урок-проект "Фольклор в творчестве этнографического ансамбля "Ивушка"
план-конспект урока по русскому языку по теме

Ильмукова Елена Геннадьевна

В наше время, пожалуй,  каждый человек на вопрос, знает ли он, что такое частушки, - ответит утвердительно. Если  сам он не помнит ни одной частушки, наверное, слышал их на различных праздниках. Частушки сопровождают нас по жизни с детства. Русская частушка – уникальный жанр русского  народного словесно-музыкального творчества.  Во  всей мировой литературе не найти такого  жанра! Поэтому необходимо к ней особое отношение и внимание. Русский народ создал огромную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, былины, частушки. Каждая частушка- это мини-спектакль, в котором выявляется истинно русские здравомыслие и юмор. Этот жанр живет, развивается, проявляется новыми гранями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_moryakova.docx51.32 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

  • Цель исследования: изучить историю возникновения частушки, как одного из жанров русского народного устного и песенного  творчества, изучить репертуар фольклорно - этнографического ансамбля «Ивушка» села Ивановка, повысить интерес моих одноклассников к изучению одного из жанров устного народного творчества - частушки.
  • Задачи:

определение места и функционально-смыслового назначения частушек;

изучение ритмико-мелодической структуры частушек;

изучить литературные источники, позволяющие проследить историю развития частушки.

  • Проблема исследования:  историческая многослойность жанра частушек.
  • Актуальность темы: я полагаю, что фольклор - это ценнейшее культурное достояние народа, которое необходимо осваивать, любить и беречь. Непонимание молодежью искусства, созданного народом, происходит от нехватки пропаганды народного искусства.
  • Объект исследования: участники фольклорно-этнографического ансамбля «Ивушка» села Ивановка.
  • Предмет исследования: частушки.
  • Гипотеза исследования: частушка выражает различные черты человеческого характера, отражает изменения в политической и социальной жизни.
  • Методы исследования:

поиск материала;

изучение литературы по выбранной теме;

отбор информации;

систематизация собственного опыта;

проведение анкетирования обучающихся;

интервью с участниками фольклорно- этнографического ансамбля «Ивушка»;

обработка результатов.

  • Направление исследовательской работы:

Прививать интерес и любовь к русскому  устному народному и песенному творчеству – частушке.

  • Этапы работы над проектом:

подбор материала;

отбор информации;

обработка информации.

  • Тип исследовательской работы: творческий.
  • Вид деятельности: индивидуальный.
  • Планируемые результаты:

пропаганда жанра частушки;

сохранение народных традиций;

начать работу по составлению альбома «Частушки жителей села Ивановка».

В наше время, пожалуй,  каждый человек на вопрос, знает ли он, что такое частушки, - ответит утвердительно. Если  сам он не помнит ни одной частушки, наверное, слышал их на различных праздниках. Частушки сопровождают нас по жизни с детства. Русская частушка – уникальный жанр русского  народного словесно-музыкального творчества.  Во  всей мировой литературе не найти такого  жанра! Поэтому необходимо к ней особое отношение и внимание. Русский народ создал огромную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, былины, частушки. Каждая частушка- это мини-спектакль, в котором выявляется истинно русские здравомыслие и юмор. Этот жанр живет, развивается, проявляется новыми гранями.

В моей семье любим жанр народного творчества - русская частушка. Вот я и подумала: «За что любимы частушки? Что помогает им закрепляться  в памяти и переходить из поколения в поколение?»

Основная часть

Народ – труженик является создателем ярких произведений словесного искусства. Многие из них были известны еще задолго до появления письменности и с той поры передавались устным путем. Названное великим писателем А.М.Горьким «устной художественной литературой». [Горький М. Собрание сочинений в 30-ти т. 1953. т.29., с.499], а по научному именуемое устным народно поэтическим творчеством, или фольклором [от английского слова  folklore, что в переводе на русский язык означает «народная мудрость», «народное знание».], это искусство живет столетия и в ярких, выразительных формах рассказывает о событиях прошлого и настоящего, говорит о чаяниях и ожиданиях народных.

 Уже в XVIIв. Были известны на Руси короткие песенки, которые исполнялись как обрядовые (как правило, заклинательного и ритуального характера), Однако частушки, по мнению некоторых фольклористов, возникли во второй половине ХIXв. Это новый по содержанию и форме жанр устного народного творчества.

Никого она не оставит равнодушным, и поэтому каждый призадумается, как рождается это небольшое произведение народного искусства. В устном народном творчестве наших дней имеют место и процессы, свидетельствующие об активной жизни современной частушки. Слово «частушка» происходит от «частый» (в отличие от «протяжных», «долгих»), то есть быстрый. Частушка – появилась в публицистике, а затем вошла и в научную литературу из очерка Глеба Успенского «Новые народные песни: Из деревенских заметок» (1889). В этом очерке писатель впервые дал краткий анализ нового явления в песенной культуре народа. Постепенно слово «частушка» стало приобретать значение общего термина. Кое-где частушки называются «припевками». Мелодия у них совсем коротенькая, всего один куплет, который много раз повторяются с разными словами. Рождается частушка буквально на глазах, вернее на слуху у окружающих.

1.1 Что такое частушка.

              Термин «частушка» не литературного, не книжного, а народного происхождения. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались частыми. Поэтому естественно, что новый песенный жанр, близкий ритмически к старым плясовым песням, наряду с другими названиями получил также и название «частушка». Грамматически это было полной аналогией таких народных названий жанра, как «сбирушка», «набирушка», «каратушка» и т.д.

      Частушка – один из видов словесно-музыкального народного творчества. Это короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере. Особую разновидность частушек составляет двухстрочные песенки («страдания», «Семеновна» и др.), исполняемые в песенном стиле. Исполняются частушки под гармонь, баян, балалайку, инструментальный ансамбль, а часто и без всякого музыкального сопровождения.

      Частушки относятся к лирическому роду поэзии. Их главное назначение, не в описании каких-либо событий и фактов, а в выражении к ним определенного отношения, в передаче самых разнообразных мыслей, чувств и настроений. Как и в любом лирическом произведении, мысли и чувства, выражаемые в частушках, не имеют протяжности во времени. «Частушка»,-писал известный собиратель произведений этого жанра В.И.Симаков, - выражает один момент, одно мимолетное переживание человека в данную минуту».

      Частушки   всегда  в  той  или  иной   мере – поэтической  экспромт. С экспромтным характером частушки связано такое ее качество, как необычайно тесная связь с современностью. Если в других жанрах песенного фольклора в той или иной мере могут быть отражены и явления прошлого, то частушки всегда создаются и исполняются только на современные темы, на факты и события, которые волнуют человека сегодня, сейчас, в данную минуту. Иначе говоря, частушки о вчерашнем дне уже не поются. Именно этим объясняется относительная недолговечность основной массы частушек, очень большая подвижность, быстрая смена репертуара.

Обратимся к этимологическому значению слова частушка: «Частушка, частуха – песня, исполняемая в компании, плясовая».

Частушка произошла из обрядного припева танцевальной песни, у которого она переняла краткость, рифму и быстрый темп. Образовано от старославянского («частый, часто»); первоначально «то, что часто повторяют».  Исторически частушка от «часто».

Значение слова помогает нам понять, как надо исполнять частушки. Именно в частушках «ярко выраженная установка на исполнение перед слушателями».

1.2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРА ЧАСТУШКИ

По вопросу о времени возникновения частушек в русской фольклористике были высказаны противоположные мнения. Одни исследователи считали частушку довольно древним жанром фольклора, её образцы стремились найти уже в публикациях 18 века. Другие ученые видели в частушке новый жанр фольклора, и её возникновение относили к эпохе капитализма.

Основательное изучение вопроса проводит нас к твердому выводу, что жанр частушки сформировался в России во второй половине 19 века. Первые частушки были зафиксированы в Центральной России в 50- 60-х годах 19 века. Затем они стали распространяться и других районах страны. Процесс частушечного творчества развивался очень быстро. Если в 50- 60-е годы в отдельных местностях частушки бытовали единицами, то в последующие десятилетия – десятками и сотнями! К концу 19 века частушка становится самым массовым жанром русского песенного фольклора. В 1902 году собиратель и исследователь народного творчества А.В. Балов писал: «Можно без преувеличения сказать, что «частушка» завоевала симпатии русского народа от хладных финских скал до пламенной Колхиды».

Не было единого мнения и о месте возникновение частушек. Одни писали, что первые частушки появились в городе. Другие считали местом рождения частушки деревню.

По-видимому, ближе всех к истине был А.М. Путинцев, который еще в начале 20 века писал о частушке: «Она появилась приблизительно в половине прошлого столетия, одновременно в городских и некоторых деревенских местностях».

Возникновение жанра частушки было обусловлено теми процессами, которые происходили в русском народном песнетворчестве во второй половине 19В.

Одним из важнейших показателей этого процесса было все усиливающиеся влияние литературы на фольклор, обретение народной песней черт книжной поэзии.

Дошедшие до нас фольклорные материалы, сделанные в свое время этнографические наблюдения, позволяют заключить, что частушка возникла в местах, где две в известном смысле противоположные культуры – традиционный песенный фольклор и книжная поэзия – пришли в наиболее тесное непосредственное соприкосновение. Такими местами в середине 19 века были и небольшие губернские и уездные города и пригороды крупных городов, бойкие села на больших дорогах, районы построек фабрик и железных дорог и т. д.

Частушки получают распространение и в крупных городах, и в глубоких деревнях, начинают бытовать повсюду. Однако следует подчеркнуть, что частушки больше поют не в городе, а в деревне.

Процесс формирования жанра частушки был довольно длительным и занимал во второй половине 19 в. Не одно десятилетие.

С течением времени изменился объем и структура частушки. В 60- е годы бытовали преимущественно многострочные частушки, насчитывающие 8, 10, 12 и более строк. В 70- е годы было уже значительное количество четырех строчных частушек. И начиная с 80- х годов, ведущие позиции все более и более завоевывает четырех строчная частушка.

Первые частушки создавались молодежью главным образом во время молодежных вечеринок. В этих условиях они возникали и позже. А.В. Балов в конце 19 в. писал: «Припевки эти чаще всего поются на деревенских «посиделках» или «беседках», как песни плясовые».

Содержание частушек в первое время ограничивается потребностями молодежных «бесед» («походенок»).

Однако уже в 80- е годы 19 в. Частушки создаются и исполняются не только на беседах, «походёнках». В эти годы, как свидетельствует И.Я. Львов, ««от походенок» частушка перешла в жизнь». Изменяются содержание и функции частушек. Именно с этого времени, с 80 годов 19 в., когда частушка вышла из тесного круга беседы и хоровода, когда она от «походенок» перешла в жизнь. Частушечное творчество получает массовое развитие, полностью оформляются жанровые особенности содержания и художественной формы частушек.

 1.3 ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧАСТУШЕК.

Прежде всего, следует сказать, что частушка относится к лирическому роду поэзии, не в описании каких- либо событий и фактов, не в рассказе о них, а в выражении к ним определённого отношения, в передаче самых различных мыслей, чувств и настроений. Особенности лирического рода поэзии в частушке проявляются особенно ярко мысли и чувства выражают прямо, непосредственно.

Специфика частушечного творчества состоит в том, что как правила, носит экспромтный характер. В экспромтном характере создания частушек видим их самую яркую особенность. С экспромтным характером возникновения частушек в известной степени связаны особенности их содержания. Если в других песенных жанрах фольклора в этой или иной мере могут быть отражены и различные явления прошлого, от частушки всегда создаются только на современные темы. Более того, в современной жизни частушку привлекают преимущественно новые явления.

Отражая новые явления и факты современной бытовой и социальной жизни, частушки всегда выражают мысли и чувства, которые волнуют человека именно, сейчас, в данную минуту.

Важной особенностью содержания частушек является необычная широта их тематики, эмоциональное разнообразие. В отличие от других песенных жанров фольклора, содержание которых в той или иной мере ограничено определенным кругом тем и образов, образно-тематический диапазон частушек поистине безграничен. Они касаются и тем общественного значения и «откликаются на каждую малость жизни». В частушке находят яркое выражение и острая публицистическая мысль, и интимное любовное чувство, и едкая убийственная сатира, и мягкий дружеский юмор

1.4 Виды частушек

Во-первых, выделяются частушки-скоморошины. Их объединяет особая смеховая функция изображения нелепости и абсурда окружающего мира.
Во-вторых, особую группу образуют частушки-жалобы, содержащие в себе обращение к покойнику, посвященные сиротству и жизни на чужой сторонушке. 
В-третьих, самую большую и основную группу составляют тексты, взаимодействующие с протяжными лирическими песнями. Они названы лирическими миниатюрами. 
В-четвертых, выделяется группа, исторически восходящая к плясовым песням. 
В-пятых, группа мелодраматических частушек. 
С течением времени функции подвидов могли меняться. Когда начинала формироваться новая жанровая разновидность частушек, тексты могли переходить из одной группы в другую. Главное, что позволяет говорить о многообразии "истоков" частушки это художественный арсенал фольклора, из которого разные жанры берут то, что им в большей степени подходит. 

Частушки-скоморошины подразделяются на три подгруппы: 
1. Песни-небылицы и частушки-небылицы. Мир в них дается в перевернутом виде: 
Из-за лесу, из-за гор
Выходил дядя Егор;
Подпоясан он дубинкой,
Опирался кушаком.
Частушка представляет собою типичную нескладуху. Налицо смещение понятий. Комизм достигается за счет переадресовки глаголов. Ключевым художественным образом в частушках-небылицах является абсурд.
Пришел поп на чердак
С медными ключами,
Прищемил себе язык
Между кирпичами.
2. Частушки и песни особого комического содержания.
Как на печке монах
Размонашился.
К монашке подсел 
Распоясался.
3. Скоморошьи зачины и словесно-комбинаторные частушки. Те и другие представляют собой бессмысленный набор слов и способны переходить из песни в песню и из частушки в частушку. 
Торна, моторна моя,
Фигурна, мигурна моя,
Красно золото не тягивала,
Серебро не волакивала.
Гиперболичность делает образы частушек-скоморошин реалистически зримыми. Лед трещит,
И мороз трещит;
Уж как кум-то для кумы
Судака тащит.
Отдельно следует сказать об использовании образов "горя": 

Я от горя в чисто поле,
Горе катится за мной.
Я от горя в темный лес,
Оглянулась горе здесь.
Частушки-скоморошины близки еще одному жанру приговорам :

Уж ты, старая свекровушка,
Сидела б на печи.
Тебе отведено местечко 
Грызть калены кирпичи.
Выделяются частушки- жалобы. Их происхождение связано с представлениями древнего человека об окружающем мире. Большинство причитаний содержит в себе обращение к покойнику: жизнь представлялась кругом, по которому двигался человек. Древнее языческое представление о загробной жизни усваивается и частушкой:


Мимо кладбища бежала
Взывала тонким голоском:
"Рано, рано, тебя, миленький,
Засыпали песком".

Возьму топор, пойду в ограду,
Рассеку сосновый гроб,
Скажу: "Рано, родной батюшка,
Во сыру земельку лег".

Таким образом, благодаря традиционности фольклора выделенная жанровая разновидность частушки-жалобы сохраняет близость с причитаниями. Ее подтверждает единая, дополнительная для частушек, поминальная функция. Свадебные причитания возникли на основе похоронных:


Кабы я была воробушек,
Слетала бы домой.
Посидела бы на лавочке,
У маменьки родной.
Стало некому во полюшке,
Березку заломить.
Стало некому за девушку,
Словечко замолвить.
На столе стоит икона,
У стола отец и мать.
Задушевную подружку,
Хотят благословлять.
Следующую группу частушек составляют лирические миниатюры. Сюда вошли частушки, имеющие близость с лирическими протяжными песнями бытового цикла: "Серый камень легче тянет, чем горячая любовь", "Мы с миленком разостались", "Родители и любовь", "Ты зачем другую любишь, а меня расстраивашь?" и др. 
Плясовые частушки составляют еще один из ее подвидов. В плясовых частушках условно выделяют четыре тематических комплекса:
Частушки о пляске ("Пойду плясать...", "Топни, нога...", "Пол пробью..."). 
Вечериночные (подразумевающие исполнение во время пляски). 
Частушки с ситуациями вольного поведения человека. 
Иронические характеристики парня, девушки, супостатки. 
    В основе языка частушек, как и традиционных лирических песен, - живая разговорчивая речь. Их лексика- преимущественно бытовая. Однако в отличии от традиционных лирических песен, но также, как в рассмотренных нами песнях, возникших во второй половине 19 в. – начало 20 века, в частушку нередко включается и лексика социального содержания.

Отличительная черта частушек смелое употребление ими различных неологизмов.

В частушках, как во всех песнях, возникших во второй половине 19 в. – начале 20 века, совершенно обязательна рифма. Рифма в частушках всегда преднамеренная и выполняет важные художественные функции, способствует определённой организации поэтического материала. Специфика частушек в том, что они являются жанром молодежным. Это конечно не могло отразиться на их содержании. Частушки главным образом исполнялись на молодежных вечеринках.

Многие частушки посвящены исторической тематике. Первые такие частушки были сложены на тему русско-турецкой войны 1877- 1878 гг. Эти частушки имели преимущественно бытовой характер:

Сударушка моя, Свари- ка, маменька, яишню,

Нович ведь в Турции война, На Дунай – речку вышлю.

Нович ведь в Турции война, Во втору батарею

На Дунай – пеке пальба. Двести яиц не жалею.

Особенно много в 30-е годы возникло частушек о колхозах. Коллективизация представляет собой очень сложное явление.

Задушевная подруга, Задушевна товарочка,

В колхоз входит пора, В колхозе будет все,

Там работать веселее - Будем весело работать

Пашут в поле трактора. На широкой полосе.

Во времена Великой Отечественной войны 1941-1945г, возникали частушки военной тематики:

Сорок первый год Мой миленок на войне

Не забуду я: За Родину сражается,

В июне месяце Я в колхозе звеньевая,

Началась война. Первую считаюся.

А с фронта приходили похоронки, и девушки пели:

Ягодиночку убили,

Под Воронежем в бою.

Из кармана вынимали

Фотографию мою.

Весь народ ждал Великой победы. Огромная радость отразилась в частушках:

Девушки, девятого мая, Наши славные герои,

Вечно будем вспоминать. Родину прославили,

В этот день наши залеточки, И Берлине над рейстагом,

Кончили воевать. Красный флаг поставили.

В частушках отразились все важнейшие события послевоенного времени: новостройки, освоение целины, полет в космос и т. д.

Зори ясные сияют, Милый пишет письма мне,

Озаряют мирный край, Складные и длинные:

Комсомольцы уезжают, «Дорогая приезжай

В Казахстан и на Алтай. На поля целинные».

Не обходится и сегодня не одно событие, так чтоб оно не отразилось в частушках.

Нам твердили много лет, По аграрному вопросу,

Нас богаче в мире нет, Дума думает весь год...

А привозим мы в столицу, Собирайте референдум,

Ширпотреб из – границы. И послушайте народ.

Работая над данной темой, я захотела узнать, а что же знают мои сверстники об этом уникальном жанре народного творчества. С этой целью  было проведено анкетировании обучающихся 6 класса. По результатам опроса я выяснила, что мои одноклассники мало знакомы с этим жанром. Тогда я решила обратиться к людям старшего поколения.

1.5 Фольклорно- этнографический  ансамбль «Ивушка». 

Этой осенью я побывала на концерте фольклорно-этнографического  коллектива «Ивушка»  в селе Ивановка, откуда родом моя бабушка, одна из участниц ансамбля. Я познакомилась с этими удивительными женщинами, которые, не смотря на свой немолодой возраст, остаются весёлыми, а могут быть и озорными. Бабушка рассказала мне о своём коллективе, о его создании. Особенно мне понравились частушки в их исполнении. Поэтому мне захотелось узнать, что же такое частушка,  когда  она появилась, кто исполнял их, какова тематика этих коротеньких песенок. Я решила об этом порасспросить мою бабушку Манакову Татьяну Евгеньевну, встретиться с участниками ансамбля «Ивушка».

        Идея создания ансамбля появилась  в 1986 году по инициативе жителей села Ивановка, искренне влюбленных в свое дело, любящих петь, танцевать, стремящихся сохранить и передать молодому поколению традиции, обычаи и обряды своего края. В ансамбле 22 человека, все женщины – любительницы попеть и поплясать. Был в ансамбле гармонист, Лисин Игорь Николаевич – душа коллектива. В 2000году, он к сожалению участниц коллектива, сменил место жительства,  дело гармониста  подхватил Манаков Геннадий Николаевич, пенсионер села Ивановка. Ансамбль представляет уникальное явление в музыкальной сфере: почти все члены коллектива поют, танцуют, в их руках мелодично звучат гармонь, балалайка, аккордеон. Фольклорный ансамбль «Ивушка» вносит весомый вклад в пропаганду фольклорного творчества.

         Известный коллектив «Ивушка» со  своими выступлениями-концертами побывал во  многих клубах района и за его пределами.  Несколько раз ездили   в  город Казань, Нурлат на областные праздники.  Руководит ансамблем талантливый и энергичный человек – Шереметьева Мария Петровна. В настоящее время из 22 участниц коллектива-14 являются пенсионерами. В ансамбле нашли себе занятие по душе и учителя, и служащие, повара, воспитатели, водители, агроном, бухгалтер, доярки. Это люди, которых объединяет одно- любовь к песне, любовь к своей малой родине. В репертуаре ансамбля концертно-игровые программы «Масленица», «Рождество», «Святки-колядки», «Русские и чувашские посиделки», ансамбль неоднократно являлся лауреатом районных смотров художественной самодеятельности. Не обходится без его участия ни один городской праздник «Сабантуй»,  «Масленица», празднование Дня Победы.

Петь частушки – это своеобразный талант. Кроме звонкого голоса, нужен еще задор, неуемная энергия, индивидуальный шарм. Я познакомилась с заядлыми частушечницами ансамбля. Выявила самых ярких, самобытных частушечниц села:  Дурандину Тамару Александровну, Гаврилову Марию Семеновну, Христофорову Людмилу Николаевну, Петрову Веру Астафьевну. Они не только рассказали, какие частушки они поют, но и спели многие из них.

  Из рассказа Христофоровой Людмилы Николаевны я узнала, что любовь к частушке ей передала ее бабушка. Они с сестрой пели частушки за домашней работой или гуляя по улице вечером. Людмиле Николаевне нравится лирическая тема частушек, она сама сочиняет частушки и поет их в кругу семьи.

Но больше всего мне запомнился разговор с жительницей села Ивановка Гавриловой Марией Семеновной. Марии Семеновне 78 лет, она самая активная участница ансамбля «Ивушка». В интервью с ней я узнала, что она более сорока лет проработала в почтовом отделении села, родила троих детей, один из ее сыновей отдал долг служению родине в Афганистане, имеет награду медаль «За боевые заслуги», имеет пять внуков и одного правнука. Любовь к частушкам переняла от матери, пела их на сцене клуба, на «вечорках», в кругу семьи. Мария Семеновна собирает и записывает самые разные по характеру частушки, любит телепередачу «Играй, гармонь!». Без остановки может пропеть двадцать пять частушек подряд. Большая часть ее частушек включена в альбом «Частушки участниц фольклорно-этнографического ансамбля «Ивушка».

 Сейчас в ансамбле эстафету приняло молодое поколение частушечниц : Наталья Давыдова, Гузель Московец, Алина Петрова, Анна Косолапова. Они не только поют в ансамбле, но и собирают фольклор народов разных национальностей.

1.6 Тематика частушек  фольклорно-этнографического  ансамбля «Ивушка»

        Богат и разнообразен мир частушек ансамбля «Ивушка». Частушка всё видит и всё слышит, всё хочет знать и знает. Она проникает в сокровенные мысли и чувства создателей и исполнителей, рассказывает о тех сторонах их жизни, которых другие жанры касались либо вскользь, либо совсем не касались. Частушка во всё вмешивается, всему дает оценку или выносит своеобразный приговор, фиксирует внимание на каких-то важных бытовых деталях, штрихах.

Содержание исследованных частушек позволяет выделить пять основных   тем:

  1. Частушки о любви и любовных страданиях.
  2. Частушки о балалайке, гармони и гармонисте, частушки  плясовые.
  3. Частушки на военную тему, ветеранские частушки.
  4. Частушки  о жизни в колхозе.

5.Прощальные частушки.

Самой широкой темой является тема любви и любовных страданий. В этих частушках в одного влюбляются сразу две девушки или появляется  соперница-разлучница. ( Смотрите Приложение частушки № 1.)

Многочисленной является и группа частушек о балалайке, гармони и гармонисте. Эти частушки рассказывают о мастерской игре на балалайке и гармони, о чувствах, которые они вызывают. ( Смотрите Приложение частушки № 2.)

Частушки на военную тему полны грусти, а ветеранские, наоборот, излучают энергию и оптимизм. ( Смотрите Приложение частушки № 3.)

     Частушки  4-ой группы отразили жизнь в колхозе и взаимоотношения людей. ( Смотрите Приложение частушки № 4.)

        Пятую группу составили «заключительные» частушки, исполняемые в самом конце частушечного выступления. Выступление зрительно и интересно на слух, поэтому  заключительная частушка готовит слушателей к достойному оцениванию. ( Смотрите Приложение частушки № 5.)

Заключение.

        Изученные и исследованные мною частушки показали, что она, как и другие жанры устного народного творчества, отражает быт, жизненный уклад, обычаи, красоту родного края. Тематика её разнообразна: личные отношения, трудовые будни, культура, природа, подвиги и беды.

Я убедилась в этом на конкретных примерах частушек, собранных  у участниц ансамбля «Ивушка». Отчего получила огромное удовольствие не столько от результата своей работы, сколько от общения с этими задорными нестареющими душой людьми. Многое узнала об их жизни, об их увлечениях в те далекие годы, когда не было ни телевизора, ни магнитофона.

Проводя такую исследовательскую работу, я пришла к выводу, что частушка - это фольклорный жанр, который быстро реагирует на любое событие в стране. Жанр частушки необходимо пропагандировать среди молодого поколения, чтобы сохранять народные традиции.

В дальнейшем буду пополнять мой сборник с собранными частушками.  Моя работа по сбору фольклора думаю, только начинается. Я сама пишу стихи и в этом году выпустила первый свой сборник стихотворений, а теперь еще буду сочинять частушки на злободневные темы.

Список использованных источников литературы 

     1.Горький М. Собрание сочинений в 30-ти т. 1953. т.29., с.499.

2.Боков Виктор. Раздумья о частушке. – В кн.: Частушка. Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд. М.; Л., Сов. Писатель, 1966, с.5

     3.«Заря – заряница»: песни, частушки, народные драмы, сказки, предания, сказы, и устные рассказы Горьковской области./ (Составитель и автор вступительной статьи В.Н.Морохин.) – Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1982. – 238с., ил.

 «Энциклопедия земли Вятской». Том 8. Этнография, фольклор.1998г.

4.В.А.Поздеев, «Эх, частушечка-говорушечка!», с.535-543.

      5.«Воспитание музыкой», Москва «Просвещение» ,1991г., с.148, Н.С.Ширяева.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

1.Частушки о любви, любовных страданиях.

Задушевная подружка,

Как мы раньше жили-то.

Ты вздохнешь, а я подумаю,

Кого любили-то.

Задушевной-то подружке

Все я доверяла.

Задушевная подружка

Супостаткой  стала

Ты не смейся, супостатка,

Сама охохочена.

Твоя белая фата

По полу волочена.

Супостатку угощу –

С высокой лестницы спущу.

Супостатка, не сердись,

В чужие сани не садись.

Ты не думай, супостатка,

Тебе дролю не завлечь.

На твои коленки сядет –

На мои будет глядеть.

У милого моего

Хитрая мамаша.

Где увидит, говорит:

«Идет невестка наша».

Я не буду из-под дуба

Ключевую воду пить.

Я милого   не забуду,

Буду до смерти любить.

У оврага мы сидели,

Друг на дружку все глядели.

Он меня не целовал,

Все гармошку обнимал.

С неба звездочка упала

На прямую линию.

Скоро дроля  перепишет

На свою фамилию.

Меня милый изменил,

А я и не охну.

Не зеленая трава,

В поле  не засохну.

Говорят, что боевая,

Да и правда, атаман.

На горячий камень встану,

А залетку не отдам.

Глазки серы, глазки серы,

Где вы находилися?

Наужели столько время

На меня сердилися?

Картошку варить,

Надо переваривать.

Девчонку любить –

Надо уговаривать.

Раньше я его любила,

А теперь покончила.

Подружка гонится за ним,

Как собака гончая.

Есть любовь, есть любовь,

Надо знать, какая.

Есть пятиминутная,

Есть и вековая.

2.Частушки о балалайке, гармошке, гармонисте, плясовые.

Балалаечник, играй,

Ты играй почаще.

Твои карие глаза

Очень подходяще.

Балалаечка мала,

Мала, не переделаешь.

Завлеку, любить не буду,

Ничего не сделаешь.

Уж я пела и плясала,

Пела, да и сбилася.

Балалаечник хороший,

Я в него влюбилася.

Мы с подругой боевые,

Обе северяночки.

Не полюбим мы тебя

Без этой балалаечки.

Балалаечка гудит –

Пойду милёночка будить.

Разбужу,  не разбужу,

Хоть на сонного погляжу.

Балалайка, балалайка,

Балалайка - восемь струн.

Балалайка - восемь струн,

Да балалаечник – форсун.

Балалаечка – гитарочка,

Четыре струночки.

Я ни с кем не занимаюсь,

Дожидаюсь Шурочки.

Балалайка – струны медные

Пылятся от песку.

Балалаечник молоденький

Наводит на тоску.

Балалаечник весёлый,

То играет, то поёт

Ему новая знакомая

Покоя не даёт.

Гармонист, прибавь-ка шагу,

Ты играй,  не подведи.

Мы впервые здесь в деревне,

Выше голову держи.

Наши дроли вас получше,

И игрок у нас хорош.

Цены пежемским ребятам –

По пяти парней на грош.

У гармониста вашего

Тренькает гармошка.

Убирайся восвояси,

Скатертью-дорожка.

Гармонист какой хороший,

Сердце беспокоится.

Разрешите, гармонист,

С вами познакомиться.

Пойду плясать,

Дайте круг пошире.

Не одна пойду плясать,

Нас пойдёт четыре.

Вот мы и вышли,

Четыре никудышны,

Четыре неумелых,

Зато девчонки смелые.

Говорят, что боевые,

Боевых-то только две.

Если было б нас четыре,

Не  покинули б нигде.

Выходи, моя товарочка,

Сударушку плясать.

Как умеем, так  и  пляшем

Никому не указать.

В Верховажье мы гуляем,

А в поселочке живем.

Мы с тобой, моя сударушка,

Нигде не пропадем.

Ну и хватит, наплясались,

Нагляделися на нас.

Гармониста забираем,

Не надеемся на вас.

3. Частушки на  военную тему, ветеранские частушки.

Перед  вами ветераны,

Как один все на подбор.

Мы живем, не унываем,

Все мы пляшем и поём.                                                            

И на сцене в нашем клубе          

Мы давно бессметные.

Мы не старые старухи,

Просто современные.

Ах,  мужчины, вы, мужчины,

Берегите зрение.

Телевизор смотрите

Вы до одурения.

Про войну и про Победу

Я частушки вам спою.

И про Гитлера   и Сталина

В частушках пропою.

У германца силы много,

Он войной на нас пошел.

Но Победа-то осталась

За советской стороной.

На фронт отправила милого,

Ничего мне не сказал.

Я спросила, с кем знакомиться,

На камень показал.

Есть картошка, хлеба  корка,

Так о чем еще тужить?

День Победы отмечаем,

Очень грустно  на душе.

Всех погибших поминаем,

Кто лежит в сырой земле.

4. Частушки о жизни в колхозе.

Оглянися ты, Россия,

Оглянись и посмотри.

Подкосило все деревни,

А в них живы пахари.

Были колхозные поля,

Колхозные поляночки,

Теперь сеют очень мало,

Выросли бурьянчики.

5. Прощальные и заключительные

Пойдем, девушки, домой

Пойдемте, ягодиночки,

Дадим хозяевам покой,

Закончим  вечериночку

До чего мы доплясали,

Стали ноги уставать.

Постороннему  народу

Стали мы надоедать.

Мы частушки вам пропели

И гармошку унесем.

Приложение №2

Анкета

Было опрошено 23 учащихся 6 А класса, результаты следующие:

      1.Знаете ли вы что такое частушка?- Да-22, нет-1 обучающихся

2.Поете ли вы частушки? Да-8, нет-14 обучающихся

3.Знаете ли вы как частушка отражает историю страны? Да-14, нет-9 обучающихся.

Содержание

  1. Введение
  2. Основная тема
  1. Что такое частушка
  2. Происхождение и формирование жанра частушка
  3. Жанровые особенности частушки
  4. Виды частушки
  5. Фольклорно-этнографический ансамбль «Ивушка»
  6. Тематика частушек фольклорно-этнографического ансамбль «Ивушка»
  7. Заключение

3. Заключение

           4. Список использованных источников литературы

           5.Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методика "временной" семьи в этнографическом исследование в условиях палаточного лагеря.

Выступление на педагогических чтениях, удастоенное первой премии. Представлена на ярмарке педагогических инноваций в Центре образовательных инициатив Омского ГПУ....

Использование этнографического материала на уроках географии

Выступление  с докладом на Всероссийской конференции по этнографическому воспитанию...

Авторская программа курса "География России и стран ближнего зарубежья с историко-этнографическими дополнениями".

В программе курса предлагается изучать географию России и стран постсоветского пространства для воспитания толерантности и уважения к народам стран-соседей, понимания общности исторических судеб этих ...

Программа Этнографическое рукоделие. Русский народный костюм.

Авторская программа «Этнографическое рукоделие. Русский народный костюм.» позволяет сформировать у учащихся знания о традиционной одежде русского народа, её своеобразии. Предлагаемая прогр...

система уроков русского языка на базе школьного этнографического музея 5-7кл.

Система знаний и система деятельности.№ уро каТема урокаВид урокаСистема знанийСистема деятельности5 класс1.Язык – важнейшее средство общения.Урок – беседа.1.Изучение высказываний известных людей о ру...

Статья "Формирование толерантности в работе школьного этнографического музея как необходимое условие развития инклюзивного образования".

Об инклюзивном образовании говорят все чаще и чаще. и это правильно. Мы растим толерантную личность, и инклюзивное образование напрямую связано с этим. В статье предложен один из вариантов решения дан...

этнографический проект "О ЧЁМ ШУМИТ САМОВАР"(комплект)

КОМПЛЕКТ ВКЛЮЧАЕТ: 1.ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА...