конспект урока по литературе по теме "Былины"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Конспект урока предназначен для учащихся 7 класса. Урок проводится с использованием презентации, которая поможет учителю более полно раскрыть изучаемую тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_7_klass_byliny.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе
для учащихся 7 класса по теме «Былины»
подготовила учитель русского языка и литературы
Балмасова Ольга Юрьевна
Санкт-Петербург
2012 год
Тип урока : урок изучения новых знаний
Цель: сформировать у учащихся представление о былине как об особом жанре устного народного творчества.
Задачи:
- Изучить историю возникновения былин;
- Познакомить учащихся с героями былин;
- Выявить основные особенности былин (напевность, повторы, устойчивые эпитеты);
- развивать умение составлять опорный конспект по теме;
- воспитывать любовь к народному творчеству, к русской словесности.
Оборудование: компьютер, мультимедиа установка, презентация, аудиозапись былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
Ход урока
Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку
Обобщение имеющихся знаний (фронтальный опрос)
Ребята, мы с вами изучали устное народное творчество в 5 и 6 классах.
Давайте вспомним, что такое фольклор?
Какие жанры фольклора мы знаем?
Какие личностные качества воспеваются в произведениях устного народного творчества?
Как вы думаете, кто на Руси являлся символом храбрости, силы, мужества и отваги?
Конечно же, богатыри. А как называются произведения, рассказывающие нам о богатырях? (былины)
Изучение нового материала
Ребята, как вы думаете, от какого слова происходит слово былина?(ответы учащихся) А теперь давайте попробуем сформулировать определение, что такое былина как жанр УНТ (ответы учащихся). Ребята, теперь обратимся к словарю литературоведческих терминов и посмотрим, насколько верно мы сформулировали определение (работа со словарём).
Былины возникли на Руси в стародавние времена(слайд 2), часто их исполняли на пирах, используя гусли, поэтому для былины характерны мелодичность и напевность. Давайте представим, что мы оказались на княжеском пиру, и послушаем отрывок из былины об Илье Муромце и Соловье разбойнике. ( фрагмент аудиозаписи)
В чём особенности языка былины?
Какие средства выразительности речи использует рассказчик?
Каким предстает герой былины?
А каких еще героев былин вы знаете?
Ребята, давайте посмотрим на картину Васнецова «Три богатыря (работа со слайдом 3) Какие чувства рождаются у вас при взгляде на эту картину? А как вы думаете, какими качествами должен обладать настоящий богатырь?
Как вы думаете, почему образ богатыря, защитника Родины, так значим для русской литературы?(ответы учащихся)
Из курса истории мы знаем, что в давние времена наша страна претерпела множество вражеских нападений (слайд 4), и надежда о спасении родной земли возлагалась на богатырей.
А какой город являлся столицей Древней Руси? (слайд 5). Киевский цикл былин был посвящен воспеванию мужества, силы и непобедимости богатырей. (слайд 6) Но помимо Киева огромное значение в Древней Руси имел и Новгород.(слайд 7) Почему?(это крупный торговый центр Древней Руси) Былины новгородского цикла были посвящены, в основном, восхвалению мирного труда и описанию путешествий. (слайд 8).
Ребята, в течение урока мы убедились, что уже знаем многое о былинах, систематизировать наши знания нам поможет составление опорного конспекта
Самостоятельная работа учащихся со статьей учебника с опорой на пункты плана (слайд 9)
Обобщение знаний, подведение итогов урока (ответы учащихся по пунктам плана)
Домашнее задание: подготовить устное выступление на тему «Былина как жанр устного народного творчества» с опорой на составленный конспект. Прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович», составить портретную характеристику главных героев былины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.
Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...
конспект урока по литературе на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе...
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"
На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».
Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных произведениях;доказать влияние одного произведения н...
Конспект урока по литературе: «Жанр басни в мировой литературе»
небольшой экскурс в историю оформления и развития жанра басни...
Конспект урока родной литературы (русской литературы) по теме «Эдуард Данилович Гольцман – детский поэт Кузбасса»
Методическое обоснование урокаЭтот урок является единственным по изучению творчества Эдуарда Даниловича Гольцмана в 5 классе. При постановке целей и задач урока учитывается особенность учебного ...