Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему
Вводный урок (презентация) в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichastie_kak_osobaya_forma_glagola_d..ppt | 302 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Спишите, определите вид глагола. Писать - переписать, собрать - собирать, свистеть - засвистеть, бежать – сбежать. Запишите глаголы, поставив их в форму 3 лица мн. числа настоящего времени. 3. Что является у глаголов признаком прошедшего времени? Повторение ранее изученного Бороться, вертеть, видеть, мыть, строить, белеть, стелить. Бор ют ся, верт ят , вид ят , мо ют , стро ят , беле ют , стел ют .
Повторение ранее изученного Спишите, согласуя прилагательное с существительным. Син ленту, шёлков трава, чёрн дрозда, больш крыльями, морск гладью, сыновн благодарность, к высок зданию, мужественн поступок. … … … … … … … … юю ая ого ими ой яя ому ый
C равните слова: Жёлтый (лист) - желтеет (лист) желтеющий (лист) Упражнение для наблюдения Вывод: желтеющий не прилагательное, это не глагол, а причастие Желтый – непроизводное прилагательное Желтеющий «---- желтеть
Причастие - это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос какой? что делающий? что сделавший? , объединяет в себе свойства имени прилагательного и глагола. В предложении причастия бывают определением или входят в состав сказуемого. Причастие
Морфологические признаки причастия причастие глагол прилагательное Причастие совмещает в себе свойства прилагательного со свойствами глагола.
Свойства прилагательного Свойства глагола 1. Обозначает признак предмета (Какой?) засохший (лист) 1. Сохраняет в признаке предмета значение действия (Что делающий? Что сделавший?) засыхающий – засохший (лист) 2. Изменяемость по родам – горящая (свеча), числам – падающие (звёзды) падежам – лежащего (кота). 2. Изменяемость по видам – зеленеющий (сад) и временам – зазеленевший (сад) 3. Способность согласования с существительным: освещающему (лучу) - м. р., ед. ч., Д. п. 3. Способность управлять существительным: (мальчик) пишущий (что?) упражнение (В. п.) 4. Возвратность: готовящийся ( к выступлению артист) Причастие
Образование причастий Причастие легко узнаётся благодаря яркому морфемному признаку - суффиксам: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -им-, -ем-, -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-. причастие глагол + -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -им-, -ем-, -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-. сид-ящ-ий сидеть + -ящ- выполнивший выполнить + -вш-
Укажите причастие. Синий 1. Зеленоватый Синеет 2. Зеленеет Синеющий 3. Зелёный Синеватый 4. Зеленевший Синея 5. Зеленея
II . Найдите в предложениях причастия. 1. Внимание охотников привлёк растущий на опушке леса дуб. 2. Догоравший костёр ещё дымился. 3. Прочитанная книга лежала на полке. 4. Обеспокоенные чем-то птицы сорвались с веток и полетели в сторону озера, сверкающего зеркальной гладью. ПРОВЕРЬ СЕБЯ! 1- растущий , 2- догоравший , 3- прочитанная , 4- обеспокоенные , сверкающего .
III . Подберите к словосочетаниям «прич. + сущ.» однокоренные словосочетания «прил.+ сущ.». Шумящий поток - На потемневшем небосводе - Желтеющую кувшинку - Колющийся шиповник - Белеющим туманом - Спеющая малина - шумный поток на темном небосводе желтую кувшинку колкий шиповник белым туманом спелая малина
Домашнее задание 1. Учить теорию по причастию 2. Упражнение 47
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС. 5 класс. Правописание глаголов изъявительного и повелительного наклонения.
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Повелительное наклонение глагола» в 6 классе
Урок построен в технологии деятельностного метода и направлен на формирование универсальных учебных действий....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.
Цель урока: 1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...
Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте
Урок разработан в технологии модульного обучения....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»
разработка урока русского языка "Диалог"...