Упражнения по стилистике на материале произведений Н. В. Гоголя
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Для упражнений использован материал пьесы Н. В. Гоголя "Ревизор" и поэмы "Мертвые души".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_po_stilistike._gogol..docx14.11 КБ

Предварительный просмотр:

                   Упражнения по стилистике

       (  на материале произведений Н.В. Гоголя).

1.Чем отличается речь городничего в первой редакции «Ревизора»  от окончательной редакции? Чем лучше окончательная редакция?

Первая редакция                            Окончательная редакция

« Нет, Аммос Федорович, вы хотя и    «Эк, куда хватил! Еще умный человек! В уездном

Ученый человек, но не туда попали.        городе измена. Что он пограничный, что ли?

Где нашему уездному городишке?          Да отсюда хоть три года скачи – ни до какого

Если бы он был пограничным, еще         государства не доедешь».

бы как – нибудь возможно предполо-

жить; а то стоит черт знает где – в глуши…

Отсюда хоть три года скачи, ни до какого

государства не доскачешь»  .  

2. Дайте ироническое толкование  следующим явлениям: неостроумное пошлое высказывание; грубость человека; лень и нежелание учиться; грязное помещение. (Например, о малоразвитом, говорящем вздор человеке можно выразиться иронически : « Что говорит! И говорит, как пишет!»)

3. Приводим одну из авторских характеристик Чичикова (из I главы). Что можно сказать о герое  на основании этой характеристики? Выпишите из данного текста синонимы слова « говорить» и укажите их стилистическую роль.

    « О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, - он показывал, что ему небезызвестны и судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре – и в бильярдной игре  не давал он промаха; говорили ли о добродетели – о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; о выделке горячего вина – и в горячем вине знал он толк; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках – и о них судил так, как будто он сам был и чиновником, и надсмотрщиком».

4. Отметьте богатство синонимов в данных отрывках:

  « Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и в потомство».

    «Живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман…а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку…»

      «  В разговоре рождалось само собою желание кольнуть друг друга; просто одна другой из небольшого наслаждения при случае всунет иное живое словцо: вот , мол, тебе! На, возьми! Съешь!»

    5.Сравните черновую и окончательную  редакции текстов  из VI главы поэмы « Мертвые души». Отметьте стремление Гоголя к точности, жизненной правдивости характеристики.

          Черновой вариант                                       Окончательный вариант

«…Помещик, который черпает         « Помещик, крутящийся во всю ширину

Жизнь широкой чашей, сколько        русской удали и барства, прожигающий,

захватила богатырская рука ,             как говорится, насквозь жизнь».

и веселится во всю ширину  

русской удали и барства» .

« Угрюмее облекаются в                        « Далеко трепеща листьями в вышине,

непробудный плащ                                    уходя глубже в непробудный мрак,

мрака вершины деревьев ,                       негодуют суровые вершины

 негодующих в вышине».                          дерев».

6.Определите смысловые оттенки глагола хватить в следующих предложениях:

« Чичиков увидел, что старуха хватила далеко».

« Чичиков… хватил в сердцах стулом об пол».

« Натура…хватила топором раз – вышел нос, хватила другой – вышли губы».

« Эх, куда хватили – по восемь гривен!»

«Из брички вылезла девка с платком на голове, в телогрейке, и хватила обоими кулаками в ворота».

7. С каждым из данных слов – синонимов придумайте предложение ( по теме Н. В. Гоголь):

Мысль, дума, представление, понятие, положение, мнение, суждение, намерение, идея.

:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по стилистике на материале произведений М. Ю. Лермонтова.

Для упражнений использованы стихотворения М. Ю. Л ермонтова  "Смерть поэта", "Дума" и роман " Герой нашего времени"....

Дипломная работа на тему: "Концептосфера ранних произведений Н.В. Гоголя (на материале повестей «Майская ночь, или Утопленница» и «Ночь перед Рождеством»)".

Дипломная работа посвящена анализу индивидуально-авторской концептосферы, основанной на национальном мировидении. Предлагаемое исследование может быть частично использовано на уроках литературы или ко...

Эволюция образа «маленького» человека в русской литературе Х1Х-ХХ веков (на материале произведений А.С.Пушкина «Медный всадник», Н.В.Гоголя «Шинель», Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Т.Н.Толстой «Соня»)

Данный урок уместно проводить в 10 классе профильного уровня, т.к. изучение литературы  на профильном уровне , сохраняя фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об ист...

Эмоционально-оценочные прилагательные в структуре лексико-семантических полей «хороший», «плохой» (на материале произведений Н.В. Гоголя)

Классификация эмоционально-оценочных прилагательных на примере произведений  Н. В. Гоголя,...

Дидактические материалы по произведению Н.В. Гоголя "Мертвые души"

В дидактических материалах представлены тестовые работы на знание содержания глав со 2 по 6 поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"...

Дидактические материалы по произведению Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Дидактический материал можно использовать при проведении итоговых работ на знание текста поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"....