Рабочая программа по русскому языку для 5 класса с календарно - тематическим планированием.
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе – 204 часа. Учебник "Русский язык"для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Тростенцова Л.А. Баранов М.Т. Ладыженская Т.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yaz5_kl._programma.doc | 466.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Энгельса
«Согласовано» Руководитель МО Протокол № ___ от «__» __________________200___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МОУ «__»________________200___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 18 . Приказ № ___ от «__»_________________200___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
ЦИМБАЛЮК ТАТЬЯНЫ МИХАЙЛОВНЫ,
первой квалификационной категории
по русскому языку в 5 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»______________200_ г.
2012-2013 учебный год
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУ СОШ № 18. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе – 204 часа.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи |
Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное. | 3 | 1 | |
Повторение изученного в начальных классах | 21 | 1 | 5 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 29 | 1 | 6 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 13 | 1 | 5 |
Лексика. Культура речи. | 8 | 1 | 3 |
Морфемика. Орфография. Культура речи. | 20 | 1 | 5 |
Морфология. Орфография. Культура речи. | 64 | 3 | 10 |
Повторение и систематизация изученного. | 11 | ||
ИТОГО | 169 | 8 | 35 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Язык - важнейшее средство общения (3+1 ч)
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (21 ч+5ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29 ч +6ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (13ч + 5ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (8ч + 3 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (20 ч + 5 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи (64 ч+10ч)
Самостоятельные и служебные части речи (2 ч)
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное (20 ч + 4 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (13 ч + 2ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (29 ч + 4 ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (11 ч)
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса.
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;
соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Печатные пособия.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса.
Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений Изд.35-е. Тростенцова Л.А. Баранов М.Т. Ладыженская Т.А. Просвещение 2008.
Диафильмы.
Многозначные и однозначные слова.
Помогла смекалка.
Слово о словах.
Две забавные истории.
Тема и основная мысль текста.
Медвежонок.
Среди знакомых предметов.
Рассказы о пунктуации.
Диапозитивы.
Материалы для работы по лексике в 5 классе.
Учись говорить правильно.
Имя существительное.
Как я вел репортаж.
Материалы для работы над описанием предметов и животных.
Сочинение-описание по жанровой картине А.А. Пластова.
Кинофрагменты.
Виды глагола.
Связь между предложениями в тексте.
Что обозначают суффиксы и приставки.
В зоопарке.
Если вы вежливы.
История маленького рысенка.
Берегите книгу.
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.
Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
Раздел VI. Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения |
Раздел 1. Общие сведения о языке (3 +1 час) | |||||||
1 | Наука о русском языке, её основные разделы. | 1 | Лингвистика как наука о языке и речи. Основные разделы лингвистики, изучающиеся в 5 классе. | Знать основные разделы лингвистики, основные разделы языка и речи. | Выучить наизусть высказывание о языке | ||
2 | Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное. | 1 | Язык как основное средство общения. Устная и письменная речь. | Знать, чем отличается устная речь от письменной. Уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения. | Устное высказывание: когда и как служит нам язык. | § 1, 2. Упр.7. Подобрать пословицы о языке, учебе. | |
3 | Язык и его единицы. | 1 | Приемы слушания, нормы речевого этикета. | Знать приемы слушания, соблюдать нормы русского речевого этикета. | Упр.11. Воспроизвести услышанное. | § 4, упр. 12 (памятка) | |
4 | Р\Р Стили речи | 1 | Функциональные разновидности языка. | Знать основные признаки разговорного, научного стиля, языка художественной литературы. Уметь опознавать стиль. | Карточки из дидактического материала. Определить стиль речи данных текстов. | Найти в школьных учебниках научный текст. | |
Раздел 2 . Повторение изученного в начальных классах (21 + 5 час.) | |||||||
5 | Звуки и буквы. Произношение и правописание | 1 | Звуки гласные и согласные. Ударные и безударные гласные. Согласные глухие и звонкие, мягкие и твердые. Различение буквы и звука. | Знать, в чем заключается различие между буквой и звуком, что звуки делятся на гласные, согласные, ударные и безударные, твердые и мягкие, звонкие, глухие. Уметь различать буквенный и звуковой состав слова. | Фонетический разбор. | Упр.22 | |
6 | Орфограмма. | 1 | Орфограмма. Место орфограммы в словах. Опознавательные признаки орфограмм. | Знать, что такое орфограмма, опознавательные признаки орфограмм. Уметь находить орфограммы. | Осложненное списывание | Упр. 27 | |
7 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 1 | Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова | Знать определение однокоренных слов. Уметь подбирать проверочное слово. | Словарный диктант | § 8, упр. 33 | |
8 | Безударные непроверяемые гласные в корне слова | 1 | Правописание непроверяемых гласных в корне слова. | Уметь писать слова с труднопроверяемыми и непроверяемыми написаниями, находить нужное слово в словаре. | Распределительный диктант | Упр. 38 | |
9 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | 1 | Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова. | Знать слабые и сильные позиции согласных. Уметь проверять согласные, находящиеся в слабой позиции. | Объяснительный диктант | Упр. 43 | |
10 | Правописание согласных (непроверяемых и непроизносимых) | 1 | Правописание проверяемых и непроверяемых согласных. | Уметь определять парность звонких и глухих согласных, безошибочно писать слова. | Списывание | Упр. 46 | |
11 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 1 | Непроизносимые согласные в корне слова | Уметь безошибочно писать слова, проверять написанное | Тест | §10, упр. 49, подготовиться к диктанту по памятке | |
12 | Буквы и, у а после шипящих | 1 | Правописание букв и, у, а после шипящих | Уметь безошибочно писать слова, проверять написанное | Осложненное списывание | Упр. 53, составить предложения | |
13 | Разделительные Ь и Ъ | 1 | Части слова. Разделительные Ь и Ъ | Уметь опознавать признаки орфограммы, безошибочно писать слова, проверять написанное | Распределительный диктант | Упр. 57 | |
14 | Отличие предлога от приставки | 1 | Раздельное написание предлогов со словами | Уметь отличать предлог от приставки, разграничивать приставки и предлоги, правильно писать предлоги со словами | «Четвертое лишнее» | Упр. 61 | |
15. | Р/Р Текст | 1 | Текст как речевое произведение. Построение текста. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. | Знать основные признаки текста, уметь отличать текст от предложений на тему, уметь строить текст | Озаглавить тексты, разделить на абзацы | Упр. 65 | |
16. | Р/Р Обучающее изложение «Хитрый заяц» | 1 | Текст. Тема текста. Абзац. | Уметь передавать содержание текста от 3 лица, выделять в тексте главную и второстепенную информацию, отвечать на вопросы по содержанию. | Написать изложение по плану. | ||
17. | Части речи. Наречие | 1 | Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. | Знать определение частей речи. Уметь различать части речи по вопросу, значению, морфологическим признакам. Уметь находить наречие в тексте. | Индивидуальная работа по карточкам. | Упр. 69, 72 | |
18. | Глагол | 1 | Глагол: время, лицо, число, род в прошедшем времени, правописание гласных в личных окончаниях глаголов, буква Ь во 2 л. ед. числа | Уметь находить глагол в предложении, определять его время, лицо, число, использовать глаголы в речи, правильно писать гласные в личных окончаниях глаголов. | Устное высказывание | Упр. 77 | |
19. | -ТЬСЯ- и –ТСЯ- в глаголах | 1 | Правописание -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах | Уметь правильно ставить вопросы к глаголу на –ТСЯ, устно объяснять выбор написания | Индивидуальная работа по карточкам | Упр. 79 | |
20. | Р/Р Тема текста | 1 | Тема сочинения. Широкая и узкая тема. | Знать понятия: широкая и узкая тема, уметь соотносить тему и содержание высказывания, определять границы темы. | Редактирование и запись исправленного текста | Создать свой текст | |
21. | Личные окончания глаголов. НЕ с глаголами | 1 | Раздельное написание НЕ с глаголами. Глаголы 1 и 2 спряжения. Правописание гласных в личных окончаниях глаголов | Знать правило написания НЕ с глаголами. Уметь определить написание, спряжение глагола и выбрать гласную в личных окончаниях глаголов. | Распределительный диктант | Упр. 87 | |
22. | Имя существительное | 1 | Имя существительное: 3 склонения существительных, род, число, падеж. Собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные существительные | Уметь находить имя существительное в предложении и тексте, определять их род, число и падеж. | Взаимодиктант | Упр. 92 | |
23. | Буквы е-и в окончаниях существительных | 1 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных | Уметь безошибочно делать выбор орфограммы | Индивидуальная работа по карточкам | Упр. 97 | |
24. | Ь после шипящих на конце существительных | 1 | Буква Ь на конце существительных после шипящих. Существительные 3 склонения | Знать правило написания Ь после шипящих на конце существительных, уметь применять это правило на практике | Контрольный словарный диктант | Упр. 94 | |
25. | Имя прилагательное | 1 | Имя прилагательное: род, число, падеж. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | Знать определение имени прилагательного как части речи. Уметь задавать вопросы от существительного к прилагательному, правильно писать окончания прилагательных, определяя их род, число, падеж | Взаимодиктант | Задание по карточкам. | |
26. | Р/Р Устное сочинение по картине А. А. Пластова «Летом». | 1 | Средства раскрытия замысла художника: композиция, цвет, колорит. План, опорные слова. | Уметь формулировать тему, создавать свой текст по личным впечатлениям и по картине в соответствии с темой, последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, соизмерять части сочинения. | Составить план | ||
27. | Местоимение | 1 | Местоимения 1, 2, 3 лица ед. и мн. Числа, склонение личных местоимений. | Знать личные местоимения, опознавать их в тексте, уметь употреблять их с предлогами в письменной и устной речи | Упр. 111 | ||
28. | Р/Р Основная мысль текста «Памятный день» | 1 | Основная мысль текста. Понятие «тема» и «основная мысль». | Уметь определять основную мысль текста, знать, что обозначают понятия: широкая и узкая тема | Сочинение «Летние радости» | Среди предложенных тем выбрать узкую и широкую тему | |
29. | Контрольный диктант | 1 | Изученные части речи, правописание гласных и согласных в корне, падежных окончаниях. | Уметь грамотно писать, определять изученные части речи, соотносить звук и букву. | Диктант с дополнительными заданиями | Контрольные вопросы и задания | |
30. | Работа над ошибками | 1 | Анализ и устранение ошибок, допущенных в контрольном диктанте с целью ликвидации пробелов в знаниях. | Уметь определять место орфограммы в слове, ее вид, объяснять причину появления ошибки, корректировать и редактировать готовый текст | Тест | ||
Раздел 3. Синтаксис и пунктуация ( 29 + 6 час.) | |||||||
31. | Синтаксис как раздел грамматики | 1 | Синтаксис как раздел грамматики, единицы синтаксиса: словосочетание, предложение. Знаки препинания конца предложения. | Уметь видеть границы предложений, выделять словосочетания в предложениях, находить грамматическую основу предложения. | Разбить текст на предложения, на абзацы, поставить знаки препинания в конце предложения | §25, упр. 120 | |
32. | Словосочетание. Строение словосочетаний. | 1 | Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова. | Знать строение словосочетаний, уметь определять главное и зависимое слово, составлять схемы предложений | Выделить из текста словосочетания, составить их схемы | § 26, упр. 126 | |
33. | Способы выражения грамматической связи в словосочетании | 1 | Смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании | Знать основные способы выражения грамматической связи в словосочетаниях, уметь составлять схемы словосочетаний изученных видов, устанавливать смысловую связь по вопросам | Замена словосочетания одной конструкции на другую | Упр. 130 | |
34. | Виды словосочетаний. Разбор словосочетания. | 1 | Основные признаки словосочетания | Уметь разбирать словосочетание, отличать словосочетание от предложения | Текст | Упр. 132 | |
35. | Предложение | 1 | Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. основные признаки предложения и его отличия от других речевых единиц | Знать определение предложения, уметь находить грамматическую основу предложения, выделять её, соблюдать верную интонацию конца предложения | Записать небольшой отрывок из любимого стихотворения. | §28, упр.136 | |
36-37. | Р/Р Сжатое изложение «Старый пень» | 2 | Основная мысль текста. Главная и второстепенная информация текста | Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию, на основе исходного текста писать сжатое изложение, сокращать текст, сохраняя основную мысль | Изложение | Устное выступление на тему: «Гордость это хорошо или плохо?» | |
38. | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | Виды предложений по цели высказывания. | Знать определение предложений по цели высказывания. Уметь характеризовать предложения по цели высказывания, правильно ставить знаки препинания в конце предложений. | Устный аргументированный ответ на вопрос | §29, упр. 147 | |
39. | Виды предложений по эмоциональной окраске | 1 | Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные, восклицательные. | Уметь правильно оформлять в устной и письменной речи восклицательные предложения | Чтение предложений, расстановка логических ударений, пауз | §30, упр. 151 | |
40. | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | Определение главных членов предложения. Грамматическая основа предложения. Подлежащее. Способы его выражения. | Знать определение подлежащего, основные способы его выражения, уметь находить грамматическую основу и графически выделять её. | На основе рисунка составить несколько предложений. | §33, упр.165 | |
41. | Сказуемое | 1 | Определение главных членов предложения. Грамматическая основа предложения. Сказуемое. Способы его выражения | Знать определение сказуемого, основные способы его выражения, уметь находить грамматическую основу с двумя главными членами | Описать объект с помощью глаголов | §31, упр. 160 | |
42. | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Способы выражения подлежащего и сказуемого существительными в И. п. Особенности связи подлежащего и сказуемого | Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, уметь опознавать подлежащее и сказуемое при пропуске глагола-связки, ставить тире | Взаимодиктант | §34, упр. 169 | |
43. | Распространенные и нераспространенные предложения | 1 | Распространенные и нераспространенные предложения | Знать различия между распространенными и нераспространенными предложениями, уметь отличать друг от друга, характеризовать предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов | Взаимопроверка | §35, упр. 174 | |
44. | Второстепенные члены предложения. Дополнение | 1 | Второстепенные члены предложения. Способы выражения дополнения | Знать определение дополнения, способы его выражения и графическое обозначение дополнения, уметь находить дополнение в предложении, отличать прямое дополнение от подлежащего | Работа по карточкам | §36, 37, 38. | |
45. | Определение | 1 | Способы выражения определений | Знать способы выражения определений и графическое его обозначение. Уметь находить определение в предложении. | Сочинение по данному началу | Составить предложения по сюжетному рисунку | |
46. | Обстоятельство | 1 | Способы выражения обстоятельств. | Знать определение обстоятельства, способы его выражения. | Работа по карточкам | §39, упр. 180 | |
47. | Обобщение по теме «Главные и второстепенные члены предложения» | 1 | Главные и второстепенные члены предложения | Знать главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения, уметь находить их в предложении | Работа по разноуровневым карточкам | 1 вар. Упр. 182, 2 вар. Упр. 183 | |
48. | Предложения с однородными членами | 1 | Предложения с однородными членами, не связанными союзами | Знать признаки однородных членов, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами | Диктант «Проверяю себя» | §40, 41, упр. 194 | |
49. | Знаки препинания при однородных членах. | 1 | Запятая между однородными членами без союзов и с союзами А, НО, И | Знать признаки однородных членов, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами | Составить схемы предложений с однородными членами | Упр. 195 | |
50. | Обобщающие слова при однородных членах | 1 | Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова | Знать, что такое обобщающее слово, уметь расставлять знаки препинания в предложении с обобщающим словом | Графический диктант | Упр. 205 | |
51. | Предложения с обращениями | 1 | Предложения, осложненные обращением | Знать, что такое обращение, уметь составлять предложения с обращениями | Из текста басен Крылова выписать 3 предложения с обращениями | Составить предложения с обращениями | |
52. | Р/Р Письмо | 1 | Письмо как одна из разновидностей текста | Знать композиционные элементы письма | Написать письмо Деду Морозу | ||
53. | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | Простое осложненное предложение. Порядок синтаксического разбора | Знать порядок разбора простого предложения, уметь разбирать предложение устно и письменно | Индивидуальная работа по карточкам | §45, упр. 217 | |
54. | Р/Р Функционально-смысловые типы речи | 1 | Типы речи: повествование, описание, рассуждение | Понимать признаки текста и его функционально-смысловые типы | Анализ текстов разных видов | Найти тексты разных типов | |
55 | Простые и сложны предложения | 1 | Простые и сложны предложения. Грамматическая основа предложений | Уметь отличать простое предложение от сложного, выделять в них грамматическую основу | Текст | Упр. 231 | |
56. | Знаки препинания в сложных предложениях | 1 | Знаки препинания в сложных предложениях | Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации | Тест | Составить сложные предложения | |
57. | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | Сложное и простое осложненное предложения. | Знать порядок синтаксического разбора сложного предложения. Уметь делать синтаксический разбор сложного предложения. | Полная синтаксическая характеристика предложений | Упр. 135 | |
58 | Р/Р Заголовок и основная мысль текста | 1 | Заголовок и основная мысль текста. Понятие «тема» и «основная мысль текста» | Уметь определять основную мысль текста, знать, как соотносятся заголовок и основная мысль текста | Текст | Составить текст | |
59. | Прямая речь | 1 | Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью | Знать, что такое прямая речь, уметь грамотно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью | Из высказывания сделать предложение с прямой речью | §48, упр. 238 | |
60 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 | Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью | Знать, что такое прямая речь, уметь грамотно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью | Графический диктант | Упр. 241 | |
61 | Диалог | 1 | Диалог. Реплика. Знаки препинания при диалоге. | Знать, что такое диалог. Уметь правильно оформлять диалог на письме | Составление диалогов | §49, упр.249 | |
62 | Обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 | Главные и второстепенные члены предложения. Осложненное простое и сложное предложение. Знаки препинания в них | Знать, что изучает синтаксис и пунктуация, уметь составлять простые и сложные предложения | Комплексный анализ текста | Контрольные вопросы и задания. Упр.253 | |
63. | Контрольный диктант | 1 | Главные и второстепенные члены предложения. Осложненное простое и сложное предложение. Знаки препинания в них | Знать, что изучает синтаксис и пунктуация, уметь составлять простые и сложные предложения | Текст | ||
64 | Работа над ошибками | 1 | Анализ и устранение ошибок, допущенных в контрольном диктанте с целью ликвидации пробелов в знаниях. | Уметь определять место орфограммы в слове, ее вид, объяснять причину появления ошибки, корректировать и редактировать готовый текст | Текст | ||
65. | Р/Р Выборочное изложение (упр. 254) | 1 | Выборочное изложение текста. Тема. Основная мысль текста. Главная и второстепенная информация | Уметь понимать основное содержание текста, выделять основную мысль, структурные части | Составить диалог по картинке | ||
Раздел 4. Фонетика. Орфоэпия. (13 + 5 час.) | |||||||
66 | Фонетика – наука о звуках. Гласные звуки. | 1 | Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звук – основная единица фонетики. Гласные ударные и безударные. | Знать предмет изучения фонетики и орфоэпии, различать гласные и согласные звуки. Уметь различать звук и букву. Знать особенности образования гласных звуков. | Аргументированный ответ на вопросы. | §50, упр. 259 | |
67. | Согласные звуки | 1 | Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые. Парные и непарные. Сонорные согласные. Шипящие согласные. | Знать особенности образования согласных звуков. Уметь правильно произносить согласные звуки, не смешивать звуки и буквы. | Проговаривание скороговорок | §52, упр.268 | |
68 | Изменение звуков в потоке речи | 1 | Изменение звуков в речевом потоке. Оглушение и озвончение согласных звуков. Характеристика отдельного звука речи и анализ звуков в речевом потоке. | Знать об изменении звуков в речевом потоке, уметь различать сильную и слабую позиции гласных и согласных. | Устное высказывание | §53, упр. 270 | |
69 | Согласные твердые и мягкие | 1 | Согласные твердые и мягкие | Знать различие твердых и мягких согласных, обозначение мягкости согласного при записи слова, уметь различать твердые и мягкие согласные | Характеристика звуков | §54, упр. 273, 274 | |
70 | Р/Р Повествование | 1 | Композиция повествования. План как средство внутренней организации текста. | Знать особенности повествования как типа речи, его композицию. Уметь строить текст повествования, составлять план текста повествовательного характера | Анализ текста | §55, составить план | |
71. | Р/Р Обучающее изложение «Музыкальная шкатулка» | 1 | Композиция повествования. План как средство внутренней организации текста. | Знать особенности повествования как типа речи, его композицию. Уметь строить самостоятельно текст повествования, составлять план текста повествовательного характера | Изложение | ||
72 | Согласные звонкие и глухие | 1 | Согласные звонкие и глухие | Знать различие между звонкими и глухими согласными. Уметь различать звонкие и глухие согласные, правильно произносить согласные звуки. | Контрольный словарный диктант | §56, упр. 282 | |
73. | Графика. Алфавит. | 1 | Разделы лингвистики, изучающие письменную речь: графика, орфография, пунктуация. Связь фонетики с графикой. | Знать, что алфавит – это обозначение звуков на письме. Уметь правильно произносить буквы алфавита. | Записать в алфавитном порядке фамилии писателей. | §57, 58. Составить список класса | |
74. | Р/Р Описание предмета | 1 | Тип речи – описание. Особенности художественного типа речи. | Знать композиционные особенности описания. Уметь создавать текст описания конкретного предмета. | Подготовиться к сочинению-описанию предмета | ||
75. | Р/Р Обучающее сочинение-описание предмета | 1 | Тип речи – описание. Особенности художественного типа речи. | Знать композиционные особенности описания. Уметь создавать текст описания конкретного предмета. | Сочинение-описание предмета | ||
76. | Обозначение мягкости согласных с помощью Ь | 1 | Твердые и мягкие согласные. Использование Ь для обозначения мягкости согласного. | Знать случаи использования Ь для обозначения мягкости согласного. | Словарный диктант | §60, упр. 298 | |
77. | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я | 1 | Соотношение буквы и звука. Звуковое значение букв. | Знать в каких позициях Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук, а в каких два. | Выборочный диктант | §61, упр. 306, подготовиться к контр. словар. диктанту | |
78. | Орфоэпия. Слог. Ударение. Ударные и безударные гласные. | 1 | Орфоэпия как раздел языкознания. Понятие об орфоэпической норме. | Знать о деление слов на слоги, ударные и безударные гласные. Уметь правильно ставить ударение в слове, пользоваться орфоэпическим словарем. | Контрольный словарный диктант | §62,упр. 312 | |
79. | Фонетический разбор. | 1 | Фонетическая транскрипция. | Знать, что такое фонетическая транскрипция, порядок выполнения фонетического разбора. Уметь выполнять звуковой анализ слов. | Работа с фрагментами художественного текста | §63, упр. 313 | |
80. | Повторение изученного по теме «Фонетика. Графика» | 1 | Звук как основная единица языка. Обобщенные сведения о звуках речи, их классификация. | Знать теоретические материалы по разделам, уметь производить звуко-буквенный анализ слов, пользоваться алфавитом, грамотно писать. | Докажите, что фонетика и орфоэпия связаны между собой. | Упр. 316 | |
81. | Контрольный диктант | 1 | Звук как основная единица языка. Обобщенные сведения о звуках речи, их классификация | Знать теоретические материалы по разделам, уметь производить звуко-буквенный анализ слов, пользоваться алфавитом, грамотно писать. | Текст | ||
82. | Работа над ошибками | 1 | Анализ и устранение ошибок, допущенных в контрольном диктанте с целью ликвидации пробелов в знаниях. | Уметь определять место орфограммы в слове, ее вид, объяснять причину появления ошибки, корректировать и редактировать готовый текст | Текст | ||
83. | Р/Р Устное сочинение-описание картины Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица» | 1 | Тип речи – описание. | Понимать замысел художника и уметь создавать текст описания | Контрольные вопросы | ||
Раздел 5. Лексика. Культура речи (8 +3 час.) | |||||||
84. | Слово и его лексическое значение. Словари | 1 | Лексикология как раздел лингвистики. Слово – основная единица языка и речи. | Знать, что такое лексическое и грамматическое значение слова, понятие «словарный запас», виды толковых словарей. Уметь различать лексическое и грамматическое значение слов | Выписать из толкового словаря 5 слов, объяснить их лексическое значение | §64, упр. 328 | |
85. | Однозначные и многозначные слова | 1 | Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи. Однозначные и многозначные слова. | Знать понятие «однозначное и многозначное слово». Уметь выбирать значение многозначного слова, соответствующее речевой ситуации | Творческий диктант | §65, упр. 333 | |
86. | Прямое и переносное значение слов | 1 | Прямое и переносное значение слов. Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении | Знать понятие «прямое значение слова» и «переносное значение слова», «метафора». Уметь различать слова, употребленные в прямом и переносном значении | Загадки | §66, 1 вар. Упр. 337, 2 вар. Упр. 341 | |
87. | Омонимы | 1 | Различение омонимов и многозначных слов в речи. Различные виды омонимов | Знать, чем отличаются омонимы от многозначных слов. Уметь находить омонимы в толковом словаре. | Указать омонимы в тексте | §67, упр. 347, 348 | |
88. | Синонимы | 1 | Синонимы как слова, близкие по лексическому значению. | Знать определение синонимов, о различении слов-синонимов по оттенкам значений, эмоциональной окраске и стилевой неоднородности. Уметь подбирать синонимы к данному слову. | Распределить синонимы по графам в таблице | §68, упр. 353 | |
89-90 | Р/Р Обучающее сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 2 | Тип речи – описание. Описание природы. | Знать, что такое пейзаж, уметь писать сочинение – описание пейзажа, использовать синонимы в речи | Сочинение | ||
91. | Антонимы | 1 | Антонимы как слова противоположные по лексическому значению | Знать, что такое антонимы, их стилистическую роль. Уметь пользоваться словарем антонимов, находить антонимы в тексте | Привести примеры пословиц, найти антониы | Составить план рассказа по теме | |
92. | Повторение по теме «Лексика». | 1 | Синонимы, омонимы, антонимы, однозначные и многозначные слова, лексическое значение слова, переносное значение слова | Уметь опознавать синонимы, антонимы, омонимы, употреблять их в речи. | Словарный диктант | Подготовиться к контрольному диктанту | |
93 | Контрольный диктант | 1 | Синонимы, омонимы, антонимы, однозначные и многозначные слова, лексическое значение слова, переносное значение слова | Уметь опознавать синонимы, антонимы, омонимы, употреблять их в речи. | Текст | ||
94 | Р/Р Обучающее изложение «Первый снег» | 1 | Основная мысль текста. Заголовок. План. Стиль текста. | Уметь составлять план текста, находить слова, употребленные в переносном значении | Написать изложение | Составить словарик по предложенной теме | |
Раздел 6. Морфемика. Орфография. Культура речи (20 + 5 час.) | |||||||
95. | Морфемика как раздел лингвистики. Изменение и образование слов. | 1 | Морфемика как раздел науки о языке. Взаимосвязь морфемики и словообразования. | Знать основные морфемы слова, уметь выделять морфемы на основе смыслового анализа слова. | Морфемный разбор. | §70, упр. 365 | |
96. | Окончание и основа слова. | 1 | Основа слова, окончание | Знать способы словоизменения (склонение и спряжение), неизменяемость наречия и служебных частей речи. Уметь определять грамматическое значение окончаний в различных формах существительного, прилагательного, глагола | Определить части речи | §71, 72, упр. 373 | |
97. | Р/Р Контрольное сочинение «Один из удачно проведенных вечеров». | 1 | Тип речи – рассуждение. Композиционная схема рассуждения, его смысловые части | Уметь создавать сочинение данного типа. Знать из каких структурных элементов оно состоит | Подготовить рассуждение на грамматическую тему | ||
98. | Корень слова. | 1 | Корень. Однокоренные слова | Знать определение корня, однокоренных слов. Уметь находить, подбирать однокоренные слова | Выборочный диктант | §74, упр. 382 | |
99. | Р/Р Рассуждение в повествовании | 1 | Тип речи – рассуждение. Композиционная схема рассуждения, его смысловые части | Уметь создавать сочинение данного типа. Знать из каких структурных элементов оно состоит | Составить текст рассуждение | ||
100-101 | Суффикс | 2 | Суффикс как словообразовательная морфема. | Знать роль суффиксов в образовании новых слов. Уметь выделять суффиксы, образовывать новые слова | Работа со школьным словообразовательным словарем | §76, упр. 392 | |
102. | Приставка | 1 | Приставка как словообразовательная морфема. Значение приставок | Знать, что приставка - это значимая часть слова, служащая для образования новых слов. Уметь выделять приставки в словах, определять их значение | Составление слов по схемам | Упр. 403 | |
103-104 | Р/Р Контрольное выборочное изложение с изменением лица рассказчика | 2 | Выделение в тексте главной и второстепенной информации. | Владеть техникой речи, уметь выделять главную и второстепенную информации, пересказывать прочитанное, сохраняя тему | Изложение | ||
105. | Чередование гласных и согласных звуков в морфемах | 1 | Чередование гласных и согласных в корнях слов. Типы чередований. | Знать о чередовании звуков гласных и согласных. Уметь выделять корни с чередующимися звуками | Записать свои примеры слов с чередованием | §78, упр. 409 | |
106. | Беглые гласные | 1 | Беглые гласные как варианты чередования | Знать о беглости гласных как о варианте чередования | Рассмотреть таблицу, сделать вывод | §79, упр. 412 | |
107. | Варианты морфем | 1 | Варианты морфем | Знать, что в результате чередования гласных и согласных меняется звуковой состав слов. Уметь определять, в какой морфеме есть чередование | Распределительный диктант | Упр. 415 | |
108. | Морфемный разбор слов. | 1 | Порядок морфемного разбора. Членение слова на морфемы | Знать порядок разбора слова по составу. Уметь разбирать по составу слова, относящиеся к различным частям речи | Устный разбор по плану | Упр. 417 | |
109. | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | Правописание неизменяемых приставок | Знать о неизменяемых приставках. Уметь правильно писать неизменяемые приставки | Словарный диктант | §82, упр. 422 | |
110-111 | Буквы З-С на конце приставок | 2 | Приставки на З - С | Знать условия выбора букв в приставках на З-С, уметь пользоваться правилом | Проверочная работа | §83, упр. 423 | |
112. | Буквы О-А в корне –лаг-лож- | 1 | Корни –лаг- - -лож- | Знать, от чего зависит выбор О-А в корне – - ЛАГ- -ЛОЖ-. Уметь применять правило | Предупредительный диктант | §84, упр. 432 | |
113. | Буквы О-А в корне –раст-рос- | 1 | Корни –раст- - рос- - -ращ- | Знать, в каких случаях происходит чередование О-А в корнях -раст- -рос- -ращ- | Тест | §85, упр. 438 | |
114 | Буквы О-Е после шипящих в корне | 1 | Буквы О-Е после шипящих в корне | Знать способ выбора О-Ё после шипящих в корне | Распределительный диктант | §86, упр. 445 | |
115. | Буквы Ы-И после Ц | 1 | Буквы Ы-И после Ц | Знать условия выбора Ы-И в корнях слов после Ц. Уметь обосновывать этот выбор | Проверочная работа | §87, упр. 449 | |
116. | Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика» | 1 | Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных в корне. | Знать морфемный состав слова, уметь выделять морфему | Распределительный диктант | Контрольные вопросы, упр. 454 | |
117. | Контрольный диктант | 1 | Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных в корне. | Знать морфемный состав слова, уметь выделять морфему | Диктант | ||
118 | Работа над ошибками | 1 | Анализ и устранение ошибок, допущенных в контрольном диктанте с целью ликвидации пробелов в знаниях. | Уметь определять место орфограммы в слове, ее вид, объяснять причину появления ошибки, корректировать и редактировать готовый текст | |||
119. | Р/Р Устное сочинение-описание картины П. П. Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 | Устное описание предмета | Знать, что такое натюрморт. Уметь собирать материал к сочинению | Устное описание картины | ||
Раздел 7. Морфология (64 + 10 час.) | |||||||
120. | Морфология как раздел грамматики. | 1 | Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. | Знать, что изучает грамматика, уметь различать грамматическое и лексическое значение слова | Контрольный словарный диктант. | §88, упр. 461 | |
121. | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | Самостоятельные и служебные части речи. | Знать понятия: морфология, грамматика | Работа по таблице | Упр. 462 | |
Имя существительное (20 + 4 час.) | |||||||
122. | Имя существительное как часть речи. | 1 | Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки существительного, его роль в предложении. | Знать морфологические признаки существительного. Уметь узнавать существительное среди других частей речи | Сочинение-миниатюра | §88, упр. 463 | |
123. | Р/Р Доказательства в рассуждении | 1 | Строение текста- рассуждения и способы развития основной мысли. Тезис, доказательства, вывод. | Знать тему и структуру сочинения-рассуждения. Уметь приводить аргументы и факты | Текст | Создать текст - рассуждение | |
124. | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Грамматические различия | Знать о категории одушевленности-неодушевленности. Уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные | Распределительный диктант | Упр. 481 | |
125 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | Имена существительные собственные и нарицательные. | Знать деление существительных на собственные и нарицательные. Уметь правильно писать имена существительные собственные | Объяснительный диктант | §92, упр. 491 | |
126 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | Морфологические признаки существительного | Знать морфологические признаки существительного. Уметь правильно определять морфологические признаки существительного, соблюдать порядок разбора | Морфологический разбор | Упр. 498 | |
127 | Р/Р Обучающее сжатое изложение (упр. 496) | 1 | Текст. Основная мысль текста. Деление текста на абзацы. Стиль текста. | Уметь выбирать из текста опорные слова, понимать содержание текста, сжато пересказывать его | Сжатое изложение | ||
128. | Род имен существительных | 1 | Род как постоянный признак существительного | Знать о принадлежности слова к одному из трех родов. Уметь определять род имени существительного | Заполнить таблицу | §94, упр.505 | |
129. | Имена существительные, которые имеют форму только мн. числа | 1 | Число имен существительных. Имена существительные, которые имеют форму только мн. числа | Знать существительные, которые имеют форму только мн. числа, уметь употреблять эти существительные в речи | Выборочный диктант | §95, упр. 510 | |
130 | Имена существительные, которые имеют форму только ед. числа | 1 | Имена существительные, которые имеют форму только ед. числа | Знать существительные, которые имеют форму только ед.. числа, уметь употреблять эти существительные в речи | Подобрать антонимы | §96, упр. 515 | |
131 | Три склонения имен существительных. | 1 | Типы склонений имен существительных | Знать способ определения склонения имен существительных. Уметь задавать падежные вопросы | Распределительный словарный диктант | §97, упр. 518 | |
132 | Падеж имен существительных | 1 | Система падежей в русском языке. | Знать падежи и падежные вопросы. Уметь задавать падежные вопросы | Творческое списывание | §98, упр. 523 | |
133-135. | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в ед. числе | 3 | Падежные окончания имен существительных | Знать правило выбора И-Е в безударных падежных окончаниях существительных | Зрительный диктант | §99, упр. 524 | |
136. | Р/Р Обучающее изложение с элементами описания | 1 | Подробное изложение текста. Типы речи: повествование, описание. | Уметь озаглавливать текст, подробно передавать содержание повествовательного текста от 3 лица | Изложение | ||
137-138. | Множественное число имен существительных | 2 | Правильное употребление имен существительных в речи. | Знать особенности написания и употребления форм мн. числа имен сущ., уметь правильно писать и употреблять эти существительные | Работа с толковым словарем | §100, упр. 562 | |
139 | Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных | 1 | Буквы о-ё после шипящих в окончаниях существительных | Знать о способе действия при выборе написания о-ё после шипящих и ц в именах существительных, уметь правильно писать | Словарный диктант | §101, упр. 557 | |
140-141 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное» | 2 | Морфологические признаки существительного. Правописание окончаний. Употребление существительных в речи. | Уметь опознавать существительные в тексте, опознавать слова с орфограммой, воспринимать текст с изученной орфограммой на слух | Анализ текста | Упр. 562 | |
142 | Контрольный диктант | 1 | Морфологические признаки существительного. Правописание окончаний. Употребление существительных в речи | Уметь опознавать существительные в тексте, опознавать слова с орфограммой, воспринимать текст с изученной орфограммой на слух | Диктант с грамматическим заданием | ||
143. | Работа над ошибками | 1 | Анализ и устранение ошибок, допущенных в контрольном диктанте с целью ликвидации пробелов в знаниях. | Уметь определять место орфограммы в слове, ее вид, объяснять причину появления ошибки, корректировать и редактировать готовый текст | Текст | ||
144 | Р/Р Устное сочинение по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». | 1 | Устное описание картины | Знать, что такое пейзаж. Уметь собирать материал к сочинению | Устное описание картины | Составить словарный диктант | |
Имя прилагательное (13 + 2 час.) | |||||||
145-147. | Имя прилагательное как часть речи. | 3 | Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение. Род, число, падеж прилагательных. Полные и краткие прилагательные. Синтаксическая роль. | Знать морфологические признаки прилагательных, синтаксическую роль полных прилагательных. Уметь определять морфологические признаки, синтаксическую роль. | Сравнительный анализ текстов. | §102, упр. 574 | |
148-149. | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 2 | Падежные окончания прилагательных. | Знать о согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Уметь правильно писать окончания прилагательных | Проверочная работа | §103, упр. 581 | |
150. | Буквы О-Е после шипящих в окончаниях прилагательных | 1 | Окончания имен прилагательных после шипящих и ц. | Знать условия выбора О-Е после шипящих в окончаниях прилагательных. Уметь применять правило при написании | Выборочный диктант | Составить словарный диктант | |
151. | Р/Р Обучающее изложение –описание животного (упр. 587) | 1 | Озаглавливание. Повествование с элементами описания животного. Стиль текста | Уметь писать изложение, пользуясь памяткой, включать в повествование описание | Изложение | §104 | |
152. | Имена прилагательные полные и краткие | 1 | Полные и краткие прилагательные. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам. Синтаксическая роль в предложении | Знать грамматические особенности кратких и полных прилагательных, их синтаксическую роль. Уметь отличать полные прилагательные от кратких | Работа по карточкам | §105, упр. 594 | |
153. | Краткие прилагательные с основой на шипящую | 1 | Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую | Знать правило о правописании кратких имен прилагательных с основой на шипящую, уметь опознавать краткие прилагательные | Распределительный диктант | Упр. 595 | |
154 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | Порядок морфологического разбора. Общее значение прилагательного. Морфологические признаки | Знать порядок морфологического разбора. Уметь выполнять разбор полного и краткого прилагательного | Работа в парах, взаимопроверка | §106, упр. 600 | |
155-156. | Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное» | 2 | Имя прилагательное. Морфологические признаки. Правописание прилагательных. | Знать морфологические признаки прилагательных, опознавать прилагательные в тексте, безошибочно писать | Тест, свободный диктант | Упр. 601 | |
157 | Контрольный диктант | 1 | Имя прилагательное. Морфологические признаки. Правописание прилагательных. | Знать морфологические признаки прилагательных, опознавать прилагательные в тексте, безошибочно писать | Диктант | Повторить изученные орфограммы | |
158. | Анализ диктанта, работа над ошибками | 1 | Анализ и устранение ошибок, допущенных в контрольном диктанте с целью ликвидации пробелов в знаниях. | Уметь определять место орфограммы в слове, ее вид, объяснять причину появления ошибки, корректировать и редактировать готовый текст | Текст | ||
159. | Р/Р Обучающее сочинение-описание животного по картине А. Н. Комарова «Наводнение» | 1 | Художественное описание животного. Основная мысль, конкретизация темы. Выбор заглавия. Словарно-орфографическая работа | Уметь описывать внешний вид животного, его повадки, подбирать точное название для своей работы, выражать свое отношение к предмету описания. | Сочинение | ||
Глагол (29 + 4 час.) | |||||||
160-161. | Глагол как часть речи | 2 | Глагол как часть речи. Морфологические признаки. Употребление глаголов в речи | Знать определение глагола, опознавать его в тексте, определять время глагола, уметь использовать в речи глаголы-синонимы. | Редакторская правка | Упр. 608 | |
162. | Не с глаголами. Контрольный словарный диктант | 1 | Раздельное написание НЕ с глаголами. Глаголы-исключения | Знать правило написания НЕ с глаголами. Уметь применять данное правило при написании | Составить предложения на тему «Настоящий друг» | Упр. 613 | |
163. | Р/Р Рассказ | 1 | Тип речи - повествование. Композиционные элементы повествования. Рассказ по сюжетным картинкам. | Знать, как обычно начинается рассказ, как строится повествование, составлять рассказ по картинкам. Уметь использовать в рассказе диалог и монолог. | Придумать свой рассказ | ||
164-166. | Неопределенная форма глагола | 3 | Инфинитив на –ть (-ться), -ти, -чь | Знать определение понятия неопределенной формы глагола; уметь различать неопределенную и личную форму глагола. | Составить памятку | §110, упр. 628 | |
167-168 | Правописание –ТЬСЯ- и –ТСЯ- в глаголах | 2 | -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах | Знать условия выбора написания –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах, уметь находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос | Распределительный диктант | §111, упр. 642 | |
169. | Виды глагола | 1 | Глаголы совершенного и несовершенного вида | Знать, что глаголы различаются по видам, по вопросам и значениям, уметь отличать глаголы совершенного и несовершенного вида | Комментированное письмо | §112, упр. 648 | |
170 | Видовые пары | 1 | Способы образования видовых пар. | Знать способы образования видовых пар, распознавать виды глагола, уметь правильно и уместно употреблять глаголы в речи | Составить по рисунку предложения | §113, упр. 650 | |
171. | Проверочный диктант | 1 | Правописание глаголов | Уметь применять на письме изученные орфографические правила | Диктант | ||
172. | Работа над ошибками | 1 | Анализ и устранение ошибок, допущенных в контрольном диктанте с целью ликвидации пробелов в знаниях. | Уметь определять место орфограммы в слове, ее вид, объяснять причину появления ошибки, корректировать и редактировать готовый текст | Текст | ||
173-174. | Буквы Е – И в корнях с чередованием | 2 | Буквы Е-И в корнях с чередованием | Знать виды чередований, условия выбора Е-И в корнях. Уметь применять данное правило | Объяснительный диктант | Упр. 653 | |
175. | Р/Р Невыдуманный рассказ о себе | 1 | Тип речи - повествование. Особенности рассказа | Уметь использовать глаголы разного вида в тексте, создавать текст повествовательного характера | Устный рассказ на тему «Как я однажды» | Домашнее сочинение - рассказ | |
176 | Время глагола | 1 | Вид и время глаголов. Образование временных форм от глаголов совершенного и несовершенного вида | Уметь определять вид, время глагола | Предупредительный диктант | §115, подготовить устное высказывание | |
177 | Прошедшее время | 1 | Глаголы в прошедшем времени. Способ образования и изменения глаголов прошедшего времени | Знать способы образования и изменения глаголов прошедшего времени | Осложненное списывание | §116, упр. 665 | |
178 | Настоящее время | 1 | Глаголы в настоящем времени. Образование глаголов настоящего времени | Знать, что форму настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида. | Выразительное чтение текста | §117, упр. 668 | |
179-180. | Будущее время | 2 | Две формы будущего времени: простая и сложная. Способы образования форм будущего времени | Знать о способах образования форм будущего времени. Уметь образовывать простую и сложную форму будущего времени | Устное высказывание | §118, упр. 676 | |
181. | Спряжение глаголов | 1 | 1 и 2 спряжение глагола, глаголы-исключения. Способ определения спряжения глаголов | Знать способы определения спряжения глагола по ударным личным окончаниям и неопределенной форме. Уметь определять спряжение глагола, пользуясь алгоритмом. | Распределительный диктант | §119, 120, упр. 682 | |
182-184. | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 3 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | Знать способы определения спряжения глагола по ударным личным окончаниям и неопределенной форме. Уметь определять спряжение глагола, пользуясь алгоритмом. | Заполнить таблицу «Личные окончания глаголов» | Упр. 690 | |
185. | Морфологический разбор глаголов | 1 | Морфологические признаки глагола. Синтаксическая роль в предложении. Употребление глаголов. | Знать морфологические признаки глагола. Уметь выполнять устный и письменный морфологический разбор глагола | Редактирование | §121, упр. 700 | |
186. | Р/Р Контрольное изложение с изменением формы лица «Шоколадный торт» | 1 | Подробное изложение текста. Типы речи: повествование, описание. | Знать типы речи, уметь передать содержание текста с изменением лица рассказчика | Изложение | ||
187. | Правописание Ь в глаголах во 2-м лице ед. числа | 1 | Форма глаголов 2 лица ед. числа. Употребление глаголов данной формы в предложениях без подлежащего | Знать правописание глаголов во 2 лице ед. числа. Уметь употреблять их в устной и письменной речи | Выборочный диктант | §122, упр. 704 | |
188. | Употребление времен. | 1 | Времена глагола. Употребление форм настоящего и будущего времени глагола при изображении прошлого | Знать одно из важнейших стилистических средств - употребление форм настоящего и будущего времени при изображении прошлого | Контрольный словарный диктант | §123, упр. 712 | |
189-190. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол» | 2 | Общее значение, морфологические признаки глаголов. Правописание глаголов. | Соблюдать правильное ударение в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки, опознавать глаголы, находить орфограммы в них | Взаимодиктант | Упр. 717, подготовиться к контрольному диктанту | |
191. | Контрольный диктант | 1 | Общее значение, морфологические признаки глаголов. Правописание глаголов. | Соблюдать правильное ударение в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки, опознавать глаголы, находить орфограммы в них | Диктант с грамматическим заданием | ||
192. | Работа над ошибками | 1 | Анализ и устранение ошибок, допущенных в контрольном диктанте с целью ликвидации пробелов в знаниях. | Уметь определять место орфограммы в слове, ее вид, объяснять причину появления ошибки, корректировать и редактировать готовый текст | Текст | ||
193. | Р/Р Контрольное сочинение-рассказ по рисунку О. В. Попович «Не взяли на рыбалку» (упр. 713) | 1 | Тип речи - повествование. Особенности рассказа | Уметь использовать глаголы разного вида в тексте, создавать текст повествовательного характера по рисунку | Сочинение | ||
Раздел 8. Систематизация и обобщение изученного (11час.) | |||||||
194. | Разделы науки о языке | 1 | Синтаксис. Фонетика. Лексикология. Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. | Знать основные понятия лингвистики. Уметь определять изученные части речи. Обосновывать правильность выбора орфограмм при написании частей речи. | Составление обобщающей таблицы. | §124, подготовить устное сообщение | |
195-196. | Орфограммы в приставках и корнях слов | 2 | Гласные. Ударные и безударные. Согласные. Части речи, части слова. | Знать условия, от которых зависит выбор орфограмм в приставке и корне. | Заполнить таблицу «Части речи» своими примерами | §125, упр. 736 | |
197- 198. | Орфограммы в окончаниях слов | 2 | Орфография и морфология. Части речи. Части слова. | Опознавать части речи, находить в них орфограммы в окончаниях | Контрольное списывание | §126, упр. 740 | |
199 | Употребление букв Ъ и Ь | 1 | Части речи. Части слова. Ь после шипящих в разных частях речи. Правописание разделительных Ь и Ъ | Опознавать части речи, находить в них изученные орфограммы , применять правила на письме | Распределительный диктант | §127, упр. 741 | |
200. | Знаки препинания в простом и сложном предложении | 1 | Простое предложение. Обращение. Однородные члены предложения. Обобщающее слово. Члены предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении. | Уметь употреблять знаки завершения, разделения, выделения в простом осложненном и сложном предложении. | Заполнение таблицы своими примерами | §128, упр. 750 | |
201-202. | Комплексный анализ текста как итоговый контроль за год | 2 | Уметь определять тему, основную мысль текста, его стиль, озаглавливать текст, различать звук и букву, находить орфограммы в морфемах, опознавать части речи | ||||
203-204 | Резервные уроки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОБЖ 5-9 классы с календарно-тематическим планированием
Рабочая программа подготовлена с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа расчитана на 34 учебных часа в каждом классе и предусматри...
рабочая программа по истории для 5 классов с календарно-тематическим планированием
Авторская программа рассчитана на 68 часов в год и 2 часа в неделю, включая 1 час на итоговый контроль и 3 – на промежуточный. Программа конкретизирует...
рабочая программа по истории для 6 классов с календарно-тематическим планированием
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год и 2 часа в неделю. Изучение истории в 6 классе производится по модулям:История Средних веков - 32 часа (включая 2 часа на промежуточный и 1 ч...
Рабочие программы по русскому языку и литературе с календарно-тематическим планированием для 6,7,8 класов
Рабочая программа по русскому языку в 6-8 классах разработана на основе авторской программы общеобразовательных учреждений Русский язык. 5 – 9 классы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и Н.М. Шанск...
Рабочая программа по испанскому языку (второй иностранный) с календарно-тематическим планированием уроков в 5-8 классах
Я использовала серию учебников испанского языка для общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением испанского языка А. А. Воиновой и Ю. А. Бухаровой, а затем учебник для общеобразовательных у...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс. Тростенцова. календарно-тематическое планирование.
Рабочая программа составлена с учётом требований ФГОС....