Рабочая программа по русскому языку - 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта и Программы основного общего образования по русскому языку для 7 класса (авторы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И.Львова и др. // Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы.М: Дрофа, 2005). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; содержание учебного предмета; требования к уровню усвоения; требования к оценке знаний учащихся; приложения: календарно-тематического планирования.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коллективно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 7 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Уточнены и приведены в систему умения связной речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы.
Речевая направленность курса усилена также и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы. Предусматривается систематическая работа над орфоэпической грамотной речью. Помимо указанных особенностей курса, следует отметить следующие: 7 класс имеет морфолого-орфографическую направленность, хотя и включает в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование, и строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VII классе – 170 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 7 класса.
К концу 7 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
- по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;
- по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
- по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
- по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать сова с изученными орфограммами;
- по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять изученные в 5-7 классах знаки препинания.
- Основные речевые умения:
- Чтение. Выразительно читать текст публицистического стиля.
- Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой порядок слов в предложениях текста; выделять в тексте описание состояния человека; находить части текста и отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний и пр.
- Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи.
- Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания разговорного, художественного и публицистического стилей речи, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей. Писать сочинение-описание внешности и состояния человека, характеристику человека, сочинение- рассуждение на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметку в газету, отчет о работе.
- Совершенствование текста. С учетом стиля речи совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного и публицистического стиля языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 7-го класса
Дата | №, п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | |||
Практические | Контрольные | Развитие речи | Примечание | ||||
I ЧЕТВЕРТЬ | |||||||
I неделя 02.09 – 06.09 | |||||||
1 | Изменятся ли язык с течением времени. | 1 | |||||
2 | Что мы знаем о речи, ее стилях и типах. | 1 | р/р1 | ||||
3 | Что мы знаем о речи, ее стилях и типах. | 1 | р/р2 | ||||
4 | Фонетика и орфоэпия. | 1 | |||||
5 | Фонетика и орфоэпия. | 1 | Урок практикум. | ||||
II неделя 09.09 – 13.09 | |||||||
6 | Фонетика и орфоэпия. | 1 | Урок практикум. | ||||
7 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. | 1 | |||||
8 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. | 1 | |||||
9 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. | 1 | Урок практикум. | ||||
10 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. | 1 | Урок практикум. | ||||
III неделя 16.09 – 20.09 | |||||||
11 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. | 1 | Урок практикум. | ||||
12 | Способы и средства связи предложений в тексте. | 1 | р/р3 | ||||
13 | Способы и средства связи предложений в тексте. | 1 | р/р4 | ||||
14 | Изложение. | 1 | р/р5 | ||||
15 | Проверочная работа по темам «Морфемика и словообразование», Фонетика и орфоэпия». | 1 | Контрольная работа №1 | ||||
IV неделя 23.09 – 27.09 | |||||||
16 | Анализ проверочной работы. | 1 | |||||
17 | Правописание: орфография и пунктуация. | 1 | |||||
18 | Разделительные ъ и ь знаки. | 1 | |||||
19 | Буква ь для обозначения мягкости согласного. | 1 | |||||
20 | Буква ь как показатель грамматической формы. | 1 | |||||
V неделя 30.09 – 04.10 | |||||||
21 | Буквы о – ё после шипящих и ц. | 1 | |||||
22 | Публицистический стиль речи. | 1 | р/р6 | ||||
23 | Правописание приставок. | 1 | |||||
24 | Орфограммы в корнях слов. | 1 | |||||
25 | Орфограммы в корнях слов. | 1 | Урок практикум. | ||||
VI неделя 07.10 – 11.10 | |||||||
26 | Правописание суффиксов. | 1 | |||||
27 | Правописание суффиксов. | 1 | Урок практикум. | ||||
28 | Проверочный диктант. | 1 | Контрольная работа №2 | ||||
29 | Правописание окончаний. | 1 | |||||
30 | Правописание окончаний. | 1 | |||||
VII неделя 14.10 – 18.10 | |||||||
31 | Стили речи. Публицистический стиль. | 1 | р/р7 | ||||
32 | Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. | 1 | |||||
33 | Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. | 1 | |||||
34 | Не и ни в отрицательных местоимениях. | 1 | |||||
35 | Употребление дефиса. | 1 | |||||
VIII неделя 21.10 – 25.10 | |||||||
36 | Словарное богатство русского языка. | 1 | |||||
37 | Словарное богатство русского языка. | 1 | |||||
38 | Грамматика: морфология и синтаксис. | 1 | |||||
39 | Грамматика: морфология и синтаксис. | 1 | |||||
40 | Контрольный диктант по правописанию и грамматике. | 1 | Контрольная работа №3 | ||||
II ЧЕТВЕРТЬ | |||||||
I неделя 04.11 – 08.11 | |||||||
41 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | |||||
42 | Публицистический стиль. Заметка в газету. | 1 | р/р8 | ||||
43 | Публицистический стиль. Заметка в газету. | 1 | р/р9 | ||||
44 | Контрольное изложение. | 1 | Контрольная работа №4 | ||||
45 | Анализ контрольного изложения. | 1 | |||||
II неделя 11.11 – 15.11 | |||||||
46 | Какие слова являются наречиями. | 1 | |||||
47 | Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи. | 1 | Урок практикум. | ||||
48 | Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи. | 1 | Урок практикум. | ||||
49 | Разряды наречий по значению. | 1 | |||||
50 | Разряды наречий по значению. | 1 | |||||
III неделя 18.11 – 22.11 | |||||||
51 | Степени сравнения наречий. | 1 | |||||
52 | Степени сравнения наречий. | 1 | Урок практикум. | ||||
53 | Сочинение. | 1 | р/р10 | ||||
54 | Морфологический разбор наречия. | 1 | Урок практикум. | ||||
55 | Словообразование наречий. | 1 | |||||
IV неделя 25.11 – 29.11 | |||||||
56 | Словообразование наречий. | 1 | |||||
57 | Словообразование наречий. | 1 | |||||
58 | Правописание наречий, образованных от имен существительных. | 1 | |||||
59 | Правописание наречий, образованных от имен существительных. | 1 | Урок практикум. | ||||
60 | Не в наречиях на –о, –е. | 1 | |||||
V неделя 02.12 – 06.12 | |||||||
61 | Рассуждение-размышление в публицистическом стиле. | 1 | р/р11 | ||||
62 | Буквы н и нн в наречиях на –о. –е. | 1 | |||||
63 | Буквы н и нн в наречиях на –о. –е. | 1 | Урок практикум. | ||||
64 | Буквы о – е на конце наречий после шипящих. | 1 | |||||
65 | Рассуждение-размышление в публицистическом стиле. | 1 | р/р12 | ||||
VI неделя 09.12 – 13.12 | |||||||
66 | Контрольное сочинение. | 1 | Контрольная работа №5 | ||||
67 | Анализ контрольного сочинения. | 1 | |||||
68 | Буквы о – а на концах наречий. | 1 | |||||
69 | Дефис в наречиях. | 1 | |||||
70 | Дефис в наречиях. | 1 | |||||
VII неделя 16.12 – 20.12 | |||||||
71 | Не и ни в отрицательных наречиях. | 1 | |||||
72 | Буква ь на конце наречий после шипящих. | 1 | |||||
73 | Описание состояния человека. | 1 | р/р13 | ||||
74 | Описание состояния человека. | 1 | р/р14 | ||||
75 | Употребление наречий в речи. | 1 | |||||
VIII неделя 23.12 – 27.12 | |||||||
76 | Употребление наречий в речи. | 1 | |||||
77 | Произношение наречий. | 1 | |||||
78 | Произношение наречий. | 1 | |||||
79 | Повторение и обращение изученного о наречии. | 1 | Урок практикум. | ||||
80 | Обучающий тест по теме «Наречие». | 1 | Урок практикум. | ||||
III ЧЕТВЕРТЬ | |||||||
I неделя 13.01 – 17.01 | |||||||
81 | Анализ теста. | 1 | |||||
82 | Контрольный диктант по теме «Наречие». | 1 | Контрольная работа №6 | ||||
83 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | |||||
84 | Комплексный анализ текста. | 1 | Урок практикум. | ||||
85 | Предлог как часть речи. Разряды предлогов. | 1 | |||||
II неделя 20.01 – 24.01 | |||||||
86 | Предлог как часть речи. Разряды предлогов. | 1 | Урок практикум. | ||||
87 | Предлог как часть речи. Разряды предлогов. | 1 | Урок практикум. | ||||
88 | Правописание предлогов. | 1 | |||||
89 | Правописание предлогов. | 1 | |||||
90 | Правописание предлогов. | 1 | |||||
III неделя 27.01 – 31.01 | |||||||
91 | Порядок слов в спокойной монологической речи. | 1 | р/р15 | ||||
92 | Порядок слов в спокойной монологической речи. | 1 | р/р16 | ||||
93 | Употребление предлогов в речи. | 1 | |||||
94 | Употребление предлогов в речи. | 1 | Урок практикум. | ||||
95 | Употребление предлогов в речи. | 1 | Урок практикум. | ||||
IV неделя 03.02 – 07.02 | |||||||
96 | Порядок слов в спокойной монологической речи. | 1 | р/р17 | ||||
97 | Порядок слов в спокойной монологической речи. | 1 | р/р18 | ||||
98 | Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи. | 1 | р/р19 | ||||
99 | Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи. | 1 | р/р20 | ||||
100 | Контрольное изложение. | 1 | Контрольная работа №7 | ||||
V неделя 10.02 – 14.02 | |||||||
101 | Контрольное изложение. | 1 | Контрольная работа №7 | ||||
102 | Союз как часть речи. Разряды союзов. | 1 | |||||
103 | Союз как часть речи. Разряды союзов. | 1 | Урок практикум. | ||||
104 | Союз как часть речи. Разряды союзов. | 1 | Урок практикум. | ||||
105 | Правописание союзов. | 1 | |||||
VI неделя 17.02 – 21.02 | |||||||
106 | Правописание союзов. | 1 | |||||
107 | Правописание союзов. | 1 | |||||
108 | Описание внешности человека. | 1 | р/р21 | ||||
109 | Сочинение. | 1 | р/р22 | ||||
110 | Употребление союзов в простых и сложных предложениях. | 1 | |||||
VII неделя 24.02 – 28.02 | |||||||
111 | Употребление союзов в простых и сложных предложениях. | 1 | Урок практикум. | ||||
112 | Контрольный диктант по теме «Правописание союзов и предлогов. | 1 | Контрольная работа №8 | ||||
113 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | |||||
114 | Описание внешности человека. | 1 | р/р23 | ||||
115 | Описание внешности человека. | 1 | р/р24 | ||||
VIII неделя 03.03 – 07.03 | |||||||
116 | Подготовка к сочинению «Описание человека». | 1 | р/р25 | ||||
117 | Контрольное сочинение «Описание человека». | 1 | Контрольная работа №9 | ||||
118 | Частица как часть речи. Разряды частиц. | 1 | |||||
119 | Частица как часть речи. Разряды частиц. | 1 | |||||
120 | Частица как часть речи. Разряды частиц. | 1 | |||||
IX неделя 10.03 – 14.03 | |||||||
121 | Правописание частиц. | 1 | |||||
122 | Правописание частиц. | 1 | |||||
123 | Правописание частиц. | 1 | |||||
124 | Правописание частиц. | 1 | Урок практикум. | ||||
125 | Правописание частиц. | 1 | Урок практикум. | ||||
X неделя 17.03 – 21.03 | |||||||
126 | Изложение. | 1 | р/р26 | ||||
127 | Употребление частиц в речи. | 1 | |||||
128 | Употребление частиц в речи. | 1 | |||||
129 | Употребление частиц в речи. | 1 | Урок практикум. | ||||
130 | Употребление частиц в речи. | 1 | Урок практикум. | ||||
XI неделя 24.03 – 28.03 | |||||||
131 | Произношение предлогов, союзов, частиц. | 1 | |||||
132 | Произношение предлогов, союзов, частиц. | 1 | Урок практикум. | ||||
133 | Произношение предлогов, союзов, частиц. | 1 | Урок практикум. | ||||
134 | Сжатое изложение. | 1 | р/р27 | ||||
135 | Сжатое изложение. | 1 | р/р28 | ||||
IV ЧЕТВЕРТЬ | |||||||
I неделя 07.04 – 11.04 | |||||||
136 | Защита исследовательских проектов. | 1 | |||||
137 | Междометия. | 1 | |||||
138 | Междометия. | 1 | |||||
139 | Междометия. | 1 | |||||
140 | Междометия. | 1 | |||||
II неделя 14.04 – 18.04 | |||||||
141 | Характеристика человека. | 1 | р/р29 | ||||
142 | Звукоподражательные слова. | 1 | |||||
143 | Звукоподражательные слова. | 1 | Урок практикум. | ||||
144 | Омонимия слов разных частей речи. | 1 | |||||
145 | Омонимия слов разных частей речи. | 1 | |||||
III неделя 21.04 – 25.04 | |||||||
146 | Омонимия слов разных частей речи. | 1 | |||||
147 | Омонимия слов разных частей речи. | 1 | |||||
148 | Омонимия слов разных частей речи. | 1 | |||||
149 | Контрольный диктант по теме «Правописание частиц и междометий». | 1 | Контрольная работа №10 | ||||
150 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | |||||
IV неделя 28.04 – 02.05 | |||||||
151 | Характеристика человека. | 1 | р/р30 | ||||
152 | Характеристика человека. | 1 | р/р31 | ||||
153 | Повторение и обобщение по теме «Характеристика человека». Сочинение | 1 | р/р32 | ||||
154 | Повторение и обобщение по теме «Характеристика человека». Сочинение | 1 | р/р33 | ||||
155 | Контрольное изложение | 1 | Контрольная работа №11 | ||||
V неделя 05.05 – 09.05 | |||||||
156 | Анализ контрольного изложения. | 1 | |||||
157 | Фонетика. Орфоэпия. | 1 | |||||
158 | Фонетика. Орфоэпия. | 1 | |||||
159 | Состав слова и словообразование. | 1 | |||||
160 | Состав слова и словообразование. | 1 | |||||
VI неделя 12.05 – 16.05 | |||||||
161 | Лексика и фразеология. | 1 | |||||
162 | Лексика и фразеология. | 1 | |||||
163 | Грамматика: морфология и синтаксис. | 1 | |||||
164 | Орфография. Пунктуация. | 1 | |||||
165 | Итоговый тест за курс 7 класса. | 1 | Контрольная работа №12 | ||||
VII неделя 19.05 – 23.05 | |||||||
166 | Стили и типы речи. | 1 | р/р34 | ||||
167 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | Контрольная работа №13 | ||||
168 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | |||||
169 | Резервный урок | 1 | |||||
170 | Резервный урок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....