Рабочая программа по русскому языку, 7 класс (4 часа )
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
В качестве основы данной программы используется программа для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторами-составителями которой являются М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский ("Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-11 классы», : Просвещение,2006), программа по русскому языку для 5-11 классов учебных заведений с углублённым изучением русского языка, разработанная авторским коллективом под руководством и редакцией В.В.Бабайцевой («Федеральный базовый компонент государственного стандарта основного общего образования», примерные программы по русскому языку (журнал «Народное образование» №8 2005год). Данная программа взята за основу с учетом компетентностно ориентированного подхода.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_russkomu_yazyku_v_7_klasse.doc | 501 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная программа по русскому языку
для 7 класса (базовый уровень)
- Пояснительная записка
В качестве основы данной программы используется программа для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторами-составителями которой являются М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский ("Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-11 классы», : Просвещение,2006), программа по русскому языку для 5-11 классов учебных заведений с углублённым изучением русского языка, разработанная авторским коллективом под руководством и редакцией В.В.Бабайцевой («Федеральный базовый компонент государственного стандарта основного общего образования», примерные программы по русскому языку (журнал «Народное образование» №8 2005год). Данная программа взята за основу с учетом компетентностно ориентированного подхода.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Нормативно-правовая основа рабочей программы по русскому языку
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
- Приказ министерства образования и науки РФ от 30.08 2010 №889,
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2011 г. N 1994 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312" ,
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Кировской области (утвержден приказом департамента образования Кировской области от 12.04. 06. № 5-291), приказа департамента образования Кировской области № 5-801/1 от 01.11.2010 «О внесении изменений в региональный компонент Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Кировской области»,
- Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»
- Учебный план МКОУ СОШ с УИОП пгт Кильмезь Кировской области на 2012-2013 год .
- Годовой календарный график МКОУ СОШ с УИОП пгт Кильмезь Кировской области на 2012 - 2013 учебный год.
Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, способствовать овладению основными нормами современного русского языка, его богатейшими стилистическими ресурсами, формировать умения и навыки речевой деятельности: грамотное письмо, рациональное чтение, полноценное восприятие звучащей речи, т.е. научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения, что способствовало бы развитию речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.
Задачи.
- Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных различных норм русского литературного языка, речевого этикета.
- В программе усилен аспект культуры речи в связи со снижением культуры населения, в том числе и языковой, с нарушением и несоблюдением норм литературного языка.
- Содержание обучения ориентировано на развитие разностороннее личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
- Программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать её в соответствии с условиями общения.
Требования к уровню подготовки выпускников в соответствии с Государственным образовательным стандартом (основное общее образование).
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная я письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различать виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, изложение);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, выступление, письмо,);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
•владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
•свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
•соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
•соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
•осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
•осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
•развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
•удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.
Cодержание обучения русскому языку составлено на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим Программа направлена на формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Языковая компетенция, т. е. осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: овладение знаниями о языке как общественном явлении и развивающейся системе, об устройстве и функционировании русского языка, необходимыми сведениями о русистике; овладение умениями и навыками анализа явлений и фактов языка, формирование навыков оценки своей деятельности, полученных результатов, иначе говоря, самоанализа, рефлексии; овладение богатством самого языка, владение всеми нормами языка, включая орфографические и пунктуационные;
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся. Формирование и развитие коммуникативной компетенции возможно c учетом реализации в процессе преподавания русского языка межпредметных связей, т.е. формирование умений ориентироваться в различных речевых ситуациях, умение строить диалогическое высказывание можно через тексты, используемые на других учебных предметах. Реальной единицей обучения становится текст как речевое введение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию и приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т. п. Языковая работа с литературными текстами позволяет формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Для формирования культуроведческой компетенции достаточно широко используются сведения по истории языка и русистики, информация о русских ученых-лингвистах, материалы по этимологии, пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения; культура межнационального общения
В связи с обновлением содержания образования в программу включены следующие темы:
В раздел «Лингвистическая компетенция»:
- Виды компрессии текста.
В раздел « Культурологическая компетенция»:
- Отражение в языке культуры и истории народа.
- Основные этапы реформирования русского языка.
В раздел «Коммуникативные компетенции»:
- Основные виды информационной переработки текста, план.
Примечание: Тема «Слова категории состояния» изучается как отдельная самостоятельная тема.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.
К концу 7 класса учащиеся должны знать и уметь:
1) Производить морфологический разбор частей речи.
2) делать синтаксический разбор предложений с причастными и деепричастными оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами.
3) Составлять предложения с причастным и деепричастным оборотами.
4) Соблюдать нормы литературного языка.
5) находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами.
6) Выделять запятыми причастные и деепричастные обороты.
7)Узнавать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы.
Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда.
Описывать человека, процессы труда. Писать рассказы на предложенные сюжеты, писать сочинения-рассуждения на основе жизненного опыта.
Вид программы – модифицированная.
При корректировании программы пользовалась следующими документами:
1. Программно-методические материалы. Русский язык..5-9 классы, М., Дрофа, 2000
2. "Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-11 классы», М. : Просвещение,2010
3.Сборник нормативных документов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. М., Дрофа, 2005.
4.Методические рекомендации к составлению образовательных программ, ж. «Школьное планирование».№6,2006.,стр100 – 102.Редакция «Народное образование», типография НИИ школьных технологий.
Программно- методическое обеспечение образовательного процесса.
Программы:
"Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-11 классы», М. : Просвещение,2010
Учебники:
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Русский язык 7 класс/ Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2008
Дополнительная литература для учащихся Дополнительная литература для учащихся
1. С.И.Львова.Русский язык. 7 класс: Пособие для учащихся. – М.Дрофа,2002. – (За страницами школьного учебника).
2. Практикум по русскому языку: 7 класс\ С.И.Львова. – М.: Просвещение, 2006.
4. Д. Э.Розенталь. Вопросы русского произношения и правописания. — М., 1970.
5. Иванов В. В., Потиха 3. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. — М., 1985.
6. Сергеев В. Н. Новые значения старых слов. - М., 1987.
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М., 1995
- Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М., 1987
- Ветвицкая В.Г. Занимательное языказнание (Фонетика. Имя существительное). – М., 1981
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М., 1994
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., Владимирская Г.Н. Речь, язык и секреты пунктуации. – М., 1995
- Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – М., 1982
- Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М., 1984
- Львова С.И. «Позвольте пригласить Вас…», или Речевой этикет. – М., 2004
- Львова С.И. Русский язык. 5 класс. За страницами школьного учебника. Пособие для учащихся. – М., 2002
- Львова С.И. Там, где кончается слово… (Ослитных, дефисных и раздельных написаниях). – М., 1991
- Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М., 1988
- Откупщиков Ю.Н. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. – М., 1986
- Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993
Дополнительная литература для учителя
1. Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. 5—7кл. — М., 1991.
2. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 1996.
3. Львова С.И. Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 1997.
4. Львова С.И. Язык в речевом общении. — М., 1991.
5. Львова С.И. Использование схем при орфографии и пунктуации. — М., 1995.
6. Быстрова Е.А. и др. Обучение русскому языку в школе/ Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2004
7. Ларионова Л.Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. – Ростов-на-Дону, 2005
- Антонова Е.С. Тайны текста. – М., 2001
- Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. – М., 1976
- Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000
- Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М., 1985
- Иванов В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982
- Ларионова Л.Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. – Ростов-на-Дону, 2005
- Львова С.И. Орфография, этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. – М., 2000
- Любичева Е.В. Уроки развития речи. – СПб., 2002
- Любичева Е.В., Болдырева Л.И. О культуре слова, о тайнах звука и загадках буквы. – СПб., 2002
Словари
1. Ушаков Д. Н., Крючков СЕ. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы. - 41-е изд. - М., 1990.
2. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. -3-е изд. - М, 1997.
З. Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - 3-е изд. - М., 1991.
3. Лапатухин М. С, Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка / Под ред. Ф. П. Филина. - М., 1981.
4. Одинцов В. В. и др. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. - 3-е изд. - М., 1994.
5. Ж у к о в В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - 3-е изд., перераб. - М, 1994.
6. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - 2-е изд. -М„ 1987.
7. Горбачевич К. С. Русский синонимический словарь. - СПб., 1996.
8. Тихонов АН. Школьный словообразовательный словарь русского языка. -2-е изд. -М, 1991.
9. Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М., 1987
Интернет-ресурсы для учителя
Информационные материалы по русскому языку и литературе.
http://www.ooipkro.ru/Bank_HTML/str37.htm
Материалы по методике преподавания, аннотированные списки литературы по образовательным проблемам, обзор отзывов по ЕГЭ и т.д.
Как появилась письменность у древних славян
http://nauka.relis.ru/cgi/nauka.pl?14+0205+14205048+HTML
Статья о рождении славянской письменности, первых алфавитах, глаголице и кириллице.
Развитие орфографической зоркости учащихся
Методика формирования грамотности учащихся начальной и средней школы.
Опорный орфографический компакт по русскому языку
Материал для работы по усвоению навыков грамотного письма с использованием опорного орфографического компакта, созданного на основе методики В.Ф. Шаталова - Ю.С. Меженко.
Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию
http://www.spelling.spb.ru/rosenthal/alpha/index.htm
Правила русского языка: орфография (проверяемые и непроверяемые безударные гласные, звонкие и глухие согласные, собственные имена лиц и др.), пунктуация (цельные по смыслу выражения, сравнительный оборот), литературная правка (колебания в роде имен существительных, полные и краткие формы качественных прилагательных, возвратные и притяжательные местоимения, смысловой порядок слов и др.), произношение (русское словесное ударение, ударение в отдельных грамматических формах).
Электронные учебники.
Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник
http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/
Материалы по фонетике, терминологический словарь и раздел персоналий выдающихся лингвистов. Языковые примеры можно прослушивать и повторять за диктором. В учебник включены анимационные ролики, моделирующие артикуляторные движения.
Толковый словарь крылатых выражений
Очень интересный и прекрасно иллюстрированный сайт, разъясняющий детям (и взрослым) смысл некоторых выражений. В него также входят занимательные картинки из жизни исторических личностей, иллюстрированная история оружия, рассказы о животных, кулинарные рецепты с картинками, истории происхождения вещей.
Образовательный сектор. Литература и русский язык.
http://www.phis.org.ru/education/saity_lit.shtml
Страничка Учительская. Сайт Питерская школа.
http://www.shkola.spb.ru/teacher_room/index.phtml?tid=17&PHPSESSID=8055ee9274a6c539bdb9f31923051918
Образовательный портал «Учеба».
Учебники, уроки, пособия.
Сайт Федерации Интернет образования.
http://teacher.fio.ru/index.php?c=61
Педмастерская. Литература.
Школьный мир.
http://school.holm.ru/predmet/liter/
Литература. Каталог сайтов.
Пишем и говорим правильно. Культура письменной речи
Нормы современного русского языка. Помощь всем: от бизнесмена до школьника. Материалы к экзамену по русскому языку и литературе (рекомендации, темы, жанры, сочинения). Деловые бумаги - правила оформления. Консультации, ответы на вопросы. Рассылки по различной тематике
- Учебно-тематическое планирование
7 класс. Базовый уровень.
136 ч
(4 часа в неделю)
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ (1 час)
Повторение изученного в 5–6 классах (8 часов + 2 часа Р.Р.)
Синтаксис и пунктуация |
Лексика и фразеология |
Фонетика и орфография |
Словообразование и орфография |
Морфология и орфография |
Разделы русской орфографии |
Контрольный диктант |
Анализ контрольного диктанта |
Р.Р.Развитие речи. Текст. Типы речи |
Р.Р.Стили литературного языка |
Морфология. Причастие (28 часов + 5 часов Р.Р.) |
Понятие о причастии Р.Р. Публицистический стиль |
Склонение причастий |
Причастный оборот |
Причастный оборот |
Причастный оборот |
Р.Р. Развитие речи. Описание внешности человека Р.Р. Развитие речи. Описание внешности человека |
Действительные и страдательные причастия Краткие и полные страдательные причастия |
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени |
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени |
Действительные причастия прошедшего времени |
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени |
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени |
Страдательные причастия прошедшего времени Страдательные причастия прошедшего времени |
Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов |
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола |
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. |
Развитие речи. Выборочное изложение. |
Развитие речи. Выборочное изложение. |
Морфологический разбор причастия Слитное и раздельное написание не с причастиями |
Слитное и раздельное написание не с причастиями |
Слитное и раздельное написание не с причастиями |
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени |
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Причастие» |
Зачет по теме «Причастие» |
Контрольный диктант и его анализ |
Анализ контрольного диктанта |
Деепричастие (11 часов + 2 часа) |
Понятие о деепричастии |
Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами |
Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами |
Раздельное написание не с деепричастиями Раздельное написание не с деепричастиями |
Деепричастия несовершенного вида |
Деепричастия совершенного вида |
Развитие речи. Сочинение по С.Григорьева «Вратарь» |
Развитие речи. Сочинение по С.Григорьева «Вратарь» |
Морфологический разбор деепричастий |
Урок обобщения и систематизации по теме «Деепричастие» |
Контрольный диктант |
Анализ контрольного диктанта НАРЕЧИЕ (21 часов + 4 часа р.р.) |
Понятие о наречии. Смысловые группы наречий. Р.Р. Подготовка к сочинению по картине И. Попова «Первый снег» Р.Р. Написание сочинения по картине И. Попова «Первый снег» Степени сравнения наречий Морфологический разбор наречия Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий Одна и две буквы н в наречиях о и е. Одна и две буквы н в наречиях о и е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий Написание о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-. Р.Р. Изложение с элементами сочинения Р.Р. Изложение с элементами сочинения Дефис между частями слова в наречиях. Дефис между частями слова в наречиях. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных Мягкий знак после шипящих на конце наречий Мягкий знак после шипящих на конце наречий Урок обобщения и систематизации по теме «Наречие» Контрольный диктант Анализ контрольного диктанта КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (3 часа + 2 часа р.р.) Слова категории состояния как часть речи Различение наречий, кратких прилагательных и слов категории состояния (предикативных наречий). Синтаксическая особенность слов категории состояния Использование слов категории состояния в текстах разных стилей и типов речи. Р.Р. Краткое изложение Служебные части речи (1 час) Предлог (10 часов + 2 р.р) |
Предлог как часть речи |
Употребление предлогов |
Непроизводные и производные предлоги |
Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов |
Слитное и раздельное написание производных предлогов |
Слитное и раздельное написание производных предлогов |
Слитное и раздельное написание производных предлогов |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Предлог» |
Контрольный диктант |
Анализ контрольного диктанта |
Р.Р. Сочинение по картине А. В. Сайкиной |
«Детская спортивная школа» |
Союз (11 часов + 2 часа р.р.) |
Союз как часть речи. |
Простые и составные союзы |
Союзы сочинительные и подчинительные Сочинительные союзы Подчинительные союзы |
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложение |
Морфологический разбор союза |
Р.Р. Сочинение-рассуждение о книге по данному началу |
Правописание союзов |
Правописание союзов |
Контрольный диктант |
Анализ контрольного диктанта Р.Р. Морфологические средства связи частей и предложений в тексте |
Частицы (14 часов + 2 часа р.р.) |
Частица как часть речи |
Разряды частиц. Формообразующие частицы Смысловые частицы Смысловые частицы Раздельное и дефисное написание частиц Морфологический разбор частицы Отрицательные частицы не и ни |
Правописание не и ни |
Правописание не и ни Частица ни, приставка ни, союз ни-ни Частица ни, приставка ни, союз ни-ни |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Частицы» |
Контрольный диктант |
Анализ контрольного диктанта Развитие речи. Интервью – жанр публицистики Развитие речи. Интервью – жанр публицистики |
Междометие (2 час) |
Понятие о междометии. Правописание междометий. Пунктуация при междометиях |
Повторение (5часов) |
- Учебный план
Класс | Недельных часов | Годовых часов |
7 | 4 | 136 из них -развитие речи – 23 -контрольных работ – 7 |
- Тематическое планирование. 7 класс (базовый уровень).
№ | Разделы, система уроков | Содержание изучаемого материала в соответствии с ФГОСОО и | Тип урока | Форма урока | Планируемый результат и уровень усвоения | Информа- | Примечание |
1 | Русский язык как развивающееся явление. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности | Русский язык как развивающееся явление. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Отражение в языке культуры и истории народа. | Комбинированный урок | Групповая, коллективная | Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах. Знать некоторые особенности развития русского языка. | ||
Повторение изученного в 5–6 классах (8 часов + 2 р.р) | |||||||
2 | Синтаксис и пунктуация | Синтаксис. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные. Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения. Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные. Орфография. Правописание гласных и согласных в составе морфем. | Урок формирования новых умений | Коллективная | Знать изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП. Уметь ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях. | Костяе- | |
3 | Лексика и фразеология | Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Фразеологизмы; их значение и употребление. Исконно русские и заимствованные слова. | Урок практического применения знаний | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы. Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении, в предложении с прямой речью, в обозначении орфограмм. | ||
4 | Фонетика и орфография | Фонетика. Орфоэпия. Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Связь фонетики с графикой и орфографией. Основные выразительные средства фонетики. Связь фонетики с графикой и орфографией. Орфография. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. | Комбинированный урок | Коллективная, парная, индивидуальная | Повторить трудные вопросы темы (роль букв е, ё, ю, я), порядок и особенности фонетического разбора, соотнесенность произношения и написания слов в русском языке, орфограммы, связанные с безударными гласными, проверяемыми согласными, с правописанием ъ и ь. | Бли- | |
5 | Словообразование и орфография | Морфемика (состав слова) и словообразование. Основные способы образования слов. Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Орфография. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. | Комбинированный урок | Коллективная, парная, индивидуальная | Вспомнить и закрепить навыки сло- Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях. Уметь различать формы слова и однокоренные слова. | Костя- | |
6 | Морфология | Морфология. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. | Комбинированный урок | Коллективная, парная, индивидуальная | Повторить основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи. Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам. | Озер- | |
7 | Разделы русской орфографии | Орфография. Правописание гласных и согласных в составе морфем. | Урок формирования новых умений | Коллективная, индивидуальная | Тихоно- | ||
8 | Контрольный диктант | Урок контроля и коррекции | Самостоятельная работа | Уметь применять | Бли- | ||
9 | Анализ контрольного диктанта | Урок контроля и коррекции | Коллективная, индивидуальная | Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Уметь выполнять работу над ошибками. | |||
10 | Р.Р.Развитие речи. Текст. Типы речи | Текст как продукт речевой деятельности. Смысловые части и основные средства связи между ними. Структура текста Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. Основные выразительные средства синтаксиса. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. | Комбинированный урок | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать основные признаки текста, типы речи. Уметь анализировать текст, определять его типовую принадлежность. | Введен- | |
11 | Р.Р.Стили литературного языка | Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Разговорная речь. Основные жанры разговорной речи(спор). Стили речи: научный, официально-деловой, публицистический. Язык художественной литературы. | Урок формирования новых умений | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать изученные стили языка, особенности публицистического стиля. Уметь осуществлять комплексный анализ текста. | Никити- | |
Морфология. Причастие (28 часов + 5 р.р.) | |||||||
12 | Понятие о причастии | Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | Урок изучения нового материала | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать формальные признаки причастия, семантику. Уметь опознавать причастия с опорой на формальные признаки причастий. | Богда- | |
13 | Развитие речи. Публицистический стиль | Разговорная речь. Стили речи: научный, официально-деловой, публицистический. Язык художественной литературы | Урок формирования новых умений | Коллективная, парная | Знать признаки публицистического стиля. Уметь находить в тексте признаки пуб- | Ники- | |
14 | Склонение причастий | Урок изучения нового материала | Коллективная, индивидуальная | Знать о склонении полных причастий; условия выбора гласных в падежных окончаниях причастий. Уметь правильно писать гласные в падежных окончаниях причастий | Костя- | ||
15 | Причастный оборот | Знаки препинания в предложениях, осложненных причастным оборотом. | Комбинированный урок | Коллективная, индивидуальная | Знать понятие о причастном обороте, его место по отношению к определяемому слову, правила выделения его запятыми. Уметь находить причастный оборот в предложении, его границы. | Костя- | |
16 | Причастный оборот | Знаки препинания в предложениях, осложненных причастным оборотом. | Комбинированный урок | Коллективная, индивидуальная | Уметь соблюдать нормы согласования причастия с определяемыми словами; уметь выделять причастный оборот в устной речи и на письме. | Богда- ка. – М.: Просвещение, 1993 | |
17 | Причастный оборот | Знаки препинания в предложениях, осложненных причастным оборотом. | Комбинированный урок | Коллективная, индивидуальная | Уметь соблюдать нормы согласования причастия с определяемыми словами; уметь выделять причастный оборот в устной речи и на письме. | ||
18-19 | Р.Р.Развитие речи. Описание внешности человека | Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект. Понятие о литературном языке и его нормах. | Урок формирования новых умений | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать признаки текста, особенности текста-описания, ком-позиционные признаки текста-описания. Уметь составлять план текста, определять его идею и тему. | Ники- | |
20 | Действительные | Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | Урок формирования новых умений | Коллективная, индивидуальная | Знать семантику действительных и страдательных причастий, владеть терминологией и в соответствии с нормой употреблять их в речи. Уметь нормированно употреблять причастия и причастные конструкции в речи, редактировать деформированные предложения. | Научно- | |
21 | Краткие и полные страдательные причастия | Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | Урок формирования новых умений | Коллективная, индивидуальная | Знать особенности образования и из- Уметь находить краткие страдательные причастия в тексте. | Богда- | |
22-23 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | Урок формирования новых умений знаний | Коллективная, индивидуальная | Знать способы образования действительных причастий настоящего времени, условия выбора гласной в суффиксе этих причастий. Уметь применять | Тексты изучаемых художественных произведений | |
24 | Действительные причастия прошедшего времени | Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | Урок практического применения знаний | Коллективная, индивидуальная | Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени. Знать правила пра- | ||
25-26 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | Урок формирования новых умений | Коллективная, индивидуальная | Уметь образовывать страдательные при- Знать условия выбора гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | Богда- | |
27 | Страдательные причастия прошедшего времени | Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | Урок формирования новых умений | Индивидуальная | Уметь образовывать страдательные при- Знать правила пра- | ||
28 | Страдательные причастия прошедшего времени | Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | Комбинированный урок | Коллективная, парная, индивидуальная | Уметь выбрать правильное написание н и нн в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени. | Костя- | |
29 | Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов | Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Перенос слов. Орфографические словари. | Комбинированный урок | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать правило правописания гласных перед н и нн в страдательных причастиях и прилагательных. Уметь выбрать необходимую орфограмму. | Костя- | |
30 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола | Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Перенос слов. Орфографические словари. | Комбинированный урок | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных | ||
31-32 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола | Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Перенос слов. Орфографические словари. | Комбинированный урок | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать правило правописания н и нн в причастиях и прилагательных, образованных от глагола. | ||
33 | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Перенос слов. Орфографические словари. | Комбинированный урок | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать правило правописания н и нн в кратких причастиях и кратких прилагательных, образованных от глагола. | ||
34-35 | Развитие речи: выборочное изложение | Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). | Урок формирования новых умений | Индивидуальная | Уметь определять границы текста для выборочного пересказа, продумывать его композицию, объяснять цель выборочных изложений и их значение в работе над сочинением на литературную тему. | Ники- | |
36 | Морфологический разбор причастия | Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | Урок практического применения знаний | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать грамматические признаки причастий, порядок морфологического разбора причастий. Уметь делать морфологический разбор причастий. | Дидактический материал по русскому языку: 7 класс | |
37 | Слитное и раздельное написание не с причастиями | Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Перенос слов. Орфографические словари. | Урок формирования новых умений | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать правило правописания не с причастиями. Уметь обозначать | ||
38-39 | Слитное и раздельное написание не с причастиями | Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Перенос слов. Орфографические словари. | Комбинированный урок | Коллективная, индивидуальная | Уметь правильно писать не с причастиями. | Костя- | |
40 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Перенос слов. Орфографические словари. | Комбинированный урок | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать условия выбора орфограммы после шипящей в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Уметь сопоставлять с другими случаями выбора о, е, ё после шипящих. | ||
41 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Причастие» | Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Перенос слов. Орфографические словари. | Комбинированный урок | Коллективная, парная, индивидуальная | Уметь обобщать сведения о предложении, сравнивать интонации простого предложения, ничем не осложненного и осложненного причастным оборотом. Знать орфографию причастия. Уметь применять | Богда- | |
42 | Зачет по теме «Причастие» | Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Перенос слов. Орфографические словари. | Урок контроля и коррекции | Индивидуальная | Знать морфологические признаки причастия, орфографию причастия. Уметь применять изученные орфографические правила. | ||
43 | Контрольный диктант по теме причастие | Урок контроля и коррекции | Индивидуальная | Знать морфологические признаки причастия, орфографию причастия. Уметь применять изученные орфографические правила | Бли- | ||
44 | Анализ контрольного диктанта | Урок контроля и коррекции | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать орфограммы Уметь выполнять | |||
Деепричастие (11 часов + 2 часа р.р.) | |||||||
45 | Понятие о деепричастии | Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | Урок изучения нового материала | Коллективная, индивидуальная | Знать понятие о деепричастии как самостоятельной части речи, нормы употребления деепричастий в речи. Уметь предупреждать ошибки при употреблении деепричастий в речи. | Справочно-информационная литература | |
46-47 | Деепричастный оборот. Знаки | Знаки препинания в предложениях, осложненных деепричастным оборотом | Урок формирования новых умений | Коллективная, индивидуальная | Уметь находить | Дидактический материал по русскому языку: 7 класс | |
48-49 | Раздельное написание не с деепричастиями | Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Перенос слов. Орфографические словари | Урок формирования новых умений | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать правило правописания не с деепричастиями. Уметь сопоставлять правописание не с деепричастиями, причастиями и глаголами. | ||
50 | Деепричастия несовершенного вида | Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | Комбинированный урок | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать способы образования деепричастий несовершенного вида. Уметь образовы- | Богда- | |
51 | Деепричастия совершенного вида | Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | Комбинированный урок | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать способы образования деепричастий совершенного вида. Уметь образовы- | ||
52-53 | Развитие речи. Описание действий (спорт). | Написание сочинений Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект. Понятие о литературном языке и его нормах. | Урок формирования новых умений | Индивидуальная | Знать приемы систематизации материала. Уметь излагать мысли на заданную тему. | Ники- | |
54 | Морфологический разбор деепричастий | Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | Урок практического применения знаний | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать порядок морфологического разбора деепричастий. Уметь обобщать и систематизировать знания, выполнять морфологический разбор деепричастия. | ||
55 | Урок обобщения и систематизации по теме «Деепричастие» | Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | Комбинированный урок | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать морфологические признаки, орфографию деепричастия в речи и применять знания. | ||
56 | Контрольный диктант | Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Перенос слов. Орфографические словари | Урок контроля и коррекции | Индивидуальная | Знать морфологические признаки причастия, орфографию причастия. Уметь применять изученные орфографические правила. | ||
57 | Анализ контрольного диктанта | Урок контроля и коррекции | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Уметь выполнять | |||
Наречие (21 часов + 4 часа р.р.) | |||||||
58 | Понятие о наречии. | Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | Урок изучения нового материала | коллективная | Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий. Смысловые группы наречий Уметь находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении. Уметь определять группы наречий по смыслу | Богда- | |
59 | Смысловые группы наречий. | Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | Комбинированный урок | Коллективная, индивидуальная | Знать. Смысловые группы наречий Уметь определять группы наречий по смыслу | Богда- | |
60-61 | Р.Р. Сочинение по картине И. Попова «Первый снег» | Написание сочинений. Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру. . | Коллективная, индивидуальная | Знать языковые особенности текста в форме дневниковых записей. Уметь составлять текст в форме дневниковых записей по данному началу | Ники- | ||
62 | Степени сравнения наречий | Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | Комбинированный урок | Коллективная, индивидуальная | Знать способы образования сравнительной и превосходной степени наречия, синтаксическую роль в предложении. Уметь определять синтаксическую | Богда- | |
63 | Морфологический разбор наречия | Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | Комбинированный урок | Коллективная, индивидуальная | Знать Порядок морфологического разбора наречий. Уметь выполнять морфологический разбор наречия. | Богда- | |
64-65 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и -е | Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. | Комбинированный урок | Коллективная, индивидуальная | Знать морфологические способы образования наречий, правило о слитном и раздельном написании не с наречиями Уметь применять правило | Арси- | |
66 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий | Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. | Комбинированный урок | Коллективная, индивидуальная | Знать условия выбора написания букв е и и в приставках не и ни, Уметь применять | ||
67-68 | Одна и две буквы н в наречиях на о и е | Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. | Комбинированный урок | Коллективная, индивидуальная | Знать условия выбора написания н и нн в наречиях на о и е. Уметь применять | ||
69 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий | Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. | Комбинированный урок | Коллективная, индивидуальная | Знать условия выбора написания букв о и ё после шипящих на конце наречий, а также н и нн. Уметь применять | ||
70 | Написание о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-. | Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. | Комбинированный урок | Коллективная, индивидуальная | Знать, что выбор суффикса наречия связан с определенной приставкой. Уметь отличать наречия от существительного с предлогом. | Арси- | |
71-72 | Р.Р. Изложение с элементами сочинения | Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). | Урок формирования новых умений | Индивидуальная | Уметь определять тему, идею, проблему прочитанного текста, давать оценку и аргументировать ее. | Ники- | |
73-75 | Правописание дефиса в наречиях. | Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. | Комбинированный урок | Коллективная, индивидуальная | Знать правило постановки дефиса в наречиях, прилагательных. Уметь отличать | Арси- | |
76-77 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. | Комбинированный урок | Коллективная, индивидуальная | Уметь применять | ||
78-79 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. | Комбинированный урок | Коллективная, индивидуальная | Знать правила написания ь после шипящих в различных частях речи. Уметь применять | ||
80 | Урок обобщения и систематизации по теме «Наречие» | Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. | Комбинированный | Коллективная, индивидуальная | Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне | ||
81 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | Урок контроля | Индивидуальная | Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне | Костя- | ||
82 | Анализ контрольного диктанта. | Коллективная, индивидуальная | |||||
СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ (3 часа + 2 часа р.р.) | |||||||
83 | Слова категории состояния как часть речи | Урок изучения нового материала | Коллективная, индивидуальная | Знать значение категории состояния. Уметь находить слова категории состояния, определять к каким группам по значению они относятся | |||
84 | Различение наречий, кратких прилагательных и слов категории состояния (предикативных наречий). Синтаксическая особенность слов категории состояния | Урок формирования новых умений | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать значение категорий состояния. Уметь находить слова категории состояния, определять синтаксическую роль слов категорий состояния, разграничивать наречия и слова категории состояния в тексте | |||
85 | Использование слов категории состояния в текстах разных стилей и типов речи. | Комбинированный урок | Коллективная, парная, индивидуальная | Уметь использовать слова категории состояния в текстах разных стилей и типов речи. | |||
86-87 | Развитие речи: выборочное изложение | Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). | Урок формирования новых умений | Индивидуальная | Уметь определять границы текста для выборочного пересказа, продумывать его композицию, объяснять цель выборочных изложений и их значение в работе над сочинением на литературную тему. | Ники- | |
Служебные части речи | |||||||
88 | Служебные части речи | Служебные части речи. | Урок изучения нового материала | Коллективная, индивидуальная | Знать отличия слу- | Научно-популярная лингвистическая литература | |
Предлог (10 часов + 2 часа р.р.) | |||||||
89-90 | Предлог как часть речи. Употребление предлогов. | Служебные части речи. Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении. | Урок изучения нового материала | Коллективная, индивидуальная | Знать морфологи- Уметь находить предлоги среди других частей речи, подбирать предлоги к заданным существительным. | Научно-попу-лярная лингвистическая литература; Этимологический словарь русского языка | |
91 | Непроизводные и производные предлоги | Служебные части речи. | Урок формирования новых умений | Коллективная, индивидуальная | Уметь различать предлоги и синонимичные части речи, подбирать предлоги-синонимы. | Костя- | |
92 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов | Служебные части речи. | Комбинированный урок | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать простые и составные предлоги, порядок морфологического разбора предлога. Уметь выполнять морфологический разбор предлогов | Дидактический материал по русскому языку: 7 класс | |
93 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. | Урок формирования новых умений | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов. Уметь применять правила слитного и раздельного написания предлогов. ( | ||
94 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. | Урок формирования новых умений | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов. Уметь правильно писать производные предлоги. | ||
95 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. | Комбинированный урок | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов. Уметь правильно писать производные предлоги. | ||
96 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Предлог» | Служебные части речи. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. | Урок практического применения знаний | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать морфологические признаки предлога, классификацию предлогов, орфографию предлога. Уметь грамотно употреблять предлоги | ||
97 | Контрольный | Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. | Урок контроля и коррекции | Индивидуальная | Знать морфологические признаки предлога, орфографию предлога. Уметь применять изученные орфографические правила. | Бли- | |
98 | Анализ контрольного диктанта | Урок контроля и коррекции | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Уметь выполнять | Толковый словарь русского языка; словарь искусствоведческих терминов; словарь по эстетике | ||
99-100 | Р.Р. Сочинение по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа» | Написание сочинений. Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект. Понятие о литературном языке и его нормах. | Урок контроля и коррекции | Коллективная, индивидуальная | Знать признаки | Ники- | |
Союз (11 часов + 2 часа р.р.) | |||||||
101-102 | Союз как часть речи. Простые и составные союзы | Служебные части речи. | Урок изучения нового материала | Коллективная, индивидуальная | Знать о признаках Уметь находить союзы среди других частей речи, самостоятельно анализировать новый материал, составлять блок-схемы. | Учебно-научная и справочно-информационная лите- | |
103 | Союзы сочинительные и подчинительные | Служебные части речи. | Урок формирования новых умений | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать о классификации союзов по строению на простые и сложные. Уметь определять вид союза по строению, составлять предложения по заданным схемам | ||
104 | Союзы сочинительные | Служебные части речи. | Комбинированный урок | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать о классификации союзов по зна- Уметь различать | Костя- | |
105 | Союзы подчинительные | Служебные части речи. | Комбинированный урок | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать о классификации союзов по зна- Уметь различать | Костя- | |
106 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | Знаки препинания в сложных предложениях | Урок формирования новых умений | Коллективная, индивидуальная | Уметь определять границы простых предложений в составе сложного. Применять пунктуационные правила в сложных предложениях | Дидактический материал по русскому языку: 7 класс | |
107 | Морфологический разбор союза | Служебные части речи. | Комбинированный урок | Коллективная, парная, индивидуальная | Уметь обобщать | ||
108 | Развитие речи. Сочинение-рассуждение о книге по данному началу | Написание сочинений Русский язык – язык русской художественной литературы. | Урок контроля и коррекции | Коллективная, индивидуальная | Знать особенности текста-рассуждения. Уметь строить рассуждение по заданному началу | ||
109 | Правописание союзов | Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. | Урок формирования новых умений | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать правила правописания союзов тоже, также, чтобы, зато. Уметь правильно писать и применять союзы в речи | ||
110 | Правописание союзов | Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. | Комбинированный урок | Индивидуальная | Уметь отличать союзы от наречий и местоимений с частицей, применять на письме изученные орфографические правила. | Костя- | |
111 | Контрольный диктант | Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. | Урок контроля и коррекции | Самостоятельная | Знать морфологические признаки союза, орфографию предлога. Уметь применять изученные орфографические правила. | Бли- | |
112 | Анализ контрольного диктанта | Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. | Урок контроля и коррекции | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Уметь выполнять | ||
113 | Развитие речи. Морфологические средства связи частей и предложений в тексте | Комбинированный урок | Самостоятельная | Знать о том, что союз может быть средством связи смысловых частей текста. | Ники- | ||
Частицы (14 часов + 2 часа р.р.) | |||||||
114 | Частица как часть речи | Служебные части речи. | Урок изучения нового материала | Коллективная, индивидуальная | Знать особенности частицы как служебной части речи. Уметь отличать частицу от других единиц служебных частей речи. | Словари русского языка | |
115 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | Служебные части речи. | Комбинированный урок | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать разряды частиц. Уметь видеть частицы в тексте, оценивать их выразительную роль, конструировать предложения с различными частицами. | ||
116-117 | Смысловые частицы | Служебные части речи. | Комбинированный урок | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать разряды частиц. Уметь видеть частицы в тексте, оценивать их выразительную роль, конструировать предложения с различными частицами. | ||
118 | Раздельное и дефисное написание частиц | Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания | Урок формирования новых умений | Коллективная, парная, индивидуальная | Совершенствовать навык раздельного написания частиц бы, ли, же. | ||
119 | Морфологический разбор частицы | Служебные части речи. | Комбинированный урок | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать порядок морфологического разбора частиц. Уметь выполнять морфологический разбор частиц. | Учебно-спра-вочная лингвистическая литература | |
120-122 | Отрицательные частицы не и ни. Правописание не и ни | Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания | Комбинированный урок | Коллективная, парная, индивидуальная | Уметь определять смысл положительных и отрицательных предложений с частицей не. | ||
123-124 | Частица ни, приставка ни, союз ни-ни | Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания | Комбинированный урок | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать о различении на письме частицы ни, приставки ни, союза ни-ни. Уметь различать на письме частицы ни, приставки ни, союзы ни-ни | ||
125 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Частицы» | Служебные части речи. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. | Урок практического применения знаний | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать морфологические признаки предлога, классификацию предлогов, орфографию предлога. Уметь грамотно употреблять предлоги | ||
126 | Контрольный диктант | Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. | Урок контроля и коррекции | Индивидуальная | Знать орфографию | Бли- | |
127 | Анализ контрольного диктанта | Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. | Урок контроля и коррекции | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать орфограммы | ||
128-129 | Развитие речи. Интервью – жанр публицистики | Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект. Понятие о литературном языке и его нормах. | Урок практического применения знаний | Групповая | Уметь писать сочинение в жанре интервью. | Ники- | |
Междометие (1 час) | |||||||
130 | Понятие о междометии | Служебные части речи. Междометия и Критерии культуры речи звукоподражательные слова. | Урок формирования новых умений | Коллективная, индивидуальная | Знать информацию о междометии как части речи. Уметь осознанно и в соответствии с нормами употреблять междометия в речи. | ||
131 | Правописание междометий. Пунктуация при междометиях | Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания | Комбинированный урок | Коллективная, парная, индивидуальная | Уметь применять пунктуационные правила, конструировать предложения с междометиями. | ||
132-136 | Повторение ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА В КУРСЕ 7 КЛАССА |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
рабочая программапо математике 5 класс ФГОС
Рабочая программа по математике для 5 класса на уровень основного общего образования в соответствии с ФГОС...