Методическая разработка урока русского языка "Тема Буквы и-ы после ц"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Педенко Людмила Александровна

 

Класс  6

Предмет  русский язык

Тема  Буквы и-ы после ц

Цели:

  1. Предметные

- познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»

- формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы

- развивать орфографическую зоркость

   2.  Метапредметные

           -  формировать умение  находить информацию в тексте

           -  учить анализировать, сравнивать  и обобщать на основе фактов

          -  учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде

  3.   Личностные

    -   Строить отношения с людьми

 

                                                    Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Основная часть
  1. Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_y-i_posle_ts.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Класс  6

Предмет  русский язык

Тема  Буквы и-ы после ц

Цели:

  1. Предметные

- познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»

- формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы

- развивать орфографическую зоркость

   2.  Метапредметные

           -  формировать умение  находить информацию в тексте

           -  учить анализировать, сравнивать  и обобщать на основе фактов

          -  учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде

  3.   Личностные

    -   Строить отношения с людьми

           Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Основная часть
  1. Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

Орфографическая пятиминутка с последующей  самопроверкой (Слайд № 1)

  • Вставить пропущенные буквы и графически обозначить условия выбора орфограммы.

Собач.нка, доч.нька, свеч.й. туч.й, полотенц.м, храбрец.в, дом.ка, сыноч.к, каменщ.к, летч.к, в деревн.., из деревн., в лекци.,  (под) крыльц.м, (под) ворота, (под) воротня, ш.л, ч.рный, ш.в, крыж.вник, ш.колад, ш.мпол.

Слайд №2 (Самопроверка)

Собачонка, доченька, свечой,  тучей, полотенцем, храбрецов, домика, сыночек, каменщик, летчик, в деревне., из деревни, в лекции,  под крыльцом, под ворота, подворотня, шел, черный, шов, крыжовник, шоколад, шомпол.

  • Вспомните и расскажите, от чего зависит выбор этих орфограмм.
  1. Создание проблемной ситуации

Запись на доске

Ц.ркуль, ц.ганка, энц.клопедия, гостинц., Синиц.на, станц.я, ц.пленок.

  • Вставьте пропущенные буквы
  • Почему у всех получилось по-разному?
  • Что влияет на правописание?

        (Ответы учеников)

        Ошибки исправляются красным мелом, но не комментируются.

Работа с учебником, стр.44

Циркуль, цыганка, энциклопедия, гостинцы, Синицына, станция, цыпленок.

  • Что у них общего? А в чем различие?
  • Что удивило? Как думали сначала, а как на самом деле?
  • Что предстоит выяснить, узнать?
  •   Сравните свою формулировку с предложенной на стр.219.

Предполагаемый ответ: «В каких случаях после ц пишется и, а в каких – ы?»

  • Сформулируйте тему урока.

(Слайд №3)

  1. Актуализация проблемы
  • Что мы уже знаем по этой проблеме? (Мозговой штурм)

Материал для наблюдения, упр. 72

  • Прочитайте столбики слов

цирк        птицын        птицы

акация                        сестрицын        белолицый

Исключения:

Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»

  • Какой гласный звук слышится после Ц?
  • Какими буквами обозначается на письме?
  • Проанализируйте графическое обозначение условий выбора  букв ы-и после Ц и сформулируй правило самостоятельно
  • Назови опознавательный признак орфограммы - буквы гласного

Физкультминутка

  1. Поиск решения

Работа в парах

  • Обдумайте и сформулируйте свое правило
  • Сравним  ваши выводы с материалом учебника, стр. 45
  • Составьте схему применения правила

В результате совместной работы приходим к общему выводу

(Слайд № 4)

                  Буквы и-ы после ц

и                        ы

в корне существительных,         в окончаниях  и суффиксах

в словах на  -ция        существительных и

цифра        прилагательных

цикл                                                                     ножницы

трапеция                                                            страницы

                                                                             краснолицый

                                                                             сестрицын

Но! Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»

  1. Применение нового
  • Упр. 74.  Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы и графически обозначая условия выбора изучаемой орфограммы. Составьте предложения с любыми словосочетаниями из данных.
  • Словарная работа. (Слайд №5)

Слова инициалы, аттракцион, полиция, полицейский, милиция, милиционер, нарцисс, палисадник  записать в тетрадь, обратить внимание на правописание и ударение.  Проговаривание  хором.

Найдите в Толковом словаре  лексическое значение слов инициалы, аттракцион, палисадник.

  • Упр.77. Прочитайте, озаглавьте текст, спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните условия выбора орфограмм.
  • Сделайте вывод, какие ключевые слова темы были использованы на уроке.

(Слайд № 6)

           Буквенная орфограмма

                             Орфограмма-буква гласного

                              Положение после ц

  1.  Домашнее задание  (дифференцированное)

                        (Слайд №7)

Упр.73, составить словосочетания со словами в рамке.

Упр.75.

Упр.76

  1. Итоги урока.

Объявляются и комментируются оценки.

Рефлексия (Слайд №8)

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • У меня получилось…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Разработка урока по русскому языку на тему:«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».Разработка урока предполагает изучение материала по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце ...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"

Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок  рассчитан на 1 академический час. Данный...

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка"

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе  по теме "Международное значение русского языка"...