разработка урока русского языка "Буквы и-ы после ц"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Класс 6
Предмет русский язык
Тема Буквы и-ы после ц
Цели:
- Предметные
- познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»
- формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы
- развивать орфографическую зоркость
2. Метапредметные
- формировать умение находить информацию в тексте
- учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов
- учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде
3. Личностные
- Строить отношения с людьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvy_y-i_posle_ts.docx | 23.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс 6
Предмет русский язык
Тема Буквы и-ы после ц
Цели:
- Предметные
- познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»
- формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы
- развивать орфографическую зоркость
2. Метапредметные
- формировать умение находить информацию в тексте
- учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов
- учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде
3. Личностные
- Строить отношения с людьми
Ход урока
- Организационный момент
- Основная часть
- Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.
Орфографическая пятиминутка с последующей самопроверкой (Слайд № 1)
- Вставить пропущенные буквы и графически обозначить условия выбора орфограммы.
Собач.нка, доч.нька, свеч.й. туч.й, полотенц.м, храбрец.в, дом.ка, сыноч.к, каменщ.к, летч.к, в деревн.., из деревн., в лекци., (под) крыльц.м, (под) ворота, (под) воротня, ш.л, ч.рный, ш.в, крыж.вник, ш.колад, ш.мпол.
Слайд №2 (Самопроверка)
Собачонка, доченька, свечой, тучей, полотенцем, храбрецов, домика, сыночек, каменщик, летчик, в деревне., из деревни, в лекции, под крыльцом, под ворота, подворотня, шел, черный, шов, крыжовник, шоколад, шомпол.
- Вспомните и расскажите, от чего зависит выбор этих орфограмм.
- Создание проблемной ситуации
Запись на доске
Ц.ркуль, ц.ганка, энц.клопедия, гостинц., Синиц.на, станц.я, ц.пленок.
- Вставьте пропущенные буквы
- Почему у всех получилось по-разному?
- Что влияет на правописание?
(Ответы учеников)
Ошибки исправляются красным мелом, но не комментируются.
Работа с учебником, стр.44
Циркуль, цыганка, энциклопедия, гостинцы, Синицына, станция, цыпленок.
- Что у них общего? А в чем различие?
- Что удивило? Как думали сначала, а как на самом деле?
- Что предстоит выяснить, узнать?
- Сравните свою формулировку с предложенной на стр.219.
Предполагаемый ответ: «В каких случаях после ц пишется и, а в каких – ы?»
- Сформулируйте тему урока.
(Слайд №3)
- Актуализация проблемы
- Что мы уже знаем по этой проблеме? (Мозговой штурм)
Материал для наблюдения, упр. 72
- Прочитайте столбики слов
цирк птицын птицы
акация сестрицын белолицый
Исключения:
Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»
- Какой гласный звук слышится после Ц?
- Какими буквами обозначается на письме?
- Проанализируйте графическое обозначение условий выбора букв ы-и после Ц и сформулируй правило самостоятельно
- Назови опознавательный признак орфограммы - буквы гласного
Физкультминутка
- Поиск решения
Работа в парах
- Обдумайте и сформулируйте свое правило
- Сравним ваши выводы с материалом учебника, стр. 45
- Составьте схему применения правила
В результате совместной работы приходим к общему выводу
(Слайд № 4)
Буквы и-ы после ц
и ы
в корне существительных, в окончаниях и суффиксах
в словах на -ция существительных и
цифра прилагательных
цикл ножницы
трапеция страницы
краснолицый
сестрицын
Но! Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»
- Применение нового
- Упр. 74. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы и графически обозначая условия выбора изучаемой орфограммы. Составьте предложения с любыми словосочетаниями из данных.
- Словарная работа. (Слайд №5)
Слова инициалы, аттракцион, полиция, полицейский, милиция, милиционер, нарцисс, палисадник записать в тетрадь, обратить внимание на правописание и ударение. Проговаривание хором.
Найдите в Толковом словаре лексическое значение слов инициалы, аттракцион, палисадник.
- Упр.77. Прочитайте, озаглавьте текст, спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните условия выбора орфограмм.
- Сделайте вывод, какие ключевые слова темы были использованы на уроке.
(Слайд № 6)
Буквенная орфограмма
Орфограмма-буква гласного
Положение после ц
- Домашнее задание (дифференцированное)
Упр.73, составить словосочетания со словами в рамке.
Упр.75.
Упр.76
- Итоги урока.
Объявляются и комментируются оценки.
Рефлексия (Слайд №8)
- Сегодня я узнал…
- Было трудно…
- Я понял, что…
- У меня получилось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка для 5 класса по теме: "Буквы И-Ы после Ц"
Урок русского языка для 5 класса.Тема: «Буквы И-Ы после Ц» Образовательные цели: опираясь на фонетические, традиционные, этимологические, словообразовательные законы русского правопи...
Методическая разработка урока русского языка "Тема Буквы и-ы после ц"
Класс 6Предмет русский языкТема Буквы и-ы после цЦели:Предметные- познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»- формировать умение применять орфограмму в зависимос...
Разработка урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Разработка урока по русскому языку на тему:«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».Разработка урока предполагает изучение материала по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце ...
Разработка урока "Правописание Ы и И после приставок на согласную букву".
Урок разработан с учетом требования ФГОС....
Разработка урока "Правописание И и Ы после приставок" 5 класс
Конспект урока по русскому языку "Правописание И и Ы после приставок"...
Разработка урока по теме "Буква Ь после шипящих. Правописание сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ".
Разработка для проведения урока- практикума на закрепление изученного материала...
Разработка урока по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий", 7 класс
Цель урока: познакомить учащихся с орфограммой "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"...