Открытый урок "Синтаксис и пунктуация"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Сформулировать понятия синтаксиса и пунктуации.
Привить любовь и уважение к русскому языку.
Пополнение словарного запаса учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryt_urok_sintaksis.punktuatsiya.docx | 26.82 КБ |
sintaksis_i_punktuatsiya.ppt | 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Данные об авторе
Автор:
Кунгаа Долана Николаевна
Место работы, должность:
МБОУ СОШ № 2 г. Кызыл РТ, учитель русского языка и литературы
Регион:
Республика Тыва
Характеристики урока
Уровень образования:
основное общее образование
Класс:
5 «Г» класс
Предмет:
Русский язык
Цель урока:
знакомство с понятиями синтаксис и пунктуация в виде игры-турнира
Тип урока:
Комбинированный урок
Учеников в классе:
14
Дата проведения урока:
13.11.2015 г.
Используемые учебники и учебные пособия:
•Русский язык: учебник для 5 кл. ОУ / (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцоваидр.) – 35-изд. –М. : Просвещение, 2008.
•Занимательные материалы по русскому языку: учебное издание / (А.Т. Арсирий.) –М. : Просвещение, 1995.
•Подсказки на каждый день: На уроке в 5 классе: Русский язык, тетрадь 1/ (Т.Ю. Угроватова.): Хабаровск: Изд-воРИОТИП краевой типографии№ 1, 1994.
Используемое оборудование:
таблицы, доска
Краткое описание:
урок-презентация
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 «Г» КЛАССЕ.
ТЕМА: СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.
ЦЕЛИ: Сформулировать понятия синтаксиса и пунктуации.
Привить любовь и уважение к русскому языку.
Пополнение словарного запаса учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, таблица с определением синтаксиса и пунктуации,компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока:
1.ЭТАП МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Орг. момент)
-Здравствуйте, ребята, знатоки русского языка! Я приглашаю вас на маленький турнир!
Оружие- мел и ручка. Победит тот, кто первым назовет раздел,который мы будем изучать в течение нескольких уроков, и первым напишет это название в своей тетради и на доске.
Вам надо правильно ответить на все вопросы по повторению, чтобы отгадать тему нашего урока.
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (Повторение)
1)Первая буква в названии части речи, обозначающей предмет.
2)С какой буквы пишем название падежа, который узнаем по
вопросу КТО?
3)С какой буквы пишем название неизменяемой части речи
(один из вопросов к ней-КАК?).
4)Первая буква в названии падежа, отвечающего на вопрос КЕМ?
5)Третья буква в названии части речи, обозначающей действие.
6) Буква, стоящая последней в названии изучаемого нами предмета.
7)Первая буква в н6азвании части слова, стоящей между корнем и окончанием.
8) Эта буква-самый распространенный союз.
9) Звук, который мы слышим на конце слова ГРУЗ.
-Впишите название нового раздела :
с | и | н | т | а | к | с | и | с |
и пунктуация.
-Сегодня мы познакомимся с новым разделом, который называется СИНТАКСИС и ПУНКТУАЦИЯ.
3.РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.(Открытие новых знаний)
- Давайте разберемся в значении слова СИНТАКСИС.
1) Чтение параграфа 24 стр.47. (теория)
- Как переводится с греческого языка слово СИНТАКСИС? (составление,построение,порядок)
-Что изучает этот раздел науки о языке? (Словосочетание и предложение,правила их построения)
- Чему мы будем учиться, изучая этот раздел?( строить правильно словосочетания и предложения)
2) – На доске разбросаны слова 2-х пословиц. Попробуем из них составить предложения так, чтобы получились пословицы.
(птица, перо, красный, ум, а, человек); (не собьется, старый, с пути, конь)
КРАСНА ПТИЦА ПЕРОМ, А ЧЕЛОВЕК красен УМОМ.
СТАРЫЙ КОНЬ С ПУТИ НЕ СОБЬЕТСЯ.
-О чем эти пословицы? (О животных судят по внешности, а о человеке - по уму)
-Получились прекрасные пословицы. В них можно выделить словосочетания.Какие?
(Красна пером, красен умом); (старый конь, не собьется с пути).
Ребята, переведите, пожалуйста, пословицы на тувинский язык:
(Куш чуглери-биле чараш, кижи – угааны-биле); (Кырган аът орук часпас).
-Итак, мы увидели, как слова связываются в цепочки, построили предложения, нашли словосочетания. Теперь запишите под мою диктовку начало предложения и завершите его самостоятельно:
Раздел науки о языке СИНТАКСИС изучает (словосочетание и предложение, правила их построения).
3) –Постойте-ка! В названии темы урока два слова. Что же означает второе слово?
ПУНКТУАЦИЯ!
1) -Читаем параграф25стр.48(теория)
2)-Что изучает пунктуация?(знаки препинания и их постановку)
3) ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ: Я подошел к калитке с громким лаем, навстречу мне выбежал Барбос.
- Что вам не нравится в этом предложении?(дети исправляют пунктуационную ошибку)
-Ошибкоопасные места в предложении называются пунктограммами.( Это слово записано на карточке, прикрепленной к доске)
4. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:.
- В русском языке 10 знаков препинания.Они выполняют разную роль. Знаки завершения ставятся в конце предложений.Знаки разделения ставятся внутри предложения(они разделяют слова). Знаки выделения тоже ставятся внутри предложения,но они выделяют слова.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
1) Упр.118 стр.49.(устно)
-Для чего нужны знаки препинания?
-Читаем текст упражнения. Определите его основную мысль.(Знаки препинания необходимы для правильного чтения и понимания текста)
-Сжато изложите содержание текста.
6.ФИЗМИНУТКА
«Раз» - поднять руки вверх,
«Два» - нагнуться до земли,
Не сгибайте, дети, ноги,
Когда касаетесь вы пола.
«Три-четыре» - прямо стать,
Будем снова начинать
2) Графический диктант.
Читаю стихотворение С.Маршака «Знаки препинания», дети записывают только знаки препинания, о которых рассказывается в стихотворении:
С.МАРШАК
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ(отрывок)
У последней ТОЧКИ
На последней строчке .
Собралась компания
Знаков препинания
Прибежал Чудак-
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. !
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
-Ура! Долой! Караул!Разбой!
Притащился кривоносый ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК: ?
-Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились ЗАПЯТЫЕ, ,
Девицы завитые,
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало ДВОЕТОЧИЕ, :
Прикатило МНОГОТОЧИЕ, …
И прочие,
И прочие,
И прочие…
Заявили запятые:
-Мы- особы занятые,
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Отозвалась с той же строчки
Тетя ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ: ;
-Если нет над вами точки,
Запятая-знак пустой!
-СКОЛЬКО ВЫ ЗАПИСАЛИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ?
-7 знаков препинания.
-А их 10.Каких знаков препинания не хватает в диктанте? Допишите их.
(«…» - ( ) ).
3) Упр.117 стр.49.(Списать первый абзац).
4)Проверка выполненного упражнения.
7.РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( Итог урока)(Выставление оценок):
Оцените свою деятельность на уроке с помощью «СВЕТОФОРА» ( зелёный – ВСЁ ПОНЯТНО, жёлтый – ЕСТЬ ЗАТРУДНЕНИЯ, красный – МНОГО НЕПОНЯТНОГО)
- Что нового вы узнали на уроке?
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я научился…
Какое задание вам показалось интересным?
Какое задание получилось скучным?
Что далось вам легко и что трудно?
-Какой раздел науки о языке изучает словосочетание и предложение?
-Что изучает пуктуация?
8.ОБСУЖДЕНИЕ ДОМ.ЗАДАНИЯ:Теоретическая часть ПАРАГРАФОВ – 24 и 25, УПР.115 стр.47. Выучить определения Синтаксиса и Пунктуации
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первая буква в названии части речи, обозначающей предмет. С какой буквы пишем название падежа, который узнаем по вопросу КТО? С какой буквы пишем название неизменяемой части речи (один из вопросов к ней -КАК?). Первая буква в названии падежа, отвечающего на вопрос КЕМ? Третья буква в названии части речи, обозначающей действие. Буква, стоящая последней в названии изучаемого нами предмета. Первая буква в н6азвании части слова, стоящей между корнем и окончанием. Эта буква -самый распространенный союз. Звук, который мы слышим на конце слова ГРУЗ. ВПИШИТЕ НАЗВАНИЕ НОВОГО РАЗДЕЛА: и ПУНКТУАЦИЯ с и н т а к с и с
2) Графический диктант. - Читаю стихотворение С.Маршака «Знаки препинания», дети записывают только знаки препинания, о которых рассказывается в стихотворении: С.Я.МАРШАК «ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ»:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка в 5 классе "Путешествие в Страну синтаксиса и пунктуации"
Урок - игра предназаначен для обучающихся 5 класса. Использован нестандартный подход к усвоению и обощению изученного материала....
Открытый урок русского языка в 7 классе на тему "Повторим орфографию и пунктуацию"
Повторение и систематизация - процесс трудоемкий. Данный урок - это опыт систематизации обширного объема знаний, полученных учащимися в 5-7 классах. Особое внимание на таких уроках каждый учитель, кон...
Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Синтаксис. Пунктуация»
В игре на уроке у учащихся развивается целый ряд познавательных процессов, а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках. Активизируется память, логика, мышление. ...
Открытый урок "Космическое путешествие в страну синтаксиса и пунктуации". Презентация.
Открытый урок...
Открытый урок по теме "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"
Данный урок проведен в форме игры. Урок в нетрадиционной форме нацелен на лучшее закрепление сочинительных союзов. Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологическ...
Открытый урок. "Принципы русской пунктуации. Знаки препинания: отделительные, разделительные и выделительные."
Урок имеет несколько важных целей:1) показать, что знаки препинания являются важным средством оформления письменной речи;2) рассказать о делении знаков препинания по своей функции на группы;3) описать...
Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них".
Данный урок относится к теме "Однородные члены предложения", изучается в начале темы. Урок разработан для классов коррекционного обучения. В процессе урока учащиеся расширяют свои знания о средствах и...