Урок по теме «Роль причастия и деепричастия в тексте» (по программе С.И.Львовой)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Флягина Татьяна Викторовна

Новая форма ГИА  по русскому языку в 9 классе требует от учителя активной работы  по подготовке  обучающихся к  написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Обучение этому виду работы, на мой взгляд, нужно начинать уже в 6 классе.Представление об изобразительно-выразительных возможностях причастий и деепричастий  поможет в дальнейшем, при написании лингвистического сочинения, обучающимся доказать роль глагольных форм в предложениях и текстах разных стилей речи. На этом уроке  повторятся тема "Фразеологизмы", употребление их в разговорной речи, отсутствие запятых при написании фразеологизмов, омонимия частей речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок205.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме

«Роль причастия и деепричастия в тексте»

                                                                                                          Учитель русского языка и

литературы МОУ СОШ № 13

Флягина Т.В.

Учебные цели урока:

  1. формировать представление об изобразительно-выразительных возможностях причастия и деепричастия;
  2.  организовать наблюдение за использованием глагольных форм в текстах различных стилей;
  3.  тренировать учащихся в проведении морфологического разбора.

Воспитательные цели:

             воспитывать чувство любви к родине ;

             воспитывать эстетический вкус у детей на примете известных произведений живо-

              писи.                                                              

Задачи урока:

  1. уметь определять и составлять синтаксические конструкции с использованием деепричастий как в устной, так и в письменной речи;
  2. развивать коммуникативные навыки.

Оборудование:

  1. слайды;
  2. дидактический материал;
  3. репродукции картин В.Д.Поленова

   1.Вступительное слово.

Сегодня мы поговорим об изобразительно-выразительных возможностях глагольных форм в текстах различных стилей.

В качестве материала для наших исследований я подобрала тексты о родной природе и картины русских художников, изображающих её красоту и самобытность.

 Гоголь сказал: «Человек идет рядом с природой, с временами года, он соучастник и собеседник всего, что совершается в творении».

Как вы понимаете эту фразу? (Человек и природа неразрывны. Природа радует глаз человека, дает ему пищу, вдохновляет на творчество. А человек восхищается природой, воспевает ее).

Красоту родной природы можно нарисовать не только красками, но и словами, синтаксическими средствами. Этим мы сегодня и займемся.

Перед вами картина В.Д.Поленова «Золотая осень».

1) С какими картинами этого художника вы уже знакомы? «Московский дворик»

 Вот ещё одна не менее известная его картина «Заросший пруд».

2. Проверка домашнего задания.

Вашим домашним заданием было составить несколько предложений с использованием причастий и деепричастий. Завтра нам с вами предстоит писать сочинение по этой картине, а сегодня мы послушаем рабочие материалы, подготовленные вами.

Ученики, читают, называя причастные и деепричастные обороты.

2)Какой тип речи используется в этих предложениях? Описание.

3)Какую роль играют причастия в предложениях? Они делают описание ярким, динамичным, выразительно описывают состояние природы.

3. Отредактировать текст

 У вас на столах лежат отпечатанные тексты, в которых нужно заменить предложения
с однородными сказуемыми и сложноподчиненные предложения предложениями с при-
частными и деепричастными оборотами, а также сделать орфографический анализ текста.

Помните, каким шумным был лес весной и летом ?

Теперь он стоит перед нами, застыл в какой-то таинственной тиши, (застыв, д/о)
Кругом чернеют берёзы, которые лишились листвы. (лишившиеся, п/о)
Шустрые синицы возят(ь)ся в сучьях и тихо попискивают .(попискивая, д/о)
От деревьев, которые освещены косыми холодными лучами, ложатся длинные тени на
снегу. (освещенные, п/о)        

Но даже в этой т.. .шине и холодности есть своя прелесть!

  4) Какие изменения внесли в предложения причастия и деепричастия? Деепричастный оборот характеризует основное действие, дорисовывая его.

Предложения с причастными оборотами стали образнее, красивее, чем сложноподчиненные предложения, выразительно и точно описывают состояние природы.

5) К какому стилю речи относится этот фрагмент текста? (художественный)

 Синтаксический  разбор  предложения  (4 предложение)

 Морфологический  разбор  слова «освещенных» 

Взаимопроверка разборов.        

 4. Наблюдение за научным текстом.        

А теперь прочитаем еще один текст.        

Деепричастие - это особая форма глагола, обозначающая добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

В деепричастии совмещены признаки глагола и прилагательного.

 Деепричастие не  изменяется.

Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.

 В предложении деепричастие является определением.

  1. Нет ли у меня ошибок в формулировке правила? 
  2. Определите стиль речи этого текста. (научный)
  3. Назовите особенности. (точность, безобразность, наличие научных терминов).
  4. Какую роль играют здесь причастия? Они сжимают информацию, которая в сл/подч. предложении излагается не так лаконично.

5. Наблюдение за употреблением фразеологизмов в разговорной речи.

10)        Как называются сочетания слов? Можно ли в них опустить или заменить какое-нибудь
слово, не изменяя значения этих сочетаний?
 

Не разгибая спины;        повесив нос;        

положа руку на сердце;        засучив рукава;

сломя голову;        скрепя сердце; 

сложа руки;        затаив дыхание;

11)Для какого стиля речи характерно их употребление?(для разговорной, большая часть фразеологизмов имеет яркую, эмоционально-экспрессивную окраску, некоторые шутливую, ироничную)

Хочу напомнить, что никогда не обособляются фразеологические обороты, включающие деепричастия.

Составить предложения с двумя фразеологизмами.

Все засучив рукава принялись за дело.

На тренировку она мчалась сломя голову.

Эту редкую книгу мой друг отдавал мне скрепя сердце.

   6.Работа с учебником. Выполнение упр. 691.

12) С помощью каких языковых средств художник создает картину русской зимы? Дееприч. Они создают движение, показывают смету картин деревенской жизни.

  7.Проверка индивидуального задания.

Некоторые ребята получили индивидуальное задание: они доказывали, что вне предложения и словосочетания нельзя установить, какими частями речи являются слова сев, устав, пошив.

 Сев в такси, девушка нервно посмотрела на часы.    

 Сев озимых хлебов в этом году начался гораздо позже обычного .

 Устав от повседневных забот, мама прилегла отдохнуть.

 Устав воинской службы - закон для военнослужащих.

Пошив себе новые сапоги, чиновник гордо шёл по улице в обновке. Пошив и ремонт верхней одежды - очень трудоёмкая работа.

Это слова, совпадающие по звучанию в отдельных формах.

  8.Выводы.

Сегодня мы наблюдали за использованием глагольных форм в различных стилях речи.

 Какие выводы о роли причастия и деепричастия в тексте мы можем сделать?

  1. Причастия делают описание ярким, делают речь живой и образной  художественном стиле).
  2. Причастия дают точную, лаконичную характеристику предмету, сжимают информацию (в научном стиле).
  3. Деепричастия дорисовывают основное действие, выраженное глаголом, придают настроение ему (в художественном и публицистическом стиле).
  4. Деепричастные обороты в составе фразеологизмов придают яркую, эмоционально-экспрессивную окраску предложениям (в разговорном стиле иногда шутливую, ироничную)

А теперь оцените свою работу на уроке, выбрав одно из утверждений, помещённых на обратной стороне листочка с текстом.

       9.Домашнее задание. Подготовка к сочинению по картине В.Д.Поленова «Заросший
пруд». Составить план ,по которому вы будете писать сочинение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме" Образование причастий и деепричастий" 7 класс.

Урок закрепляет навыки образования причастий и деепричастий, правописание их суффиксов....

Разработка урока русского языка в 9 классе на тему "Повторение. Причастие и деепричастие."

Разработка урока повторения по теме "Причастие и деепричастие". Прилагается презентация....

Презентация к уроку русского языка по теме: "Употребление причастий и деепричастий"

Презентацию можно использовать в качестве фрагмента урока в 7 классе....

Роль причастий и деепричастий в текстах художественного стиля

Данный материал можно использовать как урок-обобщение в 6 классе(программа С.Львовой) по теме "Причастие и деепричастие"; как повторение темы в 9-11 классах....

урок по теме"Употребление причастий в речи" 7 класс по программе В.В.Бабайцевой

Урок по теме "Употребление причастий в речи" по программе В.В.Бабайцевой 7 класс....

Роль причастий и деепричастий в текстах художественного стиля.

Интегрированный урок по русскому языку (русский язык + литература) Представленный урок «Меткие, озаряющие слова… (Роль причастий и деепричастий в текстах художественного стиля.)» интегрированный,...

Конспект урока по теме:"Употребление причастий и деепричастий в речи"

Материал данного урока позволит учащимся научиться правильно употреблять в речи причастия и деепричастия....