Памятка "Производные предлоги"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Румянцева Татьяна Николаевна

Материал для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_proizvodnye_predlogi.rar13.25 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка « Производные предлоги»

Наиболее трудными для понимания и написания являются так называемые производные предлоги, то есть предлоги, образованные от других частей речи (согласно, благодаря, спустя, исключая и др.) и путем соединения двух частей речи (ввиду, вроде, невзирая, наподобие и др.). И если первые вызывают трудность только в определении падежной формы следующего за предлогом слова (согласно (чему?) графику, благодаря (чему?) счастливой случайности), то вторые заставляют задуматься о том, слитно или раздельно нужно писать эти предлоги и как их отличить от предложно-именных сочетаний.

 

Запомните!

1. Производные предлоги ввиду, вместо, внутри, вроде, вследствие, наперекор, вслед, напротив, навстречу, наподобие, невзирая (на), несмотря (на), насчет пишутся слитно.

 

2. Производные предлоги в виде, в связи, в продолжение, в течение, в заключение, в завершение, во избежание, в отличие пишутся раздельно. (Предлог в отношении пишется с и на конце).

 

Правило, кажется, простое. Но на письме реализуется зачастую очень неграмотно. Особенно трудности возникают в написании предлогов типа в течение, в продолжение, вследствие и др. Вот несколько советов.

 

Отличие производных предлогов от сочетаний первичных предлогов с существительными

1. Если перед вами производный предлог, то вопрос задается ко всему сочетанию.

Например: (когда?) в течение долгих лет; находился (где?) вблизи школы; шел (куда?) вслед за ним.

2. Если же вы имеете дело с сочетанием первичного предлога с существительным, то:

1) от этого предлога к существительному можно задать вопрос: (в чем?) в течении (реки); (в чем?) в следствии (по делу о краже); надеюсь ( на что?) на встречу (с другом);

2) существительное, входящее в состав сочетания, можно просклонять: течение, -ия, -ию, -ие, -ем, -ии;

3) между предлогом и существительным можно вставить слово: в бурном течении реки, в затянувшемся следствии по делу о краже; на скорую встречу с другом.

В заключение предлагаем вам таблицу слитно-дефисно-раздельного написания  наиболее часто употребляющихся предлогов.

 

 Слитно

 Раздельно

 Через дефис

 

Несмотря на (погоду)

Невзирая на (лица)

Вместо (друга)

Вроде (тебя)

Вследствие (аварии)

Навстречу (гостям)

Наподобие (шара)

Насчет (изложения)

Сверх (ожидания)

Ввиду (отъезда)

(но: иметь в виду)

 

В течение (года)

В заключение (доклада)

В продолжение (часа)

В отличие (от других)

В виде (полукруга)

В связи (с трудностями)

За счет (своего времени)

В целях (получения прибыли)

В силу (сложностей)

В отношении (отъезда)

Под видом (услуги)

В соответствии (с законом)

 

Из-за (дождей)

Из-под (земли)

По-над (речкой)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Производные и непроизводные, простые и составные предлоги. Правописание предлогов.

Данная презентация предназначена для закрепления знаний по теме "Предлог". Ею можно воспользоваться в 8 - 11 классах  при повторении и подготовке к экзаменам. Предлоги: производные, непроизводные...

Открытый урок русского языка в 3 классе «Предлоги. Правописание предлогов с другими словами»

В данный конспект открытого урока по русскому языку  включены  упражнения и задания на развитие познавательных процессов. Методы и приемы обучения подобраны в соответствии с задачами урока....

Конспект урока письма в 3 классе специальной коррекционной школе VIII вида по теме "Предлог. Написание предлогов раздельно со словами."

Данная работа представляет собой конспект урока по письму для 3 класса в коррекционной школе VIII вида учителя МБСКОУ "СКОШ №20 VIII вида" г.Перми Хохряковой С.А....

Технологическая карта логопедического занятия по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами"

Занятие проводится с учащимися 2 класса с логопедическим заключением ОНР, НВОНР. Проанализировав большое количество технологических карт планирования уроков, можно сделать вывод, что унифицированной ф...