Летняя экологическая школа (размышления из дневника учителя)
элективный курс по биологии (5, 6 класс)

Ермоленко Наталья Витальевна

Материалы из опыта организации и проведения летней экологической щколы для учащихся 5-6 классов. Летняя экологическая школа – это комплексная форма экологического образования, позволяющая интегрировать все другие формы экологического образования. Она организована на базе обычной общеобразовательной школы и функционирует как специфическая форма внеурочного экологического образования школьников в течение нескольких недель после окончания учебного года.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon letnyaya_shkola.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Летняя экологическая школа

(размышления из дневника учителя)

Природа – великий образец искусства.

В. Белинский

Нигде человек так не отдален от природы, как в современных крупных городах. Именно города, сосредоточивающие в себе лучшие достижения культуры, образования, науки, индустрии, в большей мере становятся для людей источниками стрессов, так как человек здесь оказывается лишенным своей главной биологической и психофизиологической основы – природы. Вот и зовет он к себе природу: сооружает парки, лужайки, выращивает цветы, приносит в дом попугайчика, заводит собаку.

Эстетическое, нравственное, умственное развитие немыслимы без постоянного разумного общения человека с природой. Ученые-психологи отмечают, что естественная потребность осмыслить всякое природное явление длится у детей недолго – до 10-12 лет. И этим надо своевременно воспользоваться, потому что позднее приходят новые интересы, иногда очень далекие от изучения природы. Необходимость всеобщей «экологизации» не вызывает сомнения на фоне глубокого экологического кризиса.

Летняя экологическая школа – это комплексная форма экологического образования, позволяющая интегрировать все другие формы экологического образования (таблица 2). Она организована на базе обычной общеобразовательной школы и функционирует как специфическая форма внеурочного экологического образования школьников в течение нескольких недель после окончания учебного года.

Общеизвестно, что ребенок с удовольствием ходит в школу при условии, если ему интересно на уроках. Интерес снимает утомление, нервное напряжение, что особенно важно в период интенсивного развития нервной системы. Учение становится более плодотворным. Интерес является устойчивым мотивом познавательной деятельности.

Еще более важным стимулом развития познавательных интересов является непосредственная деятельность самого ученика, которая предполагает многообразие форм самостоятельной работы, проблемность в обучении, элементы исследования, эксперимента, творческую и практическую работу. Для снижения утомляемости учащихся 11-12-летнего возраста необходимо обеспечить частую смену видов деятельности, учесть потребность учащихся данного возраста в самовыражении, общении и стремиться удовлетворить ее.

Продолжительность обучения в летней школе составляет две недели, а учитывая выходные дни, всего десять дней. «Школьный» период в десять дней должен рассматриваться как полноценный учебный период, имеющий самостоятельную ценность, привлекательность, неповторимость. Ребенок должен прожить его радостно, интересно, насыщенно. А отсюда вытекает обязательное требование к процессу обучения в летней школе: он должен быть увлекательным, освобожденным от скуки. Для этого необходимо наполнить его интересной информацией, предоставленной в приемлемом виде, заменить ситуацию «монолог учителя – отчет ученика» ситуацией «творческий диалог учителя и учащихся». В летней школе нет опросов отдельных учащихся с выставлением оценок, они заменены шкалой активности в виде термометра, где красная шерстяная нить указывает, насколько продуктивным, увлекательным и эмоциональным был день, и поощрительными березовыми листочками из цветной бумаги за личные достижения. Активно используются сюжетно-ролевые игры, викторины, защита творческих проектов, составление сказок и рассказов.  Дети проявляют наблюдательность, выражают свое видение мира, открыто демонстрируют  свои чувства. Исключается грубое вмешательство в процесс внутреннего творчества самого ученика, он лишь искусно направляется учителем, не требующим отчета по всему «выданному» материалу.

В качестве примера вам предлагается план работы летней экологической школы (тематический курс «Природа и искусство») для учащихся 5-х классов (таблица 1). Стержневая тема, которой подчинены все занятия в летней школе, ежегодно меняется.

Цели работы:

  • способствовать становлению и развитию единой картины мира в сознании учащихся; рассмотреть красоту живой и неживой природы с точки зрения биологической целесообразности; познакомить детей с творчеством художников, поэтов, писателей, воспевающих природу;
  • формировать начальные ценностные ориентации и осмысленные взаимосвязи человека и окружающей среды; эстетизировать и эмоционализировать взаимосвязь человека с природой; углублять чувство восхищения красотой и богатством природы родного края;
  • расширять кругозор, развивать самостоятельность, внимательность, нестандартное мышление у учащихся, стимулировать проявление исследовательского импульса у детей.

Таблица 1. План работы летней экологической школы

«Природа и искусство»

№ п/п

Содержание работы

Число

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

Ознакомление учащихся с целями, задачами и планом работы школы. Искусство в нашей жизни. Красота как биологическая целесообразность.

Природа глазами художника. Пейзаж. Посещение Музея современного искусства.

Архитектура и природа. Биоархитектура. Создаем рокарий (альпинарий) в школьном саду.

Конкурс моделей «Деревянное зодчество». Экскурсия по городу «В поисках красоты». Фотоохота.

Народное искусство. Народные промыслы. Флористика. Изготовление поделок из природного материала.

Скульптура. Лепка из глины.

Литература о родной природе. Конкурс сочинений и стихов.

Музыка и природа.  Кольцовка песен о природе. Музыкальные образы.

Экскурсия в лес.

День открытой души (итоговая встреча)

26.05

27.05

28.05

29.05

30.05

2.06

3.06

4.06

5.06

6.06

Вот так кратко и сухо выглядит работа летней школы. А теперь - зарисовки с натуры.

День первый – самый трудный.

Позади 5-й класс, год активной работы профильного химико-биологического класса, авторские курсы «Четыре грани мира» (Л.В. Тарасов) и «Азбука экологии» (Н.В. Ермоленко). Аудитория готова к восприятию нового. Но все же, как организовать процесс обучения так, чтобы не осталось равнодушных.

«Природа и искусство – это две основные движущие силы мира» (Аристотель). У искусства есть важнейшие функции: развитие фантазии, воображения и творческого потенциала человека. Без воображения и творческих способностей человек не может быть хорошим специалистом ни в одной области деятельности. Человек даже не сможет по-настоящему понимать другого человека – не сможет соотнести себя с ним, поставить себя на место другого. Можно накопить в своей памяти сведения обо всех выработанных до тебя в данной области представлениях, знаниях, умениях и не стать личностью творческой. Фантазия – вот основной инструмент творчества. Видеть невидимое. Слышать неслышимое.

Талантливость каждого человека можно развивать при постоянной целеустремленной тренировке, как развивают мускулы, память. Только это намного сложнее. Формируя и оттачивая на произведениях искусства вкус к красоте, люди потом стремятся внести красоту во все области человеческой жизни, в саму жизнь, поведение и отношения людей, в окружающий их мир. Человек благодаря общению с искусством стремится сам создавать красоту в жизни, становится творцом самого себя. Индивидуальные взгляды, вкусы человека, степень культуры, уровень его развития – все это сказывается на восприятии человеком прекрасного.

Вместе с детьми выбираем из 100 фотографий животных самое красивое и из 30 репродукций – самый красивый портрет. Дискутируя о том, что есть красота, приходим к выводу: красота создана природой, то, что подчиняется ее законам, соразмерно ей -  красиво. В качестве практического подтверждения готовим микропрепараты поперечных срезов листьев герани и традесканции и убеждаемся, что даже клетки по-своему красивы. Красота заключается в природе самих вещей. Мир прекрасен, и красота заложена в его законах.

Представления о красоте в разные времена и у разных народов, разумеется, неодинаковы. Но она всегда была и остается силой, побуждающей к творчеству.

День второй.

Открытие прекрасного в окружающем мире – тоже есть его познание, и в этом познании огромную роль играет искусство пейзажа. Пейзажное полотно – это не просто копия природы. Это – природа, увиденная, воспринятая, познанная, оцененная и – что для нас особенно важно – преобразованная человеком. В формуле «преобразованная человеком» смысл иной: это природа, пусть совершенно нетронутая, но увиденная глазами художника, преобразующего ее эстетически, претворяющего ее в художественный образ.

Мы в лекционном зале Музея современного искусства. Здесь только что открылась ретроспективная выставка картин художников стран СНГ. А еще я принесла десятки репродукций из собственной коллекции: Ромадин, Саврасов, Шишкин, Поленов, Левитан, Куинджи, Грабарь. Каждая рассмотрена и пережита.

День третий.

Природа – великий зодчий. То, что создает этот Зодчий, всегда поражает своим величием, своей красотой, целесообразностью.

Знакомлю ребят с понятием «бионика». Бионика – наука о том, что и как можно и должно использовать из созданного великим зодчим по имени Природа. За последнее время разработано немало конструкций, в основу которых положены принципы, заимствованные у природы (радиолокаторы, эхолоты и т.д.). Древние все были биониками: и зодчие Древнего Египта, Древней Греции, Рима, и зодчие средневековья, и архитекторы эпохи Возрождения, если понимать эту дисциплину не как научную, а как художественно-эстетическую. Они создавали каменные столбы в виде пальмы или лотоса, строили свои храмы подобно тому, как растет дерево. Именно биоархитектура может придать современной архитектуре органичность, приблизить ее к творениям природы. Тот, кто не связан с природой, не изучает ее внимательно, не способен стать архитектором-созидателем, его сооружения никому и никогда не доставят художественного наслаждения.

Смотрим репродукции и слайды с изображением пластичных сооружений Индии, восточных купольных мечетей и мавзолеев, садово-парковых ансамблей Павловска, Петергофа, Софиевки.  

Воодушевленные, вооружившись необходимым инструментом и материалами, выкладываем альпийскую горку (рокарий) в школьном палисаднике. Овсяница, гвоздики и флоксы нашего рокария будут радовать глаз и в следующем году.

День четвертый.

У нас конкурс моделей «Деревянное зодчество»: изготавливаем модели архитектурных сооружений из спичек, украшаем их. Выбираем победителей конкурса, награждаем их аплодисментами и призами. А затем отправляемся на фотоохоту по городу, разыскивая самые красивые городские пейзажи, где природа не подавляется, не подчинена человеку, а гармонично сочетается со стеклом и бетоном.

День пятый.

Знакомлю с зарождением народного декоративно-прикладного искусства, его национальной специфичностью: горские сосуды и оружие, эскимосская резьба по кости, казахская цветная кошма, узбекское золотое шитье, украинская вышивка, палехская и хохломская роспись по дереву. И везде природные мотивы. Даже в изделиях из уральских самоцветов.

Множество рисунков, фотографий, образцов, подготовленных не только мною, но и принесенных детьми: бабушкины вышивки, мамины подносы, папина чашка.

Инсценируем сказку Бажова. А потом обращаемся к флористике – работе непосредственно с живым материалом, которая требует особого подхода, чутья и понимания. Законы флористики просты, естественны и прекрасно накладываются на общечеловеческую этику, гласящую, что живое – неприкасаемо, что природа – «и храм, и мастерская», и для мастера в ней все интересно, что все природное – прекрасно, нужно только уметь увидеть.

Материал находим тут же, в школьном саду: сухие веточки, корешки, соломинки, камешки, семена и прочее. Советую: собирая нужный вам материал, вглядитесь повнимательнее в неповторимое творчество природы, и она подскажет вам нужные образы и композиции.

Главный приз (блокнот) присуждается за «рыцаря» - самую гармоничную поделку.

День шестой.

За окном дождь. Смотрим видеофильм «Симфония камня». Скульпторы Древней Эллады изображали человека таким, каким он должен быть в идеале – гармонически развитым физически и духовно, подлинно богоподобным, так как для эллина бог был тем же человеком, лишь достигшим высшей степени совершенства.

Современная скульптура: произведения Коненкова, Мухиной… Сравниваем, вникаем, опять спорим, каждый высказывает свое мнение.

А потом «ваяем» из глины. Как неумелы, как непослушны руки… Но душевный подъем творит чудеса! Результат превосходит все ожидания – перед нами настоящие произведения искусства.

День седьмой.

Природа и поэзия выступают в каком-то гармоническом единстве. В поэзии, вдохновленной природой, заключена  огромная сила эмоционального воздействия на сердца людей. Мне кажется, что, читая стихи поэтов, мы видим всю глубину воспроизведенного в слове понимания природы. Мы наслаждаемся, читая, но вместе с тем и учимся. Учимся любовному отношению к окружающему нас богатству, чуткости к разнохарактерности природы, пониманию сокрытых в природе многообразных тайн…

На улице опять дождь. Я сижу в сторонке. Приглашена учитель-филолог Светлана Александровна. Дети читают вслух свои любимые стихи о природе, отрывки из художественных произведений (Есенин, Бальмонт, Фет, Никитин, Блок, Паустовский) и даже инсценируют отрывок из «Родников Берендея» М. Пришвина. Когда успели прочитать, выучить, подготовиться?! Ведь задание было дано лишь накануне. Светлана Александровна улыбается. Потом все вместе слушаем аудиоспектакль «Кладовая солнца» по М. Пришвину. А затем проводим конкурс на лучшее сочинение о природе. Пишут сказки, рассказы, стихи. Хотя они несовершенны, но удивительны по силе любви к природе:

Как весело в поле летом!

Оно все пестрит от цветов.

Здесь слышен звон колокольчика,

И шелест его лепестков.

Весна настала очень быстро

И нас порадовать пришла

Зеленой травкой, ручьем чистым

И воркованьем голубя.

День восьмой.

Снова ненастная погода. Опасаюсь за предстоящую экскурсию.

Смеемся, вспоминаем песни о природе (народные, популярные, детские), соревнуемся, кто знает больше. А затем слово беру я: «Музыка способна вместить в себя очень много. Сейчас вы услышите музыку. Постарайтесь подобрать слова, позволяющие выразить то состояние души, которое она вызывает у вас». Звучит «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского. Потом слушаем «Утро» Грига,  «Июль» Чайковского, кюй «Сары Арка». Кто-то рисует увиденные образы.

И, наконец…

В классе тихо. Звучат первые такты симфонии № 40 Моцарта. Из них словно рождается начало рассказа Паустовского «Старый повар»: «В один из зимних вечеров 1776 года на окраине Вены в маленьком деревянном домике умирал слепой старик » - история старого повара, решившего исповедаться перед смертью первому встречному, чтобы снять со своей души страшный грех. Старик признается незнакомцу, которого встретила у дома его дочь Мария, что единственный раз в своей жизни он согрешил – совершил кражу. И не для себя. У него не было другого способа попытаться спасти свою больную жену Марту.

« - Как вас зовут? – спросил незнакомец.

  • Иоганн  Мейер, сударь.
  • Так вот, Иоганн Мейер, - сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика. – Вы невинны перед людьми. То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви.
  • Аминь! – прошептал старик.
  • Аминь! – повторил незнакомец. – А теперь скажите мне вашу последнюю волю.
  • Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.
  • Я сделаю это. А еще чего вы хотите?

Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:

  • Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил ее в молодости, увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь».

И тут совершается чудо. Незнакомец садится за старый, разбитый клавесин и начинает играть (звучит фантазия  ре-минор Моцарта).  Комната наполняется удивительными звуками. И слепой старик восклицает: «Я вижу!»

День девятый.

Погода замечательная. В автобусе, везущем нас в лес, тихо. Как будто у каждого в душе все еще звучат аккорды произведения Моцарта. Даже экскурсия проходит под впечатлением вчерашнего дня. Такова сила музыки.

Работа в течение предыдущих восьми дней не была напрасной: сколько тонких наблюдений слышу я, сколько изящных сравнений. Видят то, мимо чего раньше проходили, не замечая. Дети веселы, подвижны, но нет диких попыток расковырять муравейник, сломать ветку, распугать птиц. В каждом их движении чувствуется какая-то нежность, трепетность по отношению к окружающему. А в конце дня мы слушаем природу – шелест листвы, пересвист птиц, дыхание леса.

День десятый.

Дети показывают собранные материалы, дневники, которые вели в течение десяти дней, сочинения, стихи, рисунки, коллекции, фотографии. Выслушиваем каждого. Это позволяет не только еще раз поговорить об изученном, узнать нечто новое, но и дает возможность ученикам почувствовать, что они «открыли» для себя, причем каждый может показать, на что он способен. А в конце дня все вместе составляем альбом из фотографий, сделанных за десять дней.

Мне хочется, чтобы общение с природой стало тем источником, из которого у ребенка будут зарождаться потребности познания всех форм искусства – живописи, графики, скульптуры, музыки, литературы. Общение с природой вызывает у детей эмоциональный взрыв, который выливается в потребность творить. Знакомые природные объекты легко воплощаются детьми в графические образы. Различные природные материалы будят творческую фантазию детей, наводят их на оригинальные конструктивные решения. Вот об этой слитности художественного восприятия природы человеком с потребностью выразить в cвоем творчестве то вдохновение, которое дарит ему природа, нам следует постоянно помнить.

Опыт работы в летней школе позволяет сделать вывод, что дети успешно усваивают содержание предлагаемого материала, они начинают больше читать дополнительной литературы, развиваются наблюдательность, воображение и самостоятельность, формируются речевая культура, образное мышление, эстетическое восприятие мира, расширяется кругозор и сохраняется высокий интерес к обучению – происходит интенсивное развитие личности школьника.

Ермоленко Н. В.,

учитель биологии и экологии,

ХБЛ, Астана,

                                                                                                                                          Казахстан


Таблица 2. Направления деятельности летней экологической школы

Класс

Эколого-просветительская

Природоохранная

Исследовательская

Творческая

5 класс

  • Теоретич. занятия
  • Экскурсии
  • Просмотр видеофильмов
  • Экоигры (сюжетно-ролевые)
  • Эколинейки
  • Викторины
  • Брейн-ринги
  • Турниры знатоков природы
  • Тренинги (н-р, «Что может один»)
  • Составление экозадач
  • Выпуск экогазет
  • Экологич. акции практической  направленности
  • Экоплакаты
  • Экодизайн школьного интерьера
  • Биотехническая деятельность (уход за растениями)
  • Экологический десант
  • Экскурсии по изучению биоразнообразия
  •  Экопроекты «Озеленение города», «Город Будущего»
  • Наблюдения в природе
  • Экотропы
  • Выставки поделок из природного материала
  • Экологический театр
  • Литературное творчество
  • Составление экокроссвордов
  • Экопраздники
  • Посещение музеев и выставок
  • Изобразительная деятельность
  • Экологические фестивали
  • Составление коллекций
  • Флористика и икебана

6 класс

  • Теоретич. занятия
  • Экскурсии
  • Просмотр видеофильмов
  • Экоигры (сюжетно-ролевые)
  • Эколинейки
  • Викторины
  • Брейн-ринги
  • Турниры знатоков природы
  • Тренинги
  • Составление экозадач
  • Выпуск экогазет
  • Реферирование научно-популярной лит-ры и прессы
  • Ток-шоу
  • Экологич. акции практической  направленности
  • Экоплакаты
  • Экодизайн школьного интерьера
  • Биотехническая деятельность (обустройство гнездовий)
  • Экологический десант
  • Экскурсии в дендрарий, теплицу, ботанический сад
  • Экопроект «Ботанический сад»
  • Наблюдения в природе
  • Экологический мониторинг «Экологическая обстановка в школе»
  • Экологический практикум
  • Составление карт (загрязнения города, заповедников, скверов)
  • Ботанические изыскания
  • Выставки изделий декоративно-прикладного искусства
  • Экологический театр
  • Литературное творчество
  • Выставка рисунков и фотографий растений
  • Экопраздники
  • Посещение музеев и выставок
  • Портретная галерея «Наши соседи»
  • Экологические фестивали
  • Составление коллекций
  • Выставка комнатных растений

7 класс

  • Теоретич. занятия
  • Экскурсии
  • Просмотр видеофильмов
  • Экоигры (сюжетно-ролевые)
  • Эколинейки
  • Викторины
  • Брейн-ринги
  • Турниры знатоков природы
  • Тренинги
  • Составление экозадач
  • Выпуск экогазет
  • Реферирование научно-популярной лит-ры и прессы
  • Лекторские группы
  • Имитационные и компьютерные игры
  • Работа с библиотечными каталогами
  • Ток-шоу, дебаты, общешкольные дискуссии
  • Экологич. акции практической  направленности
  • Экоплакаты, эколистовки
  • Экодизайн школьного интерьера и пришкольной территории
  • Биотехническая деятельность (обустройство биотопов)
  • Экологический десант
  • Аквариумистика и террариумистика
  • Экскурсии в дендрарий, теплицу, океанариум
  • Экопроект «Экотуризм и окрестности Астаны»
  • Наблюдения в природе
  • Экологический мониторинг
  • Экологический практикум
  • Составление карт (загрязнения города, заповедников, скверов)
  • Зоологические изыскания
  • Экологические конференции
  • Практические работы в лаборатории
  • Экотропы
  • Фотовыставки растений и животных
  • Экологический театр
  • Литературное творчество
  • Школьный экожурнал
  • Экопраздники (День парка, День Земли)
  • Посещение музеев и выставок
  • Экологические фестивали
  • Составление коллекций
  • ЭкоКВН



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Летний экологический лагерь как эффективный метод развития научно-исследовательского интереса у школьников"

опыт организации эколого-краеведческой исследовательской деятельности...

Методические рекомендации по организации летнего экологического лагеря "Экопрофи" на базе школы

Методические рекомендации по организации летнего экологического лагеря "Экопрофи" на базе школы предназначены для педагогов-организаторов, вожатых, учителей занятых организацией летнего отдыха....

летний экологический лагерь: из опыта работы

Ежегодно  в нашей школе  работает  летний  экологический лагерь "Планета Дельта".  Участники: учащиеся  6-8 классов МБОУ "Байкало-Кударинская СОШ" Кабанского района....

Программа детского летнего экологического лагеря "Зеленая планета"

Здесь вы найдете  паспорт программы, пояснителную записку, основные программные мероприятия, план-график реализации программы и др. документацию....

Современный учитель в современной школе (размышления по поводу).

Современный учитель в современной школе (размышления по поводу)....

Презентация "Летний экологический лагерь"

В презентация рассказывается о работе летнего экологического лагеря, основаного  в МБОУ "Рядская ООШ" Удомельского района....

План работы летней экологической школы исследований окружающей среды

план работы экологической школы  был апробирован и показал высокую результативность проводимой работы для мотивированной группы учащихся...