Подготовка к ЕГЭ. Таблица. Роль изобразительно-выразительных средств языка в тексте.
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе на тему
В таблице представлен материал о роли изобразительно - выразительных средств языка в тексте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovimsya_k_ege._rol_izobrazitelno_-_vyrazit._sredstv_v_tekste_tablitsa.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовимся к ЕГЭ
Роль изобразительно-выразительных средств языка
в тексте
Изобразительные средства | Цель |
Риторические вопросы, восклицания | Создают эмоциональный пафос текста, предают взволнованность речи автора, различные его чувства. |
Синтаксический параллелизм | Помогает увидеть авторскую позицию по отношению к тому, о чём он пишет. |
Лексические повторы | Акцентируют внимание читателя на наиболее значимых для автора словах и понятиях. |
Инверсия | Помогает выделить главное слово или понятие, наиболее значимое для автора; средство создания эмоциональности речи. |
Антитеза | Может служить средством создания контрастных образов, эмоционального состояния человека, его чувств, положений и т. п. |
Оксюморон | Подчёркивает внутренний конфликт или противоречие. |
Бессоюзие | Создаёт впечатление быстрой смены событий или картин. |
Многосоюзие | Усиливает выразительность речи. |
Авторская пунктуация (чаще всего тире) | Тире особо выделяет вторую после знака часть, которая содержит важную мысль автора. Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения. |
Олицетворение | Раскрывает наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления. |
Обособленные определения | Создают описательный образ предмета или явления, позволяют наглядно их представить. Могут выражать эмоциональное отношение автора к изображаемому. |
Оценочная лексика | Яркое средство передачи авторского отношения к изображаемому. |
Неполные предложения (парцелляция) | Усиливают смысловые или эмоциональные оттенки чувств, событий. |
Гипербола | Средство авторского видения образа или явления. Употребляется в целях усиления художественного впечатления. |
Эпитеты, метафоры, олицетворения | С их помощью автор даёт художественную характеристику предмету, образно, ярко описывает его. Читатель зримо представляет картину, изображённую в тесте. |
Эпитет | Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или их свойства. |
Метафоры | В художественной речи употребляются автором для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора. |
Сравнение | Помогает конкретизировать описание предмета, дать его более точную характеристику, помочь читателю яснее представить описываемое явление или предмет. |
Строчная буква после вопросительного или восклицательного знака | Служит для обозначения эмоциональности речи. |
Антонимы | Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи. |
Индивидуально-авторские неологизмы | Благодаря своей новизне позволяют создавать определённые художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы. |
Перифраз (а) | Используется для украшения речи, замены повтора. |
Пословицы и поговорки | Делают речь образной, меткой, выразительной. |
Фразеологизмы | Важное экспрессивное средство языка, используемые писателями как готовые образные определения, сравнения, как змоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т. д. |
Восклицательные частицы | Выражают эмоциональный настрой автора, создают эмоциональный пафос текста. |
Присоединительные конструкции | Средство создания эмоционального пафоса текста. |
Односоставные, неполные предложения | Делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста. |
Односоставные предложения с обобщённо-личным значением | Как бы приобщают читателя к действию, делают его участником повествования. |
Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложнённых разнообразными оборотами предложений | Помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора. |
Повторяющиеся слова | Помогают найти ключевые образы, понять содержание текста, авторский замысел. |
Деепричастия | Придают речи особую живость, наглядность. |
Глаголы в спрягаемых формах | Придают речи больший динамизм. |
Назывные предложения | Не отражают динамику событий, а служат для описания. С помощью них автор рисует картины природы и передаёт состояние внутреннего мира лирического героя. |
Заглавная буква в отдельных словах (вместо строчной) | Заглавная буква в слове … усиливает … мысль. |
Вопросно-ответная форма | Вопросно-ответная форма - способ показать ход размышлений, приглашение подумать о явлении вместе с автором. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: Роль изобразительно-выразительных средств в определении проблемы текста, позиции автора
Тропы, поэтические фигуры речи...
Изобразительно-выразительные средства языка художественного текста на уроках русского языка в 5-7 классах
Именно в художественном тексте наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов.В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать проц...
Роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного совершенства поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник"
Статья содержит методические рекомендации к работе над выразительными средствами языка при изучении поэмы "Медный всадник". В частности, таких тем: "Образ Петербурга в поэме", "Проблема народного...
роль изобразительно-выразительных средств языка (таблица)
Материал таблицы поможет при анализе текста как на уроках русского языка и литературы, так и при подготовке к ГИА и ЕГЭ....
роль изобразительно-выразительных средств языка
Таблица поможет обучающимся 9-х и 11-х классов при анализе текста....
Таблица для подготовки выполнения задания 3 ОГЭ "Изобразительно - выразительные средства"
Таблица составлена по результатам работы над выполнением задания 3 из ОБЗ....
Роль изобразительно-выразительных средств в тексте
Роль изобразительно-выразительных средств в тексте...