Авторская программа курса "География России и стран ближнего зарубежья с историко-этнографическими дополнениями".
рабочая программа по географии по теме
В программе курса предлагается изучать географию России и стран постсоветского пространства для воспитания толерантности и уважения к народам стран-соседей, понимания общности исторических судеб этих республик, для развития хозяйского отношения к территории и ресурсам государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_po_geografii_kurbatovoy_e.e..docx | 137.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Средняя общеобразовательная школа №1234 с углубленным изучением
английского и немецкого языков.
ПРОГРАММА КУРСА
«ГЕОГРАФИЯ РОССИИ И СТРАН БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ С ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИМИ ДОПОЛНЕНИЯМИ»
Автор инновационной программы - учитель географии Курбатова Елена Евгеньевна (СШ № 1234 ЦАО г. Москвы)
г. Москва - 2002 г.
Программа курса
«География России и стран ближнего зарубежья с историко-этнографическими дополнениями»
Автор инновационной программы - учитель географии Курбатова Е.Е.
( СШ №1234 ЦАО г. Москвы)
Пояснительная записка.
Уважаемые коллеги, прошу Вас обратить внимание на три вопиющих несправедливости образовательных программ современной школы.
Во-первых, с распадом СССР из школьного курса исчезла информация о государствах, связанных с Россией общностью исторических судеб. Мы подробно изучаем Китай, Бразилию, Японию, а вот государства, являющиеся Родиной для некоторых одноклассников ребят из России и давшие временный (а может и постоянный?!) приют многим нашим соотечественникам, большинству подростков известны мало!
Во-вторых, слишком мало в школьном курсе сегодня дается информации
о повседневной жизни, быте, традиционной культуре человека. На уроках
истории в основном говорится о народных массах, приятное исключение составляют биографии знаменитых персоналий; подбор литературных произведений школьной программы и параграфы большинства учебников географии рисуют представления о некто по имени народ, который выбирает, трудится, страдает, воюет, имеет определённые национальные праздники и т.д. А ведь насколько интересно и познавательно было бы дополнить эти сведения информацией о разноликости быта, традиций обустройства жилища и национального костюма, об основных канонах этикета, этнографических изюминках празднования, например, свадьбы у разных народов России и наших таких разных и таких колоритных соседей. В-третьих, для того, чтоб ребята уже в школе осознавали себя хозяевами своей Родины (т.е. учились распоряжаться своим Домом по-хозяйски ), может быть, правильнее было бы строить обучение географии комплексно - с позиции: какие богатства( природные ресурсы ) мы имеем и как ими владеем ( как организуем производство, используем земли, проводим природоохранные мероприятия...).
Предлагаю комплексно изучать географию России и стран ближнего зарубежья с историко-этнографическими дополнениями.
В наибольшей степени этой программе соответствует сочетание работы с двумя учебниками:
1. География России. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ. Под редакцией А.И. Алексеева. ( Москва; «Дрофа», 2002)
2. География Российского порубежья. В.А. Бабурин, А.И.Даныпин, Л.И. Елховская. (М.: Просвещ., 1998 г.)
Уникальность географии состоит в том, что эта дисциплина изучает природные явления и социально-экономические процессы во взаимосвязи.
Цель курса - показать во всем разнообразии богатство природных ресурсов, отразившееся на особенности хозяйственной деятельности и культуре народов, населяющих нашу Родину и государства соседи. Главные задачи курса:
- исторически, т.е. в динамике, показать особенности взаимодействия
человека и природы; - проанализировать специфику уклада жизни, быта, традиций и обычаев в
различной природной, геополитической, демографической и социально-
экономической обстановке; - рассмотреть суть и значение межотраслевых и межрегиональных
территориальных связей; - познакомить учащихся с культурой и бытом разных народов, причинами
зарождения и возможными путями решения межнациональных проблем,
подвести школьников к осознанию равенства рас и народов; - воспитание патриотического отношения к своей Родине, стремления к
активному участию в решении социально-экономических, экологических
и других проблем; - научить подростков разбираться в материалах периодической печати,
текстовых, картографических, статистических, иллюстративных
источниках и научно-публицистической литературе, видеть взаимосвязь
политических и экономических событий; - помочь учащимся овладеть приёмами аналитического чтения.
Основные принципы программы:
- комплексный подход в изучении материала обеспечивает восприятие
учащимися окружающего мира как единства природного и социального; - приоритет патриотизма;
- исторический подход;
- усиление патриотической направленности через овладение теми знаниями и навыками, которые необходимы в повседневной жизни;
- гуманизация курса через изучение элементов народоведения,
позволяющих познакомиться с национальными особенностями быта и культуры народов, населяющих многонациональную Россию и страны-соседи.
География России
и стран ближнего зарубежья
с историко-этнографическими дополнениями.
VIII-IX классы. (136 часов, 2 часа в неделю)
VIII класс.
Тема I. Особенности географического положения России (6 ч.)
Современное географическое положение России, размеры территории , страны-соседи.
История исследования и хозяйственного освоения территории России. Современные географические исследования в России. Практические работы.
- Обозначение на контурной карте границ России и стран-соседей.
- Определение разницы в поясном времени в различных городах страны.
- Обозначение на контурной карте объектов, названных в честь российских исследователей и путешественников.
- Подготовка устных сообщений о землепроходцах и географических экспедициях.
Тема II. Природа России.(28 ч.)
1. Геологическое строение, рельеф, минеральные ресурсы - 4 ч.
Главные черты рельефа России. Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних сил природы. Влияние хозяйственной деятельности людей на рельеф. Полезные ископаемые России. Экономическая оценка минерально-сырьевой базы России.
Практические работы.
- Объяснение взаимосвязей между строением земной коры, рельефом и размещением полезных ископаемых.
- Обозначение на контурной карте главных тектонических структур и основных месторождений полезных ископаемых.
2. Моря, омывающие территорию России -5 ч.
Внутренние о окраинные моря России, их характеристика (происхождение, береговая линия, ледовый режим, колебания уровня воды, соленость, живые организмы, города-порты, морские промыслы, хозяйственное использование морей, экологические проблемы и пути их решения)
Поморы. Практические работы.
- Подготовка устных сообщений о хозяйственном использовании и экологических проблемах морей России.
- С помощью карты заполнение таблицы "Моря России" сравнительная характеристика по следующим показателям: береговая линия, ледовый режим, соленость, города-порты, виды хозяйственной деятельности и т.д.
- Определение географического положения островов , полуостровов,заливов м проливов.
3. Климат и агроклиматические ресурсы России -5 ч.
Климатообразующие факторы. Солнечная радиация. Воздушные массы и их циркуляция. Циклоны, антициклоны. Влияние на климат подстилающей поверхности. Типы климата на территории России. Агроклиматические ресурсы. Климатотерапия и климатические курорты России.
Практические работы.
- Сравнительная оценка климатических показателей нескольких территорий страны с позиций характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности людей(Северный Кавказ, Среднее Поволжье, Приморье, Астраханская область, Саха-Якутия, Северо-
Западная Россия). - Описание особенностей жизни и приспособленности человека к
различным неблагоприятным климатическим условиям (Саха-Якутия, Архангельск, Чукотка, Камчатка...).
4. Внутренние воды России - 3 ч.
Виды внутренних вод. Главные речные системы, водоразделы, бассейны рек. Зависимость рек от климата. Типы питания рек. Озера России. Болота. Ледники. Вечная мерзлота. Подземные воды. Минеральные и термальные воды, их промышленное и лечебное значение.
Хозяйственное использование внутренних вод. Проблема охраны и рационального природопользования.
Практические работы.
- Определение по карте географического положения крупнейших речных систем, озер, ледников, их характеристика, определение возможностей их хозяйственного использования.
- Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.
5. Почва и почвенные ресурсы - 3 ч.
Почва как особый компонент природы. Факторы почвообразования. В.В.Докучаев - основоположник почвоведения. Разнообразие почв России. Характеристика основных видов почв и их использование в хозяйственной деятельности человека. Охрана почв.
Практические работы.
- Обозначение в контурной карте послойной окраской основных типов почв на территории России и условной штриховкой - виды
хозяйственной деятельности, в которых используются данные типы почв (распашка более 40%, распашка менее 40%, использование под пастбища, размещение лесных угодий) . - Знакомство с образцами различных видов почв и классификация их по основным свойствам и видам использования в хозяйстве.
6.Природные зоны России. Природное районирование -6 ч.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Взаимосвязь природных компонентов и образование природных зон. Природные зоны России и их ресурсы. Особо охраняемые территории. Высотная поясность. Зависимость ПК от рельефа и высоты над уровнем моря. Жизнь в горах.
Крупные природные районы: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье(основные черты и различия рельефа, климатические различия, широтная зональность); Уральские горы, Кавказ, горы Сибири и Дальнего Востока.
Влияние природных условий на жизнь и быт, хозяйственную деятельность человека в различных природных районах. Адаптация человека к жизни в различных географических условиях. Антропогенные изменения в природе. Экологическая ситуация в России.
Практические работы.
1. Составление сравнительной характеристики природных зон с помощью тематических карт атласа.
2. Оценка природных условий и ресурсов природных зон на основе анализа тематических карт.
Творческая работа.
Проведение литературно-географического вечера "Моя прекрасная Россия " с чтением стихов и отрывков из прозы о красоте лесов средней полосы и тайги, степей, тундры, с просмотром слайдов, видеофильмов, фотографий с прекрасными видами природы.
7. Природопользование и охрана природы -2 ч.
Природная среда, природные условия, природные ресурсы. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы и охраняемые территории.
Тема III. Население России. (10 ч.)
Политико-административное деление. Национальный состав населения. Преобладающие религии. Численность населения. Современная демографическая ситуация в России. Трудовые ресурсы. Миграции. Современные проблемы вынужденных переселенцев.
Типы населенных пунктов. Урбанизация. Городские агломерации. Проблемы больших городов и вымирающих сел. Плотность населения.
Практические работы.
- Определение по картам размещения различных народов, национально-территориальных образований и обозначение их в контурной карте.
- Определение по картам и статистическим материалам наиболее крупных городов и городских агломерации, определение плотности населения в различных частях территории России.
- Сравнительная оценка трудовых ресурсов Центральной России, Юга России, Западной Сибири и Дальнего Востока с помощью
статистических таблиц и тематических карт.
Тема IV. Хозяйство России. (24 ч.)
1. Общая характеристика хозяйства.
Отраслевая структура хозяйства. Понятие о межотраслевом комплексе. Производственная и непроизводственная сферы. Интенсивный и экстенсивный пути развития хозяйства. Производительность труда. Себестоимость. Специализация районов.
2. Агропромышленный комплекс -4 ч.
Состав АПК. Отрасли сельского хозяйства. Типы сельскохозяйственных предприятий. Легкая и пищевая промышленность. Влияние НТР. Национальные особенности и этнографический колорит в ведении сельского хозяйства у народов Кавказа, Дальнего Востока, Крайнего Севера, Сибири.
3. Промышленность России - 12 ч.
Тяжелая и легкая промышленность. Характеристика отраслей промышленности (нефтяной и газовой промышленности, угольной промышленности, электроники, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной промышленности): структура отрасли, сырьё и сырьевая база, виды продукции, основные факторы размещения, значение в хозяйстве страны, главные районы и центры производства, воздействие на природную среду, современное состояние.
4. Инфраструктурный комплекс -5 ч.
Состав, значение, взаимосвязь со всеми отраслями хозяйства. Формирование сети железных и автомобильных дорог, трубопроводов. Главные речные и морские пути, крупнейшие порты. Экономические проблемы, связанные с транспортом и пути их решения. Возрастающее значение связи, развитие сети телекоммуникаций, интерната, как необходимость решения всех вопросов социально-экономического и политического характера.
Организация сферы услуг в городах и сельской местности.
География здравоохранения и высшего образования.
Основные рекреационные районы страны. Практические работы.
- Оценка обеспеченности транспортными путями в различных регионах
России. ( Центральная Россия, Юг России, Красноярский край, Якутия,
Камчатка).
- Характеристика транспортных узлов по картам атласа.
- Экскурсия на местные предприятия и составление схемы
внутриотраслевых и межотраслевых связей. - Выбор места для строительства предприятия с учетом факторов,
влияющих на его размещение (например целлюлозно-бумажный
комбинат, молочный завод, нефтехимический комбинат.)
- Установление зависимости специализации сельского хозяйства
определенного района от природных условий и плотности населения
через анализ нескольких тематических карт. - Определить, какие отрасли растениеводства и животноводства
позволяют успешно развивать природные условия различных районов
(Юг России, Кавказ, Северо-Запад России, Саха-Якутия...) - Определить по тематическим картам России наиболее благоприятные
территории для лечения, отдыха и туризма.
5.Инфраструктура своего населенного пункта (района) - 3 ч.
Практические работы.
- Операция "Чистый берег" ( очистка пляжей и берегов водных
объектов от мусора.) - Посещение краеведческого и историко-этнографического музеев.
- Обозначение на контурной карте своего региона, основных
природных богатств (минеральные ресурсы, реки, озера, лесные
угодья...), наиболее крупных промышленных и сельскохозяйственных
предприятий с символикой того, что на них производят, выращивают) - Обозначение на контурной карте своего региона наиболее
благоприятных и неблагоприятных в экологическом отношении
территорий. - Обозначить на плане или схеме своего населенного пункта (района)
свой дом, школу, дорогу от дома до школы, ближайшую станцию
метро, автобусную остановку, ближайшие магазины, бассейны,
кинотеатры, церковь (мечеть, синагогу), театры, детские библиотеки, поликлинику, травмпункт, кафе, стадион, каток, детскую спортивную площадку...
Проанализировать, на сколько выгодное географическое положение твоего дома (района, населенного пункта).
6. Составить карту-схему "куда пойти отдыхать в выходной день" для своего населенного пункта с указанием всех рекреационных ресурсов и историко-культурных традиций населения.
IX класс.
Тема 6. Географические районы России (45 ч.)
1. Факторы формирования географических районов -2 ч.
Природные, исторические, социально-экономические факторы. Географические районы России. Понятие об экономико-географическом положении (ЭГП) и природно-ресурсном потенциале районов.
План характеристики географического района:
- географическое положение;
- административно-территориальное деление;
- рельеф, полезные ископаемые;
- внутренние воды, близость к морям и океанам;
- природные зона, климат, почвы;
- рекреационные ресурсы;
- население (численность и плотность, национальный, религиозный и
половозрастной состав ); - основные отрасли промышленности и специализация сельского
хозяйства; - этнографические особенности народов, населяющих этот район, их
промыслов, быта, поселений; фольклорные и культурные традиции;
памятники исторического и культурного наследия; знаменитости.
Практические работы.
- Начать сбор современных научно-публицистических материалов
периодической печати о географических районах России для составления
"Современной географической энциклопедии". - Начать сбор отрывков из литературных и фольклорных произведений о
прекрасной природе различных районов России.
2. Центральный и Центрально-Черноземные районы -8 ч.
А) Центральная Россия - ядро русской национальной культуры. Высокий уровень индустриализации, развития и концентрации науки; высокая численность и плотность населения; преобладание городского населения.
Состав территории, ЭГП.
Валдайская и Смоленско-Московская возвышенности, Верхневолжская и Мещерская низменности.
Москва и Подмосковье. Москва-столица нашей Родины. Московская агломерация. Возникновение и развитие. Радиально-кольцевая планировка.
Центр наукоемких и трудоёмких отраслей. Центры машиностроения (Подольск, Коломна), химической (Воскресенск), текстильной (Орехово-Зуево, Ногинск) промышленности. Пригородный характер сельского хозяйства. Обилие памятников старины и культурных центров.
Волго-Окское междуречье. Иваново-центр текстильной промышленности, центры машиностроения (Ковров, Владимир), стекольной промышленности Гусь-Хрустальный. Владимир, Суздаль. Народные промыслы. Палех.
Верхневолжье: от истока до устья Оки. Валдайская возвышенность. Озеро Селигер.
Развитые промышленные центры: Тверь (вагоностроение, крупный полиграфический комбинат, Ярославль (первый в России нефтеперерабатывающий завод, производство троллейбусов и большегрузных автомобилей), Кострома (производство тракторов и автомобильных двигателей), исторически сложившиеся центры различных ремесел и производства: Кимры-" сапожная столица", Тутаев- пошив полушубков из романовской породы овец; Ростов-возникновение мастерских по производству финифти; Пошехонье - центр золотобойного производства для золочения церковных куполов.
Льноводство, травосеяние, молочное животноводство и сыроделание.
Смоленск-твердыня на границе России. Брянск - важный центр машиностроения . Тула - старейший центр оружейного производства, родина самоваров и тульских пряников. Мещеры. Гидроэлектростанции. Практические работы.
- Характеристика Центрального района по типовому плану с помощью
тематической карты атласа. - Обозначение на контурной карте крупных промышленных центров
наиболее развитых отраслей промышленности Центрального района,
центров старинных промыслов и ремесел. - Анализ статистических данных, характеризующих отрасли хозяйства,
социально-экономического состояния района. - Экскурсии в музей "Палаты в Зарядъе - "Московский быт конца XVII
века" (по Домострою), "Как жили москвичи в древности", "Из истории
Русского оружия ".
Б)
Среднерусская возвышенность. Курская Магнитная аномалия - добыча руды карьерным способом. Плодородие почв. Оскольский и Новолипецкий металлургический комбинаты.
Центры промышленного производства - Белгород (цементная промышленность), Воронеж и Липецк (машиностроение). Техногенные ландшафты.
Зерновое хозяйство, выращивание подсолнечника и сахарной свеклы, садоводство. Самобытность сельских поселений. Практические работы.
- Характеристика Центрально-Черноземного района по типовому плану.
- Обозначение на контурной карте наиболее развитых отраслей
промышленности района и их центров. - Нанесение на контурную карту крупных городов района с обозначением
символов их достопримечательностей.
4. Подготовка сообщений о КМА, о самобытности сельских поселений,
народных промыслах и традициях
3. Северо-Западный район -4 ч.
Географическое положение. Моренно-грядовый рельеф. Край ледниковых озер.
Производство минеральных удобрений из фосфоритов ( Кингисепп), огнеупорного кирпича из кембрийских глин (Боровичи), добыча строительного камня, бокситов, горючих сланцев.
Возникновение письменности на берестяных грамотах. Старая Русса -один из русских курортов у соляных источников. Новгородский кремль.
Санкт-Петербург - северная Столица России, город-музей и крупный промышленный центр. Псковская земля: Кремль, Изборск, Печоры, пушкинские места (с. Михайловское)
Машиностроение. Льноводство. Молочное животноводство.
Калининградская область - история и современность, янтарь - наследство древних сосен. Практические работы.
- Подготовка сообщений о древних городах Новгороде и Пскове; об
Изборске и Печорах. - Создание макетов Новгородского и Псковского кремлей (по желанию
учащихся). - С помощью тематических карт заполнение таблицы:
Природные условия и ресурсы. | Основные отрасли и их центры. |
- для сельского хозяйства; - для промышленности; - для рекреации | - для сельского хозяйства; - для промышленности; - для рекреации |
4. На контурной карте обозначить историко-культурные центры Северо-Западной России с символикой их достопримечательностей .
4.Европейский Север -2 ч.
Состав и географическое положение.
Исследователи-северяне: поморы; Семен Дежнёв, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов.
Нефть и газ. Тиманского кряжа, Печорский угольный бассейн. Лесные угодья. Ледниковый рельеф.
Кольский полуостров, Мурманск - крупный морской и рыбный порт. Карелия - озерный край, Кижи, Карело-финский эпос "Калевала", карельская береза.
Архангельск - речной морской порт, центр переработки древесины и родина Ломоносова.. На этой земле не было крепостного права.
Малоземельская тундра. Оленеводство ненцев. Пушной промысел. Топливный промысел республики Коми.
Череповец - центр черной металлургии. Молочное животноводство (вологодское масло), льноводство.
Историческое наследие Вологды, Великого Устюга, Белозерска.
Ядерный полигон на Новой Земле. Экологические проблемы: терриконы, дороги по ягельным пастбищам. Практические работы.
- Подготовка сообщений о быте, самобытных занятиях, условиях жизни
поморов, ненцев, жителей Карелии. - Написание литературно-географического альманаха с использованием
карело-финского эпоса "Калевала". - Обозначение на контурной карте административного устройства
Северного района с указанием центров административно-
территориальных объединений.
5.Поволжский район -2 ч.
Географическое положение. Приволжская возвышенность, Жигули, Ергени, Прикаспийская низменность. Богатства недр. Природные зоны: леса, лесостепи, степи, полупустыни.
Великая русская река Волга, сеть притоков. ГЭС и водохранилища, рыболовство и речные пути.
Многонациональный состав населения. Соседства христианства, ислама и буддизма.
Развитие нефтегазохимического (Среднее Поволжье, Татарстан), машиностроительного (Самара, Набережные Челны, Саратов), агропромышленного комплексов. Добыча соли на озере Баскунчак. Бахчеводство, садоводство, овощеводство. Оросительные системы.
Астраханский заповедник. Жигулёвский заповедник Легенды и были Жигулей. Республика Калмыкия. Этнографические особенности. Рекреационные ресурсы Поволжья (Усолье, Жигули, песчаные пляжи Волги...). Памятники исторического наследия: город-герой Волгоград, Мамаев Курган, Хлебная площадь города-крепости в Самаре.
Практические работы.
- На контурной карте показать административно-территориальное устройство Поволжья, подписать центры и народы, их населяющие.
- Сравнительная характеристика природы Верхневолжья, Среднего и Нижнего Поволжья по тематическим картам атласа.
Творческие работы.
- Создание журнала-алъмонаха "Путешествие по Волге"(группы готовят странички журнала, посвященные всем, достопримечательностям, встречающимся то истока до дельты Волги).
- Устный журнал "Народы Поволжья" - описание культуры, обычаев, ремесел народов Поволжья, знакомство с национальным костюмом и фольклором.
6. Северо-Кавказский район -5 ч.
Географическое положение. Административно-территориальное устройство.
Ставропольская возвышенность, Кумо-Манычская впадина, Кубано-Приазовская равнина, Кавказские горы.
Добыча угля, нефти, природного газа. Плодородные почвы. Благоприятные климатические условия. Густонаселенность. Северный Кавказ - житница России. Таманский полуостров - центр виноградарства России (Абрау-Дюрсо), генный банк зерна.
Многонациональный состав населения. Казачество. Русские сельские поселения - станицы. Народы Северного Кавказа, их этнографические особенности.
Высотная поясность Кавказских гор, Эльбрус, Казбек. Курорты кавказских минеральных вод ( Пятигорск, Кисловодск, Минеральные Воды, Ессентуки) и Черноморского побережья Кавказа ( Анапа, Сочи ). Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар - Крупные промышленные центры.
Практические работы.
- Сравнительная характеристика Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского краёв по типовому плану с помощью тематических карт атласа.
- Обозначение на контурной карте административно – территориального устройства Северного Кавказа.
- Подготовка произведений фольклора народов Кавказа; сообщения об их традициях, культуре, этнографических особенностях жилища, костюма, национальных занятиях и ремеслах.
7. Уральский район -4 ч.
Географическое положение. Административно-территориальное деление района.
Особенности рельефа Каменного пояса, монолитные скалы (Денежкин Камень, Старик Камень), пещеры.
Урал - кладовая полезных ископаемых (на западе нефть, уголь, известняк, калийные и поваренные соли; на востоке платина, никель, хром, железная руда, самоцветы). Сказы Бажова.
Водные ресурсы.
Тундра, луга, плодородные степи Южного Урала.
Появление по Указу Петра Великого первых медеплавильных мануфактур и чугунно-литейных заводов Демидовых в XVIII в.
Урал промышленный: химическая промышленность ( Уфа, Соликамск, Пермь, Нефтекамск, Стерлитамак, Орск), металлургия (Екатеринбург, Челябинск, Златоуст, Курган, Орск), лесная промышленность (Чайковский, Верещагино, Краснокамск), машиностроение (Челябинск, Екатеринбург).
Урал сельскохозяйственный: на севере- пригородное сельское хозяйство, льноводство, посевы озимой ржи и яровой пшеницы; зерново-животноводческие хозяйства Южного Урала ( оренбургские козы, овцеводство, выращивание пшеницы), бахчи Оренбургской области. Пчеловодство Башкортостана.
Народы Уральского района. Поселения немцев. Башкиры. Коми. Этнографические особенности и культура этих народов.
Практические работы.
1. С помощью карт атласа характеристика промышленного развития Урала по плану;
- Минеральные ресурсы и их месторождения;
- Водные ресурсы;
- Биологические ресурсы;
4) Основные отрасли промышленности и их центры
2. С помощью карт атласа охарактеризовать сельское хозяйство районов Урала по плану:
- Рельеф;
- Климат:
- климатический пояс
- температура воздуха зимой и летом
- количество осадков за год
- Вывод о благоприятности природных условий;
- Какие отрасли сельского хозяйства и в каких районах развиты.
- Обозначение на контурной карте географических объектов уральского района, крупных промышленных городов с указанием их специализации.
- Составление схемы железных дорог европейской части России, обозначение направления и состава грузопотоков.
- Определение разницы во времени между городами: Москва и Орск, Санкт-Петербург и Воркута, Калининград и Уфа.
Творческие задания.
1. Составление рекламных проспектов для туристов, путешест-вующих по маршрутам:
- Калининград - Москва - Самара - Краснодар.
- Псков - Ярославль - Астрахань - Орск. И т.д.
2. Составление сообщений об этнографических особенностях жителей Башкортостана, Башкирском фольклоре, национальных достояниях культуры.
8. Западно-Сибирский район -7 ч.
Западно-Сибирская равнина и горы Алтая. Административно-территориальное устройство. Нефть и газ, железная руда и каменный уголь Кузбасса.
Обь. Обский Север. Хозяйство и быт ненцев Ямало-Ненецкого АО.
Э. Тополь "Красный газ". Пятнистая и лишайниковая тундра. Оленеводство. Строительство газопровода и его экологические последствия.
Железные дороги (Воркута - Лабытнанги ; Сургут – Уренгой).
Среднее Приобье. Быт и хозяйство ханты и манси в Ханты-Мансийском АО. Васюганские болота. Тайга. Основание в 1587 г. города Тобольска с каменным кремлём. Поселения декабристов в 1825 году. Нарым. Нефтедобыча. Сургут. Нижневартовск.
Южные районы Западной Сибири. Кулундинская степь -сельскохозяйственное освоение, орошение, зерновое хозяйство, животноводство.
Новосибирск (Академгородок, центр машиностроения) и Омск (центр нефтехимии) - города миллионеры. Новокузнецк. Кемерово. Республика Алтай. Их быт, занятия. Высокогорное озеро Телецкое. Природа Алтая, (гора Белуха; водопады; яки).
Западная Сибирь - родина Ершова (автора "Конька-горбунка"), композитора Алябьева, великого ученого-химика Д.И. Менделеева, картографа Семёна Ремезова.
Практические работы.
- Сравнительная характеристика природных ресурсов и условий
различных частей Западной Сибири. - Обозначение в контурной карте административно - территориального
устройства Западной Сибири. - Обозначение в контурной карте центров исторического и культурного
наследия с их достопримечательностями. - Обозначение в контурной карте путей научно-географических
экспедиций и исследований.
Творческие работы.
- Подбор стихов и отрывков произведений прозы, передающих
неповторимую красоту природы бескрайних просторов Западной
Сибири. - Сообщение о необыкновенной приспособленности семьи Лыковых к
жизни в отшельничестве в "Таёжном тупике", (по публикациям В.М.
Пескова в газете "Комсомольская правда" с 1983 по 2002 г.г.)
9. Восточно-Сибирский район -5 ч.
Географическое положение. Административно-территориальное устройство. Экспедиции братьев Лаптевых, Г.А. Ушакова, Б.А. Велькицкого. Особенности рельефа и полезные ископаемые. Тунгусский и Ленский угольные бассейны. Антициклональный климат. Полярная ночь на севере. Многолетняя мерзлота. Енисей с Ангарой, Лена. Тундры Таймыра (сохранились стада диких Оленей!)
Великолепие тайги (сибирская и даурская лиственница, чернобурые лисицы, голубые песцы)
Норильск в 1935 г. построен политзаключенными (вечная мерзлота, летом - сплошные болота), сегодня Норильск - центр металлургии.
Красноярск - центр индустрии, крупный культурный центр; горнотаёжный заповедник "Столбы".
Канско-Ачинский угольный бассейн.
Байкал - происхождение, необыкновенная фауна (раки, пресноводные тюлени, живородящая рыбка голомянка), экологические проблемы.
Иркутск, Братск, Усть-Ильимск. Природа Саян, горы Забайкалья. Бурятия, Агинский и Усть-Ордынский автономные округа. Быт и занятия бурят. Тува. Этнографические особенности тувинцев. Кызыл.
Республика Саха-Якутия. Богатства недр. Добыча золота и алмазов, угля, природного газа и олова. Суровость зимы. Короткое лето. Полюс холода Северного полушария. Этнографические особенности Якутов. Якутск.
Практические работы.
- Сравнительная характеристика Западной Сибири и Восточной Сибири
по тематическим картам - Подбор литературных произведений и произведений фольклора народов
Восточной Сибири с описанием природы, особенностей быта, занятий и
культуры местного населения. - Подбор публикаций периодической печати о жизни, хозяйстве,
достижениях науки и культуры в Восточной Сибири
10. Дальний Восток -6 ч.
Особенности географического положения: приморское, приграничное, много островов. Сейсмическая зона. Область муссонного климата. Амур и его притоки.
Административно-территориальное устройство.
Горнодобывающая, лесная, рыбная промышленность, марикультура.
Приамурье. Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре - крупные промышленные центры. Еврейская автономная область. (Биробиджан)
Приморье. Сихотэ-Алинь. Контрасты уссурийской тайги: лиана экваториальных лесов, северные кедры, китайский лимонник, женьшень, амурский бархат, дальневосточный медведь, уссурийский титр. Города -порты: Находка, Владивосток. Всероссийский детский центр "Океан".
Камчатка, описания исследования В. Атласова. Огнедышащие вулканы. Кроноцкий заповедник. Долина гейзеров. Термальные источники, их использование. Петропавловск-Камчатский. Богатство и уникальность рекреационных ресурсов. Неповторимая флора и фауна: камчатский медведь, дикая норка, горный баран, Каменная берёза Крошенинникова, ягодники тундры.
Тайны Чукотки, Сахалина, Курильских островов, Командорских островов. Снежные лавины. Цунами. Корякский и Чукотский автономные округа.
Самобытность хозяйства и жизни чукчей, коряков, ительменов, алеутов.
- С использованием тематических карт атласа, текста учебника, таблиц
и схем, заполнение таблицы "Специализация хозяйства Дальнего
Востока ".
- Обозначение на контурной карте:
а. территорий входящих в состав Дальнего Востока, административное устройство;
б. месторождений полезных ископаемых и других ресурсов;
в. крупных городов и их специализаций.
Творческие задания.
- Подбор литературных произведений, описывающих уникальность
необузданной природы Дальнего Востока; быт и национальные
особенности культуры коренных жителей Дальнего Востока. - Составление памятки для туристов "Как вести себя в сейсмической
зоне для обеспечения собственной безопасности". - Составление рекламного проспекта для туристов, отправляющихся в
путешествие:
- на Камчатку;
- на Сахалин;
- на Курильские острова;
- в Приморье.
Тема 7. География стран ближнего зарубежья. (20 ч.)
1. Прибалтийские республики -9 ч.
Эстония. Географическое положение. Столица - Таллин.: узкие улочки, костелы, ратуша, население 430000 человек.
Земля валунов. Горючие сланцы, фосфориты.
Наукоемкое металлостроение, химическая промышленность (производство нэрозина для обработки песков барханов), судостроение, рыборазводная промышленность (форель).
Мелиорация земель. Хутора. Молочное животноводство (эстонская красная порода), свиноводство, птицеводство.
Тартуский университет (1632 г.). Народный эпос "Калевипоэг". Певческое поле. Каннель - традиционный народный музыкальный инструмент.
Латвия. Географическое положение. Столица - Рига (более 800 лет, замок XIV века). Рижское взморье (приморские сосновые боры на возвышенностях) хвойно-широколиственные леса.
Национальный парк Гауя ( озера, низкие горы). Даугава.
Машиностроение - ведущая отрасль промышленности (рижские микроавтобусы РАФ). Латвия славится продуктами сельского хозяйства (молочными и мясными) и рыбной промышленности. Традиционные латышские промыслы: обработка кож, изготовление ювелирных изделий из янтаря. Порты: Вентспилс (с нефтеналивными терминалами) и Лиепая.
Латыши. Песенный фольклор. С 1873 года - ежегодные певческие праздники в День Лиго - Ивана Купалы (24 июня). Развалины рыцарских замков, остатки древних поселений ливов.
Литва. Географическое положение. Столица - Вильнюс (основан в 1323 году), равнинный рельеф. Куршская коса (легенда о Неринге). Известняк, торф, янтарь. Дуб - национальное дерево Литвы. Неман, более 3000 мелких озер ледникового происхождения, озеро Друкшяй.
Промышленность, развитая на местном сырье: пищевая, строительных материалов (лес), текстильная (льнозаводы), деревообрабатывающая, фармацевтическая (янтарь), рыбная, электроэнергетика (реки), добыча янтаря.
Центры отраслей промышленности, развитых на привозном сырье: Вильнюс, Каунас (судостроение), Кедайняй (химическая)
Памятники культуры и архитектуры, (старинная башня с часами 13 в. в городе Каунасе, Костел Анны 15-16 в.в. из красного кирпича 33 видов).
Заповедник дюн Легенды. Самобытность литовцев.
Белоруссия. Географическое положение. Столица Минск (более 900 лет) Равнинный рельеф. Полесская низменность. Калийные и поваренные соли, горючие сланцы, бурый уголь, торф.
Заболоченность. Мелиорация. Реки бассейна Днепра и балтийского моря. Поозёрье. Беловежская пуща (дремучий хвойно - широколиственный лес, зубры, кабаны, косули, белки).
На привозном сырье:
- с Курской Магнитной Аномалии: машиностроение (БелАЗы, тракторы "Беларусь", комбайны), -из Поволжья по нефтепроводу - нефтехимия.
На собственном сырье:
- химическая промышленность (калийные удобрения)
- теплоэнергетика (торф, сланцы),
-ГЭС, - легкая промышленность (лён - г. Орша),
- лесная промышленность.
Развитое сельское хозяйство (зерновые культуры, фруктовые сады, картофель, лен).
Чернобыльская катастрофа 1986 года.
Брестская крепость. Хатынь. Василь Быков. "Песняры", Национальные праздники, обряды ремесла белорусов.
Украина. Географическое положение. Столица - город Киев. Преобладание низменностей, Волыно - Подольская и Приазовская возвышенности. Донецкий кряж. Карпаты и Крымские горы. Сейсмическая зона. Железная и марганцевая руда (Кривой Рог), каменный уголь (Донбасс).
Днепр, Днестр, Припять.
Крещение киевлян в Днепре в 988 году князем Владимиром.
ДнепроГЭС.
Леса, лесостепи, степи Причерноморья и Северного Крыма.
Национальный и конфессиональный состав населения Украины. Национальные особенности жилищ, одежды, питания, обычаев и традиций.
Тяжелая промышленность Донбасса и Приднепровья. Прикарпатский промышленный район. Причерноморский портово-промышленный район. Судостроение.
Сельское хозяйство. Зональность. Ведущие культуры (озимая пшеница, кукуруза, сахарная свекла, подсолнечник). Бахчеводство. Садоводство и виноградарство. Животноводство.
Курорты: Карпаты, Крым (винокомбинат "Массандра", Крымский заповедник; Никитский ботанический сад, Ливадия, Ялта, Евпатория, Феодосия; "Артек").
Молдавия. Географическое положение. Столица - город Кишинев. Кодрянская возвышенность. (Кодры). Дубовые леса, степи. Благоприятный климат. Плодородие почв. Днестр, Прут.
Известняк.
Лидирует в хозяйстве агропромышленный комплекс (садоводство, виноградарство, виноделие, овощеводство. Пищевая промышленность. Машиностроение и легкая промышленность.
Легенды, традиции и обычаи молдаван. Сельская свадьба. Мэрулшор.
Республики Закавказья -5 ч.
Азербайджан. Географическое положение. Баку - столица. Апшеронекий полуостров, горы Большого и Малого Кавказа, Кура-Араксинская низменность, Ленкоранская низменность. Нефть (Нефтяные Камни, Нафталан), алуниты ( Сумгаитский алюминиевый завод), каменная соль, сера, известняк, гипс (Нахичевань). Река Кура (Мингечаурская ГЭС, Шамхорская ГЭС). Нефтехимия, машиностроение (изготовление на привозном сырье оборудования для нефтяных промыслов нефтеперерабатывающих заводов), металлообработка (Сумгаит), гидроэлектроэнергетика. Обилие света и тепла. Нехватка пахотных земель. Преобладание засушливых солончаковых почв. Ирригационное строительство.
Главная сельскохозяйственная территория - Кура - Аракскинская низменность, (хлопчатник, озимая пшеница, рис, шелководство); Ленкорань - субтропики (виноградарство, садоводство, овощеводство, чаеводство). Овцеводство. Ковроделе. Особенности архитектуры ( шебеке, витражи). Мусульманство , шариат, особенности национальной культуры.
Армения. Географическое положение. Ереван - столица Армении. Горная страна. Потухший вулкан Арагаца. Араратская долина. Богатства недр: алюминиевая, медно-молибденовая, железная руда, серебро (Ахтала), золото (Зодск), "чудо камни" туф, бальзат, перлит. Виноградарство, виноделие, садоводство. Озеро Севан. Река Раздан.
Ереван древнее Рима (крепость Эребуни - 782 год д. н.э.). Матенадара -уникальное хранилище рукописей ( Лазоревское Евангелие на паргаменте 888 года.). Эчниадзин- религиознай центр армян. Население (особенности построек, одежды, питания).
Грузия. Географическое положение. Тбилиси (основан в 458 году) -столица Грузии. Горная страна. Колхидская низменность, Алазанская долина. Марганцевые руды ( Чиатурское месторождение), каменный уголь, нефть, медные руды.
Горные реки: Кура, Пори, Алазани, Риони, Ингури. Степи, субтропический и хвойный лес.
Черная металлургия, машиностоение, легкая и пищевая промышленность. Виноградарство и виноделие, субтропическое земледелие, овцеводство. Железнодорожная сеть. Транзитные трубопроводы, Морские порты. Перевалы через Кавказ, Военная Грузинская Дорога. Курорты: Пицунда, Боржоми, Пещерный город Вардзия. Рустави, Батуми, Сухуми, Поти
Национальный состав, особенности населения. Традиционные ремесла: искусство изготовления чеканки зародилось в Грузии в третьем тысячелетии д. н.э.
3. Казахстан и Республики Средней Азии - 6 ч.
Казахстан. Географическое положение. Астана - новая столица Казахстана. Казахский мелкосопочник. Туранская низменность, Прикаспийская низменность, полуостров Мангышлак, Алтай. Пустыня Кызылкум.
Кладовая минеральных ресурсов: нефть, газ, железная руда, цветные металлы. Реки: Урал, Эмба, Сырдарья. Озеро Балхаш. Строительство оросительных каналов. Подземное море Мынбулак. Разнообразие природных зон: здесь "встречаются" суровая Сибирь и жаркая Азия.
Рыбные богатства Каспия. Горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая промышленность. Атомнопомынленный комплекс и полигоны для испытания ядерного оружия. Космодром Байконур. Машиностроение.
Целина. Крупное зерновое хозяйство. Отгонно-пасбищное животноводство, овцеводство.
Железнодорожные магистрали. Транзитные трубопроводы. Национальный состав населения. Поселения русских немцев, особенности быта казахов.
Туркмения. Географическое положение. Ашхабад - столица
Туркмении. Сейсмичность. Туркмения - страна пустынь. Каракумы.
Барханы. Защита от движения песков. Верблюжья колючка, солянка, полынь, саксаул; черепахи, вараны, кобра, эфа, гюрза, тушканчики, джейраны, горные козлы, шакалы.
Такыры.
Кара-Богаз-Гол - кладовая солей магния, натрия, калия, брома, йода,
глауберовой соли; нефти и газа.
Традиционное хозяйство: изготовление керамической посуды,
покрытой глазурью, разведение шелковичного червя, выпас
каракульских овец, выращивание солодки, хлопка.
Жаркий сухой климат. Амударья. Каракумский канал.
Чарджоу - главный центр тяжелой промышленности (металлообработка и машиностроение, судостроение, добыча цветных металлов. Морской порт Красноводск).
Мары (в прошлом Мерв) - главный город Мургабского оазиса, через него проходил знаменитый шёлковый путь. Развалины Угренча -древней столицы государства Хорезмшахов, мавзолей XII ааёа. Национальные традиции архитектуры (резьба по камню). Этнографические особенности населения (быт, одежда, традиции).
Узбекистан. Географическое положение. Ташкент - столица
Узбекистана. Турамская низменность, Тянь-Шань, Ферганская
долина. Сейсмическая зона. Месторождение нефти, газа, угля, руд
цветных металлов, золота. Пустыня Кызылкум, плодородные оазисы в
долинах рек, сухие степи. Реки Амударья, Сырдарья, Заравшан.
Горнодобывающая промышленность, цветная металлургия, легкая
промышленность.
Хлопководство, виноградарство, садоводство, бахчеводство,
овощеводство, шелководство.
Национальный состав. Особенности быта и культуры узбеков. Хашар -
обычай помогать строить дом своему соседу. Архитектура Ташкента,
Самарканда, Хивы, Бухары.
Народное творчество: узоры, керамика, орнамент, резьба по дереву,
чеканка, ковры, вышивка. Тюбетейка, национальный халат, прически.
Таджикистан. Таджикистан - страна на Памире. Душанбе - столица
Таджикистана . Сейсмичность. Горные ледники. Горно-Бадахшанская
область (истоки рек, самые высокие вершины Памира пик Коммунизма
(7495 м.) и пик Ленина (7134 М.)); редкие и драгоценные металлы,
горный хрусталь, самоцветы, топазы, аквамарины, турмалины, асбест,
строительный материал, сода, мрамор; минеральные источники.
Долины - Вахшская, Гиссарская, Ферганская. Восточно - Памирский
тракт - горная дорога. Высокогорные озера Каракуль и Сарезское.
Редкие растения и животные: горный баран, афганский муфлон,
снежный барс, горностай, горные индейки, грифы... Заповедник
"Тигровая балка". Соляные купала юга.
Гидроэнергетические ресурсы. Нурекская ГЭС. Суровость климата Памира,
Хлопководство, садоводство, виноградарство, выращивание бахчевых культур, миндаля, герани, и роз, для парфюмерных фабрик. Производство деталей для автомобилей и хлопкоуборочных комбайнов. Упадок хозяйства в 90-е годы двадцатого века из-за гражданской войны. Традиционные ремесла. Изготовление тонких шёлковых тканей, вышивка, украшение резьбой кинжалов, ножей, посуды. Население (быт, культуры, традиции). Восточный колорит древних городов: чайханы, достархан, восточные сладости.
Памятники древней культуры. Остатки буддийских монастырей VII-VIII в.в. около Курган-Тюбе.
Киргизия. Географическое положение. Бишкек - столица Киргизии. Горы и ледники Тянь-Шаня и Памиро-Алтая. Сейсмичность. Чуйская, Иссык-Кульская, Таласская долины. Высотная поясность (луга чередуются с пустынями). Полезные ископаемые: уголь, руды, цветные металлы. Озеро Иссык-Куль, Чу. Сары-Челекский заповедник (снежный барс, дикие бурые грифы и орлы-карлики. Промышленность: электроэнергетика, цветная металлургия, машиностроение, легкая и пищевая промышленность. Зерновое хозяйство, садоводство, виноградарство, бахчеводство, много плантаций сахарной свеклы. Овощеводство. Национальный состав. Жизнь и быт киргизов (кочевники, юрты, кумыс, айран, бешбармак). Чингиз Айтматов об этнографических особенностях киргизского народа
Бишкек, Ош, Каракол. Джалал-Абад - центр мусульманских религий в Ферганской долине, место паломничества.
Практические работы к теме " География стран ближнего зарубежья ".
1. Обозначение на контурной карте границ республики, столицы,
крупных административных центров, форм рельефа, водных
ресурсов, крупных месторождений основных минеральных ресурсов;
промышленных центров, районов с различной сельскохозяйственной специализацией.
2. Составление тематических кроссвордов с помощью карт атласа, с
использованием текста учебника и статистических данных.
- Экскурсии в Музей Востока.
- Сравнительная характеристика природных условий, уровня
хозяйственной деятельности, размещения населения в странах-
соседях:
- на Украине и в Белоруссии;
- в Эстонии, Латвии и Литве;
- в республиках Закавказья;
• в республиках Средней Азии и Казахстане.
5. Составление синхронной таблицы по типовому плану "Природные условия и хозяйство государств-соседей", которая заполняется по мере изучения стран.
Творческие работы.
- Составление рекламных проспектов маршрутов и карты
достопримечательностей государств-соседей для туристов.
- Подбор фольклорных произведений народов соседних республик.
- Подбор стихов и отрывков из литературных произведений -
описаний природы и этнографических особенностей народов
государств-соседей.
Тема 8. Россия в мировом хозяйстве. (2 ч.)
Межрайонные и внешнеэкономические связи России. Свободные экономические зоны России. Россия в мировой торговле.
Требования к уровню подготовки учащихся.
1. Называть и показывать на общегеографических и тематических картах:
- территорию России и приграничных государств, географические районы
России; - морские и сухопутные границы России, береговую линию;
- единицы административно-территориального деления, национально-
территориальные образования России и государств-соседей; - основные этапы заселения и освоения России;
- основные части земной коры, формы рельефа, сейсмические зоны,
месторождение полезных ископаемых; - климатообразующие факторы;
- распределение рек по бассейнам океанов;
- озера с котловинами разного происхождения;
- основные области многолетней мерзлоты, крупные ледники;
- основные виды почв и их свойства, примеры мелиорации земель на
разных почвах; - расположение природных зон;
- меры по сохранению экологического равновесия;
- примеры охраняемых природных объектов и их специфику;
- опасные природные явления и меры по их предупреждению;
- основные отрасли хозяйства и их центры (или районы распространения);
- численность населения, национальный состав.
2. Определять (измерять):
- географическое положение объектов;
- координаты географических объектов, крайних точек;
- протяженность территорий в градусах и километрах;
- разницу в поясном времени;
- основные климатические показатели;
- плотность населения.
3. Описывать:
- экономико-географическое и геополитическое положение России и стран-
соседей; - географические явления, объекты;
- отрасли промышленности и сельского хозяйства;
- основы этнографической культуры изучаемых народов.
4. Объяснять:
• влияние географического положения на особенности природных условий
и хозяйственной деятельности людей;
- образование и размещение крупных форм рельефа, закономерности
размещения крупных месторождений полезных ископаемых; - процесс почвообразования, особенностей природных зон, особенностей
мелиорации в разных природных зонах; - причина возникновения опасных природных явлений;
- антропогенное влияние на рельеф, климат, почвы, природные зоны,
внутренние воды и акватории; - миграции населения, динамику демографической ситуации в России и
странах-соседях.
5. Прогнозировать:
- изменение окружающей среды под влиянием природных и антропогенных
факторов; - изменение хозяйства районов России и стран-соседей;
- демографические изменения.
Примерное планирование учебного материала курса
«География России и стран ближнего зарубежья с
историко-этнографическими дополнениями».
(8-9 кл., 136 ч., 2 ч. в неделю)
№ темы | Название темы | урока | Тема урока | часы | Д\з | |||
8 кл. I | Особенности географического положения России (6 ч.) | 1. 2. | Россия на карте мира. Границы России. | 2 | Алексеев Часть! 1-2 | |||
3. | Россия на карте часовых поясов. | 1 | 3 | |||||
4. | Формирование территории России. | 1 | 4 | |||||
5. | Географическое изучение территории России. | 1 | 5 | |||||
6. | Практическая работа «Исследования России» | 1 | ||||||
II | Природа России.(28 ч.) 1. Геологическое строение и рельеф. | 7 | Строение земной коры на территории России. | 1 | 6 | |||
8 | Важнейшие особенности рельефа | 1 | 7 | |||||
9 | Использование недр. | 1 | 8,9 | |||||
10 | П\р «Важнейшие тектонические структуры и основные месторождения полезных ископаемых» | 1 | ||||||
2. Климат и агроклиматические ресурсы | 11 | Общая характеристика климата. Закономерности циркуляции. | 1 | 10,11 | ||||
12 | Распределение температуры и осадков | 1 | 12 | |||||
13 | Типы климата России. Климат и человек. | 1 | 13,14 | |||||
14 | П\р. «Сравнительная оценка климатических показателей нескольких территорий страны с позиции характеристики условий жизни и хоз. деятельности людей (Сев. Кавказ, Ср. Поволжье, Приморье, Астраханская обл., Саха-Якутия, С.-З. Россия, Камчатка) | 1 | ||||||
15 | Обобщающий урок по теме климат России. | 1 | ||||||
3. Моря, омывающее территорию России | 16 | Балтийское, Черное, Азовское моря. | 1 | Алексеев (часть 2) 40 | ||||
17 | Каспийское море | 1 | 40 | |||||
18 | Моря Северного Ледовитого Океана. | 1 | 46 | |||||
19 | Моря Тихого Океана | 1 | 56 | |||||
20 | П\р «Сравнительная характеристика морей России по тематическим картам. | 1 | ||||||
4. Внутренние воды России. | 21 | Реки, озера, многолетняя мерзлота, болота. | 1 | 15,16 | ||||
22 | Человек и вода. | 1 | 17 | |||||
23 | П\р «Сравнительная характеристика обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России» | 1 | ||||||
5. Почва и почвенные ресурсы. | 24 | Почвы - «особое природное тело» | 1 | 18,19 | ||||
25 | П\р «География почв» | 1 | 20 | |||||
26 | Рациональное использование и охрана почв | 1 | 21 | |||||
27 | П\р «Использование различных типов почв в хоз-ве | 1 | ||||||
6. Природные зоны России. | 28 | ПК. Учение о природных зонах | 1 | 28,31 | ||||
29 30 | П\р «Безмолвная Арктика. Чуткая Субарктика. Тайга. Смешенный лес. Лесостепи. Степи. Полупустыни, (сравнительная характеристика | 2 | 32,33 34-35 | |||||
31 | Обобщающий урок | 1 | 36,37 | |||||
32 | Природа гор. | 1 | 38,39 | |||||
33 | Творческая работа | 1 | ||||||
34 | Природопользование и охрана природы. | 1 | 40,41 | |||||
35 | Охраняемые территории России. | 1 | 42 | |||||
Ill | Население России (9 ч.) | 36 | Численность и воспроизводство России. | 1 | 43,44 | |||
37 | Половозрастной состав | 1 | 45,46 | |||||
38 | П\р «Миграции населения. | 1 | 47-49 | |||||
39 | География рынка труда. | 1 | 50 | |||||
40 | Этнический состав населения | 1 | 51,52 | |||||
41 | Религии народов России | 1 | 53 | |||||
42 | П\р «Нацианально-территориальные образования России» | 1 | ||||||
43 | Плотность населения. Расселение и урбанизация. | 1 | 54,55 | |||||
44 | Города России. Сельская Россия. | 1 | 56,57 | |||||
IV | Хозяйство России (24 ч.) ] .Общая характеристика хозяйства. | 45 | Общая характеристика хоз-ва, его структура. | 1 | 1(2) далее везде Алексеев (часть 2) | |||
46 | Этапы развития хоз-ва | 1 | 2 | |||||
47 | Географическое районирование | 1 | 3 | |||||
2. Главные отрасли | 48 | С\х. Растениеводство | 1 | 4 | ||||
49 | Животноводство. Зональная специализация с\х. | 1 | 5 | |||||
50 | П\р «Установление зависимости специализации с\х районов от природных условии и плотности населения через анализ нескольких тематических карт» | 1 | ||||||
51 | АПК. | 1 | 6 | |||||
52 | Лесной комплекс | 1 | 7 | |||||
53 | Топлевно-энергетический комплекс | 1 | 8 | |||||
54 | Электроэнергетика | 1 | 9 | |||||
55 | Металлургический комплекс | 1 | 10 | |||||
56 | Машиностроительный комплекс. | 1 | 11 | |||||
57 | ВПК | 1 | 12 | |||||
58 | Хим. промышленность | 1 | 13 | |||||
59 | П\Р « Выбор места для строительства предприятия с учетом факторов, влияющих на его размещение (целлюлозно-бумажный комбинат, молоч. Завод, нефтехимический комбинат...). | 1 | ||||||
60 | Транспорт. | 1 | 14 | |||||
61 | Информационная инфраструктура | 1 | 15 | |||||
62 | Сфера обслуживания. Рекреационное хоз-во. | 1 | 16 | |||||
63 | П\р «Определение по тем. Картам наиболее благоприятных территорий для лечения, отдыха, туризма». | 1 | ||||||
64 | Территориальное разделение труда | 1 | ||||||
65 | Обобщающий урок по теме «Хоз-во России» | 1 | ||||||
66 | П\Р «Обозначение на карте-схеме своего населенного пункта ( района) своего дома, школы, дороги от дома до школы, ближайшей станции метро, магазинов, бассейнов, кинотеатров и театров, церкви (мечети, синагоги...), кафе, стадиона...» | 1 | ||||||
67 | П\р Составление карты-схемы «куда пойти отдыхать в выходной день» для своего населенного пункта с указанием всех рекреационных ресурсов и историко-культурных памятников. | 1 | ||||||
68 | П\р Посещение этнографического или краеведческого музея. | 1 | ||||||
9 кл. I | Географические районы России. 1. Центральная Россия. | 1 | Факторы формирования географических р-нов. Восточно-Европейская ровнина | 1 | 3,18 | |||
2 | Центральная Россия: состав, географ, положение. | 1 | 20 | |||||
3 | Центральный р-н: особенности населения. | 1 | 21 | |||||
4 | Хозяйство Центрального р-на | 1 | 22 | |||||
5 | Москва- столица России. | 1 | 23 | |||||
6 | Города Центрального р-на. | 1 | 24 | |||||
7 | Центрально-Чернозёмный р-н | 1 | 25 | |||||
8 | Волго-Вятский р-н. | 1 | 26 | |||||
9 | Практическая работа | 1 | ||||||
10 | Обобщ. урок «Центральная Россия» | 1 | ||||||
2. Северо-Западная Россия | 11 | Географическое положение и природа. | 1 | 27,28 | ||||
12 | Санкт-Петербург. | 1 | 29,30 | |||||
13 | Калининградская обл. | 1 | 31 | |||||
14 | Практическая работа | 1 | ||||||
3. Европейский Север | 15 | Географическое положение и природа. Этапы развития хоз-ва. | 1 | 32 | ||||
16 | Роль европейского Севера в развитии русской культуры | 1 | 33 | |||||
4. Поволжье | 17 | Географическое положение и природа. | 1 | 19,35 | ||||
18 | П\р «Население и хоз-во». | 1 | 36 | |||||
5. Северный Кавказ | 19 | Природные условия, хоз-во. | 1 | 37,38 | ||||
20 | Народы Северного Кавказа. | 1 | 39 | |||||
21 | Освоение, использование и охрана южных морей России. | 1 | 40 | |||||
22 | Практическая работа | 1 | ||||||
23 | Творческая работа. | 1 | ||||||
6. Урал | 24 | Географическое положение, природа, этапы развития современного хоз-ва. | 1 | 41,42 | ||||
25 | Города Урала. Экологические проблемы. | 1 | 43 | |||||
26 | Практическая работа | 1 | ||||||
27 | Обобщ. урок «Европейская часть России» | 1 | ||||||
7. Западно-Сибирский р-н | 28 | Природа Сибири. Горы Южной Сибири. | 1 | 44,45 | ||||
29 | Население Сибири. Хозяйственное освоение. | 1 | 47,48 | |||||
30 | Природные условия и ресурсы | 1 | 49 | |||||
31 | Хоз-во района. | 1 | 50 | |||||
32 | П\р «Сравнительная характеристика природных ресурсов и условий различных частей Западной Сибири» | 1 | ||||||
33 | Творческая работа | 1 | ||||||
8. Восточно-Сибирский район. | 34 | Природные условия и ресурсы. | 1 | 51 | ||||
35 | Байкал | 1 | 52 | |||||
36 | Хоз-во Восточной Сибири. | 1 | 53 | |||||
37 | Практическая работа | 1 | ||||||
9. Дальний Восток. | 38 | Формирование территории | 1 | 54 | ||||
39 | Природные условия и ресурсы. | 1 | 55 | |||||
40 | Население р-на | 1 | 56,57 | |||||
41 | Хоз-во р-на | 1 | 58 | |||||
42 | Практическая работа | 1 | ||||||
10. Россия в окружающем мире. | 43 44 | Россия и окружающий мир | 2 | Стр. 263- 272 | ||||
II | География стран ближнего зарубежья. 1. Западные соседи России. | 45 | Эстония, Латвия. | 1 | Бабурин В.Л. 10-11 | |||
46 | Литва. | 1 | 12 | |||||
47 | Практическая работа. | 1 | ||||||
48 | Творческая работа | 1 | ||||||
49 | Беларусь. | 1 | 15,16 | |||||
50 | Украина. | 1 | 17,18 | |||||
52 | Молдова. | 1 | 19 | |||||
53 | Практическая работа | 1 | ||||||
54 | Творческая работа | 1 | ||||||
2. Южные соседи России. | 55 | Грузия. | 1 | 20,21 | ||||
56 | Армения. | 1 | 22 | |||||
57 | Азербайджан. | 1 | 23 | |||||
58 | Практическая работа | 1 | 24 | |||||
59 | Творческая работа | 1 | ||||||
3. Юго-восточные соседи России. | 60 | Казахстан. | 1 | 25,26 | ||||
61 | Узбекистан | 1 | ||||||
62 | Киргизия | 1 | 29 | |||||
63 | Туркмения | 1 | 30 | |||||
64 | Таджикистан | 1 | 31 | |||||
65 | Практическая работа | 1 | ||||||
66 | Творческая работа | 1 | ||||||
4. Россия в мировом хозяйстве. | 67 68 | Обобщение: Россия в окружающем мире и мировом хозяйстве. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "География России и Сахалинской области"
Авторская программа составлена с учетом психологических возможностей учащихся 9 класса с нарушением интеллекта . В пояснительной записке раскрывается актуальность и новизна курса.В методическая часть ...
презентация к уроку "Россия и страны нового зарубежья"
презентация к уроку географии по теме "СНГ"...
Тестовая работа по теме"Страны ближнего зарубежья"
Данный тест расчитан на два варианта. Представлены задания с одним, несколькими выборами ответов, а также определение страны или региона по краткому описанию...
Выступление на ассоциации гимназий России и Ближнего Зарубежья
В это раз я поделилась своим опытом в применении рейтинго-накопительной системы на уроках русского языка. В урок добавлена технология критического мышления....
к уроку по теме "Ближнее зарубежье России"
презентация "Дагестан"...
Авторская программа курса "Путешествие по странам изучаемого языка"
Программа составлена к курсу "Путешествие по странам изучаемого языка", который обеспечивает первоначальное знакомство учащихся 4 класса с историей, географией, культурными особенностями так...
Россия и страны ближнее зарубежье
Тип урока: новая тема, частично поисковый.Форма урока: групповая.Цель урока: дать определение понятию «геополитическое положение», выяснить, в чём заключается...