Рабочая программа по русскому языку - 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Цыкунова Виктория Анатольевна

Рабочая программа по русскому языку - 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_7_klass.doc398 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта и Программы основного общего образования по русскому языку для 7 класса (авторы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И.Львова и др. // Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы.М: Дрофа, 2005).   Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; содержание учебного предмета; требования к уровню усвоения; требования к оценке знаний учащихся; приложения: календарно-тематического планирования.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коллективно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 7 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Уточнены и приведены в систему умения связной речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса  к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы.

Речевая направленность курса усилена также и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы. Предусматривается систематическая работа над орфоэпической грамотной речью. Помимо указанных особенностей курса, следует отметить следующие: 7 класс имеет морфолого-орфографическую направленность, хотя и включает в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование, и строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения  и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VII классе – 170 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка  7 класса.

К концу 7 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
  • по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;
  • по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
  • по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
  • по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать сова с изученными орфограммами;
  • по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять изученные в 5-7 классах знаки препинания.
  • Основные речевые умения:
  • Чтение. Выразительно читать текст публицистического стиля.
  • Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой порядок слов в предложениях текста; выделять в тексте описание состояния человека; находить части текста и отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний и пр.
  • Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи.
  • Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания разговорного, художественного и публицистического стилей речи, раскрывая  в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей. Писать сочинение-описание внешности и состояния человека, характеристику человека, сочинение- рассуждение на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметку в газету, отчет о работе.
  • Совершенствование текста. С учетом стиля речи совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя  в высказываниях разговорного, художественного и публицистического стиля языковые и речевые средства,  в том числе обратный порядок слов.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 7-го класса

Дата

№, п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Практические

Контрольные

Развитие речи

Примечание

I ЧЕТВЕРТЬ

I неделя 02.09 – 06.09

1

Изменятся ли язык с течением времени.

1

2

Что мы знаем о речи, ее стилях и типах.

1

р/р1

3

Что мы знаем о речи, ее стилях и типах.

1

р/р2

4

Фонетика и орфоэпия.

1

5

Фонетика и орфоэпия.

1

Урок практикум.

II неделя 09.09 – 13.09

6

Фонетика и орфоэпия.

1

Урок практикум.

7

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.

1

8

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.

1

9

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.

1

Урок практикум.

10

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.

1

Урок практикум.

III неделя 16.09 – 20.09

11

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.

1

Урок практикум.

12

Способы и средства связи предложений в тексте.

1

р/р3

13

Способы и средства связи предложений в тексте.

1

р/р4

14

Изложение.

1

р/р5

15

Проверочная работа по темам «Морфемика и словообразование», Фонетика и орфоэпия».

1

Контрольная работа №1

IV неделя 23.09 – 27.09

16

Анализ проверочной работы.

1

17

Правописание: орфография и пунктуация.

1

18

Разделительные ъ и ь знаки.

1

19

Буква ь для обозначения мягкости согласного.

1

20

Буква ь как показатель грамматической формы.

1

V неделя 30.09 – 04.10

21

Буквы о – ё после шипящих и ц.

1

22

Публицистический стиль речи.

1

р/р6

23

Правописание приставок.

1

24

Орфограммы в корнях слов.

1

25

Орфограммы в корнях слов.

1

Урок практикум.

VI неделя 07.10 – 11.10

26

Правописание суффиксов.

1

27

Правописание суффиксов.

1

Урок практикум.

28

Проверочный диктант.

1

Контрольная работа №2

29

Правописание окончаний.

1

30

Правописание окончаний.

1

VII неделя 14.10 – 18.10

31

Стили речи. Публицистический стиль.

1

р/р7

32

Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

1

33

Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

1

34

 Не и ни в отрицательных местоимениях.

1

35

Употребление дефиса.

1

VIII неделя 21.10 – 25.10

36

Словарное богатство русского языка.

1

37

Словарное богатство русского языка.

1

38

Грамматика: морфология и синтаксис.

1

39

Грамматика: морфология и синтаксис.

1

40

Контрольный диктант по правописанию и грамматике.

1

Контрольная работа №3

II ЧЕТВЕРТЬ

I неделя 04.11 – 08.11

41

Анализ контрольного диктанта.

1

42

Публицистический стиль. Заметка в газету.

1

р/р8

43

Публицистический стиль. Заметка в газету.

1

р/р9

44

Контрольное изложение.

1

Контрольная работа №4

45

Анализ контрольного изложения.

1

II неделя 11.11 – 15.11

46

Какие слова являются наречиями.

1

47

Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи.

1

Урок практикум.

48

Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи.

1

Урок практикум.

49

Разряды наречий по значению.

1

50

Разряды наречий по значению.

1

III неделя 18.11 – 22.11

51

Степени сравнения наречий.

1

52

Степени сравнения наречий.

1

Урок практикум.

53

Сочинение.

1

р/р10

54

Морфологический разбор наречия.

1

Урок практикум.

55

Словообразование наречий.

1

IV неделя 25.11 – 29.11

56

Словообразование наречий.

1

57

Словообразование наречий.

1

58

Правописание наречий, образованных от имен существительных.

1

59

Правописание наречий, образованных от имен существительных.

1

Урок практикум.

60

Не в наречиях на –о, –е.

1

V неделя 02.12 – 06.12

61

Рассуждение-размышление в публицистическом стиле.

1

р/р11

62

Буквы н и нн в наречиях на –о. –е.

1

63

Буквы н и нн в наречиях на –о. –е.

1

Урок практикум.

64

Буквы о – е на конце наречий после шипящих.

1

65

Рассуждение-размышление в публицистическом стиле.

1

р/р12

 VI неделя 09.12 – 13.12

66

Контрольное сочинение.

1

Контрольная работа №5

67

Анализ контрольного сочинения.

1

68

Буквы о – а на концах наречий.

1

69

Дефис в наречиях.

1

70

Дефис в наречиях.

1

VII неделя 16.12 – 20.12

71

Не и ни в отрицательных наречиях.

1

72

Буква ь на конце наречий после шипящих.

1

73

Описание состояния человека.

1

р/р13

74

Описание состояния человека.

1

р/р14

75

Употребление наречий в речи.

1

VIII неделя 23.12 – 27.12

76

Употребление наречий в речи.

1

77

Произношение наречий.

1

78

Произношение наречий.

1

79

Повторение и обращение изученного о наречии.

1

Урок практикум.

80

Обучающий тест по теме «Наречие».

1

Урок практикум.

III ЧЕТВЕРТЬ

I неделя 13.01 – 17.01

81

Анализ теста.

1

82

Контрольный диктант по теме «Наречие».

1

Контрольная работа №6

83

Анализ контрольного диктанта.

1

84

Комплексный анализ текста.

1

Урок практикум.

85

Предлог как часть речи. Разряды предлогов.

1

II неделя 20.01 – 24.01

86

Предлог как часть речи. Разряды предлогов.

1

Урок практикум.

87

Предлог как часть речи. Разряды предлогов.

1

Урок практикум.

88

Правописание предлогов.

1

89

Правописание предлогов.

1

90

Правописание предлогов.

1

III неделя 27.01 – 31.01

91

Порядок слов в спокойной монологической речи.

1

р/р15

92

Порядок слов в спокойной монологической речи.

1

р/р16

93

Употребление предлогов в речи.

1

94

Употребление предлогов в речи.

1

Урок практикум.

95

Употребление предлогов в речи.

1

Урок практикум.

IV неделя 03.02 – 07.02

96

Порядок слов в спокойной монологической речи.

1

р/р17

97

Порядок слов в спокойной монологической речи.

1

р/р18

98

Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи.

1

р/р19

99

Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи.

1

р/р20

100

Контрольное изложение.

1

Контрольная работа №7

V неделя 10.02 – 14.02

101

Контрольное изложение.

1

Контрольная работа №7

102

Союз как часть речи. Разряды союзов.

1

103

Союз как часть речи. Разряды союзов.

1

Урок практикум.

104

Союз как часть речи. Разряды союзов.

1

Урок практикум.

105

Правописание союзов.

1

VI неделя 17.02 – 21.02

106

Правописание союзов.

1

107

Правописание союзов.

1

108

Описание внешности человека.

1

р/р21

109

Сочинение.

1

р/р22

110

Употребление союзов в простых и сложных предложениях.

1

VII неделя 24.02 – 28.02

111

Употребление союзов в простых и сложных предложениях.

1

Урок практикум.

112

Контрольный диктант по теме «Правописание союзов и предлогов.

1

Контрольная работа №8

113

Анализ контрольного диктанта.

1

114

Описание внешности человека.

1

р/р23

115

Описание внешности человека.

1

р/р24

VIII неделя 03.03 – 07.03

116

Подготовка к сочинению «Описание человека».

1

р/р25

117

Контрольное сочинение «Описание человека».

1

Контрольная работа №9

118

Частица как часть речи. Разряды частиц.

1

119

Частица как часть речи. Разряды частиц.

1

120

Частица как часть речи. Разряды частиц.

1

IX неделя 10.03 – 14.03

121

Правописание частиц.

1

122

Правописание частиц.

1

123

Правописание частиц.

1

124

Правописание частиц.

1

Урок практикум.

125

Правописание частиц.

1

Урок практикум.

X неделя 17.03 – 21.03

126

Изложение.

1

р/р26

127

Употребление частиц в речи.

1

128

Употребление частиц в речи.

1

129

Употребление частиц в речи.

1

Урок практикум.

130

Употребление частиц в речи.

1

Урок практикум.

XI неделя 24.03 – 28.03

131

Произношение предлогов, союзов, частиц.

1

132

Произношение предлогов, союзов, частиц.

1

Урок практикум.

133

Произношение предлогов, союзов, частиц.

1

Урок практикум.

134

Сжатое изложение.

1

р/р27

135

Сжатое изложение.

1

р/р28

IV ЧЕТВЕРТЬ

I неделя 07.04 – 11.04

136

Защита исследовательских проектов.

1

137

Междометия.

1

138

Междометия.

1

139

Междометия.

1

140

Междометия.

1

II неделя 14.04 – 18.04

141

Характеристика человека.

1

р/р29

142

Звукоподражательные слова.

1

143

Звукоподражательные слова.

1

Урок практикум.

144

Омонимия слов разных частей речи.

1

145

Омонимия слов разных частей речи.

1

III неделя 21.04 – 25.04

146

Омонимия слов разных частей речи.

1

147

Омонимия слов разных частей речи.

1

148

Омонимия слов разных частей речи.

1

149

Контрольный диктант по теме «Правописание частиц и междометий».

1

Контрольная работа №10

150

Анализ контрольного диктанта.

1

IV неделя 28.04 – 02.05

151

Характеристика человека.

1

р/р30

152

Характеристика человека.

1

р/р31

153

Повторение и обобщение по теме «Характеристика человека». Сочинение

1

р/р32

154

Повторение и обобщение по теме «Характеристика человека». Сочинение

1

р/р33

155

Контрольное изложение

1

Контрольная работа №11

V неделя 05.05 – 09.05

156

Анализ контрольного изложения.

1

157

Фонетика. Орфоэпия.

1

158

Фонетика. Орфоэпия.

1

159

Состав слова и словообразование.

1

160

Состав слова и словообразование.

1

VI неделя 12.05 – 16.05

161

Лексика и фразеология.

1

162

Лексика и фразеология.

1

163

Грамматика: морфология и синтаксис.

1

164

Орфография. Пунктуация.

1

165

Итоговый тест за курс 7 класса.

1

Контрольная работа №12

VII неделя 19.05 – 23.05

166

Стили и типы речи.

1

р/р34

167

Итоговый контрольный диктант.

1

Контрольная работа №13

168

Анализ контрольного диктанта.

1

169

Резервный урок

1

170

Резервный урок.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....