Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Конспект урока по литературе в 7 классе.
Задачи урока:
Образовательные:
- систематизировать полученные в течение года сведения об изученных произведениях;
- доказать влияние одного произведения на другое;
Развивающие:
- продолжить развитие творческих способностей, аналитического мышления, устной речи, навыков анализа текста;
Воспитывающие:
- воспитание интереса к истории русской литературы;
- воспитание человека культуры как гуманной, творческой личности;
Тип урока: творческая лаборатория
Методы обучения: метод проблемного обучения, беседы, инструктажа.
Методы учения: исполнительский, частично – поисковый, репродуктивный, работа с первоисточником.
Оборудование: проектор для проецирования презентации к уроку, сеть Интернет (работа по поиску переводов текстов), индивидуальные карточки с заданиями, тексты в бумажном варианте, репродукции картин к произведению «Слово о полку Игореве».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_slovu_i_zadonshchine.doc | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».
Задачи урока:
Образовательные:
- систематизировать полученные в течение года сведения об изученных произведениях;
- доказать влияние одного произведения на другое;
Развивающие:
- продолжить развитие творческих способностей, аналитического мышления, устной речи, навыков анализа текста;
Воспитывающие:
- воспитание интереса к истории русской литературы;
- воспитание человека культуры как гуманной, творческой личности;
Тип урока: творческая лаборатория
Методы обучения: метод проблемного обучения, беседы, инструктажа.
Методы учения: исполнительский, частично – поисковый, репродуктивный, работа с первоисточником.
Оборудование: проектор для проецирования презентации к уроку, сеть Интернет (работа по поиску переводов текстов), индивидуальные карточки с заданиями, тексты в бумажном варианте, репродукции картин к произведению «Слово о полку Игореве».
План урока:
- ОНУ
- Целеполагание
- Систематизация изученного материала
- Подведение итога урока
Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь письмена
И нет у нас иного достоянья!
И.А.Бунин
- ОНУ
- Актуализация знаний.
Чтение учителем строк И.А.Бунина.
- Ребята, как вы понимаете строки эпиграфа и почему именно с них мы начинаем нашу работу?
- Эти произведения составляют великое достояние русской литературы. Не знать их – значит не знать и не понимать произведения современности. Давайте вспомним, с какими произведениями XI-XVII века мы уже знакомы (обучающиеся перечисляют произведения).
Многие ребята писали творческие работы по произведениям XI-XVII века, сегодня мы еще раз вернёмся к ним и попытаемся проанализировать основные моменты.
- Целеполагание:
Сегодня мы совершим экскурсию в XV век и постараемся почувствовать дух свободы, нравственности и патриотизма, который царил в то время. А поможет нам в этом памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» и не менее значимое произведение «Задонщина». Наша задача состоит в том, чтобы доказать или опровергнуть тесную связь между ними.
- Систематизация изученного материала.
В течение всего года в классе работала историческая группа экспертов, которая собирала сведения о времени и причине создания произведений. Слово предоставляется экспертам по изучению произведения «Слово о полку Игореве».
- В чем состоит историческая основа произведения?
«Слово…» рассказывает о походе на половцев в 1185 году храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославовича. События этого похода происходили следующим образом.
Не сговорившись с киевским князем Святославом, Игорь, очертя голову, отправился в дальний поход на половцев, замыслив дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси далекие земли у Керченского пролива, когда-то принадлежавшие Черниговскому княжеству.
Поход состоялся весной 1185 года, в нем, кроме самого Игоря, участвовали его сыновья и князь Святослав. У берегов Донца войско Игоря застало затмение, считавшееся на Руси предзнаменованием несчастья, но Игорь пренебрег поверью. У Оскола к войску присоединился его брат Всеволод. Застать половцев врасплох не удалось, т.к. половцы были готовы к бою и вооружены. Но Игорь счел позором вернуться домой без победы и пошел навстречу смерти. Первое столкновение с половцами было удачным для войск Игоря. Русские захватили обоз и пленных. На рассвете следующего дня половецкие полки начали наступление на русских. Против небольшого русского войска собралась вся Половецкая земля. Но и тут Игорь, произнеся ободряющую речь, приказал конным спешиться, чтобы пробиваться сквозь полки врага всем вместе. Трое суток Игорь со своим войском пробивался к Донцу, был ранен в бою. Воины были истомлены жаждой. Утром вспомогательные полки из осевших на Руси кочевников дрогнули. Игорь, надеясь их остановить, поскакал за ними, но отстал. На обратном пути он был взят в плен половцами. Он видел, как бьется его брат Всеволод.
Поражение Игоря имело несчастные последствия для всей Русской земли, так как половцы убедились в слабости русских княжеств.
Нельзя сказать, что в плену к Игорю относились плохо, напротив, он пользовался относительной свободой и почетом. Однажды вечером Игорь бежал, пока половцы, стерегшие его, играли и веселились, думали, что он спит. Князь перебрался через реку, сел на коня, приготовленного ему Лавром, и проехал через половецкий стан. Одиннадцать дней Игорь пробирался до Донца. И, наконец, приехал в свой родной Новгород-Северский, где был встречен с радостью.
Летописцы, как правило, только регистрировали события, и лишь некоторые из них решались на оценки отдельных поступков князей. Но только автор «Слова…» поднялся на высоту мудрых исторических обобщений. Поэма постепенно забылась, и только в конце XVIII века обнаружили единственно уцелевший список, и она зазвучала с новой силой.
- Слово предоставляется экспертам по изучению произведения «Задонщина».
Победа, одержанная русскими над монголо-татарами на Куликовом поле, произвела огромное впечатление не только на современников этого эпохального события в истории Руси, но долго интересовала и волновала русских людей и после 1380 г. Этим объясняется то, что Мамаеву побоищу посвящен целый ряд литературных памятников, созданных в разное время, которые переписывались и перерабатывались древнерусскими книжниками на протяжении нескольких столетий.
Произведения Куликовского цикла различны по своему характеру и стилю. Поэтическая «Задонщина», документально-историческая первоначальная летописная повесть, остро публицистическая Пространная редакция летописной повести и, наконец, наполненное воинской героикой, отзвуками фольклора, подробно освещающее все события «Сказание о Мамаевом побоище».
«Задонщина» уже упоминалась выше в связи со «Словом о полку Игореве». Помимо самостоятельного литературного значения и того факта, что этот памятник посвящен столь знаменательному событию в истории Руси, как Куликовская битва, «Задонщина» важна для нас и как неоспоримое свидетельство древности и подлинности «Слова о полку Игореве».
Наиболее вероятное время создания «Задонщины» — 80-е — самое начало 90-х гг. XIV в. «Задонщина» это возникший под непосредственным влиянием события отклик на Куликовскую битву
«Задонщина» дошла до нас в шести списках, самый ранний из которых (список Ефросина) датируется 1470-ми гг., а поздний— концом XVII в. «Задонщиной» названо рассматриваемое произведение в списке Ефросина. В других списках оно называется «Словом о великом князе Дмитрии Ивановиче и брате его князе Владимире Андреевиче». Ефросиновский список представляет собой сокращенную переработку недошедшего первоначального пространного текста, в остальных списках текст пестрит ошибками и искажениями. Ниже мы будем прибегать к реконструкции текста «Задонщины», составленной на основе данных всех списков произведения.
«Задонщина» - небольшое произведение, которое прославляет Куликовское сражение, пользуясь образцами «Слова о полку Игореве», противопоставляя печальное прошлое радости победы.(5)
- Для того, чтобы доказать положительное влияние необходим сопоставительный анализ. Послушаем начала текстов.(1-я гр. - «Задонщина», 2-я гр. - «Слово о полку Игореве»)
- Какие события различают произведения? («Слово…» - печальное, событие «Задонщина»- похвальная повесть).
- В чем сходство?
1 – обращение к слушателям (обучающиеся подтверждают текстом)
2 – достоверность (обучающиеся подтверждают текстом)
На экране спроецированы две репродукции Фаворского
- Какая гравюра из двух подходит к «Слову о полку Игореве», какая к «Задонщине»? Поясните свой ответ.
- Что моно сказать об образе Бояна? (изображение спроецировано на доске).
Такие сходства пронизывают композицию произведения. А теперь обратите внимание на язык повествования. Каждая группа должна определить сходства на языковом уровне, то есть найти одинаковые или схожие фразы и высказывания. На выполнение работы даётся 5 минут.
Таблица заполняется одним из членов экспертных групп.
«Слово о полку Игореве», | «Задонщина» |
Подведение итога урока:
- Действительно ли «Слово о полку Игореве» стало образцом для «Задонщины»?
- Какая идея их объединяет?
- Какие черты русского характера раскрывают неизвестные авторы?
- О чём говорит тот факт, что авторы не подписывали свои имена под произведениями?
Вопросом неизвестного авторства занимались несколько человек из класса. (Зачитываются доклады и сочинения на тему: «Каким я представляю себе автора «Слова»?»).
Кроссворд «Слово о полку Игореве»
По вертикали:
1. Академик, переводчик и комментатор «Слова».
2 .«Ярослава все внуки и Всеслава! Склоните стяги свои, вложите в ножны свои мечи повреждённые, ибо лишились вы славы дедов». Имя героя?
4. «И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя…?.. ковать»
6. Литературный памятник, где также рассказывается о походе Игоря.
7. «Тут копьями изломиться, тут саблями побиться о шлемы половецкие на реке на...?.., у Дона великого!»
14. Город, где была найдена А.И. Мусиным-Пушкиным рукопись «Слова».
15. «Лучше девицей красной опутаем соколёнка» О каком соколёнке идёт речь?
16. «Пусть начнётся же песнь эта по ..?.. нашего времени, а не по замышлению Бояна».
18. Жена Всеволода.
19. «О том ли..?.. кукуешь, зегзица, что некому раны мои остудить?» Арсений Тарковский.
21. Славянский языческий бог, чьи внуки – ветры.
23. Денежная единица Древней Руси, равная 1/2 гривны.
25. «Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел воинов своих тьмою прикрытых». Явление природы?
26. «А Святослав..?.. сон видел в Киеве на горах».
27. «О Боян,..?.. старого времени!»
28. «О Русская земля! Уже ты за..?..!»
30. «Тут…?.. вина недостало; тут пир закончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую»
По горизонтали:
3. «Истинно», да будет так» на церковнославянском языке.
5. «Прилетай же, господин, моего милого ко мне, чтоб не слала я к нему слёз…». Имя героини.
8. «Тут Игорь пересел из седло злато в седло…?..»
9. Олицетворение кары, скорби, плача.
10. «Тогда Святослав изронил…?...слово».
11. «О дружина моя! Лучше быть убитым, чем пленённым». Имя героя.
12. Ласковое обращение к любимому, любимой.
13. «Один брат, ты, Игорь, оба мы – …?...»
16. «Ни хитрому, ни умелому суда …?.. не миновать».
17. Славянский языческий бог.
20. «Потоптали они полки поганые…?...».
22. «Русичи поля …?.. щитами перегородили».
24. «Холм», «возвышенность» по- древнерусски.
29. Половецкий хан.
31. Город, название которого стало обозначать неизвестные края, глухомань.
32. «Сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим на …?.. Дон».
33. «Красивый», «прекрасный» по-древнерусски.
34. «Слава Игорю Святославовичу, буй-тур…?...»
Ответы по вертикали:
1. Лихачёв. 2 Святослав. 4. Крамолу. 6. Летопись. 7. Каяле. 14. Ярославль. 15. Владимир. 16. Былинам. 18. Глебовна. 19. Путивле. 21. Стрибог. 23. Ногата. 25. Затмение. 26. Смутный. 27. Соловей. 28. Холмом. 30. Кровавого.
Ответы по горизонтали:
3. Аминь. 5. Ярославна. 8. Рабское. 9. Желя. 10. Злато. 11. Игорь. 12. Лада. 13. Святославичи. 16. Божьего. 17. Даждьбог. 20. Половецкие. 22. Червлеными. 24. Шеломя. 29. Кончак. 31. Тмуторокань. 32. Синий. 33. Красный. 34. Всеволоду.
Список литературы:
- Артамонов С.Д. Литература средних веков: Книга для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1992.
- Слово о полку Игореве: Сборник. – Л.: Советский писатель, 1985.
- Литературные памятники. Слово о погибели земли Русской // Югов А., За землю Русскую. Ист. Отечества. – М., 1983 год – с. 373.
- [2] - А.С. Сахаров. История России с древнейших времён до конца Х??? в. - М, Просвещение, с. 107
- История русской литературы X — XVII вв.
Под ред. Д. С. Лихачева
Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов - Книга для ученика и учителя «Древнерусская литература» Л.Д.Страхова
Домашнее задание:
Составить кроссворд по любому из двух текстов.
Приложение №1
Кроссворд «Слово о полку Игореве»
18 | |||||||||||||||||||||||||
16 | |||||||||||||||||||||||||
16 | |||||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||||||||
17 | |||||||||||||||||||||||||
1 | 11 | ||||||||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||
19 | |||||||||||||||||||||||||
2 | 4 | 12 | |||||||||||||||||||||||
5 |
| ||||||||||||||||||||||||
22 | |||||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||
20 | |||||||||||||||||||||||||
Урок по древнерусской литературе
Тема: «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы.
Его влияние на произведение «Задонщина».
Класс: 9а
Учитель: Ткаченко В.А.
2010-2011 уч. г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия «Слова…». Русская история в «Слове…». Содержание «Слова…». Герои «Слова…».
Подробный конспект урока по "Слову о полке Игореве..."...
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"
На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...
Презентация к уроку литературы в 9 классе «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
Данная презентация может быть использована на уроке литературы в 9 классе по теме: "Древнерусская литература". «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнеру...
Открытый урок по литературе в 9 классе "Слово о полку Игореве-величайший памятник древнерусской литературы"
Урок с использованием ИКТ...
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Об авторе «Слова
Конспект урока Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятникдревнерусской литер...
Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»
Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...