Роль изобразительно-выразительных средств в тексте
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (7, 8, 9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_izobrazitelno-vyrazitelnyh_sredstv_v_tekste.docx (20.75 КБ) | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль изобразительно-выразительных средств в тексте
Языковые средства | Возможная роль в тексте |
Эпитеты | Усиливают выразительность, образность языка произведения; придают художественную, поэтическую яркость речи; обогащают содержание высказывания; выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак; создают живое представление о предмете; оценивают предмет или явление; вызывают определённое эмоциональное отношение к ним; помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру. |
Сравнение | Сообщает явлению и понятию то освещение, оттенок смысла, какой намерен придать ему писатель; помогает более точно представить предмет или явление; сравнение придает описанию особую наглядность. |
Метафора | Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта. |
Олицетворение | Олицетворения придают тексту яркий, зримый характер, подчеркивают индивидуальность стиля автора. |
Гипербола Литота | Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность. |
Ирония | Помогает создать комический эффект |
Перифраз (а) | Перифразы позволяют: Перифразы играют в речи эстетическую роль, их отличает яркая эмоционально – экспрессивная окраска. Образные перифразы могут придавать речи самые различные стилистические оттенки, выступая то как средство высокой патетики, то как средство непринужденного звучания речи. |
Метонимия | Метонимия позволяет кратко выразить мысль, она служит источником образности. |
Синекдоха | Синекдоха усиливает экспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл |
Антитеза | Сочетание контрастных понятий сильнее оттеняет значения слов и делает речь более яркой и выразительной |
Риторический вопрос | Привлечь внимание читателя к изображаемому; усилить эмоциональное восприятие Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопроса на ответную форму изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем . |
Риторическое восклицание | Риторическое восклицание отмечает высшую точку накала чувства и одновременно - важнейшую мысль речи (часто в ее начале или конце). |
Риторическое обращение | Риторическое обращение служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния. |
Синтаксический параллелизм | Усиливает эмоционально-образную выразительность; придает художественной речи ритмичность |
Антонимы | Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические средства делают нашу речь более яркой, выразительной. |
Синонимы | Служат для более точного выражения мыслей и чувств. |
Оксюморон | Подчёркивает противоречивое психологическое состояние, выраженное в предельно лаконичной форме, создаёт эмоциональное впечатление. |
Однородные члены предложения, градация, синонимы, антонимы | Позволяют конкретизировать мысль, сделать описание подробным, представит разные аспекты, дифференцировать смыслы. |
Бессоюзие | Речь приобретает большую сжатость, компактность, динамичность. Бессоюзие как стилистический прием используется с целью усиления изобразительности речи, а также с целью усиления смысловой противопоставленности компонентов высказывания и повышения экспрессивности текста. Первая из названных функций характерна для бессоюзия в художественном стиле речи, вторая — для бессоюзия в публицистическом стиле. |
Многосоюзие | Подчеркивается единство перечисляемого. Многосоюзие может использоваться как средство повышения смысловой значимости перечисляемых элементов, придания речи торжественной тональности и эмоциональной приподнятости. |
Инверсия | Инверсия используется преимущественно в поэтической речи для привлечения внимания читателя или слушателя к самым важным в смысловом отношении словам.
|
Парцелляция | Парцелляция способна усиливать выразительность текста, выделяя какие-либо детали общей картины, подчеркивать значимость тех или иных частей высказывания, наиболее важных с точки зрения автора, передавать отношение автора к сообщаемому. Парцелляция широко распространена в современной печати. Её употребление связано со стремлением передать интонации и акцентированность живой речи. |
Градация | Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста: Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. (А. А. Блок) Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности: Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами.(А. С. Пушкин) Следует учитывать, что прием градации основан на изменении признака по абстрактной шкале количества (вверх: средне — больше — много — очень много; вниз: много — меньше — мало — совсем мало) и абстрактной шкале оценки (при положительной оценке: хорошо — довольно хорошо — очень хорошо — превосходно — выше нормы; при отрицательной оценке: плохо — довольно плохо — очень плохо — отвратительно).
|
Умолчание | Передает эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается, что именно осталось невысказанным. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: Роль изобразительно-выразительных средств в определении проблемы текста, позиции автора
Тропы, поэтические фигуры речи...
Роль изобразительно-выразительных средств в создании художественного образа
Тот, кто хочет стать личностью, должен научиться воспринимать слово, письменное и устное. Для этого надо много читать. Главная задача читателя – вникнуть в то, что изобразил писатель, понять, какую мы...
Программа элективного курса «Роль изобразительно-выразительных средств в создании художественного образа»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСреди стилей речи особое место занимает стиль художественной литературы. Одной его важной особенностью является большое количество выразительных средств. Другой важной чертой этог...
Роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного совершенства поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник"
Статья содержит методические рекомендации к работе над выразительными средствами языка при изучении поэмы "Медный всадник". В частности, таких тем: "Образ Петербурга в поэме", "Проблема народного...
роль изобразительно-выразительных средств языка (таблица)
Материал таблицы поможет при анализе текста как на уроках русского языка и литературы, так и при подготовке к ГИА и ЕГЭ....
роль изобразительно-выразительных средств языка
Таблица поможет обучающимся 9-х и 11-х классов при анализе текста....
Подготовка к ЕГЭ. Таблица. Роль изобразительно-выразительных средств языка в тексте.
В таблице представлен материал о роли изобразительно - выразительных средств языка в тексте....