Урок. Синтаксис 5 класс
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (5 класс) по теме

Крюкова Екатерина Евгеньевна

Урок для интерактивной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvadtsat_shestoe_aprelya.pptx578.92 КБ
Microsoft Office document icon plan.doc48 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать шестое апреля

Слайд 2

АТЕЛЬЕ КАШНЕ СВИТЕР ВЕЛОСИПЕД ПИАНИНО ГИТАРА

Слайд 3

Разделы науки о языке ФОНЕТИКА МОРФЕМИКА ЛЕКСИКА МОРФОЛОГИЯ

Слайд 4

Фонетика- раздел науки о языке, изучает звуки речи. Морфемика - раздел науки о языке, которая изучает морфемы как части слова. Лексика - изучает словарный состав языка Морфология - раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

Слайд 5

СИНТАКСИС

Слайд 6

(греч. « syntaxis » – строй, построение, сцепление, соединение) – это раздел грамматики, изучающий законы соединения слов в более крупные единицы – словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое (текст) СИНТАКСИС

Слайд 7

текст Единицы синтаксиса предложение словосочетание

Слайд 8

Бортовой журнал Информация, которую знаю Новая информация

Слайд 9

Физическая минутка

Слайд 10

А вот что случилось однажды в древности… « О, пресветлая, если спасешь меня, не дашь погибнуть, поставлю тебе статую золотую, пику держащую!» Богиня исполнила просьбу. Но каково было ее изумление, когда она увидела, что в ее честь купец поставил статую, держащую золотую пику!

Слайд 11

Знаки ставятся по силе разума. М.В.Ломоносов

Слайд 12

Закрепление Когда наступил мой день рождения я пригласил гостей мама купила шоколодный торт для угощения сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу.

Слайд 13

Самостоятельная работа 1) Цв ..ты и травы п.. крывают зеленый холм. 2)Тонкий туман разл .. вается молоком в воздухе и заст ..лает леса. 3)Еще в п..лях белеет снег а воды уж весной шумят.

Слайд 14

В конце предложения не может ставиться: запятая точка вопросительный знак

Слайд 15

2. В сложном предложении: Одна грамматическая основа Две и более грамматические основы Нет грамматических основ

Слайд 16

3. Перед союзом И в сложном предложении запятая : Ставится Не ставится Ставится после союза «и»

Слайд 17

4. Укажите предложение, в котором есть две грамматические основы. И поля цветут, и леса шумят, и лежат в земле груды золота. Левинсон подложил сухой травы и хворосту и раздул пламя. Когда ветер скрылся за поворотом, мы стали подниматься вверх.

Слайд 18

Определите, каким членом предложения является каждое слово: Ласковый ветерок приносит утром горьковатый аромат . Подлежащее, обстоятельство, определение, сказуемое, дополнение, определение. Определение, подлежащее, сказуемое, обстоятельство, определение, дополнение. Определение, подлежащее, дополнение, сказуемое, определение, обстоятельство.

Слайд 19

Подведение итогов -Чему мы сегодня учились на уроке? Что такое синтаксис? Оцените итог работы дополняя предложения: Мне удалось… Меня удивило… Мне понравилось… Я порадовался за… Я могу похвалить себя за…

Слайд 20

улыбка + + ы , , ,

Слайд 21

пятница 5 , , , , ,

Слайд 22

Домашнее задание П.128,126 Упр.749 Работа по карточкам ( слабые учащиеся)



Предварительный просмотр:

План-конспект урока

  1. Крюкова Екатерина Евгеньевна
  2. Место работы: МОБУ СОШ №5 г. Лабинска
  3. Должность: учитель
  4. Предмет: русский язык
  5. Класс: 5 «А»
  6. Тема: Синтаксис
  7. Базовый учебник: Русский язык под ред. Ладыженской Т.А.
  8. Цель: Систематизация ранее полученных знаний и осмысление нового материала по данной теме
  9. Задачи:

Обучающие: актуализировать и упорядочить знания детей о разделах языкознания, вспомнить понятие о разделе языкознания «Синтаксисе» в процессе работы с текстом; учить детей вычленять словосочетания из предложения; продолжить работу по формированию умения выделять грамматическую основу предложения.

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные  данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь у учащихся.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.

  1. Тип урока: обобщение ранее изученных знаний
  2. Форма работы учащихся: парная, индивидуальная.
  3. Оборудование: учебник, интерактивная доска.
  4. Планируемые результаты: целостное осмысление материала, обобщение полученной информации, расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

( Проверка готовности к уроку, запись числа) слайд 1

II. Словарная работа.  (слайд 2)

- На интерактивной доске появляются словарные слова:

Ателье

Кашне

Свитер

Велосипед

Пианино

Гитара

- Устная работа с данными словами: 1. поставьте ударение в данных словах; 2. определите часть речи; 3. определите род данных слов; 4. назовите те слова, которые не склоняются; 5. составьте словосочетания с данными словами.

- Слово КАШНЕ впервые слышат учащиеся, поэтому на данном этапе мы обращаемся к электронному орфографическому и толковому словарю.

- запись слов по памяти в тетрадях

- проверка записанных слов.

III. Стадия вызова. (слайд 3)

Учитель: Ребята, давайте с вами вспомним разделы науки о языке.

Фонетика- раздел науки о языке, изучает звуки речи.

Морфемика- раздел науки о языке, которая изучает морфемы как части слова.

Лексика- изучает словарный состав языка

Морфология- раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

Учитель: Ребята, мы вспомнили с вами разделы науки о языке, работали со словарными словами. Мы знаем с вами, что такое слово,  словосочетание, предложение.

Есть люди, которые изучают все это, и их называют синтаксистами.

- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? ( ответы детей.)

- Запись темы урока в тетради (слайд 4).

- Ответы детей по теме «синтаксис» с опорой на слайд.

- Разговор об основных единицах синтаксиса, и подробнее останавливаемся на  одной из единиц синтаксиса- предложении.

Учитель: Как вы знаете, в ходе исследования ученые ведут журнал наблюдений. Давайте с вами вспомним, что изучает синтаксис и заполним левую колонку нашего журнала наблюдения. ( Синтаксис- раздел науки о языке, изучает слова, словосочетания и предложения).

                                          БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ (слайд 4)

Информация, которую знал

Новая информация

Раздел науки о языке, изучает слова, словосочетания и предложения)

 

-Работа с тексом. Чтение текста с маркировкой по методу инсерт.

Учитель: Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях: «V»- уже знал, «+»- новое, «?»- узнал

                                                                     

                                                                  СИНТАКСИС.

Синтаксис- важнейший раздел языкознания, изучающий смысл и структуру предложения и сочетания слов в предложении. Этот раздел учит соединять слова в словосочетания и строить из них предложения. Ведь слова, не связанные между собой законами языка, еще не означают саму речь. Речь состоит из предложений.

Предложение- это группа слов, связанных по смыслу и грамматически, которая выражает законченную мысль.

Предложение- это не русское слово. Это слово имеет множество значений:

  1. жертва (IX век)
  2. поручение;
  3. вступление, начало;
  4. требование, нужда.

Но все это совсем не похоже на наше грамматическое предложение. первоначальные значения слова «предложение» забыты.

В английском и немецком языках порядок слов всегда строго фиксированный. В русском языке такого нет. Свободный порядок слов в предложении является одной из особенностей русского языка, позволяющие передавать тончайшие оттенки смыслов и настроений. Перестановки слов в предложении усиливают или ослабляют смысловое значение членов предложения.

- А теперь давайте вернемся к нашему журналу. Что же мы запишем в правую колонку нашего журнала?

- Почему необходимо изучать данный раздел? ( Данный раздел необходимо изучать, чтобы наша речь была грамотной и красивой).

                                                     IV. Первичное закрепление.

Учитель: Прежде чем вы начнете выполнять упражнение, я хотела бы рассказать вам притчу. (слайд 5).

- Работа с предложениями:

Когда наступил мой день рождения я пригласил гостей мама купила шоколадный торт для угощения сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу.

( Определить границы предложений; выделить грамматическую основу, составить схемы предложений).

                                                  V. Физическая минутка (слайд 6).

                                                   VI. Закрепление. (слайд 8).

Цветы и травы покрывают зеленый холм. Тонкий туман разливается молоком в воздухе и застилает отдаленные леса. Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. ( Решить орфографические задачи в выделенных словах, выделить грамматическую основу, составить схемы предложений, прокомментировать постановку знаков препинания). (Работа с взаимопроверкой учащихся).

VII. Стадия рефлексии (слайд 7) ТЕСТ

VIII. Подведение итогов. (слайд 8).

Домашнее задание: разноуровневое домашнее задание.

Учитель: Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось…

Меня удивило…

Мне понравилось…

Я порадовался за…

Я могу похвалить себя за…

Учитель: Давайте отгадаем слово, которое прячется в этом ребусе (УЛЫБКА) (слайд 9 Благодарю вас за работу на уроке, желаю вам много улыбок!

Информация, которую знал

Новая информация

Информация, которую знал

Новая информация

Информация, которую знал

Новая информация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Синтаксис и пунктуация"(повторительно-обобщающий урок) в 5 классе

На уроке ведется повторение и обощение материала по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе. Использование интерактивной доски, электронного приложения к учебнику Ладыженской Т.А., доступного кроссво...

Урок "Синтаксис и пунктуация" (повторительно-обобщающий) в 5 классе

Урок с использованием интерактивной доски, электронного приложения к учебнику Т.А. Ладыженской и др. "Русский язык. 5 класс", посильного кроссворда, тестов делает урок интересным, содержательным. ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: Синтаксис и пунктуация.

Повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация» в начальной школе....

Конспект урока: «Синтаксис и пунктуация» (обобщающее повторение), 11 класс

Цели: повторить основные виды словосочетаний и предложений, закрепить умения учащихся определять грамматическую основу, виды сказуемых, разбор сложных во¬просов синтаксиса, отработка навыков поста...

Тема урока: «Синтаксис сложного предложения с элементами развития речи»

Цели: ОбразовательныеУчить:-продолжать прививать понятие о сложных предложениях на материале повести  И.С.Тургенева «Первая любовь», систематизировать, закрепить знания о лексике, о синтакси...

Открытый урок "Синтаксис и пунктуация"

Сформулировать понятия синтаксиса и пунктуации.Привить любовь и уважение к русскому языку.Пополнение словарного запаса учащихся....

Конспект урока "Синтаксис и пунктуация"

Разработка урока по русскому языку в 7 классе в соответствии с ФГОС...