Стилистика.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (11 класс) по теме

Шахназарян Людмила Александровна

Практикум по стилистике для 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stilistika.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Программа практикума предназначена для обучающихся 11 класса.

        Данный практикум рассчитан на 17 часов. Программа предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализировались на уроках русского языка, но не рассматривались в достаточно полном объёме и в определённой системе.

        Цель данного практикума заключается, с одной стороны, в расширении лингвистического кругозора обучаемых за счёт усвоения новых стилистических знаний, а с другой – и это главное – в совершенствовании их коммуникативных умений и навыков.

         Его главные задачи могут быть сформулированы следующим образом:

  1. Ознакомить обучающихся с основными понятиями стилистики;
  2. Расширить и углубить знания о стилистических средствах орфоэпии, лексики, фразеологии, морфологии и синтаксиса, показав их роль в создании стилистической синонимии языка, а также в организации функциональных стилей;
  3. Углубить знания о функционально-стилистической дифференциации языка, дав характеристику основных стилей и выделив нормативный аспект характеристики стилей;
  4. Вооружить обучающихся разнообразными стилистическими умениями;
  5. Научить школьников осмысленнее, смелее и эффективнее пользоваться словом.

        Основные виды деятельности с обучающимися на занятиях практической стилистикой: беседы с целью уяснения обучающимися назначения стилистики, содержания её основных понятий; рассмотрение стилевой и эмоционально-экспрессивной окрашенности языковых единиц; анализ стилистических синонимов и вариантов (в текстах, словарях и грамматико-стилистических справочниках), наблюдения над особенностями разных стилей произношения (в магнитофонной записи); стилистический анализ текстов, стилистическое редактирование.

        Обучающиеся, применяя полученные знания, должны уметь:

  1. Определять стили речи; уметь проводить стилистический анализ текста; уметь находить стилистические ошибки и исправлять их;
  2. Уметь работать со словарями разных типов;
  3. Уметь анализировать лексические и грамматические средства языка, обеспечивающие информационность текста, его цельность, модальность;
  4. Уметь анализировать оттенки значений слов-синонимов; уметь выбрать из ряда возможных необходимый для данной ситуации общения вариант слова.
  5. Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

1.

Язык как единство взаимосвязанных сторон – системы и функционирования

1

Лекция с элементами беседы

2.

Слово и стиль

3

Лекция, беседа с учащимися; выступления учащихся с короткими сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы, самостоятельная практическая работа с использованием разных видов словарей, творческие работы, наблюдения над словом с привлечением репродукций картин

3.

Стилистическое использование фразеологизмов

3

Семинар, посвящённый закреплению сведений и наблюдению над функциями фразеологизмов, приёмами их использования в художественных текстах разных жанров. Работа с фразеологическим словарём.

4.

Форма слова и стиль

4

Комплексный анализ художественных текстов разных жанров. Упражнения на замену в текстах одних средств другими, функционально близкими; подстановку стилистически подходящих единиц или устранение неуместных слов и словосочетаний; развёртывание и свёртывание отдельных отрезков текста (стилистический эксперимент). Подготовка и проведение игры «Кто хочет стать отличником». Работа с использованием разных видов словарей.

5.

Синтаксис и стилистика

2

Сопоставление данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли. Проведение стилистического эксперимента(конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости). Деловая игра «Исправь стилистические ошибки». Работа над устной речью: выразительное чтение, прослушивание магнитофонной записи, пересказ текстов

6.

Стили речи

2

Стилистический анализ текстов, относящихся к разным функциональным стилям. Подбор учащимися текстов разных функциональных стилей, определение их жанровой природы. Круглый стол на тему «Стили речи и их особенности»

7.

Культура и правильность речи

2

Семинар «Культура речи: нормы современного русского литературного языка». Практикум «Культура письменной и устной речи. Формирование стилистического мышления». Выступления учащихся с рефератами, подготовленными на основе лекций учителя, практических занятий, рекомендованной литературы и анализа конкретного языкового материала

Содержание программы

Тема 1. Язык как единство взаимосвязанных сторон – системы и функционирования. Значимость функциональной (речевой) стороны языка. Функционирование языка – основа стилистики.

Тема 2. Слово и стиль.

Стилистическая дифференциация слов современного русского языка. Книжная лексика; её разряды: общекнижная лексика и лексика, закреплённая за определённой сферой общения (научная, официальная, публицистическая). Разговорная лексика, её разряды. Нейтральная лексика. Стилистические возможности многозначности, синонимии, антонимии и омонимии. Устаревшие слова и неологизмы в аспекте стилистики.

Тема 3. Стилистическое использование фразеологизмов.

Стилистическое богатство русской фразеологии. Фразеология разговорная, книжная и нейтральная. Экспрессивно окрашенная фразеология.

Тема 4. Форма слова и стиль.

Стилистические средства частей речи. Синонимия форм рода, числа и падежа существительных; полных и кратких форм, степеней сравнения прилагательных; количественных и собирательных числительных; глагольных форм. Стилистические качества служебных слов и междометий.

Тема 5. Синтаксис и стилистика.

Особая роль синтаксических средств в выражении экспрессивных качеств речи. Своеобразие синтаксической синонимии. Стилистические синонимы и параллельные синтаксические конструкции.

Тема 6. Стили речи.

Научный стиль речи; официально-деловой стиль; художественный стиль. Сфера использования. Основные черты. Языковые признаки. Типичные нарушения норм в вышеуказанных стилях речи.

Тема 7. Культура и правильность речи.

Качества хорошей речи: правильность, точность, выразительность, богатство, чистота, логичность. Средства языка, обеспечивающие качества правильной речи: нормы русского литературного языка; словарное богатство языка; эмоциональная стилистическая окраска слов и синтаксических конструкций. Словари, фиксирующие нормы русского литературного языка. Нормы ударения и произношения. Ошибки, связанные с нарушением норм русского литературного языка в устной и письменной речи и их предупреждение.

Литература

  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: справочник для учащихся. – М.: 1988
  2. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – М.: 1973
  3. Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. – М.: 1980
  4. Плёнкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. – М.: 1975
  5. Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Н., Леонова Н.А. Стилистика русского языка. / Под редакцией Н.М. Шанского. – Л., 1989
  6. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. – М.: 1984
  7. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: 1974
  8. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. Изд. 2-е. – Л.: 1990
  9. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М.: 1988
  10. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективногокурса "Основы стилистики" 10 класс

Элективный курс "Основы стилистики" расчитан на 79 часов для учащихся 10 классов. В этой программе рассматриваются основные аспекты изучения текста, его анализа. Для закрепления материала используются...

урок по стилистике СОГЛАСОВАНИЕ СКАЗУЕМОГО С ПОДЛЕЖАЩИМ

По тема согласование  сказуемого с подлежащим разработан опорный конспект, практикум и тесты. Это открытый урок по стилистике в 11 классе...

Советы по стилистике

  Когда пишете сочинение, будьте внимательны!Не злоупотребляйте цитатами, особенно большими. Пользуйтесь разными приемами цитирования.Избегайте повторяющихся слов, пользуйтесь с...

К/Р по стилистике по теме "Лексика"

Контрольная работа по стилистике Тема "Лексика."Варианты 1, 2...

Упражнения по стилистике на материале произведений Н. В. Гоголя

Для упражнений использован материал пьесы Н. В. Гоголя "Ревизор" и поэмы "Мертвые души"....

Упражнения по стилистике на материале произведений М. Ю. Лермонтова.

Для упражнений использованы стихотворения М. Ю. Л ермонтова  "Смерть поэта", "Дума" и роман " Герой нашего времени"....

Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи»

Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи» составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: - Федеральным законом № 273 - ФЗ «Об образовании в Российс...