Программа по русскому языку. 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, и об их распределении по разделам курса, информация об используемом учебно-методическом комплексе,календарно-тематическое планирование и УМК для обучающихся и учителя. Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта образования и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников. Примерное распределение учебных часов по разделам и календарно-тематическое планирование соответствуют методическим рекомендациям авторов учебно-методических комплектов. Рабочая программа является примерной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_russkomu_yaz_9_klass.doc | 231.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку (9 класс)
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 9 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России № 1019 от 5 марта 2004г.) на основе Программы к завершённой предметной линии учебников по русскому языку для 5-9 классов под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова , Л.А.Тростенцовой и др./ М.: Просвещение, 2012/.
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки обучающихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции:
- Инфорационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета;
- Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Обновленные цели обучения русскому языку, деятельностный характер предъявления материала в государственном стандарте определяет стратегию развития школьного курса русского языка и приоритетные направления в его преподавании.
Важнейшими условиями реализации разработанного стандарта являются:
• деятельностный характер процесса преподавания русского языка в основной школе;
• синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения русского языка;
• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;
• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
• сбалансированное развитие устной и письменной речи;
• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;
• усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе - формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;
• формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания;
• формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели и задачи обучения:
• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
• развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
• обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• применение полученных знаний в речевой практике.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая и лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом. Это освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом. Это осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Специфика предмета
Изучение русского языка в основной школе предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.
Доминирующей идеей курса 7 класса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся. Русский язык представлен в данной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, данная рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка .
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре данной рабочей программы. Программа состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции обучающихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении синтаксису сложного предложения обучающиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о русском языке как национально-культурном феномене.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков обучающихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о языке будет осуществляться в ходе творческой деятельности обучающихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, межпредметных интегрированных уроков. Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского, проектного методов обучения, использования элементов современных технологий: развития критического мышления, личностно ориентированного, проблемного обучения. Особое место здесь занимает технология «педагогических мастерских» (развивающая образовательная технология) : мастерские письма, мастерские построения знаний, мастерские по самопознанию и мастерские отношений и ценностных ориентаций. В первую очередь это касается уроков развития речи. Главная воспитательная задача таких уроков – способствовать формированию чувства патриотизма, успешной духовно развитой личности, побудить девятиклассников к размышлению над важными нравственными и философскими проблемами.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 9 классе в объёме 2 часов в неделю, что составляет 68 годовых учебных часов. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Предметные и личностные результаты
Предметными результатами освоения программы обучающимися 9 класса по русскому языку являются :
- знание определений основных изученных в 5-9 классах языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил;
- умение обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
- девятиклассники должны знать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- языковедческие понятия, разделы языкознания;
- основные единицы языка, их признаки;
- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
- признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;
- стили речи, их признаки и жанры;
- функционально-смысловые типы речи, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5-8 классах; нормы речевого этикета;
- девятиклассники должны уметь:
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- аудирование и чтение:
- адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
- владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
- говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости;
- создавать тексты различных стилей и жанров;
- владеть различными видами монолога и диалога;
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному;
- соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочёты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Личностные результаты освоения программы обучающимися 9 класса по русскому языку:
Девятиклассники должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения русского языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к русскому языку;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
- получения знаний по другим учебным предметам.
Следовательно, личностными результатами освоения программы обучающимися 9 класса по русскому языку являются:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к нему, потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры, сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Распределение учебных часов по разделам программы
Название раздела | Количество часов |
Введение | 1 час |
Повторение изученного в 5-8 классах | 6 часов |
Союзные сложные предложения | 40 часов |
Бессоюзные сложные предложения | 10 часов |
Сложные предложения с различными видами связи | 5 часов |
Общие сведения о языке | 5 часов |
ИТОГО | 68 часов |
Количество контрольных диктантов, контрольных и диагностических работ и часов по развитию связной речи
N/P | Название раздела | Контрольных диктантов | Контрольных работ | Сочинений | Изложений | Развития речи | Диагностическая работа |
1 | Введение | ||||||
2 | Повторение изученного в 5-8 классах | 1 | 1 | 1 | 3 | ||
3 | Союзные сложные предложения | 2 | 2 | 2 | 11 | 1 | |
4 | Бессоюзные сложные предложения | 1 | 1 | 2 | |||
5 | Сложные предложения с различными видами связи | 1 | 1 | 1 | |||
6 | Общие сведения о языке | 1 | |||||
ИТОГО | 1 | 5 | 4 | 4 | 17 | 1 |
Тематическое планирование по русскому языку. 9 класс (68 часов)
N/P | Название раздела. Тема урока. | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Основные виды учебной деятельности | Примечания |
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | ||||||
1 | Международное значение русского языка | 1 | Сформулировать тезис о международном значении русского языка. Определить критерии, по которым определяется международный язык. Доказать, что русский язык – язык межнационального общения. | Содержание и назначение УМК | ||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ (6 часов) | ||||||
2 | Комплексный анализ текста | 1 | Выразительно читать текст. Определять тему и основную мысль текста, стиль и тип речи; указывать средства связи частей текста. Понимать принцип деления текста на части и составлять его план. | |||
3 | Словообразование, морфология, синтаксис, орфография | 1 | Применять на практике полученные знания, умения, навыки. | Комбинированный урок | ||
4 | РР Сочинение по картине В.М.Васнецова «Баян» | 1 | Кратко воспроизводить биографические сведения о художнике В.М.Васнецове и творческую историю картины «Баян». Использовать алгоритм работы над сочинением по картине. Собрать языковой материал для сочинения. Написать сочинение по картине на исторический сюжет. | |||
5,6 | РР Контрольное изложение | 2 | Определять тему и основную мысль текста. Составить план теста. Писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль. | |||
7 | Входной контрольный диктант | 1 | Писать грамотно текст под диктовку. | |||
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (56 часов) | ||||||
8 | Основные виды сложных предложений | 1 | Дать определение понятию сложное предложение. Назвать основные виды сложных предложений. Различать простые и сложные предложения. Находить средства связи частей сложного предложения; различать союзы сочинительные и подчинительные; составлять схемы предложений; комментировать пунктуацию в сложных предложениях. |
| ||
СОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (40 часов) | ||||||
9, 10 | Сложносочинённые предложения | 2 | Дать понятие ССП. Назвать основные группы ССП по союзам и значению. Различать простые предложения с однородными членами и ССП. Определять значение ССП и указывать средства связи в них; отделять части ССП друг от друга запятой; выполнять синтаксический разбор ССП и составлять схемы. | |||
11 | РР Способы сжатого изложения текста. Тезисы. Конспект. | 1 | Пользоваться алгоритмами о способах сжатого изложения текста. Определить понятия тезис и конспект. Составить конспект (тезисный план текста). | |||
12, 13 | Пунктуация в сложносочинённом предложении | 2 | Различать простые предложения с однородными членами и ССП; определять смысловые отношения между частями ССП; расставлять знаки препинания в ССП; составлять и записывать предложения с однородными членами и ССП, используя разные по значению союзы. | Уроки-практикумы | ||
14 | Комплексный анализ текста | 1 | Выразительно читать текст. Определять тему и основную мысль текста, стиль и тип речи; указывать средства связи частей текста. Понимать принцип деления текста на части и составлять его план. | |||
15 | Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение» | 1 | Выполнить тестовую работу | |||
16 | РР Рецензия | 1 | Определить понятие рецензия; определить жанровые особенности рецензии. Анализировать готовый текст рецензии. Писать рецензию на любимую книгу, фильм и т.д. | Комбинированный урок | ||
17, 18, 19 | Сложноподчинённые предложения. Пунктуация в сложноподчинённом предложении. | 3 | Сформулировать понятия СПП, главное предложение, придаточное предложение, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Составить памятку об отличительных признаках СПП, основных группах СПП по значению. Находить главное и придаточное предложения в СПП; определять место придаточного предложения по отношению к главному и средства связи между ними. Различать союзы и союзные слова; правильно ставить знаки препинания в СПП. Выполнять синонимическую замену простых предложений с обособленными членами сложноподчинёнными. Конструировать СПП. | |||
20, 21 | РР Контрольное аудиоизложение «Могила Пушкина» | 2 | Определять тему и основную мысль текста. Составить план теста. Писать изложение близко к тексту, сохраняя авторский стиль. | |||
22, 23 | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными | 2 | Сформулировать понятия придаточное определительное, местоименно-определительное придаточное. Составить опорную запись (кластер) о признаках придаточных определительных. Распознавать СПП с придаточными определительными. Определять, к какому слову относится придаточное определительное, место придаточного определительного по отношению к главному и средства связи между ними. Расставлять знаки препинания в СПП с придаточными определительными и составлять схемы таких предложений. | |||
24 | Правописание НЕ с разными частями речи (повторение изученного по орфографии) | 1 | Составить кластер (алгоритм, опорную запись и т.п.) «Условия слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи». Объяснять правописание слов с НЕ. | |||
25, 26 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными | 2 | Сформулировать понятие придаточное изъяснительное. Составить опорную запись (кластер) о признаках придаточных изъяснительных. Распознавать СПП с придаточными изъяснительными. Определять, к какому слову относится придаточное изъяснительное, место придаточного изъяснительного по отношению к главному и средства связи между ними. Расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными и составлять схемы таких предложений. Выполнять синонимическую замену предложений с прямой речью сложными предложениями с придаточными изъяснительными. | |||
27 | РР Контрольное сочинение | 1 | Писать сочинение на заданную тему. Излагать свои мысли связно и последовательно. | |||
28 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными | 1 | Сформулировать понятия придаточное обстоятельственное. Составить опорную запись (кластер) о признаках придаточных обстоятельственных. Распознавать СПП с придаточными обстоятельственными. Определять, к какому слову относится придаточное обстоятельственное; место придаточного обстоятельственного по отношению к главному и средства связи между ними. Расставлять знаки препинания в СПП с придаточными обстоятельственными и составлять схемы таких предложений. | |||
29 | Диагностическая работа за 1 полугодие | 1 | Выполнить тестовую работу | |||
30 | Придаточные предложения образа действия и степени | 1 | Составить кластер (опорную запись) о признаках придаточных предложений образа действия и степени. Ставить вопросы к придаточным предложениям образа действия и степени и определять их значение; находить средства связи между придаточными предложениями образа действия и степени и главным предложением. Различать виды придаточных. Расставлять знаки препинания в СПП и составлять их схемы. | |||
31 | Придаточные предложения места | 1 | Составить кластер (опорную запись) о признаках придаточных предложений места. Ставить вопросы к придаточным предложениям места и определять их значение; находить средства связи придаточного места с главным предложением. Различать виды придаточных. Расставлять знаки препинания в СПП и составлять их схемы. | |||
32 | Придаточные предложения времени | 1 | Составить кластер (опорную запись) о признаках придаточных предложений времени. Ставить вопросы к придаточным предложениям времени и определять их значение; находить средства связи придаточного времени с главным предложением. Различать виды придаточных. Расставлять знаки препинания в СПП и составлять их схемы. | |||
33, 34 | РР Сочинение-рассуждение о природе родного края | 2 | Писать сочинение-рассуждение о природе родного края, выдерживая текст в одном стиле и в рамках одной тематики. Работать с иллюстрированным материалом. | |||
35 | Придаточные предложения условия, причины, цели | 1 | Составить кластер (опорную запись) о признаках придаточных предложений условия, причины и цели. Ставить вопросы к придаточным предложениям условия, причины, цели и определять их значение; находить средства связи придаточных условия, причины, цели с главным предложением. Различать виды придаточных. Расставлять знаки препинания в СПП и составлять их схемы. | |||
36 | Придаточные предложения сравнительные, уступительные, следствия, присоединительные | 1 | Составить кластер (опорную запись) о признаках придаточных предложений сравнительных, уступительных, следствия, присоединительных. Ставить вопросы к придаточным сравнительным, уступительным, следствия, присоединительным и определять их значение; находить средства связи придаточных сравнительных, уступительных, следствия, присоединительных с главным предложением. Различать виды придаточных. Расставлять знаки препинания в СПП и составлять их схемы. Конструировать СПП из данных фрагментов. Выполнять синонимическую замену простых предложений сложноподчинёнными с разными придаточными. | |||
37 | Повторение и обобщение изученного о сложноподчинённом предложении | 1 | Обобщить теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Находить главное и придаточное предложения в СПП, определять средства связи между ними. Ставить вопрос от главного предложения к придаточному и определять вид придаточного; расставлять знаки препинания в СПП и составлять их схемы. Выполнять синонимическую замену простых предложений сложноподчинёнными. | |||
38 | Контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение с одним придаточным» | 1 | Выполнить тестовую работу | |||
39, 40 | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными | 2 | Ознакомиться со строением СПП с несколькими придаточными. Усвоить понятия последовательное и параллельное подчинение. Определять значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных предложений к главному. Расставлять знаки препинания в СПП с последовательным и параллельным подчинением и составлять их схемы. | |||
41, 42 | Комплексный анализ текста | 2 | Выразительно читать текст. Определять тему и основную мысль текста, стиль и тип речи; указывать средства связи частей текста. Понимать принцип деления текста на части и составлять его план. | |||
43 | Контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение» | 1 | Выполнить тестовую работу | |||
44, 45 | РР Отзыв о прочитанном произведении | 2 | Использовать алгоритм работы над отзывом. Самостоятельно писать отзыв о прочитанном произведении. | |||
46 | РР Деловые бумаги | Усвоить понятие деловые бумаги. Определять виды деловых бумаг. Оформлять правильно деловые бумаги. Пользоваться специальным языком при составлении деловых бумаг. | ||||
47 | Правописание Н-НН в прилагательных, причастиях, наречиях (повторение изученного по орфографии) | 1 | Составить кластер (алгоритм, опорную запись и т.п.) «Правописание Н-НН в прилагательных, причастиях, наречиях». Объяснять правописание Н-НН в прилагательных, причастиях, наречиях. | |||
48 | РР Контрольное аудиоизложение | 1 | Определять тему и основную мысль текста. Писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль. | |||
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (10 часов) | ||||||
49, 50 | Понятие о бессоюзном сложном предложении | 1 | Усвоить понятие бессоюзное сложное предложение. Составить кластер (опорную запись) «Признаки БСП». Устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях. Использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла. Определять и передавать смысловые отношения между частями БСП с помощью интонации. | |||
51 | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении | 1 | Составить алгоритм «Условия постановки запятой и точки с запятой в БСП. Устанавливать смысловые отношения между частями БСП; определять интонационные особенности БСП и на этой основе правильно выбирать знаки препинания. Выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений. | |||
52 | РР Реферат | 1 | Усвоить понятие реферат. Определить особенности работы над рефератом. Составить опорную запись «Виды рефератов». Формулировать тему реферата. Составлять план работы над рефератом; подбирать материал для реферата из различных источников; составлять библиографический список. | |||
53 | РР Контрольное сочинение | 1 | Писать сочинение на заданную тему. Связно и последовательно излагать свои мысли. | |||
54 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | 1 | Составить алгоритм «Условия постановки двоеточия в БСП». Устанавливать смысловые отношения между частями БСП; определять интонационные особенности БСП и на этой основе правильно выбирать знаки препинания. Выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений. | |||
55 | Тире в бессоюзном сложном предложении | 1 | Составить алгоритм «Условия постановки тире в БСП». Устанавливать смысловые отношения между частями БСП; определять интонационные особенности БСП и на этой основе правильно выбирать знаки препинания. Выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений. | |||
56, 57 | Повторение и обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение» | 2 | Обобщить теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Устанавливать смысловые отношения между частями БСП и обосновывать свой выбор. Выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений и составлять их схемы. | |||
58 | Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение» | 1 | Выполнить тестовую работу | |||
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (5 часов) | ||||||
59, 60, 61 | Сложные предложения с различными видами связи | 3 | Расставлять знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи и определять вид связи каждой части. Составлять схемы предложений с различными видами связи. | |||
62 | Контрольная работа по теме «Сложные предложения с различными видами связи» | 1 | Выполнить тестовую работу | |||
63 | РР Контрольное аудиоизложение | 1 | Определять тему и основную мысль текста. Писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль. | |||
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (5 часов) | ||||||
64 | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. | 1 | Понимать роль языка в жизни общества; пути развития языка. Владеть понятиями общеславянский язык, восточнославянская группа языков, старославянский язык. Представить историю создания первой славянской азбуки. Выполнять комплексный анализ текста. | |||
65 | Русский литературный язык и его стили | 1 | Сформулировать тезис о значении русского литературного языка в жизни общества. Составить кластер «Стили русского литературного языка и их признаки». Различать стили речи; определять, в каком стиле речи можно употребить то или иное слово. Выполнять комплексный анализ текста. | |||
66 | Итоговая контрольная работа | 1 | Выполнить тестовую работу. Применять на практике знания, умения, навыки, полученные в 9 классе. | |||
67, 68 | Защита исследовательских проектов | 2 | Представить учебный исследовательский проект, сопровождая выступление презентационными материалами. Отвечать на вопросы по теме учебного исследования. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
по окончании 9 класса обучающиеся должны знать
1)роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
2)языковедческие понятия, разделы языкознания;
3)основные единицы языка, их признаки;
4)смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
5)признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;
6)стили речи, их признаки и жанры;
7)функционально-смысловые типы речи, их признаки;
8)основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5-8 классах; нормы речевого этикета;
по окончании 9 класса обучающиеся должны уметь
1)различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
2)определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
3)опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение:
1)адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
2)владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
3)извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
1)воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости;
2)создавать тексты различных стилей и жанров;
30владеть различными видами монолога и диалога;
4)свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному;
5)соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
6)соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
7)соблюдать нормы русского речевого этикета;
8)осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочёты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Девятиклассники должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения русского языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к русскому языку;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
- получения знаний по другим учебным предметам.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Русский язык. 9 класс: Учебник по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова , Л.А.Тростенцовой и др./ М.: Просвещение, 2011;
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Сост. Н.В.Егорова. – 2-е изд., перераб. – М.:ВАКО,2013/;
- Русский язык. Типовые тестовые задания: 9 класс/ Сост. Н.В. Егорова. М.: ВАКО,2010/;
- Русский язык. Готовимся к ГИА на уроке и дома /Н.А.Сенина. – Ростов н/Д: Легион, 2013;
- Образовательные ресурсы «Dnevnik. ru»;
- Образовательный портал «Википедия»;
- Словари, энциклопедии.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Русский язык. 9 класс: Учебник по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова , Л.А.Тростенцовой и др./ М.: Просвещение, 2011;
- Русский язык. 5-11 классы: технология педагогических мастерских /автор-сост. Л. А. Кобзарева. – Волгоград: Учитель,2012;
- Русский язык. 9 класс. Промежуточный и итоговый контроль /автор-сост. Н.Ю.Кадашникова. - Волгоград: Учитель,2011;
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. - М.: ВАКО, 2013;
- Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом. 9-11 классы. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс,2009;
- Сенина Н.А. Учебно-методический комплекс «Русский язык. Подготовка к ГИА-9» – Ростов н/Д: Легион, 2013;
- Сергеева Е.М. Тесты по русскому языку. - М.: «Экзамен»,2011;
- Электронные образовательные ресурсы;
- Образовательный портал «Про школу.ру»;
- Образовательный портал «1 сентября».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...