Методические приемы и система упражнений, нацеленных на формирование синтаксических и пунктуационных умений у обучающихся
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Система упражнений, направленных на совершенствование синтаксических знаний и умений школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr.docx | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуализация методических приемов и системы упражнений, нацеленных на формирование синтаксических и пунктуационных умений
у обучающихся 9 класса
Не все упражнения и задания, предлагаемые авторами учебников, соответствуют требованиям заданий, предлагаемых во второй части ОГЭ. В связи с этим возникает необходимость в разработке дополнительных комплексов упражнений, формирующих необходимые знания и умения по теме «Синтаксис простого предложения» у школьников.
Для проведения формирующего эксперимента был разработан комплекс упражнений и заданий, направленный на совершенствование синтаксических умений, полученных обучающимися девятого класса при обучении в восьмом классе, с учетом специфики предлагаемых на итоговой аттестации заданий, а также на предупреждение и устранение ошибок при выполнении заданий в формате ОГЭ.
Занятия проводились на элективном курсе в системе подготовки к ОГЭ, некоторые задания отрабатывались на уроках.
В ходе формирующей части эксперимента использовались разнообразные методы обучения и виды работы. Основу формирующего эксперимента составила система упражнений, направленных на совершенствование синтаксических знаний и умений школьников.
Методы обучения, используемые при подготовке к заданиям:
- словесные (беседа, рассказ, объяснение),
- наглядные (иллюстрация),
- практические (упражнение, практические работы, дидактические игры),
- использовались различные формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в группах, фронтальная работа.
Система работы по подготовке к ОГЭ
1) Создание методической базы.
- приобретение пособий ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Учебные пособия содержат варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме в 9-м классе
- создание банка тестовых заданий
Виды тестов:
- с выбором ответов и без выбора ответов,
- с развёрнутым ответом,
- на соответствие,
- на заполнение пропусков,
- на установление истинности или ложности,
- на понимание текста.
2) Создание индивидуальных папок для обучающихся «Готовимся к ОГЭ»
(Схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки, алгоритмы выполнения разборов и заданий)
3) Система упражнений на отработку навыка синтаксического и пунктуационного анализа.
В целях осознанного применения теоретических сведений по синтаксису в умении анализировать языковые единицы, применять правила постановки знаков препинания нами была разработана система упражнений, включающая следующие типы упражнений:
Синтаксические упражнения
I. Упражнения аналитического типа, направленные на развитие умения распознавать синтаксические конструкции:
- назвать (выписать) указанные синтаксические конструкции;
- выполнить схемы синтаксических конструкций;
- установить соответствие схем и конструкций;
- сгруппировать данные конструкции в соответствии с указанными типовыми значениями;
- сгруппировать предложения по общности интонации (мелодика речи, ритм, интенсивность, темп, тембр, логическое ударение);
- проанализировать информацию, отраженную в схемах предложений;
- сравнить схемы предложений, выявить общее и специфичное;
- охарактеризовать предложение по его схеме;
- из ряда данных выбрать конструкцию, уместную в указанном стиле речи;
- произвести полный или частичный синтаксический разбор;
- определить синтаксическую доминанту текста указанного типа речи;
- охарактеризовать синтаксические конструкции текста определенного жанра и стиля речи;
- выявить синтаксические средства связи предложений в тексте.
II. Упражнения аналитико-синтетического типа, направленные на формирование и совершенствование синтаксического строя речи учащихся:
- составить предложения по аналогии с данными;
- преобразовать данные конструкции в указанные;
- заменить конструкции синонимичными, определить сферу их употребления в речи;
- выполнить схемы данных предложений, по ним составить собственные;
- охарактеризовать названный предмет речи в соответствии с указанным значением грамматической основы;
- воспроизвести предъявленный текст, сохранив его синтаксические особенности;
- восстановить отсутствующие части текста с учетом синтаксической доминанты имеющихся частей;
- продолжить текст по его началу, сохранив его синтаксическую доминанту.
III. Упражнения творческие, направленные на формирование коммуникативных умений:
- составить предложения указанной структуры, целевой установки и ритмо-мелодического рисунка;
- указанные типовые значения и отношения выразить синонимичными синтаксическими конструкциями;
-по представленным схемам составить связное высказывание определенного типа речи;
- по опорным словам составить текст указанного типа и стиля речи;
отредактировать негативный текст, устранив синтаксический монотон;
подготовить связное высказывание на указанную тему определённого типа и стиля речи.
Ⅳ. Упражнения, направленные на формирование устойчивого пунктуационного навыка:
1) Списывание
а) неосложненное:
прочитать текст; установить соответствие/несоответствие интонации и пунктуации; списать;
списать текст, установить функцию знаков препинания;
найти структурно-смысловой отрезок и определить, какое значение он выражает;
перечислить условия выбора места для знаков препинания;
с помощью схем или буквенных обозначений объяснить постановку знаков препинания.
б) осложненное:
- выделить знаками препинания дополнительные сообщения, имеющие указанные значения;
разделить знаками препинания равноценные сообщения;
переставить указанный структурно-смысловой отрезок, следя за соблюдением пунктуационной нормы;
включить в предложение необходимый структурно-смысловой отрезок, выделить его знаками препинания в соответствии с действующей нормой;
списать текст, расставляя знаки препинания, разделяющие и выделяющие.
2) Диктанты, в том числе графический.
Основная цель графического диктанта - развитие упреждающей памяти учащихся, умения на слух мысленно составлять схему предложения.
Использовались несколько вариантов графического диктанта:
- чтение предложений сопровождается вычерчиванием их графических схем.
- прослушав предложение, ученик составляет схему, затем записывает предложение.
- прослушав предложение, ученик вычерчивает его схему, потом по этой схеме составляет свое предложение.
3) Упражнения по пунктуации в связи с составлением отдельных предложений:
- составить предложения указанной структуры из данных элементов;
- дополнить данную запись до предложения;
- составить предложения по схемам;
- составить предложения по опорным словам;
- составить предложения по данной пунктуационной теме;
- составить предложения по ситуации, или "немой" диктант.
4) Упражнения по пунктуации в связи с составлением текстов:
- диктант с элементами изложения;
- свободный диктант;
- диктант с продолжением;
- изложение (подробное, выборочное);
- сочинение по данному началу;
- сочинение по картине.
5) Пунктуационный разбор
От знака препинания:
- называется знак препинания и определяется его функция;
читается пунктуационно-смысловой отрезок, выделяемый знаками препинания, или отрезки, отделяемые друг от друга;
графически обозначаются условия выбора знаков препинания.
От пунктуационно-смыслового отрезка:
читаются пунктуационно-смысловые отрезки и определяется их значение;
называются знаки препинания, которыми отрезки разделены или выделены;
графически обозначаются условия пунктуационной нормы.
6) Работа на редактирование языкового материала с пунктуационными ошибками:
Выписать предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка, без неправильно употребленного знака препинания, подчеркнув пунктуационно значимый пробел. Произвести письменный синтаксический разбор предложения. Составить линейную схему предложения и схемы пунктуационных правил. Вставить, если необходимо, знак (знаки) препинания в записанное предложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации при подборке наглядных материалов для формирования эколого-эстетического воспитания у обучающихся на уроках географии
В статье рассмотрены вопросы экологизации, термин эколого-эстетического воспитания, роль географии в формировании эколого-эстетического воспитания обучающихся на уроках географии. Подробно изложены: м...
Методические приемы и педагогические технологии, связанные с формированием у учащихся критического мышления
Обобщение опыта...
Формирование орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся через применение таблиц, схем, памяток.
Современная система образования требует новых подходов к обучению. Внедрение в школу компьютерных технологий создаёт дополнительные возможности для деятельности учителя по выработке у обучающихся опре...
Статья по РКИ (русский язык как иностранный) на тему: "Система упражнений, направленных на формирование у иностранных учащихся навыков определения рода имён существительных".
В статье рассматриваются проблемы, связанные с разработкой системы упражнений, направленных на обучение иностранных учащихся русской категории рода. Высказывается предположение о том, что типология уп...
Некоторые методические приемы работы с песенным материалом для формирования иноязычных речевых навыков (из опыта работы)
По мнению В. Леви «музыка является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников, представляющая собой сильнейший психологический побудитель, проникающий в по...
Система работы учителя по формированию мотивации изучения английского языка обучающимися начальной школы через создание эффективной образовательной среды
Дaнный проект рекомендовaн в кaчестве методического пособия для учителей aнглийского языкa, рaботaющих в нaчaльной школе, по формировaнию мотивaции изучения aнглийского языкa обучaющимися нaчaльной шк...
Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...