Урок. Синтаксис 5 класс
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (5 класс) по теме
Урок для интерактивной доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 578.92 КБ |
![]() | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АТЕЛЬЕ КАШНЕ СВИТЕР ВЕЛОСИПЕД ПИАНИНО ГИТАРА
Разделы науки о языке ФОНЕТИКА МОРФЕМИКА ЛЕКСИКА МОРФОЛОГИЯ
Фонетика- раздел науки о языке, изучает звуки речи. Морфемика - раздел науки о языке, которая изучает морфемы как части слова. Лексика - изучает словарный состав языка Морфология - раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.
СИНТАКСИС
(греч. « syntaxis » – строй, построение, сцепление, соединение) – это раздел грамматики, изучающий законы соединения слов в более крупные единицы – словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое (текст) СИНТАКСИС
текст Единицы синтаксиса предложение словосочетание
Бортовой журнал Информация, которую знаю Новая информация
Физическая минутка
А вот что случилось однажды в древности… « О, пресветлая, если спасешь меня, не дашь погибнуть, поставлю тебе статую золотую, пику держащую!» Богиня исполнила просьбу. Но каково было ее изумление, когда она увидела, что в ее честь купец поставил статую, держащую золотую пику!
Знаки ставятся по силе разума. М.В.Ломоносов
Закрепление Когда наступил мой день рождения я пригласил гостей мама купила шоколодный торт для угощения сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу.
Самостоятельная работа 1) Цв ..ты и травы п.. крывают зеленый холм. 2)Тонкий туман разл .. вается молоком в воздухе и заст ..лает леса. 3)Еще в п..лях белеет снег а воды уж весной шумят.
В конце предложения не может ставиться: запятая точка вопросительный знак
2. В сложном предложении: Одна грамматическая основа Две и более грамматические основы Нет грамматических основ
3. Перед союзом И в сложном предложении запятая : Ставится Не ставится Ставится после союза «и»
4. Укажите предложение, в котором есть две грамматические основы. И поля цветут, и леса шумят, и лежат в земле груды золота. Левинсон подложил сухой травы и хворосту и раздул пламя. Когда ветер скрылся за поворотом, мы стали подниматься вверх.
Определите, каким членом предложения является каждое слово: Ласковый ветерок приносит утром горьковатый аромат . Подлежащее, обстоятельство, определение, сказуемое, дополнение, определение. Определение, подлежащее, сказуемое, обстоятельство, определение, дополнение. Определение, подлежащее, дополнение, сказуемое, определение, обстоятельство.
Подведение итогов -Чему мы сегодня учились на уроке? Что такое синтаксис? Оцените итог работы дополняя предложения: Мне удалось… Меня удивило… Мне понравилось… Я порадовался за… Я могу похвалить себя за…
улыбка + + ы , , ,
пятница 5 , , , , ,
Домашнее задание П.128,126 Упр.749 Работа по карточкам ( слабые учащиеся)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
- Крюкова Екатерина Евгеньевна
- Место работы: МОБУ СОШ №5 г. Лабинска
- Должность: учитель
- Предмет: русский язык
- Класс: 5 «А»
- Тема: Синтаксис
- Базовый учебник: Русский язык под ред. Ладыженской Т.А.
- Цель: Систематизация ранее полученных знаний и осмысление нового материала по данной теме
- Задачи:
Обучающие: актуализировать и упорядочить знания детей о разделах языкознания, вспомнить понятие о разделе языкознания «Синтаксисе» в процессе работы с текстом; учить детей вычленять словосочетания из предложения; продолжить работу по формированию умения выделять грамматическую основу предложения.
Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь у учащихся.
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.
- Тип урока: обобщение ранее изученных знаний
- Форма работы учащихся: парная, индивидуальная.
- Оборудование: учебник, интерактивная доска.
- Планируемые результаты: целостное осмысление материала, обобщение полученной информации, расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
( Проверка готовности к уроку, запись числа) слайд 1
II. Словарная работа. (слайд 2)
- На интерактивной доске появляются словарные слова:
Ателье
Кашне
Свитер
Велосипед
Пианино
Гитара
- Устная работа с данными словами: 1. поставьте ударение в данных словах; 2. определите часть речи; 3. определите род данных слов; 4. назовите те слова, которые не склоняются; 5. составьте словосочетания с данными словами.
- Слово КАШНЕ впервые слышат учащиеся, поэтому на данном этапе мы обращаемся к электронному орфографическому и толковому словарю.
- запись слов по памяти в тетрадях
- проверка записанных слов.
III. Стадия вызова. (слайд 3)
Учитель: Ребята, давайте с вами вспомним разделы науки о языке.
Фонетика- раздел науки о языке, изучает звуки речи.
Морфемика- раздел науки о языке, которая изучает морфемы как части слова.
Лексика- изучает словарный состав языка
Морфология- раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.
Учитель: Ребята, мы вспомнили с вами разделы науки о языке, работали со словарными словами. Мы знаем с вами, что такое слово, словосочетание, предложение.
Есть люди, которые изучают все это, и их называют синтаксистами.
- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? ( ответы детей.)
- Запись темы урока в тетради (слайд 4).
- Ответы детей по теме «синтаксис» с опорой на слайд.
- Разговор об основных единицах синтаксиса, и подробнее останавливаемся на одной из единиц синтаксиса- предложении.
Учитель: Как вы знаете, в ходе исследования ученые ведут журнал наблюдений. Давайте с вами вспомним, что изучает синтаксис и заполним левую колонку нашего журнала наблюдения. ( Синтаксис- раздел науки о языке, изучает слова, словосочетания и предложения).
БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ (слайд 4)
Информация, которую знал | Новая информация |
Раздел науки о языке, изучает слова, словосочетания и предложения) |
-Работа с тексом. Чтение текста с маркировкой по методу инсерт.
Учитель: Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях: «V»- уже знал, «+»- новое, «?»- узнал
СИНТАКСИС.
Синтаксис- важнейший раздел языкознания, изучающий смысл и структуру предложения и сочетания слов в предложении. Этот раздел учит соединять слова в словосочетания и строить из них предложения. Ведь слова, не связанные между собой законами языка, еще не означают саму речь. Речь состоит из предложений.
Предложение- это группа слов, связанных по смыслу и грамматически, которая выражает законченную мысль.
Предложение- это не русское слово. Это слово имеет множество значений:
- жертва (IX век)
- поручение;
- вступление, начало;
- требование, нужда.
Но все это совсем не похоже на наше грамматическое предложение. первоначальные значения слова «предложение» забыты.
В английском и немецком языках порядок слов всегда строго фиксированный. В русском языке такого нет. Свободный порядок слов в предложении является одной из особенностей русского языка, позволяющие передавать тончайшие оттенки смыслов и настроений. Перестановки слов в предложении усиливают или ослабляют смысловое значение членов предложения.
- А теперь давайте вернемся к нашему журналу. Что же мы запишем в правую колонку нашего журнала?
- Почему необходимо изучать данный раздел? ( Данный раздел необходимо изучать, чтобы наша речь была грамотной и красивой).
IV. Первичное закрепление.
Учитель: Прежде чем вы начнете выполнять упражнение, я хотела бы рассказать вам притчу. (слайд 5).
- Работа с предложениями:
Когда наступил мой день рождения я пригласил гостей мама купила шоколадный торт для угощения сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу.
( Определить границы предложений; выделить грамматическую основу, составить схемы предложений).
V. Физическая минутка (слайд 6).
VI. Закрепление. (слайд 8).
Цветы и травы покрывают зеленый холм. Тонкий туман разливается молоком в воздухе и застилает отдаленные леса. Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. ( Решить орфографические задачи в выделенных словах, выделить грамматическую основу, составить схемы предложений, прокомментировать постановку знаков препинания). (Работа с взаимопроверкой учащихся).
VII. Стадия рефлексии (слайд 7) ТЕСТ
VIII. Подведение итогов. (слайд 8).
Домашнее задание: разноуровневое домашнее задание.
Учитель: Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:
Мне удалось…
Меня удивило…
Мне понравилось…
Я порадовался за…
Я могу похвалить себя за…
Учитель: Давайте отгадаем слово, которое прячется в этом ребусе (УЛЫБКА) (слайд 9 Благодарю вас за работу на уроке, желаю вам много улыбок!
Информация, которую знал | Новая информация |
Информация, которую знал | Новая информация |
Информация, которую знал | Новая информация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Синтаксис и пунктуация"(повторительно-обобщающий урок) в 5 классе
На уроке ведется повторение и обощение материала по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе. Использование интерактивной доски, электронного приложения к учебнику Ладыженской Т.А., доступного кроссво...

Урок "Синтаксис и пунктуация" (повторительно-обобщающий) в 5 классе
Урок с использованием интерактивной доски, электронного приложения к учебнику Т.А. Ладыженской и др. "Русский язык. 5 класс", посильного кроссворда, тестов делает урок интересным, содержательным. ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: Синтаксис и пунктуация.
Повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация» в начальной школе....

Конспект урока: «Синтаксис и пунктуация» (обобщающее повторение), 11 класс
Цели: повторить основные виды словосочетаний и предложений, закрепить умения учащихся определять грамматическую основу, виды сказуемых, разбор сложных во¬просов синтаксиса, отработка навыков поста...
Тема урока: «Синтаксис сложного предложения с элементами развития речи»
Цели: ОбразовательныеУчить:-продолжать прививать понятие о сложных предложениях на материале повести И.С.Тургенева «Первая любовь», систематизировать, закрепить знания о лексике, о синтакси...

Открытый урок "Синтаксис и пунктуация"
Сформулировать понятия синтаксиса и пунктуации.Привить любовь и уважение к русскому языку.Пополнение словарного запаса учащихся....

Конспект урока "Синтаксис и пунктуация"
Разработка урока по русскому языку в 7 классе в соответствии с ФГОС...