Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода единственного числа (6 класс, школа VIII вида)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_6_kl.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект Урока по русскому языку в 6 классе
Тема:
Предложный падеж прилагательных мужского
и среднего рода единственного числа
Задачи
Образовательные: изучение правописания окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа в предложном падеже, в т. ч. после шипящих; повторение правописания окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа в творительном падеже.
Коррекционные: развивать навыки аккуратного и чистого письма, произвольное внимание и память, творческую смекалку, языковую догадку.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, активность в учебном процессе, любовь к Родине.
Оборудование: записи на доске, учебник, карточки для индивидуальной работы, схема окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа в предложном падеже, в т. ч. после шипящих; для дополнительной работы – карточки с иллюстрациями.
План урока
I. Оргмомент – 1 мин.
II. Актуализация знаний учащихся – 2 мин.
III. Проверка домашнего задания и повторение пройденного материала – 5 мин.
IV. Чистописание – 5 мин.
V. Объявление темы урока, изучение нового материала – 16 мин.
VI. Работа над закреплением материала –13 мин.
VII. Итог, выставление оценок – 1 мин.
Запись на доске:
Двадцать первое февраля
Классная работа
Имя прилагательное
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний учащихся.
- Над какой частью речи работаем? (и.п.)
- Что означает имя прилагательное? (признак предмета)
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
- Как изменяется имя прилагательное? (по родам, числам, падежам - склоняется)
- Достали свои подсказки.
- Как определить род, число и падеж и.п.?
- С какой частью речи соотносится имя прилагательное?
- Для чего в речи нужны имена прилагательные?
III. Проверка домашнего задания и повторение пройденного материала
- Что нужно было сделать дома?
- В каком падеже стоит имя существительное?
- Имя прилагательное?
- Назовите окончание имени прилагательного.
- Какие окончания имеют прилагательные мужского и среднего рода единственного числа в творительном падеже?
(Упр. 270, с. 164. Слова, которые надо было вставить: сильным, круглым, тонким, крючковатым)
Сбор тетрадей с д/р и раздача проверенных.
IV. Чистописание.
Запись в тетрадях: число, классная работа.
V. Объявление темы урока, изучение нового материала
- Сегодня будем изучать, как пишутся имена прилагательные мужского и среднего рода единственного числа в предложном падеже.
Работа у доски и в тетрадях. Запись предложений под диктовку.
На старшем брате была военная форма. – м. р.
Дети сочинили рассказ о красивом цветке. – ср. р.
Пассажиры плыли на большом пароходе. – м. р.
Особый акцент на предлоги у имен существительных в предложном падеже.
На старшем брате была военная форма. – м. р.
Чтение предложения учителем.
Подсчет слов.
Выделение предлогов и как они пишутся в предложении.
Повтор предложения учеником.
Запись предложения на доске и в тетрадях.
Алгоритм разбора предложений:
- Сколько слов в предложении? – 6
- О чем говорится в предложении? Это подлежащее.
- Форма (что делала?) была (где?) на брате.
- Какой предлог у существительного? Подчерки его синим мелом.
- Какой падеж у существительного «на брате?»
- От слова «на брате» к какому слову будем ставить вопрос?
- «На брате» (каком?) старшем.
- Какая часть речи «старшем»?
- Поставьте ударение в имени прилагательное.
- Поставьте крестик над словом «на брате».
- Какой падеж у прилагательного?
- Почему?
- Назовите окончание прилагательного.
- Перед какой буквой стоит окончание? Как называются такие звуки? (шипящие)
- Подчеркните шипящую Ш.
- Выделите окончание в прилагательном.
- К какому слову относится прилагательное «старшем»?
- Определите род имени существительного, для этого поставьте его в именительный падеж.
- Надпишите сверху род имени существительного.
- Какой род будет у прилагательного? Почему?
- Надпишите сверху род имени прилагательного.
- Как в предложении подчеркивается прилагательное?
- Подчеркните.
- Какой предлог есть у имени существительного? (на)
- Какое окончание у прилагательного мужского рода единственного числа в предложном падеже? (-ом)
Дети рассказали разведчикам о чужом человеке.
- Сколько слов в предложении? – 6
- О чем говорится в предложении? Это подлежащее.
- Дети (что делали?) рассказали (о чем?) о человеке.
- Какой предлог у существительного? Подчерки его синим мелом.
- Какой падеж у существительного «о человеке?»
- От слова «о человеке» к какому слову будем ставить вопрос?
- «О человеке» (каком?) чужом.
- Какая часть речи «чужом»?
- Поставьте ударение в имени прилагательном.
- Поставьте крестик над словом «о человеке».
- Какой падеж у прилагательного?
- Почему?
- Назовите окончание прилагательного.
- Выделите окончание в прилагательном.
- Перед какой буквой стоит окончание? Как называются такие звуки? (шипящие)
- Подчеркните шипящую Ж.
- К какому слову относится прилагательное «чужом»?
- Определите род имени существительного, для этого поставьте его в именительный падеж.
- Надпишите сверху род имени существительного.
- Какой род будет у прилагательного? Почему?
- Надпишите сверху род имени прилагательного.
- Как в предложении подчеркивается прилагательное?
- Подчеркните.
- Какой предлог есть у имени существительного? (о)
- Какое окончание у прилагательного мужского рода единственного числа в предложном падеже? (-ом)
В чистом поле закружилась вьюга.
- Сколько слов в предложении? – 5
- О чем говорится в предложении? Это подлежащее.
- Вьюга (что сделала?) закружилась (где?) в поле.
- Какой предлог у существительного? Подчерки его синим мелом.
- Какой падеж у существительного «в поле?»
- От слова «на поле» к какому слову будем ставить вопрос?
- «В поле» (каком?) чистом.
- Какая часть речи «чистом»?
- Поставьте ударение в имени прилагательное.
- Поставьте крестик над словом «в поле».
- Какой падеж у прилагательного?
- Почему?
- Назовите окончание прилагательного.
- Выделите окончание в прилагательном.
- К какому слову относится прилагательное «чистом»?
- Определите род имени существительного, для этого поставьте его в именительный падеж.
- Надпишите сверху род имени существительного.
- Какой род будет у прилагательного? Почему?
- Надпишите сверху род имени прилагательного.
- Как в предложении подчеркивается прилагательное?
- Подчеркните.
- Какой предлог есть у имени существительного? (на)
- Какое окончание у прилагательного среднего рода единственного числа в предложном падеже? (-ом)
Обобщение:
- В каком падеже стоят имена прилагательные в наших предложениях?
- Какие у них окончания?
- Какие окончания в безударных окончаниях после шипящих?
- Назовите предлоги в этих предложениях.
Вывод из работы над предложениями у доски:
1. Имена прилагательные мужского и среднего рода единственного числа в предложном падеже имеют окончания -ом, -ем.
2. После шипящих в безударном положении пишется окончание –ЕМ.
3. Существительные имеют предлоги в, на, о (об).
Вывешивается таблица-напоминание:
(о, на, в) каком?
-ом -ем
VI. Работа над закреплением материала.
Работа с карточками.
а) Подбери к словосочетаниям нужный предлог (в, на, о) и поставь словосочетание в предложном падеже:
Синее небо, дальнее болото, детский театр, смелый друг.
б) Составьте предложения:
В, солнце, небе, светило, ясном.
Брат, о, рассказал, ущелье, горном.
На, снегу, свежем, следы, виднелись.
(Солнце светило в чистом небе.
Брат рассказал о горном ущелье.
На свежем снегу виднелись следы.)
- Запишите составленные предложения (запись по мере составления, диктовка одним из учеников; проверка записанного, выделение окончаний существительных в П.п. и подчеркивание предлогов).
V. Итог, выставление оценок
- С какой частью речи мы сегодня работали?
- Окончания какого падежа изучали?
- Назовите окончания имен прилагательных мужского и среднего рода ед.ч. в П.п.
- Какие окончания у имен прилагательных мужского и среднего рода ед.ч. в П.п в безударном положении после шипящих?
У имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа в предложном падеже после шипящих в безударном положении пишется окончанием –ем.
Существительные имеют предлоги в, на, о (об).
Устно дополнительно:
- Составьте предложения со словосочетаниям из карточек (раздаются карточки с картинками в одной части, предлогами и прилагательными в другой).
(В чистом поле закружилась вьюга.
На дальнем болоте плачет кулик.
В детском театре поставили спектакль.
Брат рассказал об интересном путешествии.
Дети прочитали о смелом разведчике.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа.""
Конспект урока по теме"Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа."...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа.""
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме ""Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе: "Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода"
Методическая разработка урока: "Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода"...
Русский язык. 6 класс.Урок №2. Тема "Окончания прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже".
Данный урок является вторым в блоке из трёх уроков по теме: "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода"....
Конспект урока.Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода 6 класс
Урок в коррекционной школеЦель: учить правописанию имен прилагательных мужского и среднего родаЗадачи:-Образовательная: формирование навыков правописания окончаний имён прилагательны...
Конспект урока по русскому языку «Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода»
Конспект урока по русскому языку «Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода» (коррекционная школа, 6 класс)...
Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему: «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. Постановка вопроса от существительного к прилагательному по падежам».
Закреплять умения определять род, число, падеж имён прилагательных;обобщить знания обучающихся о склонени имён прилагательных мужского и среднего рода....