Формирование навыка употребления в речи слов в мужском и женском роде у ребенка с двуязычием
план-конспект

Конспекты открытых занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия  

Тема: Формирование навыка употребления в речи слов в мужском и женском роде у ребенка с двуязычием.

Цели:

Формирование навыка употребления  в речи слов в мужском и женском роде у ребенка с двуязычием.

Задачи:  

Образовательные:

      1. Формирование умения понимать и правильно употреблять глаголы прошедшего времени в мужском и женском роде.

      2. Обучение согласованию существительных  с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ.

     3. Формирование навыка звуко-буквенного  анализа и синтеза.

    4. Развитие навыка составления предложений и согласования  в них слов с использованием родовых окончаний.

Развивающие:

1. Привлечение внимания к звучащей речи, развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

2. Расширение объема активного словаря.

3. Развитие способности к сравнению и анализу.

4. Закрепление навыка правильного употребления поставленных звуков в речи.

5.  Дифференциация свистящих и шипящих согласных в словах.

Воспитательные:

1. Развитие наблюдательности, самостоятельности  с осуществлением самоконтроля за собственной речью.

Оборудование: картинки с изображением людей разного возраста; пиктограммы с изображением мальчика и девочки, различных действий; предметные картинки, 3 кубика с картинками для составления фраз;  4 коробочки; карточки с буквами, карточки со словами с различным расположением в них букв, маркер, магниты.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Инструкция: На столе картинки с изображением людей разного возраста. Вверху разложи картинки с изображением папы, мальчика, дедушки, начиная с самого молодого и заканчивая самым старым в семье. Внизу будут картинки с изображением девочки, мамы и бабушки, только разложи их в другом порядке: от самой старой до самой молодой.

II. Подведение к теме занятия, привлечение внимания к звучащей речи.

Инструкция: Когда мы рассказываем о человеке, то часто его  имя заменяем  другими словами - он, она.  Говорим "это она" и думаем о ком? А как мы говорим о мальчике - "это она или это он?" Слышишь разницу в словах? Про девочку и мальчика мы будем говорить по-разному: девочка делала, а мальчик делал, мальчик играл, а девочка играла. Если будем использовать  одно и тоже слово, то станет непонятно, о ком мы говорим. Сегодня мы будем учиться рассказывать о мальчике и девочке,  а также о других предметах (ведь их названия  мы тоже часто заменяем словами ОН и ОНА), правильно называя слова, обращая внимание на то, как эти слова нужно закончить.

III. Формирование звуко-буквенного синтеза и анализа.

Инструкция: Вот буквы, из которых я попрошу тебя составить два слова: ОН и ОНА. Найди группу людей, в которой про каждого мы будем говорить: "Это он". Слово "ОНА" будет иметь отношение к кому?

На этой карточке в начале каждого ряда выделены слова. Найди точно такие же  в каждом отдельном ряду и выдели их. Будь внимательным!

IV. Формирование умения  определять, дифференцировать, употреблять глаголы прошедшего времени в мужском и женском роде.

Инструкция: На протяжении дня каждый из нас чем-то занимается. Давай поиграем в игру "Угадай, кто это делал". На доске размещены картинки с изображением каких-то действий. Я буду эти действия называть, а ты по слову угадай,  кто это делал, и сверху прикрепи нужную картинку с изображением мальчика или девочки.

А теперь я буду прикреплять картинки с изображением мальчика или девочки, а ты будешь угадывать и называть, чем каждый из них занимался.

Лексический материал: спать,кричать, летать, везти, копать, ловить, работать, есть, думать, играть, писать, бросать, читать, смотреть, петь, танцевать.  

V. Обучение дифференцированию слов по родам и их согласованию  с притяжательными местоимениями  МОЙ, МОЯ, дифференциация свистящих и шипящих согласных в словах.

Инструкция: Названия предметов, которые нас окружают, тоже заменяются словами ОН и ОНА. Мы  говорим - "она моя или он мой", - показывая какую -то  вещь. У мальчика и девочки много разных предметов. Помоги им разобраться и разложить предметы по коробочкам. В зелёные коробочки положи картинки с предметами, про которые можно сказать " он мой", а в розовые -  картинки с предметами, про которые говорят "она моя". Давай проверим, правильно ли дети справились с заданием?

Лексический материал: жираф, гармошка, пушка, рубашка, сок, велосипед, замок, собака, шишка, матрешка, кружка, шоколад, носок, звезда, расческа. пылесос.

VI. Динамическая пауза (выполнение движений по инструкции).

Погляди скорей вокруг,

                  Опиши руками круг,

                  Треугольник опиши

                  И квадрат нам покажи.

                  На одной ноге постой-ка,

                  Будто ты солдатик стойкий.

                  Смотрим вверх и смотрим вниз,

                  На носочки поднялись.

                  Вдох и выдох. Тихо сели,

                  Мы урок продолжим смело.

VII. Развитие навыка формирования фраз, согласования слов в них. Автоматизация  поставленных звуков в спонтанной речи .

Инструкция: Вот три кубика с картинками. Брось каждый из них. По картинкам, которые окажутся в верхней части куба, составь предложение. Расскажи, что делали дети? Называй детей по именам. Мальчика зовут Слава, а девочку - Катюша.

Лексический материал: рисовать, мыть, дарить, нести, найти, положить, часы, лошадка, шар, самолёт, машина, кошка.

VIII. Развитие слухового внимания, языкового анализа.

Инструкция: Послушай, как говорит мальчик Незнайка. Если он не прав, исправь ошибки.

Лексический материал: Этот дом теперь моя,

                                         В нем  хозяйка только я.

                                         Шкаф моя и мой подушка,

                                         Мой конфета,  мой игрушка.

IX. Итог занятия.

Инструкция: Вспомни и скажи: как мы говорим о девочке, маме и бабушке - он мой или она моя? А как о мальчике, папе и дедушке? Постарайся  запомнить то, чему мы сегодня учились и всегда говорить правильно! До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Формирование навыка употребления разделительного мягкого знака мягкого

Данный материал предназначен для работы родителям тех детей, которые имеют трудности в написании разделительного мягкого знака....

Учебные материалы для формирования у глухих учащихся навыка употребления в речи вопросительных слов

Данный  материал представляет собой пособие  для работы с глухими учащимися в процессе построения вопросительных предложений. Проблема работы такого рода заключается в том, что глухие ...

Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящим звуком на конце

Организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития – одна из актуальнейших и наиболее сложных тео...

Существительные мужского и женского рода на -Ь

Существительных мужского и женского рода на -Ь немного. Большая часть в мужском роде имеет суффикс -ТЕЛЬ, а в женском роде Суффикс -ОСТЬ....

Конспект логопедического занятия по формированию навыков употребления предлогов «ЗА», «ПЕРЕД», «ИЗ-ЗА» у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

Конспект логопедического занятия по формированию навыков употребления предлогов «ЗА», «ПЕРЕД», «ИЗ-ЗА» у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».Авто...

Урок-исследование "Правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящим на конце"

На уроке решаются следующие задачи:Образовательные:- закреплять умение выделять имена существительные в речи, определять их род;- формировать умения в применении на практике правила правописания имён ...

Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода

Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского  рода...