Упражнения по стилистике на материале произведений Н. В. Гоголя
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
Для упражнений использован материал пьесы Н. В. Гоголя "Ревизор" и поэмы "Мертвые души".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_po_stilistike._gogol..docx | 14.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения по стилистике
( на материале произведений Н.В. Гоголя).
1.Чем отличается речь городничего в первой редакции «Ревизора» от окончательной редакции? Чем лучше окончательная редакция?
Первая редакция Окончательная редакция
« Нет, Аммос Федорович, вы хотя и «Эк, куда хватил! Еще умный человек! В уездном
Ученый человек, но не туда попали. городе измена. Что он пограничный, что ли?
Где нашему уездному городишке? Да отсюда хоть три года скачи – ни до какого
Если бы он был пограничным, еще государства не доедешь».
бы как – нибудь возможно предполо-
жить; а то стоит черт знает где – в глуши…
Отсюда хоть три года скачи, ни до какого
государства не доскачешь» .
2. Дайте ироническое толкование следующим явлениям: неостроумное пошлое высказывание; грубость человека; лень и нежелание учиться; грязное помещение. (Например, о малоразвитом, говорящем вздор человеке можно выразиться иронически : « Что говорит! И говорит, как пишет!»)
3. Приводим одну из авторских характеристик Чичикова (из I главы). Что можно сказать о герое на основании этой характеристики? Выпишите из данного текста синонимы слова « говорить» и укажите их стилистическую роль.
« О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, - он показывал, что ему небезызвестны и судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре – и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели – о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; о выделке горячего вина – и в горячем вине знал он толк; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках – и о них судил так, как будто он сам был и чиновником, и надсмотрщиком».
4. Отметьте богатство синонимов в данных отрывках:
« Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и в потомство».
«Живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман…а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку…»
« В разговоре рождалось само собою желание кольнуть друг друга; просто одна другой из небольшого наслаждения при случае всунет иное живое словцо: вот , мол, тебе! На, возьми! Съешь!»
5.Сравните черновую и окончательную редакции текстов из VI главы поэмы « Мертвые души». Отметьте стремление Гоголя к точности, жизненной правдивости характеристики.
Черновой вариант Окончательный вариант
«…Помещик, который черпает « Помещик, крутящийся во всю ширину
Жизнь широкой чашей, сколько русской удали и барства, прожигающий,
захватила богатырская рука , как говорится, насквозь жизнь».
и веселится во всю ширину
русской удали и барства» .
« Угрюмее облекаются в « Далеко трепеща листьями в вышине,
непробудный плащ уходя глубже в непробудный мрак,
мрака вершины деревьев , негодуют суровые вершины
негодующих в вышине». дерев».
6.Определите смысловые оттенки глагола хватить в следующих предложениях:
« Чичиков увидел, что старуха хватила далеко».
« Чичиков… хватил в сердцах стулом об пол».
« Натура…хватила топором раз – вышел нос, хватила другой – вышли губы».
« Эх, куда хватили – по восемь гривен!»
«Из брички вылезла девка с платком на голове, в телогрейке, и хватила обоими кулаками в ворота».
7. С каждым из данных слов – синонимов придумайте предложение ( по теме Н. В. Гоголь):
Мысль, дума, представление, понятие, положение, мнение, суждение, намерение, идея.
:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения по стилистике на материале произведений М. Ю. Лермонтова.
Для упражнений использованы стихотворения М. Ю. Л ермонтова "Смерть поэта", "Дума" и роман " Герой нашего времени"....
Дипломная работа на тему: "Концептосфера ранних произведений Н.В. Гоголя (на материале повестей «Майская ночь, или Утопленница» и «Ночь перед Рождеством»)".
Дипломная работа посвящена анализу индивидуально-авторской концептосферы, основанной на национальном мировидении. Предлагаемое исследование может быть частично использовано на уроках литературы или ко...
Эволюция образа «маленького» человека в русской литературе Х1Х-ХХ веков (на материале произведений А.С.Пушкина «Медный всадник», Н.В.Гоголя «Шинель», Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Т.Н.Толстой «Соня»)
Данный урок уместно проводить в 10 классе профильного уровня, т.к. изучение литературы на профильном уровне , сохраняя фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об ист...
Эмоционально-оценочные прилагательные в структуре лексико-семантических полей «хороший», «плохой» (на материале произведений Н.В. Гоголя)
Классификация эмоционально-оценочных прилагательных на примере произведений Н. В. Гоголя,...
Эмоционально-оценочные прилагательные в структуре лексико-семантических полей «хороший», «плохой» (на материале некоторых произведений Н.В. Гоголя)
Классификация эмоционально-оценочных прилагательных на примере произведений Н. В. Гоголя...
Дидактические материалы по произведению Н.В. Гоголя "Мертвые души"
В дидактических материалах представлены тестовые работы на знание содержания глав со 2 по 6 поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"...
Дидактические материалы по произведению Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Дидактический материал можно использовать при проведении итоговых работ на знание текста поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"....