Рабочая программа по русскому языку в 6 классе по УМК С.И. Львовой
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе по УМК С.И. Львовой включает пояснительную записку, содержание программы, требования к знаниям учащихся, список учебно-методической литературы и календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp-6-russk-lvova.docx | 46.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
с углублённым изучением отдельных предметов
141190, Московская область, г. Фрязино, ул. Ленина, д.17
Тел. 564-12-32, 564-12-92, код из Москвы и области (496)
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заседание ШМО Зам. директора по УВР Директор школы № 2
Протокол № ____ Казикова Е.В. Корчагина Н.С. _________________ __________________ _________________
«___»_______20__г. «___»_________20__г. «___»_______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для 6-А класса
БЕЛЯЕВОЙ ИРИНЫ ВИТАЛЬЕВНЫ,
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 2 с УИОП г. Фрязино
Московской области
2013-2014 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка.
- Содержание учебного предмета.
- Календарно-тематическое планирование.
- Практическая часть программы.
- Программно-методическое обеспечение.
- Обязательные результаты обучения.
- Список литературы для учителя.
- Список литературы для учащихся.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года, Программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений С.И. Львовой (М.: Мнемозина, 2009) и учебника С.И. Львовой (С.И.Львова, В.В.Львов. Русский язык. 6 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2012) и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Настоящая программа составлена на 175 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
- освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка;
- умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами;
- интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, духовно-нравственных и эстетических качеств личности.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
- обеспечение языкового развития обучающихся;
- овладение ими речевой деятельностью.
Главной особенностью программы является ее направленность на:
- достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык;
- осмысление его основных закономерностей;
- усвоение основ лингвистики и разных видов языкового анализа;
- развитие абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений;
- развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
- самообразование, речевое самосовершенствование;
- успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово, а также грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения.
Курс отличается:
- ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико- орфографического материала;
- усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей;
- вниманием к вопросам истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии.
Программа реализует:
- идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам;
- идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы;
- культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии.
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Программа рассчитана на 1 учебный год, 175 часов (5 часов в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п\п | Разделы | Кол-во часов по разделам |
1. | Введение. Родной язык | 2 |
2. | Орфография | 17 |
3. | Синтаксис и пунктуация | 20 |
4. | Текстоведение | 12 |
5. | Морфология. Имя существительное | 16 |
6. | Морфология. Имя прилагательное | 18 |
7. | Морфология. Глагол | 15 |
8. | Морфология. Деепричастие | 9 |
9. | Морфология. Причастие | 18 |
10. | Морфология. Имя числительное | 18 |
11. | Морфология. Местоимение | 20 |
12. | Повторение по итогам года. Резервные уроки | 10 |
Итого: | 175 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Содержание | Раздел (часы) | Тема (часы) | Дата (нед) |
1 четверть. Сентябрь. | ||||
1 2 3-6 7-9 10-11 12 13 14 15-16 17 18 19 20-22 | Введение. Родной язык Родной язык Функциональные особенности языка Орфография Правописание корней Правописание приставок Правописание суффиксов Правописание окончаний Употребление О-Ё после шипящих и Ц Употребление Ъ и Ь Слитные, дефисные и раздельные написания РР Изложение Обобщение изученного, подготовка к контр.работе Контрольный диктант и его анализ Синтаксис и пунктуация Словосочетание как единица синтаксиса | 2 17 20 | 1 1 4 3 2 1 1 1 2 1 1 1 3 | 1 н. 2 н. 3 н. 4 н. 5 н. |
Октябрь | ||||
23-24 25 26-29 30-32 33-35 36-37 38-39 40-41 42 43-45 | Предложение как единица синтаксиса РР Изложение Простое осложнённое предложение Сложное предложение и его виды Предложения с прямой речью Пунктуация как система правил Диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» и его анализ Текстоведение Текст как единое целое Простой и сложный план текста Связь предложений в тексте | 12 | 2 1 4 3 3 2 2 2 1 3 | 6 н. 7 н. 8 н. 9 н. |
2 четверть. Ноябрь | ||||
46 47-48 49-50 51 52-53 54 55-57 58-59 60-62 | Лексический повтор как средство связи предложений в тексте Повествование как тип речи. Рассказ Описание как тип речи РР Обучающее изложение Морфология. Имя существительное Имя существительное как часть речи РР Подготовка к сочинению по картине В. Серова «Девочка с персиками» Словообразование имён существительных Правописание сложных имён существительных Культура речи. Имя существительное | 16 | 1 2 2 1 2 1 3 2 3 | 10 н. 11 н. 12 н. 13 н. |
Декабрь. | ||||
63 64-65 66-67 68 69-70 71 72-74 75-76 77-78 79-80 | Имя существительное в словосоч. и предложении Имя существительное в тексте Контрольная работа по теме «Имя существительное» и её анализ Морфология. Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи Словообразование имён прилагательных РР Подготовка к сочинению по картине Г. Мясоедова «Косцы» Правописание Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных Правописание сложных имён прилагательных НЕ с существительными и прилагательными Культура речи. Имя прилагательное | 18 | 1 2 2 1 2 1 3 2 2 2 | 14 н. 15 н. 16 н. |
Ш четверть. Январь. | ||||
81 82-83 84-85 86-87 88-90 91-92 93-94 95 | Имя прилагательное в словосоч. и предложении Имя прилагательное в тексте РР Контрольная работа. Сочинение по картине Н. Пластова «Саня Маликов» и его анализ Морфология. Глагол Глагол как часть речи. Постоянные признаки Непостоянные морфологические признаки глагола Словообразование глаголов Культура речи. Правильное употребление глаголов Глагол в словосочетании и предложении | 15 | 1 2 2 2 3 2 2 1 | 17 н. 18 н. 19 н. |
Февраль. | ||||
96-97 98 99 100 101-102 103-104 105-106 107 108 109 110-112 113-115 | Глагол в тексте Разученный диктант Деепричастие и причастие как особые формы глаг. РР Подготовка к сочинению по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы» Морфология. Деепричастие Морфологические признаки деепричастия Деепричастный оборот Деепричастия совершенного/несовершенного вида Правописание НЕ с деепричастиями Культура речи. Употребление деепричастий Контрольный диктант по теме «Деепричастие» Морфология. Причастие Морфологические признаки причастия Причастный оборот | 9 18 | 2 1 1 1 2 2 2 1 1 1 3 3 | 20 н. 21 н. 22 н. 23 н. |
Март. | ||||
116-119 120-121 122 123 124-125 126-127 128 129-132 | Действительные и страдательные причастия Полные и краткие причастия Культура речи. Употребление причастий Деепричастие и причастие в словосочетании и предложении Деепричастие и причастие в тексте Контрольный диктант по теме «Глагол и его формы» и его анализ Морфология. Имя числительное Общее значение имени числительного и его употребление в речи Разряды имён числительных | 18 | 4 2 1 1 2 2 1 4 | 24 н. 25 н. 26 н. 27 н. |
1У четверть. Апрель. | ||||
133-136 137 138 139 140 141 142 143 144-145 146 147 148 149 150 151-152 153-154 | Склонение простых и сложных количественных числительных Склонение собирательных числительных Склонение дробных числительных Склонение составных количественных числительн. Склонение порядковых числительных Культура речи. Имя числительное Имя числительное в предложении Имя числительное в тексте Контрольная работа по теме «Имя числительное» Морфология. Местоимение Общее значение местоимений и их употребление Разряды местоимений Личные местоимения Возвратное местоимение СЕБЯ Притяжательные местоимения Вопросительно-относительные местоимения Неопределённые местоимения | 20 | 4 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 2 | 28 н. 29 н. 30 н. 31 н. |
Май. | ||||
155-156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167-170 171-172 173-175 | Отрицательные местоимения Указательные местоимения Определительные местоимения Культура речи. Правильное употребление местоим. Местоимение в словосочетании и предложении Местоимение в тексте РР Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Повторение и обобщение по теме «Местоимение» Письменный зачёт по теме «Местоимение» Анализ контрольной работы Повторение по итогам года. Резервные уроки Слово как основная единица языка Правописание: орфография и пунктуация Итоговая контрольная работа и её анализ Резервные уроки | 9 | 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 2 3 | 32 н. 33 н. 34 н. 35 н. |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Выполнение практической части по русскому языку в программе соответствует нормам:
Класс | Количество часов | Развитие речи | Контрольные диктанты | Контрольные сочинения |
6Б | 175 | 8 | 8 | 2 |
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под ред. С.И. Львовой / М., «Мнемозина», 2009;
- «Русский язык. 6 класс» В 3-х частях. С.И. Львова, В.В. Львов / М., «Мнемозина», 2012;
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Аудирование. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; определять и формулировать основную мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план.
Чтение. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания; дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста; прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации); выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.
Говорение. Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения; подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения.
Письмо. Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных стилей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.
Текстоведение. Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста; определять вид связи (цепная, параллельная) и средства связи предложений в тексте (местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и др.); устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.
Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.
Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели; выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные, цепочки слов; давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов; пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов.
Лексикология и фразеология. Пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. Употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение слов и фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации; пользоваться различными видами словарей (синонимов антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.); анализировать примеры использования слов в переносном значении; проводить лексический разбор слова.
Морфология. Указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.
Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем; свободно пользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемного письма.
Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме; анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи); определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи. Правильно применять изученные пунктуационные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять при помощи диктантов (предупредительного, объяснительного, выборочного, графического, творческого, свободного, «Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями, зачётов, тестов, комплексного анализа текста, сочинений по началу, заданному плану, иллюстрации, кадру.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 кл. / Г. А. Богданова. – М, «Просвещение», 2005.
- Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2005.
- Васильевых И.П. Уроки русского языка. 6 класс: пособие для учителя / под ред. С.И. Львовой / М.: Мнемозина, 2011
- Загадки-шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях. Авт.-сост. М.П. Филипченко / Волгоград: Учитель, 2007
- Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы. – М.: ВАКО, 2009
- Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя / М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 6 класс. /В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, А.О.Татур. – М.: «Интеллект-Центр», 2009
- Бажанова И.А. Учимся читать, слушать, говорить, писать: рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс. В 2 ч. Под ред. С.И. Львовой / М.: Мнемозина, 2010
- Львова С.И. Практикум по русскому языку. 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С.И.Львова. – М.: Просвещение, 2010
- Львова С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника. М.: Мнемозина, 2004
- Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2008
- Прохватилина Л.В. Проверь себя. 6 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений./ Л.В.Прохватилина, под ред. С.И.Львовой. – М.: Мнемозина, 2011
- Черепанова Л.А. Дневник достижений учащегося по русскому языку. 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. Под ред. С.И. Львовой / М.: Мнемозина, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс (автор учебника: С.И. Львова)
Рабочая программа по русскому языку (6 класс) составлена на основе авторской программы С.И. Львовой «Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-11 классы)» - М: «Мне...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (автор учебника: С.И. Львова)
Рабочая программа по русскому языку (7 класс) составлена на основе авторской программы С.И. Львовой «Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-11 классы)» - М: «Мне...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебнику С.И. Львовой и В.В.Львова
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебнику С.И. Львовой и В.В.Львова...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс по УМК С.И Львовой
Рабочая программа по русскрму языку...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс к учебнику С.И.Львова
Рабочая программа по русскому языку 7 класс к учебнику С.И. Львовой рассчитана на 170 часов...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику С.И. Львовой
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику С.И.Львовой расчитана на 105 часов....
Рабочая программа по русскому языку 9 класс (по учебнику С.И.Львовой)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образ...