Программа по русскому языку 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 9 класс к учебнику Л.А. Тростенцова на 68 учебных часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_russkomu_yazyku_9_klass.docx | 70.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
Рузаевского муниципального района
Рассмотрена и одобрена на Рассмотрена и одобрена на Утверждена руководителем
заседании методического заседании научно- образовательного
объединения учителей методического совета учреждения
филологических дисциплин
Руководитель МО ________ Руководитель НМС _______ _________ /Сарайкина О.В./
/ Зимина С.Ш. / /Сарайкина О.В./ «____» ___________ 20___ г.
«_____» ____________20___г. «_____» __________ 20___ г.
Рабочая программа
учебного курса «Русский язык»
в 9 Б классе
(вторая ступень обучения)
Составитель: Габдуллина Наталья Германовна
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
- г.
Пояснительная записка
- Цели и задачи изучения учебного предмета.
Целями изучения русского языка в основной школе являются:
• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
• развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачами изучения предмета являются:
- развивать функциональную грамотность учащихся;
- дать им возможность осознать слово в его целостности;
- развивать у учащихся умение анализировать соотношение звуковой оболочки и графического образа слова, его лексические и грамматические особенности и связи;
- развивать умение использовать слово в соответствии с речевой ситуацией и его стилистической характеристикой;
- развивать орфографические, пунктуационные и речевые умения.
Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
- Общая характеристика учебного предмета.
Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе Программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы), автор программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по русскому языку для основной школы.
Имеются некоторые отличия. Основное направление преподавания русского языка в 9 классе направлено на организацию работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Поэтому особое внимание уделяется вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных умений и навыков. Рабочая учебная программа составлена с учетом ключевых положений ФГОС нового поколения:
- приоритет системно-деятельностного и компетентностного подхода;
- популярность проектной деятельности;
- трехуровневый результат.
Курс русского языка в 9 классе общеобразовательной школы рассчитан на 68 учебных часов (2 часа в неделю).
Процесс обучения предполагается реализовать с помощью следующих форм: семинары-практикумы, проектная деятельность, круглые столы и т. д.
Формы текущего контроля:
- контрольные работы (диктант с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);
- комплексный анализ текста;
- сочинение по картине;
- изложение с элементами сочинения;
- тест;
- устные высказывание на лингвистическую тему.
- Место учебного предмета.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
- Результаты освоения курса.
Результатами изучения русского языка в основной школе являются:
Личностные - освоение выпускниками основной школы программы по русскому языку:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные – освоение выпускниками основной школы программы по русскому языку:
- владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность определить цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные – освоение выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Тематическое планирование
по дисциплине «русский язык в 9 «Б» классе»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Макси- мальная нагрузка учащего- ся, ч. | Из них | |||
Теоретическое обучение, ч. | Уроки развития речи, ч. | Уроки контроля, ч. | Экскурсии, ч. | |||
I. | Введение. Международное значение русского языка | 1 ч. | 1ч. | - | - | - |
II. | Повторение изученного в 5-8 классах | 10 ч. | 4 ч. | 4 ч. | 2 ч. | - |
III. | Сложное предложение. Культура речи: Сложносочиненные предложения Сложноподчиненные предложения Бессоюзные сложные предложения | 45 ч. 11 ч. 22 ч. 12 ч. | 32 ч. 8 ч. 17 ч. 7 ч. | 10 ч. 2 ч. 4 ч. 4 ч. | 3 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | - - - - |
IV. | Сложные предложения с различными видами связи | 4 ч. | 3 ч. | 1 ч. | - | - |
V. | Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах | 8 ч. | 7 ч. | - | 1 ч. | - |
Итого: | 68 ч. | 47 ч. | 15 ч. | 6 ч. | - |
Содержание учебного предмета (68 часов)
Раздел 1. Введение. Международное значение русского языка (1 ч.)
Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия. Национальный язык – единство его различных форм (разновидностей).
Русский литературный язык – основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка от языка художественной литературы.
Нормированность – отличительная особенность современного литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка.
Учащиеся должны знать:
- формы существования национального русского языка;
- понимать его неоднородность, сферу функционирования, общенародного разговорного языка, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики литературного языка (территориальные и социальные диалекты);
- понимать, что ядром современного русского языка является литературный язык.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять разнообразие лексического состава русского языка.
Основные термины по разделу: формы национального русского языка, разговорный язык, группы просторечной лексики, литературный язык (территориальные и социальные диалекты).
Раздел 2. Повторение изученного в V – VIII классах (10 ч.)
Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное; устное и письменное; диалогическое и монологическое; их особенности.
Стили речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для каждого стиля. Основные жанры стилей.
Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения; виды предложений по наличию главных членов; виды односоставных предложений; предложения с однородными членами и знаки препинания при них.
Предложения с обособленными второстепенными членами.
Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.
Учащиеся должны знать:
- теоретический материал по разделам русского языка, изученный в 5-8 классах.
Учащиеся должны уметь:
- создавать устное монологическое высказывание на учебные, социально-бытовые темы, вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, правильной и выразительной интонацией;
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы, определять их жанры, тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, адресата, используя характерные для каждого стиля речи выразительные средства языка;
- производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользоваться синтаксическими синонимами;
- опознавать предложения с обособленными членами, интонационно выразительно их читать, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными членами, использовать их в речи;
- интонационно выразительно читать предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями, объяснять постановку знаков препинания, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи.
Основные термины по разделу: простое осложненное предложение, обособленные члены предложения, вводные слова, вставные конструкции, обращение.
Раздел 3. Сложное предложение. Культура речи (45 ч.)
Сложное предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения.
Типы сложных предложений. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного.
Знаки препинания в союзных и бессоюзных предложениях.
Запись впечатлений от картины В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце» в форме дневника: «Я смотрю, размышляю, чувствую…».
Знаки препинания и их функция. Знаки препинания в сложном предложении. Авторское употребление знаков препинания.
Сложносочиненное предложение (ССП), его грамматические признаки, строение.
Смысловые отношения между его частями и способы их выражения.
Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными, противительными союзами.
Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом. Смысловые отношения между частями ССП.
Средства связи простых предложений в составе сложного. Знаки препинания в ССП.
Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова.
Главная и придаточная части предложения, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое).
Средства связи частей СПП. Знаки препинания в СПП.
Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения в жанре научной статьи.
Место придаточного в СПП. Главное предложение с указательным словом. Пунктуационные и синтаксические нормы.
Сочинение-отзыв. Особенности жанра. Составление плана отзыва. Отбор языковых средств.
Основные группы сложноподчиненных предложений по значению и строению. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
Место придаточных изъяснительных СПП. Средства связи главного предложения с придаточным. Синтаксические и пунктуационные нормы.
Виды придаточных обстоятельственных. Простые и составные союзы в СПП с придаточными обстоятельственными. Синонимия простых и сложных предложений.
Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.
Структура СПП с придаточными условия, причины, следствия и их отличие от других видов. Знаки препинания в СПП. Стилистические особенности союзов, связывающие придаточные предложения с главным.
Средства связи придаточного с главным. Знаки препинания в СПП с придаточными уступки, цели.
Средства связи главного предложения с придаточным. Синтаксические нормы. Отличие СПП с придаточным сравнительным и простых предложений со сравнительным оборотом. Значение сравнительных конструкций в речи.
Сочинение-рассуждение на тему «Что такое подвиг?»
Значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному. Последовательное и параллельное подчинение. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Синонимичная замена предложений.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.
Бессоюзные предложения, их грамматические признаки. Смысловые отношения между частями в БСП. Знаки препинания в БСП.
БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. Интонационные особенности БСП. Пунктуационные нормы.
Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему. Тема, основная мысль текста. Выразительные средства языка. Использование изученных синтаксических конструкций.
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.
Составление плана устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора.
Сочинение по картинам.
Учащиеся должны знать:
- классификацию сложных предложений;
- грамматические признаки ССП, его строение;
- основные группы ССП по значению и союзам;
- грамматические признаки ССП, его строение, средства связи частей, опознавать ССП в тексте, правильно ставить знаки препинания;
- группы СПП по значению и строению;
- место придаточных изъяснительных по отношению к главному, средства связи придаточного с главным;
- виды обстоятельственных придаточных;
- грамматические признаки БСП;
- условия постановки двоеточия между частями БСП;
- условия постановки тире между частями БСП.
Учащиеся должны уметь:
- различать изученные виды предложений (простые и сложные), определять средства связи частей сложного предложения, пунктуационно оформлять их;
- разграничивать сложные предложения разных типов, интонационно и пунктуационно оформлять бессоюзные и союзные сложные предложения, строить предложения с заданной конструкцией;
- создавать текст публицистического стиля в жанре дневника, использовать языковые средства: экспрессивную лексику, многозначные слова, формы повелительного наклонения глагола, учитывая интонационные и синтаксические особенности стиля (представление, распространенное обращение, обратный порядок слов, ряды однородных членов и др.);
- свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
- интонационно оформлять сложные предложения с разными типами смысловых отношений между частями, моделировать предложения, расставлять знаки препинания;
- интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений и конструировать предложения по схеме;
- определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения: соединительные отношения (однородность, перечисление, одновременность, последовательность; соединительные союзы); противительные отношения (противоположность, несовместимость; противительные союзы); разделительные отношения (выбор, несовместимость, чередование, взаимоисключение; разделительные союзы);
- составлять ССП с разными средствами связи его частей, интонационно и пунктуационно оформлять, опознавать в текстах, употреблять в речи, различать ССП с союзом И и простые предложения с однородными членами, связанными союзом И;
- опознавать ССП с общим второстепенным членом, производить синтаксический, пунктуационный разбор, обосновывать отсутствие запятой, конструировать предложения;
- извлекать необходимую информацию из прочитанного текста, понимать его коммуникативную цель;
- создавать текст публицистического характера, выбирать жанр будущего сочинения (газетный очерк, заметка, портрет, лирическая зарисовка о человеке, который произвел впечатление, удивил), на письме владеть основными нормами построения высказывания (соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, развертывание содержания по плану), нормами правописания;
- производить синонимическую замену ССП и СПП;
- воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма;
- определять место придаточного предложения по отношению к главному, правильно расставлять знаки препинания, использовать различные средства связи главной и придаточной части, интонационно оформлять СПП;
- анализировать содержание, язык исходного текста, передавать подробно содержание лингвистического текста (Л. Успенский «Слово о словах»), оформлять свои мысли в жанре небольшой научной статьи (по проблеме «Язык как развивающееся явление»), придумывать название статьи, соответствующее ее научному стилю, соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка;
- различать подчинительные союзы и союзные слова, использовать их при конструировании СПП, правильно ставить знаки препинания;
- опознавать указательные слова в главной части СПП, выяснять характер отношений между указательными словами в главном предложении и последующими в придаточном, определять их синтаксическую функцию в главном предложении и роль в СПП, отличать СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами;
- создавать рецензию на художественное произведение или произведение научно-популярной литературы, оценивать тему, основную мысль, героев, художественное своеобразие, композицию, язык произведения;
- определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП разных видов, интонационно и пунктуационно оформлять;
- опознавать СПП с придаточными определительными в тексте по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова, производить синонимичную замену СПП на простые с разными видами определений, пользоваться синтаксическими синонимами в своей речи, интонационно и пунктуационно оформлять СПП с придаточным определительным;
- опознавать СПП с придаточными изъяснительными по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП с придаточными изъяснительными, заменять предложения с прямой речью на них;
- опознавать СПП с придаточными обстоятельственными по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, производить синонимическую замену простых и сложных предложений, опознавать придаточные места и времени, определять их место по отношению к главной части;
- употреблять СПП с придаточными места и времени, производить синтаксический, пунктуационный разбор, выразительно читать, употреблять в речи, находить в текстах художественных произведений, сопоставлять с определительными придаточными с союзными словами «где», «откуда», «куда»;
- опознавать СПП с придаточными причины, следствия, условия по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимическую замену, сравнивать модели СПП с придаточными причины и следствия, выявлять общее;
- опознавать СПП с придаточными цели и уступки по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимическую замену, выявлять общее между СПП с придаточным уступительным и СПП с противительными союзами и стилистические смысловые различия между ними;
- опознавать СПП с придаточными образа действия, степени, сравнения по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, отличать СПП с придаточными сравнения от простых со сравнительным оборотом, оценивать роль придаточных образа действия, степени и сравнения в художественных текстах, конструировать предложения данной конструкции и употреблять в речи;
- определять значения сравнений, выраженные различными способами: словосочетанием, фразеологизмом, сравнительным оборотом, составное именное сказуемое, СПП с придаточным сравнения; ставить знаки препинания в предложении с союзом «как», употреблять эти конструкции в речи, определять их значения в тексте;
- создавать текст-рассуждение, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем, отбирать необходимый фактический материал, свободно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста;
- производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием сложных предложений с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов;
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, читать тексты разных стилей и жанров, извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, словами и словосочетаниями, указывающими на логическую связь частей текста, языковыми средствами при пересказе научного текста с опорой на план;
- использовать цитаты как средство передачи чужой речи;
- опознавать БСП в тексте, выявлять смысловые отношения между частями БСП (отношения перечисления), расставлять знаки препинания, обосновывать их выбор, выразительно читать БСП, передавая голосом отношения перечисления, конструировать БСП;
- воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты, при создании сочинения интерпретировать основную мысль исходного текста, выражать отношение к затронутой проблеме, разделяя позицию автора или не соглашаясь с ним, приводить свои аргументы и примеры из жизненного опыта;
- выявлять смысловые отношения (причины, пояснения, дополнения), конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП;
- выявлять смысловые отношения (противопоставления, времени, условия и следствия), конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП.
Основные термины по разделу: классификация сложных предложений, сложносочиненные предложения, сложноподчиненные предложения, главные и придаточные части, бессоюзные сложные предложения.
Раздел 4. Сложные предложения с различными видами связи (4 ч.)
Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях, разное сочетание видов связи.
Знаки препинания в предложениях с различными видами связи. Сочетание знаков препинания.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.
Работа с текстами сборника для подготовки к экзамену: анализ текстов, объединенных одной проблемой, устный пересказ, составление планов, выбор ключевых слов, воспроизведение отдельных фрагментов по ключевым словам.
Учащиеся должны знать:
- структурные особенности сложного предложения с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи: сочинительной и подчинительной, подчинительной и бессоюзной, сочинительной и бессоюзной, сочинительной, подчинительной, бессоюзной; интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами связи.
Учащиеся должны уметь:
- производить синтаксический разбор и конструировать сложные предложения с разными видами связи, ставить знаки препинания, выразительно читать, находить синтаксические конструкции в художественных текстах;
- выявлять смысловые отношения, средства связи частей, интонационно и пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию;
- воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты, при создании сочинения интерпретировать основную мысль исходного текста, выражать отношение к затронутой проблеме, разделяя позицию автора или не соглашаясь с ним, приводить свои аргументы и примеры из жизненного опыта.
Основные термины по разделу: структурные особенности сложного предложения с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи.
Раздел 5. Повторение и систематизация изученного в V – IX классах (8 ч.)
Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические.
Язык художественной литературы: цели, функции.
Звуки русского языка, их классификация. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы и нормы письма.
Морфемы, передающие информацию о слове. Употребление слов в речи в зависимости от лексического значения. Основные способы объяснения лексического значения. Определение основных способов словообразования. Правописание морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ.
Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий.
Возможности орфографии в точной передаче смысла речи. Виды связи слов в предложении. Функции знаков препинания.
Учащиеся должны знать:
- особенности словарей, отражающих нормы правописания и произношения, выразительные возможности речи, энциклопедические и толковые словари, их структуру.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться словарями в исследовательской и проектной деятельности, при подготовке к урокам;
- производить анализ художественных текстов, видеть и обосновывать их эстетическую функцию, отличать ее от практических функций языковых стилей, анализировать индивидуальный стиль писателя (манера письма, художественные приемы, средства выразительности);
- делать по плану сообщение о звуках речи, об особенностях произношения гласных согласных звуков; из вариантов ударения выбрать правильный, соотносить звук и букву на письме, выразительно читать тексты, оценивать свою и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм, производить элементарный звуковой анализ текста, использовать алфавит в практической деятельности;
- опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий;
- толковать лексическое значение слов известными способами, использовать морфемный и словообразовательный анализ слов для правильного правописания, производить синонимическую замену слов, употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы;
- распознавать изученные части речи на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли; использовать в речи, соблюдая нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий;
- обнаруживать орфограммы, группировать их, объяснять их правописание в виде рассуждения (устно), письменно объяснять с помощью графических символов; правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций, определяя функцию знаков препинания в предложении;
- воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты, при создании сочинения интерпретировать основную мысль исходного текста, выражать отношение к затронутой проблеме, разделяя позицию автора или не соглашаясь с ним, приводить свои аргументы и примеры из жизненного опыта.
Основные термины по разделу: словари лингвистические и нелингвистические, язык художественной литературы, звуки русского языка и их классификация, орфоэпические нормы письма, морфемы, основные способы словообразования, морфемно-словообразовательный анализ, орфограмма, пунктуация.
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
планируемая | фактическая | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Введение. Общие сведения о языке | 1 ч. | ||||
1.1 | Международное значение русского языка. | Урок усвоения знаний. | 1 ч. | Анализ текстов о языке. Составление таблицы «Разнообразие лексического состава русского языка». | ||
2. | Повторение изученного в V – VIII классах | 10 ч. | ||||
2.1 | Р/Р Устная и письменная речь. Монолог и диалог. | Урок развития речи. | 1 ч. | Устное монологическое высказывание на тему «»Значение Интернета для российского образования». Написание письма другу, используя памятку упражнения. | ||
2.2 | Р/Р Стили языка. | Урок развития речи. | 1 ч. | Составить план учебной статьи. Анализ статьи журнала (газеты): выявить языковые средства публицистического стиля. | ||
2.3 | Простое предложение и его грамматическая основа. | Повторительно-обобщающий урок. | 1 ч. | Объяснительный диктант. | ||
2.4 | Стартовый контрольный диктант. | Урок контроля. | 1 ч. | Диктант с грамматическим заданием. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2.5 | Анализ стартового контрольного диктанта. | Урок коррекции знаний. | 1 ч. | Работа над ошибками. | ||
2.6 | Предложения с обособленными членами. | Повторительно-обобщающий урок. | 1 ч. | Комментированное письмо. | ||
2.7 | Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями. | Повторительно-обобщающий урок. | 1 ч. | Диктант «Проверяю себя». | ||
2.8 | Р/Р Изложение с продолжением. | Урок развития речи. | 1 ч. | Подготовка к изложению. | ||
2.9 | Р/Р Изложение с продолжением (упр.40, с 22). | Урок развития речи. | 1 ч. | Написание изложения. | ||
2.10 | Контрольная работа «Повторение изученного в V – VIII классах». | Урок контроля. | 1 ч. | Тест. | ||
3. | Сложное предложение. Культура речи | 45 ч. | ||||
3.1 | Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса. | Повторительно-обобщающий урок. | 1 ч. | Составление таблицы «Основные виды сложных предложений». | ||
3.2 | Союзные и бессоюзные сложные предложения. | Урок усвоения знаний. | 1 ч. | Конструирование предложений по схемам. | ||
3.3 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. | Урок закрепления изученного. | 1 ч. | Синтаксический, пунктуационный разбор предложений. | ||
Сложносочинённые предложения | 8 ч. | |||||
3.4 | Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях. | Урок усвоения нового материала. | 1 ч. | Тестирование. | ||
3.5 | Средства связи частей сложносочинённого предложения, основные группы ССП по значению и союзам (ССП с соединительными, разделительными, | Урок усвоения новых знаний. | 1 ч. | Составление таблицы «Группы сложносочинённых предложений». | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
противительными союзами). | ||||||
3.6 | Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом. | Урок закрепления изученного. | 1 ч. | Синтаксический, пунктуационный разбор. | ||
3.7 | Р/Р Сочинение по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце». | Урок развития речи. | 1 ч. | Подготовка к сочинению по картине. | ||
3.8 | Р/Р Сочинение по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце». | Урок развития речи. | 1 ч. | Написание сочинения по картине. | ||
3.9 | Синтаксический и пунктуационный разборы сложносочинённого предложения. Знаки препинания в ССП. | Повторительно-обобщающий урок. | 1 ч. | Осложнённое списывание. | ||
3.10 | Контрольный диктант по теме «Сложносочинённые предложения». | Урок контроля. | 1 ч. | Диктант с грамматическим заданием. | ||
3.11 | Анализ контрольного диктанта. | Урок коррекции знаний. | 1 ч. | Работа над ошибками. | ||
Сложноподчинённые предложения | 22 ч. | |||||
3.12 | Понятие о сложноподчинённом предложении. СПП, его грамматические признаки. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | Урок усвоения новых знаний. | 1 ч. | Составление схемы сложноподчинённых предложений. | ||
3.13 | Р/Р Изложение с элементами сочинения. | Урок развития речи. | 1 ч. | Подготовка к изложению с элементами сочинения-рассуждения. | ||
3.14 | Р/Р Изложение с элементами сочинения. | Урок развития речи. | 1 ч. | Написание изложения с элементами сочинения-рассуждения. | ||
3.15 | Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. | Урок усвоения нового | 1 ч. | Конструирование СПП. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
материала.
| ||||||
3.16 | Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. | Урок закрепления изученного.
| 1 ч. | Синтаксический и пунктуационный разборы. | ||
3.17 | Р/Р Сочинение-отзыв о картине И.Тихого «Аисты». | Урок развития речи.
| 1 ч. | Работа с образцами. Составление чернового варианта. | ||
3.18 | Основные группы сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. | Урок усвоения новых знаний. | 1 ч. | Синонимичная замена СПП с придаточным определительным на простые с обособленным определением. Составление схем предложений. | ||
3.19 | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными (продолжение). | Урок закрепления изученного. | 1 ч. | Осложнённое списывание. | ||
3.20 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. | Урок усвоения новых знаний. | 1 ч. | Конструирование предложений по схемам. | ||
3.21 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными (продолжение). | Урок закрепления изученного.
| 1 ч. | Осложнённое списывание. | ||
3.22 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места. | Урок усвоения нового материала. | 1 ч. | Объяснительный диктант. | ||
3.23 | Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места (продолжение). | Урок закрепления изученного.
| 1 ч. | Подготовить устное сообщение «Специфика придаточных места и | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
времени и их отличие от придаточных определительных». | ||||||
3.24 | Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, следствия, условия. | Урок закрепления изученного.
| 1 ч. | Синтаксический, пунктуационный разбор. Включить условные конструкции в рассуждение на заданную тему. | ||
3.25 | Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки, цели. | Урок закрепления изученного.
| 1 ч. | Конструирование предложений. | ||
3.26 | Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. | Урок закрепления изученного.
| 1 ч. | Схематический диктант. Конструирование предложений. | ||
3.27 | Различные способы выражения сравнения. | Повторительно-обобщающий урок.
| 1 ч. | Творческое списывание. | ||
3.28 | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. | Урок закрепления изученного. | 1 ч. | Объяснительный диктант. | ||
3.29 | Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчинённого предложения. | Повторительно-обобщающий урок.
| 1 ч. | Взаимодиктант. Синтаксический и пунктуационный разборы. | ||
3.30 | Систематизация и обобщение изученного материала по теме «Сложноподчинённые предложения». | Повторительно-обобщающий урок. | 1 ч. | Осложнённое списывание. | ||
3.31 | Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённые предложения». | Урок контроля.
| 1 ч. | Диктант с грамматическим заданием. | ||
3.32 | Анализ контрольного диктанта. | Урок коррекции | 1 ч. | Работа над ошибками. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
знаний.
| ||||||
3.33 | Р/Р Подготовка к сочинению на тему «Что такое подвиг?» | Урок развития речи. | 1 ч. | Написание домашнего сочинения. | ||
Бессоюзные сложные предложения | 12 ч. | |||||
3.34 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП. | Урок усвоения нового материала.
| 1 ч. | Составление предложений по схемам. | ||
3.35 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | Урок усвоения нового материала.
| 1 ч. | Осложнённое списывание. | ||
3.36 | Р/Р Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему. | Урок развития речи. | 1 ч. | Подготовка к изложению с элементами сочинения. | ||
3.37 | Р/Р Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему. | Урок развития речи.
| 1 ч. | Написание изложения с элементами сочинения. | ||
3.38 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | Урок усвоения новых знаний.
| 1 ч. | Комментированное письмо. | ||
3.39 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. | Урок усвоения новых знаний.
| 1 ч. | Конструирование предложений. | ||
3.40 | Р/Р Сочинение по картине Н.М. Ромадина «Село Хмелёвка». | Урок развития речи. | 1 ч. | Подготовка к сочинению по картине. | ||
3.41 | Р/Р Сочинение по картине Н.М. Ромадина «Село Хмелёвка». | Урок развития речи.
| 1 ч. | Написание сочинения по картине. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
3.42 | Синтаксический и пунктуационный разборы бессоюзного сложного предложения. | Повторительно-обобщающий урок.
| 1 ч. | Взаимодиктант. Синтаксический и пунктуационный разборы. | ||
3.43 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение». | Повторительно-обобщающий урок. | 1 ч. | Диктант «Проверяю себя». | ||
3.44 | Контрольный диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение». | Урок контроля.
| 1 ч. | Диктант с грамматическим заданием. | ||
3.45 | Анализ контрольного диктанта. | Урок коррекции знаний.
| 1 ч. | Работа над ошибками. | ||
4. | Сложные предложения с различными видами связи | 4 ч. | ||||
4.1 | Сложные предложения с различными видами связи. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. | Урок усвоения нового материала. | 1 ч. | Составление предложений по схемам. Составление схем. | ||
4.2 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | Урок закрепления изученного.
| 1 ч. | Творческий диктант. | ||
4.3 | Синтаксический и пунктуационный разборы сложного предложения с различными видами связи. | Повторительно-обобщающий урок.
| 1 ч. | Предупредительный диктант. | ||
4.4 | Р/Р Публичная речь. | Урок развития речи.
| 1 ч. | Работа с текстом. | ||
5. | Повторение и систематизация изученного в V – IX классах | 8 ч. | ||||
5.1 | Общие сведения о языке. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и | Повторительно-обобщающий | 1 ч. | Сопоставительный анализ словарей. Игра «Загадай слово» с | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
нелингвистические. | урок.
| использованием толкового словаря. | ||||
5.2 | Язык художественной литературы. | Повторительно-обобщающий урок. | 1 ч. | Анализ текстов.
| ||
5.3 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. | Повторительно-обобщающий урок. | 1 ч. | Зачёт. | ||
5.4 | Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. | Повторительно-обобщающий урок.
| 1 ч. | Комплексный анализ текста. | ||
5.5 | Морфология и орфография. | Повторительно-обобщающий урок.
| 1 ч. | Объяснительный диктант. | ||
5.6 | Синтаксис. Орфография и пунктуация. | Повторительно-обобщающий урок.
| 1 ч. | Устное сообщение «Что общего и в чём разница между простым и сложным предложением?» | ||
5.7 | Итоговый контрольный диктант. | Урок контроля.
| 1 ч. | Диктант с грамматическим заданием. | ||
5.8 | Анализ итогового контрольного диктанта. | Урок коррекции знаний.
| 1 ч. | Работа над ошибками. | ||
Итого: | 68 ч. | |||||
Уроки теории - 47 часов | ||||||
Уроки развития речи - 15 часов | ||||||
Уроки контроля - 6 часов | ||||||
Год - 68 часов | ||||||
В неделю – 2 часа | ||||||
(на 34 недели) |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА
- Таблицы по основным темам курса русского языка.
- Интернет ресурсы.
- Цифровые образовательные ресурсы.
- Контрольно-измерительные материалы «Русский язык. 9 класс».
- Словари (по всем разделам русского языка), справочники.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА
Для полного усвоения курса необходимо следующее учебно-методическое обеспечение:
учебник:
Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. Русский язык: учебник для учащихся 9 класса для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 2009.
методические пособия для учителя:
- Рабочая программа по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. 5 – 9 классы. Авторы программы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: «Планета», 2010.
- Н.В. Егорова, В.Н. Горшкова. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. – М.: ВАКО, 2012.
- Л.А. Жердяева. Русский язык. 9 класс. Карточки-задания: Синтаксис, пунктуация. – Новосибирск: Сиб. Университетское изд-во. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
- М.П. Книгина. Русский язык. 9 класс. Тесты: в 2 ч. – Саратов: Лицей, 2012.
- Г.П. Попова. Русский язык. 5-11 классы: диктанты. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. Русский язык. 9 класс. – М.: Просвещение, 2009.
- М.П. Книгина. Русский язык. 9 класс. Тесты: в 2 ч. – Саратов: Лицей, 2012.
- Словари (по всем разделам русского языка), справочники.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по русскому языку.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http:|| school – collection.edu.ru|
2. http:|| www. school.edu.ru
3. http:|| www. edu.ru
4. http:|| www. gramota.ru
5. http:|| www. ruscorpora.ru
6. http:|| www. fio.ru
7. http:|| www. slovari.ru|
8. http:|| www. alleng.ru|edu|ruslang1.htm
9. http:|| www.rm.kirov.ru|
10. http:||www.future4you.ru
11. http:|| suhin.narod.ru|
12. http:|| pyat-pyat.ru|
13. http:|| www. kros.ru|
14. http:|| foxworld.ucoz.ru|
15. http:|| www. nic-snail.ru|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...