Карточки - модели "Глагол+" для формирования у глухих учащихся навыка построения простого предложения
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Глагол является структурным центром предложения. С его помощью выстраиваются синтаксические связи в предложении по типу управления. Одна из проблем при развитии речи глухих учащихся состоит в том, что они не могут создавать распространённые предложения. Зачастую их высказывания выстроены по схеме кто? (что?) + что делает? ( что делаю? и т . п.). Данный материал представляет собой образцы синтаксических "блоков" для построения распространённого предложения, в котором структурным и смысловым центром является конкретный глагол. Работа по разработке карточек такого рода продолжается. Новый и дополненный материал будет выложен мной на сайте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagol_.doc | 247 КБ |
Предварительный просмотр:
Карточки – модели «Глагол +»
беспокоить + | кого? | меня, тебя, её, его, их, нас, вас, бабушку | Лёня часто беспокоит бабушку поздними звонками. |
когда? | постоянно, всегда, ночью, часто, редко, иногда, утром, вечером, днём и т. д. | Его беспокоят боли по утрам. | |
как? | очень | Меня очень беспокоит вопрос об экзаменах. | |
чем? | вопросами, звонками, письмами, сообщениями | Малыш всё время беспокоил маму вопросами. |
бороться + | с кем? | с врагом, с соперником, с противником, с тобой, со мной, с нами, с ними, с ним, с ней | Русский солдат боролся с фашистом на поле боя. |
где? | на поле боя, на лужайке, в лесу и т. д. | ||
как? | весело, яростно | Щенки весело боролись на поляне. | |
когда? | вечером, сегодня, вчера, завтра, в 3 часа и т. д. | Завтра мы будем с тобой бороться на уроке физкультуры. |
благодарить (поблагодарить) + | кого? | врача, маму, его, её, их, вас, нас | Сын поблагодарил маму за обед. |
когда? | сегодня, вчера, после урока и т.д. | Артист благодарил зрителей после концерта. | |
как? | вежливо | Настя вежливо поблагодарила гостя за конфеты. |
бояться + | чего? | наказания, темноты | Соня не боится уколов. |
кого? | льва, вора, его, её, нас, вас, их | Дрессировщик не боится тигров. | |
как? | сильно | Надя очень боится змей. | |
что делать? | плавать, летать, прыгать и др. | Костя боится плавать в глубоком озере. |
Бросать+ (бросить) | 1) что? | сумку, шапку и др. | Миша бросил шапку на полку и начал снимать сапоги. |
2) что? | семью, школу, институт, учёбу и др. | 1. Олег бросил учёбу и пошёл работать. 2. Степан бросил семью и начал жить один. | |
1.кого? | меня, тебя, её, его, вас, нас, их, друга и др. | Валя осторожно бросила щенка в воду, и он поплыл. | |
2. кого? | меня, тебя, её, его, вас, нас, их, друга и др. | Игорь бросил жену, женился на другой девушке. | |
куда? (на что? во что?) | в мусорное ведро, в пакет, на стул, в кресло и др. | ||
когда? | вчера, час назад и др. | ||
с кем? | с товарищем, со мной с тобой, с ней, с ним, с вами, с ними и др. | ||
как? | грубо, быстро, весело, осторожно, и др. |
варить + | что? | суп, кашу и др. |
когда? | сегодня, завтра, вечером и др. | |
сколько времени? (как долго?) | час, двадцать минут и др. | |
с чем? | с приправой, с маслом и др. | |
с кем? | с Машей и др. | |
в чём? | в кастрюле, котле и др. | |
на чём? | на пару, на огне, на плите |
верить + | во что? | в справедливость | Саша верит в справедливость. |
в кого? | в Бога, в меня, в тебя, в нас, в вас, в неё, в него, в них и др. | Тренер верит в нас, он уверен, что мы победим на соревнованиях. | |
сколько времени? (как долго?) | долго, не долго, всю жизнь и др. | Священник Никанор верил в Бога всю жизнь. | |
как? | сильно, слабо, искренне и др. |
влить (вливать) + | что? | молоко, сок, бульон, воду и др. | Кира влила в кашу масло, чтобы каша стала вкуснее. |
куда? | в соус, в бульон, в кашу и др. | Строители вливают в раствор воду. | |
как? | осторожно, аккуратно | Лера осторожно влила в воду молоко. |
гладить+ | что? | бельё, рубашку, юбку и др. |
чем? | утюгом, рукой и др. | |
с кем? | со мной, с тобой, с ней, с ним, с вами, с нами, с ними, с подругой , с мамой и др. | |
когда? | утром, днём, в два часа и др. | |
где? | в комнате, в школе и др. | |
на чём? | на гладильной доске, на столе и др. | |
сколько времени? (как долго?) | десять минут, полчаса, час и др. |
говорить (поговорить, заговорить) + | что? (говорить) | слова, правило | Учитель говорит про тебя добрые слова. |
с кем? | со мной, с тобой, с нами, с вами, с ней, с ним, с ними, с папой, с Женей и др. | Я поговорила с Женей. | |
о ком? | о тебе, обо мне, о вас, о нас, о ней, о нём, о них, о подруге и др. | Мы говорим о бабушке. | |
о чём? | об уроках, о погоде и др. | Ребята говорили о футболе. | |
говорить (поговорить, заговорить) + | про кого? | про меня, про тебя, про вас, про нас, про неё, про него, про собак и др. | Мы с другом поговорили про собак. |
про что? | про ужин, про деньги и др. | Родители заговорили про ужин. | |
как? | легко, долго, быстро и др. | Саша хорошо говорит по-английски. | |
когда? | на прошлой неделе, вчера и др. | Олег говорил со мной на прошлой неделе. |
говорить (поговорить, заговорить) + | что? (говорить) | слова, правило | Учитель говорит про тебя добрые слова. |
с кем? | со мной, с тобой, с нами, с вами, с ней, с ним, с ними, с папой, с Женей и др. | Я поговорила с Женей. | |
о ком? | о тебе, обо мне, о вас, о нас, о ней, о нём, о них, о подруге и др. | Мы говорим о бабушке. | |
о чём? | об уроках, о погоде и др. | Ребята говорили о футболе. | |
говорить (поговорить, заговорить) + | про кого? | про меня, про тебя, про вас, про нас, про неё, про него, про собак и др. | Мы с другом поговорили про собак. |
про что? | про ужин, про деньги и др. | Родители заговорили про ужин. | |
как? | легко, долго, быстро и др. | Саша хорошо говорит по-английски. | |
когда? | на прошлой неделе, вчера и др. | Олег говорил со мной на прошлой неделе. |
гулять (погулять) + | с кем? | со мной, с тобой, с вами, с нами, с ними, с ней, с ним, с Верой и др. |
где? | на улице, по дороге, в лесу и др. | |
как? | весело, спокойно и др. | |
сколько времени? | два часа, с утра до вечера и др. | |
до скольких? | до семи часов вечера и др. |
Держать + | 1.кого? | меня, тебя, его, её, вас, нас, их, Олю, кота и др. | Лена держит маленькую сестрёнку за руку. |
2. кого? | кроликов, рабов, кур и др. | Дедушка держит в деревне кроликов. | |
за что? | за руку, за лапу, за ручку двери и др. | ||
где? | в подвале, в квартире, в сумке и др. | ||
как? | крепко, слабо, сильно и др. | ||
с кем? | с братом, со мной, с тобой, с нами, с вами, с неё, с ним, с ними. | Мы с Петей держим крепко палатку, чтобы ветер не сдул её. |
доезжать (доехать) + | до чего? | до дерева, до стены и др. |
до кого? | до меня, до тебя, до него, до неё, до вас, до нас, до них, до бабушки, до Васи и др. | |
с кем? | со мной, с тобой, с ней, с ним, с нами, с вами, с ними, с другом, с Настей и др. |
Дружить+ | с кем? | со мной, с тобой, с нами, с вами , с ней, с ним, с ними, с Верой и др. |
как? | крепко, не крепко и др. | |
сколько времени? (как долго?) | два года, всю жизнь, пять месяцев и др. | |
когда? | в прошлом году, когда учились вместе в школе и др. |
думать + | о чём? | об уроках, о празднике и др. |
о ком? | обо мне, о тебе, о ней, о нём, о вас, о нас, о сыне и др. | |
как? | сосредоточенно | |
сколько времени? (как долго?) | долго, недолго, пять минут |
Есть + | что? | кашу, суп, пельмени и др. |
кого? | мышей, поросят и др. | |
где? | в столовой, на кухне, за столом, в кафе и др. | |
из чего? | из тарелки, из миски, из горшочка и др. | |
с кем? | с Леной, с женой и др. | |
как? | быстро, аккуратно, медленно и др. | |
сколько времени? | час, пятнадцать минут и др. | |
когда? | сегодня, вчера и др. |
ехать (поехать, приехать, подъехать) + | куда? | в город, в лес, на встречу, на праздник и др. |
на чём? | на поезде, на машине и др. | |
на ком? | на лошади, на коне и др. | |
за чем? | за дровами, за вещами и др. | |
с кем? | со мной, с тобой, с ней, с ним, с нами, с вами, с ними, с мамой, с друзьями и др. | |
как? | быстро, весело и др. |
жарить + | что? | картошку, рыбу, курицу и др. |
когда? | утром, днём, в три часа | |
сколько времени? (как долго?) | долго, сорок минут | |
с чем? | с луком, с перцем и др. | |
с кем? | со мной, с тобой, с ней, с ним, с вами, с нами, с ними, с сестрой и др. | |
на чём? | на сковороде, на масле, на маленьком огне, на большом огне |
Ждать + | кого? | меня, тебя, нас, вас, её, его, их, Диму, врача и др. |
что? | поезд, дождь, весну и др. | |
сколько времени? (как долго?) | весь день, две минуты, долго, не долго, три часа и др. | |
до скольких? | до пяти вечера, до утра, до зимы | |
с кем? | с братом, с Настей и др. | |
где? | возле дома, в квартире, на остановке, под деревом и др. | |
когда? | вчера? на прошлой неделе, час назад и др. |
желать + | чего? | добра, зла, счастья |
кому? | мне, себе, тебе, ей, ему, им, нам, вам, Мише и др. | |
сколько времени? (как долго?) | два года, месяц и др. |
желать (значение устарело) | чего? | чаю, шоколада |
сколько времени? (как долго?) | час, весь день |
жить + | где? | в доме, в норке, в будке, на чердаке, под печкой, в дупле, в озере, в реке и др. |
с кем? | со мной, с тобой, с нами, с вами, с ней, с ним, с ними, с родителями, с мужем, женой и др. | |
как? | весело, богато, бедно, интересно, скучно и др. |
Жить+ | где? | на чердаке, в квартире, в дупле, в гнезде, на дереве и др. |
с кем? | со мной, с тобой, с ней, с ним, с нами, с вами, с ними, с бабушкой и др. | |
как долго? (сколько времени?) | два года, три месяца, всю жизнь и др. | |
как? | весело, грустно, тихо, мирно и др. | |
когда? | в прошлом веке, два года назад, пять лет назад и др. | |
у кого? | у меня, у тебя, у него, у неё, у нас, у них, у брата, у друга, у мужа, у жены и др. |
звонить (позвонить) + | кому? | мне, тебе, ей, ему, нам, вам, им, маме, Андрею и др. |
откуда? | из дома, с юга, с работы и др. | |
как долго? (звонить) | час, целый день и др. |
Искать + | кого? | меня, тебя, нас, вас, её, его, их, Диму, маму и др. |
что? | носки, книгу, золото и др. | |
где? | в земле, на столе, в лесу, под дубом, за шкафом и др. | |
сколько времени? (как долго?) | пять минут, всю жизнь, день, долго, не долго и др. | |
с кем? | с сестрой, с Бимом и др. | |
когда? | сегодня, вчера и т.д. |
лечить + | кого? | меня, себя, тебя, его, её, нас, вас, их |
что? | рану, болезнь и др. | |
сколько времени? (как долго?) | неделю, долго и др. | |
чем? | таблетками, мазью, травами и др. | |
от чего? | от гриппа, от малярии и др. | |
как? | охотно, неохотно, старательно др. | |
где? | дома, в больнице | |
когда? | в прошлом году, пять дней назад |
лечиться + | от чего? | от простуды, гриппа и др. |
сколько времени? (как долго?) | неделю, долго и др. | |
как? | охотно, неохотно, старательно др. | |
чем? | таблетками, мазью, травами и др. | |
когда? | в прошлом году, пять дней назад |
наговорить (наговаривать) + | на кого? | на меня, на тебя, на Олю | Соседи наговаривают на меня чепуху. |
про кого? | про тебя, про меня, про Костю | Мальчики наговорили про Костю много историй. | |
на сколько? (разговорная форма) | на 100 рублей | Я наговорила по телефону на 100 рублей. |
нагуливать (нагулять) + | что? | аппетит, жир |
Писать + | кому? | мне, тебе, ей, ему, нам, им, подруге и др. |
о чём? | о погоде, о рождении сына и др. | |
о ком? | обо мне, о тебе, о себе, о нас о вас, о ней, о нём, о них, об учителе и др. | |
что? | письмо, заявление и др. | |
как? | аккуратно, медленно, быстро и др. | |
сколько времени? (как долго?) | час, год, целый урок и др. | |
где? | в тетради и др. | |
с кем? | со мной, с тобой, с вами, с ней, с ним, с ними, с учителем и др. | |
куда? | в Москву и др. | |
на чём? | на стене, на столе и др. | |
когда? | вечером, после урока и др. |
пить+ | что? | компот, воду и др. |
с кем? | со мной, с тобой, с ней, с ним, с вами, с нами, с ними, с подругой и др. | |
где? | за столом, в доме, в кафе, на веранде, на улице и др. | |
когда? | вечером, в три часа, днём и др. | |
как? | быстро, торопливо, аккуратно и др. | |
сколько времени? (как долго?) | два месяца, неделю, год и др. | |
как часто? | два раза в день, раз в неделю и др. | |
от чего? | от простуды, от бессонницы и др. | |
из чего? | из кружки, из бокала и др. |
подговаривать (подговорить) + | кого? | меня, тебя, вас, нас, её, его, их, Борю и др. |
на что? | на обман, на драку | |
что сделать? | убежать с урока и др. |
подъехать (подъезжать) + | к кому? | к милиционеру, к Мише и др. |
к чему? куда? | к школе, к остановке, к воротам и др. | |
с кем? | со мной, с тобой, с нами, с вами с дядей, с сестрой, с Олей и др. | |
когда? | сегодня, утром, после обеда и др. | |
во сколько? | в пять часов и др. |
показать (показывать) + | что? | квартиру, платье, книгу, шкаф и др. |
кого? | меня, тебя, вас, нас, их, её, его, папу, щенка и др. | |
кому? | мне, тебе, вам, ей, ему, нам, другу, врачу и др. |
Помогать + | кому? | мне, тебе, ей, ему, нам, вам, им, соседке и др. |
как? | охотно, неохотно и др. | |
с кем? | с Машей и др. | |
в чём? | в работе, в учёбе, в уборке и др. | |
как долго? (сколько времени?) | долго, не долго, месяц, две минуты | |
когда? | зимой, вчера и др. | |
во время чего? | на уроке, во время уборки и т.д. |
прогуливать (прогулять) + | что? | урок, работу, занятие |
с кем? | с другом и др. |
Спать + | где? | в свое постели, на кровати, на диване, на сене, на ветке, в норке и др. |
с кем? | с мамой, с друзьями и др. | |
когда? | ночью, днём, зимой и др. | |
как? | спокойно, беспокойно, плохо и др. | |
сколько времени? (как долго?) | всю ночь, пять часов и др. | |
во сколько? | в десять часов вечера и др. |
убирать (убрать) + | что? | игрушки, вещи, мусор, листья и др. |
как? | аккуратно, быстро, чисто и др. | |
где? | в классе, в комнате, в зале и др. | |
с кем? | со мной, с тобой, с нами, с вами, с ней, с ним, с ними, с Валей и др. | |
куда? | в шкаф, на полку, в сумку и др. | |
откуда? | со стола, с пола и др. | |
запомнить | убрать с глаз |
Учить + | что? | правило, стихотворение, роль и др. |
кого? | меня, тебя, её, его, вас, их, нас, детей, Женю с Олей др. | |
как? | ответственно, охотно и др. | |
сколько времени? (как долго?) | месяц, год, час и др. | |
когда? | осенью, на уроке | |
где? | в школе, в институте, дома и др. | |
чему? | хорошим поступкам, плохим делам, вежливости и др. |
ходить + | куда? | в школу, в магазин, на курсы и др. |
с кем? | со мной, с тобой, с ней, с ним, с вами, с нами, с ними, с дочкой и др. | |
как? | быстро, медленно и др. | |
где? | в доме, в лесу и др. | |
за чем? | за грибами, за хлебом и др. | |
сколько? (как долго?) | долго, два часа | |
когда? | вчера, неделю назад | |
по чему? | по мосту, по полу и др. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебные материалы для формирования у глухих учащихся навыка употребления в речи вопросительных слов
Данный материал представляет собой пособие для работы с глухими учащимися в процессе построения вопросительных предложений. Проблема работы такого рода заключается в том, что глухие ...
Дидактический материал. Карточки по теме "Простые предложения с однородными членами и сложные предложения" для учащихся 5 класса (В.П.Астафьев "Васюткино озеро")
Карточки предназначены не только для обучающихся 5 класса. Такие карточки можно раздавать и в 6 - 7 классах. В 5 классе по программе В.Я. Коровиной изучается произведение В.П. Астафьева "Васюткино озе...
Конспект урока по русскому языку: « Построение простого предложения по схемам и картинкам»
Данный конспект урока по русскому языку:« Построение простого предложения по схемам и картинкам» проведен для детей 3 класса...
Формирование исследовательских умений учащихся при построении алгоритмов математических действий в курсе математики 6-7 классов.
В наш век скоростей невозможно представить себе жизнь без алгоритмов. Алгоритмы служат для стандартизации описаний любых процессов. Применение алгоритмов позволяет решать однотипные задачи, сократить ...
Дидактический материал. Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 8 – 9 классов (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
Карточки по русскому языку составлены на основе произведения А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Карточки предназначены для обучающихся 8 - 9 классов. Материал поможет учащимся закрепить знани...
Статья по РКИ (русский язык как иностранный) на тему: "Система упражнений, направленных на формирование у иностранных учащихся навыков определения рода имён существительных".
В статье рассматриваются проблемы, связанные с разработкой системы упражнений, направленных на обучение иностранных учащихся русской категории рода. Высказывается предположение о том, что типология уп...
Система упражнений, совершенствующая грамматический навык построения сложных предложений с придаточными подлежащными. Презентация MATRESHKA (Complex Sentence/Subject Clauses)
Данная презентация в наглядной форме помогает учащимся освоить структуру сложных предложений с придаточными подлежащными. Учащиеся выполняют действия на изменение структуры предложений по заданным в н...