Разработка урока "Правописание И и Ы после приставок" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку "Правописание И и Ы после приставок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_pravopisanie_i_i_y_posle_pristavok.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Правописание Ы и И после приставок»

Ход урока:

1.Организационный момент:

Прозвенел звонок для нас.

Все вошли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво (здороваются).

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда,

Так начнем урок, друзья!

2.Актуализация II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося:

 Выпишите слова с пропущенными орфограммами, разделяя их 2 две группы.

   Поднимается со?нце, и его лучи осв…щают д…лекие п…ля и кусты возле осин…вого леса. Я предпол…гал с…брать   …десь много яго… Они тут ра…сыпались ж…лто-красным к…вром. Мне осталось под…скать подходящую посуду.

Учитель: Оцените работу соседа по парте

                  По каким признакам распределяли слова?

Ученики: (По специальному правилу и по сильной позиции)

По спец.правилу                                                            По сильной позиции

Предполагал                                                                            солнышко

Жёлто-красным                                                                      освещают

Рассыпались                                                                            

  Посуду                                                                                      далекие

                                                                                                     осинового

                                                                                                     ковром

 III. Проблемное объяснение нового знания:

Учитель: А в какую  группу вы отнесли слово ПОДЫСКАТЬ?

(По сильной позиции= ИЩЕТ)

Учитель: Хорошо, но как быть со словом разЫскивать? На него тоже падает ударение?

- Как думаете, какова тема урока? (Записать тему урока)

- Какова главная цель урока?( Понять, когда пишем Ы или И после приставок)

- Какова задача урока?( Научиться это делать)

Учитель: Проанализируйте такие пары слов:

Заигрывать – подыгрывать

Выигрывать – разыгрывать

Какую закономерность вы увидели? Какой вывод можно сделать?

Сказать об исключениях  МЕЖ,  СВЕРХ,    ВЗИМАТЬ

Зафиксировать правило в схеме

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию.

  1. Лексическая работа со слайдами:
  • Человек, который занимается розыском пропавших людей или вещей –СЫЩИК; 
  • Проводить осмотр, чтобы найти что- либо- ОБЫСКАТЬ
  • Подшутить над кем-то – РАЗЫГРАТЬ
  • Находящийся непосредственно перед кем-либо или чем- либо –ПРЕДЫДУЩИЙ

2) Давайте найдем слова с этой орфограммой и объясним ее правописание

Роз...ск, с…щик, пере…зданный, за…нтриговать, по...ск, об…ск, с…гранный, небез…звестный

3) У вас на столах листы со  словосочетаниями. (Приложение 1) Вова Бутузов, увидев эти листы,  сказал:

-  Что-то плохо пятиклассники разобрались в этой орфограмме, вон сколько ошибок наделали…

- Ну, нет, не могут все в классе быть такими невнимательными. Видимо тут есть какая-то закономерность, - задумчиво сказала Настя Кувшинчикова . - Вот только какая?

  Разыгралась метель,  отыскать клад, безымянный палец, обыграть в шашки, сыграть в футбол, дезинфекция помещений, дезориентация в пространстве, межигровой, межинститутский, подытожить заседание, сверхинтересный рассказ, небезызвестный автор, изысканный явкус, происки злодеев, приучать сызмала, суперинтересный фильм, предынфарктное состояние, долгая контригра.

   Задание: Выпишите слова, которые противоречат нашему выводу:

(Дезинфекция, дезориентация, суперинтересный, контригра)

 Учитель: Какую закономерность увидели вы? (Иноязычные)

4)Дайте толкование приставок (приложение 2):

 1ряд.  Вражеское наступление было запланировано на рассвете. Ночное контрнаступление наших войск было для них полной неожиданностью.

2ряд. Инфекция в местах большого скопления народа распространяется молниеносно. Поэтому дезинфекция в помещениях во время эпидемии должна проводиться особенно тщательно.

3ряд.  Супергероем нашего времени должен быть не только сильный и выносливый, но и умный и высокообразованный человек.

К слайду о приставках

  • контр-   лат. ПРОТИВ (контрудар,   контрразведка)
  • суб- лат. ПОД (субарктический) 
  •  транс- лат. ПОД (субарктический) 
  • пан-  лат. ВСЁ (пандемия гриппа)
  • дез- лат. ОБРАТНО, ПРОТИВ (дезинфекция, дезориентация)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

1.Попробуйте построить схему или модель правила, которое мы изучили. (Приложение 3)

  1. В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы?

А)  под…грать, пред…стория, пред…дущий

Б)  по…грать, под…скать, без…нтересный

В)  сверх…нтересный, дез…информация, не….звестный

Г)  роз…ск, небез…звестный, на…игранный

  1. В каком ряду  во всех словах после приставки пишется буква И ?

А)  с…грать, пере…грать, про…грать

Б)  контр…гра, сверх…нтерес, дез…нфекция

В)  до…грать, без…нтересно, от…граться

Г)  до…сторический, пред…дущий, пред…стория

Приложение 1

Задание 1.

 Вова Бутузов, увидев эти словосочетания,  сказал:

-  Что-то плохо пятиклассники разобрались в этой орфограмме, вон сколько ошибок наделали…

- Ну, нет, не могут все в классе быть такими невнимательными. Видимо тут есть какая-то закономерность, - задумчиво сказала Настя Кувшинчикова . - Вот только какая?

  Разыгралась метель,  отыскать клад, безымянный палец, обыграть в шашки, сыграть в футбол, дезинфекция помещений, дезориентация в пространстве, межигровой, межинститутский,  подытожить заседание, сверхинтересный рассказ,  небезызвестный автор, изысканный вкус,  происки злодеев,  приучать сызмала, суперинтересный фильм, предынфарктное состояние, долгая контригра.

Приложение 2

Задание 2. Дайте толкование выделенной приставке.

1ряд.  Вражеское наступление было запланировано на рассвете. Ночное контрнаступление наших войск было для них полной неожиданностью.

2ряд. Инфекция в местах большого скопления народа распространяется молниеносно. Поэтому дезинфекция в помещениях во время эпидемии должна проводиться особенно тщательно.

3ряд.  Супергероем нашего времени должен быть не только сильный и выносливый, но и умный и высокообразованный человек.

Ы и И после приставок

  • контр-   лат. ПРОТИВ (контрудар,   контрразведка)
  • суб-  лат. ПОД- (субарктический) 
  •  транс- лат. ПОД (субарктический) 
  • пан-  лат. ВСЁ (пандемия гриппа)
  • дез- лат. ОБРАТНО, ПРОТИВ (дезинфекция, дезориентация)

Приложение 3

Правописание гласных (-Ы, -И-) после приставок, оканчивающихся на согласный.

1. Выделить приставку в слове

http://festival.1september.ru/articles/522209/img8.gif

2. Определить, какой по происхождению она является

http://festival.1september.ru/articles/522209/img7.gif

Запомни: взимать произносится и пишется с - И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Куда же пойти учиться после 9 класса?

Статья обращена родителям девятиклассников. Советы учащимся, куда пойти после 9 класа. Статья была опубликована в школьной газете "Перемены"...

Рабочая программа по английскому языку для 1 курса (после 9 класса) для медицинских училищ (2010-2011 учебный год)

Данная рабочая программа по предмету "Английский язык" была составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 060109 на ...

Технологические карты занятий по предмету "Английский язык", 1 курс (после 9 класса), 1 полугодие

Данные технологические карты занятий по предмету "Английский язык", являются приложением к Рабочей программе по английскому языку для студентов 1 курса медицинского училища № 13 по специальности 06010...

КИМ по математике после 10 класса (без материала 11 класса)

Эти КИМ-ы можно использовать в качестве экзамена по математике после 10 класса. Структура КИМ-ов не нарушена, соответствует структуре ЕГЭ.Задачи, содержащие материал 11 класса, заменены равноценными д...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему "После бала " - Л. Н. Толстой с применением ИКТ и личностно - ориентированного взаимодействия

продолжить знакомство с произведением Л. Н. Толстого «После бала»;формировать навыки осознанного, беглого чтения;формировать умение анализировать текст.развитие речи посредством изучения н...

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме "Буквы и-ы после ц"

Данная разработка предполагает изучение материала на первом уроке в теме.  Цель занятия: освоение учащимися правила «Гласные И-Ы после Ц»; вырабатывание умения обосновывать выбор букв...

Методическая разработка по истории России для учащихся 8 класса на тему: «Борьба за власть после смерти царя Федора Алексеевича. Царевна Софья».

В материале дана информация о сложном в жизни Российского государства периоде, когда умер царь Федор Алексеевич, не оставив наследников. Раскрывается роль стрельцов и сестры Петра 1 и Ивана У царевны ...