Конспект урока родной литературы (русской литературы) по теме «Эдуард Данилович Гольцман – детский поэт Кузбасса»
план-конспект урока (5 класс)
Методическое обоснование урока
Этот урок является единственным по изучению творчества Эдуарда Даниловича Гольцмана в 5 классе. При постановке целей и задач урока учитывается особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся.
Особый эмоциональный фон создает выразительное чтение стихотворений Эдуарда Даниловича Гольцмана.
Считается, что к этому уроку ученики подготовил информацию о его биографии по указанным учителем источникам, выразительное чтение стихотворения.
На уроке совершенствуется умение анализировать лирические тесты. Цель учителя – формировать представление о жизни и творчестве кузбасского детского писателя Э.Д.Гольцмана.
Для достижения поставленных задач учителем используются репродуктивный, эвристический методы, а также метод творческого чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Гольцман – детский поэт Кузбасса | 31.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока родной литературы (русской литературы)
по теме «Эдуард Данилович Гольцман – детский поэт Кузбасса»
учителя русского языка и литературы
Афанасьевой Александры Сергеевны
Цель урока: формировать представление о жизни и творчестве кузбасского детского писателя Э. Д. Гольцмана
Задачи урока:
обучающие:
- совершенствовать умение анализировать текст лирического произведения;
- формировать представление о биографии Эдуарда Даниловича Гольцмана;
- познакомить учащихся с художественными особенностями стихотворений Э. Д. Гольцмана;
- совершенствовать умение выявлять основную мысль стихотворения, тематику;
- совершенствовать умение находить в тексте средства художественной выразительности;
воспитательные:
- воспитывать интерес к художественной литературе через анализ стихотворений;
- формировать культуру слушания ответов одноклассников при помощи установки на слушание;
- воспитывать патриотические чувства, в том числе любовь к малой родине, через изучение творчества кузбасского писателя;
развивающие:
- развивать слуховое внимание через слушание выразительного чтения стихотворений;
- формировать умение вычленять в тексте главную информацию и конспектировать ее;
- формировать умение давать полный ответ по предмету;
- развивать умение выразительно читать стихотворения вслух и анализировать их.
Методическое обоснование урока
Этот урок является единственным по изучению творчества Эдуарда Даниловича Гольцмана в 5 классе. При постановке целей и задач урока учитывается, в первую очередь, особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся.
Особый эмоциональный фон создает выразительное чтение стихотворений Эдуарда Даниловича Гольцмана.
Считается, что к этому уроку ученики подготовил информацию о его биографии по указанным учителем источникам, выразительное чтение стихотворения.
На уроке совершенствуется умение анализировать лирические тесты. Цель учителя – формировать представление о жизни и творчестве кузбасского детского писателя Э.Д.Гольцмана.
Для достижения поставленных задач учителем используются репродуктивный, эвристический методы, а также метод творческого чтения.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечания |
1. Организационный | Метод: репродуктивный; Прием: ведущее, вводное слово; (приветствие) | ||
2. Подготовка к восприятию | Метод: эвристический; Прием: творческое задание; Посмотрите внимательно на портрет. Поделитесь своими впечатлениями, какой это человек? Какими чертами характера он обладал? Почему? | Образец ответа: Я думаю, что это добрый человек, потому что у него очень мягкие черты лица, открытый взгляд и добрая улыбка. | На слайде: Портрет Э.Д. Гольцмана |
Метод: репродуктивный; Прием: ведущее слово; Это портрет Эдуарда Даниловича Гольцмана – писателя, о творчестве которого на сегодняшнем уроке будет идти речь. | |||
Метод: эвристический; Прием: эвристическая беседа; Как вы думаете, о чем мог писать этот человек? Какого тематика его произведений? | Образец ответа: Этот человек писал свои произведения о доброте. Он делился своей добротой в них, дарил читателям свет. | ||
Метод: репродуктивный; Прием: сообщающее слово; Еще Эдуард Данилович интересен нам тем, что он наш с вами земляк, он, хоть и не родился здесь, но большую часть своей жизни прожил в нашем городе (г. Новокузнецк). | |||
Метод: эвристический; Прием: проблемное задание; Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Откройте тетради, запишите дату и тему урока. | Образец ответа и записи: Э.Гольцман – детский поэт Кузбасса | ||
3. Проверка домашнего задания. Подготовка к восприятию. | Метод: репродуктивный; Прием: устное сообщение; Дома вы подготовили сообщение о жизни писателя. Внимательно слушаем выступление (имя ученика) и записываем основные факты биографии. При конспектировании обратите внимание на его детство, т.к. мы с вами уже отметили, что писатель создавал свои произведения для детей. | Образец сообщения: Родился в польском городе Пултуск в многодетной еврейской семье. В 1939 году фашисты напали на Польшу, так в пять лет детство Эдуарда оборвала война. Потом был плен. Евреев фашисты не любили, поэтому родители готовились вместе с детьми к самому худшему – расстрелу. Им повезло: удалось бежать из Польши в Белоруссию. Опомниться не успели, как началась Великая Отечественная война. Город Полоцк (Белоруссия) бомбили уже в первые дни войны. Город пылал. Поезд, на котором семье Гольцманов удалось эвакуироваться, был одним из последних вырвавшихся из Белоруссии. Первый город, в котором остановился состав, был Тамбов. Пассажиров высадили и повезли в отдалённый колхоз, там Эдик и пошёл в первый класс. Прожили в колхозе недолго. Опять – в эвакуацию. Поезд, в котором они ехали, разбомбили, и Эдик оказался в детском доме в Средней Азии (Курган-Тюбе). Позже нашлась почти вся семья, кроме отца: он был на фронте, копал окопы для солдат. В 1946 году семья переехала в Прокопьевск, куда мобилизовали отца. В то время он работал на шахте. Эдуард продолжал учёбу в школе, обучался слесарному делу. Затем закончил автошколу, стал работать на пожарной машине. В 1954 году призвался в ряды Советской Армии на Сахалин, где служил в одной из танковых частей. После армии Эдуарда Даниловича потянуло к искусству. Он поступил в Ленинградское культпросветучилище, а затем в Ленинградский институт культуры. По окончании института работал режиссёром народного театра в Прокопьевске, в Осинниках, затем на Севере в г. Ухте (Коми АССР). С 1973 года Эдуард Данилович проживает в Новокузнецке. Как детский поэт Эдуард Гольцман начался в 1951 году со стихотворения «Новогоднее». Далее была творческая работа в литературных группах, встречи с писателями, литературные семинары, публикации в газетах и журналах. За газетными публикациями последовали книги. В 1966 году вышла первая книжка «Петушки». Эдуард Данилович - автор более десятка весёлых и умных книг для детей: «Петушки», «Лесной переполох», «Мурлындия», «Фонарик», «Читалочка», «Человек придумал печь», «Теремок на стене» и др. В 1993 году Э. Гольцман был принят в Союз писателей России. Своим творческим учителем всегда считал известного детского поэта В. Д. Берестова. Эдуард Данилович писал весёлые и поучительные стихи для детей. Но это стихи и для нас взрослых, как напоминание о светлом и счастливом. Через забавные шутки, выдумки, поэтические находки малыши учатся быть добрее, умнее, наблюдательнее, учатся удивляться солнцу, муравью, снегу... | Ученик представляет собранную им информацию о писателе из указанных учителем источников. |
Метод: репродуктивный; Прием: сообщающее слово, репродуктивная беседа; Спасибо, (имя ученика). Ребята, оценим выступление (имя ученика). Каким было детство писателя? Где он родился? Как сложилась его дальнейшая судьба? | При оценивании выступления обращается внимание на его содержательность и наличие дополнительной информации (презентация, фотографии и т.п.). | ||
Как вы считаете, связаны ли обстоятельства его детства с тем, кому он посвящал свои стихотворения (т.е. дети)? Каким образом это может быть связано? | Образец ответа: Человек был лишен детства, потому что во время войны было нелегко всем, а тем более Эдуард Данилович был из еврейской семьи. Из-за этого у него возникло желание дарить это самое счастливое и беззаботное детство другим детям. | ||
4. Восприятие художественного произведения. Анализ произведения. | Метод: репродуктивный; Прием: сообщающее слово; Метод: метод творческого чтения; Прием: слушание выразительного чтения стихотворения; Сейчас мы с вами узнаем, в чем же заключаются особенности стихотворений Эдуарда Даниловича. (Имя ученика) подготовил выразительное чтение одного из стихотворений. Внимательно слушаем и думаем, о чем оно. «…Снег и ветер на дворе, Пруд морозом скован. Целый год в календаре Днями упакован. Чтоб весенняя пора К нам пришла скорей, Два листка календаря Сразу рвёт Андрей…»!! | ||
Метод: репродуктивный; Прием: репродуктивная беседа; Итак, о чем это стихотворение? В чем его особенность? Что хотел нам, читателям, показать Гольцман? | Образец ответа: Это стихотворение о том, как маленький мальчик приближает приход весны обрыванием листков календаря. Этим стихотворение автор подчеркивает детскую наивность, непосредственность. Дети воспринимают мир проще, они не усложняют жизнь, и они верят в добро. Это стихотворение простое, легко читается, в нем все понятно, ведь писатель знает, что он пишет для детей. | ||
Метод: репродуктивный; Прием: сообщающее слово; Верно, писать для детей – значит быть способным видеть и творить этот мир по законам детского восприятия, и это удается Эдуарду Даниловичу. | |||
5. Восприятие художественного произведения. Анализ произведения. | Метод: репродуктивный; Прием: сообщающее слово; Метод: метод творческого чтения; Прием: выразительное чтение стихотворения; Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа получит стихотворение Э. Д. Гольцмана. Вам нужно будет подготовить выразительное чтение стихотворения и проанализировать его художественные особенности. План работы на слайде. Стихотворение для первой группы: «Что у дождика внутри?» Из окошка посмотри: Что у дождика внутри? Школа, елочка и дом, И девчонка под зонтом, И машина грузовая… Сверху туча грозовая. …Снова выгляни в окно! Изменилось все давно: Нет ни тучи грозовой, Ни машины грузовой… Только школа, елка, дом, Солнце в небе голубом! Стихотворение для второй группы: «Ребятишки» Радуга деревню обнимает. Дождь угомонился За леском. Ребятишки Небо разбивают, Шлепая по лужам Босиком. Стихотворение для третьей группы: «От чего блестит лопата» Лопата от скуки Тускнела в сарае. Я взял ее в руки И землю копаю. За грядкою грядка, Все лето — заботы, И стала лопатка Блестеть от работы… | На слайде: План работы групп:
| |
Метод: репродуктивный; Прием: сообщающее слово; Ребята, время, отведенное на работу в группах, закончилось. Теперь каждая команда представит результаты своей работы. Мы внимательно слушаем, задаем вопросы, дополняем ответы своих одноклассников. Молодцы, ребята, вам удалось найти все основные черты творчества Эдуарда Даниловича в этих стихотворениях. | |||
6. Домашнее задание | Откроем дневники, запишем домашнее задание. Нужно будет еще раз прочитать стихотворения Эдуарда Даниловича и попытаться самим, подражая Гольцману, написать свои стихотворения. Есть ли вопросы по домашнему заданию? | ||
7. Заключительный (обобщающий) | Метод: репродуктивный; Прием: репродуктивная, обобщающая беседа; Итак, подведем итог сегодняшнего урока. В чем заключаются особенности лирики Э.Д. Гольцмана? | Образец ответа: Особенность его лирики заключается в том, что она очень добрая, он пишет в своих стихотворениях о том, что понятно маленькому читателю. Его стихотворения очень простые, понятные, без сложных образов, рассчитаны на своего читателя. Их очень легко запоминать. Они веселые, заставляют улыбаться. | |
Метод: репродуктивный; Прием: ведущее слово; Ребята, спасибо за активную работу на уроке. (Выставление отметок) Урок окончен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. Чувство одиночества и тоски в стихотворении М. Ю. Лермонтова
Урок "открытия" нового знания....
Конспект урока по литературе в 5 классе. «А.С.Пушкин. «Друг бесценный поэта» - Арина Родионовна»
Конспект урока по литературе для учащихся 5 класса. Первый урок при изучении творчества А.С.Пушкина....
Конспект урока родного языка (русского) в 9 классе по теме "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"
Урок №1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...
Конспект урока по родному (русскому) языку на тему "Слова - историзмы".
В этом учебном году у нас появился новый предмет (родной (русский) язык. Предлагаю вашему вниманию конспект урока по данному предмету, который проводился в 3 классе коррекционной школы....
конспект урока по родной русской литературе
музыка родного (Астраханского) края...
Конспект урока по родной(русской) литературе. 8 класс "Иван Сусанин"
Конспект урока по родной (русской)литературе для 8 класса...
Конспект урока по литературе «Русские поэты 20 века о родине и родной природе»
Конспект урока по литературе "Русские поэты XX века о родине и родной природе"...