Дневник учителя
материал по русскому языку (5 класс) на тему
Анализ учебника по русскому языку для 5класса Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Завгоровской, А.Г.Нарушевича. Учебно-методический комплект (учебник для общеобразовательных учреждений "Русский язык" 5 класс в 2-х частях, издательство "Просвещение" 2012). Учебник предназначен для учащихся общеобразовательного класса. Написан в соответствии с программой Л.М.Рыбченковой, О.М. Александровой "Русский язык" 5-9 классы, рассчитанной на 175 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dnevnik_uchitelya_prosveshchenie.doc | 218.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Издательство «Просвещение»
Дневник учителя
2012-2013 учебный год
Москва
Дневник учителя
Фамилия, имя, отчество Морозова Светлана Владимировна
Регион, город, школа Краснодарский край, город Тихорецк, МБОУ СОШ №7
Анализ учебника по русскому языку для 5 класса
предмет
Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Завгоровская, А.Г. Нарушевич.
Учебно-методический комплект (учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 5 класс в 2-х частях, издательство «Просвещение» 2012)
автор(ы), название, выходные данные
Учебник предназначен для учащихся общеобразовательного класса.
специфика контингента учащихся
Написан в соответствии с программой Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой «Русский язык» 5-9 классы, рассчитанной на 175 часов.
Используется для преподавания курса русского языка в 5 классе учащимся
предмет
общеобразовательного класса______________________________________
специфика контингента учащихся
в объеме ___204 часов____________________________________________
кол-во часов на предмет по учебному плану школы
Сведения о школе, учителе, классе
1.1. Информация о школе | Полное название образовательного учреждения | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район |
Адрес | Краснодарский край, город Тихорецк, ул. Серова, 1. | |
Директор (ФИО) | Жадько Татьяна Анатольевна | |
Телефон, Е-mail | 8(86196) 5-69-76 | |
Краткая характеристика школы | Общеобразовательная школа (609 учащихся, 34 учителя: высшее образование – 31 чел., средне-специальное – 2 чел., обучается в ВУЗе – 1 чел.; высшая категория – 4 чел., 1-я категория – 17 чел., 2-ая категория – 4 чел., без категории – 4 чел. Наша новая школа имеет современные условия общеобразовательного процесса, оснащена электронными образовательными ресурсами, работает в рамках ФГОС, поддерживает талантливых детей, формирует здоровый образ жизни, имеет финансовую самостоятельность. | |
1.2. Информация об учителе | Учитель – экспериментатор (ФИО) | Морозова Светлана Владимировна |
Число, месяц, год рождения | 03.05.1963г. | |
Стаж работы в школе | 24 года | |
Квалификационный разряд | Высшая категория | |
1.3. Информация о классе | Численность учащихся | 30 человек |
Обеспеченность учащихся полными УМК | учебник | |
Краткая характеристика класса | Класс мобилен при выполнении коллективных дел, стремится к активному участию каждого воспитанника; обладает стабильными товарищескими взаимоотношениями, ответственность за коллективное дело считают своим личным и несут за него ответственность. Обученность по предмету – 100%, качество знаний – 67%. На «4» и «5» учатся по русскому языку 20 человек. | |
Мнение учащихся об апробируемом УМК | положительное |
I. Оценка содержания учебного материала по главам
- Название главы Морфология
- Оценка текста главы (структура, содержание, язык)
2.1. Научный уровень | Соответствие обязательному минимуму содержания общего образования и образовательной программе | соответствует |
Соответствие ведущим методологическим подходам и концепциям данной науки | В главе реализован коммуникативно-когнитивный подход в обучении, что означает овладение различными видами трансформации текста (сжатие, развёртывание и т.д.) интеграцию процесса изучения системы языка и процесса речевого развития ученика. (Работа со схемой на с.5, развитие умений анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки частей речи упр.266). Дифференцированный подход к обучению выражен в предъявлении теоретического и практического учебного материала на разгых уровнях сложности (наличие системы разноуровневых заданий А (базовый уровень), Б (повышенный уровень) упр. 276, 284, 329 и др. | |
Обоснованность и корректность использования научного аппарата: понятий, правил, определений, формулировок, теоретических положений и т.п. | Параграф № 39. Основной материал: орфографический минимум, словарная работа, языковой материал для наблюдения (правила, выводы), дифференцированные задания. Дополнительный материал: это интересно, советы помощника, лингвистические игры, рисунки. В главе описаны не только единицы языка, но и явления речи: текст и его типы, стили речи, особенности построения типов текста. Этому способствуют задания упражнений. | |
Соответствие материала дидактическим принципам обучения: научности, последовательности, системности, наглядности, доступности и др. | Метатекстовый способ представления учебного материала. | |
Направленность на реализацию образовательных, воспитательных, развивающих целей обучения | Огромную воспитательную нагрузку несут связные тексты. Тексты упражнений интересны в познавательном отношении. Параграф № 38. Развитие умений определять род имёни существительного, группировать слова по заданным морфологическим признакам, совершенствовать умение анализировать изобразительные средства языка. Усилена воспитательная направленность; включены сведения об истории русского языка, этимологии, взаимосвязи языка и культуры, истории народа его носителя, особенностях русского менталитета, о национальной специфике русского языка; рубрика «Это интересно» с.12; актуализированы межпредметные связи с такими учебными предметами, как литература, астрономия. | |
Обоснованность структуры и логики изложения материала, взаимосвязь отдельных глав | Фиксированный формат учебника и система «всплывающих окон» создают возможность более эффективного изучения языкового и речевого материала; повышают информационную насыщенность параграфа; позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся; материал рубрик позволяет связать лингвистический материал с фактами других наук. (Параграф №39 «Склонение имён существительных. Падеж. Число»). | |
Полнота и лаконичность изложения | Структура параграфа как способ организации познавательной деятельности учащихся.Орфографический практикум. Языковой материал для наблюдения. Теоретические сведения, правила, выводы. Система тренировочных упражнений, текст и система заданий к нему. | |
Возможности для репродуктивной деятельности учащихся | Систематический тренинг в выполнении практических упражнений, которые помогают организовать самостоятельную индивидуальную практическую и исследовательскую деятельность учащихся, отработать навыки самостоятельной работы; реализуют дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные способности и склонности учащихся, активизируют учебно-познавательную деятельность; формируют навыки самоконтроля, самооценки, учебной рефлексии. (упр.328 Придумайте и запишите свои предложения, используя найденные вами эпитеты. Упр.327. Докажите, что выделенные слова являются прилагательными. Ответьте на вопрос: «Для чего нужны прилагательные в художественной речи?» Рефлексия. Домашнее задание. Задание на полях в учебнике на с.32, упр. 321. | |
Возможность для реализации межпредметных связей | Формируется представление о родном языке как средстве общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности и на этой основе реализации межпредметных связей в обучении. Материал рубрик помогает связать лингвистический материал с фактами других наук (истории, культурологии, этнографии и т.д.) Рубрика «Это интересно» стр.32, 43,лингвистические игры стр.35, «Из истории языка» стр.37. Живопись, искусство (упр.350, 351). | |
соответствие возрастным и психологическим возможностям учащихся | Способ подачи нового материала обусловлен также возрастными особенностями учащихся. Здесь преобладает индуктивный способ подачи знаний. Это связано с тем, что именно в 5-м классе, на начальном этапе изучения систематического курса русского языка, представляется важным сформировать у учащихся умение самостоятельно анализировать факты языка, делать выводы и обобщения. Используется также и дедуктивный способ подачи нового материала. В соответствии с возрастными и психологическими возможностями учащихся представлен материал в лучших образцах русской классической и современной художественной литературы. Использование красочных иллюстраций произведений русской живописи и графики, фотографий, фотоколлажей и рисунков. (Упр.362, 365, 366 и т.д.). Упр. 378 – составление рассказа по рисункам; упр.384, 385,386 и т.д. Иллюстрация (упр. 432, 433, 434). | |
Возможности осуществления уровневой дифференциации и индивидуализации обучения | Рубрика «Советы помощника» помогает развить самоорганизацию школьника. Это своеобразная система «подсказок». Каждая подсказка представляет собой последовательную систему действий, освоение которых позволит учащимся выработать навыки самоорганизации. Учащимся предоставляется возможность овладеть разными видами учебной деятельности (предметными и метапредметными; умениями самостоятельной деятельности, умениями работы в группе, в паре и т.д. стр.79, 76,66, 60,45 и т.д.). | |
Сбалансированность теоретического и практического материала главы | Метатекстовый способ представления учебного материала. (Параграф №40). | |
2.3. Значимость для развития личности учащегося | Направленность на формирование научного мировоззрения, иерархии ценностей, способностей к социальной адаптации и практической деятельности | Каждый урок русского языка – не только урок овладения знаниями о системе языка, языковыми умениями и навыками, но урок развития речи учащихся, урок формирования метапредметных умений и способов деятельности. Выборочное изложение (упр.284); контрольная работа по аудированию (цель: анализ сформированности умений адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого на слух; излагать в письменной форме содержание прослушанного текста; аргументировать собственное мнение по вопросу типологической принадлежности текста). Повествование с элементом описания (упр. 329). Цель: развитие умений анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу. Изложение прочитанного текста (упр.349) Цель: развитие умений читать и передавать впечатление от произведения искусства с опорой на текст искусствоведческого характера, соблюдая стилевое своеобразие, языковые средства, использованные автором. |
Возможности для развития интеллектуальных, творческих способностей | Роль текста. Текст не только объект языкового и речевого анализа, но и – образец для собственного речевого произведения с учётом всех социальных и прагматических факторов (особенностей ситуации и сферы общения, культурно-исторических фоновых знаний); текст создаёт предметную сторону речевого высказывания, является одним из средств создания ситуаций на основе которых происходит реальное речевое общение. (Средства связи предложений в тексте. Цель: определение уровня сформированности умений осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии со сферой , ситуацией, темой и условиями речевого общения и т.д.). А.Раскин. «Когда папа был маленьким», сочинение «Как папа сочинял стихи». | |
Возможности для развития нравственной и эмоционально-чувственной сферы личности ребенка | Об этом говорилось выше (роль текста). | |
Возможности для самостоятельного изучения учебного материала | Дополнительная информация содержится в рубриках «Это интересно», «Из истории языка». Словарной работе уделяется большое внимание: это касается как терминологии, так и незнакомых детям слов, встречающихся в текстах упражнений. Следует обратить внимание и на всплывающие окна: «Школа чтения», «Лингвистические игры, задачки», «Советы помощника», в конце учебника дана «Энциклопедия советов». | |
Возможности для прочного усвоения знаний учащимися | Наличие системы разноуровневых заданий, которые позволяют вести дифференцированную работу с учащимися. | |
Возможности материала для организации контроля за усвоением знаний учащимися и самоконтроля | Ориентация на подготовку учеников к различным формам контроля – на уровне итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы – на уровне промежуточной аттестации в рамках урочной деятельности. (Параграф № 56 «Повторение по теме «Морфология»». Тестовые задания, повторительно-обобщающие упражнения. | |
2.4. Познавательность материала | Наличие текстов, расширяющих кругозор, углубляющих понимание и обобщающих знания учащихся | См. пункт 2.3. (упр.284, 329, 349). Совершенствование умения читать и понимать текст (упр. 421 (зад.1), упр. 422 (зад. 3-5). Совершенствование орфографической грамотности; культуры речи: использование наречий в речи. Правописание наречий – теоретический материал на с.70. (упр.416, 417) и т.д. |
Направленность на развитие познавательной, активности учащихся | Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация). Умение находить и исправлять грамматические и речевые ошибки, недочёты; совершенствовать и редактировать собственные тексты. (Лингвистические задачи с.66). Упр.402, 395 и т.д. | |
Возможности для пополнения практического опыта ребенка | Умение свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, сжатость, связность, соответствие теме, типу речи, жанру, а также с учётом коммуникативного замысла, адресата и ситуации общения). | |
Возможности для углубленного изучения предмета | Выступления перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации. (Вопросы к теме с. 77, упр.425 зад.5, упр.424). | |
2.4. Занимательность изложения | Возможности для развития интереса к предмету | Впервые учебник имеет фиксированный формат. Материал для дополнительных рубрик, переплетаясь с основным, создаёт насыщенное информационное пространство, приучающее учащихся наблюдать, анализировать, сопоставлять и т.д., что прививает вкус к изучению языка, повышает мотивацию к его изучению. |
Увлекательность изложения | Всплывающие окна напоминают детям работу с меню компьютера. | |
Привлекательность для самостоятельного изучения | Отличительной особенностью учебника является также наличие в нём системы разноуровневых заданий, которые позволяют всем учащимся выбрать задания для себя. | |
Соответствие возрастным особенностям учащихся | Особое внимание уделено текстам, которые взяты из сказок, басен, детской художественной литературы. | |
2.4. Язык изложения | Ясность, точность, лаконичность в изложении учебного материала, четкость формулировок | Материал подан дифференцированно с выделением базового ядра, обязательного для усвоения. Правила не перегружены, доступны для запоминания. |
Яркость и образность изложения | Широкое и разнообразное использование материала по истории родного языка, фразеологии, этимологии. Создание широкого культуроведческого фона путём включения разнообразного материала о исторических событиях, народных промыслах и т.д. | |
Использование общепринятой терминологии, символики и условных обозначений | В книге используется символика: в рамке даны правила, которые надо запомнить. !- теоретический материал; ?- вопросы к теме; Т – толковый словарь; *- задания повышенной сложности; О – орфографический практикум и т.д. | |
Замечания относительно языка изложения | ||
2.5 Особенности оформления | Целесообразность расположения иллюстраций | Иллюстративный материал либо дополняет основной учебный текст, либо конкретизирует его, либо восполняет материал, отсутствующий в тексте. Следовательно, онвведён в содержание учебников не для оживления и развлечения учащихся, а для разъяснения, предъявления, наглядного представления фактов и явлений. Иллюстрации малого формата располагаются на полях, не загромождая страницу учебника. Иллюстрации картин большего формата, т.к. при описании картины нужно хорошо её разглядеть. |
Цветовая гамма и шрифтовое оформление текста | Графические выделения не отвлекают внимание, а, наоборот, концентрируют на ключевых словах, чётком разделении текста на структурно-смысловые части. Цветовая гамма спокойная, глаза не устают при продолжительной работе с учебником. Раздел «Морфология» оформлен зелёным цветом, что позволяет быстро находить соответствующий материал. Таблицы и схемы выполнены в разной цветовой гамме, что не приводит к путанице материала (часть 2, стр. 4-5). | |
Использование условных обозначений | Помогает вести самостоятельный поиск информации, извлекать её, свободно пользоваться учебником. | |
Выделение основного и дополнительного материала | Помогает выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификакация, установление аналогий, подведение под понятие; строить логическую цепь рассуждения, отбирать материал, который важнее. |
- Оценка методической схемы (методические подходы, опора на современные педагогические технологии)
3.1. Методические подходы | выраженность мотивационного компонента | Ориентация главы на планируемые результаты обучения, на целенаправленную подготовку с 5 класса к итоговой аттестации в 9 и 11 классах. (Задания части А ЕГЭ по русскому языку представлены в упр.293, 302, 303,304.305,306 и т.д.) |
целесообразность методики изложения материала | В учебнике удачно решена ещё одна серьёзная методическая проблема – разграничение изучаемого материала по степени важности, необходимости, значимости. Частично новые знания даются в заданиях к упражнениям, если эти знания нужны для овладения умениями и навыками. Например, при изучении глагола в целый ряд упражнений входит материал, дополняющий содержание основного параграфа и способствующий формированию у школьников соответствующих умений и навыков:«Обозначьте спряжение. Поставьте глаголы в форму 1-ого л. м н.ч. и т.д.». Включение творческих упражнений, с помощью которых отрабатываются умения: -писать изложения разных видов (выборочное изложение упр.284, изложение прочитанного текста упр.349 и т.д.) -писать небольшие по объёму сочинения-рассуждения на лингвистические и морально-этические темы (сочинение-описание упр.384-386, сочинение по картине упр.431-434). | |
Возможность для сочетания различных видов деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной | Параграф №53 «Правописание окончаний глаголов». Словарный диктант по материалам параграфов 37-52 (Совершенствуем умение воспринимать информацию на слух). Далее проверочная работа (цифровой диктант). Цель: развитие умения опираться на морфологический анализ при выборе правильного написания слова (упр.394). Упр. 408 (групповая работа, т.к. разноуровневые задания). Упр.432 (индивидуальное задание – подготовить сообщение о художнике) и т.д. | |
Возможность для формирования навыков самообразования | Пересказывать текст (подробно, сжато, выборочно) использовать разные приёмы сжатия текста. (Упр.3 параграф №56, упр.284 и т.д.). Подготовка к написанию сжатого изложения ГИА 9 класс. Учащиеся самостоятельно создают собственное речевое высказывание. | |
Возможность для осуществления репродуктивной деятельности учащихся | Репродуктивная деятельность учащихся состоит в понимании, усвоении и овладении знаниями. Главное преимущество этого метода – экономичность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объёма знаний, умений за минимально короткое время с небольшими затратами усилий. Хочется отметить, что материал в параграфе учебника представлен в виде блока, продвигая учащихся от простейших заданий к более сложным. Работа с материалом одного параграфа ведётся на нескольких уроках, поэтому при многократном повторении прочность знаний становится стабильной. | |
Возможности материала для организации тематического и заключительного повторения | В учебнике даётся материал для тематического и заключительного повторения. Параграф №56 «Повторение по теме «Морфология». (Устный материал, тестовые задания, работа с упражнениями). | |
Возможность диалогического изложения материала | Диалогический характер изложения материала составляет одну из отличительных особенностей данного учебника: в методическом комплексе содержится не только традиционные вопросы для самоконтроля и задания, но и творческие задания, научные и художественные тексты, расширяющие горизонты осмысления социальных ситуаций. Это делает чтение учебника увлекательным занятием, существенно облегчает организацию учебного процесса. (Упр.382, 377 и т.д.) | |
отражение внутрипредметных связей | «Усвоение всех понятий в отношении и единстве друг с другом» (Я.А.Коменский). Это мы наблюдаем в учебнике, т.к. идёт охват не только определённых образцов внутрипредметной связи, рассчитанных на объяснение нового урока, в то же время пополнение словарного запаса, проведение орфоэпии-орфографии в связи и единстве друг с другом, обучении морфологии на основе синтаксиса, а синтаксиса на основе морфологии и применение на различных этапах урока ( устные и письменные упражнения образуют диалектическое единство), умелое использование монологической и диалогической формы устной и письменной речи показало, что оно является вершиной развития речи. | |
3.2. Опора на педагогические технологии | Возможности для реализации личностно ориентированных технологий развития | Общество и сейчас придерживается парадигмы обучения: учитель – учебник – ученик. А личностно-ориентированный подход ставит в центр личность учащегося, обеспечивание комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализацию её природных потенциалов. Учебник предполагает педагогику сотрудничества. Это проявляется, прежде всего, в разноуровневом обучении, полном усвоении знаний. Реализация способностей ученика происходит на уроке: при проверке изученного материала, знаний и умений; при практической и самостоятельной работе; при выполнении домашних заданий. |
Возможности для реализации практической и лабораторной деятельности | Разноуровневые задания. Сильные учащиеся работают с одними заданиями, когда с основным составом повторяем и закрепляем материал. Группы обучения в классе комплектуются в соответствии с индивидуальными возможностями. Формируется практико-лабораторная база обучения в соответствии с использованием принципа разноуровнего обучения. | |
возможности для организации экспериментальной, поисково-исследовательской деятельности | Исследовательская деятельность предоставляет ученику гораздо большую свободу мыслительной деятельности, чем репродуктивная деятельность. Задания выходили за рамки учебника. Изучая имена собственные, учащимся было предложено задание: «Что в имени твоём?». При повторении учащиеся готовят карточки для своих товарищей по материалу пройденному ранее. | |
Возможности для организации проектной деятельности | ||
Возможности для реализации проблемного обучения | Материал учебника и составляет проблемное обучение. Постановка проблемы – тема урока (параграфа), поиск решения – это этап формулирования нового знания (работа с материалом параграфа). Проблемное обучение на уроке я часто объединяю с демонстрацией мультимедийных презентаций. | |
Возможности для организации совместной работы учащихся | Об этом уже говорилось выше. | |
Возможности для дифференциации и индивидуализации обучения | См. выше. |
- Оценка дидактического аппарата (вопросы и задания; иллюстративный ряд, включая схемы, таблицы, графики; справочный аппарат)
4.1. Вопросы и задания: их достаточность и качество | для изучения и закрепления материала | Каждое упражнение содержит задания и большинство из них сопровождаются вопросами, которые предлагают вспомнить учзщимся пройденный ранее материал. |
для углубления знаний и обобщения материала | Работая со схемой на с.5 (часть 2) обращаю внимание учащихся: почему элементы схемы записаны в виде вопросов? Если мы адресуем эти вопросы себе, сможем ли мы на них ответить сейчас? Если да, то насколько полными и правильными будут наши ответы? Схема – не только проспект изучения всей темы «Морфология», но и план изучения каждой части речи. Примером тому станет наше обращение к теме «Имя существительное как часть речи». | |
Для дифференциации обучения | Достаточно заданий уровня А и Б. | |
для организации практической деятельности | Задания помогают проверить уже сформированные умения учащихся, совершенствуют правописные умения. | |
для организации самостоятельной работы | Задания помогают развивать самоанализ, актуализировать полученные знания (упр.285). | |
Для организации контроля за усвоением знаний | Задания и вопросы направлены на обобщение изученного материала, развивают умение приводить в систему языковые явления. | |
для самоконтроля, самооценки | Воспитывают коллективизм, чувство ответственности (конкурсные задания). | |
Какие вопросы и задания по трудности не соответствуют данному возрасту, почему | Не всегда могут определить лексическое значение слова, потому что нет привычного толкового словарика в конце учебника (упр. 295), сноски не даны. | |
Какие вопросы и задания необходимо дополнительно включить в главу, почему | Параграф № 37 «Имя существительное как часть речи». Синтаксическая функция существительного – любой член предложения. Приходится забегать вперёд (параграф №63). Ничего не говорится о том, что существительные по значению делятся на группы: конкретные, вещественные, отвлечённые, собирательные, а задание присутствует в упр.273 по этому поводу. Параграф №39 «Склонение имён существительных». Ничего не говорится о разносклоняемых существительных и несклоняемых существительных. | |
Какие вопросы и задания необходимо удалить из главы, почему | ||
4.2. Иллюстративный ряд, в том числе схемы, таблицы, графики | соответствие образовательным, воспитательным и развивающим целям и задачам | В учебнике учтена новая реалия – сдача учащимися ГИА и ЕГЭ. |
соответствие возрастным особенностям учащихся | Соответствует, что способствует запоминанию учебного материала. | |
Содержательная, эстетическая и психологическая значимость иллюстраций | Яркие иллюстрации, тексты логично включены в материал параграфа. | |
соответствие современным технологиям обучения | соответствует | |
Возможности для усиления наглядного восприятия | Наиболее важные, требующие запоминания слова в тексте выделены курсивом или жирным шрифтом, параграф снабжён значками, позволяющими систематизировать изученный материал. | |
обоснованность и целесообразность расположения иллюстраций | Учебник имеет фиксированный формат, при котором ритмично повторяются структурные элементы каждой темы и каждого урока, а ритмичность подкрепляется дизайнерским решением. Каждый из структурных элементов имеет определённое место в поле главы, жёстко привязан к определённым фрагментам основного текста. То же можно сказать и об иллюстративном материале. | |
Цветовая гамма иллюстративного ряда | выполнена в спокойных тонах, фиксированных. | |
Достоинства иллюстративного ряда главы | Рисунки, схемы и т.д. способствуют интенсификации учебного процесса, позволяют сделать методы и формы работы со школьниками более разнообразными, развивают познавательные интересы детей. Каждый раздел учебника имеет определённый цвет полей. Морфология – зелёный, синтаксис и пунктуация – песочный и т.д. Всплывающие окна тоже имеют свой определённый цвет. | |
Недостатки иллюстративного ряда главы | ||
4.3. Справочный аппарат главы | наличие и достаточность | Имеется в достаточном количестве. |
обоснованность и целесообразность использования | Наличие справочного материала способствует развитию у учащихся навыков самостоятельного труда, активизирует их познавательную деятельность, облегчает повторение, способствует обобщению знаний. | |
Возможности для формирования навыков работы со справочной литературой | Списки правил, памятки, в которых даются сведения об условных обозначениях, принятых в учебнике, о том, как самостоятельно готовиться к письменным работам, о порядке проведения различных видов разбора. | |
Достоинства справочного материала | Справочный аппарат главы содержит памятки (план морфологического разбора частей речи), толкование слов. | |
Недостатки справочного материала |
- Комментарии, дополнения, примечания по оценке материала главы
5.1. Мнение, замечания и предложения по пройденному материалу главы | Какой учебный материал наиболее эффективно позволяет развивать мотивацию к учению, повышает интерес к предмету и расширяет кругозор, формирует навыки самообразования | Укреплению настойчивости учеников при достижении цели способствуют упражнения, имеющие разноуровневые задания. (Упр.276, 284, 329, 347 и т.д.). |
Какой материал наиболее эффективно способствует формированию у школьников самостоятельного, творческого, аналитического мышления, развитию способности к сравнению, обобщению и т.д. | Творческие работы (упр.284,329,349,384-386,431-434). Морфологические разборы частей речи, анализ схем и таблиц. | |
Какой материал главы, в большей степени позволяет осуществлять уровневую дифференциацию и индивидуализацию обучения, способствует созданию ситуации успеха для каждого ребенка | Орфографический практикум, уроки повторения (тема «Морфология», «Местоимение», «Имя существительное» и т.д.). | |
Присутствуют ли ошибки в изложении материала, и каков их характер | См. пункт 5.1. | |
Какой материал главы усваивается хорошо, эффективно способствует учебным достижениям учащихся, почему | Работа с текстами упражнений, т.к. развивает умения учащихся читать и понимать прочитанное, анализ изобразительных средств языка (упр.283, 322-326), совершенствование культуры речи (упр.304-307, 314), развитие орфографической зоркости (теоретический материал на с.36, упр.339) и т.д. | |
Какие темы главы усваиваются плохо и почему | Параграф №41 «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных». Учащимся под ударением слышится Ё, поэтому и пишут неправильно. Параграф№52 «Спряжение глагола». Правило в основном знают, а применить на практике сложно, тем более «Энциклопедия советов» по данному вопросу находится в конце учебника (стр.155), не каждый туда заглядывает для проверки написанного. | |
Какие темы главы нуждаются в коррекции, доработке и почему | «Склонение имён существительных». Данная тема в 6-ом классе уже не рассматривается. Доработать материал о склонении существительных во множественном числе. | |
Каким материалом целесообразно дополнить содержание главы и почему |
| |
Какой материал главы целесообразно удалить и почему | ||
В чем проявляются наиболее яркие учебные достижения учащихся при изучении материала главы | Говорилось выше в пункте 5.1. | |
Наиболее характерные трудности, возникающие у учащихся в процессе освоения материала главы | Не всегда могут обосновать свою точку зрения при работе с упражнениями, где это надо. (Упр.382), дать толкование слов. | |
Наиболее характерные трудности, возникающие у учителя в процессе работы с материалом главы | ||
В какой методической помощи нуждается учитель при работе с материалом данной главы | У меня много всевозможного методического материала, который я использую на уроках, поэтому со всем справляюсь сама. |
II. Общие оценки и выводы о научном уровне
и педагогической эффективности апробируемого учебника
- Соответствие программе. Объем содержания учебника в целом соответствует
программе. Нуждается в коррекции объем следующих тем (глав) учебника:
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
- Соответствие Обязательному минимуму содержания. Содержание учебника в целом соответствует Обязательному минимуму содержания
образовательных программ. Наблюдаются следующие расхождения: шире дан материал (параграф № 54 «Наречие как часть речи», параграф № 55 «Служебные части речи»). Это только приветствуется.
Наиболее перегружен научный аппарат следующих глав: _______________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Недостаточно нагружены следующие главы: __________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
- Учебные достижения учащихся при обучении по данному учебнику в целом
не отличаются обычно достигаемых результатов.
Основные наблюдающиеся различия состоят в следующем: ____________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
и могут быть объяснены тем, что ___________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
- Какой материал учебника в большей степени способствовал достижению качественно новых успехов учеников: работа со структурированной информацией. Здесь представлены разные графические решения схем и таблиц, алгоритмы решений лингвистических задач. Представляют новизну задания на перевод графического материала в словесную форму и наоборот.
Оценка текста учебника.
5.1. В научном отношении изложение материала соответствует
современным общепринятым подходам и трактовкам. Научный аппарат в целом адекватен стоящим учебным целям и задачам; уровень слож-
ности и глубины изложения обоснован.
Материал изложен грамотно и аккуратно.
Замеченные ошибки имеют характер
опечатки: часть 2, упражнение 298 (таблица), где во 2-м склонении в Р.п. и Д.п. окончание Е, а в П.п. окончание И. Нужно: в Р.п. окончания А или Я, в Д.п. окончания Ю или У, в П.п. окончание Е. Название параграфа 41 звучит так: «Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных». Должно звучать «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных», т.к. далее в параграфе дан материал о том, когда пишется О, а когда Е. Букву Ё в окончания имён существительных не вставишь. Ё можно написать в корне слова.
Нуждаются в коррекции следующие темы (параграфы): ________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
5.2. Доступность текста. В целом текст доступен пониманию
учащихся данного возраста. Языковые средства, лексика выбраны удачно.
Достоинствами текста учебника являются: воспитание любви к отечеству, родной природе. Тексты знакомят с культурой народов России и других стран, предлагают задуматься над нравственными проблемами. Текст – системообразующий элемент каждого параграфа, формирует коммуникативные умения школьников в различных видах речевой деятельности.
Основные замечания сводятся к следующим: _________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
5.3. Познавательность и занимательность изложения. Для учебника в целом характерна сбалансированность учебного материала академического
характера с проблемным материалом, имеющим социальную и личностную значимость. (В случае несбалансированности подчеркните преобладающий учебный материал.)
В учебнике: достаточно доступных и интересных учащимся текстов,
достаточно текстов, расширяющих кругозор учащихся,
достаточно текстов, заданий, углубляющих понимание,
достаточно текстов, обобщающих знания учащихся,
достаточно развивающих текстов и заданий,
- Оценка методологической схемы, методических подходов учебника.
6.1. Избранная автором (авторами) методологическая схема отвечает
особенностям методологии познания данной образовательной области и позволяет формировать характерные для нее универсальные способы деятельности.
6.2. Практика преподавания показывает, что использование избранной схемы и структуры изложения учебного материала способствует решению следующих педагогических – образовательных, развивающих, воспитательных задач: реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Метапредметные результаты обучения русскому языку сводятся к применению приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, в учебной деятельности на метапредметном уровне (коммуникативно целесообразное взаимодействие с людьми в процессе речевого общения, совместной деятельности; овладение национально-культурными нормами речевого поведения. Владение всеми видами речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением и письмом).
6.4. Избранная методическая схема способствует достижению качественно
новых результатов обучения. В случае положительной оценки указать, каких именно: в 3-ей четверти качество по русскому языку было 63%, а в 4-й четверти составило 67%.
Примечание 11. Данный вывод делается на основании результатов сравнительного анализа учебных достижений учащихся.
6.5. Избранная методическая схема способствует повышению
эффективности освоения учащимися учебного материала, что может быть объяснено следующими ее особенностями: _________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Примечание 12. Данный вывод делается на основании результатов сравнительного анализа учебных достижений учащихся.
6.6. Избранная структура учебника и методика изложения способствуют
индивидуализации обучения, что обусловлено следующими их особенностями: теоретический материал для обязательного изучения располагается на основном поле учебника, вся дополнительная информация – во «всплывающих окнах». Нестандартные разноуровневые задания, творческие работы активизируют познавательную деятельность школьников, успешно готовят к итоговой аттестации.
В учебнике заложена современная методика обучения орфографии и пунктуации, используется арсенал традиционных и нетрадиционных методических средств обучения правописанию (приёмов формирования орфографической зоркости, развития зрительной памяти, использования разнообразных видов словарей в орфографических целях, поэтапной отработки орфографического минимума, привлечения этимологической справки для объяснения правописания и т.д.).
- Оценка дидактического аппарата учебника.
7.1. Вопросы и задания. В учебнике вопросов и заданий для:
- отработки и закрепления материала достаточно, их подбор является
продуманным, качество исполнения высоким;
- углубления и обобщения материала достаточно, их подбор является
продуманным, качество исполнения высоким;
- формирования навыка работы с информацией достаточно, их подбор
является продуманным, качество исполнения высоким;
- организации деятельности практического характера достаточно, их
подбор является продуманным, качество исполнения высоким;
- организации самостоятельной работы достаточно, их подбор
является продуманным, качество исполнения высоким;
- организации проектной деятельности достаточно, их подбор
является продуманным, качество исполнения высоким;
- самоконтроля, самооценки достаточно, их подбор является
продуманным, качество исполнения высоким.
7.2. Иллюстративный ряд учебника в целом подобран удачно.
Его достоинствами являются: _объем, научная достоверность изображения объектов, схем и т.п._Содержательная, эстетическая и психологическая значимость иллюстраций
_________________________ (нужное подчеркнуть)_______________________________
________________________________________________________________________
Основные замечания сводятся к следующим: _________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
7.3. Справочный аппарат в учебнике присутствует, составлен в основном
грамотно, полно, позволяет решать следующие
педагогические задачи: повысить культуру устной и письменной речи, активизировать внимание учащихся к изучаемому предмету, расширить их кругозор знаний. Говоря о собственных и нарицательных именах существительных (параграф № 37, часть 2), авторы в рубрике «Это интересно» в доступной форме объясняют различие в написании слов земля, Земля. Работая с упр.283, ребята обращают внимание на ссылку, расположенную рядом: что такое олицетворение.
Предложения по его совершенствованию: ____________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Примечание 14. Данные выводы делаются на основании замечаний, сделанных по п.п. 3.1 – 3.3.
- Дополнительные выводы и оценки.
III. ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ о качестве учебника
Рекомендации по доработке
Актуальность и значимость учебника.
Направленность на взаимосвязанное развитие мышления, познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся во всех видах речевой деятельности в разных ситуациях общения. Интеграция знаниевого и компетентностного подходов к представлению учебного материала. Простота и лаконизм изложения материала. Ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты обучения, на активную познавательную деятельность учащихся. Направленность на индивидуализацию и дифференциацию обучения.
Соответствие основным нормативным документам (ФГОС, учебному плану, примерным программам, основным направлениям модернизации образования).
Учебник направлен на реализацию следующих целей изучения русского языка:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности;
-воспитание уважения к родному языку;
-овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
-овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, общеучебными умениями;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её фунционирования.
Соответствие основному педагогическому назначению и возрастным особенностям учащихся.
В целом учебник позволяет сделать обучение русскому языку не только результативным, но и интересным для школьников. Хорошо подобраны тексты упражнений (басни, сказки, стихи, отрывки из художественных произведений русских детских писателей).
Педагогическая целостность и системность продукта (наличие и полнота обслуживающего дидактического аппарата, заложенные возможности для организации различного рода учебной деятельности, заложенные возможности для индивидуализации обучения).
Педагогическая эффективность
Продуманность и тщательность исполнения
Общий вывод о пригодности для использования в практике работы школы, рекомендуемая область применения и направления доработки.
Пригоден для использования в практике работы школы. Учебник позволяет решить задачи, связанные с воспитанием у школьников материалистического мировоззрения, высоких моральных качеств, бережного отношения к языку.
Подпись учителя-экспериментатора Морозова С.В.
Дата «15» июня 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы для выступления в « Школе здоровья» по теме « Открытое занятие по теории ФК (виртуальный учитель ФК, электронные дневники)»
Цели и задачи физической культуры базируются на требованиях «Обязательного минимума содержания среднего (полного) образования по физической культуре» и отражают основные направления педагогическ...
рабочий дневник учителя математики Левшуновой О.С за 2010-2011
Данный дневник в нашей гимназии ведет каждый учитель....
Дневник учителя английского языка
Дневник включает: титульный лист, личная нагрузка педагога, расписание дополнительных занятий, расписание экзаменов и внеклассных мероприятий, списки групп (классов) и многое другое... Материалы готов...
Страницы из дневника учителя
СТРАНИЦЫ ИЗ ДНЕВНИКА УЧИТЕЛЯ...
Эссе (дневник учителя)
Эссе на тему летней практики в виде дневника...
Летняя экологическая школа (размышления из дневника учителя)
Материалы из опыта организации и проведения летней экологической щколы для учащихся 5-6 классов. Летняя экологическая школа – это комплексная форма экологического образования, позволяющая интегр...
Дневник учителя по самообразованию.
Информация...