Конспект урока: «Синтаксис и пунктуация» (обобщающее повторение), 11 класс
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Цели: повторить основные виды словосочетаний и предложений, закрепить умения учащихся определять грамматическую основу, виды сказуемых, разбор сложных во¬просов синтаксиса, отработка навыков постановки знаков препинания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sintaksis_i_punktuatsiya_obobshchenie.doc | 55 КБ |
sintaksis_punktuatsiya_obobshchenie.pptx | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 11 классе по теме:
«Синтаксис и пунктуация» (обобщающее повторение)
Цели: повторить основные виды словосочетаний и предложений, закрепить умения учащихся определять грамматическую основу, виды сказуемых, разбор сложных вопросов синтаксиса, отработка навыков постановки знаков препинания.
Ход урока:
Учитель. Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Сложное предложение».
Определите цель нашего урока - привести в систему наши знания, сделать твердый шаг на пути познания русского языка.
- Что изучает синтаксис? (Синтаксис изучает строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений).
- Что изучает пунктуация? (Правила постановки знаков препинания).
- Что называется словосочетанием? (Словосочетание состоит из двух и более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, и служит для более точного названия предметов)
С-2 - Задание: Выберите из данных примеров только словосочетания
Последний звонок, решать задачу, около дома, кто пришел, действовать решительно, шла пританцовывая, очень хорошо, читать лежа, феноменальная сила, стяжать славу, летит и кружится, на том же месте.
— Почему некоторые примеры не являются словосочетаниями?
- Около дома - это существительное с предлогом;
- кто пришел - основа предложения, подлежащее и сказуемое;
- летит и кружится - два независимых слова, соединенных сочинительной связью.
С 3,4 - Какие типы словосочетаний существуют? Какие виды связи словосочетаний?
С – 5 - Определите у словосочетаний тип связи.
- Последний звонок, феноменальная сила, на том же месте - согласование;
- решать задачу, стяжать славу - управление;
- действовать решительно, шла пританцовывая, очень хорошо, читать лежа - примыкание
- Какие грамматические значения могут иметь словосочетания (чем является зависимое слово)?
а) Определительное - солнечный день, шарф в клетку (клетчатый шарф), наш класс - т.е. отвечает на вопросы какой? Чей?;
б) Обстоятельственное - жить на даче, летать высоко, очень строгий, мокрый от дождя (главное слово обозначает действие или признак, зависимое - признак этого действия или признака, отвечает на вопросы: как? В какой степени? Где? Куда? Когда? Как долго? Почему? И другие вопросы обстоятельств);
в) Дополнительное - читать книгу, восхищаться талантом, внимательный к людям (главное слово обозначает действие или признак, а зависимое - предмет, на который направлено это действие или признак, отвечает на вопросы косвенных падежей).
дополните по одному примеру каждый тип связи словосочетаний.
С – 6 - вернёмся к тем словам, которые не являются словосочетаниями. Составьте с этими словами и запишите предложения (по рядам).
С – 7: где предложение? А где словосочетание? По каким признакам определили? Чем предложение отличается от словосочетания?
- Словосочетание состоит из главного и зависимого слова и служит для более точного названия предметов, действий и их признаков.
- Предложение имеет грамматическую основу, оно служит для сообщения. Предложение, в отличие от словосочетания, характеризуется смысловой и интонационной законченностью
С – 8 - Задание. В предложениях подчеркнуть грамматическую основу.
1. Девушка пришла усталая.
2. Брат высокого роста. (составное именное сказуемое выражено сочетанием прилагательного с существительным).
3. Сестра замужем, (выражено наречием).
4. Весь город собрался на центральной площади.
5. Я был бы рад помочь вам. (СГС)
5. Дворец казался островом печальным.
С – 9 — Назовите основные виды сказуемых?
С – 10 - Определите вид сказуемых. Кодированный диктант
1. Девушка пришла усталая.
2. Брат высокого роста.
3. Сестра замужем.
4. Весь город собрался на центральной площади.
5. Я был бы рад помочь вам.
6. Дворец казался островом печальным.
7. Мы должны сдавать экзамены в июне.
8. Мы одержали победу.
9. Он скоро начнет учить физику.
С – 11- По составу эти предложения какие? Чем различаются простое и сложное предложения?
Простое предложение имеет одну грамматическую основу. Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений.
С – 12 - Анализ текста
Много можно еще написать о Мещерском крае. Можно написать, что этот край богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния?
К.Паустовский.
~ Почему данное высказывание можно назвать текстом?
( Можно, потому что предложения между собой связаны по смыслу и грамматически, высказывание композиционно завершено).
— Какова тема данного высказывания?
Тема истинного патриотизма.
— Кто такой патриот современной России?
Кто любит свою Родину не на словах, а на деле.
— Определите главную мысль высказывания?
Бескорыстная любовь к Родине.
— Гордитесь ли вы своей страной?
Мы любим свою страну такой, какая она есть, с достижениями и поражениями, но мы хотим, чтобы она была лучше, чтобы люди были счастливы, чтобы не было населения, зла. Мы гордимся своей Родиной, знаменитыми учеными, писателями, художниками, артистами.
Дайте характеристику каждому предложению.
- ПП
- СПП
- ПП
- СПП
найдите сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных. Объясните постановку знаков препинания.
С – 13 - Найдите предложения с пунктуационными ошибками (распечатка).
1. И лес, и луг, и мальчишка, стоящий у забора, - все напоминает детство.
2.«Холодновато у вас»,-сказал приезжий и, присев на стул, еще сильнее закутался в медвежью доху.
З. Вы сможете выполнить эту работу, от которой, если делать ее с душой, вы сами получите большое удовольствие. (на стыке двух союзов запятая ставится, если за придаточным предложением не следует вторая часть сложного предложения—то, так, но. Придаточное условие с союзом если можно опустить или переставить в другое место предложения).
4. Ветер утих, однако шторм продолжался. (Это ССП с противительным союзом. Союз заменяется союзом но.)
5. Казалось, мы предусмотрели все.
6. Будет солнце - пойдем гулять. (если первое простое предложение обозначает условие. В начале предложения можно употребить союз если. Если будет солнце, пойдем гулять).
7. Пурга, я уверен, скоро кончится, (вводное предложение выделяется запятыми).
Домашнее задание: повторить члены предложения, однородные члены предложения, обособленные члены предложения, виды сложных предложений, прямая и косвенная речь (примеры желательно подобрать из литературных произведений).
1. И лес, и луг, и мальчишка, стоящий у забора - все напоминает детство. 2.«Холодновато у вас» -сказал приезжий и присев на стул, еще сильнее закутался в медвежью доху. З. Вы сможете выполнить эту работу, от которой если делать ее с душой, вы сами получите большое удовольствие. 4. Ветер утих, однако, шторм продолжался. 5. Казалось мы предусмотрели все. 6. Будет солнце пойдем гулять. 7. Пурга я уверен, скоро кончится. |
1. И лес, и луг, и мальчишка, стоящий у забора - все напоминает детство. 2.«Холодновато у вас» -сказал приезжий и присев на стул, еще сильнее закутался в медвежью доху. З. Вы сможете выполнить эту работу, от которой если делать ее с душой, вы сами получите большое удовольствие. 4. Ветер утих, однако, шторм продолжался. 5. Казалось мы предусмотрели все. 6. Будет солнце пойдем гулять. 7. Пурга я уверен, скоро кончится. |
1. И лес, и луг, и мальчишка, стоящий у забора - все напоминает детство. 2.«Холодновато у вас» -сказал приезжий и присев на стул, еще сильнее закутался в медвежью доху. З. Вы сможете выполнить эту работу, от которой если делать ее с душой, вы сами получите большое удовольствие. 4. Ветер утих, однако, шторм продолжался. 5. Казалось мы предусмотрели все. 6. Будет солнце пойдем гулять. 7. Пурга я уверен, скоро кончится. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Последний звонок, решать задачу, около дома, кто пришел, шла пританцовывая, очень хорошо, действовать решительно, Задание: Выберите из данных примеров только словосочетания читать лежа, феноменальная сила, стяжать славу, летит и кружится, на том же месте.
Задание: определите вид связи в словосочетаниях Последний звонок, феноменальная сила, на том же месте - согласование решать задачу, стяжать славу - управление действовать решительно, шла пританцовывая, очень хорошо, читать лежа - примыкание
Значение слова «Стяжать» по Ефремовой: Стяжать: Наживать , приобретать (деньги, имущество), проявляя корыстолюбие. 2. Добиваться, достигать чего-л. (славы, уважения и т.п.). // Доставлять, приносить кому-л. (славу, уважение и т.п.).
1. Около дома- это существительное с предлогом; 2. кто пришел -основа предложения, подлежащее и сказуемое ; 3. летит и кружится- два независимых слова, соединенных сочинительной связью. Задание: с оставьте с этими словами и запишите предложения (по рядам).
Последний звонок Около дома расцвели цветы. ? Чем предложение отличается от словосочетания? Словосочетание состоит из главного и зависимого слова и служит для более точного названия предметов, действий и их признаков. Предложение имеет грамматическую основу, оно служит для сообщения. Предложение, в отличие от словосочетания, характеризуется смысловой и интонационной законченностью
Задание: в предложениях подчеркнуть грамматическую основу. 1. Девушка пришла усталая. 2. Брат высокого роста. 3 . Сестра замужем. 4. Весь город собрался на центральной площади. 5. Я был бы рад помочь вам. 6. Дворец казался островом печальным.
Назовите основные виды сказуемого.
Задание: кодированный диктант. Определите вид сказуемых. 1. Девушка пришла усталая. 2. Брат высокого роста. 3 . Сестра замужем. 4. Весь город собрался на центральной площади. 5. Я был бы рад помочь вам. 6. Дворец казался островом печальным . 7. Мы должны сдавать экзамены в июне. 8. Мы одержали победу. 9 . Он скоро начнет учить физику. СИС СИС СИС ПГС СГС СИС СГС ПГС СГС Оценивание: «5» – 0 ошибок «4» – 1 – 2 ошибки «3» – 3-4 ошибки
Много можно еще написать о Мещерском крае. Можно написать, что этот край богат лесами и торфом , сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния. К . Паустовский . Анализ текста
Задание: найдите и исправьте пунктуационные ошибки . 1. И лес, и луг, и мальчишка, стоящий у забора - все напоминает детство. 2.«Холодновато у вас » - сказал приезжий и присев на стул, еще сильнее закутался в медвежью доху. З. Вы сможете выполнить эту работу, от которой если делать ее с душой, вы сами получите большое удовольствие. 4 . Ветер утих, однако, шторм продолжался. 5 . Казалось мы предусмотрели все. 6. Будет солнце пойдем гулять. 7. Пурга я уверен, скоро кончится .
Домашнее задание Упр. 245 Упр 246 (для желающих)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Повторение по теме "Синтаксис и пунктуация"
Урок русского языка построен на основе компетентносно- ориентированных заданий, используются ЦОРы, краеведческий материал. В течение урока ученики выполняют задания, подобные заданиям ЕГЭ части В ....
конспект урока по русскому языку "Обобщающее повторение по теме союз"
Обобщающее повторение по теме союз...
Обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация" в 11 классе
Урок предназначен для 11 класса...
Синтаксис и пунктуация. Обобщающее повторение в 11 классе. Система уроков.
Данная работа представляет собой разработку трёх уроков по теме "Синтаксис и пунктуация". Все уроки сопровождаются презентациями....
Урок "Синтаксис и пунктуация"(повторительно-обобщающий урок) в 5 классе
На уроке ведется повторение и обощение материала по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе. Использование интерактивной доски, электронного приложения к учебнику Ладыженской Т.А., доступного кроссво...
Конспект урока "Синтаксис и пунктуация"
Разработка урока по русскому языку в 7 классе в соответствии с ФГОС...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе. "Синтаксис и пунктуация. Повторение"
Конспект урока по русскому языку в 5 классе. "Синтаксис и пунктуация. Повторение"...