Методическая разработка по русскому языку по теме "Прошедшее время глагола"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Конспект урока для 5 класса с использованием интерактивной доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proshedshee_vremya_glagola.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Прошедшее время глагола»
5 класс
( В гостях за чашкой чая)
Цель урока: познакомить с образованием прошедшего времени глагола.
Задачи:
- повторить ранее изученный материал о глаголе;
- формировать умение различать совершенный и несовершенный вид глагола, образовывать прошедшее время глагола; совершенствовать орфографический навык;
- воспитывать интерес к изучению традиций и обычаев своего народа
Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, иллюстрации.
Литература: учебник “Русский язык” для 5 класса под редакцией Т.А.Ладыженской.
Ход урока.
1.Вступительная беседа.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы его проведем “В гостях за чашкой чая”. Интерактивная доска. (Слайд 1)
2. Актуализация опорных знаний. ( Слайд 2) Создать условия для осознания темы. Словосочетания: пили чай, беседовали по душам, пели песни, отдыхали в гостях.
Вопросы для беседы. 1. Что вы видите на экране. (Словосочетания). 2. К какой части речи относятся выделенные слова? (Глагол) 3. Что вы знаете о глаголах? 4. Назовите, в каком времени употреблены данные глаголы? (Глаголы прошедшего времени) 5. Назовите тему урока (Прошедшее время глагола)
3.По доброй русской традиции русские люди приглашали на чай. А что это значит?
Традиция приглашения на чай известна на Руси с конца XVIII века. «Пригласить на чай» или «пригласить на чашечку чая» означало «пригласить в гости». «На чашечку чая» обычно приглашали хороших знакомых или друзей дома. Приглашали, как правило, для беседы, во время которой или после которой устраивался непременно чайный стол – с чаем, печеньем, сладкими пирогами, ватрушками.
Чай человеку подать – уважение оказать.
Здесь, без всякого сомненья,
Чай душистый всех вас ждёт,
Несколько сортов варенья,
Пироги, ватрушки, торт.
4.Критерии оценки.
- Чтобы заработать чашечку чая, нам помогут ваши знания о глаголе, который вы получили на уроках русского языка. Правильно справившись с заданием, вы получаете чашечку чая. Чем больше вы получите чашечек, тем выше будет ваша оценка. Итак, в путь, друзья!
- Актуализация изученного материала.
Объяснительный диктант. Объясните написание -тся- и -ться- в глаголах. (Слайд 3)
1.Чай использует…ся не только как напиток. Медицина рекомендует давать крепкий чай при отравлениях. Этот напиток применяет…ся при воспалении век, в виде примочек. Умыват…ся припасенной с вечера слабой заваркой чая гораздо приятнее и полезнее, чем водой из-под крана. Чай употребляет…ся в качестве приправы к мясу, рыбе, рису. Встретит…ся с ним можно и в соке, и в кондитерских изделиях, и в мороженом.
- Что нового о чае вы узнали из данного текста?
2.Выпишите глаголы несов. вида и сов. вида. (Слайд 4)
Чайное растение – вечнозеленый кустарник или небольшое деревце. Листья чая, кожистые, овальные, живут один год. Цветы белые или розовые, очень душистые (с запахом жасмина). Плоды напоминают коробочки с семенами. Семена размером с лесной орех.
Чайные кусты обычно подрезают, чтобы их высота не превышала 80 см. С подстриженных кустов легче собирать листья (не нужно высоко поднимать руки). А еще – лучше видны молодые листочки, из которых получают высший сорт чая. Дерево может вырасти до десяти метров высотой. Самое большое чайное дерево вырастили в Китае. Этого гиганта китайцы назвали “священным отцом чайных деревьев”.
После выполнения задания на слайде № 5 осуществляется проверка.
Проверь себя! (Слайд 5)
Несов. вид | Сов. вид |
живут | вырасти |
напоминают | вырастили |
подрезают | назвали |
поднимать | |
не превышала | |
собирать | |
получают |
- Формирование новых понятий.
1.Работа с учебником. Параграф 116, стр. 261
Чаепитие на Руси – это признак хорошего тона, задушевный, застольный разговор за чаем – национальная русская традиция.
2. ... Отгадайте, кто?
Сверху – дыра, снизу – дыра,
А посередине – огонь да вода.
Никогда не ест, а только пьёт,
А как зашумит – всех приманит.
(Самовар).
Самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения – занимал почетное место в любом доме. Он был непременным атрибутом помещичьих усадьб, домов мещан и квартир рабочих. И уж конечно не обходилась без самовара ни одна крестьянская изба. Здесь к нему было отношение особое. Недаром говорили в народе: «Печка-матушка, да самовар-батюшка».
Сейчас этот прибор считается символом России, но на самом деле первые самовары изобрели в Китае ещё до нашей эры. Это был жертвенный треножник, на котором варили ритуальные травяные напитки. В Россию самовары были привезены из Голландии и стали изготовлять в Туле.
- Выпишите глаголы прошедшего времени и образуйте неопределенную форму данных глаголов.
- Занимал - занимать
- был - быть
- говорили – говорить
- изобрели – изобретать
- варили - варить
- Как же образуются глаголы прошедшего времени?
3.Соберите пословицы о чае (Слайд 6)
Чай пить – не дрова рубить. Выпей чайку – забудешь тоску. Чай человеку подать – уважение оказать! Чай не пить, так на свете не жить. Чай не пьешь - откуда силу возьмешь?
- Формирование умений и навыков.
“Антидиктант”. Списать текст, исправить орфографические ошибки. Поставить глаголы в прошедшем времени.
На Руси чай пили из больших самоваров. Самовару на дамашнем стале отводят самое почотное место. Подают этот напиток с сахаром, пастилой, лемоном, малаком, медом. Гатовят к чаю различные лакомства из муки: пероги, бублики, ватружки.
Осуществить проверку с помощью слайда № 8
На Руси чай пили из больших самоваров. Самовару на домашнем столе отводили самое почетное место. Подавали этот напиток с сахаром, пастилой, лимоном, молоком, медом. Готовили к чаю различные лакомства из муки: пироги, бублики, ватрушки
- Домашнее задание. (Слайд №9)
- Найти и написать русские пословицы или загадки о чае, самоваре.
- Написать мини-сочинение о том, как у вас проходят семейные чаепития.
- Подведение итогов.
- - Вот и подходит к концу наш урок. О чем мы сегодня с вами поговорили?
- - Какой материал повторили?
- - С чем познакомились?
- - Что нового для себя вы сегодня узнали?
- - А теперь давайте посмотрим, какое количество чашек чая вы выпили, какую получили сегодня оценку.
Заваривание чая
- Для этой цел… используйте только свежую, один раз вскипяченную воду. Чай надо заваривать в фарфоровом или в фаянсовом чайник…, который ополоснуть кипятк…. Затем в чайник добавить необходимое количество сухого чая, залить наполовину кипятк…., накрыть матерчатой салфетк…, через 5 минут долить доверху.
- Спишите рецепт, вставляя пропущенные окончания. Укажите над именами существительными склонение и падеж.
- Было ли тебе интересно? _________
- Сумел ли ты получить новые знания?_________
- Ты был активен на уроке? _________
- Учитель был внимателен к тебе? _________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"
Вводный урок (презентация) в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"....
Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС. 5 класс. Правописание глаголов изъявительного и повелительного наклонения.
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Повелительное наклонение глагола» в 6 классе
Урок построен в технологии деятельностного метода и направлен на формирование универсальных учебных действий....
Авторская методическая разработка по русскому языку. Тема: Правописание –тся, -ться в глаголах.
Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6-х классов по теме:"Правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах"Цель: научиться извлекать информацию из разных источников (правила, словаря) и преобразо...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Правописание - ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах"
Повторение правила , заполнение таблицы, групповая работа , творческая работа с использованием глаголов...
Методическая разработка по русскому языку для 5 класса Глагол как часть речи
Объяснение нового материала по теме :Глагол как часть речи...
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Глаголы настоящего времени в рассказе о прошедшем" (по рассказу Н.С.Евдокимова "Стёпка, мой сын")
Данный урок разработан в соответствии с учебной программой и проводится после изучения темы «Времена глагола» в 6 классе. Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний. Ор...