Конспект урока "Употребление в речи этикетных слов". 5-й класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока
Тема урока: "Употребление в речи этикетных слов". 5-й класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 19.23 КБ |
prilozhenie_2_1.doc | 19.5 КБ |
prilozhenie_2_2.doc | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Употребление в речи этикетных слов". 5-й класс
Цель: Дать понятие речевого этикета, познакомить учащихся с этикетной лексикой, расширить знания учащихся о речевых формах этикета.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мобилизирующий этап
На столах у учеников лежит карточка с заданием. Необходимо распределить слова в таблице. (Приложение 1)
Учитель. Ребята, необходимо было распределить слова по группам. Проверка выполнения задания, один человек читает, все проверяют (самопроверка).
Какие слова вы не отнесли ни в одну группу? (Спасибо, будьте добры, до свидания, благодарю, прошу прощения).
Что это за слова?
Для чего они нужны?
3. Формулирование темы и цели урока.
Учитель. Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.
Мы познакомились с этикетными словами и сказали, для чего они нужны. Значит тема нашего урока – «Этикетные слова».
Учитель записывает тему урока на доске.
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.
Цель урока: Дать понятие речевого этикета; познакомить учащихся с этикетной лексикой; расширить знания учащихся о речевых формах этикета.
4. Изучение нового материала
Учитель. Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Без речевой культуры не может быть современного образованного человека. Ребята, а что значит быть культурным человеком? Что необходимо для этого делать? (Использовать правила этикета.)
Знакомство с новыми словами. Словарная работа, запись в тетрадь.
Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения.
Этикетные слова – слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д.
Речевой этикет – это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.
Учитель. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринуждённо, не испытывать неловкости и затруднений в общении.
Так, например, в русском языке для ситуации приветствия есть определённые единицы. (Доброе утро! С добрым утром! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую! Привет! Будьте здоровы! Здравствуй (те)!)
Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если люди незнакомы, то общение начинается со знакомства. Этикет предлагает несколько возможных формул: (Разрешите с вами познакомиться; Я хотел бы с вами познакомиться; Давайте познакомимся; Будем знакомы).
Я предлагаю вам поработать в парах: Представьте себе, что вы незнакомы, поприветствуйте друг друга.
После выполнения задания несколько пар представляют свои приветствия.
Учитель.
Друзья мои, внушайте людям веру,
И чаще говорите: «Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру –
Продляйте добрым словом жизнь людей!
(В. Боков)
Со словами В.Бокова трудно не согласиться, ведь ничто не даётся нам так дёшево и не расценивается так дорого, как доброе слово, сказанное человеку. Наша речь должна не просто подчиняться законам логики и разумного выбора нужной формулы речевого этикета, она должна быть пронизана доброжелательностью и вниманием по отношению к собеседнику. Причем то, как мы говорим, не менее важно, чем то, что мы говорим. Выражением доброго отношения к человеку чаще всего бывают не просто формулы вежливости, но и жесты, улыбки, их сопровождающие.
Прочитайте высказывание (на доске).
«Жизнь настолько коротка, чтобы людям недоставало времени на вежливость». (Емерсон).
Как вы понимаете это высказывание?
Как оно соотносится с темой нашего урока?
Почему в языке важен хороший тон?
Ребята, а приходилось ли вам когда– нибудь отказывать в просьбе? А знаете ли вы, что отказать можно тактично? С помощью чего это возможно сделать? Формулировка отказа в выполнении просьбы может быть следующей:
- (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие).
- В настоящее время это (сделать) невозможно.
- Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой.
- Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу.
- Я вынужден отказать (запретить, не разрешить).
Предлагаю вам поработать в группах: один человек просит другого помочь ему, задача другого отказать, но сделать это в тактичной форме. После выполнения задания несколько пар представляют речевые ситуации.
5. Закрепление изученного материала
Учитель. В ходе общения при наличии повода люди делают приглашения и высказывают просьбы. Выполните задание. (Приложение 2).
Распределите этикетные выражения по графам таблицы. Поставьте цифры 1, 2. Проследите, какие из этих этикетных слов и выражений вы никогда не употребляете в своей речи? Как вы думаете, почему? А какие этикетные слова вы используете в разговоре с приятелями? (Ответы учащихся.)
Учитель. Столь же регулярны и устойчивы речевые формы прощания, извинения и некоторых других часто повторяющихся ситуаций общения. Попробуйте перечислить этикетные выражения, которыми пользуются люди в ситуации прощания. (Учитель записывает выражения на доске, учащиеся объясняют, когда они употребляются) Запишите эти выражения .
Этикетные формы прощания | Особенности их употребления |
До свидания! | В любой ситуации |
Всего хорошего! Всего доброго! | В любой ситуации с оттенком пожелания |
До встречи! | Вместо «До свидания!», когда предполагается условная встреча |
Прощайте! | При прощании на длительный срок или навсегда |
Счастливо! | Непринуждённое, дружеское |
Всего! Привет! Пока! | Дружеское с оттенком фамильярности. Употребляется хорошо знакомыми, близкими людьми, чаще – среди молодёжи |
Бывай! Будь! | Грубовато-сниженное, нелитературное |
Разрешите откланяться! Позвольте откланяться! | Официальное, употребляют люди старшего поколения |
6. Итог урока
Рефлексия. А что вы скажете по поводу нашего урока? Открыли ли вы для себя что-то новое? Что вы чувствовали? Когда было трудно? Чему удивились? Что пожелаете самим себе? А мне?
Как здорово говорить друг другу приятные, добрые слова. Мне нравится с вами работать.
Большое спасибо за урок, Вы были сегодня молодцы, всего вам доброго!
7. Домашнее задание
Написать Мини-сочинение на тему «Хорошие речи приятно и слушать».
Предварительный просмотр:
Приложение №2
Распределите этикетные выражения по графам таблицы.
Приглашение 1 | Просьба 2 |
Не сочтите за труд. Будьте любезны. Пожалуйте к нам. Позвольте Вас побеспокоить. Приезжайте к нам в гости. Прошу оказать честь. Прошу Вашего благословения. Прошу к столу. Убедительно прошу Вас. Челом бью. Чувствуйте себя как дома. Богом прошу. Вас просят к телефону. Огромная просьба к Вам. Не будете ли так любезны? Если вас не затруднит. Не соблаговолите ли? Милости просим. Не откажите в любезности. Жду Вас в гости. Заезжайте к нам. Замолвите словечко. Разрешите. Позвольте. Кушать подано. Могу ли я надеяться на Вашу благосклонность? Можно Вас на минуточку? Не в службу, а в дружбу.
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Распределить слова в таблице.
Профессиональные слова | Диалектные слова | Устаревшие слова |
Подрамник, синюхат, смерд, спасибо, онодысь, квохтуша, будьте добры, аршин, до свидания, ветрило, фенол, корректор, алиби, благодарю, прошу прощения.
Для справок:
Подрамник - рама, на которую натягивается полотно для работы над картиной.
Синюхат – овощ, брюква. Употребляется в Смоленской области.
Смерд - крестьянин, земледелец на Руси IX-XIII вв.
Онодысь - на днях, на сих днях, говорится о прошлом. Употребляется в Пермской, Вятской областях.
Квохту́ша – курица-наседка, употребляется в Ярославской, Тамбовской областях.
Арши́н - старорусская единица измерения длины.
Ветрило - парус.
Фенол - бесцветные кристаллы с характерным запахом, розовеющие при хранении.
Алиби - юридический термин: нахождение обвиняемого в момент совершения преступления в другом месте как доказательство его невиновности.
Корректор - работник издательства или типографии, выполняющий корректуру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Употребление в речи причастий и деепричастий" 6 класс
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Употребление причастий и деепричастий в речи" разработан на основе УМК под редакцией М.М. Разумовской в соответствии с требованиями ФГОС. На уро...
Конспект урока по развитию речи:"«Составление рассказа «Весна»(4 класс, I вид ЗПР)"
Цель урока: расширить и конкретизировать представления о весенних изменениях в природе . Уточнить словарь по теме: «Весна» (облака, ручейки, почки т.д.). Обогащать словарный зап...
Конспект урока по развитию речи и окружающему миру 7 класс (ТМНР) Тема урока «Организация элементарного экспериментирования. Посадка лука»
Урок-практикум по посадке лука для детей с ТМНР....
Конспект урока по теме "Образование форм слова" в 5 классе
Конспект урока по теме "Образование форм слова" в 5 классе. Материал пригодится для учителей русского языка и литературы....
Конспект урока: "Употребление в речи причастных оборотов"
Методическая разработка проведения урока русского языка в 7 классе. Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС...
Разработка урока «Употребление в речи этикетных слов»
Цели урока: формировать представление о речевой ситуации; тренировать обучающихся в уместном использовании этикетных слов в различных речевых ситуациях.Задачи урока:Образовательная – познакомить...
Исследовательская работа по русскому языку "Употребление в речи этикетных слов"
Актуальность исследования обусловлена рядом причин: правильное применение этикетных формул в разговоре; преодоление языковых барьеров в межличностном и межнациональном общении. Почему эта тема так акт...