План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Тищенко Елена Викторовна

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство науки и образования РФ.

Владимирская область Суздальский район.

Гавриловская средняя общеобразовательная школа.

Разработка урока по литературе

в 9 классе.

Литературная игра

«Проще простого»

(по итогам изучения древнерусской литературы и литературы XVIII века)

Разработку выполнила

учитель русского языка и литературы

Тищенко Елена Викторовна.

Суздаль 2005

Тема: Культурное наследие «веков минувших» (итоговый урок по древнерусской литературе и по русской литературе XVIII века).

Тип урока: литературная игра.

Место в календарно-тематическом планировании: на игру отводится два часа; урок проводится сразу после изучения последней темы по литературе XVIII века и помогает обобщать материал по следующим произведениям:

  • «Слово о полку Игореве…»
  • Д. И. Фонвизин «Недоросль»
  • М. В. Ломоносов «На день восшествия…»
  • Г. Р. Державин «Памятник», «Фелица»
  • А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

Цели:

  • общая – узнать, произошло ли приобщение учащихся к искусству слова, к культурному наследию тех веков;
  • конкретная – проверка знаний учащихся по изученным темам;
  • образовательная – формирование основ гуманитарных знаний; обогащение знаниями теоретико-литературного и культурно-бытового характера.
  • развивающая – развитие способностей восприятия, понимания и интерпретации духовного содержания художественных текстов, картин, музыкальных произведений;
  • воспитательная – расширение нравственного и эмоционального опыта учащихся.

Задачи:

  • постижение через художественную литературу мировоззрения народа, его истории, культуры, его главных нравственных ценностей;
  • установить взаимодействие различных гуманитарных предметов: литературы, истории и музыки;
  • формирование личности, её идейно-нравственных убеждений, ценностей через приобщение к богатствам отечественной культуры.

Средства обучения:

  1. учебные пособия:
  • учебник-практикум и учебник-хрестоматия;
  • О. В. Творогов. Литература Древней Руси в сегодняшней школе. // Литература в школе, 1990, № 2, с. 49; № 3, с. 2; № 5, с. 2;
  • В. И. Охотникова. Древнерусская литература 5-9 классы. – М., Просвещение;
  • Д. С. Лихачёв. Древнерусская литература. – М., 1990.
  1. справочная литература:
  • В. И. Даль. Толковый словарь живого русского языка, т 1-4. – М., Русский язык, 1989.
  • М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка, т. 1-4. – М., Прогресс, 1986.
  • Н. М. Шанский, В. В. Иванов, Т. В. Шанская. Краткий этимологический словарь русского языка. – М., Учпедгиз, 1961.
  1. музыкальные композиции;
  2. наглядные пособия:

а) картины;

б) раздаточный материал в виде карточек.

План урока.

Этапы урока.

Формы работы.

Время.

1) Вступительное слово учителя.

  • слово учителя.

5 минут.

2) Представление жюри и объяснение правил.

  • объяснение.

10 минут.

3) Игра.

  • викторина;
  • монолог;
  • самостоятельная работа с текстом;
  • наблюдение, словесно-образная наглядность (описание картин).

90 минут.

4) Подведение итогов.

  • слово жюри.

10 минут.

5) Заключительное слово учителя.

  • слово учителя.

5 минут.

Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечания.

  1. Вступительное слово учителя.

[Звучит музыка из любого телевизионного шоу-игры]

Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня мы подводим с вами итоги. Закончен большой и очень важный раздел литературы. На протяжении целого ряда уроков мы изучали культурное наследие «веков минувших» - Древней Руси и России XVIII века. Пришло время узнать, а как вы восприняли этот материал, как поняли, какими мыслями и эмоциями вы можете поделиться после изучения литературы этого периода.

  1. Представление жюри.

Для того, чтобы игра прошла по правилам, чтобы ни одно ваше знание по данной теме не ускользнуло от нас, чтобы оценка была объективной и непредвзятой, у нас на уроке присутствуют почётные гости – наше уважаемое жюри.

[Представление каждого члена жюри: называются не только фамилия, имя, отчество и занимаемая должность, но и предметная клетка, за которую отвечает тот или иной член жюри]

Итак, у нас имеются две команды. У каждой есть своё название – «Крестики» и «Нолики». У нас имеется также «поле боя» - большое табло во всю величину доски, состоящее из 9 клеток. Каждая из клеток пронумерована.

Но вы не знаете, что именно скрывается за каждой из этих клеток. Каждая команда по очереди называет номер клетки. Мы поднимаем карточку, которая закрывает названную клетку, и видим один из разделов: музыка-театр, история, персонажи, живопись, лексика, тексты, авторы, культура или мозаика.

Тот член жюри, который отвечает за открытую клетку, начинает задавать вопросы по данному направлению. На каждый вопрос даётся по одной минуте на раздумье. Как только одна из команд находит ответ на данный вопрос, капитан поднимает руку. Та команда, которая первая и правильно отвечает на вопрос, получает очко. После каждого раунда (открытой клетки) подсчитываются очки каждой из команд. Та, которая набрала наибольшее количество, имеет право закрыть «пройденную» клетку на доске своим знаком – «крестиком» или «ноликом». Дальше игра идёт по правилам всем известной игры: победа присуждается той команде, чьи знаки выстроились в ряд по вертикали, горизонтали или диагонали.

Есть ли по правилам игры вопросы?

Ну что, не пора ли начать?

  1. Игра.

Клетка «Музыка-театр» (руководитель – учитель музыки).

1-5. Звучат отрывки из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» (учащиеся должны не только назвать музыкальное произведение, но и угадать эпизод из «Слова», которому посвящён данный отрывок;

6. В каком городе был создан первый русский театр?

7. Назовите фамилию актёра и руководителя театра, который ставил пьесы Д. И. Фонвизина.

8. С какого жанра начали свою деятельность первые русские театры?

9. Назовите имя графа, чей крепостной театр прославился не только в России, но и за рубежом?

Клетка «Персонажи» (руководитель – желательно учитель-словесник).

1. О каком персонаже и из какого произведения следующая строка: «О, далеко залетел сокол, птиц избивая, к морю!»

2. Назовите литературное произведение, в котором главным героем является царствующая особа.

3. Какому литературному персонажу принадлежат следующие слова: «Не хочу учиться – хочу жениться!»?

4. Какой литературный персонаж заканчивает свою жизнь самоубийством?

5. Кем приходилась Ярославна из «Слова…» Игорю?

6. Какое социальное положение занимал Эраст, возлюбленный бедной Лизы?

7. Вспомните, что означает имя «Митрофан» в переводе с греческого?

8. Вспомните фамилии учителей из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

9. Чьё имя первым упоминается на страницах «Слова о полку Игореве…»?

Клетка «История» (руководитель – учитель истории):

1. Какие исторические события положены в основу «Слова о полку Игореве…»?

2. В каких летописях можно найти описание исторических событий, положенных в основу «Слова…»?

3. Назовите имя основателя первого русского университета.

4. Назовите книгу и её автора, над которой был учинён суд и которая была приговорена к смертной казни через сожжение.

5. Какому событию 1747 года посвящена знаменитая ода М. В. Ломоносова?

6. Кого приводит  Елизавете Петровне в пример Ломоносов в своей оде?

7. Против какого социального явления была направлена книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»?

8. Какой исторический труд принадлежит перу Н. М. Карамзина?

9. Кто из поэтов участвовал в войне против Емельяна Пугачёва?

Клетка «Тексты» (руководитель – учитель-словесник).

1. «Золотое слово» Святослава.

2. Плач Ярославны.

3. Побег Игоря из плена.

4. Семейные ссоры Простаковых.

5. Прославление России в оде Ломоносова.

6. Отрывок из стихотворения Г. Р. Державина «Памятник».

7. Смерть Лизы из повести Карамзина.

8. Сцена встречи Лизы и Эраста.

9. Сцена распродажи крестьян из «Путешествия из Петербурга в Москву».

Клетка «Лексика». Нужно объяснить значения устаревших слов, встречавшихся в изученных текстах.

1. Можно ли сшить платье из аксамита?

2. Где вам могли встретиться буки?

3. Сколько ног у желны?

4. Можно ли употреблять ядь в свежем виде?

5. Где живёт инок?

6. Какого цвета бывают ланиты?

7. Покажите потылицу.

8. Поднимите шуйцу.

9. сколько копеек в полушке?

Клетка «Живопись». Нужно назвать картину и её автора.

1. Картина В. Г. Шварца «Боян».

2. Картина В. М. Васнецова «После побоища…»

3. Картина В. Г. Перова «Плач Ярославны».

4. Репродукция с мозаики М. В. Ломоносова «Полтавская баталия».

5. Фотоиллюстрации ар-хитектуры в русле классицизма (Академия художеств, Академия наук на набережной Невы, Английский дворец в Петергофе, Адмиралтейство).

6. Картина В. Г. Шварца «Плач Ярославны».

7. Икона святых велико-мучеников князей Бориса и Глеба.

8. Икона преподобного Сергия Радонежского.

9. Картина В. М. Васнецова «Нестор-летописец».

Клетка «Авторы».

1. Кто из поэтов был химиком и физиком?

2. Назовите автора пьесы «Бригадир».

3. Кого из писателей Екатерина великая отправила в ссылку?

4. Кто из писателей был сентименталистом?

5. Кто жил в период с 1766 по 1826 год?

6. Назовите автора оды «Фелица».

7. Назовите автора стихотворения «Разговор с Анакреоном».

8. Кто из писателей был историком?

9. Кто умер от яда?

Клетка «Культура».

1. Какой религии был Игорь, герой «Слова о полку Игореве…»: христианином или язычником?

2. Перечислите основные черты классицизма.

3. Перечислите основные черты сентиментализма.

4. Перечислите основные черты реализма.

5. Назовите два самых распространённых в середине XVIII века архитектурных стиля.

6. Каких русских архитекторов XVIII века вы можете назвать?

7. Каких русских художников XVIII века вы можете назвать?

8. Назовите произведения древнерусской литературы

9. Назовите автора теории трёх «штилей».

Клетка «Мозаика». Каждой команде раздаются заранее подготовленные карточки. На одних – имена, на других – разряды людей. Имена нужно распределить по рубрикам.

1. Анакреонт.

2. Платон.

3. Фемида.

4. Сенека.

5. Лафонтен.

6. Сократ.

7. Морфей.

8. Соломон.

9. Талия.

4. Подведение итогов.

Жюри объявляет результаты, каждый из членов высказывает своё мнение.

5. Заключительное слово учителя.

Учитель высказывает своё мнение, выставляет оценки.

[Слушают]

[Представление каждого из членов жюри учащиеся аплодируют]

[Звучат вопросы]

В Петербурге.

Дмитриевский.

С оперы.

Крепостной театр графа Шереметева.

О князе Игоре из «Слова о полку Игореве…»

«Ода на день восшествия…» М. В. Ломоносова.

Митрофанушке из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Лиза из повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

Женой.

Дворянин.

«Похожий на мать».

Кутейкин, Цифиркин, Вральман.

Имя Бояна.

Поход Игоря на половцев в 1185 году.

В Лаврентьевской и Ипатьевской.

М. В. Ломоносов.

«Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.

Началу царствования Елизаветы Петровны.

Её отца, Петра I.

Против крепостного права.

«История государства Российского».

Г. Р. Державин.

«Слово о полку Игореве…»

«Слово о полку Игореве…»

«Слово о полку Игореве…»

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия…»

Г. Р. Державин «Памятник»

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

Да, потому что аксамит – это бархат.

В книге, так как это название церковнославянской буквы.

Две, потому что это дятел.

Да, так как это пища.

В монастыре, так как это монах.

Красного, так как это щёки.

Затылок.

Левую руку.

¼.

М. В. Ломоносов.

Д. И. Фонвизин.

А. Н. Радищева.

Н. М. Карамзин.

Н. М. Карамзин.

Г. Р. Державин.

М. В. Ломоносов.

Н. М. Карамзин.

А. Н. Радищев.

Христианином.

Рационализм, традиции античного искусства, государство выше личности.

Культ чувства, личность превыше всего.

Описание правдивой действительности.

Барокко и рококо.

Кваренги, Казаков, Баженов.

Аргунов, Боровиковский, Рокотов.

«Сказание о Борисе и Глебе», «Повесть о Петре и Февронии».

М. В. Ломоносов.

Поэт, писатель.

Философ.

Божество.

Поэт, писатель.

Поэт, писатель.

Философ.

Божество.

Царь.

Божество.

Вступительное слово учителя приводится в кратком варианте и может варьирова

ться по усмотре-

нию самого учите-

ля.

В жюри предлагается взять 9 человек (по числу клеток на игровом табло): директора школы или хотя бы заместителя по учебной части, учителей истории,  рисования, музыки и словесников (каждый из дан-

ных учителей будет отвечать за «свою» предмет-

ную клетку), а также учащиеся параллельных классов или этого же класса, но не вошедшие в команды.

Карточки можно прикрепить на клетки с помощью обычных канцеляр

ских кнопок, чтобы удобно было их снимать.

Учащиеся заранее предупреждаются, что ответ будет засчитан только в том случае, если будет названо не только имя героя, но и произведение, и автор.

Заранее учителем готовятся 9 карточек с различными текстами (по два экземпляра – на каждую команду). Учащиеся должны назвать произведение, из которого этот отрывок, и автора. Предлагается взять наиболее известные отрывки.

Требуется назвать хотя бы несколько архитектурных построек на фотоиллюстрациях.

За каждую названную черту рекомендуется начислять командам по баллу – кто больше назовёт.

Некоторые из клеток могут быть не открыты. Если игра закончена слишком рано, рекомендуется повторить её с оставшимися клетками, обнулив предыдущие результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...

План- конспект урока литературы в 11 классе. Поэтическая гостиная по теме: "Творцы Среребряного века"

Это интегрированный нетрадиционный урок, проведенный с использованием современных технологий интерактивного обучения. В подготовке урока активное участие принимали выпускники. Они создали замечательну...

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...

Урок истории в 7 классе "Народные движения в первой четверти XVIII века"(10.10.13г.)

Урок истории России в 7 классе "Народные движения в первой половине 18 века" можно провести как открытый урок на неделе истории и обществознания. Красочная презентация и разработка урока поможет прове...

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка" , который может вам пригодиться в вашей работе....