Упражнения по стилистике на материале произведений М. Ю. Лермонтова.
методическая разработка (русский язык, 11 класс) по теме

Для упражнений использованы стихотворения М. Ю. Л ермонтова  "Смерть поэта", "Дума" и роман " Герой нашего времени".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_po_stilistike_lermontov.docx13.81 КБ

Предварительный просмотр:

                            Упражнения по стилистике

       ( на материале произведений М.Ю. Лермонтова)

  1. Ниже приводятся строки из чернового и окончательного варианта  стихотворения «Смерть поэта». Почему Лермонтов остановился на словах окончательного варианта.

Черновой вариант                    Окончательный вариант

1.Не вы ль сперва так долго           1. Не вы ль сперва так злобно

гнали…                                                  гнали…

2.Чудный дар                                         2. Смелый дар

3.  Из любопытства возбуждали               3. И для потехи раздували

4. Его противник хладнокровно          4.Его убийца хладнокровно

4 а. Сошлись. Противник                           Навел удар…спасенья нет…

                          Хладнокровно

 Навел удар… Надежды нет.

5.Зачем он руку жал клеветникам        5.  … клеветникам ничтожным

 безбожным…

6….Коварным шепотом                            6…. насмешливых невежд

             презрительных невежд

           бесчувственных невежд…

2.Найдите примеры звукописи в стихотворении «Дума» и укажите  ее стилистическую роль.

3.Продолжите ряды синонимов, сочетая  их с  существительными:

 Яркий, выдающийся –

Громкий, сильный –

Идти, шагать –

4.В приведенном ниже отрывке из «Тамани» пропущены определения, подберите их сами, а затем проверьте по тексту романа:

      «…месяц светил на…крышу и… стены моего…жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника стояла  избочась…лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с…ропотом плескались…волны. Луна тихо смотрела на…стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых…снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на…черте небосклона».

5. Покажите на примере любого описательного отрывка особенности художественной прозы Лермонтова:

А) конкретность, ясность, лаконизм;

Б) простоту синтаксических конструкций;

В) эмоциональность, красочность эпитетов.

                                                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.

изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....

Урок "Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича" по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок  литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по теме «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича...

Упражнения по стилистике на материале произведений Н. В. Гоголя

Для упражнений использован материал пьесы Н. В. Гоголя "Ревизор" и поэмы "Мертвые души"....

Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе:"Отечественная война 1812 года в произведениях М. Ю. Лермонтова".

Интегрированный урок дает возможность шире и глубже изучить данную тему. Позволяет провести комплексный анализ стихотворений, получить полную историческую информацию о сюбытиях 1812 года. Развитие меж...

Тест по теме "История в произведениях Пушкина и Лермонтова"

Тест предназначен для осуществления контроля знаний учащихся по теме "История в произведениях Пушкина и Лермонтова". После вариантов теста помещен ключ к тесту и критерии оценки....

Внеклассное занятие по произведению М.Ю. Лермонтова "Бородино" в 7 классе

Внеклассное инегрированное занятие по произведению М.Ю.Лермонтова "Бородино" в коррекционной школе VIII вида...

Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: «Человек и государство (на историческом материале эпохи Ивана Грозного и материале поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова...»)

Интегрированный (бинарный) урок  литературы и истории позволяет поднять проблему отношений человека и государства и ответить на вопрос: есть ли у человека право и возможность противостоять давлен...