Рабочая программа по русскому языку в 6 классе по УМК С.И. Львовой
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Беляева Ирина Витальевна

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе по УМК С.И. Львовой включает пояснительную записку, содержание программы, требования к знаниям учащихся, список учебно-методической литературы и календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp-6-russk-lvova.docx46.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

с углублённым изучением отдельных предметов

141190, Московская область, г. Фрязино, ул. Ленина, д.17

Тел. 564-12-32, 564-12-92, код из Москвы и области (496)

 СОГЛАСОВАНО                       СОГЛАСОВАНО                          УТВЕРЖДАЮ

  Заседание ШМО                  Зам. директора по УВР                Директор школы № 2        

    Протокол № ____                        Казикова Е.В.                             Корчагина Н.С. _________________                 __________________                    _________________

«___»_______20__г.               «___»_________20__г.                  «___»_______20__г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

ПО  РУССКОМУ   ЯЗЫКУ

для 6-А класса

БЕЛЯЕВОЙ ИРИНЫ ВИТАЛЬЕВНЫ,

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 2 с УИОП г. Фрязино

Московской области

2013-2014 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание учебного предмета.
  3. Календарно-тематическое планирование.
  4. Практическая часть программы.
  5. Программно-методическое обеспечение.
  6. Обязательные результаты обучения.
  7. Список литературы для учителя.
  8. Список литературы для учащихся.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года, Программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений С.И. Львовой (М.: Мнемозина, 2009) и учебника С.И. Львовой (С.И.Львова, В.В.Львов. Русский язык. 6 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2012) и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Настоящая программа составлена на 175 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.  

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

  • освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка;
  • умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами;
  • интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, духовно-нравственных и эстетических качеств личности.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:

  • обеспечение языкового развития  обучающихся;
  • овладение ими речевой деятельностью.

Главной особенностью программы является  ее направленность на:

  • достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык;
  • осмысление его основных закономерностей;
  • усвоение основ лингвистики и разных видов языкового анализа;
  • развитие абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений;
  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
  • самообразование, речевое самосовершенствование;
  • успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать  и понимать звучащую речь и печатное слово, а также грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения.

Курс отличается:

  • ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико- орфографического материала;
  • усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей;
  • вниманием  к вопросам  истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии.

Программа реализует:

  • идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам;
  • идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы;
  • культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии.

Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.  

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 6 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

 Программа рассчитана на 1 учебный год, 175 часов (5 часов в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

п\п

Разделы  

Кол-во часов

по разделам

1.

Введение. Родной язык

2

2.

Орфография

17

3.

Синтаксис и пунктуация

20

4.

Текстоведение

12

5.

Морфология. Имя существительное

16

6.

Морфология. Имя прилагательное

18

7.

Морфология. Глагол

15

8.

Морфология. Деепричастие

9

9.

Морфология. Причастие

18

10.

Морфология. Имя числительное

18

11.

Морфология. Местоимение

20

12.

Повторение по итогам года. Резервные уроки

10

Итого:

175

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Содержание

Раздел

(часы)

Тема

(часы)

Дата (нед)

1 четверть. Сентябрь.

1

2

3-6

7-9

10-11

12

13

14

15-16

17

18

19

20-22

Введение. Родной язык

Родной язык

Функциональные особенности языка

Орфография

Правописание корней

Правописание приставок

Правописание суффиксов

Правописание окончаний

Употребление О-Ё после шипящих и Ц

Употребление Ъ и Ь

Слитные, дефисные и раздельные написания

РР Изложение

Обобщение изученного, подготовка к контр.работе

Контрольный диктант и его анализ

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание как единица синтаксиса

2

17

20

1

1

4

3

2

1

1

1

2

1

1

1

3

1 н.

2 н.

3 н.

4 н.

5 н.

Октябрь

23-24

25

26-29

30-32

33-35

36-37

38-39

40-41

42

43-45

Предложение как единица синтаксиса

РР Изложение

Простое осложнённое предложение

Сложное предложение и его виды

Предложения с прямой речью

Пунктуация как система правил

Диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» и его анализ

Текстоведение

Текст как единое целое

Простой и сложный план текста

Связь предложений в тексте

12

2

1

4

3

3

2

2

2

1

3

6 н.

7 н.

8 н.

9 н.

2 четверть. Ноябрь

46

47-48

49-50

51

52-53

54

55-57

58-59

60-62

Лексический повтор как средство связи предложений в тексте

Повествование как тип речи. Рассказ

Описание как тип речи

РР Обучающее изложение

Морфология. Имя существительное

Имя существительное как часть речи

РР Подготовка к сочинению по картине В. Серова «Девочка с персиками»

Словообразование имён существительных

Правописание сложных имён существительных

Культура речи. Имя существительное

16

1

2

2

1

2

1

3

2

3

10 н.

11 н.

12 н.

13 н.

Декабрь.

63

64-65

66-67

68

69-70

71

72-74

75-76

77-78

79-80

Имя существительное в словосоч. и предложении

Имя существительное в тексте

Контрольная работа по теме «Имя существительное» и её анализ

Морфология. Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи

Словообразование имён прилагательных

РР Подготовка к сочинению по картине

Г. Мясоедова «Косцы»

Правописание Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных

Правописание сложных имён прилагательных

НЕ с существительными и прилагательными

Культура речи. Имя прилагательное

18

1

2

2

1

2

1

3

2

2

2

14 н.

15 н.

16 н.

Ш четверть. Январь.

81

82-83

84-85

86-87

88-90

91-92

93-94

95

Имя прилагательное в словосоч. и предложении

Имя прилагательное в тексте

РР Контрольная работа. Сочинение по картине

Н. Пластова «Саня Маликов» и его анализ Морфология. Глагол

Глагол как часть речи. Постоянные признаки

Непостоянные морфологические признаки глагола

Словообразование глаголов

Культура речи. Правильное употребление глаголов

Глагол в словосочетании и предложении

15

1

2

2

2

3

2

2

1

17 н.

18 н.

19 н.

Февраль.

96-97

98

99

100

101-102

103-104

105-106

107

108

109

110-112

113-115

Глагол в тексте

Разученный диктант

Деепричастие и причастие как особые формы глаг.

РР Подготовка к сочинению по картине

К. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Морфология. Деепричастие

Морфологические признаки деепричастия

Деепричастный оборот

Деепричастия совершенного/несовершенного вида

Правописание НЕ с деепричастиями

Культура речи. Употребление деепричастий

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

Морфология. Причастие

Морфологические признаки причастия

Причастный оборот

9

18

2

1

1

1

2

2

2

1

1

1

3

3

20 н.

21 н.

22 н.

23 н.

Март.

116-119

120-121

122

123

124-125

126-127

128

129-132

Действительные и страдательные причастия Полные и краткие причастия

Культура речи. Употребление причастий

Деепричастие и причастие в словосочетании и предложении

Деепричастие и причастие в тексте

Контрольный диктант по теме «Глагол и его формы» и его анализ

Морфология. Имя числительное

Общее значение имени числительного и его употребление в речи

Разряды имён числительных

18

4

2

1

1

2

2

1

4

24 н.

25 н.

26 н.

27 н.

1У четверть. Апрель.

133-136

137

138

139

140

141

142

143

144-145

146

147

148

149

150

151-152

153-154

Склонение простых и сложных количественных числительных

Склонение собирательных числительных

Склонение дробных числительных

Склонение составных количественных числительн.

Склонение порядковых числительных

Культура речи. Имя числительное

Имя числительное в предложении

Имя числительное в тексте

Контрольная работа по теме «Имя числительное»

Морфология. Местоимение

Общее значение местоимений и их употребление

Разряды местоимений

Личные местоимения

Возвратное местоимение СЕБЯ

Притяжательные местоимения

Вопросительно-относительные местоимения

Неопределённые местоимения

20

4

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

2

28 н.

29 н.

30 н.

31 н.

Май.

155-156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167-170

171-172

173-175

Отрицательные местоимения

Указательные местоимения

Определительные местоимения

Культура речи. Правильное употребление местоим.

Местоимение в словосочетании и предложении

Местоимение в тексте

РР Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

Повторение и обобщение по теме «Местоимение»

Письменный зачёт по теме «Местоимение»

Анализ контрольной работы

Повторение по итогам года. Резервные уроки

Слово как основная единица языка

Правописание: орфография и пунктуация

Итоговая контрольная работа и её анализ

Резервные уроки

9

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

2

3

32 н.

33 н.

34 н.

35 н.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

Выполнение практической части  по русскому языку в программе соответствует нормам:

Класс

Количество часов

Развитие речи

Контрольные диктанты

Контрольные сочинения

175

8

8

2

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных  учреждений под ред. С.И. Львовой / М., «Мнемозина», 2009;
  • «Русский язык. 6 класс» В 3-х частях. С.И. Львова, В.В. Львов / М., «Мнемозина», 2012;

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Аудирование. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; определять и формулировать основную мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план.

Чтение. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания; дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста; прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации); выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.

Говорение. Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения; подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения.

Письмо. Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных стилей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.

Текстоведение. Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста; определять вид связи (цепная, параллельная) и средства связи предложений в тексте (местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и др.); устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.

Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.

Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели; выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные, цепочки слов; давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов; пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов.

Лексикология и фразеология. Пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. Употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение слов и фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации; пользоваться различными видами словарей (синонимов антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.); анализировать примеры использования слов в переносном значении; проводить лексический разбор слова.

Морфология. Указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.

Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем; свободно пользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемного письма.

Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме; анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи); определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи. Правильно применять изученные пунктуационные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять при помощи диктантов (предупредительного, объяснительного, выборочного, графического, творческого, свободного, «Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями, зачётов, тестов, комплексного анализа текста, сочинений по началу, заданному плану, иллюстрации, кадру.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  • Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 кл. / Г. А. Богданова. – М, «Просвещение», 2005.
  • Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2005.
  • Васильевых И.П. Уроки русского языка. 6 класс: пособие для учителя / под ред. С.И. Львовой / М.: Мнемозина, 2011
  • Загадки-шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях. Авт.-сост. М.П. Филипченко / Волгоград: Учитель, 2007
  • Козлова Р.П., Чеснокова Н.В.  Тесты по русскому языку: 5-7 классы. – М.: ВАКО, 2009
  • Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя / М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  • Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 6 класс. /В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, А.О.Татур. – М.: «Интеллект-Центр», 2009
  • Бажанова И.А. Учимся читать, слушать, говорить, писать: рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс. В 2 ч. Под ред. С.И. Львовой / М.: Мнемозина, 2010
  • Львова С.И. Практикум по русскому языку. 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С.И.Львова. – М.: Просвещение, 2010
  • Львова С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника. М.: Мнемозина, 2004
  • Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2008
  • Прохватилина Л.В. Проверь себя. 6 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений./ Л.В.Прохватилина, под ред. С.И.Львовой. – М.: Мнемозина, 2011
  • Черепанова Л.А. Дневник достижений учащегося по русскому языку. 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. Под ред. С.И. Львовой / М.: Мнемозина, 2011

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 6 класс (автор учебника: С.И. Львова)

Рабочая программа по русскому языку (6 класс) составлена на основе авторской программы С.И. Львовой «Программа  по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-11 классы)» - М: «Мне...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (автор учебника: С.И. Львова)

Рабочая программа по русскому языку (7 класс) составлена на основе авторской программы С.И. Львовой «Программа  по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-11 классы)» - М: «Мне...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебнику С.И. Львовой и В.В.Львова

Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебнику С.И. Львовой и В.В.Львова...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс к учебнику С.И.Львова

Рабочая программа по русскому языку 7 класс к учебнику С.И. Львовой рассчитана на 170 часов...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику С.И. Львовой

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику С.И.Львовой расчитана на 105 часов....

Рабочая программа по русскому языку 9 класс (по учебнику С.И.Львовой)

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стан­дарта общего образ...