ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ
методическая разработка по физике (8, 9 класс)

Третьяков Юрий Николаевич

Задача первостепенной значимости обучения - это воспитание активности и самостоятельности учащихся. Обучение не может быть успешным, если мы не вооружаем учащихся системой умений и навыков учебного труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_u_uchashchihsya_uchebnyh_umeniy.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

Ю.Н.ТРЕТЬЯКОВ

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ

Задача первостепенной значимости обучения - это воспитание активности и самостоятельности учащихся. Обучение не может быть успешным, если мы не вооружаем учащихся системой умений и навыков учебного труда. От сформированности этих умений в значительной мере зависит обучаемость учащихся, темпы переработки и усвоения ими научной и технической информации и в конечном итоге качества их знаний. Для успешного формирования умений важна целенаправленная, согласованная работа всего педагогического коллектива. Учебных умений много мы остановимся на измерительных и экспериментальных умениях, необходимых при изучении математического цикла и физики. Измерения приходится выполнять в процессе наблюдений и опытов, на основе которых формируются новые понятия, устанавливаются новые для учащихся закономерности. Так на уроках физики школьники знакомятся с измерениями массы и веса тела, плотности вещества, силы и т.д. Чем подробнее рассматриваются все элементы (операции), из которых складывается действие измерения на начальном этапе его формирования, чем тщательнее выполняют учащиеся каждую из операций, тем быстрее овладевают умением, тем выше уровень его усвоения. Более глубокие знания о сущности явлений и свойства предметов могут быть получены с помощью эксперимента.

Экспериментальный метод даёт возможность установить причино-следственные связи между явлениями, связь между величинами, характеризующими свойства тел и явлений. Научному эксперименту, как правило, предшествует умозаключение в виде гипотезы о том, что должно произойти при определённых действиях. На этой основе моделируются содержание, ход эксперимента и его цель. Эксперимент включает наблюдения, измерения и запись результатов наблюдений и измерений. Завершающей частью является теоретический анализ и математическая обработка результатов измерений.

Так на уроках физики в десятом классе при изучении явлений магнитной индукции; наблюдение интерференции и дифракции света; определение длины световой волны с помощью дифракционной решётки; определение индуктивности катушки и т.д. Вырабатываются умения использовать в лабораториях условиях различные приборы и инструменты: выполнять весь эксперимент самостоятельно и творчески относиться к делу. Таким образом, сформированность у учащихся познавательных умений могут применяться ими в работе по самообразованию, в практической деятельности и при изучении других учебных дисциплин. Применение общего подхода к формированию у учащихся умений и навыков являются одним из важных условий дальнейшей интенсификации учебного процесса, ускорение темпов овладения знаниями и умениями.

Отсюда вытекает требование сочетать в обучении факторы интенсификации и оптимизации, позволяющие в каждой ситуации выбирать наилучший вариант интенсивного построения учебного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у учащихся практических умений и навыков в опасных и чрезвычайных ситуациях

Специфика учебного процесса по предмету ОБЖ в школе заключается в том, чтобы не только дать учащимся знания в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и сформировать у них практические у...

Система работы по формированию общеучебных и специальных умений учащихся в процессе оптимального сочетания разных форм учебной работы на уроках истории

Проблема формирования общеучебных и специальных умений в современных социально-экономических условиях....

Формирование у учащихся пунктуационных умений

В этой статье рассказывается о формировании у учащихся пунктуационных умений....

Использование потенциала учебно-исследовательской и проектной деятельности для формирования у учащихся коммуникативных умений

В статье рассматривается вопрос использования в учебном процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности на примере двух ученических проектов....

Теория и практика формирования общих учебных умений, способов учебной деятельности учащихся в условиях специального ( коррекционного) образования.

В представленной работе описаны теория и практика организации образовательного процесса по изучению естествознания в условиях корекционной школы 8 вида. Возможно. что этот материал будет полезен для у...

«Формирование у учащихся учебно - исследовательских умений и навыков в условиях перехода на стандарты II поколения»

В школьном возрасте дети проводят большую часть своего времени с нами, учителями. Значит, от нас во многом зависит, вырастут ли они пессимистами и нытиками или уверенными в себе и своем завтра людьми,...

«Формирование универсальных учебных умений учащихся на уроках химии» (2020-2021 учебный год)

В современном мире количество информации нарастает колоссальными темпами. Очевидно, что ученик со временем забудет специфические знания, полученные на уроках химии, но сформированное мировоззрение и к...