Методическая разработка по русскому языку для 5 класса Глагол как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Объяснение нового материала по теме :Глагол как часть речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_5_klass_glagol_kak_chast_rechi.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
по русскому языку в 5 классе
по теме: «Глагол как часть речи»
Цель: Углубить знания учащихся о глаголе, особенностях функционирования глаголов в речи, отработать умения правильно писать личные окончания глаголов; совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки
Планируемые образовательные результаты
1. Предметные:
В результате занятия обучающиеся смогут:
• обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе как части речи;
• отличать глаголы от слов других частей речи;
• работать с различными источниками информации;
• использовать знания о глаголе.
2. Метапредметные:
В результате занятия обучающиеся смогут:
• сформулировать цели своей учебной деятельности;
• планировать и регулировать свои действия;
• совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;
• продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение;
• продолжить совершенствовать навыки языкового анализа и построения рассуждения на основе причинно-следственных связей.
3. Личностный результат:
В результате занятия обучающиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к предмету.
Ресурсы:
-учебник «Русский язык. 5 класс»./ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.;
-рабочие тетради
-карточки с заданиями
-Толковый словарь. / С.И. Ожегов
-Школьный толковый словарь. / Д.Н. Ушаков
Ход урока
Оргмомент
Ребята, здравствуйте! Рада вас приветствовать на своем уроке!
Мотивация
Учитель: На предыдущих уроках мы познакомились с волшебными словами – прилагательными, а теперь настало время узнать другую интересную часть речи...
А какую — вы догадаетесь, если правильно выполните первое задание: (слайд)
(Работа в паре). Прочитайте стихотворение и вставьте пропущенные слова
Но однажды ветер вольный
Мне ___________ известье,
Что Едейко наш и в школе
________________ песни.
(Отрывок из поэмы «Едейко — новый человек»
Л.В. Лапцуй)
Молодой зиме навстречу
___________ осень шаг.
Даже в полдень с горизонта
Не _____________ полумрак
(«По следу совы»
Л.В.Лапцуй)
А теперь прочитаем предложения, называя слова, которые вы вставили на месте пропусков. (Принес, распевает, ускоряет, сползает)
К какой части речи относятся слова, использованные на месте пропусков? (глагол)
Как вы догадались? Что обозначают все эти слова? (Обозначают действие)
Сформулируйте тему урока.
Глагол как часть речи (слайд).
Запишите число и тему урока в тетрадь.
Целеполагание
Что бы вы хотели узнать сегодня? Опираясь на тему урока, сформулируйте цели урока.
Я их определила вот так: умение выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению. Вы согласны?
Нам необходим план нашего урока. Ребята, предположите, что нам нужно сделать, чтобы выполнить поставленную цель?
План урока:
1.Вспомнить все, что мы знаем о глаголе
2.Пополнить знания новой информацией о глаголе (работать с информацией)
2. Выполнять упражнения, чтобы научиться отличать глаголы от слов других частей речи.
Актуализация знаний
Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе из курса начальной школы. А чтобы вам было легче вспомнить сыграем в игру «+; - ;». Согласны? Итак, я озвучиваю утверждения, ваша задача показать «+», если согласны с утверждением, или « - », если не согласны.
1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета (+)
2.Глаголы изменяются только по временам (-)
3.Глаголы изменяются по временам, числам, лицам (+)
4.Глаголы изменяются по падежам (+)
6.Глаголы в предложении обычно не бывают сказуемыми (-)
Работа с карточками с последующей взаимопроверкой
Перед вами на столе лежат карточки. Переверните их. Давайте внимательно прочитаем задание
Прочитайте. Подчеркните двумя чертами только глаголы.
I вариант
Образец. Смешной, смешить, смех, смешно — (что делать?) смешить.
___________________________
_______________________
Зелёный, зелень, зелено, зеленеть; крик, кричать, крикливый; салют, салютовать; чтение, читать, читатель, читательский; белый, белизна, белеть; слава, славить, славный, славится; улыбка, улыбаться, улыбчивый
II вариант
Образец. Смешной, смешить, смех, смешно — (что делать?) смешить.
Желтый, желтеть, желтизна; солёный, соль, солить; пена, пенный, пениться; мороз, морозный, морозить, морозно; здоровый, здоровье, здороветь; молодость, молодой, молодеть; движение, двигательный, двигатель, двигается.
Закончили работу.
Как вы думаете, почему мы подчёркивали глаголы именно двумя чертами?
Перед вами лежат карточки для взаимопроверки. Переверните их. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте его работу.
Объяснение нового материала
Прежде всего, давайте узнаем, что обозначает слово «глагол». Для этого обратимся к источникам. Разделимся на группы по цветовому признаку (желтые, красные, зеленые). Выберите спикера (капитана), хронолога. Ваша задача: пользуясь источниками, найти толкование слова «глагол». Время работы группы 3 минуты (ресурсы: толковые словари, справочники школьника по русскому языку, планшеты с выходом в интернет).
Пожалуйста, озвучьте, что у вас получилось.
Итак, Толковый словарь Ожегова дает нам такое толкование этого слова. (слайд). Молодцы, хорошая работа.
Что обозначает слово ГЛАГОЛ, мы узнали, также вспомнили общее грамматическое значение.
А подробно о морфологических признаках глагола мы узнаем, когда выполним следующую работу.
Снова разделимся на группы по рядам: 1 ряд выясняет изменения глагола по родам, 2 ряд – по временам, 3 ряд – по лицам и числам.
Пожалуйста, объединяемся в группы. Получите конверты с научными статьями и инструкцией для групп. Время выполнения задания 5 мин.
Пожалуйста, спикеры представьте работы групп. Представлять будем по порядку. 1 группа представляет, остальные записывают, 2 группа представляет – ребята записывают в тетради и т.д.
Учитель обобщает полученную информацию
Давайте обратимся к учебнику и прочитаем определение, которое дается в учебнике и проверим, правильно ли мы представили информацию (стр.97)
Первичное закрепление материала
Ребята, глаголы в русском языке — это не только глаголы речи, но и глаголы труда, глаголы звучания, цвета и др.
—Давайте поработаем с глаголами цвета. Прочитайте задание к упражнению 604 на стр. 97.
Включение нового знания в систему знаний
Работа с текстом. (Текст с вопросами раздается на карточках. Работа в парах)
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Весна голосов… Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной прогалиной трепещет, заливается жаворонок. В светлых березняках-теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течёт, булькает вода.
Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжёлый прутик берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох – оседает под солнцем последний лист.
Вопросы к тексту:
Определите основную мысль высказывания. В каком предложении она выражена? (в первом)
Найдите слова, которыми автор передаёт музыку, звуки весны. (Глаголы: кричат, заливается, булькает; существительные: теньканье, посвисты, щебетанье, свист, шорох).
Запишите эти слова в два столбика: существительные, глаголы.
Что общего в их значениях и в чём разница? (Обозначают действия, но существительные как предмет).
Докажите, что это слова различных частей речи.
В выписанных глаголах определите время глагола, лицо.
Выпишите из текста глаголы, обозначающие динамику движения пробуждающейся природы, состояния человека.
Сформулируйте вывод о роли глагола в речи. (Обозначает действие, движение, динамику предмета, трудовые процессы, может передавать звуковые, зрительные восприятия, состояние человека и т.д.).
Рефлексия
О какой части речи мы сегодня с вами говорили?
Вспомните цели, поставленные в начале урока. Цель достигнута? План выполнен? Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Что было трудно на уроке? Вы довольны собою? Молодцы.
Домашнее задание
Стр.97 (выучить правило), составить лингвистическое высказывание по опорной схеме, упр.606 – базовый уровень (дополнительно 607 – повышенный уровень).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Конспект урока русского языка по теме «Глагол как часть речи»
Цели урока развивать речь , логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся; обобщить и углубить знания по теме "Глагол»; воспитыв...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
Конспект урока по русскому языку ( 5 класс) "Глагол как часть речи"
Конспект урока " Глагол как часть речи". Пятиклассники вспоминают, что изучили об этой части речи в начальной школе. Особое внимание уделяется изменению глаголов по лицам и числам....
Конспект урока русского языка по теме "Глагол как часть речи".
СЦЕНАРИЙ УРОКАс использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на тему «Глагол как часть речи»...
Презентация к уроку русского языка на тему "Глагол как часть речи"
Презентация к уроку русского языка на тему "Глагол как часть речи". Данная презентация поможет иллюстрировать урок по русскому языку на тему "Глагол как часть речи"...
Русский язык. 5 класс. «Глагол как часть речи»
Цели урока:-развивать речь обучающихся, логическое мышление, коммуникативные навыки;-обобщить и расширить изученные ранее знания по теме «Глагол»...