Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Правописание - ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах"
методическая разработка (5 класс) на тему

Повторение правила , заполнение таблицы, групповая работа , творческая работа с использованием глаголов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5kl._konspekt_uroka.docx37.38 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                       «СРЕДНЯЯ  ШКОЛА №33»

                     Г. ДЗЕРЖИНСК  НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

                        Конспект  урока  русского языка

                                           в 5 классе

             «Правописание  -тся и  -ться в глаголах»

             

                                                                      Подготовила

                                                        учитель русского языка и литературы

                                                            Ушакова Лидия Александровна

                                                       г. Дзержинск

                                                              2015

                          Урок русского языка в 5 классе по теме    

                         «Правописание  -тся и  -ться в глаголах»

Цель: познакомить учащихся с условиями выбора написания – тся и –ться в глаголах.

Задачи: 

- научить правильно произносить и писать глаголы  на –тся и – ться;

- научить употреблять в речи глаголы, заканчивающиеся  на – тся и –ться;

- формировать орфографическую зоркость;

- формировать умение находить слово,  к которому относится глагол, ставить от него вопрос  к глаголу;

- обогащать словарный запас учащихся;

- способствовать воспитанию у детей личностных качеств, обеспечивающих успешность индивидуалистической и творческой деятельности; воспитание здорового  образа жизни, влечение к спорту.

Средства обучения: словесные;  наглядные.

Оборудование: мультимедийная  презентация.

Тип:  интегрированный (русский язык и физкультура)

Ход  урока

  1. Организационный  момент.

- Здравствуйте  ребята! Я  говорю  вам  «здравствуйте», а  это  значит, что я  вам  всем  желаю здоровья. Задумывались  ли  вы  когда-нибудь  о  том, почему  в  приветствии  людей  заложено  пожелание  друг  другу  здоровья? Наверно, потому, что  здоровье  для  человека – самая  главная  ценность. Мы много на предыдущих уроках говорили о здоровье, о здоровом образе жизни и сегодня мы опять затронем эту тему. И сейчас я хочу вам предложить разгадать загадку, в результате которой вы узнаете важное событие России:

Сюда  в любое время года

Спортсмены приезжают.

И в различных видах спорта

Друг друга побеждают.

Победителя в итоге

Медалью награждают.

И, конечно, флаг страны

Над всеми поднимают.

Все об этом знать нам надо

Ведь это же…………….. олимпиада.

- Олимпиада - слово, означающее важное событие России.

- А каком важном событии идет речь?

- В городе Сочи  в 2014 году состоятся зимние Олимпийские игры. А мы с вами попробуем провести репетицию своих Олимпийских игр в классе. Мы сегодня посетим спортивный комплекс Орфографии и поучаствуем в Спартакиаде разных орфограмм. Каждый из вас имеет возможность показать свои знания, померяться силами. За работу на уроке вы получите медали: «золото» - 5; «серебро» - 4; «бронза» - 3. Без наград, думаю, никто не останется.

- Итак, на старт, внимание, марш!

- В своих опорных листах напишите сегодняшнее число, классная работа.

- Вначале мы проверим ваши знания по предыдущим изученным темам и… попадем на Спортивный стадион. Здесь некоторые ребята будут работать индивидуально по карточкам, другие  пойдут к доске и  напишут кластер по домашнему заданию -правилам, остальные будут разгадывать спортивный кроссворд, записывая в словарики отгаданные слова, объясняя написание.

1. Словарная работа – отгадывание слов кроссворда.

- Какие орфограммы встретились в словах?

Устный ответ по кластерам у доски (2)

- Ребята, а как вы думаете, что должен уметь настоящий олимпиец?

На слайде:

Постоянно занимает(?)ся  спортом

Стремит(?)ся  к победе

Должен борот(?)ся  до  конца

Усиленно тренироват(?)ся

- Как думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?

- Правильно. Сегодня тема нашего необычного урока «Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах».  

Запись темы урока в опорный лист.

- Запишите тему себе в опорный лист. Задача нашего урока изучить орфограмму правописания  тся и ться в глаголах, научиться быстро и правильно применять правило.

-Откройте учебники, прочитайте правило, выделяя в нем карандашом то, что вам уже известно и то, что узнали нового. Чтение и анализ правила – обсуждение.

- Что вы уже знали? Что оказалось новым?

Чтоб не думать, не гадать,

Нужно ль мягкий знак писать,

Надо помнить, что к глаголу

Должен ты вопрос задать.

Мягкий знак в вопросе есть,

То хвала ему и честь –

Нужен тоже он в глаголе.

Так всегда учили в школе!

- Применив правило, запишите то, что должен уметь олимпиец. А записывать мы будем, играя   в игру «Волейбол». Все могут играть в волейбол?

 Распределительная работа:

- Ваша задача на одно поле отправить слова, в которых пишется -ТСЯ, а в другое -ТЬСЯ, выделив орфограмму.

Постоянно занимает(?)ся  спортом, стремит(?)ся  к победе, должен борот(?)ся  до  конца, усиленно тренироват(?)ся,  поднят(?)ся на пьедестал почета, находит(?)ся в отличной форме, купает(?)ся в бассейне,  увлекат(?)ся  отдельным видом спорта, правильно питает(?)ся.

Игра «Гулливеры»

-Ребята, а кто из вас может назвать «Игру Гулливеров»?

- Конечно, это баскетбол. Сейчас мы с вами поиграем в мини - баскетбол.

- Ваша задача заменить словосочетания глаголом, запишите его, объясните правописание окончания. А назовет и запишет этот глагол на доске тот, кому я бросаю мяч.  

  • Проявлять стремление
  • Испытывать волнение
  • Допускать ошибки
  • Принять решение
  • Чувствовать радость
  • Выражать удивление
  • Приветствовать друга

- А сейчас посмотрите на слова на слайде.

-  Скажите в чем их сходство, а в чем отличие.

- Как отличить слова и их написание?

Игра «Стадий»

- Ребята, а кто из вас знает, какой вид спорта называют «королевой спорта»?

Это легкая атлетика. А что такое «Стадий»? Стадий – это бег на короткую дистанцию в Древней Греции, равнявшийся 192 метрам 27 сантиметрам. Как называют человека, бегающего короткие дистанции? Спринтер.

- Мы с вами сейчас отправимся на стадион Орфографии, посоревнуемся в Стадии. А некоторые из вас станут настоящими спринтерами.

- Ваша задача пока звучит музыка собрать нужные окончания, развешанные по классу, и прикрепить к слову, выделив орфограмму. А весь класс не только должен болеть за спринтеров, но и выполнить задание «Стадий» в опорном листе.

(звучит песня)

На доске:

В опорном листе

Девица

Смотрится

Водица  

Льется

Спутница

Обижается

Не стесняться братца

Улица  

Извивается

Учиться

Сестрица

Крутится

Мельница

Будет защищаться львица

Царица

Смеяться

Отличница

Забирается

Синица

Будет гордиться

Столица

Обучается у кузнеца

- Давайте проверим работу спринтеров.

Выводы:

- Ребята, назовите вид спорта, который ведет свою родословную от кулачных боев, воспетых еще Гомером.

- Да. Это бокс. Сейчас мы с вами попадем на боксерский ринг и выбьем ненужный вариант.

Работа с пословицами.

Тестирование «Третий лишний» по вариантам.

Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть третье-лишнее.

- Давайте подведем итоги нашей олимпиады: золото сегодня получили …….; серебро завоевали………; стали бронзовыми победителями ………………..

V. Домашнее задание:

Выучить правило, подготовить подробный устный ответ по теме;  упр. № 640 (письменно по заданию)

Приложение 1.

Число:______________________________________________________________________________Классная  работа._____________________________________________________________________

  1. Словарная  работа:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема  урока: ________________________________________________

  1. Распределительная  работа.

ТСЯ

ТЬСЯ

  1. Орфографическая работа.

  • Цари…..
  • Смея…..
  • Отлични….
  • Забирае……
  • Сини….
  • Будет горди….
  • Столи…
  • Сохрани…
  • Обуча….  у   кузне…

  1. Тестирование «Третий лишний» 
  2. Комментированное письмо.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее   задание: __________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"

Вводный урок (презентация) в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"....

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Повелительное наклонение глагола» в 6 классе

Урок построен в технологии деятельностного метода и направлен на формирование универсальных учебных действий....

Методическая разработка урока русского языка в коррекционной школе VIII вида на тему: Частица не с глаголами

Цель: формирование представлений о частице НЕ и ее употреблении с глаголами. Задачи:1.     Коррекционно –образовательные:- формировать представление о частице НЕ и ее употребл...

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Условное наклонение глагола"

Методическая разработка урока русского в 6 классе по теме "Условное наклонение"....

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Глагол как часть речи".

Методическая разработка урока русского языка  по теме "Глагол как часть речи" разработана для учащихся 5 класса. Цель урока: Углубить знания учащихся о глаголе, особенностях функци...

Методическая разработка урока русского языка "Личные окончания глаголов"

Почему я преподаю русский язык и литературу?«Любовь, что движет солнце и светила» – вот ответ, простой и вечный, не мой, но какой же точный!Почему я преподаю язык этим оголтелым подр...