Использование этнографического материала на уроках географии
методическая разработка по географии по теме
Выступление с докладом на Всероссийской конференции по этнографическому воспитанию
Скачать:
Предварительный просмотр:
IV Всероссийская научно-практическая конференция "Этнокультурное образование: опыт и перспективы"
Использование этнографического материала на уроках географии» Подготовила: учитель географии МБОУ «КСОШ№1» Виряскина Л.Н. Использование этнографического материала на уроках географии Изучение этнокультурного наследия приобретает актуальное значение в нынешних условиях активизации межнациональных отношений и культурного обмена. Большая роль в этом принадлежит и географии, которая позволяет познакомиться не только с разнообразием современных этносов, географическими условиями их проживания, но и с лучшими образцами общечеловеческой культуры. Изучая этнокультурные особенности своей «малой Родины» в школьном курсе географии страны и географии Республики Мордовия, учащиеся на частных и доступных им фактах познают явления общественного порядка и, по образному выражению Н.Н. Баранского «могут увидеть мир в капле воды». Большое влияние на улучшение постановки преподавания географии оказал выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский, которого можно считать родоначальником научных основ методики обучения географии в России. К. Д. Ушинский предлагал начинать географию с изучения своей местности, настаивал на необходимости развивать у детей «инстинкт местности», эту способность, «чрезвычайно полезную в учении и в практической жизни», он советовал всячески укреплять у учащихся. Если дети научатся разбираться в окружающей местности, а затем перейдут к изучению своего отечества, то, по мнению К.Д. Ушинского, преподавание географии пойдет живее и лучше, чем идет теперь, когда начинают учить дитя географии с предметов, недоступных ему по громоздкости, и, не развивая в нем предварительно географического инстинкта. К.Д. Ушинский обосновал родиноведческий принцип, отмечал необходимость тесно увязать обучение географии с окружающей природой, деятельностью человека и о развитии воображения в процессе изучения географии. К. Д. Ушинский выдвинул принцип: от известного – к неизвестному, что главное в географии – изучение родного края и страны. Этнография как научная дисциплина, по мнению А.А. Лобжанидзе, занимает пограничное положение в системе научного знания на стыке этнологии, географии населения, экономической и социальной географии. Формирование такой научной дисциплины в полной мере отражает процесс междисциплинарного взаимодействия, который характерен для современной науки и современной школы. Таким образом, сегодня этнокультурные аспекты постепенно становятся неотъемлемой частью географического образования, отражающего территориальные аспекты развития культуры и связь этого процесса с географической средой. За школьной географией традиционно признавалась функция становления мировоззрения учащихся. Именно формирование этнографических знаний способствует реализации этой функции, основной образовательной цели современной географии. Только география как наука гуманитарного и естественного циклов раскрывает не только особенности материальной и духовной культуры народов мира, но и показывает их в неразрывной связи с природной и социальной средой. Из опыта работы В теме «Внутренние воды Республики Мордовия» изучаем гидронимы (водные объекты). Один из топонимистов И.К.Инжеватов считает, что название р. Нуя - название мордовского происхождения «нуема» - «жниво», «жатва». На реках издревле строили населенные пункты это источник для питья, бытовых нужд, орошения, биологических ресурсов. Согласно «Спискам населенных мест Симбирской губернии 1863 г.», видно, что положение населенных мест увязывалось с водными источниками , например , Алексеевка – русск., деревня в Чамзинском районе находится на р. Нуя, Киржеманы –эрз., деревня находится в верховьях р. Нуя , Апраксино – русск., село в Чамзинском районе находится на р. Нуя. Происхождение рек Чамзинского района
20.р.Пенгелей-речка.На берегах которой проводилась заготовка леса на дрова. Из материалов местного музея. Воспитание любви к своей «малой Родине», национального самосознания ведет к формированию толерантности, которая жизненно необходима в настоящее время. В монографии Лобжонидзе А.А. «Этнокультурная парадигма современного географического образования» рассматриваются причины использования игр для формирования этнографических знаний:
Например, игра «Восхождение» проводится при повторении темы «Рельеф Республики Мордовия»: класс делится на 3 команды (три ряда). На доске физическая карта Мордовии, красным флажком отмечена высшая точка – 340 метров. Для каждого ряда нарисована лестница с 5-ю ступеньками. Каждому ряду дается по 5 вопросов. Учитывается скорость и правильность ответа. Для формирования этнографических знаний лучше всего подходят имитационные игры, в которых моделируется ситуация и у учащихся появляется возможность проявить себя в новой ситуации. Круглый стол «Заседание ученого совета»
По данной проблеме группой учеников нашей школы был подготовлен проект «Живи, родник». На республиканском конкурсе исследовательских работ ученица 8 класса Ризаева Света стала победителем с данным проектом. 6.Подготовьте обращение к главе поселкового поселения с вопросом благоустройство местных родников. Общение в игровой ситуации позволяет учащимся посредством подражания и заимствования переживать, развивать эмоции, усваивать нравственные нормы поведения. При изучении темы «население Мордовии» знакомимся с народными промыслами населения. По данной теме была организована экскурсия в с.Урусово Ардатовского района РМ и подготовлена исследовательская работа «Валенки, валенки». На научно-практической конференции «Интеллектуальное будущее Мордовии» с данной работой ученица 7 класса Кондратьева Нина стала призёром. Мы рассмотрели этнокультурные аспекты географического образования в курсе школьной географии, методы и приемы использования этнографического материала на уроках географии как средство повышения познавательной активности учащихся. Проанализировав собственную педагогическую деятельность, считаю, что необходимо продолжить работу с детьми по приобщению к этнокультуре Мордовского края, так как это активизирует учащихся к поиску, обработке и усвоению материала, формирует интерес к русской народной культуре, воспитывает чувство любви к родному краю. Использованная литература:
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Использование этнографического материала на уроках географии Изучение этнокультурного наследия приобретает актуальное значение в нынешних условиях активизации межнациональных отношений и культурного обмена. Большая роль в этом принадлежит и географии, которая позволяет познакомиться не только с разнообразием современных этносов, географическими условиями их проживания, но и с лучшими образцами общечеловеческой культуры. Изучая этнокультурные особенности своей «малой Родины» в школьном курсе географии России и географии Республики Мордовия, учащиеся на частных и доступных им фактах познают явления общественного порядка и, по образному выражению Н.Н. Баранского «могут увидеть мир в капле воды».
Большое влияние на улучшение постановки преподавания географии оказал выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский, которого можно считать родоначальником научных основ методики обучения географии в России. К. Д. Ушинский предлагал начинать географию с изучения своей местности, настаивал на необходимости развивать у детей «инстинкт местности», эту способность, «чрезвычайно полезную в учении и в практической жизни», он советовал всячески укреплять у учащихся.
Если дети научатся разбираться в окружающей местности, а затем перейдут к изучению своего отечества, то, по мнению К.Д. Ушинского, преподавание географии пойдет живее и лучше, чем идет теперь, когда начинают учить дитя географии с предметов, недоступных ему по громоздкости, и, не развивая в нем предварительно географического инстинкта. К.Д. Ушинский обосновал родиноведческий принцип, отмечал необходимость тесно увязать обучение географии с окружающей природой, деятельностью человека и о развитии воображения в процессе изучения географии. К. Д. Ушинский выдвинул принцип: от известного – к неизвестному, что главное в географии – изучение родного края и страны.
Этнография как научная дисциплина, по мнению А.А. Лобжанидзе, занимает пограничное положение в системе научного знания на стыке этнологии, географии населения, экономической и социальной географии. Формирование такой научной дисциплины в полной мере отражает процесс междисциплинарного взаимодействия, который характерен для современной науки и современной школы.
Таким образом, сегодня этнокультурные аспекты постепенно становятся неотъемлемой частью географического образования, отражающего территориальные аспекты развития культуры и связь этого процесса с географической средой. За школьной географией традиционно признавалась функция становления мировоззрения учащихся. Именно формирование этнографических знаний способствует реализации этой функции, основной образовательной цели современной географии. Только география как наука гуманитарного и естественного циклов раскрывает не только особенности материальной и духовной культуры народов мира, но и показывает их в неразрывной связи с природной и социальной средой.
Из опыта работы В теме «Внутренние воды Республики Мордовия» изучаем гидронимы (водные объекты). Один из топонимистов И.К.Инжеватов считает, что название р. Нуя - название мордовского происхождения «нуема» - «жниво», «жатва». На реках издревле строили населенные пункты это источник для питья, бытовых нужд, орошения, биологических ресурсов.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Согласно «спискам населенных мест Симбирской губернии 1863 г.», видно, что положение населенных мест увязывалось с водными источниками , например , Алексеевка – русск., деревня в Чамзинском районе находится на р. Нуя, Киржеманы –эрз., деревня находится в верховьях р. Нуя , Апраксино – русск., село в Чамзинском районе находится на р. Нуя.
Происхождение рек Чамзинского района 1.р.Быстрена протекает в с.Пичеуры-информирует о скорости течения реки 2.р.Б.Турклейка 3.р.Бутерлейка 4.р.Дампейка 5.р.Иванов ключ-ручей, правый приток реки Малая Кша 6.р.Инелей протекает по селу Инелей 7.р.Киржеманы 8.р.Кикин 9.р.Кочкушка 10.р.Малая Кша- приток Суры 11.р.Мусалейка 12.р.Нуя-название мордовского происхождения «Нуема»-«жниво», «жатва»
13.р.Палейка 14.р. Перепелейка 15.р.Протомлейка 16.р.Семилейка 17.р.Татарка 18.р.Черноплевка 20.р.Штырма- с чувашского «сырма»-овраг,река, Приток-бурливая,неспокойная. 21.р.Пенгелей-речка.На берегах которой проводилась заготовка леса на дрова. Из материалов местного музея.
Воспитание любви к своей «малой Родине», национального самосознания ведет к формированию толерантности, которая жизненно необходима в настоящее время.
Изучение рельефа своей местности Например, игра «Восхождение» проводится при повторении темы «Рельеф Республики Мордовия»: класс делится на 3 команды (три ряда). На доске физическая карта Мордовии, красным флажком отмечена высшая точка – 340 метров. Для каждого ряда нарисована лестница с 5-ю ступеньками. Каждому ряду дается по 5 вопросов. Учитывается скорость и правильность ответа.
Изучение рельефа своей местности У подножия лысой горы Группа «Истоки»
Для формирования этнографических знаний лучше всего подходят имитационные игры, в которых моделируется ситуация и у учащихся появляется возможность проявить себя в новой ситуации.
Круглый стол «Заседание ученого совета» 1.Разделите класс на небольшие группы - «комитеты» по охране воды, почв, растений, животных и т.д. 2.Проведите мозговой штурм в каждой группе 3-5 минут о существующих экологических проблемах Мордовии, п. Комсомольский. 3.Проведите дискуссию по результатам высказывания групп. Результаты обсуждения запишите на доске в виде схемы.
4.Разработайте письменные и графические материалы, отражающие пути решения данной проблемы, пользуясь обучающими материалами: словарями, энциклопедиями, ресурсами Интернета, печатными средствами информации и т.д. 5.Составьте небольшой проект разрешения какой-либо проблемы. 6.Подготовьте обращение к главе поселкового поселения с вопросом благоустройство местных родников.
Работа группы «Истоки» Встреча с главой п.Комсомольский Вагановым А.В. Пробы воды из родников
ПРОЕКТ «ЖИВИ РОДНИК» По данной проблеме группой «Истоки» учеников нашей школы был подготовлен проект «Живи, родник». На республиканском конкурсе исследовательских работ ученица 8 класса Ризаева Света стала победителем с данным проектом.
«Население Мордовии» При изучении темы «население Мордовии» знакомимся с народными промыслами населения. По данной теме была организована экскурсия в с.Урусово Ардатовского района РМ и подготовлена исследовательская работа «Валенки, валенки». На научно-практической конференции «Интеллектуальное будущее Мордовии» с данной работой ученица 7 класса Кондратьева Нина стала призёром.
Экскурсия с.Урусово Ардатовского района
Школьный музей
Мини музей
Мини музей
Проведение экскурсии
Мы рассмотрели этнокультурные аспекты географического образования в курсе школьной географии, методы и приемы использования этнографического материала на уроках географии как средство повышения познавательной активности учащихся. Проанализировав собственную педагогическую деятельность, считаю, что необходимо продолжить работу с детьми по приобщению к этнокультуре Мордовского края, так как это активизирует учащихся к поиску, обработке и усвоению материала, формирует интерес к русской народной культуре, воспитывает чувство любви к родному краю.
Использованная литература: Лобжанидзе А.А. Этнокультурная парадигма современного географического образования /журнал география в школе №3 2006 год Лобжанидзе А.А. Этнокультурные аспекты географического образования в поликультурном пространстве России / журнал география в школе №4 2007 год Подготовка будущего учителя географии к реализации краеведческого подхода в школьном географическом образовании [Интернет-ресурс http://alldisser.com/part/ref-6288o.html ] Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном государстве // М: Педагогика, 1999 Иванова Ю.В. Этнос: социокультурная динамика и традиции // М:2000 Кристиане Я. Игра в процессе обучения. Советская педагогика №4, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование краеведческого материала на уроках географии
В статье описана краеведческая работа на уроках географии (из опыта работы)...
Использование краеведческого материала на уроках географии
Одним из оптимальных методов обучения учащихся является краеведение. Регионально - национальный компонент преподавания в географии дает возможность исп...
Использование краеведческого материала на уроках географии и во внеурочное время
обобщен опыт работы по краеведению и использование краеведческого маериала на урках и во внеурочное время...
Доклад на тему: «Использование картографического материала на уроках географии в коррекционной школе VIII вида».
Карта – уменьшенное обобщённое изображение земной поверхности на плоскости в определенной проекции, показывающее размещение, сочетания и связи природных и общественных явлений, отбираемых и характериз...
Из опыта работы по использованию краеведческого материала на уроках географии
Научная и методическая литература, свидетельствует о том, что краеведение – это география малой Родины, называемой родным краем, своей местностью.Под термином «родной край» понимается терр...
Использование краеведческого материала на уроках географии в Павлово-Посадском районе
Эта работа рассказывает о работе с краеведческим материалом в нашем городе. Интерес вызывают народный промысел-Павлово-Посадские шали. Производство продолжает работать. В учебную программу включаются ...
«Использование краеведческого материала на уроках географии» выступление на секции учителей географии 2020
laquo;Использование краеведческого материала на уроках географии»...