Урок по теме «Роль причастия и деепричастия в тексте» (по программе С.И.Львовой)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Новая форма ГИА по русскому языку в 9 классе требует от учителя активной работы по подготовке обучающихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Обучение этому виду работы, на мой взгляд, нужно начинать уже в 6 классе.Представление об изобразительно-выразительных возможностях причастий и деепричастий поможет в дальнейшем, при написании лингвистического сочинения, обучающимся доказать роль глагольных форм в предложениях и текстах разных стилей речи. На этом уроке повторятся тема "Фразеологизмы", употребление их в разговорной речи, отсутствие запятых при написании фразеологизмов, омонимия частей речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок | 205.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме
«Роль причастия и деепричастия в тексте»
Учитель русского языка и
литературы МОУ СОШ № 13
Флягина Т.В.
Учебные цели урока:
- формировать представление об изобразительно-выразительных возможностях причастия и деепричастия;
- организовать наблюдение за использованием глагольных форм в текстах различных стилей;
- тренировать учащихся в проведении морфологического разбора.
Воспитательные цели:
воспитывать чувство любви к родине ;
воспитывать эстетический вкус у детей на примете известных произведений живо-
писи.
Задачи урока:
- уметь определять и составлять синтаксические конструкции с использованием деепричастий как в устной, так и в письменной речи;
- развивать коммуникативные навыки.
Оборудование:
- слайды;
- дидактический материал;
- репродукции картин В.Д.Поленова
1.Вступительное слово.
Сегодня мы поговорим об изобразительно-выразительных возможностях глагольных форм в текстах различных стилей.
В качестве материала для наших исследований я подобрала тексты о родной природе и картины русских художников, изображающих её красоту и самобытность.
Гоголь сказал: «Человек идет рядом с природой, с временами года, он соучастник и собеседник всего, что совершается в творении».
Как вы понимаете эту фразу? (Человек и природа неразрывны. Природа радует глаз человека, дает ему пищу, вдохновляет на творчество. А человек восхищается природой, воспевает ее).
Красоту родной природы можно нарисовать не только красками, но и словами, синтаксическими средствами. Этим мы сегодня и займемся.
Перед вами картина В.Д.Поленова «Золотая осень».
1) С какими картинами этого художника вы уже знакомы? «Московский дворик»
Вот ещё одна не менее известная его картина «Заросший пруд».
2. Проверка домашнего задания.
Вашим домашним заданием было составить несколько предложений с использованием причастий и деепричастий. Завтра нам с вами предстоит писать сочинение по этой картине, а сегодня мы послушаем рабочие материалы, подготовленные вами.
Ученики, читают, называя причастные и деепричастные обороты.
2)Какой тип речи используется в этих предложениях? Описание.
3)Какую роль играют причастия в предложениях? Они делают описание ярким, динамичным, выразительно описывают состояние природы.
3. Отредактировать текст
У вас на столах лежат отпечатанные тексты, в которых нужно заменить предложения
с однородными сказуемыми и сложноподчиненные предложения предложениями с при-
частными и деепричастными оборотами, а также сделать орфографический анализ текста.
Помните, каким шумным был лес весной и летом ?
Теперь он стоит перед нами, застыл в какой-то таинственной тиши, (застыв, д/о)
Кругом чернеют берёзы, которые лишились листвы. (лишившиеся, п/о)
Шустрые синицы возят(ь)ся в сучьях и тихо попискивают .(попискивая, д/о)
От деревьев, которые освещены косыми холодными лучами, ложатся длинные тени на
снегу. (освещенные, п/о)
Но даже в этой т.. .шине и холодности есть своя прелесть!
4) Какие изменения внесли в предложения причастия и деепричастия? Деепричастный оборот характеризует основное действие, дорисовывая его.
Предложения с причастными оборотами стали образнее, красивее, чем сложноподчиненные предложения, выразительно и точно описывают состояние природы.
5) К какому стилю речи относится этот фрагмент текста? (художественный)
Синтаксический разбор предложения (4 предложение)
Морфологический разбор слова «освещенных»
Взаимопроверка разборов.
4. Наблюдение за научным текстом.
А теперь прочитаем еще один текст.
Деепричастие - это особая форма глагола, обозначающая добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
В деепричастии совмещены признаки глагола и прилагательного.
Деепричастие не изменяется.
Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.
В предложении деепричастие является определением.
- Нет ли у меня ошибок в формулировке правила?
- Определите стиль речи этого текста. (научный)
- Назовите особенности. (точность, безобразность, наличие научных терминов).
- Какую роль играют здесь причастия? Они сжимают информацию, которая в сл/подч. предложении излагается не так лаконично.
5. Наблюдение за употреблением фразеологизмов в разговорной речи.
10) Как называются сочетания слов? Можно ли в них опустить или заменить какое-нибудь
слово, не изменяя значения этих сочетаний?
Не разгибая спины; повесив нос;
положа руку на сердце; засучив рукава;
сломя голову; скрепя сердце;
сложа руки; затаив дыхание;
11)Для какого стиля речи характерно их употребление?(для разговорной, большая часть фразеологизмов имеет яркую, эмоционально-экспрессивную окраску, некоторые шутливую, ироничную)
Хочу напомнить, что никогда не обособляются фразеологические обороты, включающие деепричастия.
Составить предложения с двумя фразеологизмами.
Все засучив рукава принялись за дело.
На тренировку она мчалась сломя голову.
Эту редкую книгу мой друг отдавал мне скрепя сердце.
6.Работа с учебником. Выполнение упр. 691.
12) С помощью каких языковых средств художник создает картину русской зимы? Дееприч. Они создают движение, показывают смету картин деревенской жизни.
7.Проверка индивидуального задания.
Некоторые ребята получили индивидуальное задание: они доказывали, что вне предложения и словосочетания нельзя установить, какими частями речи являются слова сев, устав, пошив.
Сев в такси, девушка нервно посмотрела на часы.
Сев озимых хлебов в этом году начался гораздо позже обычного .
Устав от повседневных забот, мама прилегла отдохнуть.
Устав воинской службы - закон для военнослужащих.
Пошив себе новые сапоги, чиновник гордо шёл по улице в обновке. Пошив и ремонт верхней одежды - очень трудоёмкая работа.
Это слова, совпадающие по звучанию в отдельных формах.
8.Выводы.
Сегодня мы наблюдали за использованием глагольных форм в различных стилях речи.
Какие выводы о роли причастия и деепричастия в тексте мы можем сделать?
- Причастия делают описание ярким, делают речь живой и образной (в художественном стиле).
- Причастия дают точную, лаконичную характеристику предмету, сжимают информацию (в научном стиле).
- Деепричастия дорисовывают основное действие, выраженное глаголом, придают настроение ему (в художественном и публицистическом стиле).
- Деепричастные обороты в составе фразеологизмов придают яркую, эмоционально-экспрессивную окраску предложениям (в разговорном стиле иногда шутливую, ироничную)
А теперь оцените свою работу на уроке, выбрав одно из утверждений, помещённых на обратной стороне листочка с текстом.
9.Домашнее задание. Подготовка к сочинению по картине В.Д.Поленова «Заросший
пруд». Составить план ,по которому вы будете писать сочинение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме" Образование причастий и деепричастий" 7 класс.
Урок закрепляет навыки образования причастий и деепричастий, правописание их суффиксов....
Разработка урока русского языка в 9 классе на тему "Повторение. Причастие и деепричастие."
Разработка урока повторения по теме "Причастие и деепричастие". Прилагается презентация....
Презентация к уроку русского языка по теме: "Употребление причастий и деепричастий"
Презентацию можно использовать в качестве фрагмента урока в 7 классе....
Роль причастий и деепричастий в текстах художественного стиля
Данный материал можно использовать как урок-обобщение в 6 классе(программа С.Львовой) по теме "Причастие и деепричастие"; как повторение темы в 9-11 классах....
урок по теме"Употребление причастий в речи" 7 класс по программе В.В.Бабайцевой
Урок по теме "Употребление причастий в речи" по программе В.В.Бабайцевой 7 класс....
Роль причастий и деепричастий в текстах художественного стиля.
Интегрированный урок по русскому языку (русский язык + литература) Представленный урок «Меткие, озаряющие слова… (Роль причастий и деепричастий в текстах художественного стиля.)» интегрированный,...
Конспект урока по теме:"Употребление причастий и деепричастий в речи"
Материал данного урока позволит учащимся научиться правильно употреблять в речи причастия и деепричастия....