Разработка урока "Правописание И и Ы после приставок" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку "Правописание И и Ы после приставок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_pravopisanie_i_i_y_posle_pristavok.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема « Правописание Ы и И после приставок»
Ход урока:
1.Организационный момент:
Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво (здороваются).
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда,
Так начнем урок, друзья!
2.Актуализация II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося:
Выпишите слова с пропущенными орфограммами, разделяя их 2 две группы.
Поднимается со?нце, и его лучи осв…щают д…лекие п…ля и кусты возле осин…вого леса. Я предпол…гал с…брать …десь много яго… Они тут ра…сыпались ж…лто-красным к…вром. Мне осталось под…скать подходящую посуду.
Учитель: Оцените работу соседа по парте
По каким признакам распределяли слова?
Ученики: (По специальному правилу и по сильной позиции)
По спец.правилу По сильной позиции
Предполагал солнышко
Жёлто-красным освещают
Рассыпались
Посуду далекие
осинового
ковром
III. Проблемное объяснение нового знания:
Учитель: А в какую группу вы отнесли слово ПОДЫСКАТЬ?
(По сильной позиции= ИЩЕТ)
Учитель: Хорошо, но как быть со словом разЫскивать? На него тоже падает ударение?
- Как думаете, какова тема урока? (Записать тему урока)
- Какова главная цель урока?( Понять, когда пишем Ы или И после приставок)
- Какова задача урока?( Научиться это делать)
Учитель: Проанализируйте такие пары слов:
Заигрывать – подыгрывать
Выигрывать – разыгрывать
Какую закономерность вы увидели? Какой вывод можно сделать?
Сказать об исключениях МЕЖ, СВЕРХ, ВЗИМАТЬ
Зафиксировать правило в схеме
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию.
- Лексическая работа со слайдами:
- Человек, который занимается розыском пропавших людей или вещей –СЫЩИК;
- Проводить осмотр, чтобы найти что- либо- ОБЫСКАТЬ
- Подшутить над кем-то – РАЗЫГРАТЬ
- Находящийся непосредственно перед кем-либо или чем- либо –ПРЕДЫДУЩИЙ
2) Давайте найдем слова с этой орфограммой и объясним ее правописание
Роз...ск, с…щик, пере…зданный, за…нтриговать, по...ск, об…ск, с…гранный, небез…звестный
3) У вас на столах листы со словосочетаниями. (Приложение 1) Вова Бутузов, увидев эти листы, сказал:
- Что-то плохо пятиклассники разобрались в этой орфограмме, вон сколько ошибок наделали…
- Ну, нет, не могут все в классе быть такими невнимательными. Видимо тут есть какая-то закономерность, - задумчиво сказала Настя Кувшинчикова . - Вот только какая?
Разыгралась метель, отыскать клад, безымянный палец, обыграть в шашки, сыграть в футбол, дезинфекция помещений, дезориентация в пространстве, межигровой, межинститутский, подытожить заседание, сверхинтересный рассказ, небезызвестный автор, изысканный явкус, происки злодеев, приучать сызмала, суперинтересный фильм, предынфарктное состояние, долгая контригра.
Задание: Выпишите слова, которые противоречат нашему выводу:
(Дезинфекция, дезориентация, суперинтересный, контригра)
Учитель: Какую закономерность увидели вы? (Иноязычные)
4)Дайте толкование приставок (приложение 2):
1ряд. Вражеское наступление было запланировано на рассвете. Ночное контрнаступление наших войск было для них полной неожиданностью.
2ряд. Инфекция в местах большого скопления народа распространяется молниеносно. Поэтому дезинфекция в помещениях во время эпидемии должна проводиться особенно тщательно.
3ряд. Супергероем нашего времени должен быть не только сильный и выносливый, но и умный и высокообразованный человек.
К слайду о приставках
- контр- лат. ПРОТИВ (контрудар, контрразведка)
- суб- лат. ПОД (субарктический)
- транс- лат. ПОД (субарктический)
- пан- лат. ВСЁ (пандемия гриппа)
- дез- лат. ОБРАТНО, ПРОТИВ (дезинфекция, дезориентация)
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
1.Попробуйте построить схему или модель правила, которое мы изучили. (Приложение 3)
- В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы?
А) под…грать, пред…стория, пред…дущий
Б) по…грать, под…скать, без…нтересный
В) сверх…нтересный, дез…информация, не….звестный
Г) роз…ск, небез…звестный, на…игранный
- В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква И ?
А) с…грать, пере…грать, про…грать
Б) контр…гра, сверх…нтерес, дез…нфекция
В) до…грать, без…нтересно, от…граться
Г) до…сторический, пред…дущий, пред…стория
Приложение 1
Задание 1.
Вова Бутузов, увидев эти словосочетания, сказал:
- Что-то плохо пятиклассники разобрались в этой орфограмме, вон сколько ошибок наделали…
- Ну, нет, не могут все в классе быть такими невнимательными. Видимо тут есть какая-то закономерность, - задумчиво сказала Настя Кувшинчикова . - Вот только какая?
Разыгралась метель, отыскать клад, безымянный палец, обыграть в шашки, сыграть в футбол, дезинфекция помещений, дезориентация в пространстве, межигровой, межинститутский, подытожить заседание, сверхинтересный рассказ, небезызвестный автор, изысканный вкус, происки злодеев, приучать сызмала, суперинтересный фильм, предынфарктное состояние, долгая контригра.
Приложение 2
Задание 2. Дайте толкование выделенной приставке.
1ряд. Вражеское наступление было запланировано на рассвете. Ночное контрнаступление наших войск было для них полной неожиданностью.
2ряд. Инфекция в местах большого скопления народа распространяется молниеносно. Поэтому дезинфекция в помещениях во время эпидемии должна проводиться особенно тщательно.
3ряд. Супергероем нашего времени должен быть не только сильный и выносливый, но и умный и высокообразованный человек.
Ы и И после приставок
- контр- лат. ПРОТИВ (контрудар, контрразведка)
- суб- лат. ПОД- (субарктический)
- транс- лат. ПОД (субарктический)
- пан- лат. ВСЁ (пандемия гриппа)
- дез- лат. ОБРАТНО, ПРОТИВ (дезинфекция, дезориентация)
Приложение 3
Правописание гласных (-Ы, -И-) после приставок, оканчивающихся на согласный.
1. Выделить приставку в слове
2. Определить, какой по происхождению она является
Запомни: взимать произносится и пишется с - И
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Куда же пойти учиться после 9 класса?
Статья обращена родителям девятиклассников. Советы учащимся, куда пойти после 9 класа. Статья была опубликована в школьной газете "Перемены"...
Рабочая программа по английскому языку для 1 курса (после 9 класса) для медицинских училищ (2010-2011 учебный год)
Данная рабочая программа по предмету "Английский язык" была составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 060109 на ...
Технологические карты занятий по предмету "Английский язык", 1 курс (после 9 класса), 1 полугодие
Данные технологические карты занятий по предмету "Английский язык", являются приложением к Рабочей программе по английскому языку для студентов 1 курса медицинского училища № 13 по специальности 06010...
КИМ по математике после 10 класса (без материала 11 класса)
Эти КИМ-ы можно использовать в качестве экзамена по математике после 10 класса. Структура КИМ-ов не нарушена, соответствует структуре ЕГЭ.Задачи, содержащие материал 11 класса, заменены равноценными д...
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему "После бала " - Л. Н. Толстой с применением ИКТ и личностно - ориентированного взаимодействия
продолжить знакомство с произведением Л. Н. Толстого «После бала»;формировать навыки осознанного, беглого чтения;формировать умение анализировать текст.развитие речи посредством изучения н...
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме "Буквы и-ы после ц"
Данная разработка предполагает изучение материала на первом уроке в теме. Цель занятия: освоение учащимися правила «Гласные И-Ы после Ц»; вырабатывание умения обосновывать выбор букв...
Методическая разработка по истории России для учащихся 8 класса на тему: «Борьба за власть после смерти царя Федора Алексеевича. Царевна Софья».
В материале дана информация о сложном в жизни Российского государства периоде, когда умер царь Федор Алексеевич, не оставив наследников. Раскрывается роль стрельцов и сестры Петра 1 и Ивана У царевны ...