Роль выразительно-изобразительных средств в тексте.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме
Роль выразительно-изобразительных средств в тексте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_tropov_v_tekste.docx | 17.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль выразительно-изобразительных средств в тексте.
ГИА
Роль сравнений в тексте
Сравнения, как и эпитеты, используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций.
Роль метафор в тексте
Метафора является одним их самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста.
Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта («Важнее всего быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого — это признак таланта» (Аристотель)). Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений («Мне душно в этой атмосфере! Коршуны! Совиное гнездо! Крокодилы!» (А. П. Чехов))
Роль олицетворений в тексте
Олицетворения служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств.
Роль метонимии в тексте
Метонимия, наряду с метафорой, относится к числу важнейших и наиболее употребительных средств языка.
Использование метонимии позволяет сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придает изображаемому предметную наглядность.
Роль синекдохи в тексте
Синекдоха усиливает выразительность и экспрессивность речи.
Роль перифраз в тексте
Перифразы позволяют:
— выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого;
— избежать неоправданной тавтологии;
— ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого.
Перифразы (особенно развернутые) также позволяют придавать тексту торжественное, возвышенное, патетическое звучание:
Роль гиперболы и литоты в тексте
Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность.
Гипербола и литота могут также использоваться как средство создания комических образов.
Роль иронии в тексте
Ирония как выразительный прием используется для создания в тексте комического эффекта и выражения авторских оценок и эмоций.
Роль синонимов в тексте
Синонимы (в том числе контекстуальные) как средства языковой выразительности позволяют:
— уточнять мысль и передавать ее различные смысловые оттенки: Но в почерневших холстах Пуссона я ничего для себя не нашел; пейзажи не показались мне такими выдуманными, вычурными, невероятными. (И. Е. Репин);
— выражать оценку обозначаемого и авторское отношение к нему: Это — моя родина, моя родная земля, мое отечество, — и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе. (Л. Н. Толстой);
— обозначать интенсивность признака и усиливать экспрессию: Ей каждый раз нужно было очаровывать, пленять, сводить с ума. (А. П. Чехов); Я неисправимый идеалист; я ищу святынь, я люблю их, мое сердце их жаждет. (Ф. М. Достоевский);
— более глубоко раскрывать тот или иной образ: Его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза. (И. Ильф, Е. Петров)
Роль антонимов в тексте
Антонимы (в том числе и контекстуальные) позволяют:
— уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее: Богатство и бедность, старость и молодость, красота и безобразие — это и было то, о чем (в колдовском разнообразии) говорится в сказках. (М. И. Цветаева);
Он видел, что глубина ее души, прежде открытая перед ним, была закрыта для него. (Л. Н. Толстой);
— дать более полную характеристику какого-либо явления;
— выразить авторскую оценку обозначаемого: В результате свершилась резкая поляризация: с одной стороны, половодье глянцевой макулатуры, с другой — ручеек литературы подлинно художественной. (Из газет);
— усилить передаваемое содержание: Так, бросаем то в жар, то в холод, то в свет, то в темень, в мирозданьи потерян, кружится шар. (И. Бродский); То сердце не научится любить, Которое устало ненавидеть. (Н. А. Некрасов)
Роль стилистически окрашенной лексики в тексте
Стилистически окрашенная лексика как средство выразительности может:
— придавать тексту возвышенное или, наоборот, сниженное звучание:
И Бога глас ко мне воззвал: |
— служить средством речевых характеристик героев:
«Внучек мой ненаглядный, соколик, солнышко», — ласково приговаривала бабушка, усаживая любимого внука за стол (Ф. А. Абрамов);
— служить средством передачи авторских эмоций и оценок:
Богиня красоты, любви и наслажденья! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: Роль изобразительно-выразительных средств в определении проблемы текста, позиции автора
Тропы, поэтические фигуры речи...
Интегрированный урок в 8 классе (русский язык и литература). Роль однородных членов в художественных текстах. И. С.Тургенев «Лес и степь».
Цель: 1.Закрепить постановку знаков препинания при однородных членах предложения. 2. Показать образную роль однородных членов в расска...
Урок по теме «Роль причастия и деепричастия в тексте» (по программе С.И.Львовой)
Новая форма ГИА по русскому языку в 9 классе требует от учителя активной работы по подготовке обучающихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Обучение эт...
Подготовка к ЕГЭ. Таблица. Роль изобразительно-выразительных средств языка в тексте.
В таблице представлен материал о роли изобразительно - выразительных средств языка в тексте....
Роль изобразительно-выразительных средств в тексте
Роль изобразительно-выразительных средств в тексте...
план-конспект урока на тему "Роль пословиц и поговорок в английском и русских языках.Средства выразительности текста"
план-конспект урока на тему "Роль пословиц и поговорок в английском и русских языках.Средства выразительности текста" 9 класс...