Формирование навыка употребления в речи слов в мужском и женском роде у ребенка с двуязычием
план-конспект
Конспекты открытых занятий
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия
Тема: Формирование навыка употребления в речи слов в мужском и женском роде у ребенка с двуязычием.
Цели:
Формирование навыка употребления в речи слов в мужском и женском роде у ребенка с двуязычием.
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование умения понимать и правильно употреблять глаголы прошедшего времени в мужском и женском роде.
2. Обучение согласованию существительных с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ.
3. Формирование навыка звуко-буквенного анализа и синтеза.
4. Развитие навыка составления предложений и согласования в них слов с использованием родовых окончаний.
Развивающие:
1. Привлечение внимания к звучащей речи, развитие зрительного и слухового внимания и памяти.
2. Расширение объема активного словаря.
3. Развитие способности к сравнению и анализу.
4. Закрепление навыка правильного употребления поставленных звуков в речи.
5. Дифференциация свистящих и шипящих согласных в словах.
Воспитательные:
1. Развитие наблюдательности, самостоятельности с осуществлением самоконтроля за собственной речью.
Оборудование: картинки с изображением людей разного возраста; пиктограммы с изображением мальчика и девочки, различных действий; предметные картинки, 3 кубика с картинками для составления фраз; 4 коробочки; карточки с буквами, карточки со словами с различным расположением в них букв, маркер, магниты.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Инструкция: На столе картинки с изображением людей разного возраста. Вверху разложи картинки с изображением папы, мальчика, дедушки, начиная с самого молодого и заканчивая самым старым в семье. Внизу будут картинки с изображением девочки, мамы и бабушки, только разложи их в другом порядке: от самой старой до самой молодой.
II. Подведение к теме занятия, привлечение внимания к звучащей речи.
Инструкция: Когда мы рассказываем о человеке, то часто его имя заменяем другими словами - он, она. Говорим "это она" и думаем о ком? А как мы говорим о мальчике - "это она или это он?" Слышишь разницу в словах? Про девочку и мальчика мы будем говорить по-разному: девочка делала, а мальчик делал, мальчик играл, а девочка играла. Если будем использовать одно и тоже слово, то станет непонятно, о ком мы говорим. Сегодня мы будем учиться рассказывать о мальчике и девочке, а также о других предметах (ведь их названия мы тоже часто заменяем словами ОН и ОНА), правильно называя слова, обращая внимание на то, как эти слова нужно закончить.
III. Формирование звуко-буквенного синтеза и анализа.
Инструкция: Вот буквы, из которых я попрошу тебя составить два слова: ОН и ОНА. Найди группу людей, в которой про каждого мы будем говорить: "Это он". Слово "ОНА" будет иметь отношение к кому?
На этой карточке в начале каждого ряда выделены слова. Найди точно такие же в каждом отдельном ряду и выдели их. Будь внимательным!
IV. Формирование умения определять, дифференцировать, употреблять глаголы прошедшего времени в мужском и женском роде.
Инструкция: На протяжении дня каждый из нас чем-то занимается. Давай поиграем в игру "Угадай, кто это делал". На доске размещены картинки с изображением каких-то действий. Я буду эти действия называть, а ты по слову угадай, кто это делал, и сверху прикрепи нужную картинку с изображением мальчика или девочки.
А теперь я буду прикреплять картинки с изображением мальчика или девочки, а ты будешь угадывать и называть, чем каждый из них занимался.
Лексический материал: спать,кричать, летать, везти, копать, ловить, работать, есть, думать, играть, писать, бросать, читать, смотреть, петь, танцевать.
V. Обучение дифференцированию слов по родам и их согласованию с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ, дифференциация свистящих и шипящих согласных в словах.
Инструкция: Названия предметов, которые нас окружают, тоже заменяются словами ОН и ОНА. Мы говорим - "она моя или он мой", - показывая какую -то вещь. У мальчика и девочки много разных предметов. Помоги им разобраться и разложить предметы по коробочкам. В зелёные коробочки положи картинки с предметами, про которые можно сказать " он мой", а в розовые - картинки с предметами, про которые говорят "она моя". Давай проверим, правильно ли дети справились с заданием?
Лексический материал: жираф, гармошка, пушка, рубашка, сок, велосипед, замок, собака, шишка, матрешка, кружка, шоколад, носок, звезда, расческа. пылесос.
VI. Динамическая пауза (выполнение движений по инструкции).
Погляди скорей вокруг,
Опиши руками круг,
Треугольник опиши
И квадрат нам покажи.
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Смотрим вверх и смотрим вниз,
На носочки поднялись.
Вдох и выдох. Тихо сели,
Мы урок продолжим смело.
VII. Развитие навыка формирования фраз, согласования слов в них. Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи .
Инструкция: Вот три кубика с картинками. Брось каждый из них. По картинкам, которые окажутся в верхней части куба, составь предложение. Расскажи, что делали дети? Называй детей по именам. Мальчика зовут Слава, а девочку - Катюша.
Лексический материал: рисовать, мыть, дарить, нести, найти, положить, часы, лошадка, шар, самолёт, машина, кошка.
VIII. Развитие слухового внимания, языкового анализа.
Инструкция: Послушай, как говорит мальчик Незнайка. Если он не прав, исправь ошибки.
Лексический материал: Этот дом теперь моя,
В нем хозяйка только я.
Шкаф моя и мой подушка,
Мой конфета, мой игрушка.
IX. Итог занятия.
Инструкция: Вспомни и скажи: как мы говорим о девочке, маме и бабушке - он мой или она моя? А как о мальчике, папе и дедушке? Постарайся запомнить то, чему мы сегодня учились и всегда говорить правильно! До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Формирование навыка употребления разделительного мягкого знака мягкого
Данный материал предназначен для работы родителям тех детей, которые имеют трудности в написании разделительного мягкого знака....
Учебные материалы для формирования у глухих учащихся навыка употребления в речи вопросительных слов
Данный материал представляет собой пособие для работы с глухими учащимися в процессе построения вопросительных предложений. Проблема работы такого рода заключается в том, что глухие ...
Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящим звуком на конце
Организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития – одна из актуальнейших и наиболее сложных тео...
Существительные мужского и женского рода на -Ь
Существительных мужского и женского рода на -Ь немного. Большая часть в мужском роде имеет суффикс -ТЕЛЬ, а в женском роде Суффикс -ОСТЬ....
Конспект логопедического занятия по формированию навыков употребления предлогов «ЗА», «ПЕРЕД», «ИЗ-ЗА» у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».
Конспект логопедического занятия по формированию навыков употребления предлогов «ЗА», «ПЕРЕД», «ИЗ-ЗА» у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».Авто...
Урок-исследование "Правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящим на конце"
На уроке решаются следующие задачи:Образовательные:- закреплять умение выделять имена существительные в речи, определять их род;- формировать умения в применении на практике правила правописания имён ...
Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода
Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода...