Рабочая программа по русскому языку 7 класс по УМК С.И Львовой
календарно-тематическое планирование (русский язык, 7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» под редакцией С. И. Львовой. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; основные умения и навыки; перечень учебно-методического обеспечения.
Целями изучения русского языка являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались, с одной стороны, освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка, умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой стороны – интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.
Поэтому особенностью программы является направленность на достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления его основных закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, навыков самостоятельной работы, самообразования, речевого самосовершенствования.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
Особенностью курса является его направленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи:
- способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать);
- умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной речи (говорить и писать).
Учебник включает богатый текстовый материал. Звучащая на каждом уроке выразительная речь – одно из основных условий осознания эстетической функции изучаемых языковых явлений, поэтому необходима систематическая работа по формированию навыков внимательного отношения к звучанию слова, его произнесению. Это закладывается в ходе изучения темы «Интонация». При оценке чтения учитывается не только выразительность, темп, но и осмысленность. Особое место отведено работе с текстами, содержащими важные теоретические сведения («Теоретические сведения») и необходимые рекомендации, руководство к действию («Знайте и применяйте»). Вопросы и задания, предваряющие текст, требуют активации памяти и мыслительных способностей у пятиклассников. Система вопросов и заданий к тексту ориентирует учащихся на осознанное овладение учебным материалом. Наиболее целесообразные формы работы с теоретическим материалом:
- просмотровое, ознакомительное, выборочное, изучающее чтение;
- составление плана, тезисов, конспекта учебно-научного текста;
- подробный, сжатый, выборочный пересказ текста или части его и т.д.
Система типовых упражнений «Устное высказывание» направлена на выработку следующих умений:
- выстраивать научное повествование и рассуждение на основе теоретического материала;
- передавать содержание средств графической наглядности: таблиц, схем, рисунков;
- создавать текст в соответствии с предложенным планом;
- создавать и излагать ответ с опорой на приведенные в упражнении примеры;
- выстраивать рассуждение по содержанию приведенных высказываний (пословиц, высказываний выдающихся лингвистов, педагогов, писателей).
Оценивать ответ по критериям, которые выносить на доску для привития самоконтроля: правильность – понимание – полнота – композиция – речь. Овладению культурой общения способствуют упражнения «Речевой этикет».
Обучение умению слушать реализуется работой над заданиями:
- озаглавьте прозвучавший текст;
- определите тему и главную мысль текста;
- составьте вопросы по тексту;
- выразите свое отношение к прозвучавшему высказыванию;
- определите количество частей текста и составьте план;
- назовите языковые средства;
- оцените ответ одноклассника в соответствии с критериями.
Курс организован таким образом, что каждый урок становится уроком развития речи – и устной, и письменной. На формирование навыков письменного высказывания нацелена система упражнений «Сочинение – миниатюра». Большое внимание уделяется грамматико-орфографической работе, на что нацеливает систематическая работа над упражнениями «Орфографический минимум». Развитию грамотности способствуют упражнения «Письмо по памяти».
Дифференцирован и индивидуализирован подход к домашнему заданию: задания повышенной сложности, упражнения, носящие исследовательский характер, задания по выбору, по желанию.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Личностными результатами программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание тем учебного курса
Язык как развивающееся явление .
Наш язык. Исторические изменения русского языка
Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах).
Фонетика и орфоэпия . Звуки и буквы. Орфоэпия как раздел лингвистики. Звукопись.
Словообразование самостоятельных частей речи. Основные способы образования существительных и прилагательных. Омонимичные морфемы. Основные способы образования наречий. Неморфемные способы образования слов.
Лексика и фразеология .Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные. Переносное значение слова. Фразеологизмы. Синонимы. Омонимы. Антонимы. Устаревшие слова.
Грамматика: морфология и синтаксис . Части речи. Именные части речи. Глагол. Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Причастные и деепричастные обороты. Виды предложений. Простое осложнённое предложение.
Орфография . Разделы русской орфографии. Правописание морфем. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, в полных и кратких прилагательных и причастиях. Слитные, раздельные и дефисные написания. Правописание не с причастиями.
Пунктуация .Разделы русской пунктуации. Знаки препинания внутри простого предложения. Предложения с обособленными членами. Постановка знаков препинания перед союзом и. предложения с прямой речью.
Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи . Правильное употребление имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов, деепричастий и причастий.
Текстоведение .Основные признаки текста. Этапы работы над сочинением. Точность и логичность речи. Виды связи предложений в тексте. Выразительность речи. Фонетические, лексические, морфологические и синтаксические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования. Общее содержание, композиционные особенности и основные средства оформления текстов – рассуждений. Типы речи и их сочетание в тексте.
Наречие .
Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению. Местоименные наречия. Различение грамматических омонимов. Выразительные возможности наречий. Слова категории состояния. Образование степеней сравнения наречий. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Различение наречий и сходных по звучанию сочетаний. Слитное и раздельное написание не и ни с наречиями. Правописание н и нн в наречиях на –о(-е). Суффиксы –о и –а на конце наречий. О и е(ё) на конце наречий после шипящих. Употребление ь на конце наречий после шипящих. Синтаксическая роль наречий. Функции наречий в тексте. Правильное произношение наречий. Правильное образование форм степеней сравнения наречий. Лексические нормы.
Служебные части речи и междометия)
Роль служебных частей речи .
Предлог .Предлог как часть речи. Предложное управление. Грамматические значения предлогов.. разряды предлогов по происхождению (производные и непроизводные) и по составу. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Роль предлогов в словосочетании и предложении. Использование предлогов в соответствии со стилистической задачей.
Союз . Союз как часть речи. Разряды союзов по синтаксической роли и по значению. Синтаксическая роль союза и. Синтаксическая роль подчинительных союзов. Морфологический разбор союза. Различение союзов и союзных слов. Правописание составных союзов. Различение омофонов. Правописание союзов разных разрядов. Группы союзов по употреблению. Выразительные возможности союзов.
Частица, междометие . Понятие о частице. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Слитное, раздельное, дефисное написание частиц. Правописание частиц не и ни. Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи. Роль частиц в речи. В предложении и тексте. Правильное употребление предлогов. Союзов и частиц. Орфоэпические и грамматические нормы. Междометие как часть речи. Звукоподражательные слова. .
Повторение изученного в 7-м классе .
Резервные уроки .
Поурочное планирование рассчитано на 140 часов (4 часа в неделю).
Учебно-тематическое планирование
по русскому языку
предмет
Классы 7
Учитель Жангалиева Ирина Николаевна
Количество часов
Всего 140 часов; в неделю 4 часа.
Плановых контрольных диктантов 7 ч , изложений 7ч, сочинений 4ч ; тестов 4 ч.;
Административных контрольных уроков 2 ч.
Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5 – 11 классов С.И. Львовой, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку ( Львов В.В., Львова С.И. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов. Программно- методические материалы: русский язык 7 класс. Составитель: Львова С.И., Львов В.В.)
программа
Учебник
С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык 7 класс. Учебник в 3-х частях. – М.: «Мнемозина», 2013
название, автор, издательство, год издания
Дополнительная литература
_ И.П. Васильевых, "Уроки русского языка в 7 классе". Пособие для учителя. – М.: «Мнемозина», 2013
название, автор, издательство, год издания
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе
№ п/п | Наименование раздела Тема урока | Кол-во часов | Основные понятия | Использование ИКТ | ГИА/ ЕГЭ | Виды контро ля | Проектная деятельность | Дата проведения | |
План. | Факт. | ||||||||
1 | Наш язык. Исторические изменения русского языка | 1 | Язык-развивающееся явление | Беседа | 2.09 | ||||
2 | Звуки и буквы | 1 | Звуки, буквы омонимы | Беседа, фонетический разбор слов | 3.09 | ||||
3 | Орфоэпия как раздел лингвистики. Звукопись | 1 | Орфоэпия. Звукопись. | Беседа. Тренировочные упражнения | 5.09 | ||||
4 | Основные способы образования слов | 1 | Способы словообразования. | Анализ слов | 6.09 | ||||
5 | Основные способы образования существительных и прилагатель- ных. Омонимичные морфемы | 1 | Способы словообразования. | Тренировоч- ные упражнения |
| 9.09 | |||
6 | Основные способы образования существительных и прилагатель- ных. | 1 | Способы словообразования. | Презентация | Тренировочные упражнения. | 10.09 | |||
7 | Основные способы образования существительных и прилагатель ных | 1 | Паронимы | Тренировочные упражнения | 12.09 | ||||
8 | Основные способы образования наречий | 1 | Переход слова из одной части речи в другую. Сращение частей словосочетания в одно слово. | Тренировочные упражнения | 13.09 | ||||
9 | Неморфемные способы образования слов | 1 | Неморфемные способы | Тренировочные упражнения | 16.09 | ||||
10 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | Практическое занятие |
| 17.09 | ||||
11 | Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные | 1 | Лексикология. Однозначные и многозначные слова | Работа с книгой, проблемные задания, творческая работа | 19.09 | ||||
12 | Переносное значение слова. Фразеологизмы | 1 | Фразеологиз - мы. | 20.09 | |||||
13 | Синонимы. Антонимы. Омонимы | 1 | Синонимы, антонимы, омонимы. | ГИА | Практическое занятие |
| 23.09 | ||
14 | Устаревшие слова | 1 | Архаизмы, историзмы. | Беседа | 24.09 | ||||
15 | Изложение упр.96 «Крестьянская изба». | 1 | Написание изложения | 26.09 | |||||
16 | Глагол | 1 | Глагол. Морфологические признаки глагола (постоянные и непостоянные) | Презентация | Тренировочные упражнения | 27.09 | |||
17 | Причастие и деепричастие как особые формы глагола | 1 | Образование причастий и деепричастий. | 30.09 | |||||
18 | Причастные и деепричастные обороты | 1 | Причастный и деепричастный обороты. Знаки препинания при них. | Практическое занятие | 1.10 | ||||
19-20 | Подготовка к сочинению «Гимн русской зиме» (по картинам И.И. Шишкина И К.Ф. Юона) | 2 | Написание изложения | 3.10 4.10 | |||||
21 | Виды предложений | 1 | ССП, СПП | Работа с учебником. Выполнение упражнений |
| 7.10 | |||
22 | Простое осложненное предложение | 1 | Сравнительный оборот, однородные члены предложения,нераспространенные и распространенные обращения, вводные слова. | Презентация | Тренировочные упражнения |
| 8.10 | ||
23 | Тест | 1 | ТЕСТ | 10.10 | |||||
24 | Разделы русской орфографии. Правописание морфем | 1 | Морфема. Морфемный разбор | Объяснительный диктант | 11.10 | ||||
25 | Правописание морфем | 1 | Морфема. Морфемный разбор. | Работа с книгой, проблемные задания, творческая работа | 14.10 | ||||
26 | Правописание морфем | 1 | Морфема. Морфемный разбор. | Тренировочные упражнения | 15.10 |
| |||
27 | Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных | 1 | Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных | ГИА | Практическое занятие | 17.10 | |||
28 | Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных | 1 | Полные и краткие прилагательные | Работа с учебником. Выполнение упражнений | 21.10 | ||||
29 | Написание Н и НН в полных и кратких прилагательных и причастиях . | 1 | Причастие, правописание не с причастиями | 22.10 | |||||
30 | Слитные, раздельные и дефисные написания . | 1 | Дефис | Объяснительный диктант | 24.10 | ||||
31 | Правописание не с причастиями | 1 | Правописание не с причастиями | Контрольный диктант | 25.10 | ||||
32 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | Пунктуационный анализ предложения | 28.10 | |||||
33 | Разделы русской пунктуации. Знаки препинания внутри простого предложения | 1 | Сравнительный оборот | Презентация | Пунктуационный анализ текста | 29.10 | |||
34 | Предложения с обособленными членами | 1 | Прямая речь.Диалог | Пунктуационный разбор предложений | 31.10 | ||||
35 | Постановка знаков препинания перед союзом И. Предложения с прямой речью | 1 | ГИА | Написание изложения | 11.11 | ||||
36 | Изложение с творческим заданием | 1 | Языковые, Орфоэпиче ские, грамматичес кие нормы | Работа с книгой, проблемные задания, творческая работа | 12.11 | ||||
37 | Правильное употребление имен существительных | 1 | Лексические нормы | 14.11 | |||||
38 | Правильное употребление имен прилагательных | 1 | Языковые, Орфоэпиче ские, грамматичес кие нормы | ГИА | Работа с учебником. Выполнение упражнений |
| 15.11 | ||
39 | Правильное употребление имен числительных | 1 | Языковые, Орфоэпиче ские, грамматичес кие нормы | Практическое занятие | 18.11 | ||||
40 | Правильное употребление местоимений | 1 | Языковые, Орфоэпиче ские, грамматичес кие нормы | Тренировочные упражнения | 19.11 | ||||
41 | Правильное употребление глаголов, деепричастий и причастий | 1 | Текст как произведение речи | ГИА | Анализ текстов, выявление главного и существенного | 21.11 | |||
42 | Текстоведение | 1 | Текст. Типы речи | Анализ текстов, выявление главного и существенного | Проект «Его величество ТЕКСТ». | 22.11 | |||
43 | Основные признаки текста | 1 | Композиция: зачин, главная часть, концовка. | Комплексный анализ текста, предупредительный диктант, творческое и осложнённое списывание | Постановка целей и определение темы проекта. | 25.11 | |||
44 | Точность и логичность речи. Композиция текста | 1 | Синтаксичес кий параллелизм | Презентация | Анализ текста | 26.11 | |||
45 | Виды связи предложений в тексте | 1 | Формирование творческих групп. | 28.11 | |||||
46 | Подготовка к сочинению по картине А.А. Пластова «Первый снег» | 1 | Языковые средства выразительности | Анализ текста | 29.11 | ||||
47 | Выразительность речи | 1 | Языковые средства выразительности | Сочинение | 2.12 | ||||
48 | Фонетические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования | 1 | Фонетические средства выразительности. Звукопись | ГИА | Анализ текста | 3.12 | |||
49 | Морфологические средства выразительности | 1 | Тропы. Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и др. | Анализ текста | Сбор и обработка информации. | 5.12 | |||
50 | Лексические средства выразительности | 1 | Категория времени | Анализ текста | 6.12 | ||||
51 | Синтаксические средства выразительности | 1 | Попарное соединение однородных членов предложения; одинаковое построение рядом расположенных предложений; риторический вопрос | Анализ текста | Работа над проектом. | 9.12 | |||
52 | Рассуждение как тип речи | 1 | Рассуждение. Тезис. Аргументы. Вывод | Анализ текста | 10.12 | ||||
53 | Изложение-миниатюра. Сибирский кедр(упр.350) | 1 | ГИА | Написание изложения | Презентация | 12.12 | |||
54 | Типы речи и их сочетание в тексте | 1 | Типы речи. Сочетание разных типов речи в тексте | Работа с текстом | Рефлексия | 13.12 | |||
55 | Контрольный диктант | 1 | Диктант | 16.12 | |||||
56 | Наречие | 1 | Наречие | Презентация | Работа с учебником. Беседа | 17.12 | |||
57 | Наречие как часть речи. Разряды наречий | 1 | Грамматические признаки наречия | Работа с текстом изложения | 18.12 | ||||
58 | Сжатое Изложение (упр.358) | 1 | ГИА | Выборочный диктант. | 18.12 | ||||
59 | Местоименные наречия | 1 | Местоимен- ные наречия | Лингвистическая задача. Словарный диктант. | 19.12 | ||||
60 | Различение грамматических омонимов. Выразительные возможности наречий | 1 | Грамматические омонимы | Работа с книгой, проблемные задания, творческая работа | 20.12 | ||||
61 | Слова категории состояния | 1 | Категория состояния | Тренировочные упражнения | 23.12 | ||||
62 | Образование степеней сравнения наречий | 1 | Степени сравнения | ГИА | Тренировочные упражнения | 24.12 | |||
63 | Слитное, раздельное и дефисное написание наречий | 1 | Орфография. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий | Практическое занятие | 26.12 | ||||
65 | Различение наречий и сходных по звучанию сочетаний | 1 | Орфография. Омофоны | Презентация | Распределительный диктант | 27.12 | |||
66 | Дефисное написание наречий | 1 | Орфография. Дефисное написание наречий | 9.01.14 | |||||
67 | Слитное, раздельное и дефисное написание наречий (повторение и обобщение) | 1 | Орфография. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий | Работа с учебником. Выполнение упражнений | 10.01 | ||||
68 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с наречиями | 1 | Орфография | ГИА | Тренировочные упражнения | 13.01 | |||
69 | Контрольный диктант | 1 | Диктант | 14.01 | |||||
70 | Правописание Н и НН в наречиях на –о(-е) | 1 | Орфография. Правописание Н и НН в наречиях на –о(-е) | Лингвистическая задача. Словарный диктант. | 16.01 | ||||
71 | Суффиксы –о и –а на конце наречий | 1 | Орфография. Суффиксы –о и –а на конце наречий | Распределительный диктант | 17.01 | ||||
72 | Употребление о и е(ё) на конце наречий после шипящих | 1 | Орфография. Употребление о и е(ё) на конце наречий после шипящих | Работа с книгой, проблемные задания, творческая работа | 20.01 | ||||
73 | Употребление Ь на конце наречий после шипящих | 1 | Орфография. Употребление Ь на конце наречий после шипящих | Тренировочные упражнения | 21.01 | ||||
74 | Употребление Ь на конце наречий после шипящих | 1 | Орфография. Употребление Ь на конце наречий после шипящих | ГИА | Распределительный диктант | 23.01 | |||
75 | Сжатое изложение (упр.468) | 1 1 | Написание изложения | 24.01 | |||||
76 | Повторение и обобщение по теме «Правописание наречий» | 1 | Разряды наречий | Работа с учебником. Выполнение упражнений | 27.01 | ||||
77 | Контрольный диктант с языковым анализом по теме «Правописание наречий» | 1 | Диктант | 28.01 | |||||
78 | Наречие в словосочетании и предложении. Синтаксическая роль наречия. | 1 | Синтаксическая роль наречий | Презентация | Работа с книгой, проблемные задания, творческая работа | 30.01 | |||
79 | Синтаксическая роль местоименных наречий в предложении | 1 | Синтаксическая роль местоименных наречий в предложении | Выборочный диктант. | 31.01 | ||||
80 | Наречие в тексте. Функции наречий в тексте. | 1 | Наречие в тексте. Функции наречий в тексте. | ГИА | Практическое занятие | 3.02 | |||
81 | Функции наречий в тексте | 1 | Наречие в тексте. Функции наречий в тексте. | Тренировочные упражнения | 4.02 | ||||
82 | Функции наречий в тексте | 1 | Наречие в тексте. Функции наречий в тексте. | Работа с книгой, проблемные задания, творческая работа | 6.02 | ||||
83 | Функции наречий в тексте | 1 | Наречие в тексте. Функции наречий в тексте. | Презентация | 7.02 | ||||
84 | Культура речи. Правильное Употребление наречий. Правильное произношение наречий | 1 | Языковые нормы | Работа с учебником. Выполнение упражнений | 10.02 | ||||
85 | Правильное образование форм степеней сравнения наречий | 1 | Образование форм степеней сравнения | Выборочный диктант. | 11.02 | ||||
86 | Лексические нормы | 1 | Лексические нормы | Лингвистическая задача. Словарный диктант. | 13.02 | ||||
87 | Сжатое изложение (упр.517) | 1 | ГИА | Написание изложения | Проект «Сжатое изложение». | 14.02 | |||
88 | Повторение и обобщение по теме «Наречие» | 1 | Повторение и обобщение по теме «Наречие» | Постановка целей и определение темы проекта. | 17.02 | ||||
89 | Контрольная работа (зачет по теме «Наречие») | 1 | Контрольная работа | 18.02 | |||||
90 | Служебные части речи и междометия. Роль служебных частей речи. | 1 | Частицы. Междометия | Практическое занятие | Формирование творческих групп. | 20.02 | |||
91 | Служебные части речи | 1 | Частицы | Презентация | Практическое занятие | 21.02 | |||
92 | Служебные части речи | 1 | Частицы | Практическое занятие | 24.02 | ||||
93 | Предлог как служебная часть речи | 1 | Предлог | Выборочный диктант. | Сбор и обработка информации. | 25.02 | |||
94 | Предложное управление | 1 | Предложное управление | 27.02 | |||||
95 | Грамматические значения предлогов | 1 | Грамматическоезначение предлогов | Выборочный диктант. | Работа над проектом. | 28.02 | |||
96 | Грамматическое значение предлогов | 1 | Значение предлогов | Распределительный диктант | 31.02 | ||||
97 | Сочинение-миниатюра по картине Владимира Егоровича Маковского «Без хозяина» | 1 | Написание сочинения | Презентация | 1.03 | ||||
98 | Разряды предлогов по происхождению и по составу | 1 | Морфологический и морфемный разбор | Практическое занятие | Рефлексия | 3.03 | |||
99 | Разряды предлогов по происхождению и по составу (производные и непроизводные) | 1 | Производные и непроизводные предлоги | Практическое занятие | 4.03 | ||||
100 | Изложение (упр.555) | 1 | ГИА | Написание изложения | 6.03 | ||||
101 | Правописание производных предлогов. | 1 | Производные предлоги. Созвучные сочетания слов | Распределительный диктант | 7.03 | ||||
102 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 1 | Правописание производных предлогов. | Практическое занятие | 10.03 | ||||
103 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 1 | Правописание производных предлогов. | Презентация | Тренировочные упражнения | 11.03 | |||
104 | Предлог в предложении и тексте. Роль предлогов в словосочетании и предложении | 1 | Прием повтора предлога | Тренировочные упражнения | 13.03 | ||||
105 | Использование предлогов в соответствии со стилистической задачей. | 1 | Стилистические возможности | Тренировочные упражнения | 14.03 | ||||
106 | Союз как служебная часть речи | 1 | Союз | 17.03 | |||||
107 | Разряды союзов по синтаксической роли и по значению | 1 | Сочинительные и подчинительные союзы | Выборочный диктант. | 18.03 | ||||
108 | Синтаксическая роль союза и | 1 | Разряды союзов по синтаксической роли и по значению | Тренировочные упражнения | 20.03 | ||||
109 | Синтаксическая роль союза и | 1 | Разряды союзов по синтаксической роли и по значению | Работа с учебником. Выполнение упражнений | 21.03 | ||||
110 | Синтаксическая роль подчинительных союзов | 1 | паронимы | Списать предложения, расставить недостающие знаки препинания, составить схемы предложений. | 1.04 | ||||
111 | Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 | Написание сочинения | 3.04 | |||||
112 | Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 | Написание сочинения | 4.04 | |||||
113 | Морфологический разбор союза | 1 | Морфологический разбор союза | Практическое занятие | 7.04 | ||||
114 | Различение союзов и союзных слов | 1 | Различение союзов и союзных слов | Презентация | Распределительный диктант | 8.04 | |||
115 | Правописание составных союзов. Различение омофонов | 1 | Различение омофонов | Выборочный диктант. | 10.04 | ||||
116 | Правописание союзов разных разрядов | 1 | Правописание союзов разных разрядов | 11.04 | |||||
117 | Союз в предложении и тексте Группы союзов по употреблению. Выразительные возможности союзов | 1 | Союз. Выразительные возможности союзов | Тренировочные упражнения | 14.04 | ||||
118 | Группы союзов по употреблению. Выразительные возможности союзов | 1 | Союз. Выразительные возможности союзов | Практическое занятие | 15.04 | ||||
119 | Повторение и обобщение по теме «Союз» | 1 | Союз, союзные слова. | Тренировочные упражнения | 17.04 | ||||
120 | Контрольная работа Диктант с языковым анализом текста | 1 | Контрольная работа | 18.04 | |||||
121 | Анализ контрольных работ | 1 | Работа над ошибками | 21.04 | |||||
122 | Частица как служебная часть речи. Разряды частиц | 1 | Частица, разряды частиц | Презентация | Тренировочные упражнения | 22.04 | |||
123 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | 1 | Частица, разряды частиц | Выборочный диктант. | 24.04 | ||||
124 | Правописание частиц Слитное, раздельное, дефисное написание частиц | 1 | Частица, разряды частиц | Работа с учебником. Выполнение упражнений | 25.04 | ||||
125 | Правописание частиц не и ни | 1 | Правописание частиц не и ни | Распределительный диктант | 28.04 | ||||
126 | Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи | 1 | Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи | ГИА | Практическое занятие | 29.04 | |||
127 | Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи | 1 | Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи | Практическое занятие | 5.05 | ||||
128 | Частицы в предложении и тексте Роль частиц в речи | 1 | Роль частиц в речи | Практическое занятие | 6.05 | ||||
129 | Роль частиц в тексте | 1 | Роль в тексте служебных слов | Выборочный диктант. | 12.05 | ||||
130 | Культура речи. Правильное употребление предлогов, союзов частиц | 1 | Орфоэпич нормы | Практическое занятие | 13.05 | ||||
131 | Грамматические нормы | 1 | Орфоэпич нормы | Презентация | Тренировочные упражнения | 15.05 | |||
132 | Междометие как часть речи | 1 | Междометие как часть речи | Распределительный диктант | 16.05 | ||||
133 | Звукоподражательные слова | 1 | Звукоподражательные слова | 19.05 | |||||
134 | Контрольная работа Зачет по теме «Служебные части речи» | Тест | 20.05 | ||||||
135 | Омонимия слов разных частей речи. Омонимия и многозначность. Использование омонимии как средства художественной выразительности | 1 | Многозначность, омонимия | Тренировочные упражнения | 22.05 | ||||
136 | Различение грамматических омонимов | 1 | Различение грамматических омонимов | Выборочный диктант. | 23.05 | ||||
137 | Нормы орфографии | 1 | Нормы орфографии | Презентация | Тренировочные упражнения | 26.05 | |||
138 | Нормы пунктуации | 1 | Нормы пунктуации | Списать предложения, расставить недостающие знаки препинания, составить схемы предложений. | 27.05 | ||||
139 | Контрольная работа Диктант с языковым анализом и творческим заданием по итогам года | 1 | Контрольная работа | 29.05 | |||||
140 | Анализ контрольных работ. | 1 | Работа над ошибками | 30.05 |
Список литературы и интернет ресурсы
1.учебник: С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык 7 кл. Учебник в 3-х частях. – М.: «Мнемозина», 2013
2.И.П. Васильевых, "Уроки русского языка в 7 классе". Пособие для учителя. – М.: «Мнемозина», 2013
3. Электр.учеб.изд. «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5 -7 класс».
4. М.Р. Богданова «Сборник диктантов по русскому языку» для 5–7-го классов.
5.http//urok.metodicheskajakopilkа
6. http://russkiyjazik.ru – Энциклопедия «Языкознание»
7. http://school-collection.edu.ru/
8. Ладыженская Т.А. Обучение русскому языку в 7 классах. Москва. Просвещение, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку для 9 класса по УМК С.И.Львовой и В.В.Львова
программа рассчитана на 2 урока в неделю, содержит поурочное распределение материала, перечень знаний и умений по темам курса, требования к уровню подготовки учащихся...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (учебник С.И.Львовой, В.В.Львова)
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса на 2013-2014 учебный год к учебнику С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык. 5 класс» (М.: Мнемозина, 2013). Рассчитана на 207 час...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...