Рабочая программа по русскому языку, 7 класс (4 часа )
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Меркушева Татьяна Фёдоровна

   В качестве основы данной программы используется программа для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторами-составителями  которой  являются М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский ("Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-11 классы», : Просвещение,2006),  программа по русскому языку для 5-11 классов учебных заведений с углублённым изучением русского языка, разработанная авторским коллективом под руководством и редакцией В.В.Бабайцевой («Федеральный базовый компонент государственного стандарта основного общего образования», примерные программы по русскому языку (журнал «Народное образование» №8 2005год). Данная программа взята за основу с учетом компетентностно ориентированного подхода.

   Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_russkomu_yazyku_v_7_klasse.doc501 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная программа по русскому языку

для 7 класса (базовый уровень)

  1. Пояснительная записка

В качестве основы данной программы используется программа для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторами-составителями  которой  являются М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский ("Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-11 классы», : Просвещение,2006),  программа по русскому языку для 5-11 классов учебных заведений с углублённым изучением русского языка, разработанная авторским коллективом под руководством и редакцией В.В.Бабайцевой («Федеральный базовый компонент государственного стандарта основного общего образования», примерные программы по русскому языку (журнал «Народное образование» №8 2005год). Данная программа взята за основу с учетом компетентностно ориентированного подхода.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Нормативно-правовая основа рабочей программы по русскому языку

  1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  3. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004; 
  4. Приказ министерства образования и науки РФ от 30.08 2010 №889,
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2011 г. N 1994 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312" ,
  6. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Кировской области (утвержден приказом департамента образования Кировской области от 12.04. 06. № 5-291), приказа департамента образования Кировской области № 5-801/1 от 01.11.2010 «О внесении изменений в региональный компонент Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Кировской области»,
  7. Приказ Минобрнауки  «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»
  8. Учебный план МКОУ СОШ с УИОП пгт Кильмезь Кировской области на 2012-2013 год .
  9. Годовой календарный график МКОУ СОШ с УИОП пгт Кильмезь Кировской области на 2012 - 2013 учебный год.

Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, способствовать овладению основными нормами современного русского языка, его богатейшими стилистическими ресурсами, формировать  умения и навыки речевой деятельности: грамотное письмо, рациональное чтение, полноценное восприятие звучащей речи, т.е. научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения, что способствовало бы развитию речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.

Задачи.

  1. Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных различных норм русского литературного языка, речевого этикета.
  2. В программе усилен аспект культуры речи в связи со снижением культуры населения, в том числе и языковой, с нарушением и несоблюдением норм литературного языка.
  3. Содержание обучения ориентировано на развитие разностороннее личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
  4. Программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать её в соответствии с условиями общения.

Требования к уровню подготовки выпускников в соответствии с Государственным образовательным стандартом (основное общее образование).

В результате изучения русского языка ученик должен         

знать/понимать

• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

• смысл понятий: речь устная я письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различать виды их анализа;

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (ознакомительное, просмотровое);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

• воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, изложение);

• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, выступление, письмо,);

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

•владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

•свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

•соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

•соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

•осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

•осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

•развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

•удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.

Cодержание обучения русскому языку составлено на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим   Программа направлена на формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

         Языковая компетенция, т. е. осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: овладение знаниями о языке как общественном явлении и развивающейся системе, об устройстве и функционировании русского языка, необходимыми сведениями о русистике; овладение умениями и навыками анализа явлений и фактов языка, формирование навыков оценки своей деятельности, полученных результатов, иначе говоря, самоанализа, рефлексии; овладение богатством самого языка, владение всеми нормами языка, включая орфографические и пунктуационные;

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,  умениями и навыками использования языка  в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся. Формирование и развитие коммуникативной компетенции возможно c  учетом реализации в процессе преподавания русского языка межпредметных связей, т.е. формирование  умений ориентироваться в различных речевых ситуациях, умение строить диалогическое высказывание можно через тексты, используемые на других учебных предметах. Реальной единицей обучения становится текст как речевое введение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются   умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию и приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т. п. Языковая работа с литературными текстами позволяет  формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения.

Культуроведческая компетенция -  осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Для формирования культуроведческой компетенции   достаточно широко используются сведения по истории языка и русистики, информация о русских ученых-лингвистах, материалы по этимологии, пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения; культура межнационального общения

В связи с обновлением содержания образования в программу включены следующие темы:

В раздел «Лингвистическая компетенция»:

- Виды компрессии текста.

В раздел « Культурологическая компетенция»:

 - Отражение в языке культуры и истории народа.

 - Основные этапы реформирования русского языка.

 В раздел «Коммуникативные компетенции»:

 - Основные виды информационной переработки текста, план.

Примечание: Тема «Слова категории состояния» изучается как отдельная самостоятельная тема.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.

К концу 7 класса учащиеся должны знать и уметь:

1) Производить морфологический разбор частей речи.

2) делать синтаксический разбор предложений с причастными и деепричастными оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами.

3) Составлять предложения с причастным и деепричастным оборотами.

4) Соблюдать нормы литературного языка.

5) находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами.

6) Выделять запятыми причастные и деепричастные обороты.

7)Узнавать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы.

Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда.

Описывать человека, процессы труда. Писать рассказы на предложенные сюжеты, писать сочинения-рассуждения на основе жизненного опыта.

Вид программы – модифицированная.

При корректировании программы пользовалась следующими документами:

1.  Программно-методические материалы. Русский язык..5-9 классы, М., Дрофа, 2000

2.  "Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-11 классы», М. : Просвещение,2010

3.Сборник нормативных документов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Федеральный базисный  учебный план и примерные учебные планы. М., Дрофа, 2005.

4.Методические рекомендации к составлению образовательных программ, ж. «Школьное планирование».№6,2006.,стр100 – 102.Редакция «Народное образование», типография НИИ школьных технологий.

     

Программно- методическое обеспечение образовательного процесса.

Программы:

"Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-11 классы», М. : Просвещение,2010

Учебники:

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Русский язык 7 класс/ Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2008

Дополнительная литература для учащихся Дополнительная литература для учащихся

1. С.И.Львова.Русский язык. 7 класс: Пособие для учащихся. – М.Дрофа,2002. –   (За страницами школьного учебника).

2.  Практикум по русскому языку: 7 класс\ С.И.Львова. – М.: Просвещение, 2006.

4.  Д. Э.Розенталь. Вопросы русского произношения и правописания. — М., 1970.

5.  Иванов В. В., Потиха 3. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. — М., 1985.

6.  Сергеев В. Н. Новые значения старых слов. - М., 1987.

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М., 1995
  2. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М., 1987
  3. Ветвицкая В.Г. Занимательное языказнание (Фонетика. Имя существительное). – М., 1981

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М., 1994

  1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., Владимирская Г.Н. Речь, язык и секреты пунктуации. – М., 1995
  2. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – М., 1982
  3. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М., 1984
  4. Львова С.И. «Позвольте пригласить Вас…», или Речевой этикет. – М., 2004
  5. Львова С.И. Русский язык. 5 класс. За страницами школьного учебника. Пособие для учащихся. – М., 2002
  6. Львова С.И. Там, где кончается слово… (Ослитных, дефисных и раздельных написаниях). – М., 1991
  7. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М., 1988
  8. Откупщиков Ю.Н. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. – М., 1986
  9. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993

Дополнительная литература для учителя

1. Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. 5—7кл. — М., 1991.

2.  Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 1996.

3. Львова С.И. Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 1997.

4. Львова С.И. Язык в речевом общении. — М., 1991.

5. Львова С.И. Использование схем при орфографии и пунктуации. — М., 1995.

6. Быстрова Е.А. и др. Обучение русскому языку в школе/ Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2004

7. Ларионова Л.Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. – Ростов-на-Дону, 2005

  1. Антонова Е.С. Тайны текста. – М., 2001
  2. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. – М., 1976
  3. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000
  4. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М., 1985
  5. Иванов В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982
  6. Ларионова Л.Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. – Ростов-на-Дону, 2005
  7. Львова С.И. Орфография, этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. – М., 2000
  8. Любичева Е.В. Уроки развития речи. – СПб., 2002
  9. Любичева Е.В., Болдырева Л.И. О культуре слова, о тайнах звука и загадках буквы. – СПб., 2002

Словари

1. Ушаков Д. Н., Крючков СЕ. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы. - 41-е изд. - М., 1990.

2. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. -3-е изд. - М, 1997.

З. Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - 3-е изд. - М., 1991.

3. Лапатухин М. С, Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка / Под ред. Ф. П. Филина. - М., 1981.

4. Одинцов В. В. и др. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. - 3-е изд. - М., 1994.

5. Ж у к о в В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - 3-е изд., перераб. - М, 1994.

6. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - 2-е изд. -М„ 1987.

7. Горбачевич К. С. Русский синонимический словарь. - СПб., 1996.

8. Тихонов АН. Школьный словообразовательный словарь русского языка. -2-е изд. -М, 1991.

9. Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М., 1987

Интернет-ресурсы для учителя

Информационные материалы по русскому языку и литературе.

http://www.ooipkro.ru/Bank_HTML/str37.htm 

Материалы по методике преподавания, аннотированные списки литературы по образовательным проблемам, обзор отзывов по ЕГЭ и т.д.

 

Как появилась письменность у древних славян 

http://nauka.relis.ru/cgi/nauka.pl?14+0205+14205048+HTML

Статья о рождении славянской письменности, первых алфавитах, глаголице и кириллице.

 

 

Развитие орфографической зоркости учащихся 

http://gramota.direktor.ru

Методика формирования грамотности учащихся начальной и средней школы.
 

Опорный орфографический компакт по русскому языку 

http://yamal.org/ook/

Материал для работы по усвоению навыков грамотного письма с использованием опорного орфографического компакта, созданного на основе методики В.Ф. Шаталова - Ю.С. Меженко.

 

Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию 

http://www.spelling.spb.ru/rosenthal/alpha/index.htm

Правила русского языка: орфография (проверяемые и непроверяемые безударные гласные, звонкие и глухие согласные, собственные имена лиц и др.), пунктуация (цельные по смыслу выражения, сравнительный оборот), литературная правка (колебания в роде имен существительных, полные и краткие формы качественных прилагательных, возвратные и притяжательные местоимения, смысловой порядок слов и др.), произношение (русское словесное ударение, ударение в отдельных грамматических формах).

 

Электронные учебники.

 

Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник 

http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/

Материалы по фонетике, терминологический словарь и раздел персоналий выдающихся лингвистов. Языковые примеры можно прослушивать и повторять за диктором. В учебник включены анимационные ролики, моделирующие артикуляторные движения.

Толковый словарь крылатых выражений 

http://www.comics.ru/dic/ 

Очень интересный и прекрасно иллюстрированный сайт, разъясняющий детям (и взрослым) смысл некоторых выражений. В него также входят занимательные картинки из жизни исторических личностей, иллюстрированная история оружия, рассказы о животных, кулинарные рецепты с картинками, истории происхождения вещей.

 

Образовательный сектор. Литература и русский язык.

http://www.phis.org.ru/education/saity_lit.shtml 

 

Страничка Учительская. Сайт Питерская школа.

http://www.shkola.spb.ru/teacher_room/index.phtml?tid=17&PHPSESSID=8055ee9274a6c539bdb9f31923051918 

 

Образовательный портал «Учеба».

http://www.posobie.ru/ 

Учебники, уроки, пособия.

 

Сайт Федерации Интернет образования.

http://teacher.fio.ru/index.php?c=61 

Педмастерская. Литература.

 

Школьный мир.

http://school.holm.ru/predmet/liter/ 

Литература. Каталог сайтов.

Пишем и говорим правильно. Культура письменной речи 

http://www.gramma.ru/ 

Нормы современного русского языка. Помощь всем: от бизнесмена до школьника. Материалы к экзамену по русскому языку и литературе (рекомендации, темы, жанры, сочинения). Деловые бумаги - правила оформления. Консультации, ответы на вопросы. Рассылки по различной тематике

  1. Учебно-тематическое планирование

                                                                                                7 класс. Базовый уровень.

136 ч

(4 часа в неделю)

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ (1 час)

Повторение изученного в 5–6 классах (8 часов + 2 часа Р.Р.)

Синтаксис и пунктуация

Лексика и фразеология

Фонетика и орфография

Словообразование и орфография

Морфология и орфография

Разделы русской орфографии

Контрольный диктант

Анализ контрольного диктанта

Р.Р.Развитие речи. Текст. Типы речи

Р.Р.Стили литературного языка



                                                                                                    Морфология.


                                                                                                    Причастие (28 часов + 5 часов Р.Р.)

Понятие о причастии

Р.Р. Публицистический стиль

Склонение причастий

Причастный оборот

Причастный оборот

Причастный оборот

Р.Р. Развитие речи. Описание внешности человека

Р.Р. Развитие речи. Описание внешности человека

Действительные и страдательные причастия

Краткие и полные страдательные причастия

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Действительные причастия прошедшего времени

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Страдательные причастия прошедшего времени

Страдательные причастия прошедшего времени

Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

Развитие речи. Выборочное изложение.

Развитие речи. Выборочное изложение.

Морфологический разбор причастия

Слитное и раздельное написание не с причастиями

Слитное и раздельное написание не с причастиями

Слитное и раздельное написание не с причастиями

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Повторительно-обобщающий урок по теме «Причастие»

Зачет по теме «Причастие»

Контрольный диктант и его анализ

Анализ контрольного диктанта

                                                                                           Деепричастие (11 часов + 2 часа)

Понятие о деепричастии

Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами

Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами

Раздельное написание не с деепричастиями

Раздельное написание не с деепричастиями

Деепричастия несовершенного вида

Деепричастия совершенного вида

Развитие речи. Сочинение по С.Григорьева «Вратарь»

Развитие речи. Сочинение по С.Григорьева «Вратарь»

Морфологический разбор деепричастий

Урок обобщения и систематизации по теме «Деепричастие»

Контрольный диктант

Анализ контрольного диктанта

НАРЕЧИЕ (21 часов + 4 часа р.р.)

                                                                                     

Понятие о наречии.  

Смысловые группы наречий.

Р.Р. Подготовка к сочинению по картине И. Попова «Первый снег»

Р.Р. Написание сочинения по картине И. Попова «Первый снег»

Степени сравнения наречий

Морфологический разбор наречия

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий

Одна и две буквы н в наречиях о и е.

Одна и две буквы н в наречиях о и е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

Написание о и а на конце наречий  с  приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-.

Р.Р. Изложение с элементами сочинения

Р.Р. Изложение с элементами сочинения

Дефис между частями слова в наречиях.

Дефис между частями слова в наречиях.

Дефис между частями слова в наречиях.

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Урок обобщения и систематизации по теме «Наречие»

Контрольный диктант

Анализ контрольного диктанта


                                                                                     КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ  (3 часа + 2 часа р.р.)

Слова категории состояния как часть речи

Различение наречий, кратких прилагательных и слов категории состояния (предикативных наречий). Синтаксическая особенность слов категории состояния

Использование слов категории состояния в текстах разных стилей и типов речи.

Р.Р. Краткое изложение


                                                                                     Служебные части речи (1 час)


                                                                                     Предлог (10 часов + 2 р.р)

Предлог как часть речи

Употребление предлогов

Непроизводные и производные предлоги

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов

Слитное и раздельное написание производных предлогов

Слитное и раздельное написание производных предлогов

Слитное и раздельное написание производных предлогов

Повторительно-обобщающий урок по теме «Предлог»

Контрольный диктант

Анализ контрольного диктанта

Р.Р. Сочинение по картине А. В. Сайкиной

«Детская спортивная школа»

                                                                                 Союз (11 часов + 2 часа р.р.)

Союз как часть речи.

Простые и составные союзы

Союзы сочинительные и подчинительные

Сочинительные союзы

Подчинительные союзы

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложение

Морфологический разбор союза

Р.Р. Сочинение-рассуждение о книге по данному началу

Правописание союзов

Правописание союзов

Контрольный диктант

Анализ контрольного диктанта

Р.Р. Морфологические средства связи частей и предложений в тексте

                                                                                   Частицы (14 часов + 2 часа р.р.)

Частица как часть речи

Разряды частиц. Формообразующие частицы

Смысловые частицы

Смысловые частицы

Раздельное и дефисное написание частиц

Морфологический разбор частицы

Отрицательные частицы не и ни

Правописание не и ни

Правописание не и ни

Частица ни, приставка ни, союз ни-ни

Частица ни, приставка ни, союз ни-ни

Повторительно-обобщающий  урок по теме «Частицы»

Контрольный диктант

Анализ контрольного диктанта

Развитие речи. Интервью – жанр публицистики

Развитие речи. Интервью – жанр публицистики

                                                                    Междометие (2 час)

Понятие о междометии. Правописание междометий. Пунктуация при междометиях

                                                                  Повторение (5часов)


  1. Учебный план

Класс

Недельных часов

Годовых часов

7

4

136 из них

-развитие речи – 23

-контрольных работ – 7

  1. Тематическое планирование. 7 класс (базовый уровень).

Разделы, система уроков

Содержание изучаемого материала в соответствии с ФГОСОО и

Тип урока

Форма урока

Планируемый результат и уровень усвоения

Информа-
ционно-
методическое обес-
печение

Примечание

1

Русский язык как развивающееся явление. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности

Русский язык как развивающееся явление. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Отражение в языке культуры и истории народа.

Комбинированный урок

Групповая, коллективная

Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах.

Знать некоторые особенности развития русского языка.

Повторение изученного в 5–6 классах (8 часов + 2 р.р)

2

Синтаксис и пунктуация

Синтаксис. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.


 Орфография. Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Урок формирования новых умений

Коллективная

Знать изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП.

Уметь ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях.  

Костяе-
ва, Т. А. Проверочные материалы по русскому языку для 5–8 классов

3

Лексика и фразеология

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Фразеологизмы; их значение и употребление. Исконно русские и заимствованные слова.

Урок практического применения знаний

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении, в предложении с прямой речью, в обозначении орфограмм.

4

Фонетика и орфография

Фонетика. Орфоэпия. Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Связь фонетики с графикой и орфографией. Основные выразительные средства фонетики. Связь фонетики с графикой и орфографией.

Орфография. Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

Комбинированный урок

Коллективная, парная, индивидуальная

Повторить трудные вопросы темы (роль букв е, ё, ю, я), порядок и особенности фонетического разбора, соотнесенность произношения и написания слов в русском языке, орфограммы, связанные с безударными гласными, проверяемыми согласными, с   правописанием ъ и ь.

Бли-
нов, Г. И., Антохи-
на, В. А. Сборник
диктантов по орфографии и пунктуации. 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2001

5

Словообразование и орфография

Морфемика (состав слова) и словообразование. Основные способы образования слов. Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова.

Орфография. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Комбинированный урок

Коллективная, парная, индивидуальная

Вспомнить и закрепить навыки сло-
вообразовательного разбора.

Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях.

Уметь различать формы слова и однокоренные слова.

Костя-
ева, Т. А. Проверочные материалы по русскому языку для 5–8 классов

6

Морфология
и орфография

Морфология. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Комбинированный урок

Коллективная, парная, индивидуальная

Повторить основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи. Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам.

Озер-
ская, В.П., Богда-
нова, Г. А. Дидактический матер ал к учебни-ку русского языка. 6–9 кл. – М., Просвещение, 1990

7

Разделы русской орфографии

Орфография. Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Урок формирования новых умений

Коллективная, индивидуальная

Тихоно-
ва, В. В.,
Шапова-
лова, Т. Е. Русский язык: Тесты. – М., Дрофа, 2000

8

Контрольный диктант

Урок контроля и коррекции

Самостоятельная работа

Уметь применять
полученные знания.

Бли-
нов, Г. И., Анто-
хина, В. А. Сборник
диктантов по орфографии и пунктуации.

9

Анализ контрольного диктанта

Урок контроля и коррекции

Коллективная, индивидуальная

Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем.

Уметь выполнять работу над ошибками.

10

Р.Р.Развитие речи. Текст. Типы речи

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловые части и основные средства связи между ними. Структура текста

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.

Основные выразительные средства синтаксиса.

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.

Комбинированный урок

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать основные признаки текста, типы речи.

Уметь анализировать текст, определять его типовую принадлежность.

Введен-
ская, Л. А., Понома-
рева, А. М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование. – Ростов н/Д, 2003

11

Р.Р.Стили литературного языка

Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая.

Разговорная речь. Основные жанры разговорной речи(спор).  Стили речи: научный, официально-деловой, публицистический. Язык художественной литературы.

Урок формирования новых умений

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать изученные стили языка, особенности публицистического стиля.

Уметь осуществлять комплексный анализ текста.

Никити-
на, Е. А. Уроки развития речи: к учебному пособию «Русская речь. 5–7 кл.: 7 класс». – М.: Дрофа, 2000

Морфология. Причастие (28 часов + 5 р.р.)

12

Понятие о причастии

Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Урок изучения нового материала

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать формальные признаки причастия, семантику.

Уметь опознавать причастия с опорой на формальные признаки причастий.

Богда-
нова, Г. А. Опрос на уроках русского языка. – М. Просвещение, 1993

13

Развитие речи. Публицистический стиль

Разговорная речь. Стили речи: научный, официально-деловой, публицистический. Язык художественной литературы

Урок формирования новых умений

Коллективная, парная

Знать признаки публицистического стиля.

Уметь находить в тексте признаки пуб-
лицистического стиля.

Ники-
тина, Е. А. Уроки раз-
вития речи: к учебному пособию «Русская речь». – М.: Дрофа, 2000

14

Склонение причастий

Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

Знать о склонении полных причастий; условия выбора гласных в падежных окончаниях причастий.

Уметь правильно

писать гласные в падежных окончаниях причастий

Костя-
ева, Т. А. Проверочные мате-
риалы по русскому
языку для 5–8 классов

15

Причастный оборот

Знаки препинания в предложениях, осложненных причастным оборотом.

Комбинированный урок

Коллективная, индивидуальная

Знать понятие о причастном обороте, его место по отношению к определяемому слову, правила выделения его запятыми.

Уметь находить причастный оборот в предложении, его границы.

Костя-
ева, Т. А. Проверочные мате-
риалы по русскому
языку для 5–8 классов

16

Причастный оборот

Знаки препинания в предложениях, осложненных причастным оборотом.

Комбинированный урок

Коллективная, индивидуальная

Уметь соблюдать нормы согласования причастия с определяемыми словами; уметь выделять причастный оборот в устной речи и на письме.

Богда-
нова, Г. А. Опрос на
уроках рус-
ского язы-

ка. – М.: Просвещение, 1993

17

Причастный оборот

Знаки препинания в предложениях, осложненных причастным оборотом.

Комбинированный урок

Коллективная, индивидуальная

Уметь соблюдать нормы согласования причастия с определяемыми словами; уметь выделять причастный оборот в устной речи и на письме.

18-19

Р.Р.Развитие речи. Описание внешности человека

Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект.

Понятие о литературном языке и его нормах.

Урок формирования новых умений

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать признаки текста, особенности текста-описания, ком-позиционные признаки текста-описания.

Уметь составлять план текста, определять его идею и тему.

Ники-
тина, Е. А. Уроки раз- вития речи: к учебному пособию «Русская
речь». – М.: Дрофа, 2000

20

Действительные
и страдательные причастия

Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Урок формирования новых умений

Коллективная, индивидуальная

Знать семантику действительных и страдательных причастий, владеть терминологией и в соответствии с нормой употреблять их в речи. Уметь нормированно употреблять причастия и причастные конструкции в речи, редактировать деформированные предложения.

Научно-
справочная литература по теме; словари русского языка

21

Краткие и полные страдательные причастия

Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Урок формирования новых умений

Коллективная, индивидуальная

Знать особенности образования и из-
менения кратких причастий.

Уметь находить краткие страдательные причастия в тексте.

Богда-
нова, Г. А. Опрос на уроках русского
языка. – М.: Просвещение, 1993

22-23

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Урок формирования новых умений знаний

Коллективная, индивидуальная

Знать способы образования действительных причастий настоящего времени, условия выбора гласной в суффиксе этих причастий.

Уметь применять
изученную орфограмму.

Тексты изучаемых художественных произведений

24

Действительные причастия прошедшего времени

Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Урок практического применения знаний

Коллективная, индивидуальная

Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени.

Знать правила пра-
вописания гласной перед суффиксом действительного причастия прошедшего времени.

25-26

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Урок формирования новых умений

Коллективная, индивидуальная

Уметь образовывать страдательные при-
частия настоящего
времени.

Знать условия выбора гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Богда-
нова, Г. А. Опрос
на уроках русского
языка. – М.: Просвещение, 1993

27

Страдательные причастия прошедшего времени

Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Урок формирования новых умений

Индивидуальная

Уметь образовывать страдательные при-
частия прошедшего времени.

Знать правила пра-
вописания суффиксов -
енн-, -нн-.

28

Страдательные причастия прошедшего времени

Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Комбинированный урок

Коллективная, парная, индивидуальная

Уметь выбрать правильное написание н и нн в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени.

Костя-
ева, Т. А. Проверочные мате-
риалы по русскому
языку для 5–8 классов

29

Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов

Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Перенос слов. Орфографические словари.

Комбинированный урок

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать правило правописания гласных перед н и нн в страдательных причастиях и прилагательных.

Уметь выбрать необходимую орфограмму.

Костя-
ева, Т. А. Проверочные мате-
риалы по русскому
языку для 5–8 классов

30

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола

Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Перенос слов. Орфографические словари.

Комбинированный урок

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени

и прилагательных, образованных
от глагола.

31-32

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола

Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Перенос слов. Орфографические словари.

Комбинированный урок

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать правило правописания н и нн в причастиях и прилагательных, образованных от глагола.

33

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Перенос слов. Орфографические словари.

Комбинированный урок

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать правило правописания н и нн в кратких причастиях и кратких прилагательных, образованных от глагола.

34-35

Развитие речи: выборочное изложение

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Урок формирования новых умений

Индивидуальная

Уметь определять границы текста для выборочного пересказа, продумывать его композицию, объяснять цель выборочных изложений и их значение в работе над сочинением на литературную тему.

Ники-
тина, Е. А. Уроки раз-
вития речи: к учебному пособию «Русская речь». – М.: Дрофа, 2000

36

Морфологический разбор причастия

Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Урок практического применения знаний

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать грамматические признаки причастий, порядок морфологического разбора причастий.

Уметь делать морфологический разбор причастий.

Дидактический материал по русскому языку:

7 класс

37

Слитное и раздельное написание не с причастиями

Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Перенос слов. Орфографические словари.

Урок формирования новых умений

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать правило правописания не с причастиями.

Уметь обозначать
эту орфограмму, знать условия ее выбора.

38-39

Слитное и раздельное написание не с причастиями

Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Перенос слов. Орфографические словари.

Комбинированный урок

Коллективная, индивидуальная

Уметь правильно писать не с причастиями.

Костя-
ева, Т. А. Проверочные мате-
риалы по русскому
языку для 5–8 классов

40

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Перенос слов. Орфографические словари.

Комбинированный урок

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать условия выбора орфограммы после шипящей в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Уметь сопоставлять с другими случаями выбора о, е, ё после шипящих.

41

Повторительно-обобщающий урок по теме «Причастие»

Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Перенос слов. Орфографические словари.

Комбинированный урок

Коллективная, парная, индивидуальная

Уметь обобщать сведения о предложении, сравнивать интонации простого предложения, ничем не осложненного и осложненного причастным оборотом.

Знать орфографию причастия.

Уметь применять
изученные орфогра-
фические правила.

Богда-
нова, Г. А. Опрос
на уроках русского
языка. – М.: Просвещение, 1993

42

Зачет по теме «Причастие»

Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Перенос слов. Орфографические словари.

Урок контроля и коррекции

Индивидуальная

Знать морфологические признаки причастия, орфографию причастия.

Уметь применять изученные орфографические правила.

43

Контрольный диктант по теме причастие

Урок контроля и коррекции

Индивидуальная

Знать морфологические признаки причастия,  орфографию причастия.

Уметь применять изученные орфографические правила

Бли-
нов, Г. И., Антохи-
на, В. А. Сборник
диктантов по орфографии и пунк-
туации. 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2001

44

Анализ контрольного диктанта

Урок контроля и коррекции

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать орфограммы
и пунктограммы в рамках изученных тем.

Уметь выполнять
работу над ошибками.

Деепричастие (11 часов + 2 часа р.р.)

45

Понятие о деепричастии

Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

Знать понятие о деепричастии как самостоятельной части речи, нормы употребления деепричастий в речи.

Уметь предупреждать ошибки при употреблении деепричастий в речи.

Справочно-информационная литература

46-47

Деепричастный оборот. Знаки
препинания в предложениях
с деепричастиями и деепричастными оборотами

Знаки препинания в предложениях, осложненных деепричастным оборотом

Урок формирования новых умений

Коллективная, индивидуальная

Уметь находить
деепричастия, деепричастные обороты, определять их границы, применять пунктуационные правила при деепричастных оборотах.

Дидактический материал по русскому языку:

7 класс

48-49

Раздельное написание не с деепричастиями

Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Перенос слов. Орфографические словари

Урок формирования новых умений

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать правило правописания не с деепричастиями.

Уметь сопоставлять правописание не с деепричастиями, причастиями и глаголами.

50

Деепричастия несовершенного вида

Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Комбинированный урок

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать способы образования деепричастий несовершенного вида.

Уметь образовы-
вать деепричастия
от глаголов, сохраняя вид.

Богда-
нова, Г. А. Опрос
на уроках русского
языка. – М.: Просвеще-ние, 1993

51

Деепричастия совершенного вида

Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Комбинированный урок

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать способы образования деепричастий совершенного вида.

Уметь образовы-
вать деепричастия
от глаголов, сохраняя вид.

52-53

Развитие речи. Описание действий (спорт).

Написание сочинений Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект.

Понятие о литературном языке и его нормах.

Урок формирования новых умений

Индивидуальная

Знать приемы систематизации материала.

Уметь излагать мысли на заданную тему.

Ники-
тина, Е. А. Уроки раз-
вития речи: к учебному пособию «Русская речь». – М.: Дрофа, 2000

54

Морфологический разбор деепричастий

Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Урок практического применения знаний

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать порядок морфологического разбора деепричастий.

Уметь обобщать и систематизировать знания, выполнять морфологический разбор деепричастия.

55

Урок обобщения и систематизации по теме «Деепричастие»

Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Комбинированный урок

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать морфологические признаки, орфографию деепричастия в речи и применять знания.

56

Контрольный диктант

Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Перенос слов. Орфографические словари

Урок контроля и коррекции

Индивидуальная

Знать морфологические признаки причастия, орфографию причастия.

Уметь применять изученные орфографические правила.

57

Анализ контрольного диктанта

Урок контроля и коррекции

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем.

Уметь выполнять
работу над ошибками.

Наречие (21 часов + 4 часа р.р.)

58

Понятие о наречии.  

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Урок изучения нового материала

коллективная

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий. Смысловые группы наречий

Уметь находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении. Уметь определять группы наречий по смыслу

Богда-
нова, А. Г. Уроки рус-
ского языка в 7 классе. – М., 1999

59

Смысловые группы наречий.

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Комбинированный урок

Коллективная, индивидуальная

Знать. Смысловые группы наречий

Уметь определять группы наречий по смыслу

Богда-
нова, А. Г. Уроки рус-
ского языка в 7 классе. – М., 1999

60-61

Р.Р. Сочинение по картине И. Попова «Первый снег»

Написание сочинений. Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру. .

Коллективная, индивидуальная

Знать языковые особенности текста в форме дневниковых записей.

Уметь составлять текст в форме дневниковых записей по данному началу

Ники-
тина, Е. А. Уроки раз-
вития речи: к учебному пособию «Русская речь». – М.: Дрофа, 2000

62

Степени сравнения наречий

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Комбинированный урок

Коллективная, индивидуальная

Знать способы образования сравнительной и превосходной степени наречия, синтаксическую роль в предложении.

Уметь определять синтаксическую
роль наречий в предложении, отличать
наречия в сравни-
тельной степени
от прилагательных

Богда-
нова, А. Г. Уроки рус-
ского языка в 7 классе. – М., 1999

63

Морфологический разбор наречия

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Комбинированный урок

Коллективная, индивидуальная

Знать Порядок морфологического разбора наречий.

Уметь выполнять морфологический разбор наречия.

Богда-
нова, А. Г. Уроки рус-
ского языка в 7 классе. – М., 1999

64-65

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и -е

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Комбинированный урок

Коллективная, индивидуальная

Знать морфологические способы образования наречий, правило о слитном и раздельном написании не с наречиями

Уметь применять правило

Арси-
рий, А. Т. Занима-
тельные
материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995

66

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Комбинированный урок

Коллективная, индивидуальная

Знать условия выбора написания букв е и и  в приставках не и ни,

Уметь применять
изученные правила, основываясь на определении части речи

67-68

Одна и две буквы н в наречиях на о и е

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Комбинированный урок

Коллективная, индивидуальная

Знать условия выбора написания  н и нн  в наречиях на о и е.

Уметь применять
изученные правила, основываясь на определении части речи

69

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Комбинированный урок

Коллективная, индивидуальная

Знать условия выбора написания букв о и ё после шипящих на конце наречий, а также н и нн.

Уметь применять
изученные правила, основываясь на определении части речи

70

Написание о и а на конце наречий  с  приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-.

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Комбинированный урок

Коллективная, индивидуальная

Знать, что выбор суффикса наречия связан с определенной приставкой. Уметь отличать наречия от существительного с предлогом.

Арси-
рий, А. Т. Занима-
тельные
материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995

71-72

Р.Р. Изложение с элементами сочинения

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Урок формирования новых умений

Индивидуальная

Уметь определять тему, идею, проблему прочитанного текста, давать оценку и аргументировать ее.

Ники-
тина, Е. А. Уроки раз-
вития речи: к учебному пособию «Русская речь». – М.: Дрофа, 2000

73-75

Правописание дефиса в наречиях.

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Комбинированный урок

Коллективная, индивидуальная

Знать правило постановки дефиса в наречиях, прилагательных.

Уметь отличать
наречия от омонимичных прилагательных

Арси-
рий, А. Т. Занима-
тельные
материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995

76-77

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Комбинированный урок

Коллективная, индивидуальная

Уметь применять
изученные правила, основываясь на определении части речи

78-79

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Комбинированный урок

Коллективная, индивидуальная

Знать правила написания ь после шипящих в различных частях речи. Уметь применять
изученные правила, основываясь на определении части речи

80

Урок обобщения и систематизации по теме «Наречие»

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне

81

 Контрольный диктант  по теме «Наречие»

Урок контроля

Индивидуальная

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне

Костя-
ева, Т. А. Проверочные мате-
риалы по русскому языку для 5–8 классов

82

Анализ контрольного диктанта.

Коллективная, индивидуальная

СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ (3 часа + 2 часа р.р.)

83

Слова категории состояния как часть речи

Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

Знать значение категории состояния.

Уметь находить слова категории состояния, определять к каким группам по значению они относятся

84

Различение наречий, кратких прилагательных и слов категории состояния (предикативных наречий). Синтаксическая особенность слов категории состояния

Урок формирования новых умений

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать значение категорий состояния.

Уметь находить слова категории состояния, определять синтаксическую роль слов категорий состояния, разграничивать наречия и слова категории состояния в тексте

85

Использование слов категории состояния в текстах разных стилей и типов речи.

Комбинированный урок

Коллективная, парная, индивидуальная

Уметь использовать слова категории состояния в текстах разных стилей и типов речи.

86-87

Развитие речи: выборочное изложение

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Урок формирования новых умений

Индивидуальная

Уметь определять границы текста для выборочного пересказа, продумывать его композицию, объяснять цель выборочных изложений и их значение в работе над сочинением на литературную тему.

Ники-
тина, Е. А. Уроки раз-
вития речи: к учебному пособию «Русская речь». – М.: Дрофа, 2000

Служебные части речи

88

Служебные части речи

Служебные части речи.

Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

Знать отличия слу-
жебных и самостоятельных частей речи; формировать представление о предлоге как служебной части речи

Научно-популярная лингвистическая литература

Предлог (10 часов + 2 часа р.р.)

89-90

Предлог как часть речи. Употребление предлогов.

Служебные части речи. Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.

Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

Знать морфологи-
ческие признаки
предлога.

Уметь находить предлоги среди других частей речи, подбирать предлоги к заданным существительным.

Научно-попу-лярная лингвистическая литература;

Этимологический словарь русского языка

91

Непроизводные и производные предлоги

Служебные части речи.

Урок формирования новых умений

Коллективная, индивидуальная

Уметь различать предлоги и синонимичные части речи, подбирать предлоги-синонимы.

Костя-
ева, Т. А. Проверочные мате-
риалы по русскому
языку для 5–8 классов

92

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов

Служебные части речи.

Комбинированный урок

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать простые и составные предлоги, порядок морфологического разбора предлога.

Уметь выполнять морфологический разбор предлогов

Дидактический материал по русскому языку:

7 класс

93

Слитное и раздельное написание производных предлогов

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания.

Урок формирования новых умений

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов.

Уметь применять правила слитного и раздельного написания предлогов. (

94

Слитное и раздельное написание производных предлогов

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания.

Урок формирования новых умений

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов.

Уметь правильно писать производные предлоги.

95

Слитное и раздельное написание производных предлогов

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания.

Комбинированный урок

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов.

Уметь правильно писать производные предлоги.

96

Повторительно-обобщающий урок по теме «Предлог»

Служебные части речи. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания.


Урок практического применения знаний

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать морфологические признаки предлога, классификацию предлогов, орфографию предлога.

Уметь грамотно употреблять предлоги
в письменной и устной речи

97

Контрольный
диктант

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания.

Урок контроля и коррекции

Индивидуальная

Знать морфологические признаки предлога, орфографию предлога.

Уметь применять изученные орфографические правила.

Бли-
нов, Г. И., Анто-
хина, В. А. Сборник
диктантов по орфографии и пун-
ктуации.
5–9 классы. – М.: Просвещение, 2001

98

Анализ контрольного диктанта

Урок контроля и коррекции

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем.

Уметь выполнять
работу над ошибками.

Толковый словарь русского языка; словарь искусствоведческих терминов; словарь по эстетике

99-100

Р.Р. Сочинение по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа»

Написание сочинений. Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект.

Понятие о литературном языке и его нормах.

Урок контроля и коррекции

Коллективная, индивидуальная

Знать признаки
текста.

Ники-
тина, Е. А. Уроки раз-
вития речи: к учебному пособию «Русская
речь». – М.: Дрофа, 2000

Союз (11 часов + 2 часа р.р.)

101-102

Союз как часть речи. Простые и составные союзы

Служебные части речи.

Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

Знать о признаках
союза как служебной части речи, его роли в предложении.

Уметь находить союзы среди других частей речи, самостоятельно анализировать новый материал, составлять блок-схемы.

Учебно-научная и справочно-информационная лите-
ратура

103

Союзы сочинительные и подчинительные

Служебные части речи.

Урок формирования новых умений

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать о классификации  союзов по строению на простые и сложные.

Уметь определять вид союза по строению, составлять предложения по заданным схемам

104

Союзы сочинительные

Служебные части речи.

Комбинированный урок

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать о классификации союзов по зна-
чению, группы сочинительных союзов и их роль в речи, группы подчинительных союзов и их значение.

Уметь различать
сочинительные и подчинительные союзы.

Костя-
ева, Т. А. Проверочные мате-
риалы по русскому
языку для 5–8 классов

105

Союзы подчинительные

Служебные части речи.

Комбинированный урок

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать о классификации союзов по зна-
чению, группы сочинительных союзов и их роль в речи, группы подчинительных союзов и их значение.

Уметь различать
сочинительные и подчинительные союзы.

Костя-
ева, Т. А. Проверочные мате-
риалы по русскому
языку для 5–8 классов

106

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

Знаки препинания в сложных  предложениях

Урок формирования новых умений

Коллективная, индивидуальная

Уметь определять границы простых предложений в составе сложного. Применять пунктуационные правила в сложных предложениях

Дидактический материал по русскому языку:

7 класс

107

Морфологический разбор союза

Служебные части речи.

Комбинированный урок

Коллективная, парная, индивидуальная

Уметь обобщать
и систематизировать знания о союзе как
части речи; выполнять морфологический разбор союза.

108

Развитие речи. Сочинение-рассуждение о книге по данному началу

Написание сочинений Русский язык – язык русской художественной литературы.

Урок контроля и коррекции

Коллективная, индивидуальная

Знать особенности текста-рассуждения.

Уметь строить рассуждение по заданному началу

109

Правописание союзов

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания.

Урок формирования новых умений

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать правила правописания союзов тоже, также, чтобы, зато.

Уметь правильно писать и применять союзы в речи

110

Правописание союзов

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания.

Комбинированный урок

Индивидуальная

Уметь отличать союзы от наречий и местоимений с частицей, применять на письме изученные орфографические правила.

Костя-
ева, Т. А. Проверочные мате-
риалы по русскому
языку для 5–8 классов

111

Контрольный диктант

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания.

Урок контроля и коррекции

Самостоятельная

Знать морфологические признаки союза, орфографию предлога.

Уметь применять изученные орфографические правила.

Бли-
нов, Г. И., Анто-
хина, В. А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2001

112

Анализ контрольного диктанта

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания.

Урок контроля и коррекции

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем.

Уметь выполнять
работу над ошибками.

113

Развитие речи. Морфологические средства связи частей и предложений в тексте

Комбинированный урок

Самостоятельная

Знать о том, что союз может быть средством связи смысловых частей текста.

Ники-
тина, Е. А. Уроки раз-
вития речи: к учебному пособию «Русская
речь». – М.: Дрофа, 2000

Частицы (14 часов + 2 часа р.р.)

114

Частица как часть речи

Служебные части речи.

Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

Знать особенности частицы как служебной части речи.

Уметь отличать частицу от других единиц служебных частей речи.

Словари русского языка

115

Разряды частиц. Формообразующие частицы

Служебные части речи.

Комбинированный урок

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать разряды частиц.

Уметь видеть частицы в тексте, оценивать их выразительную роль, конструировать предложения с различными частицами.

116-117

Смысловые частицы

Служебные части речи.

Комбинированный урок

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать разряды частиц.

Уметь видеть частицы в тексте, оценивать их выразительную роль, конструировать предложения с различными частицами.

118

Раздельное и дефисное написание частиц

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания

Урок формирования новых умений

Коллективная, парная, индивидуальная

Совершенствовать навык раздельного написания частиц бы, ли, же.

119

Морфологический разбор частицы

Служебные части речи.

Комбинированный урок

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать порядок морфологического разбора частиц.

Уметь выполнять морфологический разбор частиц.

Учебно-спра-вочная лингвистическая литература

120-122

Отрицательные частицы не и ни.

Правописание не и ни

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания

Комбинированный урок

Коллективная, парная, индивидуальная

Уметь определять смысл положительных и отрицательных предложений с частицей не.

123-124

Частица ни, приставка ни, союз ни-ни

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания

Комбинированный урок

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать о различении на письме частицы ни, приставки ни, союза ни-ни.

Уметь различать на письме частицы ни, приставки ни, союзы ни-ни

125

Повторительно-обобщающий урок по теме «Частицы»

Служебные части речи. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания.


Урок практического применения знаний

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать морфологические признаки предлога, классификацию предлогов, орфографию предлога.

Уметь грамотно употреблять предлоги
в письменной и устной речи

126

Контрольный диктант

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания.

Урок контроля и коррекции

Индивидуальная

Знать орфографию
частицы и уметь применять изученные орфографические
правила.

Бли-
нов, Г. И., Анто-
хина, В. А. Сборник
диктантов по орфографии и пунк-
туации.
5–9 классы. – М.: Просвещение, 2001

127

Анализ контрольного диктанта

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания.

Урок контроля и коррекции

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать орфограммы
и пунктограммы
в рамках изученных тем.
Уметь выполнять работу над ошибками.

128-129

Развитие речи. Интервью – жанр публицистики

Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект.

Понятие о литературном языке и его нормах.

Урок практического применения знаний

Групповая

Уметь писать сочинение в жанре интервью.

Ники-
тина, Е. А. Уроки раз-
вития речи: к учебному пособию «Русская речь». – М.: Дрофа, 2000

Междометие (1 час)

130

Понятие о междометии

Служебные части речи. Междометия и Критерии культуры речи звукоподражательные слова.


Урок формирования новых умений

Коллективная, индивидуальная

Знать информацию о междометии как части речи. Уметь осознанно и в соответствии с нормами употреблять междометия в речи.

131

Правописание междометий. Пунктуация при междометиях

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания

Комбинированный урок

Коллективная, парная, индивидуальная

Уметь применять пунктуационные правила, конструировать предложения с междометиями.

132-136

Повторение ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА В КУРСЕ 7 КЛАССА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

рабочая программапо математике 5 класс ФГОС

Рабочая программа по математике для 5 класса на уровень основного общего образования в соответствии с ФГОС...