Стилистика.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа практикума предназначена для обучающихся 11 класса.
Данный практикум рассчитан на 17 часов. Программа предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализировались на уроках русского языка, но не рассматривались в достаточно полном объёме и в определённой системе.
Цель данного практикума заключается, с одной стороны, в расширении лингвистического кругозора обучаемых за счёт усвоения новых стилистических знаний, а с другой – и это главное – в совершенствовании их коммуникативных умений и навыков.
Его главные задачи могут быть сформулированы следующим образом:
- Ознакомить обучающихся с основными понятиями стилистики;
- Расширить и углубить знания о стилистических средствах орфоэпии, лексики, фразеологии, морфологии и синтаксиса, показав их роль в создании стилистической синонимии языка, а также в организации функциональных стилей;
- Углубить знания о функционально-стилистической дифференциации языка, дав характеристику основных стилей и выделив нормативный аспект характеристики стилей;
- Вооружить обучающихся разнообразными стилистическими умениями;
- Научить школьников осмысленнее, смелее и эффективнее пользоваться словом.
Основные виды деятельности с обучающимися на занятиях практической стилистикой: беседы с целью уяснения обучающимися назначения стилистики, содержания её основных понятий; рассмотрение стилевой и эмоционально-экспрессивной окрашенности языковых единиц; анализ стилистических синонимов и вариантов (в текстах, словарях и грамматико-стилистических справочниках), наблюдения над особенностями разных стилей произношения (в магнитофонной записи); стилистический анализ текстов, стилистическое редактирование.
Обучающиеся, применяя полученные знания, должны уметь:
- Определять стили речи; уметь проводить стилистический анализ текста; уметь находить стилистические ошибки и исправлять их;
- Уметь работать со словарями разных типов;
- Уметь анализировать лексические и грамматические средства языка, обеспечивающие информационность текста, его цельность, модальность;
- Уметь анализировать оттенки значений слов-синонимов; уметь выбрать из ряда возможных необходимый для данной ситуации общения вариант слова.
- Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности |
1. | Язык как единство взаимосвязанных сторон – системы и функционирования | 1 | Лекция с элементами беседы |
2. | Слово и стиль | 3 | Лекция, беседа с учащимися; выступления учащихся с короткими сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы, самостоятельная практическая работа с использованием разных видов словарей, творческие работы, наблюдения над словом с привлечением репродукций картин |
3. | Стилистическое использование фразеологизмов | 3 | Семинар, посвящённый закреплению сведений и наблюдению над функциями фразеологизмов, приёмами их использования в художественных текстах разных жанров. Работа с фразеологическим словарём. |
4. | Форма слова и стиль | 4 | Комплексный анализ художественных текстов разных жанров. Упражнения на замену в текстах одних средств другими, функционально близкими; подстановку стилистически подходящих единиц или устранение неуместных слов и словосочетаний; развёртывание и свёртывание отдельных отрезков текста (стилистический эксперимент). Подготовка и проведение игры «Кто хочет стать отличником». Работа с использованием разных видов словарей. |
5. | Синтаксис и стилистика | 2 | Сопоставление данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли. Проведение стилистического эксперимента(конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости). Деловая игра «Исправь стилистические ошибки». Работа над устной речью: выразительное чтение, прослушивание магнитофонной записи, пересказ текстов |
6. | Стили речи | 2 | Стилистический анализ текстов, относящихся к разным функциональным стилям. Подбор учащимися текстов разных функциональных стилей, определение их жанровой природы. Круглый стол на тему «Стили речи и их особенности» |
7. | Культура и правильность речи | 2 | Семинар «Культура речи: нормы современного русского литературного языка». Практикум «Культура письменной и устной речи. Формирование стилистического мышления». Выступления учащихся с рефератами, подготовленными на основе лекций учителя, практических занятий, рекомендованной литературы и анализа конкретного языкового материала |
Содержание программы
Тема 1. Язык как единство взаимосвязанных сторон – системы и функционирования. Значимость функциональной (речевой) стороны языка. Функционирование языка – основа стилистики.
Тема 2. Слово и стиль.
Стилистическая дифференциация слов современного русского языка. Книжная лексика; её разряды: общекнижная лексика и лексика, закреплённая за определённой сферой общения (научная, официальная, публицистическая). Разговорная лексика, её разряды. Нейтральная лексика. Стилистические возможности многозначности, синонимии, антонимии и омонимии. Устаревшие слова и неологизмы в аспекте стилистики.
Тема 3. Стилистическое использование фразеологизмов.
Стилистическое богатство русской фразеологии. Фразеология разговорная, книжная и нейтральная. Экспрессивно окрашенная фразеология.
Тема 4. Форма слова и стиль.
Стилистические средства частей речи. Синонимия форм рода, числа и падежа существительных; полных и кратких форм, степеней сравнения прилагательных; количественных и собирательных числительных; глагольных форм. Стилистические качества служебных слов и междометий.
Тема 5. Синтаксис и стилистика.
Особая роль синтаксических средств в выражении экспрессивных качеств речи. Своеобразие синтаксической синонимии. Стилистические синонимы и параллельные синтаксические конструкции.
Тема 6. Стили речи.
Научный стиль речи; официально-деловой стиль; художественный стиль. Сфера использования. Основные черты. Языковые признаки. Типичные нарушения норм в вышеуказанных стилях речи.
Тема 7. Культура и правильность речи.
Качества хорошей речи: правильность, точность, выразительность, богатство, чистота, логичность. Средства языка, обеспечивающие качества правильной речи: нормы русского литературного языка; словарное богатство языка; эмоциональная стилистическая окраска слов и синтаксических конструкций. Словари, фиксирующие нормы русского литературного языка. Нормы ударения и произношения. Ошибки, связанные с нарушением норм русского литературного языка в устной и письменной речи и их предупреждение.
Литература
- Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: справочник для учащихся. – М.: 1988
- Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – М.: 1973
- Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. – М.: 1980
- Плёнкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. – М.: 1975
- Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Н., Леонова Н.А. Стилистика русского языка. / Под редакцией Н.М. Шанского. – Л., 1989
- Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. – М.: 1984
- Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: 1974
- Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. Изд. 2-е. – Л.: 1990
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М.: 1988
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: 1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективногокурса "Основы стилистики" 10 класс
Элективный курс "Основы стилистики" расчитан на 79 часов для учащихся 10 классов. В этой программе рассматриваются основные аспекты изучения текста, его анализа. Для закрепления материала используются...
урок по стилистике СОГЛАСОВАНИЕ СКАЗУЕМОГО С ПОДЛЕЖАЩИМ
По тема согласование сказуемого с подлежащим разработан опорный конспект, практикум и тесты. Это открытый урок по стилистике в 11 классе...
Советы по стилистике
Когда пишете сочинение, будьте внимательны!Не злоупотребляйте цитатами, особенно большими. Пользуйтесь разными приемами цитирования.Избегайте повторяющихся слов, пользуйтесь с...
К/Р по стилистике по теме "Лексика"
Контрольная работа по стилистике Тема "Лексика."Варианты 1, 2...
Упражнения по стилистике на материале произведений Н. В. Гоголя
Для упражнений использован материал пьесы Н. В. Гоголя "Ревизор" и поэмы "Мертвые души"....
Упражнения по стилистике на материале произведений М. Ю. Лермонтова.
Для упражнений использованы стихотворения М. Ю. Л ермонтова "Смерть поэта", "Дума" и роман " Герой нашего времени"....
Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи»
Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи» составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: - Федеральным законом № 273 - ФЗ «Об образовании в Российс...