Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкения увидят, как автор трепетно любит родину, его глубокий патриотизм, призыв к объединению русских княжеств раздробленной феодальной Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_literatura.docx | 26.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 9 классе
Лопина Алла Петровна – учитель русского языка и литературы
Статья отнесена к разделу: преподавание русского языка и литературы
Тема: «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы»
Цели урока:
- обзорная характеристика древнерусской литературы;
- изложение истории открытия «Слова» и событий, нашедших отражение в нем;
- знакомство с исследованиями «Слова» и его переводами.
-развивать навыки выразительного чтения лирического произведения;
- воспитывать любовь к родному языку и литературе.
Оборудование: презентация, тексты «Слова»
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Объявление темы. Постановка цели.
Слово учителя.
Ребята, сегодня на уроке, прежде чем начать новую тему, мы повторим жанры, с которыми вы познакомились в 8 классе, назовите их:
-Летопись- это исторические повествования по «летам», т.е. годам. («Повесть временных лет»), воинская повесть («Повесть о разорении Рязани Батыем»), жития («Сказание о житии Александра Невского», «Преподобный Сергий Радонежский» Б.Зайцева).
Поучение – это проникновенная беседа о духовных ценностях.
Воинская повесть, как правило, повествует о важных исторических событиях, деяниях князей-воинов.
Слово является образцом торжественного красноречия.
В житии дается жизнеописание государственных и религиозных деятелей, кого церковь признавала святым. Автор жития давал такой образ святого, который примером своей жизни утверждал истинность основных положений христианского вероучения. Жития по характеру были назидательными.
Одним из образцов древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве». Мы познакомимся с содержанием, композицией, идейной направленностью произведения.
III. Слово учителя о «Слове о полку Игореве», сюжете, положенном в основу произведения:
Рукописный список «Слова» был найден в начале 90-х годов XVIII в. известным любителем и собирателем русских древностей А.И. Мусиным-Пушкиным. С рукописи были сняты копии, одна из них, предназначавшаяся для Екатерины II, дошла до нас. В 1800 г. «Слово» было издано Мусиным-Пушкиным в сотрудничестве с учеными. В 1812 г. сборник, включавший «Слово о полку Игореве», сгорел в московском пожаре, сохранился экземпляр Екатерины II.
В «Слове было много непереведенных мест, так как писали все слова слитно и не ставили знаков препинания. «Слово изучалось литературоведами, поэтами, лингвистами и историками. Переводили А.С.Пушкин, но не успел, В.Жуковский, А.Майков и другие. Пушкин верно почувствовал связи «Слова» с устной народной поэзией. Поэтические элементы «Слова» отразились в русской поэзии и в русской прозе на протяжении двухсот лет. Оно было переведено на большинство западно-европейских языков.
«Слово» с гениальной силой и проникновенностью отразило главное бедствие своего времени – отсутствие политического единства Руси, вражду князей между собой и, как следствие, слабость обороны от кочевых соседей Руси. Единое древнерусское государство распалось в XII веке. Смерть Ярослава Мудрого вызвала дальнейшее разделение Русской земли.
«Слово о полку Игореве» в основном посвящено походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского, предпринятого им в 1185 году против половцев. Игорь Святославич родился в 1151 году, он был вторым сыном Святослава Ольговича Черниговского.Ко времени похода Игоря Святославича у него было уже трое сыновей: Владимир, Олег и Святослав.
Святослав Всеволодович Киевский приходился Игорю двоюродным братом, но как старший по лестнице феодального подчинения, называл его «сыном».
Ко времени похода у Игоря был один брат – Всеволод Святославич «Буй Тур», князь курский и трубчевский. Он был моложе Игоря девятью годами. Во время похода ему было 25 лет.
В 1183 и в 1184 годах объединенными усилиями русских князей под предводительством Святослава Всеволодовича половцы были разбиты. В этих походах Игорь не участвовал. По-видимому, Игорь тяжело переживал, что не успел из-за гололеда принять участие во втором походе, так как не смог доказать своей преданности союзу русских князей против половцев. Вот почему в следующем году (1185), очертя голову, бросается он в поход против половцев. Игорь ставит себе безумно смелую задачу – с немногими собственными силами дойти до берегов Черного моря, почти сто лет закрытого для Руси половцами. Поход Игоря показал невозможность действовать против половцев в одиночку. Поход Игоря свел на нет результаты предшествующего победоносного похода объединенных русских сил под предводительством Святослава Всеволодовича Киевского. После небольшой победы Войска Игоря встретили небывалое сопротивление половцев. Трое суток день и ночь медленно пробивалось небольшое русское войско к Донцу. В бою Игорь был ранен в правую руку. Отрезанные от воды воины были истомлены жаждою. Первыми изнемогли кони. Много было раненых и мертвых в русских полках. Игорь попал в плен. Схваченный, он видел, как жестоко бьется его брат Всеволод, и просил смерти у бога.
В это время Святослав Всеволодович Киевский собирал дружину идти на все лето к Дону. Он услышал, что братья утаили от него поход и разбиты.
В «Слове» он произносит «золотое слово», в нем точно определены последствия поражения Игоря.
В плену Игорь пользовался относительной свободой и почетом. К нему приставили двадцать сторожей, которые не мешали ему ездить и слушались его, если он их куда-либо посылал. Половец Лавр (по всей видимости, крещеный) предложил Игорю бежать. Он хотел отказаться, но сказали, что половцы собираются перебить всех пленных, и он, выбрав вечернее время, послал к Лавру. Он перебрался через реку, сел там на приготовленного коня,
И переехал через половецкие вежи. Одиннадцать дней пробирался Игорь до пограничного города Донца. Всюду Игорь был встречен с радостью.
В 1187 году вернулся из плена Владимир (сын) с женой – дочерью хана Кончака и с ребенком. Здесь, на Руси, был венчан по церковному обряду.
IV. Композиция «Слова о полку Игореве»
Автор как бы переходит от темы к теме, постоянно меняет место действия. Так же быстро меняется и время действия. Автор обращается от настоящего к прошлому и от прошлого к настоящему. Перед читателем проходит целая гамма ощущений: от тяжелых предчувствий и скорби автор переходит к патетике призыва; она сменяется лирической, а все произведение завершается радостным и торжественным финалом. В «Слове» - своеобразная музыкальная композиция, в которой каждая часть не только самостоятельная по теме, но и окрашена своим особым чувством; все части гармонично слиты в единое и удивительно законченное произведение. Главная тема – тема родины, и это главное чувство – чувство любви к родине.
«Слово» начинается с раздумья автора над тем, как ему рассказать о горестных событиях Игорева похода. Он вспоминает старинного певца Бояна. Автор обращается к Бояну не случайно: он считает его своим предшественником. Автор не только сопоставляет свое произведение с песнями Бояна, но и противопоставляет его этим песням.
Автор переходит затем к характеристике содержания поэзии Бояна. Он певец княжеский, а автор собирается озватить события то Владимира Святославича до нынешнего Игоря Святославича, в котором храбрость возобладала над разумным расчетом. Это вступление как бы готовит читателя к восприятию горестного повествования: не о славе Игорева похода, а о пкчальных событиях, «по былинам сего времени». Автору нужно время, чтобы совладать со своими чувствами и собраться с мыслями.
Далее автор начинает свой рассказ с упоминания затмения – зловещего предзнаменования, вопреки которому Игорь решается идти в поход. Игорь говорит перед дружиной, благословляя воинство. Речь его исполнена воинской решимости: победить или умереть. Это завязка.
Противопоставив свое печальное повествование песням Бояна, автор «Слова» рассказывает о сборах к походу: Игорь ждет брата князя Всеволода. Тот поддерживает решение брата, вспоминает о семейной славе.
Затем тревожная картина, как хищные звери и птицы следуют в походе за войском в ожидании добычи.
Войско Игоря рассеивает передовые отряды половцев, взяв большую добычу. («то было спозаранок в пятницу»)
Снова ночуют в поле храбрые князья. Они не подозревают о большой опасности для себя. Тяжкие предчувствия автора усиливаются: надвигается гроза, наступают половцы.
Саму битву автор не описывает, он не может о ней говорить. Мы знаем, что она длилась три дня. Но обращается к Всеволоду, в пылу битвы не чувствующему ран. Упрекает его в том, что забыл об интересах княжкеского стола, о жене. Напоив «сватов» своею кровью, храбрые русичи полегли за землю Русскую.
Далее автор переходит к последствиям поражения Игоря для всей Русской земли. Он оплакивает гибель храброго Игорева полка.
Снова обращается автор к волнующей его теме – к современному ему положению Руси. Поражение Игоря для автора неотделимо от общего состояния раздираемой усобицами Руси. Черниговская земля подверглась нападению половцев и застонала от «напастей».
Далее автор обращается к тому, как сас Святослав узнал о поражении игоря и Всеволода. В неясном сне томят Святослава предчувствия. Его одевают в погребальное одеяние, сыплют на грудь жемчуг (символ слез). С новой силой возникает тема поражения Игоря.
Узнав о поражении Игоря, Святослав произносит «золотое слово». он упрекает Игоря и Всеволода в самонадеянности и в нарушении феодального послушания. И автор присоединяет свой голос к голосу Святослава. Он зовет поочередно всех русских князей вместе встать на защиту Русской земли.
Как бы высоко не поднималась мысль автора – до осмысления общих судеб родины, он не может расстаться с читателем, не сообщив ему о судьбе своего героя Игоря. Тема личной судьбы Игоря вводится плачем его жены Ярославны. Повествование становится лирическим: оно насыщено атмосферой народной лирической песни. Но тема родины не отходит на второй план. Плач Ярославны – это плач русской женщины, жалеющей не только Игоря, но и его воинов. Она ищет сочувствия у русской природы.
Горе Ярославны находит облегчение. Игорь бежит из плена. Природа помогает ему. Бегство Игоря рассказано в образах русских народных сказок. Бог путь указывает.
Но в плену остался сын Игоря. Между ханом Гзаком и Кончаком происходит спор, как поступить с сыном. Автору было известно, что Владимир женат на половчанке, и это давало право предполагать, что ничто теперь не помешает «птицам» бить половцев в степи половецкой.
Теперь «Слово» переходит к радостной заключительной части. Князь Игорь нужен Русской земле. Автор провозглашает славу русским князьям – старым и молодым. «Слово глубоко оптимистично по своей сущности. Оно зовет к действию, а не к пассивной скорби.
V. Значение «Слова о полку Игореве»
Чувство любви к родине бесконечно меняется, приобретает все новые и новые оттенки в сочетании с другими чувствами. Чувство это соединяется то с болью за судьбу русского войска, то с раздумьем о прошлом Руси, то с ненавистью к ее врагам, то с лирической задушевностью плача Ярославны, то с радостью по поводу освобождения Игоря. Композиция «Слова» подчиняется и логике мысли, и своеобразной логике чувств.
VI. Комментированное чтение «Слова…»
( читается начало древнерусского текста. Не все понятно, но красиво, образно, ярко. Затем учитель читает вариант перевода). Презентация дополнит впечатление от прочитанного выразительно текста.
Текст можно прочесть сокращенный в хрестоматии по литературе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.
VII. Беседа по содержанию с опорой на презентацию:
- Кому посвятил автор «Слова» вступительную часть? Кто же такой Боян?
- Какова познавательная ценность "Слова"?
( Оно дает живую и правдивую картину феодальной обстановки старой Руси).
-Каково отношение автора «Слова» к походу Игоря?
- Найдите в тексте фрагменты, соответствующие слайду на доске. Как иллюстратор прочувствовал текст «Слова»?
VIII. Подведение итогов урока.
Заключительное слово учителя.
Великие произведения искусства продолжают участвовать в жизни народа. Вот почему “Слово”, продолжающее жить в произведениях XIX–XX веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере современной литературы. Оно живо и заражает поэтической энергией, учит литературному мастерству и любви к родине.
Используемая литература:
- Д.Лихачёв. “Слово о полку Игореве» - историко-литературный очерк. Москва. Просвещкение, 1982 г.
- Учебник-хрестоматия для 9 класса по литературе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку литературы в 9 классе по теме: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"
Презентация поможет учащимя при изучении "Слова о полку Игореве" как иллюстративный материал. В ней даны иллюстрации к "Слову" и выдержки из текста, соответствующие фрагменту, что послужит образному в...
Презентация к уроку литературы в 9 классе «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
Данная презентация может быть использована на уроке литературы в 9 классе по теме: "Древнерусская литература". «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнеру...
Урок литературы в 9 классе по теме: "Слово о полку Игореве"-величайший памятник древнерусской литературы.
Урок расширяет знания,полученные на уроках истории,о обытиях, нашедших отражение в "Слове...",воспитывает любовь к Родине....
Урок литературы в 9 классе по теме: "Слово о полку Игореве"-величайший памятник древнерусской литературы.
Урок расширяет знания,полученные на уроках истории,о обытиях, нашедших отражение в "Слове...",воспитывает любовь к Родине....
Открытый урок по литературе в 9 классе "Слово о полку Игореве-величайший памятник древнерусской литературы"
Урок с использованием ИКТ...
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»
Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...