сдобного теста. | |
Из какого? (Название предмета, вещи) | Из какого материала сшито платье? | Платье сшито из шёлка. | |
Из-под какого? (Признак предмета. Окончание –ого, -его) | Из-под какого снега вырос первый подснежник? | Из-под рыхлого снега вырос первый подснежник. | |
У какого? (Признак предмета. Окончание –ого, -его) | У какого человека много друзей? | У весёлого человека много друзей. | |
К какому? (Признак предмета. Окончание –ому, -ему) | К какому колдуну пришли герои сказки? | Герои сказки пришли к злому колдуну. | |
К какому? (Название предмета, вещи) | К какому празднику Юра купил цветы? | Юра купил цветы к празднику 8 Марта. | |
По какому? (Признак предмета. Окончание –ому, -ему) | По какому мосту дети шли очень осторожно? | По шаткому мосту дети шли очень осторожно. | |
Под какой? (Признак предмета. Окончание -ый, -ий ) | Под какой половик заполз уж? | Под тряпичный половик заполз уж. | |
За какой? (Признак предмета. Окончание -ый, -ий ) | За какой столб спрятался Вова во время игры в прятки? | Во время игры в прятки Вова спрятался за каменный столб. | |
В какой? (Признак предмета. Окончание -ый, -ий ) | В какой кувшин Бабушка налила молоко? | Бабушка налила молоко в глиняный кувшин. | |
На какой? (Признак предмета. Окончание -ый, -ий ) | На какой камень падали лучи солнца? | На мокрый камень падали лучи солнца. | |
На какой? (Название предмета, вещи) | На какой камень падали лучи солнца? | На гранит падали лучи солнца. | |
Через какой? (Признак предмета. Окончание -ый, -ий ) | Через какой ручей путешественники с трудом перешли? | Путешественники с трудом перешли через бурный ручей. | |
Над каким? (Признак предмета. Окончание -ым, -им ) | Над каким цветком летала бабочка? | Бабочка летала над жёлтым цветком. | |
Над каким? (Название предмета, вещи) | Над каким цветком летала бабочка? | Бабочка летала над одуванчиком. | |
Под каким? (Признак предмета. Окончание -ым, -им ) | Под каким деревом лежали жёлуди? | Под могучим деревом лежали жёлуди. | |
Под каким? (Название предмета, вещи) | Под каким деревом лежали жёлуди? | Жёлуди лежали под дубом. | |
За каким? (Признак предмета. Окончание -ым, -им ) | За каким занавесом артисты приготовились к выступлению? | За тяжёлым занавесом артисты приготовились к выступлению. | |
Перед каким? (Признак предмета. Окончание -ым, -им ) | Перед каким домом остановился мужчина? | Мужчина остановился перед одноэтажным домом. | |
Под каким? (Признак предмета. Окончание -ым, -им ) | Под каким крыльцом живёт ящерица? | Под деревянным крыльцом живёт ящерица. | |
За каким? (Признак предмета. Окончание -ым, -им ) | За каким поворотом есть магазин? | За следующим поворотом есть магазин. | |
В каком? (Признак предмета. Окончание -ом) | В каком ряду лучшие места в кинотеатре? | Лучшие места в кинотеатре в одиннадцатом ряду. | |
В каком? (Название предмета, вещи) | В каком фильме тебе нравится игра актёров? | Мне нравится игра актёров в фильме «А зори здесь тихие». | |
На каком? (Признак предмета. Окончание -ом) | На каком берегу рос щавель? | На крутом берегу рос щавель. | |
На каком? (Название предмета, вещи) | На каком грибе сидела улитка? | Улитка сидела на подберёзовике. | |
На каком? (Описание) | На каком столе лежит ручка? | Ручка лежит на столе возле окна. Этот стол белый. | |
Какое? (Признак предмета. Окончание –ое, - ее) | Какое сегодня небо? Какое впечатление на тебя произвел этот парень? | Сегодня чистое, голубое небо. Этот парень произвёл на меня хорошее впечатление. | |
Какое? (Название предмета, вещи) | Какое мороженое ты любишь? Какое стихотворение ты будешь рассказывать? | Я люблю эскимо. Я расскажу стихотворение «Чудная картина» А. Фета. | |
Какое? (Описание) | Какое печенье купить? Какое озеро чистое? Какое впечатление на тебя произвел этот парень? | Купи печенье, которое стоит дешевле. Чистое озеро то, в котором мы купались в прошлом году. Мне кажется этот парень – веселый человек. Он будет хорошим другом. | |
У какого? (Признак предмета. Окончание –ого, -его) | У какого ведра отломалась ручка? | У железного ведра отломалась ручка. | |
До какого? (Признак предмета. Окончание –ого, -его) | До какого озера добежали собаки? | Собаки добежали до лесного озера. | |
До какого? (Описание) | До какого времени можно гулять на улице? | На улице можно гулять до заката солнца. | |
Из какого? | Из какого стекла делают витражи? | Витражи делают из разноцветного стекла. | |
Из-за какого? (Признак предмета. Окончание –ого, -его) | Из-за какого солнца у Пети заболели глаза? | Из-за яркого солнца у Пети заболели глаза. | |
К какому? (Признак предмета. Окончание –ому, -ему) | К какому поезду спешили пассажиры? | Пассажиры спешили к скорому поезду. | |
По какому? (Признак предмета. Окончание –ому, -ему) | По какому морю плывут корабли? | По бирюзовому морю плывут корабли. | |
За какое? (Признак предмета. Окончание – ое, -ее) | За какое время Саша выучил стихотворение? | Саша выучил стихотворение за короткое время. | |
В какое? (Признак предмета. Окончание – ое, -ее) | В какое окно влетела ласточка? | Ласточка влетела в раскрытое окно. | |
На какое? (Признак предмета. Окончание – ое, -ее) | На какое крыльцо взошли гости? | Гости взошли на высокое крыльцо. | |
Через какое? (Признак предмета. Окончание – ое, -ее) | Через какое седло перекинул ногу джигит? | Джигит перекинул ногу через расшитое седло. | |
Перед каким? (Признак предмета. Окончание –ым, -им) | Перед каким озером остановились путешественники? | Путешественники остановились перед огромным озером. | |
Над каким? | |||
Под каким? (Признак предмета. Окончание –ым, -им) | Под каким небом люди счастливо живут? | Люди счастливо живут под мирным небом. | |
В каком? (Описание) | В каком месте приятно ночевать? | Приятно ночевать там, где свежий, чистый воздух. | |
О каком? (Признак предмета. Окончание –ом, -ем) | О каком пальто мечтает Лена? | Лена мечтает о кожаном пальто. | |
Какая? (Признак предмета. Окончание –ая, -яя) | Какая газета лежит на полке? | На полке лежит вчерашняя газета. | |
Какая? (название вещи, предмета) | Какая сказка тебе нравится? Какая птица пролетела мимо нас? | Мне нравится сказка «Гуси-лебеди». Мимо нас пролетела сойка. | |
Какая? (описание) | Какая сказка тебе нравится? Какая старушка тебя угостила яблоками? Какая кружка разбилась? Какая женщина заходила в наш подъезд? | Мне нравится сказка, которую написал Андерсен. Меня угостила яблоками старушка, которая живет в соседнем доме. Разбилась кружка, на которой нарисованы цветы. В наш подъезд вошла странная женщина. На ней была старомодная одежда. В руках женщина несла большую сумку. На голове был надет темный платок. | |
У какой? (Признак предмета) Окончание –ой, -ей) | У какой юбки нет пояса? | У зеленой юбки нет пояса. | |
У какой? (Описание) | У какой девочки много друзей? | У девочки, с которой Даша познакомилась в лагере, много друзей. | |
У (около, возле) какой? (Описание) | У какой березы ты будешь меня ждать? | Я буду ждать тебя у березы, которая растет перед моим окном. Я буду ждать тебя у березы, на которой грачи свили гнездо. | |
До какой? (Признак предмета) Окончание –ой, -ей) | До какой калитки Миша донёс сумку? | Миша донёс сумку до старенькой калитки. | |
До какой? (Название предмета) | До какой остановки нам нужно ехать? | Нам нужно ехать до остановки «Улица Румянцева». | |
До какой? (Описание) | До какой деревни нужно доехать? | Нужно доехать до деревни, которая находится возле леса. Нужно доехать до деревни, в которой живет много людей. | |
Перед какой? (Признак предмета) Окончание –ой, -ей) | Перед какой оградой остановилась машина? Перед какой прогулкой нужно сделать все уроки? | Машина остановилась перед деревянной оградой. Перед вечерней прогулкой нужно сделать все уроки. | |
Перед какой? (Описание) | Перед какой тропинкой остановились путники? | Путники остановились перед тропинкой, которая поднималась высоко в гору. Путники остановились перед дорогой, которой не было на карте. | |
От какой? Окончание –ой, -ей. | От какой сумки потерялся ремешок? | От коричневой сумки потерялся ремешок. | |
От какой? (название предмета, явления) | От какой болезни может умереть человек? От какой станции отъехал поезд? | Человек может умереть от СПИДА. Поезд отъехал от станции «Рябцево». | |
От какой? (Описание) | От какой стены отвалилась краска? От какой девочки тебе пришло письмо? | Краска отвалилась от стены, которую давно не ремонтировали. Мне пришло письмо от девочки, с которой я познакомилась в доме отдыха летом. | |
Для какой? (Признак предмета. Окончание –ой, -ей) | Для какой учительницы ты купила букет цветов? | Я купила букет для нашей новой учительницы. | |
Для какой? (Название предмета) | Для какой подруги ты купила подарок? | Я купила подарок для Лены. | |
Для какой? (Описание) | Для какой гостьи ты испекла пирог? | Я испекла пирог для гостьи, которая уже приходила к нам. Ты ее знаешь. Ее зовут света. | |
Для какой цели? (Описание) | Для какой цели ты купила резиновые перчатки? | Я купила резиновые перчатки, чтобы работать в огороде. | |
Из какой? (Признак предмета. Окончание –ой, -ей) | Из какой сумки Настя достала зеркальце? | Из синей сумки Настя достала зеркальце. | |
Из какой? (Описание) | Из какой сумки Настя достала зеркальце? | Настя достала зеркальце из сумки, которую ей подарил папа на День рождения. | |
Из-под какой? (Признак предмета. Окончание –ой, -ей) | Из-под какой коробки выбежал мышонок? | Мышонок выбежал из-под картонной коробки. | |
Из-под какой? (Описание) | Из-под какой дорожки видна косточка? | Из-под дорожки, которую бабушка стелет возле порога, была видна косточка. (Щенок Мухтар спрятал под дорожку свой ужин). | |
После какой? | После какой перемены началась математика? | После большой перемены началась математика. | |
После какой? (Название предмета) | После какой буквы стоит мягкий знак? | Мягкий знак стоит после буквы «эль». | |
После какой? (Описание) | После какой ошибки жизнь Толи изменилась? | Толя совершил ошибку в жизни: он начал курить. После этой ошибки жизнь Толи изменилась. Тренер не разрешил ему заниматься плаванием и не допустил до соревнований. | |
Вдоль какой? (Признак предмета. Окончание – ой, -ей) | Вдоль какой дороги растут васильки? | Вдоль просёлочной дороги растут васильки. | |
Вдоль какой? (Описание) | Вдоль какой дороги растут васильки? | Васильки растут вдоль дороги между полями ржи и гречихи. | |
Мимо какой? (Признак предмета. Окончание – ой, -ей) | Мимо какой витрины мы прошли? | Мы прошли мимо стеклянной витрины. | |
На какую? | На какую ногу Полине больно наступать? | Полине больно наступать на правую ногу. | |
Через какую? (Признак предмета. Окончание – ую, -юю) | Через какую реку переплыли спортсмены? | Спортсмены переплыли через бурную реку. | |
За какую? (Признак предмета. Окончание – ую, -юю) | За какую яблоню спряталась девочка? | Девочка спряталась за старую яблоню. | |
В какую? (Признак предмета. Окончание – ую, -юю) | В какую кружку сестра налила компот? | Сестра налила компот в фарфоровую кружку. | |
В какую? (Описание) | В какую кружку сестра налила компот? | Сестра налила компот в кружку, на которой нарисованы цветы. У этой кружки интересная ручка. | |
Под какой? (Признак предмета. Окончание – ой, -ей) | Под какой кроватью котёнок играл с клубком ниток? | Под старой кроватью котёнок играл с клубком ниток. | |
За какой? (Признак предмета. Окончание – ой, -ей) | За какой ягодой дети пошли в лес? | Дети пошли в лес за спелой ягодой. | |
За какой? (Название предмета) | За какой ягодой ребята пошли в лес? | Ребята пошли в лес за клюквой. | |
С какой? (Признак предмета. Окончание – ой, -ей) | С какой лентой в волосах пришла в школу Ира? | Ира пришла в школу с яркой лентой в волосах. | |
С какой? (Название предмета) | С какой ягодой Вера испекла торт? | Вера испекла торт с клубникой. | |
За какой? (Описание) | За какой елью медведь сделал себе берлогу? | Медведь сделал себе берлогу за елью, которая росла в еловом бору. Этой ели уже много лет. | |
На какой? (Признак предмета. Окончание – ой, -ей) | На какой юбке вышиты цветы? | На синей юбке вышиты цветы. | |
В какой? (Признак предмета. Окончание – ой, -ей) | В какой банке бабушка хранит варенье? | Бабушка хранит варенье в стеклянной банке. | |
В какой? (Название предмета) | В какой сказке есть Баба - Яга? | Баба-Яга есть в сказке «Царевна -лягушка». | |
В какой? (Описание) | В какой школе ты учишься? | Я учусь в школе, которая открылась в этом году. | |
Над какой? (Признак предмета. Окончание – ой, -ей) | Над какой рекой раскинула ветви ива? | Над тихой рекой ива раскинула свои ветви. | |
О какой? (Признак предмета. Окончание – ой, -ей) | О какой подруге Света написала в письме? | Света написала в письме о своей давней подруге. | |
О какой? (Название предмета) | О какой подруге Света написала в письме? | Света написала в письме о своей подруге Насте. | |
Какие? (Окончание –ие, ые) | Какие цветы растут на клумбах? Какие шорты ты наденешь на прогулку? | На клумбах растут яркие цветы. Я надену голубые шорты. | |
Какие? (Название предметов, вещей) | Какие грибы растут в вашем лесу? | В нашем лесу растут сыроежки, грузди, моховики. | |
Какие? (Описание) | Какие шорты ты наденешь на прогулку? | Я надену шорты с карманами. Я надену шорты, которые мне подарила мама. Я пойду на прогулку в шортах, в которых ходила на дискотеку. | |
У каких? (Признак предмета. Окончание -их, -ых) | У каких девочек длинные косички? | У темноволосых девочек длинные косички. | |
У каких? (Название предметов, вещей) | У каких девочек длинные косички? | Длинные косички у Леры, Сони и Нади. | |
У каких? (Описание) | У каких девочек длинные косички? | Длинные косички у тех девочек, которые тщательно ухаживают за своими волосами. | |
Около, возле, у каких? | |||
До каких? (Признак предмета. Окончание –их, -ых) | До каких ворот добежал Стёпа? | Стёпа добежал до железных ворот. | |
От каких? (Признак предмета. Окончание –их, -ых) | От каких цветов разносится по воздуху сильный аромат? | От сиреневых цветов разносится по воздуху сильный аромат. | |
От каких? (Название предметов, вещей) | От каких цветов разносится по воздуху сильный аромат? | От сирени разносится по воздуху сильный аромат. | |
Для каких? (Признак предмета. Окончание –их, -ых) | Для каких внучек бабушка испекла пирожки? | Бабушка испекла для любимых внучек пирожки. | |
После каких? (Признак предмета. Окончание –их, -ых) | После каких празднеств на снегу рассыпаны конфетти? | После новогодних празднеств по снегу рассыпаны конфетти. | |
Из каких? (Признак предмета. Окончание –их, -ых) | Из каких ниток мама связала дочке шапку? | Мама связала дочке шапку из шерстяных ниток. | |
Вдоль каких? (Признак предмета. Окончание –их, -ых) | Вдоль каких тротуаров едут машины? | Машины едут вдоль грязных тротуаров. | |
Вдоль каких? (Описание) | Вдоль каких домов опасно ходить? | Опасно ходить вдоль домов, на которых висят сосульки. Опасно ходить вдоль домов, которые сильно разрушены. | |
По каким? (Признак предмета. Окончание -им, -ым) | По каким оврагам бегут весенние ручьи? | По глубоким оврагам бегут весенние ручьи. | |
По каким? (Описание) | По каким лужайкам приятно бегать босиком? | Приятно бегать босиком по лужайкам, поросшим мягкой, нежной травкой. | |
К каким? (Признак предмета. Окончание -им, -ым) | К каким брюкам мама пришила карман? | Мама пришила карман к чёрным брюкам. | |
К каким? (Описание) | К каким друзьям мы поедем в гости? | Мы поедем в гости к друзьям, которые живут в Минске. | |
Навстречу каким? (Признак предмета. Окончание -им, -ым) | Навстречу каким путникам вышли деревенские жители? | Деревенские жители вышли навстречу усталым путникам. | |
В какие? (Признак предмета. Окончание –ие, -ые) | В какие дома переехали люди? | Люди переехали в кирпичные дома. | |
В какие? (Описание) | В какие дома переехали люди? | Люди переехали в дома, сделанные из кирпича. В домах пластиковые окна. | |
На какие? (Признак предмета. Окончание –ие, -ые) | На какие лица падал снег? | На радостные лица падал снег. | |
На какие? (Описание) | На какие искры нельзя смотреть без очков? | Нельзя смотреть без очков на искры, которые летят во время работы сварщика. | |
Через какие? (Признак предмета. Окончание –ие, -ые) | Через какие реки построены каменные мосты? | Каменные мосты построены через широкие реки. | |
Через какие? (Название предметов) | Через какие реки построены каменные мосты? | Каменные мосты построены через реку Строгань и Смядынь. | |
За какими? (Признак предмета. Окончание – ими, -ыми) | За какими воротами жила царевна в тереме? | Царевна жила в тереме за крепкими воротами. | |
За какими? (Описание) | За какими воротами жила царевна в тереме? | Царевна жила в тереме за воротами, которые были сделаны из дуба. Много досок ушло на постройку этих ворот. | |
Под какими? (Признак предмета. Окончание – ими, -ыми) | Под какими листьями растут опята? | Под опавшими листьями растут опята. | |
С какими? (Признак предмета. Окончание – ими, -ыми) | С какими шарами Костя пришёл на праздник? | На праздник Костя пришёл с разноцветными шарами. | |
С какими? (Описание) | С какими друзьями ты поедешь в лагерь? | В лагерь я поеду с друзьями, которых знаю много лет. Мы учимся в одной школе. | |
Над какими? (Признак предмета. Окончание – ими, -ыми) | Над какими деревьями летают грачи? | Грачи летают над старыми деревьями. | |
Над какими? (Название предметов) | Над какими городами пролетал самолет? | Самолет пролетал над Смоленском, Вязьмой, Москвой. | |
Над какими? (Описание) | Над какими мальчиками смеются девочки? | Девочки смеются над мальчиками, которые не любят заниматься спортом. | |
Над какими? (описание) | Над какими скамейками висит объявление «Покрашено»? | Объявление «Покрашено» висит над скамейками, которые сегодня покрасили. | |
Перед какими? | Перед какими компьютерами сидели школьники? | Перед новыми компьютерами сидели школьники. | |
В каких? (Признак предмета. Окончание –их, -ых) | В каких классах ученики пишут грамотно? | Ученики пишут грамотно в старших классах. | |
В каких? (Название предметов, вещей) | В каких словах допущены ошибки? | Ошибки допущены в словах капуста и вьюга. | |
В каких? (Описание) | В каких сапогах ты пойдёшь в гости? | Я пойду в гости в сапогах, которые купила недавно. Они бордового цвета, на них по бокам есть пряжки. | |
На каких? (Признак предмета. Окончание –их, ых) | На каких ножках стоит цыплёнок? | Цыплёнок стоит на тоненьких ножках. | |
Сколько? (количество) | Сколько тебе лет? Сколько ложек песку тебе насыпать в чай? Сколько времени ты меня ждешь? | Мне 12 лет. Насыпь мне три ложки. Я жду тебя уже 10 минут | |
Как долго? (время) | Как долго будет продолжаться третья учебная четверть? | Третья учебная четверть будет продолжаться 9 недель. | |
Чей? (принадлежность) | Чей голос слышен на улице? | На улице слышен бабушкин голос. | |
Чья? | Чья сумка лежит на скамье? | На скамье лежит сумка пожилой женщины. | |
Из чьей? | Из чьей шерсти сделано это одеяло? | Это одеяло сделано из овечьей шерсти. | Это одеяло сделано из шерсти овцы. |
Чьё? | Чьё имя тебе больше всего нравится? | Больше всего мне нравится имя моей подруги. | |
Чьи? | Чьи отпечатки лапок видны на земле? | На земле видны отпечатки лапок ёжика. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки - модели "Глагол+" для формирования у глухих учащихся навыка построения простого предложения
Глагол является структурным центром предложения. С его помощью выстраиваются синтаксические связи в предложении по типу управления. Одна из проблем при развитии речи глухих учащихся ...
Презентация к учебно-методической разработке "Формирование и развитие аудитивных навыков у учащихся на уроках немецкого языка с использованием компьютерной лингводидактики"
Эта презентация разработа для презентации моей учебно-методической разработки по развитию и совершенствованию аудирования с применением компьютерной лингводидактики, Hot Potatoes, системы VOKI, и филь...
Конспект урока "Употребление в речи этикетных слов". 5-й класс
Конспект урока Тема урока: "Употребление в речи этикетных слов". 5-й класс...
Разработка урока «Употребление в речи этикетных слов»
Цели урока: формировать представление о речевой ситуации; тренировать обучающихся в уместном использовании этикетных слов в различных речевых ситуациях.Задачи урока:Образовательная – познакомить...
Статья по РКИ (русский язык как иностранный) на тему: "Система упражнений, направленных на формирование у иностранных учащихся навыков определения рода имён существительных".
В статье рассматриваются проблемы, связанные с разработкой системы упражнений, направленных на обучение иностранных учащихся русской категории рода. Высказывается предположение о том, что типология уп...
Формирование навыка употребления в речи слов в мужском и женском роде у ребенка с двуязычием
Конспекты открытых занятий...
Исследовательская работа по русскому языку "Употребление в речи этикетных слов"
Актуальность исследования обусловлена рядом причин: правильное применение этикетных формул в разговоре; преодоление языковых барьеров в межличностном и межнациональном общении. Почему эта тема так акт...