Рабочая программа по русскому языку 7 класс к учебнику С.И.Львова
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Cуярова Наталья Андреевна

Рабочая программа по русскому языку 7 класс к учебнику С.И. Львовой рассчитана на 170 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yaz._7_kl.docx73.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Верхнедонского района

Верхнебыковская основная общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании МО        Согласовано Утверждено

Учителей-предметников                  на педагогическом совете       приказом

Протокол 1          от 30.08.2013г.                                                    от 05.09. 2013г.     №71

от 29.08.2013.                                     протокол №2                                                        _________________

                                                                                                                                            Н.А. Суярова

Рабочая программа

Предмет                                                                            Русский язык

Класс                                                                                        7

Образовательная область                                                филология

Учебный год                                                                        2013-2014

Учитель                                                                             Суярова Н.А.

Пояснительная записка

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей и задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

Цели программы:

Освоение знаний в устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка.

Развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.

Формирование умений и навыков использования языка в устной и письменной речи.

Воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края.

Задачи:

Углубить знания учащихся о функциональных разновидностях русского языка (разговорная речь, официально-деловой, научный, публицистический и художественный стили речи).

Продолжить изучение морфологии русского языка (наречия, служебные части речи, междометия).

Закрепить навыки фонетического орфоэпического, лексического, морфемно-словообразовательного и морфологического разборов.

Совершенствовать умение в сжатой и подробной форме излагать тексты разных стилей и жанров.

Совершенствовать умение создавать собственные монологические высказывания в разных стилях и жанрах речи.

Настоящая  рабочая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;   программы для 7 класса по русскому языку. Авторы: С.И. Львова, В.В. Львов , изд-во «Мнемозина»2010год . Программа допущена Министерством образования и науки  Российской Федерации.  

В 2013-2014  учебном году  обучение русскому языку в 7 классе  осуществляется по программе и учебно-методическим комплектам: С.И. Львова, В.В. Львов (5 -9 классы), изд-во «Мнемозина»2010год.Данная рабочая  программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 7 классе – 175 часов (из расчета 5 часов в неделю).

             Учебник «Русский язык» для 7 класса авторы  С.И. Львова, В.В. Львов издательство «Мнемозина», 2010

                                      Содержание программы по русскому языку 7 класс

№ темы

Разделы,

темы

Кол-во часов

Содержание

Знать

Уметь

1

Язык как развивающееся явление

Язык как развивающееся явление

2 часа

    2  

Основные разделы лингвистики      (на основе изученного в 5-6 кл)

Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация.

Словообразование знаменательных частей речи.

Правописание: орфография и пунктуация.

Лексическая система языка.

Грамматика: морфология и синтаксис.

знать разделы науки о языке, определение фонетики и графики как разделов науки о языке, определение лексики и фразеологии как разделов науки о языке, определение морфемики и словообразования как разделов науки о языке, определение морфологии как раздела науки о языке, определение орфографии как раздела науки о языке,

определение синтаксиса как раздела науки о языке, определение пунктуации как раздела науки о языке,

производить фонетический разбор,  морфемный и словообразовательный разбор, морфологический разбор; уметь находить орфограммы, правильно писать слова с изученными видами орфограмм, производить анализ словосочетаний и синтаксический разбор предложений,

уметь правильно расставлять знаки препинания

43 часа

3

Текстоведение

Повторение изученного о тексте, стилях  и типах речи; расширение представления о языковых средствах.

Текст: прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста.

Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства).

Типы речи: описание состояния человека; способы выражения оценки предметов, действий, состояний и пр.

Композиционные формы: заметка в газету, отчет о работе.

Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства).

Типы речи: описание состояния человека; способы выражения оценки предметов, действий, состояний и пр.

Анализировать тексты с точки зрения их требованию точности и логичности речи; рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению

связного текста; устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с

иным типовым значением; определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте.

17 часов

4

Наречие

Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.

Степень  сравнения наречий.

Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о(-е); о и а в конце наречий; ь после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н- нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов.

Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Предикативные слова (знакомство).

Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарем для получения необходимой справки по наречию.

Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака.

Культура речи. Правильное произношение наречий. Точное использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

знать условия выбора одной и двух букв н в наречиях на –о,-е, знать условия выбора букв о и а на конце наречий, знать условия выбора дефиса между частями слова в наречиях, знать условия слитного и раздельного написания наречий,

уметь находить наречия в тексте, определять синтаксическую роль наречий в предложении.

уметь группировать наречия по их значению

уметь образовывать разные формы степеней сравнения наречий, различать наречия и прилагательные в форме сравнительной степени

уметь образовывать разные формы степеней сравнения наречий, различать наречия и прилагательные в форме сравнительной степени

уметь производить морфологический разбор

наречия,уметь правильно писать не с наречиями

на –о, -е

44 часа

5

Самостоятельные и служебные части речи

Служебные слова и их отличия от самостоятельных частей речи. Основная роль каждой служебной части речи

Служебные части речи и их морфологические  признаки

Различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.

2 час

6

Предлог

Общее понятие  о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные.

Правописание предлогов.

Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.). Употребление существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.

знать определение предлога как служебной части речи

  знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов,    уметь правильно писать производные и непроизводные предлоги с изученным видом орфограммы

уметь определять значение предлогов в словосочетаниях, употреблять нужный падеж зависимого существительного с предлогом в словосочетании

уметь находить производные и непроизводные предлоги

уметь находить простые и составные предлоги

уметь производить морфологический разбор

предлога

уметь правильно писать производные и непроизводные предлоги с изученным видом орфограммы

14 часов

7

Союз

Общее понятие о союзе.

Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях.

Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.

Культура речи. Союзы как средство связи членов предложения и средство связи  предложений. Произношение союзов.

знать определение союза как служебной части речи;  знать о делении союзов на сочинительные и подчинительные, разграничивать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

знать группы сочинительных союзов по значению (соединительные, разделительные, противительные); знать условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных форм наречия и местоимения с частицами, местоимения с предлогами

уметь находить простые и составные союзы,  употреблять запятую в простом предложении при однородных членах и в сложном предложении между простыми предложениями ;уметь производить морфологический разбор

предлога

19 часов

8

Частица

Общее понятие о частице.

Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.).

Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения.

Частица как средство выразительности речи.Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Произношение частиц.

знать определение частицы как части речи, знать о делении частиц на разряды (формообразующие и смысловые)

знать условия выбора раздельного и дефисного написания частиц,

знать о различении на письме частицы ни, приставки ни, союза ни-ни

уметь находить частицы, вносящие дополнительные оттенки значения и служащие для образования наклонений глагола

уметь находить смысловые частицы в предложении уметь правильно писать частицы с изученным видом орфограммы

уметь производить морфологический разбор

частицы

уметь определять значения, выражаемые частицами не и ни в предложениях

18 часов

9

Междометия и звукоподражательные слова

Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета.

Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Культура речи. Правильное произношение и употребление в речи; употребление предложение с междометиями и звукоподражательными словами.

знать определение междометия как особой части речи

знать условия употребления дефиса в междометиях, о знаках препинания при междометиях

знать условия употребления знаков препинания при междометиях

уметь находить междометия в предложении

3 часа

10

Трудные случаи разграничения языковых явлений

.

Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по-прежнему – по прежнему, ввиду- в виду, стекло (гл.) – стекло (сущ.), что (мест.) – что (союз), обежать – обижать и т. п.

3 часа

11

Повторение изученного в 7 классе

6 часов

Учебно-тематический план  по русскому языку 7 класс

№ темы

Разделы,

темы

Кол-во часов

1

Язык как развивающееся явление

2 часа

    2  

Основные разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 кл)

43 часа

3

Текстоведение

17 часов

4

Наречие

44 часа

5

Самостоятельные и служебные части речи

2 час

6

Предлог

14 часов

7

Союз

19 часов

8

Частица

18 часов

9

Междометия и звукоподражательные слова

3 часа

10

Трудные случаи разграничения языковых явлений

3 часа

11

Повторение изученного в 7 классе

6 часов

Резерв

5 часов

Перечень контрольных мероприятий

№ п/п

Разделы

Формы контроля

Диктант

Тест

Изложение

Сочинение

Язык как развивающееся явление

1

Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах)

1

2

1

Текстоведение

1

1

Морфология. Наречие

1

1

3

Служебные части речи и междометия. Самостоятельные и служебные части речи

Предлог

2

Союз

1

1

1

Частица

1

1

Междометие

Омонимия разных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений

Повторение изученного в 7 классе

1

Литература. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку;
  2. Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.;
  3. Концепция модернизации Российского образования;
  4. Русский язык.Учебник для общеобразовательных учреждений изд. Мнемозина-2010.Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. Часть 1-3:
  5. И.П. Васильевых. Уроки русского языка в 7 классе: 2-е изд.- М.: Мнемозина  2010;
  6. Ожегов С. И.  Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.:
  7. Презентации к урокам.
  1. Компьютер.
  2. DVD
  3. Мультимедиапроектор.
  4. DVD-диски

                                                                                                             

                                                                                                         Приложение1.

Календарно-тематическое планирование курса «Русский язык»   7 класс

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Контроль

по плану

по факту

1

Наш язык.

 Исторические изменения русского языка

1

2.09.2013

2

Вводный контроль

1

2.09.2013

К.р. №1

Разделы лингвистики (повторение изученного в 5 – 6 классах)

3

Фонетика и орфоэпия. Звуки и буквы.

1

3.09.2013

4

Орфоэпия как раздел лингвистики. Звукопись.

1

5.09.2013

5

Словообразование самостоятельных частей речи.

Основные способы образования

1

5.09.2013

6

Основные способы образования существительных  и прилагательных. Омонимичные морфемы.

1

9.09.2013

7

Словообразование имён существительных и прилагательных

1

9.09.2013

8

Словообразование имён существительных и прилагательных

1

10.09.2013

9

Основные способы образования наречий

1

12.09.2013

10

Неморфемные способы образования слов

1

12.09.2013

11

Контрольная работа   диктант  с языковым анализом текста

1

16.09.2013

К.р. №2

12

Лексика и фразеология.

Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные.

1

16.09.2013

13

Переносное значение слова. Фразеологизмы.

1

17.09.2013

14

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

1

19.09.2013

15

Устаревшие слова.

1

19.09.2013

16.

Грамматика: морфология и синтаксис

Части речи. Изложение

1

23.09.2013

17

Именные части речи

1

23.09.2013

18

Именные части речи

1

24.09.2013

19

Глагол как часть речи

1

26.09.2013

20

Причастие и деепричастие как особые формы глагола.

1

26.09.2013

21

Причастные и деепричастные обороты

1

30.09.2013

22

Р/Р. Подготовка к сочинению «Гимн русской зиме»

сочинение по картинам  К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво» и  И.И.Шишкина «Зима»

1

30.09.2013

23

Синтаксис. Виды предложений

1

1.10.2013

24

Простое осложнённое предложение.

1

3.10.2013

25

Изложение  по  упр. 200

1

3.10.2013

26

§6. Разделы русской орфографии. Правописание морфем.

1

7.10.2013

27

Правописание морфем.

1

7.10.2013

28

Правописание морфем.

1

8.10.2013

29

Правописание н и ннв причастиях и отглагольных прилагательных

1

10.10.2013

30

Правописание н и ннв причастиях и отглагольных прилагательных

1

10.10.2013

31

Правописание н и нн в полных и кратких прилагательных и причастиях.

1

14.10.2013

32

Слитные, раздельные и дефисные написания.

1

14.10.2013

33

Правописание НЕ с причастиями

1

15.10.2013

34

 Разученный диктант с творческим заданием по упр.261

1

17.10.2013

35

Пунктуация. Разделы русской пунктуации. Знаки препинания внутри простого предложения.

1

17.10.2013

36

Предложения с обособленными членами

1

21.10.2013

37

Постановка знаков препинания перед союзом И. Предложения с прямой речью

1

21.10.2013

38

Изложение с творческим заданием (по упражнению 284)

1

22.10.2013

39

Культура речи. Правильное употребление имён существительных.

1

24.10.2013

40

Культура речи. Правильное употребление имён существительных.

1

24.10.2013

41

Правильное употребление имён прилагательных.

1

28.10.2013

42

Правильное употребление имён числительных.

1

28.10.2013

43

Правильное употребление  местоимений.

1

29.10.2013

44

45

46

Правильное употребление глаголов, причастий, деепричастий.

1

11.11.2013

47

Правильное употребление глаголов, причастий, деепричастий.

1

11.11.2013

48

Текстоведение. Текст как произведение речи.

1

12.11.2013

49

Этапы работы над сочинением

1

14.11.2013

50

Точность и логичность речи. Композиция текста.

1

14.11.2013

51

Виды связи предложений в тексте

1

18.11.2013

52

Р/Р. Подготовка к сочинению по картине А.А. Пластова «Первый снег».

1

18.11.2013

53

Языковые средства выразительности. Выразительность речи.

1

19.11.2013

54

Фонетические средства выразительности Выразительные возможности словообразования.

1

21.11.2013

55

Лексические средства выразительности.

1

21.11.2013

56

Лексические средства выразительности.

1

25.11.2013

57

 Морфологические средства выразительности.

1

25.11.2013

58

Морфологические средства выразительности.

1

26.11.2013

59

Синтаксические средства выразительности.

1

28.11.2013

60

Синтаксические средства выразительности.

1

28.11.2013

61

Рассуждение как тип речи.Общее содержание, композиционные особенности и основные средства оформления текстов-рассуждений

1

2.12.2013

62

Изложение-миниатюра

1

2.12.2013

63

Сочетание разных типов речи в тексте.Типы речи и их сочетание в тексте

1

3.12.2013

64

Типы речи и их сочетание в тексте

1

5.12.2013

65

Наречие. Наречие как часть речи

1

5.12.2013

66

Наречие как часть речи

1

9.12.2013

67

Разряды наречий. Сжатое изложение.

1

9.12.2013

68

Местоименные наречия

1

10.12.2013

69

Различение грамматических омонимов. Выразительные возможности наречий

1

12.12.2013

70

Слова категории состояния

1

12.12.2013

71

Разученный диктант с языковым заданием (по упр.508)

1

16.12.2013

72

Образование степеней сравнения наречий

1

16.12.2013

73

Образование степеней сравнения наречий

Р/Р. Обучающее  изложение по упр. 526.

1

17.12.2013

74

75

 Слитно, дефисное и раздельное написание наречий.

Слитно, дефисное и раздельное написание наречий.

1

1

19.12.2013

19.12.2013

76

Различение наречий и сходных по звучанию сочетаний

1

23.12.2013

77

Дефисное написание наречий

1

23.12.2013

78

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий

1

24.12.2013

79

Слитное и раздельное написание Не и НИ с наречиями.                                                            

1

26.12.2013

80

Слитное и раздельное написание Не и НИ с наречиями.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

1

26.12.2013

81

 Разученный диктант с творческим заданием

1

30.12.2013

82

Анализ диктанта

Работа над ошибками

1

30.12.2013

   83                                                                                                    

Правописание Н и НН

в наречиях на о(-е)

1

31.12.2013

84

Суффиксы – О и –А на конце наречий

1

14.01.2014

85

Буквы О и Ё на конце наречий после шипящих.

1

16.01.2014

86

Употребление Ь на конце наречий после шипящих.

1

16.01.2014

87

Употребление Ь на конце наречий после шипящих.

1

20.01.2014

88

89

Р/Р. Сжатое изложение по упр.587

2

20.01.2014

21.01.2014

90

Повторение и обобщение по теме «Правописание наречий»

1

23.01.2014

91

Повторение и обобщение по теме «Правописание наречий»

1

23.01.2014

92

Контрольная работа (диктант с языковым анализом) по теме «Правописание наречий».

1      

27.01.2014

К.р. №3

93

Анализ диктанта

Работа над ошибками

1                                                                                                                                                                          

27.01.2014

94

Наречие в словосочетании и предложении. Синтаксическая роль наречий

1

28.01.2014

95

Синтаксическая роль наречий

1

30.01.2014

96

Наречие в тексте. Функции наречий в тексте

1

30.01.2014

97

Функции наречий в тексте

3.02.2014

98

Правильное произношение наречий

3.02.2014

99

Правильное образование форм степеней сравнения наречий

1

4.02.2014

100

Лексические нормы

1

6.02.2014

101

102

Сжатое изложение (упр.640)

1

6.02.2014

1

10.02.2014

103

Повторение по теме «Наречие».

1

10.02.2014

104

Повторение по теме «Наречие».

1

11.02.2014

105

Контрольная работа №4  (зачёт) по теме «Наречие».

1

13.02.2014

106

Анализ контрольной работы

Работа над ошибками

1

13.02.2014

107

 Роль служебных частей речи. Служебные части речи

1

17.02.2014

К.р. №4

108

Служебные части речи

1

17.02.2014

109

Предлог как служебная часть речи.

1

18.02.2014

110

Предложное управление

1

20.02.2014

111

Грамматическое значение предлогов

1

20.02.2014

112

Грамматическое значение предлогов

1

24.02.2014

113

Сжатое изложение по упр.681

1

24.02.2014

114

Разряды предлогов по происхождению и по составу

1

25.02.2014

115

Разряды предлогов по происхождению и по составу

1

27.02.2014

116

Р/Р. Изложение по упр.695

1

27.02.2014

117

1

3.03.2014

118

 Правописание (слитное и раздельное)

производных предлогов.

1

3.03.2014

119

 Правописание (слитное и раздельное)

производных предлогов.

1

4.03.2014

120

 Роль предлогов в словосочетании и предложении

1

6.03.2014

121

Использование предлогов в соответствии со стилистической задачей

1

6.03.2014

122

Союз как служебная часть речи.

1

10.03.2014

123

 Разряды союзов по значению.

1

10.03.2014

124

Синтаксическая роль союза И

1

11.03.2014

125

Синтаксическая роль союза И

1

13.03.2014

126

Синтаксическая роль подчинительных союзов

1

13.03.2014

127

Р/Р. Сочинение по картине

 П.П. Кончаловского

 «Сирень в корзине»

1

17.03.2014

128

1

17.03.2014

129

Морфологический разбор союза

1

18.03.2014

130

Различение союзов и союзных слов

1

20.03.2014

131

Правописание составных союзов. Различение омофонов

1

20.03.2014

132

Правописание союзов разных разрядов

1

1.04.2014

133

Р/Р. Изложение ( по упр.773)

1

3.04.2014

134

1

3.04.2014

135

Союз в предложении и тексте. Группы союзов по употреблению.

1

7.04.2014

136

Выразительные возможности союза.

1

7.04.2014

137

Повторение и обобщение по теме «Союз».

1

8.04.2014

138

Повторение и обобщение по теме «Союз».

1

10.04.2014

139

Контрольная работа №5  (диктант с языковым анализом) по теме «Союз»

1

10.04.2014

К.р. №5

140

Анализ диктанта.

Работа над ошибками

1

14.04.2014

141

Частица как служебная часть речи

1

14.04.2014

142

Разряды частиц.

1

15.04.2014

143

Разряды частиц.

1

17.04.2014

144

 Раздельное и дефисное написание частиц.

1

17.04.2014

145

Правописание частиц НЕ и НИ.

1

21.04.2014

146

Правописание частиц НЕ и НИ.

1

21.04.2014

147

Слитное и раздельное написание частиц  НЕ и НИ со словами разных частей речи

1

22.04.2014

148

Слитное и раздельное написание частиц  НЕ и НИ со словами разных частей речи

1

24.04.2014

149

Р/Р. Изложение по упр  843

1

24.04.2014

150

1

28.04.2014

151

Частица в предложении и тексте. Роль частиц в речи

1

28.04.2014

152

Роль частиц в предложении и тексте

1

29.04.2014

153

Роль частиц в предложении и тексте

1

5.05.2014

154

Культура речи. Орфоэпические нормы

1

5.05.2014

155

Грамматические нормы

1

6.05.2014

156

Повторение и обобщение по теме «Служебные части речи»

1

8.05.2014

157

Контрольная работа №7 (диктант)  по теме «Служебные части речи»

1

8.05.2014

К.р. №6

158

Анализ диктанта.

Работа над ошибками

1

12.05.2014

159

 Междометие как часть речи

1

12.05.2014

160

Междометие как часть речи

1

13.05.2014

161

Звукоподражательные слова.

1

15.05.2014

162

Омонимия и многозначность.

1

15.05.2014

163

Использование омонимов как средства художественной выразительности

1

19.05.2014

164

Различение грамматических омонимов

1

19.05.2014

165

Различение грамматических омонимов

1

20.05.2014

166

 Орфография.  Нормы орфографии

1

22.05.2014

167

Орфография.  Нормы орфографии

1

22.05.2014

168

Итоговая контрольная работа

1

26.05.2014

К.р. №7

169

Пунктуация. Нормы пунктуации

1

26.05.2014

170

Пунктуация. Нормы пунктуации

1

27.05.2014

171

Языковой анализ текста

1

29.05.2014

172

Языковой анализ текста

1

29.05.2014

173-175

Резерв

Требования к уровню подготовки учащихся по русскому языку в  7 классе

Речевая деятельность.

Аудирование.

Адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; осознавать коммуникативную цель аудирования и в соответствии с ней организовывать свою работу; выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи; составлять план текста, полный или сжатый пересказ(устный или письменный);обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника.

Чтение.

Осознавать коммуникативную цель чтения и в соответствии с ней организовывать свою работу; дифференцировать известную информацию прочитанного текста; выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую; находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение; проводить маркировку текста(подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т. п.);составлять тезисный план исходного текста; владеть ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым видами чтения; прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух.

Говорение.

Сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства; создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана; формулировать выводы(резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения

упражнения и т. п.; размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и граммматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи(орфоэпические, интонационные); уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации.

Письмо.

Сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства; создавать собственные высказывания, , соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи; писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера; соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи(орфографические, пунктуационные); уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте; использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста; редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии.

Текстоведение.

Анализировать тексты с точки зрения их требованию точности и логичности речи; рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению

связного текста; устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с

иным типовым значением; определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте.

Фонетика и орфоэпия.

Проводить фонетический и орфоэпический разбор слов; правильно произносить широко

употребляемые наречия и служебные части речи; анализировать собственную и чужую

речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Морфемика и словообразование.

По типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов; определять способы образования слов разных частей речи; анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря; составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов(простые случаи); с помощью школьного этимологического словарика комментировать исторические изменения в морфемной структуре слов.

Лексикология и фразеология.

Соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами лексических

словарей; находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во

фразеологическом словаре; использовать синонимы как средство связей предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора; проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении.

Морфология.

Различать постоянные и непостоянные морфологическиепризнаки частей речи и проводить морфологический разбор всех частей речи; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи, использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведении синтаксического анализа предложения.

Орфография.

Владеть правильным способом применения изученных правил орфографии; учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания; аргументировать тезис о системном характере русской орфографии.

Синтаксис и пунктуация.

Составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме; определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи; различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи. Устно объяснять предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Вводный контроль №1

Осень на воде

Осень. Уже не хочется выкупаться, не тянет опуститься в воду. Подержишь палец в воде, а он стынет. Вода не замерзла, но жизнь в ней замирает! Водяные лилии опустились на дно. Лягушки зарылись в почву до весны. Окуни, ерши, лещики бродят стайками. На гладкой поверхности теплой воды иногда выскакивают пузыри.' Это-голодные рыбешки ждут, не упадет ли кузнечик или муха.

Ветер шевелит желтыми листочками. Вот какой-нибудь окажется в воде. Жадные рыбы схватят листочек, утащат в воду, но скоро он вынырнет обратно.'

А бросьте в воду горсточку крошек. Какая поднимется возня! Толкаются, кружатся, борются за пищу рыбки. Посмотришь через минуту и ничего не увидишь. Спокойна темная вода. (109 слов.)

Контрольная работа №2

Сидел я при свете лампы в лесной избушке. В окно постучали. Я поднял глаза и увидел бьющуюся в стекло ночную бабочку. Вдруг рядом с ней появилась морда кота. Глазища дикие, усы торчком. Прижав бабочку мягкой пятерней, сунул он под лапу розовый нос и зашевелил усами. Съел!

Я вышел во двор. Ночь темная и теплая. В луче света, падающего из окна, толкутся ночные насекомые: мотыльки, бабочки, комары. А в стороне носятся быстрые тени. Мелькнет что-то, потом слышится хруст, и, сверкая, летят бабочкины крылышки, падают жесткие надкрылья жуков. Летучие мыши разбойничают!

Из черного леса доносятся незнакомые голоса других ночных охотников. Лучше, пожалуй, в сторожку уйти!

Задания:

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите морфемный состав глагола зашевелил.
  3. Выпишите из первого абзаца причастия и деепричастии и проведите морфологический разбор.
  4. Проведите полный синтаксический разбор третьего предложения.
  5. Найдите во втором абзаце сложное предложение и  составьте схему.

Контрольная работа №3.

Контрольный диктант с языковым анализом текста по теме «правописание наречий».

Пушок.

Однажды зимой собрался я на санках кататься и взял  с собой ручного ежика Пушка. Постелил в ящичек сена, посадил туда ежа и сверху тоже сеном накрыл.

Накатался я досыта и повез санки с ежом домой.

Вдруг навстречу ребята. Я поскорее поставил санки и побежал к друзьям.

О Пушке я вспомнил только на следующий день. Очень напугался и сразу бросился в сарай.  Мой Пушок, свернувшись, лежал в ящичке и не двигался.  Замерз! Закопали мы ящичек в снег и долго горевали о бедном ежике.

Пришла весна. Как-то утром гулял я  в саду. Весной там особенно хорошо. Вдруг в куче прошлогодних листьев что-то зашевелилось, и оттуда показалась знакомая мордочка. Пушок!

Подняв с земли оттаявший ящичек, в котором Пушок благополучно проспал всю зиму, я посадил туда ежика и торжественно принес домой.

Задания.

  1. Выпишите из предложений первого абзаца все наречия и укажите их разряды.
  2. Запишите наречия досыта, сразу, долго, утром в составе словообразовательных пар. Укажите в скобках способ образования этих наречий.
  3. В предложении Весной там особенно хорошо подчеркните все слова как члены предложения и укажите их частеречную принадлежность.
  4. Проведите синтаксический разбор предложения  Я поскорее поставил санки и побежал к друзьям

Контрольная работа №4.

Зачет по теме «Наречие».

Задание1.

Запишите слова пол диктовку.

Позавчера, вдвоем, надвое, вручную, напропалую, исподтишка, исподлобья, невмоготу, по одному, поодиночке, из-под мышек, из-за границы, вдребезги, всмятку, настежь, не по-русски, по-французски, точь-в-точь, чуть-чуть, волей-неволей, неоткуда, досуха, влево, вправо, невтерпеж, навзничь, не жаль, понемногу, свежо, негодующе.

Задание 2.

Запишите предложения, раскрывая скобки. Укажите какими частями речи являются слова с пропусками.

  1. Соседка назвала меня по имени, (по)этому (в)первые минуты разговора я размышлял, (от)куда ей известно, как меня зовут. Мои родители давно не жили (по)этому адресу, а я (в)первые приехал сюда, чтобы выполнить  да(н,нн)ое  мне поручение.
  2. Собач…ка  забилась в угол – животное было испуга(н,нн)о раскатом грома. Мальчик ипуга(н,нн)о уговаривал своего иаленького друга.

Задание 3.

Запишите предложения.  Укажите, какой частью речи и каким членом предложения  являются грамматические омонимы. Укажите их морфемный состав.

  1. Мороженое кончилось, и стало всем грустно.
  2. Сторож заглянул в пустой чайник и грустно присвистнул.
  3. Лицо Вареньки было грустно.

Задание 4.  Составьте три   сложносочиненных предложения, используя данное сочетание слов в качестве главной части и присоединяя придаточные с помощью относительных наречий.

Приятель с интересом посмотрел на меня и спросил …

Задание 5.

Спишите текст, заменяя слова в скобках образованными от них  наречиями и словами состояния. Выделите словообразующие морфемы.

(Утро, весенний, яркий) светило солнце, и (раз) стало на душе (светлый и радостный).  (несмелый) пробивалась первая травка, и (звонкий) щебетали птицы, (свой) радуясь приближению весны. Ребята (нетерпеливый) ждут, когда (конец) можно будет оставить (дом) надоевшие (зима) тяжелые теплые вещи и (легкий) отправиться (куда) с друзьями.

Задание 6.

Проведите синтаксический разбор последнего предложения восстановленного текста (задание 5).

Контрольная работа №5.

Контрольный диктант с языковым анализом текста по теме «Союз».

Первые мореплаватели, увидевшие пингвинов в Антарктиде, чуть не приняли их за толпу людей, одетых во фраки и белоснежные манишки!

Ученые специально приезжали в суровую Антарктиду, чтобы побольше узнать об этих необычных птицах.

Пингвины замечательно приспособлены к суровым условиям. Питаются они рыбой, а также кальмарами.

В ледяной воде их неуклюжее тело превращается в стремительную гибкую торпеду. Иногда пингвин так разгоняется, что вылетает из воды на лёд, как будто камешек из рогатки.

В полярную ночь мамы-пингвинихи приносят в дом полукилограммовое яйцо, а папы-пингвины вынашивают его в течение двух месяцев. Но мамы тоже проявляют заботу: запасают пищу. Если надо передать драгоценное яйцо пингвинихе, отец быстро выкатывает его на снег, а мать так же быстро скрывает его в тёплом гнёздышке на своём животе.

Задания к диктанту

  1. Озаглавьте текст.
  1. Постройте схемы предложений (1 вариант - «Учёные специально приезжали...»; 2 вариант- «В полярную ночь...»).
  2. Объясните графически (или словами) правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ и местоимений, наречий с частицей ЖЕ.
  1. Произведите морфологический разбор одного предлога и одного союза.

Контрольная работа №6.

 Зачет по теме «Служебные части речи».

Задания.

  1. Запишите текст под диктовку.

Тихая заря только занималась над землей.  На краю неба еще догорали звезды. «Рань-то какая!»- подумала Варюша и потихоньку пошла  прямо босиком через поле к лесу.

Около опушки Варюша остановилась. Как ни прислушивалась,  все-таки не могла понять, что звенит в лесу.  Ей показалось  как будто кто-то осторожно трогает колокольчики. Кто-то невидимый прошел мимо Варюши, навстречу ему полетела кукушка. «Кто же это прошел? А я и не разглядела!»- подумала Варюша. Она не догадывалась, что мимо прошла весна.

  1. Найдите в тексте все частицы и заключите их в ромбы.
  2. Выпишите из  второго абзаца текста  все словосочетания с предложным управлением.
  3. Найдите во втором абзаце текста сложные предложения, части котороых связаны с помощью союзов. Составьте схемы этих предложений, укажите средства связи.
  4. Во втором предложении второго абзаца подчеркните все слова как члены предложения.
  5. Найдите в тексте союз, который использован как средство связи предложений. Заключите этот союз в кружок.
  6. Из третьего предложения текста выпишите все слова служебных частей речи и проведите морфологический разбор каждого из них.

Итоговая контрольная №7.

Диктант с языковым анализом текста по итогам года

Задания

  1. Запишите под диктовку текст.

Летом наш старый дом просто утопал в зелени.  Стоило хотя бы приоткрыть окно, и комнату врывались ветки сирени. Даже в солнечные дни в квартире царил зеленый полумрак, потому что лучи не проникали сквозь густые заросли дикого винограда, оплетавшего стены дома и закрывавшего окна.

Сразу за кустами сирени росли молоденькие деревца: черемуха, рябина, серебристый тополь. А над ними возвышалась могучая старая ветла, и ее гибкие длинные ветви спускались на низенькую крышу нашего дома.

Трудно было поверить, что дом наш в Москве, что в нескольких шагах автобусы и трамваи. А в доме стояла тишина. Удивительная, иногда даже неправдоподобная. Особенно ночью.

Но однажды ночью я услышал  осторожный стук.

  1. Найдите в первом предложении наречие и укажите его морфемный состав.
  2. Из третьего предложения текста выпишите производный предлог  и проведите его морфологический разбор.
  3. В первом абзаце текста укажите все частицы.
  4. Из второго предложения текста выпишите союз и проведите его морфологический разбор.
  5. Составьте схему третьего предложения.
  6. Проведите синтаксический разбор последнего предложения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Рабочая программа по русскому языку. 5класс к учебнику Т. Ладыженской

Рабочая программа по русскому языку 5класс к учебнику Т. Ладыженской, рассчитан на 238  часов....

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

5 класс рабочая программа по русскому языку ФГОС к учебнику Ладыженской...

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, расписаны предметный, метапредметные и личностные цели - результаты. Автор рабочей программы Дубовик Н.В. ...

Рабочая программа по русскому языку (ФГОС) К учебнику Е.А. Быстровой (5 класс)

Рабочая программа разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), Примерной программы «Русский язык» 5—9классы» и Программ...