Формирование у учащихся пунктуационных умений
статья по русскому языку по теме

В этой статье рассказывается о формировании у учащихся пунктуационных умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovaniya_u_uchashchihsya_punktuacionnyh_umeniy.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Формирования у учащихся пунктуационных умений.

Пунктуационная ошибка - это неиспользование пишущим необходимого знака препинания, его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим. Пунктуационная ошибка противопоставляется пунктуационной норме, отраженной в пунктуационном правиле. Работа над пунктуационными ошибками - необходимое звено в системе формирования у учащихся пунктуационных умений.

Причины появления у учащихся пунктуационных ошибок

Пунктуационные ошибки в настоящее время занимают первое место по сравнению с другими типами ошибок. Так, в среднем на одну орфографическую ошибку в письменных работах учащихся приходится четыре-пять пунктуационных ошибок. Их распространенность объясняется чрезвычайной сложностью пунктуационного умения, которое основывается не только на знании синтаксиса и умении достаточно быстро схематизировать структуру записываемого предложения, как считает Г.И. Блинов (2), но и на умении выражать разные смыслы в коммуникативных единицах - предложении и тексте. Пунктуационные ошибки закономерно появляются в силу как объективных, так и субъективных причин.

    - незнание учащимися пунктуационной нормы к моменту написания письменной работы;

    - коммуникативно-речевая основа постановки знаков препинания, связанная с выделением смыслов, которые необходимо обозначить средствами графики;

    - связь с достаточно сложной грамматикой;

    - наличие массы ограничений в употреблении знаков препинания в одной и той же синтаксической позиции;

    - возможность семантически по-разному членить коммуникативную единицу.

    - неточное или полное незнание пишущим пунктуационной нормы;

    - незнание опознавательных признаков смысловых отрезков, подлежащих выделению знаками препинания;

    - невладение синтаксическим и смысловым разбором предложения;

    - смешение условий выбора знаков препинания, приводящее к созданию пишущим ложных правил.

Предупреждение пунктуационных ошибок в письменных работах учащихся

Появление пунктуационных ошибок предупреждает вся система работы по пунктуации. Вместе с тем возникает необходимость в специальной работе, направленной на нейтрализацию причин появления ошибок и на предупреждение ошибок в очередных письменных работах учащихся.

Для нейтрализации причин появления пунктуационных ошибок выработаны соответствующие приемы работы. Рассмотрим их применительно к каждой из причин. Если в предлагаемом упражнении невозможно обойтись без еще не изученных синтаксических конструкций, следует предварительно разъяснить ученикам соответствующую норму и указать знаки, которые они должны поставить. Перед ознакомлением с новой нормой необходимо сформировать у школьников синтаксическую зоркость и прочные умения синтаксически разбирать данную конструкцию. Учитывая связь пунктуации с речью, следует в систему пунктуационных

упражнений включать коммуникативные упражнения, направленные на выражение тех значений, которые лежат в основе изучаемого смыслового отрезка. В языковом материале, отбираемом для пунктуационного упражнения, должны быть представлены все варианты данной нормы.

Существенную роль в предупреждении ошибок играет работа, обеспечивающая знание опознавательных признаков смысловых отрезков, подлежащих выделению или невыделению знаками препинания, а также сопоставление и противопоставление условий выбора смешиваемых детьми норм.

Специальная работа по предупреждению пунктуационных ошибок организуется перед выполнением контрольных работ и работ по развитию связной речи учащихся. Для предупреждения пунктуационных ошибок в предстоящем контрольном диктанте из него выписываются предложения с теми синтаксическими структурами, которые ранее у других учащихся вызывали затруднения. Выбранный материал в течение двух-трех уроков до написания диктанта используется в качестве дидактического материала. В сильном классе учитель предлагает аналогичные примеры, а в слабом - выписанные из текста диктанта. Такая работа в сочетании с другими пунктуационными упражнениями обеспечивает достаточно устойчивые, хорошие результаты.

Подобная работа проводится незадолго до написания изложений, тексты которых предварительно подвергаются пунктуационному анализу. Из них выписываются предложения с изученными или изучаемыми в данный момент синтаксическими структурами. Эти или аналогичные предложения включаются в упражнения для рассредоточенной работы на двух-трех уроках. В слабом классе целесообразно сообщить о том, что подобные предложения могут встретиться в тексте изложения и что желательно запомнить, как в них расставляются знаки препинания. В процессе знакомства с текстом изложения на специальном уроке развития связной речи уместно обратить внимание детей на повторенные синтаксические конструкции, а также вывесить на доске таблицы-схемы аналогичных предложений с указанием знаков препинания в них.

Содержание работы по предупреждению пунктуационных ошибок в сочинениях складывается, во-первых, из конкретных недочетов, допущенных другими учащимися в такой же работе, во-вторых, из синтаксических конструкций, которые школьники могут использовать для передачи собственных мыслей. Первая группа синтактико-пунктуационного материала используется для рассредоточенной подготовки, а вторая - на уроке развития речи во время составления рабочих материалов к сочинению.

Учет пунктуационных ошибок из работ учащихся

В работе над пунктуационными ошибками невозможно учитывать конкретные предложения, так как они невоспроизводимы, а создаются всякий раз заново говорящими для отражения конкретного события. В этом заключается существенное отличие от учета орфографических ошибок в словах, которые воспроизводятся говорящими, поэтому целесообразно вести учет не конкретных предложений, в которых допущены пунктуационные ошибки, а схем этих предложений с включением в них соответствующих смысловых отрезков, например:

В учетном листе учителя возможна не полная схема, а только та часть, в которой отражается ошибка, например:

Учет пунктуационных ошибок необходим для организации эффективной работы над ними, и в этом учете должны принять участи и учитель, и ученики. Учитель регистрирует общеклассные ошибки - частотные и типичные, а учащиеся - свои индивидуальные погрешности.

Учет учителем общеклассных затруднений школьников. Регистрацию ошибок учащихся целесообразно проводить в той же тетради, в которой учитель фиксирует орфографические ошибки. Методика пунктуации выработала две формы учета пунктуационных ошибок: для ошибок, допущенных учащимися в обучающих упражнениях (в тетрадях № 1 и 2), и для ошибок, допущенных в контрольных диктантах, а также в изложениях и сочинениях.

Для регистрации пунктуационных ошибок, допущенных в обучающих упражнениях, учитель вводит в тетради учета ошибок страницу; на ней он помещает схемы предложений, в которых были сделаны ошибки, в той последовательности, в которой они расположены в тексте упражнения, и отмечает количество учеников, допустивших ошибки, например:

В силу того что контрольным диктантом проверяется владение несколькими пунктуационными нормами, а изложения и сочинения являются нестандартными упражнениями, учет в них пунктуационных ошибок целесообразно фиксировать по видам изученных и проверяемых в данный момент смысловых отрезков. Для этой цели в тетради учета ошибок учитель отводит две страницы (разворот тетради), которые делятся на столько граф, сколько проверяется пунктуационных норм. Каждой графе соответствует отдельная норма. В эти графы вписываются схемы предложений, в которых допущены пунктуационные ошибки, и указывается количество учащихся, допустивших подобные ошибки.

Пример заполнения такого учетного листа (на развороте тетради):

Ошибки при обращении Ошибки при причастном обороте Ошибки при однородных членах Ошибки в сложном предложении Ошибки при прямой речи

Учет учащимися индивидуальных пунктуационных ошибок. Дети должны знать свои пунктуационные пробелы, чтобы самостоятельно работать над ними. Регистрацию своих ошибок школьники проводят в рабочих тетрадях № 1 и 2. Для этой цели они выписывают предложения, в которых были допущены ошибки, и строят их схемы, подчеркивая места, где была нарушена норма.

Работа над пунктуационными ошибками на уроке

Работе над ошибками на уроке - исправлению их учащимися и закреплению пунктуационной нормы - предшествует подготовка к ней учителя. Она складывается из следующих элементов: проверки тетрадей, заполнения учетного листа ошибок и составления поурочного плана работы над ошибками. Подготовка учителя и организация им урока зависят от вида проверенной письменной работы учащихся: обучающей, контрольной, по развитию связной речи. В зависимости от этого различаются три методики работы над пунктуационными ошибками.

Методика работы над пунктуационными ошибками в обучающих упражнениях. Работа над пунктуационными ошибками в ранее выполненных обучающих упражнениях совмещается с темой очередного урока и включается в его план как органическая часть. В поурочном плане предусматриваются следующие ее элементы:

    - исправление учащимися ошибок и их учет при раздаче тетрадей;

    - включение учителем предложений, в которых были пунктуационные ошибки, в систему дидактического материала, подобранного им для закрепления нового (в виде диктантов, составления схем предложений, подбора аналогичных предложений, нахождения и выписывания таких же предложений из учебника или из других источников).

В дальнейшем на уроках целесообразно при проверке домашнего задания предлагать отвечавшим в качестве дополнительного задания мини-диктанты из их личных учетных листов. Такая организация работы обяжет учащихся систематически повторять трудный для них материал.

Методика работы над пунктуационными ошибками в контрольных диктантах. Для работы над ошибками в контрольном диктанте отводится специальный урок. В V-VII классах работа по пунктуации будет занимать на этом уроке лишь часть времени, а в VIII-IX классах урок в основном посвящается пунктуации.

Над всеми допущенными ошибками ввиду ограниченности времени работать не удастся, поэтому следует выбрать в V-VII классах 2-3, а в VIII-IX классах 4-5 нарушенных норм - типичных и частотных.

В поурочный план включается, во-первых, оценка пунктуационной грамотности класса в целом и отдельных учащихся (в первую очередь тех, кто продвинулся вперед в овладении пунктуацией). Во-вторых, для каждой отобранной нормы:

    - записываются все предложения, в которых она имелась в диктанте;

    - намечается объяснение ошибок и составление схем предложений;

    - включается упражнение, в котором имеются предложения с рассматриваемой нормой.

На завершающем этапе урока в VIII-IX классах целесообразно предусмотреть небольшое упражнение по развитию связной речи, направленное на использование в нем тех смысловых отрезков, над которыми велась работа на уроке (творческий или свободный диктант, сочинение-миниатюра, сочинение по опорным словам и т.д.). В качестве домашнего задания предлагается, во-первых, запомнить норму постановки знаков препинания при использовании рассмотренных на уроке смысловых отрезков, во-вторых, какое-либо самостоятельное упражнение, например составление предложений с данными смысловыми отрезками.

Методика работы над пунктуационными ошибками в изложениях и сочинениях. На специальном уроке работе над пунктуационными ошибками (как и над орфографическими) отводится небольшая часть времени для сообщения результатов и для исправления и учета ошибок. В поурочный план включается следующий материал: до раздачи тетрадей - сообщение общих результатов работы по пунктуации; после раздачи тетрадей - исправление индивидуальных ошибок учащимися и учет этих ошибок.

Работа над пунктуационными ошибками - над их объяснением и закреплением нормы - переносится на очередные уроки русского языка и реализуется рассредоточенно: на 2-3 уроках в V-VII классах и на 4-5 - в VIII-IX классах.

Для работы над каждой в отдельности ошибкой в поурочный план включаются:

    - ее объяснение при проверке домашнего задания, в том числе составление схемы предложения;

    - предложения с данной нормой в качестве дидактического материала для новой темы.

Будучи рассредоточенной, работа над пунктуационными ошибками обеспечивает условия для длительной тренировки.

Литература

    Хрестоматия по методике русского языка. Преподавание орфографиии пунктуации в общеобразовательных учебных заведениях / Авторы-сост.В.Ф. Иванова, Б.И. Осипов. - М., 1995.

    Блинов Г.И. Методика пунктуации в школе. - М., 1978.

    Григорян Л.Т. Обучение пунктуации в средней школе. - М., 1982.

    Ломизов А.Ф. Обучение пунктуации в средней школе. - М., 1975.

    Основы методики русского языка в 4-8 классах / Под ред. А.В. Текучева идр. - М., 1982.

    Пешковский A.M. Вопрос о "вопросах" // Избранные труды. - М.,1959.

    Фигуровский И.А. Обучение школьников пунктуации целого текста // Рус. яз. в школе. - 1970. - № 1.

    Щерба Л.В. Безграмотность и ее причины // Избранные работы по русскому языку. - М., 1957.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся при подготовке к ЕГЭ и ГИА с использованием информационных технологий

Мы живем в стремительный век, поэтому то, что казалось целесообразным вчера, сегодня предстает уже как архаическое явление. И чтобы «в просвещении стать с веком наравне», как говорил А.С. Пушкин...

Формирование у учащихся практических умений и навыков в опасных и чрезвычайных ситуациях

Специфика учебного процесса по предмету ОБЖ в школе заключается в том, чтобы не только дать учащимся знания в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и сформировать у них практические у...

Семинар "ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЧНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПЕРЕГРУЗКИ УЧАЩИХСЯ"

«Думаю, что все сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путем самообразования».  ...

Система работы по формированию общеучебных и специальных умений учащихся в процессе оптимального сочетания разных форм учебной работы на уроках истории

Проблема формирования общеучебных и специальных умений в современных социально-экономических условиях....

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ И ПУНКТУАЦИОННЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Проблема орфографической и пунктуационной грамотности учащихся является одной из ведущих в курсе русского языка. Как научить учащихся грамотно писать, и умело применять орфографические и пунктуационны...

Использование потенциала учебно-исследовательской и проектной деятельности для формирования у учащихся коммуникативных умений

В статье рассматривается вопрос использования в учебном процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности на примере двух ученических проектов....

Методические приемы и система упражнений, нацеленных на формирование синтаксических и пунктуационных умений у обучающихся

Система упражнений, направленных на совершенствование синтаксических знаний и умений школьников....