Использование потенциала учебно-исследовательской и проектной деятельности для формирования у учащихся коммуникативных умений
учебно-методический материал (7 класс) по теме

В статье рассматривается вопрос использования в учебном процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности на примере двух ученических проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_i_nauchno-issledovatelskaya_deyatelnost.rar549.93 КБ

Предварительный просмотр:

Использование потенциала учебно-исследовательской и проектной деятельности для формирования у учащихся коммуникативных умений

Выполнила:

учитель немецкого языка МБОУ СОШ№6

п.Чегдомын

Синюшкина Галина Викторовна

Учебно – исследовательская деятельность   деятельность учащихся, связанная с решением  учащимися  творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным  решением и направленная на выяснение истины, на получение нового знания. Она предполагает наличие  основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной  проблематике, подбор методик исследования и практическое  овладение ими, сбор  собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

 

Проектная деятельность учащихся –  это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность  учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего  результата деятельности. Непременным условием проектной  деятельности является наличие представлений о конечном продукте  деятельности  и этапов его  достижения.

 Включение  учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность есть один  из путей повышения мотивации и эффективности  самой учебной деятельности в основной школе и имеют следующие важные особенности:

  1. цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это  означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков  в предметной области «иностранный язык», не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
  2. учебно-исследовательская и проектная  деятельности должны быть организованы таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми  группами одноклассников, учителей и т.д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
  3. организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание  различных  видов  познавательной  деятельности.
  4. итогами проектной и исследовательской  деятельности  следует считать не столько предметные  результаты, сколько интеллектуальное, личностное  развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно  работать, уяснение  сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

              В ходе проектной и исследовательской деятельности формируется и коммуникативная компетенция, т.е  знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения, а также способность и готовность  осуществлять иноязычное  общение, составляющими которой являются:

    * лингвистическая компетенция, т.е. знание определенного словарного запаса и синтаксических правил и умение использовать их для построения связных высказываний;
    * социолингвистическая компетенция, т.е. способность использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации общения (контекст - кто с кем общается, по какому поводу, где, с какой целью и т.д.), которая определяет выбор языковых форм:
    * дискурсивная компетенция, т.е. способность воспринимать и порождать высказывание в коммуникативном общении;
    * стратегическая компетенция, т.е. способность прибегать к стратегии общения, в вербальной и невербальной, в целях компенсации незнакомого языкового материала;
    * социокультурная компетенция, т.е. желание вступать в общение с другими, уверенность в себе, предполагающая поставить себя на место другого, а также знании социальных отношений в обществе и умение ориентироваться в них
.

Овладение коммуникативной компетенцией предполагает овладение иноязычным общением в единстве всех его функций: информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной (ценностно-ориентационной) и этикетной. В ходе реализации этих функций решаются определенные коммуникативные задачи и формируются основные коммуникативные умения .

Функции общения, решаемые в ходе их реализации коммуникативные задачи и формируемые коммуникативные умения

Информационная (познавательная, когнитивная) функция

запросить информацию

сообщить информацию

объяснить информацию

воспринять и понять воспринятую информацию

Формирование продуктивных речевых умений: в говорении и письме

Регулятивная (побудительная) функция

побудить к чему-либо

попросить о чем-либо

предложить что-либо

посоветовать

договориться о чем-либо

воспринять побуждение и отреагировать на него

Эмоционально-оценочная (ценностно-ориентационная) функция

выразить мнение, оценку

выразить чувства, эмоции

доказывать, убеждать

ощутить удовольствие/неудовольствие и другие чувства от воспринятой информации

Этикетная функция

обратиться, начать разговор

выразить интерес к собеседнику, внимательно слушать и слышать

поддержать разговор, закончить его

поздравить с праздником

поблагодарить

выразить сочувствие/соболезнование

Формирование рецептивных речевых умений в восприятии речи на слух (аудировании) и чтении

Для того, чтобы реализовать указанные функции общения средствами иностранного языка, необходимо овладеть этими средствами, уметь употреблять их в основных видах речевой деятельности, знать определенные страноведческие реалии, особенности речевого и неречевого поведения в социокультурном контексте страны/стран изучаемого языка, уметь овладеть всеми этими знаниями, навыками и умениями, а также умениями выходить их положения при нехватке иноязычных языковых средств (компенсаторными умениями) -–использовать трифраз, заменять нужное слово синонимом и т.п. Таким образом, овладение иноязычным общением даже в ограниченных пределах – процесс многослойный, многоаспектный, а коммуникативная компетенция (как методическое понятие), выступающая как искомый результат обучения, - явление сложное, многокомпонентное.

                 Коммуникативная компетенция как  готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми  есть важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни.  Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. В ходе исследовательской и проектной деятельности формируются:

 способность принимать правильные решения

Человек должен предвидеть результаты самых важных действий, а не сосредотачиваться на одном или двух из них. Эта способность требует умения работать с другими людьми и уважения к их способностям, а также доверия к способности других людей внести значительный вклад в достижения поставленных целей.

персональная ответственность

Необходимо  добиваться цели, требующей согласованных коллективных усилий, чтобы каждый член группы был готов брать на себя  ответственность.

Готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные решения

Выражение доверия к компетенции других людей.

Внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей

Готовность замечать социальные, личностные, физические, организационные, теоретические, технические или коммуникативные проблемы, которые препятствуют продвижению к цели, и готовность их преодолевать. Необходима также чувствительность к мимолетным впечатлениям и способность их использовать.

Самостоятельность мышления, оригинальность

Самоконтроль

Способность человека удерживаться от первичного побуждения сказать и сделать что-либо, а затем заменять импульсивное поведение на более адекватное. Тенденция избегать поспешных решений, основанных на неполной информации.

            Для ученика проект – это максимальная возможность раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учениками. Проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы. Он носит практический характер и значим для определенного круга людей.

             Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. Воплощением исходной проблемы является проектный продукт, который должен обладать определенными потребительскими свойствами,  т.е. удовлетворять потребности любого человека, столкнувшегося с данной проблемой.

            Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы, все принимавшиеся решения с их обоснованием, все возникшие проблемы и способы их преодоления, анализируется собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов, подводятся итоги, делаются выводы.

           Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной работы и приобретенного опыта.

        Для учителя самым ценным в методе проекта является сам процесс работы, т.к. он представляет собой инструмент, дидактическое средство развития и воспитания детей. Подбирая определенный тип проекта, учитель может управлять активностью учащихся на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него необходимые компетентности.                                    Например, в информационном проекте целью является сбор, оформление и предоставление информации и формируется информационная компетентность.

      Для развития аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации подходят исследовательские проекты. Целью в данном случае является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Основной упор сделан на развитие мыслительной компетентности.

     Часто возникает необходимость совершенствовать практические предметные умения и навыки. В этих случая применяется практико-ориентированный проект, в ходе работы над которым развивается деятельностная компетентность.

     В ходе творческих, ролевых и игровых проектов основное развивающее воздействие будет оказано на коммуникативную компетентность.

    Потенциал проектной и исследовательской деятельности для формирования у учащихся коммуникативных умений велик, т.к. в любом проекте приходится не только работать с информацией, но и организовать деятельность других людей, вовлечь их в работу, сделать ее интересной для всех. Любой проект нуждается в презентации и обратной связи с аудиторией. Эти умения особенно важны для замкнутых, застенчивых подростков, помогут им приобрести и совершенствовать свою коммуникативную компетентность. На основе полученных в результате работы над любым типом проекта языковых, лингвострановедческих и социокультурных знаний у учащихся формируются коммуникативные умения:

  • умение осуществлять устно-речевое общение в различных ситуациях и сферах общения, в том числе умение делать краткие связные сообщения, запрашивать информацию, обсуждать актуальные проблемы, выражать свое мнение, высказывать оценочные суждения;
  • умение воспринимать на слух и понимать краткие сообщения;
  • умение читать и понимать содержание аутентичных текстов с разной глубиной и точностью понимания;
  • умение письменно оформлять и передавать информацию.

    В 2010-2011 учебном году моими учащимися 7в класса был осуществлен научно-исследовательский проект «Следы немецкого языка вокруг нас». В следующем 2011-2012 учебном году эти же ребята, уже ученики 8 класса, подготовили практико-ориентированный проект «Руководство для начинающего путешественника или как осуществить свою мечту».  Сравним этапы работы над этими проектами и их результаты.

   Организуя проектную деятельность, нужно иметь в виду, что учащемуся не может быть предложена работа, для выполнения которой у него нет никаких знаний и умений, т.е. автор должен иметь определенный исходный уровень готовности. И, конечно, проектом не может быть очень знакомая, не требующая поиска новых решений и не дающая возможности приобретения новых знаний работа.

Этапы работы

Исследовательский проект «Следы немецкого языка вокруг нас»

Практико-ориентированный проект «Руководство для начинающего путешественника»          

1.Проблематизация

- зарождение проблемы, создание проблемной ситуации

- наделение проблемы личностным смыслом

- Почему в русском языке так много слов немецкого происхождения?  Какую роль играет немецкий язык в нашей современной жизни? (задача, требующая исследования)

Наличие проблемы вызывает ощущение дисгармонии, стремление ее преодолеть, мотивирует на поиски решения.

- Мы хотели бы организовать путешествие, но не знаем, с чего начать. (Обстоятельства, содержащие противоречие: хотим, но не знаем, как осуществить. Требует поиска решения)

2.Целеполагание.

Образ ожидаемого результата воплощается в проектном продукте.

Цель:  доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.

- Доказать гипотезы:

1.Культура любой страны развивается во взаимодействии с культурой других стран. Т.к. язык является частью культуры, то проникновение ин.языка в родной неизбежно. Заимствованные слова обогащают родной язык.

2.В связи с ростом популярности англ.языка сокращается количество изучающих нем.язык.

- Составить словарь заимствованных из нем.языка слов и советы по изучению ин.языка

Цель:   решение практических задач заказчика проекта.  

 Помочь начинающим путешественникам:

составить инструкцию-алгоритм действий в подготовке к путешествию, маршрут и программу пребывания.

3.Планирование

-предоставить доказательства,  что проблема существует

-выявить причины проблемы

-определить способы решения, найти ресурсы, разработать график

- анкетирование уч-ся и их родителей (популярность языка, трудности в  его изучении)

-анкетирование, анализ результатов, изучение проблемы

- анкетирование уч-ся (желание путешествовать)

4.Реализация плана

-выработка оптимального способа решения проблемы.

Наличие плана, ресурсов, понятной цели. Иногда вносятся изменения в задачи и способы решения проблемы.

-составление словаря заимствованных слов, разработка советов, как изучать иностранный язык

-пошаговое описание действий в подготовке к путешествию, составление маршрута, изучение достопримечательностей, подготовка фильма

5.Самооценка, рефлексия

Высказывать мнение, оценочное суждение

Высказывать мнение, оценочное суждение

6.Презентация найденного способа решения проблемы и самопрезентация собственной компетентности.

Делать связное сообщение, обсуждать проблему, воспринимать на слух, письменно оформлять и передавать информацию, кратко и убедительно представлять работу

Делать связное сообщение, обсуждать проблему, воспринимать на слух, письменно оформлять и передавать информацию, кратко и убедительно представлять работу

 

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в формировании исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку».

Проведенное исследование посвящено выявлению условий организации проектной деятельности в целях формирования исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку.В первой тео...

Использование проектной деятельности в формировании коммуникативной компетентности учащихся 8 – 9 классов С(К)ОУ VIII вида

Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в ...

Использование проектной методики в формировании и совершенствовании основных умений и навыков учащихся на уроках английского языка.

Проектная методика помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Школьное телевидение как способ проектной деятельности для формирования ключевых компетентностей учащихся: информационной и коммуникативной»

Развитие и расширение использования проектной технологии и исследование проблемы эффективности предпрофильного и профильного обучения, включения учащиеся в самостоятельную познавательную деятельность....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Школьное телевидение как способ проектной деятельности для формирования ключевых компетентностей учащихся: информационной и коммуникативной»

Развитие и расширение использования проектной технологии и исследование проблемы эффективности предпрофильного и профильного обучения, включения учащиеся в самостоятельную познавательную деятельность....

«Влияние проектной деятельности на формирование у школьников учебно-исследовательской культуры в процессе обучения истории»

        Самая значимая проблема,  поднятая мной в изучении этого вопроса – это необходимость  развития личности, которая обладает ценностным сознанием, духовной, н...

Доклад на методическом объединении по теме: "Развитие коммуникативных умений и навыков у учащихся в процессе использования информационно-компьютерных технологий в проектной деятельности на уроках биологии".

Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся в проекте "Курение - вред или польза?". Создание, оценка, защита презентаций участников проекта....