Конспект урока родной литературы (русской литературы) по теме «Эдуард Данилович Гольцман – детский поэт Кузбасса»
план-конспект урока (5 класс)

Афанасьева Александра Сергеевна

Методическое обоснование урока

Этот  урок является единственным по изучению творчества Эдуарда Даниловича Гольцмана в 5 классе. При постановке целей и задач урока учитывается особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся.

Особый эмоциональный фон создает выразительное чтение стихотворений Эдуарда Даниловича Гольцмана.

Считается, что к этому уроку ученики подготовил информацию о его биографии по указанным учителем источникам, выразительное чтение стихотворения.

На уроке совершенствуется умение анализировать лирические тесты. Цель учителя – формировать представление о жизни и творчестве кузбасского детского писателя Э.Д.Гольцмана.

Для достижения поставленных задач учителем используются репродуктивный, эвристический методы, а также метод творческого чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Гольцман – детский поэт Кузбасса31.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока родной литературы (русской литературы)

по теме «Эдуард Данилович Гольцман – детский поэт Кузбасса»

учителя русского языка и литературы

Афанасьевой Александры Сергеевны

Цель урока: формировать представление о жизни и творчестве кузбасского детского писателя Э. Д. Гольцмана

Задачи урока:

обучающие:

  1. совершенствовать умение анализировать текст лирического произведения;
  2. формировать представление о биографии Эдуарда Даниловича Гольцмана;
  3. познакомить учащихся с художественными особенностями стихотворений Э. Д. Гольцмана;
  4. совершенствовать умение выявлять основную мысль стихотворения, тематику;
  5.  совершенствовать умение находить в тексте средства художественной выразительности;

воспитательные:

  1. воспитывать интерес к художественной литературе  через анализ стихотворений;
  2. формировать культуру слушания ответов одноклассников при помощи установки на слушание;
  3. воспитывать патриотические чувства, в том числе любовь к малой родине, через изучение творчества кузбасского писателя;

развивающие:

  1. развивать слуховое внимание через слушание выразительного чтения стихотворений;
  2. формировать умение вычленять в тексте главную информацию и конспектировать ее;
  3. формировать умение давать полный ответ по предмету;
  4. развивать умение выразительно читать стихотворения вслух и анализировать их.

Методическое обоснование урока

Этот  урок является единственным по изучению творчества Эдуарда Даниловича Гольцмана в 5 классе. При постановке целей и задач урока учитывается, в первую очередь, особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся.

Особый эмоциональный фон  создает выразительное чтение стихотворений Эдуарда Даниловича Гольцмана.

Считается, что к этому уроку ученики подготовил информацию о его биографии по указанным учителем источникам, выразительное чтение стихотворения.

На уроке совершенствуется умение анализировать лирические тесты. Цель учителя – формировать представление о жизни и творчестве кузбасского детского писателя Э.Д.Гольцмана.

Для достижения поставленных задач учителем используются репродуктивный, эвристический методы, а также метод творческого чтения.

        Ход урока:        

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

1. Организационный

Метод: репродуктивный; Прием: ведущее, вводное слово;

(приветствие)

2. Подготовка к восприятию

Метод: эвристический; Прием: творческое задание;

Посмотрите внимательно на портрет. Поделитесь своими впечатлениями, какой это человек? Какими чертами характера он обладал? Почему?

Образец ответа:

Я думаю, что это добрый человек, потому что у него очень мягкие черты лица, открытый взгляд и добрая улыбка.

На слайде:

Портрет Э.Д. Гольцмана

Метод: репродуктивный; Прием: ведущее слово;

Это портрет Эдуарда Даниловича Гольцмана – писателя, о творчестве которого на сегодняшнем уроке будет идти речь.

Метод: эвристический; Прием: эвристическая беседа;

Как вы думаете, о чем мог писать этот человек? Какого тематика его произведений?

Образец ответа:

Этот человек писал свои произведения о доброте. Он делился своей добротой в них, дарил читателям свет.

Метод: репродуктивный; Прием: сообщающее слово;

Еще Эдуард Данилович интересен нам тем, что он наш с вами земляк, он, хоть и не родился здесь, но большую часть своей жизни прожил в нашем городе (г. Новокузнецк).

Метод: эвристический; Прием: проблемное задание;

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

Образец ответа и записи:

Э.Гольцман – детский поэт Кузбасса

3. Проверка домашнего задания. Подготовка к восприятию.

Метод: репродуктивный; Прием: устное сообщение;

Дома вы подготовили сообщение о жизни писателя.

Внимательно слушаем выступление (имя ученика) и записываем основные факты биографии.

При конспектировании обратите внимание на его детство, т.к. мы с вами уже отметили, что писатель создавал свои произведения для детей.

Образец сообщения:

Родился в польском городе Пултуск в многодетной еврейской семье. В 1939 году фашисты напали на Польшу, так в пять лет детство Эдуарда оборвала война. Потом был плен. Евреев фашисты не любили, поэтому родители готовились вместе с детьми к самому худшему – расстрелу. Им повезло: удалось бежать из Польши в Белоруссию.

Опомниться не успели, как началась Великая Отечественная война. Город Полоцк (Белоруссия) бомбили уже в первые дни войны. Город пылал. Поезд, на котором семье Гольцманов удалось эвакуироваться, был одним из последних вырвавшихся из Белоруссии. Первый город, в котором остановился состав, был Тамбов. Пассажиров высадили и повезли в отдалённый колхоз, там Эдик и пошёл в первый класс. Прожили в колхозе недолго. Опять – в эвакуацию. Поезд, в котором они ехали, разбомбили, и Эдик оказался в детском доме в Средней Азии (Курган-Тюбе). Позже нашлась почти вся семья, кроме отца: он был на фронте, копал окопы для солдат.

В 1946 году семья переехала в Прокопьевск, куда мобилизовали отца. В то время он работал на шахте. Эдуард продолжал учёбу в школе, обучался слесарному делу. Затем закончил автошколу, стал работать на пожарной машине. В 1954 году призвался в ряды Советской Армии на Сахалин, где служил в одной из танковых частей. После армии Эдуарда Даниловича потянуло к искусству. Он поступил в Ленинградское культпросветучилище, а затем в Ленинградский институт культуры. По окончании института работал режиссёром народного театра в Прокопьевске, в Осинниках, затем на Севере в г. Ухте (Коми АССР). С 1973 года Эдуард Данилович проживает в Новокузнецке.

Как детский поэт Эдуард Гольцман начался в 1951 году со стихотворения «Новогоднее». Далее была творческая работа в литературных группах, встречи с писателями, литературные семинары, публикации в газетах и журналах. За газетными публикациями последовали книги. В 1966 году вышла первая книжка «Петушки».

Эдуард Данилович - автор более десятка весёлых и умных книг для детей: «Петушки», «Лесной переполох», «Мурлындия», «Фонарик», «Читалочка», «Человек придумал печь», «Теремок на стене» и др.

В 1993 году Э. Гольцман был принят в Союз писателей России. Своим творческим учителем всегда считал известного детского поэта В. Д. Берестова.

Эдуард Данилович писал весёлые и поучительные стихи для детей. Но это стихи и для нас взрослых, как напоминание о светлом и счастливом. Через забавные шутки, выдумки, поэтические находки малыши учатся быть добрее, умнее, наблюдательнее, учатся удивляться солнцу, муравью, снегу...

Ученик представляет собранную им информацию о писателе из указанных учителем источников.

Метод: репродуктивный; Прием: сообщающее слово, репродуктивная беседа;

Спасибо, (имя ученика).

Ребята, оценим выступление (имя ученика).

Каким было детство писателя? Где он родился? Как сложилась его дальнейшая судьба?

При оценивании выступления обращается внимание на его содержательность и наличие дополнительной информации (презентация, фотографии и т.п.).

Как вы считаете, связаны ли обстоятельства его детства с тем, кому он посвящал свои стихотворения (т.е. дети)? Каким образом это может быть связано?

Образец ответа:

Человек был лишен детства, потому что во время войны было нелегко всем, а тем более Эдуард Данилович был из еврейской семьи. Из-за этого у него возникло желание дарить это самое счастливое и беззаботное детство другим детям.

4. Восприятие художественного произведения.

Анализ произведения.

Метод: репродуктивный; Прием: сообщающее слово;

Метод: метод творческого чтения; Прием: слушание выразительного чтения стихотворения;

Сейчас мы с вами узнаем, в чем же заключаются особенности стихотворений Эдуарда Даниловича.

(Имя ученика) подготовил выразительное чтение одного из стихотворений. Внимательно слушаем и думаем, о чем оно.

«…Снег и ветер на дворе,

Пруд морозом скован.

Целый год в календаре

Днями упакован.

Чтоб весенняя пора

К нам пришла скорей,

Два листка календаря

Сразу рвёт Андрей…»!!

Метод: репродуктивный; Прием: репродуктивная беседа;

Итак, о чем это стихотворение? В чем его особенность? Что хотел нам, читателям, показать Гольцман?

Образец ответа:

Это стихотворение о том, как маленький мальчик приближает приход весны обрыванием листков календаря.

Этим стихотворение автор подчеркивает детскую наивность, непосредственность. Дети воспринимают мир проще, они не усложняют жизнь, и они верят в добро.

Это стихотворение простое, легко читается, в нем все понятно, ведь писатель знает, что он пишет для детей.

Метод: репродуктивный; Прием: сообщающее слово;

Верно, писать для детей – значит быть способным видеть и творить этот мир по законам детского восприятия, и это удается Эдуарду Даниловичу.

5. Восприятие художественного произведения. Анализ произведения.

Метод: репродуктивный; Прием: сообщающее слово;

Метод: метод творческого чтения; Прием: выразительное чтение стихотворения;

Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа получит стихотворение Э. Д. Гольцмана. Вам нужно будет подготовить выразительное чтение стихотворения и проанализировать его художественные особенности. План работы на слайде.

Стихотворение для первой группы:

«Что у дождика внутри?»

Из окошка посмотри:

Что у дождика внутри?

Школа, елочка и дом,

И девчонка под зонтом,

И машина грузовая…

Сверху туча грозовая.

…Снова выгляни в окно!

Изменилось все давно:

Нет ни тучи грозовой,

Ни машины грузовой…

Только школа, елка, дом,

Солнце в небе голубом!

Стихотворение для второй группы:

«Ребятишки»

Радуга деревню обнимает.

Дождь угомонился

За леском.

Ребятишки

Небо разбивают,

Шлепая по лужам

Босиком.

Стихотворение для третьей группы:

«От чего блестит лопата»

Лопата от скуки

Тускнела в сарае.

Я взял ее в руки

И землю копаю.

За грядкою грядка,

Все лето — заботы,

И стала лопатка

Блестеть от работы…

На слайде:

План работы групп:

  1. Прочитайте стихотворение.
  2. О чем оно? Какова его основная мысль?
  3. Определите тематику стихотворения.
  4. Выделите средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.)
  5. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

Метод: репродуктивный; Прием: сообщающее слово;

 Ребята, время, отведенное на работу в группах, закончилось. Теперь каждая команда представит результаты своей работы.

Мы внимательно слушаем, задаем вопросы, дополняем ответы своих одноклассников.

Молодцы, ребята, вам удалось найти все основные черты творчества Эдуарда Даниловича в этих стихотворениях.

6. Домашнее задание

Откроем дневники, запишем домашнее задание. Нужно будет еще раз прочитать стихотворения Эдуарда Даниловича и попытаться самим, подражая Гольцману, написать свои стихотворения.

Есть ли вопросы по домашнему заданию?

7. Заключительный (обобщающий)

Метод: репродуктивный; Прием: репродуктивная, обобщающая беседа;

Итак, подведем итог сегодняшнего урока.

В чем заключаются особенности лирики Э.Д. Гольцмана?

Образец ответа:

Особенность его лирики заключается в том, что она очень добрая, он пишет в своих стихотворениях о том, что понятно маленькому читателю.

Его стихотворения очень простые, понятные, без сложных образов, рассчитаны на своего читателя. Их очень легко запоминать.

Они веселые, заставляют улыбаться.

Метод: репродуктивный; Прием: ведущее слово;

Ребята, спасибо за активную работу на уроке.

(Выставление отметок)

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 5 классе. «А.С.Пушкин. «Друг бесценный поэта» - Арина Родионовна»

Конспект урока по литературе для учащихся 5 класса. Первый урок при изучении творчества А.С.Пушкина....

Конспект урока родного языка (русского) в 9 классе по теме "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Урок №1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

Конспект урока по родному (русскому) языку на тему "Слова - историзмы".

В этом учебном году у нас  появился новый предмет (родной (русский) язык.  Предлагаю вашему вниманию конспект урока по данному предмету, который проводился в 3 классе коррекционной школы....

конспект урока по родной русской литературе

музыка родного (Астраханского) края...

Конспект урока по родной(русской) литературе. 8 класс "Иван Сусанин"

Конспект урока по родной (русской)литературе для 8 класса...

Конспект урока по литературе «Русские поэты 20 века о родине и родной природе»

Конспект урока по литературе "Русские поэты XX века о родине и родной природе"...