Подготовка к сочинению. Роль лексических средств в тексте
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Рабион Татьяна Михайловна
материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_leksicheskih_sredstv_v_tekste.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

АНТОНИМЫ:

  • позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их,

  • помогают высказать мысль с большей точностью,

  • делают речь яркой и убедительной.

СИНОНИМЫ:

  • помогают избежать однообразия изложения,

  • разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,

  • позволяют всесторонне охарактеризовать образ,

  • помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание,

  • позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки,

  • позволяют тонко и красочно описывать явления,

  • способствуют точности и ясности высказывания,

  • дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.


УСТАРЕВШИЕ СЛОВА:

  • служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,

  • делают речь яркой и убедительной,

  • служат для передачи торжественности момента,

  • служат для воссоздания исторической обстановки,

  • служат средством речевой характеристики персонажа,

  • используются для создания комического эффекта, иронии;

  • помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,

  • подчёркивают достоверность сказанного,

  • служат названиями реалий прошлых лет.


ДИАЛЕКТИЗМЫ:

  • помогают передать местный колорит, особенности речи героев.


СЛОВА С ПРЯМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

  • служат для обозначения предметов, признаков, действий.


СЛОВА С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

  • выступают как одно из средств выразительности речи.

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА:

  • используется писателями как языковая основа произведения,

  • употребляется в любых условиях общения,

  • служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.

РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА:

  • создаёт стилистическую окраску слова,

  • одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков);

  • используется для словесной характеристики героя.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ:

  • помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте,

  • служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,

  • служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,

  • служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.

КНИЖНЫЕ СЛОВА:

  • позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения,

  • помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему,

  • служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности,

  • служат речевой характеристикой персонажей.

ЭПИТЕТЫ:

  • усиливают выразительность, образность языка произведения;

  • придают художественную, поэтическую яркость речи;

  • обогащают содержание высказывания;

  • выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;

  • создают живое представление о предмете;

  • оценивают предмет или явление;

  • вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;

  • помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:

  • придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,

  • характеризуют все стороны жизни человека.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР:

  • помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,

  • средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,

  • средство передачи монотонности и однообразия действий,

  • повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования,

  • средство выражения многократности или длительности действия.

Источник: Бузина Е.В. "Пишем сочинение на лингвистическую тему. Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации" Омск ОмГПУ 2012:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль синонимов в художественном тексте»

Цели урока:повторить  композицию сочинения-рассуждения и понятие о синонимах;рассмотреть особенности построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;пробудить чувства бережного отношения...

Мастер-класс по теме:"ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА" ( ГИА ЧАСТЬ С 2)

Цели занятия: - обучающие: комплексный анализ текста, повторение сведений о стилях и типах речи; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему;- развивающие: развитие критиче...

Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (Подготовка к сочинению – рассуждению на основе прочитанного текста).

Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (Подготовка к сочинению – рассуждению на основе прочитанного текста). ...

Роль лексических и грамматических средств языка (материал для подготовке к ОГЭ)

Данный материал поможет при подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему (сочинение 9.1)...

Подготовка к сочинению-рассуждению (9.2) по тексту Юрия Яковлевича Яковлева «Скрипка»

Урок подготовки к ОГЭ по русскому языку с применением технологии критического мышления...